УДК 159.922
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
КАК МИШЕНЬ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1
Водяха Сергей Анатольевич1,
канд. психол. наук, доцент, e-mail: [email protected],
Водяха Юлия Евгеньевна1,
канд. психол. наук, доцент, e-mail: [email protected], 1Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
В статье рассматриваются вопросы профилактики употребления подростками и юношами психоактивных веществ в образовательной среде. Авторы рассматривают основные подходы к организации психопрофилактических мероприятий в образовательной среде, направленных на усиление факторов защиты, препятствующих началу употребления и уменьшения факторов риска формирования зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Теоретический обзор, представленный в статье, позволяет детально рассмотреть основные типы несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ. Авторы описывают эмпирическое исследование, в котором приняли участие 120респондентов подросткового и юношеского возрастов из разных федеральных округов РФ. В результате исследования можно сделать вывод, что для каждой из данных групп необходимо выстраивать особую систему психопрофилактических мероприятий. Отличия будут состоять в стратегии превентивных мероприятий в зависимости от типологии склонности к употреблению психоактивных веществ. Основная практическая значимость работ состоит в составлении психологического портрета несовершеннолетних со склонностью к употреблению психоактивных веществ, что позволит сделать последних мишенью психопрофилактических мероприятий.
Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ, образовательная среда, самовоспитание, психологические особенности несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ
PERSONALITY TRAITS OF MINORS AS A TARGET FOR PREVENTION OF THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN THE EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
Vodyakha S.A.1,
PhD in psychology, associate professor, e-mail: [email protected],
Vodyakha Yu.E.1,
PhD in psychology, associate professor, e-mail: [email protected], Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia
The article deals with the problem of preventing the use of psychoactive substances by students in the educational environment. The authors consider the main approaches to the organization of psychoprophylactic measures in the educational environment, aimed at strengthening the protective factors that prevent the start of use and reduce the risk factors for the forming of dependence on psychoactive substances among minors. The theoretical review presented in the article allows us to consider in detail the main types ofminors who are prone to the use ofpsychoac-
1 исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения по теме «научно-методическое обеспечение коррекционных и профилактических программ в сфере употребления несовершеннолетними психоактивных веществ».
tive substances. The authors describe an empirical study in which 120 respondents of adolescent andjuvenile ages
from different federal districts of the Russian Federation took part. As a result of the study, it can be concluded that
for each of these groups it is necessary to create a special system ofpsychoprophylactic measures. The differences
will consist in the strategy ofpreventive measures, depending on the typology of the propensity to use psychoactive
substances. The main practical significance of the study consists in compiling a psychological portrait of minors
with a tendency to use psychoactive substances, which will make the latter a target of psychoprophylactic measures.
Keywords: prevention of the use of psychoactive substances, educational environment self-perfecting, psychological characteristics of minors prone to the use of psychoactive substances
DOI 10.21777/2500-2112-2022-3-7-14
Введение
Данные статистики свидетельствуют о широком распространении употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, об омоложении аудитории со склонностью к вовлечению в процесс употребления. Механизмы вовлечения в употребление психоактивных веществ могут носить как системный характер и зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества, так и происходить стихийно, под воздействием на несовершеннолетних так называемых контекстных условий. Наблюдается появление в российском обществе новых психоактивных веществ. Так, набирают популярность вейп-сообщества с собственной «культурой парения», так или иначе оказывающих воздействие на приобщение несовершеннолетних к демонстративному потреблению психоактивных веществ. В настоящее время приходится говорить о классификации вовлеченных в употребление психоактивных веществ в зависимости от частоты употребления: «воздерживающиеся от употребления», «случайно употребляющие с целью развлечения», «экспериментирующие с психоактивными веществами время от времени», «регулярно употребляющие» (без зависимости, но имеющие проблемы, связанные с употреблением), «зависимые от психоактивных веществ».
Все чаще исследователями (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, И.Б. Орешникова) рассматривается возможность построения научно обоснованной системы профилактики, предусматривающей персонифицированные цели, задачи и стратегии воздействий [1]. Большинство программ психопрофилактики ориентированы на усиление факторов защиты, препятствующих началу употребления, а также на уменьшение факторов риска формирования зависимости от психоактивных веществ.
В рамках темы данного научного исследования наибольший интерес представляет психологический портрет подростка, склонного к употреблению психоактивных веществ. Попытки анализа существующих научных результатов эмпирических исследований ex-post-facto «донаркотической личности» свидетельствуют о возможности составить психологический портрет молодого человека, потенциально готового к употреблению психоактивного вещества. Обычно в исследованиях личности молодого человека со склонностью к употреблению психоактивных веществ на первое место ставят проявления импульсивности, «неупорядоченности личности», низкую способность к социальной адаптации [2]. Данные личностные особенности не могут не затруднять процесс психопрофилактики вовлечения несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ.
существующие модели психопрофилактики также ориентированы на достаточно высокий уровень самопонимания, самовоспитания и критическое мышление молодого человека. самовоспитание, согласно А.А. Подъячевой [3], является сложной рефлексивной работой с собственным сознанием. подростки, как правило, еще не обладают достаточным уровнем саморефлексии и критического мышления. В связи с вышесказанным необходимо определить «мишени воздействия» психопрофилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
1. Результаты исследования и их обсуждение
помимо внешних факторов и условий проявления на макро- и микросоциальном уровнях, большинство исследователей обращают внимание на внутренние личностные особенности (психологиче-
ские параметры), связанные с риском формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних, а также обладание личностными ресурсами, способствующими противостоянию деструктивному влиянию [4; 5]. Результаты исследований представлены в научных публикациях и включены в содержание «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде до 2025 года». В данном документе в качестве внутренних факторов рассматриваются личностные характеристики подростков и юношей, имеющие связь с риском употребления психоактивных веществ:
- неадекватная самооценка, дисбаланс представления о себе и отношения к окружающему миру;
- непринятие социальных норм, ориентированность на аддиктивные установки социума;
- высокий уровень тревожности, фрустрированности, конформности, склонность к риску, авантюризм;
- редуцированная стрессоустойчивость и низкий уровень социально-психологической адаптации, просоциальной активности и самоконтроля1.
Анализ научных исследований за последние десять лет свидетельствует о том, что у подростков со склонностью к аддикции наблюдаются особенности в когнитивно-познавательной, межличностно-социальной, эмоционально-волевой личностных сферах. Согласно В.П. Дворщенко2, О.В. Ляпусти-ной [6], З.А. Хуснутдиновой [7], риск раннего употребления психоактивных веществ чаще проявляется у подростков со сниженной личностной сензитивностью, преобладанием неустойчивого, эпилептоид-ного типов личности.
Особенности когнитивно-познавательной сферы личности. У несовершеннолетних со склонностью к аддикции наблюдается более низкий уровень интеллекта [7], мышление преимущественно интуитивное, сложности с логическим мышлением, операциями категоризации [8]. Исследователи Ц.П. Короленко, Т.А. Донских называют мыслительную деятельность аддикта «мышление по желанию», то есть формально-логические умозаключения аддикта подчинены его эмоциональному состоянию [9].
Особенности эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних со склонностью к аддиктивно-му поведению проявляются в повышенной эмоциональной ригидности [10], высокой тревожности, де-прессивности, агрессивности и жестокости [2]; постоянном состоянии возбуждения, эмоциональной неустойчивости и преобладании пониженного эмоционального фона [11].
У личности со склонностью к аддиктивному поведению наблюдаются особенности произвольности волевых действий и саморегуляции: низкая концентрация внимания, слабый самоконтроль [8], сниженный уровень саморегуляции произвольной активности. Аддиктивные подростки чаще своих сверстников проявляют импульсивное поведение [11], сложности с прогнозированием последствий своих действий, беспечность, а также склонность к риску [12], веру в удачу [13].
Многие исследователи отмечают склонность несовершеннолетних с аддиктивным поведением к циклотимному и неустойчивому типам акцентуации характера [6]. У них наблюдается конформность, повышенная ведомость и уступчивость, инфантильность [10]; сниженная самостоятельность [8], зависимость поведения от одобрения и неодобрения со стороны референтной группы [11; 14].
Потребностно-мотивационная сфера личности. Ведущими потребностями личности несовершеннолетних со склонностью к употреблению психоактивных веществ являются: получение удовольствия от зрелищных мероприятий [11], получение наслаждения и наличие определенных финансовых возможностей для оплаты удовольствий [6]. Подростки со склонностью к аддикции, с одной стороны, испытывают серьезную аффилятивную потребность (потребность пребывать в обществе сверстников) [10]; с другой стороны, безразличны к эмоциональному состоянию других [7] и нарушают социальные нормы поведения [6]. У данной категории лиц наблюдается хроническая фрустрация потребности в достижении успеха [15]. Склонные к аддикции подростки чувствительны к переживанию социального стресса [16] и чаще своих ровесников без аддикций применяют неадаптивные копинги [10]. В ситуации стресса ведущими защитными механизмами подростков-аддиктов являются отрицание, замещение, регрессия, компенсация [8].
1 Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года. - URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/07/Kontseptsiya-profilaktiki-PAV.pdf (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
2 Дворщенко В.П. Диагностический тест личностных расстройств. Практикум по психодиагностике. - СПб.: Речь, 2008. - 112 с.
В исследовании М.К. Кирилловой утверждается, что личностная и социальная идентичность юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, в сравнении с их сверстниками, не склонными к аддикции, отличается негативными характеристиками и признаками диффузии. Так, юноши и девушки со склонностью к аддикции, как правило, негативно оценивают себя в настоящем, пессимистичны в представлениях о себе в будущем; низко оценивают свои возможности, осмысленность жизни, ценность и потенциал своей жизни; не верят в свои возможности [11].
Аддиктивные подростки проявляют социальную незрелость. Они инфантильны и мечтательны [10], у них отсутствует забота о своем будущем [15]; чаще наблюдаются фанатичная увлеченность какими-либо видами деятельности, а также склонность к игровой аддикции [10], интернет-аддикции [11] и делинквентному поведению [6].
Б.М. Сегал отметил следующие особенности аддиктивной личности: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социа-бельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они не виновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость [2].
Формы аддиктивного поведения несовершеннолетних определяются Н.В. Вострокнутовым, Л.О. Пережогиным, Н.К. Харитоновой3 преимущественно психологическими (личностными) факторами риска, а также особенностями социальной ситуации становления личности несовершеннолетних (семейными, школьными, социально-коммуникативными условиями). к психологическим факторам риска относятся: определенное сочетание акцентуаций характера на фоне нервно-психической неустойчивости, социально-педагогическая запущенность, условия дисфункциональных семейных отношений, различные формы девиаций (дромомания, склонность к деструктивным формам поведения).
Наркологи и психологи выделяют группы риска по готовности к немедицинскому употреблению психоактивных веществ непатологического и патологического генезиса. Первая группа риска (непатологическое аддиктивное поведение) - искажение позитивно-субъективных отношений подростка к условиям своей жизнедеятельности: нарушение социализации, средовая психическая дезадаптация, поведенческие нарушения (без делинквентной и криминальной активности) на фоне выраженного негативного отношения к ценностям и целям родителей и педагогов, дистантных отношений с взрослыми. Подростков первой группы риска характеризуют амбивалентные переживания, противоречивые личностные свойства, амбивалентность чувств, побуждений, излишняя настойчивость и склонность к конформизму, завышенная самооценка и мотивация избегания, непринятие общественных норм и некритичное следование идеям «кумиров», сложности с описанием собственного эмоционального состояния (алекситимия).
Мотивация потребления психоактивных веществ изначально чаще носит коммуникативный и се-дативный характер (снять психоэмоциональное напряжение) и потребление является эпизодическим. Для приобретения психоактивных веществ использовались карманные деньги, угощение друзей, реже самостоятельные заработки. Подростки данной группы уверены, что смогут справиться со своими проблемами самостоятельно, проявляют неуверенность и стеснительность. для определения данной группы необходима оценка самоотношения и отношения к значимому окружению, социальной адаптивности личности.
Вторая группа риска (непатологическое аддиктивное поведение с асоциальными нарушениями) -личностная деформация по асоциальному типу с различными формами делинквентной активности без сопутствующих психических расстройств или грубых нарушений возрастного психического развития. Подростков второй группы риска характеризуют: циклотимность, наличие рано сформировавшейся зависимости к никотину, амотивация учебной деятельности, потребность в удовольствиях, напряженные, агрессивные, экстрапунитивные реакции в ситуации фрустрации, сниженная саморегуляция (отсут-
3 Вострокнутов Н.В., Пережогин Л.О., Харитонова Н.К. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами с использованием средств массовой информации и интернета: методическое пособие. - М.: ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2010. - 136 с.
ствие желания прилагать волевые усилия для достижения результата), раннее начало алкоголизации (12-13 лет) и употребления психоактивных веществ (8-9 лет), убежденность в правомерности своего асоциального и аддиктивного поведения. Мотивация начала употребления психоактивных веществ носит гедонистический характер. Характерны более высокая толерантность, предпочтение крепких спиртных напитков, утрата количественного контроля, систематическое употребление психоактивных веществ. Для приобретения психоактивных веществ используются асоциальные средства (мелкая кража, мошенничество, вымогательство, азартные игры и т.п.).
третья группа риска (патологическое аддиктивное поведение с сопутствующими психическими расстройствами) - аддиктивное поведение, обусловленное значительной внушаемостью и подчиняемостью личности, несамостоятельностью и склонностью к групповым формам злоупотребления психоактивных веществ на фоне патологически протекающего пубертатного кризиса. У подростков данной группы наблюдаются проявления ретардированного (задержанного) развития и выраженность когнитивного дефицита (задержки развития, специфические нарушения развития с трудностями усвоения школьных навыков письма, счета, речи, пространственной ориентировки). Возможны не повторяющиеся делинквентные или криминальные действия, определяющие стойкие личностные деформации по асоциальному типу.
Четвертая группа риска (патологический вариант аддиктивного поведения со стойко выраженными признаками диссоциального расстройства личности). В этой группе характер воспитания в семьях в большинстве случаев соответствовал гипоопеке или отвержению (жестокое обращение со стороны родителей). Во всех случаях домашняя обстановка оценивалась подростками хуже, чем их настоящее существование в асоциальных группах [17].
Психологи образовательных организаций владеют широким диагностическим инструментарием, позволяющим оценить выраженность признаков группы риска по готовности к употреблению психоактивных веществ у несовершеннолетних. На одном из первых этапов научного исследования применялся валидный и надежный психодиагностический инструментарий, позволяющий оценивать, в том числе, психологическую склонность к алкоголизации (V), риск начала употребления психоактивных веществ (К,) (Тест личностных акцентуаций В.П. Дворщенко), а также уровень риска развития зависимости от психоактивных веществ (Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич). Для уточнения вероятности искажения информации в диагностический инструментарий включены шкалы социальной желательности и аггравации.
В обследовании приняли участие 120 респондентов от 14 до 17 лет, получающих образование в школах Свердловской, Курганской и Рязанской областей. Выборочная совокупность была уравновешена по полу, применялся стратометрический дизайн. Обследование осуществлялось анонимно, фиксировался возраст, пол и регион проживания респондентов.
На первом этапе из выборочной совокупности были исключены респонденты с искажением информации, а именно 7,5 % продемонстрировавших состояние аггравации на момент обследования, и 15,83 % участников исследования с высокими показателями по шкале социальной желательности. Эти респонденты были исключены из дальнейшего анализа эмпирических данных.
Анализ полученных данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует о том, что минимальные значения продемонстрировали 18,48 % подростков. Для данной группы не свойствен интерес к алкоголю, сложности, связанные с социальной адаптацией, непониманием эмоционального состояния других людей, импульсивностью и неустойчивостью эмоционального состояния.
34,78 % респондентов показали вероятность по риску употребления психоактивных веществ ниже среднего уровня. В данной группе преимущественно преобладают респонденты без склонности к зависимому поведению, но с риском первой пробы.
Третью группу составили 28,26 % подростков со средним уровнем риска формирования зависимого поведения, а также риском первого употребления. 10,87 % респондентов продемонстрировали умеренный риск употребления психоактивных веществ, а 7,61 % - выраженный риск, с признаками тенденции к демонстративному употреблению психоактивных веществ.
Для каждой из данных групп необходимо выстраивать особую систему психопрофилактических мероприятий. Отличия будут состоять в стратегии превентивных мероприятий в зависимости от типологии склонности к употреблению психоактивных веществ.
Рисунок 1 - Выраженность склонности к употреблению психоактивных веществ среди подростков
Актуальность предупреждения вовлечения в употребление несовершеннолетними психоактивных веществ не вызывает сомнений. Усилия многих специалистов системы образования направлены на решение проблемы профилактики употребления психоактивных веществ. Как указано в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденной на период до 2025 года, основным структурным и содержательным компонентом целостной системы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является профилактическая деятельность образовательной организации. Таким образом, именно образовательная организация обеспечивает выстраивание процессов обучения и воспитания, которые содействуют снижению риска вовлечения несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ за счет расширения их социальных компетенций, формирования индивидуально-психологических особенностей, направленных на принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, повышение правового самосознания и устойчивости к негативным влияниям среды.
Заключение
Выделение групп риска употребления психоактивных веществ, оценка личностных характеристик (психологических параметров) несовершеннолетних со склонностью к аддиктивному поведению являются важными направлениями оказания социально-педагогической и психологической помощи (первичной психопрофилактики). Значимым является и предупреждение развития форм аддиктивного поведения, переходящих в токсикоманию и наркоманию, профилактика правонарушений и обеспечения несовершеннолетним и их семьям социально-психологической поддержки.
таким образом, получены предварительные результаты исследования, обоснована актуальность психопрофилактической работы с несовершеннолетними. Проведен теоретический обзор современной научной психологической, медицинской, педагогической литературы по проблеме склонности личности к употреблению психоактивных веществ. Описаны концептуальные основы изучения аддиктивно-го поведения личности.
На теоретическом уровне определены факторы, условия и механизмы формирования аддиктивного поведения подростков и юношей, составлен психологический портрет несовершеннолетних со склонностью к употреблению психоактивных веществ, описано распределение аддиктов по группам в зависимости от выраженности личностных черт, мотивов поведения, ведущих потребностей и т.п. Определены психологические параметры, связанные с риском формирования аддиктивного поведения, легкости формирования химической зависимости.
Осуществлен критический анализ психологических и психолого-педагогических методов оценки склонности к употреблению психоактивных веществ. Частично описаны результаты текущих пилотажных исследований склонности к аддиктивному поведению в юношеском возрасте.
Список литературы
1. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. -Самара: Изд-во Самарского университета, 2002. - 206 с.
2. Шаломова Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 143.
3. Подъячева М.А. Концептуальный подход к самовоспитанию обучающихся // Образовательные ресурсы и технологии. - 2021. - № 3 (36). - С. 25-31. - DOI 10.21777/2500-2112-2021-3-25-3.
4. Акбаев А.Х. Личностные ресурсы подростков как фактор противостояния деструктивному влиянию наркотических групп: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. - Сочи, 2010. - 24 с.
5. Шиняев К.А. Психолого-педагогические факторы психологической устойчивости личности старшеклассника: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2015. - 197 с.
6. Ляпустина О.В. Личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению // Вестник психотерапии. - 2011. - № 37 (42). - С. 114-119.
7. Хуснутдинова З.А. Медико-социальная и индивидуально-психологическая характеристика подростков-наркоманов и их здоровых сибсов // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2013. - № 3-1 (91). - С. 126-130.
8. Мириуца Е.В. Доминирующие механизмы психологической защиты старших школьников, склонных к кибераддикции // World science: problems and innovations: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. (г. Пенза, 30 ноября 2018 г.). - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - 364 с. - С. 287-290.
9. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 224 с.
10. Особенности личностных и социально-демографических характеристик у подростков и лиц молодого возраста, предрасположенных к аддиктивному поведению / С.А. Игумнов [и др.] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2018. - Т. 18, № 2. - С. 76-82.
11. Кириллова М.К. Особенности личностной и социальной идентичности склонных к аддиктивному поведению юношей и девушек // Альманах Казанского федерального университета. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. - С. 105-109.
12. Кленова М.А. Взаимосвязь представлений о риске и готовности к рискованному поведению с социально-психологическими характеристиками личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - Саратов, 2011. - 216 с.
13. Гончарова К.Н. Психологические особенности отношения к риску наркозависимых правонарушителей различных возрастных групп // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 5. -С. 64-66. - DOI 10.24158/spp.2017.5.15.
14. Погожева О.В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - М., 2012. - 65 с.
15. Леус Э.В. Личностные особенности младших подростков со склонностью к аддиктивному поведению // Наркология. - 2006. - Т. 5, № 12 (60). - С. 35-38.
16. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совлада-ющего поведения в них: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2003. - 26 с.
17. Пережогин Л.О. Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости. - М., 2007. - 93 с.
References
1. Preduprezhdenie podrostkovoj i yunosheskoj narkomanii / pod red. S.V. Berezina, K.S. Liseckogo. - Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2002. - 206 s.
2. Shalomova E.V Osobennosti addiktivnogo povedeniya podrostkov // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. - 2014. - № 5. - S. 143.
3. Pod'yacheva M.A. Konceptual'nyj podhod k samovospitaniyu obuchayushchihsya // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2021. - № 3 (36). - S. 25-31. - DOI 10.21777/2500-2112-2021-3-25-3.
4. AkbaevA.H. Lichnostnye resursy podrostkov kak faktor protivostoyaniya destruktivnomu vliyaniyu narkot-icheskih grupp: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.07. - Sochi, 2010. - 24 s.
5. Shinyaev K.A. Psihologo-pedagogicheskie faktory psihologicheskoj ustojchivosti lichnosti starsheklassnika: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. - Samara, 2015. - 197 s.
6. Lyapustina O.V Lichnostnye osobennosti podrostkov, sklonnyh k addiktivnomu povedeniyu // Vestnik psihoterapii. - 2011. - № 37 (42). - S. 114-119.
7. Husnutdinova Z.A. Mediko-social'naya i individual'no-psihologicheskaya harakteristika podrostkov-narkomanov i ih zdorovyh sibsov // Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii medicinskih nauk. - 2013. - № 3-1 (91). - S. 126-130.
8.Miriuca E.V. Dominiruyushchie mekhanizmy psihologicheskoj zashchity starshih shkol'nikov, sklonnyh k kiberaddikcii // World science: problems and innovations: sbornik statej XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. (g. Penza, 30 noyabrya 2018 g.). - Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2018. - 364 s. - S. 287-290.
9. Sem' putej k katastrofe: Destruktivnoe povedenie v sovremennom mire / C.P. Korolenko, T.A. Donskih. -Novosibirsk: Nauka. Sib. otd-nie, 1990. - 224 s.
10. Osobennosti lichnostnyh i social'no-demograficheskih harakteristik u podrostkov i lic molodogo vozrasta, predraspolozhennyh k addiktivnomu povedeniyu / S.A. Igumnov [i dr.] // Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. - 2018. - T. 18, № 2. - S. 76-82.
11. Kirillova M.K. Osobennosti lichnostnoj i social'noj identichnosti sklonnyh k addiktivnomu povedeniyu yunoshej i devushek // Al'manah Kazanskogo federal'nogo universiteta. - Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2016. - S. 105-109.
12. Klenova M.A. Vzaimosvyaz' predstavlenij o riske i gotovnosti k riskovannomu povedeniyu s social'no-psihologicheskimi harakteristikami lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.05. - Saratov, 2011. - 216 s.
13. Goncharova K.N. Psihologicheskie osobennosti otnosheniya k risku narkozavisimyh pravonarushitelej ra-zlichnyh vozrastnyh grupp // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2017. - № 5. - S. 64-66. -DOI 10.24158/spp.2017.5.15.
14. Pogozheva O.V Psihotipologicheskaya izmenchivost' lichnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v kontinuume ih zhiznedeyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.01. - M., 2012. - 65 s.
15. Leus E.V. Lichnostnye osobennosti mladshih podrostkov so sklonnost'yu k addiktivnomu povedeniyu // Narkologiya. - 2006. - T. 5, № 12 (60). - S. 35-38.
16. Strel'covaI.P. Predstavleniya podrostkov i yunoshej o trudnyh situaciyah i strategiyah sovladayushchego povedeniya v nih: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.13. - M., 2003. - 26 s.
17. Perezhogin L.O. Diagnostika stepeni riska formirovaniya narkozavisimosti u nesovershennoletnih. Per-vichnaya profilaktika narkozavisimosti. - M., 2007. - 93 s.