Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.В. Сергета, А.Г. Сухарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental design for organizing the activity of 14-17-year-old adolescents was proposed. The design includes various exercises, games, visual promotion, etc. The rational organization of leisure time will make goal-oriented correction of adolescents’ personal traits and exert a positive effect on the processes of their formation.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ»

«3 И. В. СЕРГЕТЛ, Л. Г. СУХАРЕВ, 1996 УДК 613.06-07

И. В. Сергета, А. Г. Сухарев

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ

Винницкий медицинский университет; Российская медицинская академия последипломного образования Минздравмедпрома РФ. Москва

Среди ведущих факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в условиях интенсификации учебного процесса, коренного изменения его содержания и широкого внедрения новых перспективных форм школьного образования особое место занимают учет особенностей нервно-психического развития учащихся, изучение уровня их психического здоровья, разработка мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пограничных невротических и личностных расстройств [3, 4].

Клинические проявления пограничных состояний многообразны, разнородны по своему происхождению и патогенетическим механизмам, имеют как склонность к прогрессирова-нию, так и тенденцию обратимости. Тем не менее общей отличительной чертой пограничных расстройств, занимающих промежуточное положение между болезнью и здоровьем, является то, что каждое из них определяется совокупностью личностных особенностей и содержит в себе истоки дезадаптации, нервно-психической неустойчивости и психосоматических расстройств

II, 6].

К числу наиболее характерных черт донозоло-гических нервно-психических нарушений относят формирование так называемых невротических характерологических радикалов, манифестными формами проявления которых являются склонность к интровертированному поведению и самообвинениям, повышенный нейротизм, недостаточная общительность, эмоциональная неустойчивость, социальная робость, напряженность [2, 5].

Наиболее резко выраженные пограничные нервно-психические нарушения наблюдаются в подростковом возрасте, представляющим собой сложнейший этап психологической перестройки организма, обусловленный взаимодействием биологического и социального рядов развития: полового созревания и специфической фазы социализации личности, связанной с выбором профессии и расширением общественно-политических ролей [3].

Мы изучали личностные особенности организма подростков 14—17 лет, а также разрабатывали комплекс психогигиенических мероприятий, способствующих их коррекции.

Программа исследования предусматривала лонгитудинальное изучение свойств темперамента (экстравертарованность, нейротизм, тревожность) и характерологических особенностей подростка 14—17 лет с помощью личностных опросников X. Айзенка, Ч. Д. Спилбергера, а также модифицированной формы многофакторного личностного опросника ИРГ

Экспериментальный режим суточной деятельности подростков группы вмешательства (69

школьников) предусматривал широкое применение разнообразных психогигиенических мероприятий, прежде всего упражнений психофизической тренировки, психотехнических игр, тренировки зрительного анализатора. Кроме того, весьма характерной особенностью опытной группы школьников являлось повышение до оптимальных ¡величин их двигательной активности в суточном цикле за счет рациональной организации внеучебной деятельности. Режим суточной деятельности подростков группы контроля (60 учащихся) был традиционным.

Анализ показателей экстравертированности учащихся свидетельствовал, что наиболее характерным для современных подростков был средний ее уровень и соответственно высокая общительность, хорошая приспособляемость к условиям окружающей среды, в первую очередь к социальным условиям жизни, открытость в чувствах и в то же время недостаточный самоконтроль, отсутствие обязательности (табл. 1). Кроме того, исходные результаты позволили утверждать, что в возрасте 14—15 лет существуют определенные половые различия в структуре индивидуально-типологических особенностей организма, в том числе и экстравертированности, уровень которой у девушек был выше, чем у юношей. В динамике обучения показатели экстравертированности школьников практически не изменялись.

Таким образом, исследуемая психофизиологическая функция была жестко детерминирована генетическим кодом развития организма, а степень ее выраженности имела четкую взаимосвязь со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения — торможения в центральной нервной системе, уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Такое суждение подтверждали и результаты изучения степени экстравертированности учащихся в условиях эксперимента, в ходе которого существенных изменений показателей обнаружено не было.

В соответствии с двухфакторной моделью структуры личности для полной и всесторонней оценки свойства темперамента наряду с исследованием экстравертированности необходим тщательный анализ характеристик нейротизма подростков, объединяющим такие психические проявления, как эмоциональная лабильность, напряженность, раздражительность и депрессив-ность.

Результаты изучения показателей нейротизма подростков 14—15 лет свидетельствовали, что его исходный уровень находился на границе средних и высоких величин. В дальнейшем наблюдалось существенное повышение степени невротизации

Таблица I

Свойства темперамента подростков в динамике обучения (М ± т)

Группа Период п - Свойства темперамента, усл. ед.

исследований Э Н СТ лт

Группа контроля Группа вмешательства

Начало Конец Начало Конец

60 56 69 53

12,9 ± 0,4 12,4 ± 0,5 12,4 ± 1,1 12,6 ± 0,6

13,6 ± 0,5 15,5 ± 0,5 12,0 ± 0,5 11,3 ± 0,6

40.8 ± 1,2

46.9 ± 1,1 39,0 ± 0,9 39,9 ± 1,2

45,1 ±0,9 46,4 ± 0,9 45,0 ± 0,8 41,7 ± 1.2

Приме чание.Э — экстравертированность; Н — нейротизм; СТ — ситуативная тревожность; ЛТ — личностная тревожность.

личности учащихся группы контроля. В то же время внедрение экспериментальной программы организации свободного времени школьников оказывало выраженное психокорректи-рующес воздействие, что подтверждало снижение уровня нейротизма с 12,0 ± 0,5 до 11,3 ± 0,6 усл. ед. (5,8%).

Анализ показателей личностной и ситуативной тревожности при традиционном режиме обучения и неупорядоченной внеучебной деятельности свидетельствовал о значительном повышении ее уровня в динамике наблюдений. В первую очередь это относилось к ситуативной тревожности и отображало процессы перестройки личности неблагоприятного характера и содержания, в частности резкое повышение удельного веса выраженных эмоциональных реакций в ответ на предъявление стрессовых раздражителей. Увеличение уровня личностной тревожности было менее значительным, но и оно имело место. В целом же уровень реактивной тревожности увеличивался с 40,8 ±1,2 до 46,9 ±1,1 усл. ед. (14,9%), уровень личностной — с 45,1 ± 0,9 до 46,4 ± 0,9 усл. ед. (2,9%). Внедрение экспериментальной модели организации внеучебной деятельности приводило к существенному снижению общего уровня тревожности прежде всего за счет ее личностной компоненты с 45,0 ± 0,8 до 41,7 ± 1,2 усл. ед. (7,6%). Следовательно, основанное на физиолого-гигиениче-ских принципах упорядочение свободного времени резко снижает вероятность формирования невротических радикалов в структуре свойств темперамента учащихся и соответственно предупреждает развитие нервно-психических заболеваний среди подростков.

Использование модифицированного многофакторного личностного опросника РР1 дало возможность провести комплексный анализ характерологических свойств организма подростков.

Результаты исследований личностных особенностей учащихся контрольной группы позволили создать своеобразный обобщенный психологический портрет современного подростка-старшеклассника, наиболее характерными чертами личности которого являлись высокая степень невротизации, депрессивности, раздражительности, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности и открытости, средний уровень уравновешенности, общительности, спонтанной агрессивности и застенчивости (табл. 2). При этом выраженность выделенных негативных характеристик личности в динамике обучения существенно возрастала, а для некоторых из них (невротичность, депрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность) именно подростковый возраст был периодом наиболее неблагоприятных сдвигов.

Экспериментальная программа организации внеучебной деятельности, как и в предыдущем случае, оказывала выраженное благоприятное воздействие на процессы формирования характерологических особенностей организма школьников. В динамике исследований на фоне стабилизации показателей спонтанной и реактивной агрессивности, раздражительности, общительности, уравновешенности и эмоциональной лабильности наблюдали заметное уменьшение показателей невротичности, депрессивности, застенчивости и, наоборот, увеличение открытости. Таким образом, подростковый возраст является периодом активного формирования характерологических свойств и особенностей школьников. Однако традиционные формы обучения и Неупорядоченная внеучебная деятельность способствуют формированию выраженных невротических расстройств и ряда акцентуаций характера учащихся. В то же время компенсировать свойственные пуберантному периоду тенденции и провести их целенаправленную коррекцию позволяет рациональная, обоснованная с гигие-

Таблица 2

Характерологические особенности подростков в динамике обучения

Группа Период исследований 11 Характерологические особенности, усл. ед.

II СЛ д р У 3 РА О эл

6,9 ± 0,2 6,5 ± 0,3 7,9 ± 0,2 6,8 ± 0,2

7,2 ± 0,2 6,7 ± 0,4 7,9 ± 0,3 7,0 ± 0.3

6,1 ±0,2 5,6 ±0.3 7,2 ±0.3 5.4 ±0.2

6,1 ±0,2 5,1 ±0,2 7,8 ±0,2 5,4 ± 0.3

Примечаиие.Н — невротичность; СА — спонтанная агресивность; Д — депрессивность; Р — раздражительность; У — уравновешенность; 3 — застенчивость; РА — реактивная агрессивность; О — открытость; ЭЛ — эмоциональная лабильность.

Группа Начало

контроля Конец Группа вме- Начало

шательства Конец

54 6,2 ± 0,3 5,7 ± 0,3

48 7,2 ± 0,4 5,7 ± 0,2 63 5,2 ± 0,3 4,8 ± 0,3

49 4,9 ± 0,3 4,9 ± 0,3

6.5 ± 0,3 7,2 ± 0,2 5,2 ± 0,2 6,8 ±0,3 7,9 ±0,4 5,0 ±0,3

5.6 ± 0,3 5,9 ± 0,3 5,3 ± 0,2 5,3 ±0,3 5,9 ±0,2 5,2 ±0,3

нических позиций программа организации свободного времени школьников.

Выводы. 1. Наиболее характерными чертами личности современного подростка являются высокая степень невротизации, тревожности, де-прессивности, раздражительности, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности и открытости, средний уровень уравновешенности, экстравертированности, общительности, спонтанной агрессивности и застенчивости.

2. В традиционных условиях обучения и при неупорядоченной внеучебной деятельности возникают предпосылки для формирования невротических характерологических радикалов, разнообразных личностных расстройств и ряда акцентуаций характера учащихся.

3. Рациональная организация внеучебной деятельности учащихся и в'первую очередь их свободного времени позволили осуществить целенаправленную коррекцию процессов формирова-

ния личностных особенностей подростков, придать им благоприятный характер.

Литература

1. Бачериков Н. Е., Воронцов М. П., Добромиль Э. И. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи. — Киев. 1988.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.

3. Кантонистова Н. С. // Здоровье, развитие, личность. — М., 1990. - С. 257-268.

4. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1989.

5. Хамаганова Т. Г., Уварова Е. В. // Гиг. и сан. — 1981. — № 10. - С. 25-28.

6. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М., 1988.

Поступила 30.01.95

Summary. Experimental design for organizing the activity of 14-17-year-old adolescents was proposed. The design includes various exercises, games, visual promotion, etc. The rational organization of leisure time will make goal-oriented correction of adolescents' personal traits and exert a positive effect on the processes of their formation.

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 19% УДК 612.014.49.06:614.876].08

М. Ф. Лемясев, А. Н. Вараксин, Л. Г. Горбич, В. С. Казанцев, М. Ю. Якушева, А. А. Живодеров, 3. М. Кузнецова

К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ РАДИАЦИИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА РЕКЕ ТЕЧЕ

Уральский государственный медицинский институт, Институт промышленной экологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург

Загрязнение р. Течи жидкими радиоактивными отходами, образующимися в результате деятельности ПО "Маяк", расположенного в Челябинской обл., происходило в период с 1949 по 1955 г. Повышенные уровни радиации поймы р. Теча и донных отложений сохраняются до сегодняшнего дня. В связи с этим актуальным является оценка отдаленных последствий влияния повышенных уровней радиации на здоровье населения, проживающего по берегам этой реки.

Для выявления изменений состояния организма, обусловленных влиянием малых доз радиации, в дан ном исследовании использовали методы донозологической диагностики. Адаптационные возможности организма человека оценивали по методике Р. М. Баевского [1, 2]. При этом рассчитывали индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения на основе определения артериального давления, частоты сердечных сокращений и соматометрических параметров.

Однако радиация является не единственным неблагоприятным фактором, влияющим на адаптационные возможности организма, а действует в комплексе с другими экологическими, соци-ально-гигиеническими, медико-биологическими и производственными факторами. С учетом это-

го выявление влияния радиационного фактора возможно только путем системного анализа всего комплекса факторов, оказывающих влияние на адаптационные возможности. Это позволит оценить роль каждого из них, выделить наиболее приоритетные и обосновать систему адекватных профилактических, реабилитационных и компенсационных мер.

Методы исследования, примененные в данной работе, подробно описаны нами ранее [4]. Как и в предыдущей работе [4], мы обследовали взрослое население (18 лет и старше), проживающее в "основных" и "контрольном" сельских населенных пунктах Катайского района Курганской обл. В качестве "основных" взяты села Верхняя Теча, Казанцево, Анчугово, Шутихин-ское (обследовано 903 человека), расположенные в бассейне р. Течи. В качестве контроля выбрано с. Корюково (обследовано 337 человек), территориально отдаленное от р. Теча, но имеющее однотипные социально-бытовые условия и медицинское обслуживание.

На первом этапе работы проводили оценку средних значений ИФИ (табл. 1). Оказалось, что эти показатели в опытной и контрольной группах статистически значимо не различались, что, разумеется, не может служить основанием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.