Научная статья на тему 'Опросник экспресс-диагностики отчужденности личности и его апробация'

Опросник экспресс-диагностики отчужденности личности и его апробация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева И.С.

В статье представлены процедура и результаты апробации опросника экспресс-диагностики отчужденности личности. В результате эмпирических исследований было выявлено, что опросник обладает данными надежности и валидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE THE EXPRESS TRAIN-DIAGNOSTICS OF ESTRANGEMENT OF THE PERSON AND ITS APPROBATION

In article procedure and results of approbation of a questionnaire the express train-diagnostics of estrangement of the person are presented. As a result of empirical researches it has been revealed, that the questionnaire possesses data of reliability and validnosti.

Текст научной работы на тему «Опросник экспресс-диагностики отчужденности личности и его апробация»

ОБРАЗОВАНИЕ

ОПРОСНИК ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ОТЧУЖДЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Гусева И.С.

В статье представлены процедура и результаты апробации опросника экспресс-диагностики отчужденности личности. В результате эмпирических исследований было выявлено, что опросник обладает данными надежности и валидности.

QUESTIONNAIRE THE EXPRESS TRAIN-DIAGNOSTICS OF ESTRANGEMENT OF THE PERSON AND ITS APPROBATION

Guseva I.S.

In article procedure and results of approbation of a questionnaire the express train-diagnostics of estrangement of the person are presented. As a result of empirical researches it has been revealed, that the questionnaire possesses data of reliability and validnosti.

Введение. В процессе исследования отчужденности личности учитывая актуальность данной проблематики в обществе в целом, и в научном исследовании в частности сначала возникла необходимость в создании комплексного метода исследования отчужденности личности, который позволил бы изучить данный феномен с разных сторон [1,2,3,4, 5], а затем в частных психодиагностических целях создать опросник экспресс-диагностики отчужденности личности, которая с одной стороны упрощая процедуру диагностики, позволяет акцентировать внимание на характере вклада каждого показателя в структуру отчужденности личности, увеличивая тем самым прогностическую валидность измерения, а с другой - способствует более качественному анализу отношений между параметрами структуры отчужденности личности и внешними условиями. Таким образом, целью данного исследования и конктерной статьи выступает экспресс-диагностика компонентов отчужденности личности.

Выборочная совокупность и методы исследования. В исследовании принимали

участие студенты педвуза разных специальностей и направлений в возрасте 16-46 лет (в среднем 19 лет) с 1 по 5 курс, очной и заочной формы обучения, общей численностью 236 человек. Опросник состоит 8 основных шкал сгруппированных по 4 областям анализа. Шкалы содержат по 4 пункта-утверждения, которые предполагают 5 вариантов ответов (5-полное да, 4-более да, чем нет, 3-трудно сказать (неразличимо), 2-более нет, чем да, 1-полное нет) в зависимости от степени принятия их испытуемыми.

Результаты и их обсуждение. Психометрические свойства опросника «ДОЛ-32». По результатам проведенной процедуры стандартизации методики, с помощью методов корреляционного анализа Пирсона, дисперсионного (АЫОУА), факторного анализа, критерия расчета альфа Кронбаха и ^критерия Стъюдента было получено подтверждение основных ее видов валидности (содержательная, структурная, конструкт-ная по внутренней согласованности и конвергентная) и данных надежности (критерия расчета альфа Кронбаха).

Таблица 1: Двухфакторная модель структуры параметров опросника «Диагностики отчужденности личности» (ДОЛ-32) (метод главный компонент, Уаптах после вращения, N=236)

Компоненты Составляющие Факторы после вращения

F1 F2

Направленность личности к себе и другим людям Не критичность 0,78 0,16

Критичность -0,07 -0,45

Замкнутость 0,80 0,22

Открытость -0,16 -0,81

Психологическая защита Уход 0,82 0,22

Агрессия 0,49 0,16

Бегство во внутренний мир 0,78 0,08

Гармоничные отношения с внешним миром -0,25 -0,74

Общая дисперсия 2,85 1,55

Доля общности 0,36 0,19

Примечание: значимые веса выделены жирным шрифтом и округлены до двух знаков после запятой.

1. Содержательная валидность проводилась нами для определения соответствия пунктов-утверждения изучаемой проблематики. Для ее определения используется метод экспертных оценок [6,7,8,9]. В оценке утверждений принимали участие 5 экспертов, которым предлагалось оценить выраженность параметров отчужденности в виде оценок от 1 до 5. Экспертные оценки подвергались статистической обработке, в результате которой был получен коэффициент альфа Кронбаха вычисленный по отдельным пунктам опросника, полученные коэффициенты которого лежат в диапазоне от 0,53 до 0,73. Полученный коэффициент глобальной меры согласованности экспертов составил 0,69, что соответствует глобальной оценки 4 присвоенной экспертами за утверждения опросника.

2. Структурная валидность определялась с помощь факторного анализа. В результате факторизации была образована двухфакторная модель структуры опросника с применением критерия Кайзера. Результаты факторного анализа свидетельствуют о наличии внутренней структуры опросника, и подтверждает гипотезу о распре-

делении параметров по двум полюсам - «отчужденность» и «отсутствие отчужденности» (см. табл.1.).

Первый фактор (36%) с учетом максимальных нагрузок этот фактор можно обозначить «Уход от внешнего мира по причине закрытости от других людей». Итак, при отчужденности личность склонна уходить в свой внутренний иллюзорный мир, чтобы скрыться от других и жить по собственным законам. Такие люди склонны к замкнутости, необщительности, не критичности к себе, склонны проявлять агрессию по отношению к внешнему миру.

Второй фактор (19%) с учетом максимальных нагрузок был назван «Закрытость по причине отсутствия гармоничных отношений с внешним миром».

3. Конструктная валидность по внутренней согласованности опросника. Проверка конструктной валидности по внутренней согласованности осуществлялась корреляционным анализом показателей опросника. Корреляционному анализу подвергались параметры внутри каждого компонента. Полученные коэффициенты корреляции между шкалами свидетельствуют о

наличии связей и общности между пунктами опросника. Итак, положительные корреляции между не критичностью и закрытостью по отношению к другим людям (г=0,60***), указывают на то, что чем больше люди не склонны к самоанализу и самопознанию, тем более они закрыты, не контактны и не общительны с другими. Этот результат был подтвержден однофак-торным дисперсионным анализом F(13,222)=11,04, при р=0,00, где с увеличением не критичности людей по отношению к себе, возрастает их степень закрытости по отношению к другим людям. Далее не критичность имеет положительную и устойчивую связь с уходом от внешнего мира (г=0,62***), где, чем больше люди не склонны к самопознанию и рефлексии, тем они более склонны к уходу в свой внутренний, иллюзорный мир. Что так же подтверждается однофакторным дисперсионным анализом (Т(13,222)=П,91, при р=0,00), где с увеличением не критичности возрастает склонность к уходу в свой внутренний, иллюзорный мир. Кроме того, не критичность к себе положительно коррелирует с агрессией по отношению к внешнему миру (г=0,29**), где, чем выше не критичность к себе, тем больше агрессивность по отношению к внешнему миру. Однофакторный дисперсионный анализ, указывает на увеличение не критичности к себе и другим в связи с возрастанием агрессии по отношению к внешнему миру ^(10,226)=2,26, при р=0,02). Также были выявлены положительные корреляции между не критичностью и бегством во внутренний мир (г=0,45***), которые указывают на взаимосвязь неуверенности в себе и отсутствие рефлексии со склонностью жить в своем внутреннем мире со своими законами, нормами поведения и образом жизни. Следуя этой логики, чем выше не критичность к себе и другим людям, тем больше склонность к бегству в свой внутренний мир. Однофакторный дисперсионный анализ подтверждает полученный результат

а И.С.

F(13,222)=6,35, при р=0,00, где с увеличением не критичности к себе и другим возрастает склонность к бегству в свой внутренний мир. Далее отдельно бы хотелось отметить, не критичность положительно коррелирует с общим суммарным показателем отчужденности (г=0,80****). Данный факт указывает на то, что закрытость от других людей, уход от внешнего мира, бегство во внутренний мир играют определяющую роль в проявлении не критичности. Данный результат также подтверждается однофакторным дисперсионным анализом F(47,188)=9,72, при р=0,00, где с увеличением общей отчужденности личности возрастает ее не критичность к себе и другим людям. Далее выявленная положительная корреляционная связь между критичностью к себе и общим суммарным показателем отсутствия отчужденности личности (г=0,61***) указывает на то, что чем выше критичность к себе, тем больше показатель отсутствия отчужденности личности. Данный факт также подтверждается од-нофакторным дисперсионным анализом ^(12,223)=12,92, при р=0,00), где с увеличением выраженности способности к самовосприятию, самопознанию своей собственной психики и к анализу ее содержания связано возрастание отсутствия отчужденности личности. Далее была выявлена положительная корреляция между закрытостью по отношению к другим людям и уходом от внешнего мира (г=0,59***), которая указывает на то, что чем больше люди склонны закрываться от других, тем больше они стремятся уходить от окружающей реальности, ограждаться от нее. Этот факт получил тоже подтверждение с помощью применения однофакторного дисперсионного анализа (Р(14,221)=9,81, при р=0,00), где с увеличением закрытости по отношению к другим людям происходит увеличение стремления к уходу от внешнего мира в свой внутренний мир. Положительная корреляция между закрытостью по отношению к другим людям и агрессией (г=0,39***)

указывает на то, что чем больше люди склонны закрываться от других людей, тем больше они склонны проявить агрессию по отношению к внешнему миру (Б(14,221)=3,88, при р=0,00). Закрытость по отношению к другим людям положительно коррелирует с бегством во внутренний мир (г=0,53***), которая указывает на то, что чем больше закрытость от других, тем больше склонность к бегству в свой внутренний мир. Проведенный же однофактор-ный дисперсионный анализ указывает на увеличение закрытости по отношению к другим людям в связи с возрастанием склонности у людей к бегству в свой внутренний мир ^(14,221)=7,89 при р=0,00). Отдельно хотелось бы отметить, что закрытость по отношению к другим людям положительно коррелирует с общим суммарным показателем отчужденности личности (г=0,82****), которая указывает на то, что чем выше закрытость от других, тем большая общая отчужденность личности. Одно-факторный дисперсионный анализ также, подтверждая полученный результат, указывает на увеличение закрытости от других людей в связи с возрастанием общей отчужденности личности ^(14,221)=34,33 при р=0,00). Открытость по отношению к другим людям положительно коррелирует с параметром гармоничные отношения с внешним миром (г=0,42***), указывает на то, что чем больше люди открыты по отношению к другим людям, тем больше они склонны выстраивать гармоничные отношения с внешним миром. Однофакторный дисперсионный анализ же указывает на то, что с увеличением открытости к другим людям отношения с внешним миром становятся более гармоничными ^(14,221)=4,87 при р=0,00). Кроме того, открытость по отношению к другим людям положительно коррелирует с общим суммарным показателем отсутствия отчужденности личности (0,66****), который указывает на то, что чем больше открытость к другим людям, тем больше общий пока-

затель отсутствия отчужденности личности. Данный результат подтверждает одно-факторный дисперсионный анализ, который указывает на то, что с увеличением открытости к другим людям возрастает общее отсутствие отчужденности личности ^(14,221)=14,00 при р=0,00). Уход от внешнего мира положительно коррелируя с агрессией к внешнему миру (0,30***), указывает на то, что чем больше люди стремятся к уходу от внешнего мира в свой внутренний мир, тем больше они склонны проявлять агрессию по отношению к окружающему миру. Дисперсионный анализ также указывает на то, что с увеличением склонности людей к уходу в свой внутренний мир увеличивается их агрессия по отношению к внешнему миру ^(16,219)=2,80 при р=0,00). Далее была выявлена положительная корреляция между уходом от внешнего мира и бегством во внутренний мир (0,62****), т.е. чем больше уход от внешнего мира, тем больше стремление людей к бегству в свой внутренний мир, где они склонны жить по собственным законам и нормам поведения. Данный факт также подтверждается однофакторным дисперсионным анализом, по результатам которого с увеличением стремления к уходу людей от внешнего мира возрастает их склонность к тому, чтобы оградиться от внешнего мира, создавать свой иллюзорный мир с собственными законами и нормами поведения ^(16,219)=11,44 при р=0,00). Отдельно хотелось бы отметить, что уход от внешнего мира положительно коррелирует с общим суммарным показателем отчужденности личности (0,87*****), что указывает на особую значимость и решающую роль ухода от внешнего мира в общей отчужденности личности. А именно: чем больше уход от внешнего мира, тем больше общая отчужденность личности от себя, других людей и общества в целом. Однофакторный дисперсионный анализ, подтверждая данный факт, указывает на то, что с увеличением стремления людей к уходу в свой самостоятель-

но созданный иллюзорный мир возрастает их общая отчужденность личности от себя, других людей и общества в целом (Б(16,219)=50,60 при р=0,00). Агрессия по отношению к внешнему миру положительно коррелирует с не критичностью к себе (0,29***), которая указывает на то, что чем больше агрессия по отношению к внешнему миру, тем больше не критичность к себе. Данный факт подтверждается однофактор-ным дисперсионным анализом, где с увеличением агрессии и злобы у людей по отношению к внешнему миру возрастает их не критичность к себе, отстранённость от себя, других людей и общества в целом ^(13,222)=2,09 при р=0,00). Далее агрессия по отношению к внешнему миру положительно коррелирует с бегство во внутренний мир (0,24***), где, чем выше агрессия к внешнему миру, тем больше склонность к бегству в свой внутренний мир. Проведенный однофакторный дисперсионный анализ также подтверждает увеличение у людей агрессии и злобы по отношению к внешнему миру в связи с их склонностью к созданию своего собственного внутреннего мира, ^(10,225)=2,05 при р=0,00). Кроме того, агрессия по отношению к внешнему миру положительно коррелирует с общим суммарным показателем отчужденности личности (0,37***), который указывает на то, что чем больше агрессия к внешнему миру, тем больше общий суммарный показатель отчужденности личности. Полученный результат подтверждается однофакторным дисперсионным анализом, где с увеличением у людей агрессии по отношению к внешнему миру возрастает их общая отчужденность личности от себя, других людей и общества в целом ^(16,219)= 2,62при р=0,00). Необходимо отметить, что параметр бегство во внутренний мир положительно коррелирует с общим суммарным показателем отчужденности личности (0,80****), который указывает на то, что чем больше люди склонны к бегству во внутренний мир, тем больше их

а И.С.

общая отчужденность личности от себя, других людей и общества в целом. Одно-факторный дисперсионный анализ же указывает на то, что с увеличением склонности людей к бегству во внутренний мир, возрастает их общая отчужденность личности от себя, других людей и общества в целом ^(16,219)=28,69 при р=0,00). Также гармоничные отношения с внешним миром положительно коррелируют с открытостью по отношению к другим людям (0,42***), где, чем выше гармоничнее отношения с внешним миром, тем больше открытость по отношению к другим людям. Однофактор-ный дисперсионный анализ также, указывает на взаимосвязь между гармоничными отношениями с внешним миром и открытостью к другим людям, где с увеличением гармоничных отношений с внешним миром возрастает открытость по отношению к другим людям ^(14,221)=4,20 при р=0,00). Гармоничные отношения с внешним миром положительно коррелирует с общим суммарным показателем отсутствия отчужденности (0,61***), который указывает на то, что, чем более гармоничны отношения с внешним миром, тем больше общий показатель отсутствия отчужденности личности. Полученный результат также был подтвержден однофакторным дисперсионным анализом, где с увеличением гармоничности отношений с внешним миром у людей возрастает их общее отсутствие отчужденности личности ^(14,221)=10,97 при р=0,00).

4. Конвергентная валидность. Подбор методик для валидизации «ДОЛ-32» осуществлялся с учетом существования основных и дополнительных шкал, а также суммарных показателей по каждому блоку опросника для более детального описания содержания феномена отчужденности личности. Для проверки конвергентной валидности методики «Диагностики отчужденности личности-32» мы его факторизовали с результатами «Опросника диагностики отчужденности личности». Данные фактори-

зовались методом главных компонент после вращения по Кайзеру. После вращения выделилось два фактора, общий процент объяснимой дисперсии составляет 57%. Необходимо отметить, что переменные, вошедшие в первый фактор (37%), указывает на общность методических приемов по опроснику «ДОЛ-32», характеризуя полюс отчужденности личности, а переменные, вошедшие во второй фактор - отсутствие отчужденности. Полученный результат говорит о валидности «ОДОЛ» и возможности его самостоятельного применения в психодиагностических целях.

5. Надежность. Для определения надежности пунктов опросника осуществлялся с помощью применения критерия альфа Крон-баха. Коэффициенты надежности альфа Кронбаха были рассчитаны отдельно для

каждого пункта-утверждения. Все полученные коэффициенты оказались достаточно надежными, так как оказались равными 0,65 при п=236, что свидетельствует о гомогенности и внутренней согласованности пунктов опросника. Этот результат находится в диапазоне от 0,65-0,99 [7,8,9]. Полученный результат свидетельствует о гомогенности и внутренней согласованности утверждений опросника.

Выводы: 1. Опросник «ДОЛ-32» соответствует параметрам надежности и валид-ности, что дает возможность его использования в исследовательских целях; 2. Данный способ представления четырехуровневой структуры отчужденности личности позволяет акцентировать внимание на вкладе каждого показателя в структуру опросника, а с другой стороны способствует ка-

чественному анализу отношений между параметрами отчужденности личности и внешними условиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Силяева А.А. Структурно-функциональная модель отчуждения подростков / Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия «Психологические науки». - №3.-2007. -М.: Изд-во МГОУ - 400 с.

2. Гусева И.С. Проблема исследования отчуждения личности //Личность: проблемы, факты, анализ: сборник научных трудов. Книга 2 / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»/ ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2010-136 с.

3. Гусева И.С. Феноменологический опросник отчуждения личности: построение и его валидизация //Личность: проблемы, факты, анализ. Книга 3/ Урал. гос. пед. ун-т; Под ред. В.П. Бояринцева, И.С. Гусевой.- Екатеринбург, 2011 - 124 с.

4. Гусева И.С. Психологическая структура отчуждения личности.// Педагогическое образование / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2012, №2 -268с.

5. By Johnson, Edna B. Cognitive age: understanding consumer alienation in the mature market./ / Review of Business, Friday, March 22, 1996.

6. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384с. // http:// www.koob.ru

7. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: учеб. пособие изд. 3-е пере-раб.- Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002.-208 с.

8. Смирнов А.В. Опросник диагностики аддикций «ОДА-2010» / Методическое пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - 200 с.

9. Смирнов А.В. Технологии и методы оценки проф. подготовки и компетентности выпускников Вуза / Метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 2009.-128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.