Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР РИСКА СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР РИСКА СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ФАКТОРЫ РИСКА / СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арзикулов Абдурайим Шамшиевич, Абдумухтарова Мадина Каххаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР РИСКА СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Материалы VI Национального конгресса с международным участием «Здоровые дети — будущее страны»

личностные особенности как фактор риска соматических заболеваний у детей и подростков

Арзикулов Абдурайим Шамшиевич, Абдумухтарова Мадина Каххаровна Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, 170127, г. Андижан, ул. Ю. Атабекова 1.

E-mail: pediatr60@mail.ru

Ключевые слова: подростки; нарушения адаптации; темперамент; факторы риска; соматические заболевания.

Введение. Анализ различных направлений исследований показал, что адаптация к процессу регулярного обучения в школе школьников не изучена в должной мере. До настоящего времени не проведена систематизация школьно-обусловленных нарушений здоровья с учетом влияния на качество обучения. Не разработана эффективная система взаимодействия медицинских и педагогических работников по профилактике и раннему выявлению нарушений развития и состояния здоровья школьников. Интенсивные процессы созревания отдельных биологических систем организма в сочетании с возрастанием уровня социально-психологических требований, предъявляемых к учащимся, повышают возможность психотравматизации личности. Эти биологические и психологические особенности накладывают определенный отпечаток на распространенность и клинические проявления дезадаптационных нарушений (адаптации) в данной возрастной группе. Все это создает условия для возможного формирования и проявления аномально-личностных характеристик, генезис которых не исключает дальнейшую клинику пограничных состояний и повышает вероятность возникновения нервно-психических и соматических заболеваний.

Цель исследования. целью которого явилось сравнительно-возрастное изучение клинических проявлений и основных факторов патогенеза нарушений адаптации у школьников. Материал и методы: Основными методами исследования были клинико-психологический (Дем-бо — Рубинщтейн, Щванцера, Розенцвейга) и эпидемиологический (10% выборка здоровых школьников по методу Бредфора), психопатологический (патохарактериологический опросник по А.Е.Личко), параклинический и катамнестический методы. Все диагностические методы были адаптированы и предварительно апробированы в социо — культуральных условиях нашего региона. Результатв исследования: Выраженность нарушений показателей адаптации, позволила нам выделить 3 степени нарушений адаптации школьников. При I степени нарушены все три показателя (полная дезадаптация), при II степени нарушены два показателя (частичная дезадаптация) и при III степени нарушен один показатель (относительная дезадаптация). Как свидетельствуют данные, значительно чаще, чем в детском возрасте (15,7 ± 1,18%), среди подростков школьного возраста (29,4 ± 1,9%; Р < 0,001) встречаются нарушения адаптации. Важным показателем при оценки адаптации, особенно у школьников, является степень напряжения адаптационных механизмов. Исследования проводились с применением методики фру-страционной толерантности S. Rosenzweig. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет определить в способность ребенка к психологической защите, а также характер адаптивных реакций на возможные стрессовые (фрустрирующие) ситуации. Анализ полученных нами результатов показывает на присутствие психоэмоциональных параллелей у всех детей с проявлениями дезадаптации. Степени реагирования и качество изменения психоэмоционального профиля зависят от возраста обследуемых. Так, у мальчиков и девочек в возрасте 7-11 лет изменения психоэмоционального фона достоверно отмечались снижением по импу-нитивной «М» направленности реакции (20,4 ± 5,11; Р < 0,01). В целом же наблюдается усиление снижения толерантности к фрустрации, что проявляется повышением показателя экстрапу-нитивных «Э» реакций (48,65 ± 6.34) и реакций продолжения потребности «ЬР» (44,45 ± 6,31; Р < 0,05). У подростков учащихся с реакцией дезадаптации соотношение между типами реакций и их направленностью резко нарушены. Констатируется достоверный рост экстрапунитивных «Э» реакций самозащитного типа (58,25 ± 3,5; Р < 0,05) по сравнению с детьми 7-11 лет и по

forcipe

том 5 спецвыпуск 2 2022

elSSN 2658-4182

Материалы VI Национального конгресса с международным участием

«Здоровые дети — будущее страны»

сравнению показателями детей 12-17 лет здоровой популяции. Также отмечается выраженная тенденция увеличения показателя реакции продолжения потребности «1-Р» (21,75 ± 2,98; Р < 0,001). Реакция по типу «О-Д» (21,95 ± 2,99; Р < 0,01) — доминирования препятствие снижена по сравнению со здоровой популяцией. Результаты исследования свидетельствуют, что на стрессовую ситуацию школьники с дезадаптацией склонны реагировать агрессией на окружающих, излишней самозащитой и их эмоциональные реакции отличаются неадекватностью.

Возникновению реакций дазадаптации способствуют или препятствуют особенности темперамента ребенка. Поэтому нами изучены базисные личностные измерения экстра — и интраверсии и нейротизма у подростков с проявлениями дезадаптации. Данные показывают, что подростки 1217 лет с различными степенями дезадаптации отличаются высокой экстравертированностью (90,3% соответственно у девочек и мальчиков 88,4% и 92,2%), эмоциональной возбудимостью (79,05%, соответственно у девочек и мальчиков 86,1% и 72,0%). Показатели интравертированно-сти достоверно ниже популяционных показателей (Р < 0,001). По мнению многих авторов, высокий нейротизм (психоэмоциональная возбудимость) является эндогенной "почвой " невротических и соматических расстройств. обследованные нами дети и подростки в клиническом плане отличались эмоциональной лабильностью, гиперактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний и часто жаловались на различные недомогания со-матовегетативного генеза. Невротические расстройства были обнаружены в 20,1 % случаев от всех обследованных и представлены в основном астеническими, истерическими и обсессивно -фобиче-скими нарушениями. Астенические расстройства психогенного генеза характеризовались симптомами "раздражительной слабости" в сочетании с аффективными колебаниями, вегетососудистыми нарушениями: нервность, тревожность, раздражительность и т.д.

Истеро-невротические нарушения представлены острыми аффективными демонстративными нарушениями поведения, разнообразными жалобами, преимущественно астенического и ипохондрического характера; импульсивность, агрессивность, чувство физического недостатка, неприятные болезненные ощущения и т.д. Нами изучались данные акушерско-гинекологи-ческого анамнеза матерей детей с дезадаптацией, течение родов данного ребенка. У матерей детей с нарушенной адаптацией, по сравнению с матерями детей контрольной группы, обнаруживается существенное отклонение в течении беременности и родов: токсикозы I и II половины беременности, патология родовой деятельности, роды с длительным безводным периодом, патологии плаценты и пуповины, тазовое предлежание плода, искусственные пособия во время родов, что в свою очередь является антенатальными факторами, приводящими к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода и асфиксии новорожденных. У большинства детей выявлено сочетание двух или более факторов. У 7 детей обнаружено сочетание перинатальной патологии и перенесенной в грудном возрасте нейроинфекции.

Таким образом, в группе детей с дезадаптацией высока доля встречаемости пре — и перинатальной (Р < 0,05 — 0,001) патологии, чем в контрольной группе, в основе которых лежали микроциркуляторные нарушения гипоксического и гипоксически-травматического характера.

Представляет клинический и теоретический интерес изучение личностных особенностей детей и подростков с дезадаптацией. Результаты показывают,в целом что выявляемость типов акцентуаций характера, достоверно отличается от популяционных (Р < 0,001).

Выводы. 1. клинико-популяционные исследования, проведенные среди здоровых школьников, выявили большую частоту детей и подростков с нарушениями адаптации (21%), среди которых преобладают III степень — относительная дазадаптация. 2. Наиболее значимыми факторами риска, наряду с психо-социальными (состояния микросоциальной среды семьи и школы) являются генетические и церебрально-органические. особенностью выявленной у детей и подростков дезадаптации являлась ее массивная соматизация, которая характеризовалась полиморфными вегето-вис-церальными нарушениями в различных органах и системах (пищеварительной, кожной, респираторной, двигательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной) и альгическими проявлениями. 3. Невротические расстройства встречаются среди детей и подростков в сравнительно большом проценте случаев и, как правило, приводят к выраженным нарушениям адаптации школьников в коллективе. Неврологическое обследование детей школьного возраста с пре и перинатальной патологией позволяет выявить группу риска с школьной дезадаптацией, определить на основании минимальных функциональных отклонений прогноз дальнейшего психомоторного развития ребенка, обеспечить своевременную коррекцию этих отклонений.

FORCIPE

VOL. 5 SUPPLEMENT 2 2022

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.