Социальная психология
УДК 159.923 DOI: 10.14529/jpps200206
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Е.Ф. Ященко1, Е.Г. Щелокова2, О.В. Лазорак2
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Россия
2 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Обоснование. Одним из основных направлений развития образования в настоящее время является интернационализация. Специально организованная работа вуза и выявление особенностей самоактуализации иностранных студентов скорректирует разработку более эффективных программ психологического сопровождения в процессе их социально-психологической адаптации. Цель: определить личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации. Материалы и методы. Обследовано 52 иностранных студента в возрасте 18-32 лет, обучавшихся в Лондоне. Основу исследования составили методики: опросник адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник самоактуализации (короткая версия) A. Jones, R. Crandall. Результаты для интерпретации были получены с помощью статистического анализа на выявление различий (U-критерий Манна - Уитни), корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с использованием пакета статистических программ SPSS 22.0. Результаты. Иностранные студенты с высоким уровнем самоактуализации испытывают субъективное благополучие, для них значимы социальное окружение; однако субъективное благополучие снижается при невозможности сохранения индивидуальности и выборе конформного типа адаптации. У иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации отмечается субъективное неблагополучие, которое тем меньше, чем важнее для них сохранение своей индивидуальности, прагматическая направленность личности, приятие других и самоактуализация. Тем не менее у иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации выявлена связь самоактуализации с интерактивным типом адаптации. Заключение. Определены возможности самоактуализации личности иностранных студентов с высоким и низким уровнем развития самоактуализации и специфика их социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социокультурная адаптация, интернационализация высшего образования, самоактуализация, ценности, смысло-жизненные ориентации, субъективное благополучие, карьерные ориентации, личностные качества, иностранные студенты.
Введение
В российской психологической науке на протяжении более полувека сохраняется стабильный интерес к проблемам, связанным с адаптацией учащихся и студентов. Анализируются теоретико-методологические подходы к изучению психической, социальной, социально-психологической, психологической адаптации, адаптации к учебной и будущей профессио-
нальной деятельности, новым социокультурным условиям (Булгаков с соавт., 2009; Налчаджян, 2010; Кишиков, 2014; Смолина с соавт., 2017; Рогова, 2018; Волчанская, 2019).
Одним из основных направлений развития высшего образования в настоящее время является интернационализация (Императивы интернационализации, 2003). Она определяется как «процесс встраивания международного,
межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования» (Knight, 2008). Рост конкуренции на международном образовательном рынке обусловливает, по мнению Н. Кемпа, необходимость дальнейшего изучения феномена интернационализации, сбора информации об образовательном рынке, а также анализа поведения иностранных студентов и связанных с ним факторов (Кемп, 2016).
Для российских университетов тема интернационализации чрезвычайно актуальна, поскольку в настоящее время экспорт российского образования возведен в ранг государственной задачи, что выражается включением проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»1 в число приоритетных со сроками реализации с 2017 по 2025 гг. (Аржанова с соавт., 2019). По данным международной организации OECD, Россия, будучи принимающей страной для 230 тысяч иностранных студентов, занимает седьмое место в мире по общему количеству иностранных студентов (3,8 %)2. Российские вузы сейчас обучают значительное количество иностранных студентов и стараются сделать для них процесс обучения не только качественным, но и благоприятным3. Изучению механизмов повышения эффективности работы по интернационализации университетов в мире уделяется большое внимание, однако вопросы социально-психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах по-прежнему недостаточно изучены (Иванова с соавт., 2005; Gladkova, 2017).
В современной психологии социально-психологическая адаптация представляет собой процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, в результате которого человек стремится дос-
1 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo -proekta-razvitie-eksportnogo -potentsiala-rossiiskoi-sistemy-obrazovanija/ (дата обращения: 17.01. 2020).
2 Education at a Glance 2019: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2019. 520 р. DOI: 10.1787/f8d7880d-en
3 Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2018. 536 с.
тичь гармонии между внешними и внутренними условиями жизнедеятельности (Нал-чаджян, 2010; Кишиков, 2014; Рогова, 2018; Волчанская, 2019).
В зарубежной социальной психологии систематические исследования иностранных студентов в аспекте их социальных и психологических проблем начались в 1950-е годы (Ward et al., 2001). Ранние представления (относящиеся к периоду 1950-1980-х гг.) часто основывались на медицинских аспектах проблемы и были сосредоточены на вопросах психического здоровья. Более поздние модели (после 1980-х гг.) были основаны на социально-психологических и педагогических концепциях и рассматривали иностранных обучающихся как активных субъектов, получающих жизненный опыт в новых социокультурных условиях. В этот период преобладали три модели: «culture learning», «stress and coping», «social identification», освещавшие соответственно поведенческий, аффективный и когнитивный аспекты адаптации к новым социокультурным условиям (Zhou et al., 2008).
За последнее десятилетие разработана комплексная модель культурной адаптации, включающая все три аспекта, - «ABC-model» (Zhou et al., 2008), а также определены главные аспекты адаптации: социокультурный и психологический (Sumer, 2009; Ward et al., 2001; Bierwiaczonek et al., 2016).
Относительно теоретико-эмпирической разработанности этих аспектов адаптации K. Bierwiaczonek, S. Waldzus (2016) отмечают, что в то время как исследования адаптации иностранных студентов довольно сбалансированы в отношении изученности социокультурного и психологического аспектов, наблюдается интересное противопоставление этих аспектов при изучении эмигрантов и иммигрантов. При изучении первой группы мигрантов явное предпочтение отдается вопросам социокультурной адаптации, тогда как при изучении второй группы фокус внимания смещается на психологический аспект адаптации.
Социокультурный аспект находит отражение во внешних эффектах адаптации (таких как способность решать текущие проблемы в различных жизненных сферах: учебной, профессиональной, экономической, социальной, бытовой) и связан с поведенческими и когнитивными параметрами личности. Психологический аспект адаптации проецируется через
внутренние явления: обретение личностных смыслов, этнокультурной идентичности, психическое благополучие и удовлетворенность жизнью в новом культурном контексте (Yoon et al., 2013).
Согласно современной интерактивной и динамичной ABC-модели, межкультурный переход рассматривается как значительное жизненное событие, которое предполагает запуск адаптивных процессов. Ключевыми задачами для личностей, совершающих этот переход, становится выработка копинг-стратегий (Ященко с соавт., 2019) и развитие соответствующих социальных навыков. Решение этих задач предполагает личностные изменения в аффективной, поведенческой и когнитивной сферах, что на выходе приводит к психологической и социокультурной адаптации той или иной степени эффективности (Zhou et al., 2008).
Успешная социокультурная адаптация обеспечивается владением иностранным языком, знанием культуры принимающей страны, размером межкультурной дистанции, степенью межкультурного контакта, качеством социальной поддержки и отношениями в конкретной социальной (учебной) группе, в то время как успешной психологической адаптации способствуют адаптивные качества личности, релевантные копинг-стратегии и стратегии аккультурации, этнокультурная идентичность и ценности. Под адаптивными качествами личности мы понимаем такие особенности, которые способствуют более успешной социально-психологической (социокультурной и психологической) адаптации к новым социокультурным условиям. Есть данные, что такими индивидуальными психологическими особенностями могут выступать следующие характеристики личности:
- биопсихические: возраст, пол (Караваева с соавт., 2010), интроверсия/экстравер-сия (Ward et al., 1992);
- психические и индивидуально-психологические (характерологические): локус контроля (Ward et al., 1992), рефлексивность (Григорьева, 2017; Карпов, 2018), жизнеспособность (Castro et al., 2010), общие способности -интеллект (Щебланова, 2017), эмоциональный интеллект (Матренин, 2019), креативность (Бульцева, 2019), специальные способности -лингвистическая способность, проявляющаяся в языковой компетентности (Чибисова, 2017), уровень субъективного благополучия и субъек-
тивной комфортности (Бочарова, 2015; Ященко с соавт., 2019), самооценка (Ward et al., 2001), эскапизм (Теславская, 2019), личностные черты - «BigFivetraits» (Zhang et al., 2010; Wilson et al., 2013), акцентуации характера (Ященко с соавт., 2019);
- социально-психологические: предпочтительная стратегия аккультурации (Berry, 2005; Berry, 2006), миграционные установки (Кузнецова, 2013);
- ценностно-смысловые: жизненная позиция и смысложизненные ориентации (Леонтьев, 2019), мотивационные и самоактуализа-ционные характеристики (Ященко с соавт., 2019), ценностная сфера личности (Генсецкая с соавт., 2019).
На основе проведенного мета-анализа данных и теоретического обзора по данной проблематике R. Fischer et all (2013) отмечают, что личностные переменные -«BigFivetraits» - заслуживают большего внимания в будущих исследованиях социокультурной адаптации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация к новым социокультурным условиям - это сложное явление, зависящее от множества факторов: как внешних - мак-росоциальных (политических, экономических, культурных) и микросоциальных, ситуационных (социальной поддержки, межкультурной дистанции, групповых отношений), так и внутренних, личностных факторов, обозначенных выше (Berry, 2005; Berry, 2006; Zhou et al., 2008; Ward et al., 2001; Ward et al., 1992).
Дж. В. Берри определяет четыре главные стратегии адаптации: 1) интеграция, когда субъекты, активно взаимодействуя с социальными группами принимающей стороны и погружаясь в новую культуру, сохраняют свою оригинальную культуру; 2) ассимиляция, когда иностранные граждане не хотят поддерживать свою национально-культурную специфику и принимают новое культурное взаимодействие; 3) маргинализация, когда люди придают большое значение своей оригинальной культуре и стремятся остаться самими собой; 4) сепарация, при которой у людей нет возможности и интереса к культурному взаимодействию, часто по причине исключения их из этого общения и дискриминации (Berry, 2006). При этом аккультура-ционные стратегии мигрантов реализуются в контексте аккультурационных ожиданий
принимающего населения (Лепшокова с соавт., 2017; Berry, 2006).
В данном исследовании мы обращаемся к социально-психологической адаптации в социокультурном и психологическом аспектах, представленной в позитивной, негативной и конформной стратегиях, описанных нами ра-
4
нее . С помощью эмпирического исследования нами была определена структура социально-психологической адаптации иностранных студентов, которая включает в себя следующие стратегии: позитивную (типы адаптивности, интерактивности), конформную (конформный и отчужденный типы) и негативную (депрессивный и ностальгический типы адаптации). Были выявлены личностные и ценностно-смысловые характеристики типов социально-психологической адаптации иностранных студентов в процессе профессиональной социализации в образовательной среде Лондона.
Данная статья включает в себя описание второго этапа исследования, составляющего определение личностных особенностей иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации и специфики их социально-психологической адаптации.
Цель исследования определить личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации.
Объектом исследования стали иностранные студенты университета, обучающиеся в Лондоне; предметом - личностные качества и показатели социально-психологической адаптации иностранных студентов университета, обучающихся в Лондоне.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия между показателями личностных качеств и социально-психологической адаптации у иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации.
2. Существуют различия в структуре связей личностных шкал и шкал социально-психологической адаптации у иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации.
4 Yaschchenko E., Shchelokova E., Lazorak O. Strategies and types of social and psychological adaptation of international students studying in London. // SHS Web of Conferences, EDP Sciences. 2018. Vol. 55. 03006. P. 1-5. DOI: 10.1051/shsconf/20185503006
Материалы и методы
Выборка исследования: респондентами стали 52 иностранных студента, обучающихся в Лондоне в университетах Goldsmiths, University of London, Queen Mary, Brunei, New York University in London. Социально-демографические характеристики изученной выборки следующие:
- по полу: женщин - 61,5 %, мужчин -38,5 %;
- по возрасту: лиц в возрасте 18-20 лет - 55,5 %, 21-25 лет - 31 %, 26-30 лет - 9 %, 31-32 лет - 4,5 %;
- по семейному статусу: не замужем (холост) - 100 %, замужем (женат) - 0 %;
- по месту проживания (до того, как стали иностранными студентами): из стран Северной Америки (США) - 36,5 %, из стран Европы (Франция, Германия, Бельгия, Польша, Венгрия, Литва, Албания) - 32,7 %, из стран Азии (Сингапур, Индия, Китай) - 9,6 %, из стран Южной Америки (Уругвай, Бразилия) - 7,7 %, из стран Африки (Зимбабве, Уганда) - 5,8 %, из стран СНГ (Россия) - 5,8 %, из стран Ближнего Востока (Египет) - 1,9 %.
В нашем исследовании не было отбора иностранных студентов по определенным критериям (например, по полу, возрасту, уровню дохода, родному языку и проч.). Было важно получить общий социально-психологический портрет иностранного студента, так как отбор иностранных студентов, в частности в российские вузы, не проводится по тем или иным социально-демографическим параметрам, вузы приглашают всех абитуриентов. Кроме того, научные обзоры других российских исследователей показывают, что в настоящее время существует недостаток каких бы то ни было исследований в области социокультурной адаптации иностранных студентов, даже безотносительно специфических социально-демографических характеристик (Gladkova, 2017).
Сбор эмпирической информации осуществлялся с помощью следующего набора психодиагностических методик: опросник адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского (АЛСС); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА); Шкала субъективного благополучия в адаптации М.В. Соколовой (ШСБ); тест смысложизненных ориента-ций Д.А. Леонтьева (СЖО); опросник самоактуализации (короткая версия) A. Jones,
R. Crandall (CA), предназначенный для определения уровня CA; опросник рефлексивности A^. Карпова (Рефл); Якоря карьеры Э. Шейна (ЯК); методика диагностики аксиологической направленности личности A^. Капцова; Большая пятёрка O.P. John, L.P. Naumann & C.J. Soto (Б5). Все отечественные методики были переведены на английский язык и прошли апробацию носителями языка.
Результаты для интерпретации были получены с помощью статистического анализа на выявление различий (U-критерий Манна -Уитни), корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции ^ирмена). Программным обеспечением для обработки результатов эмпирического исследования и визуализации данных послужили программы SPSS 22.0, Excel 2010, CorelDraw 2018.
Результаты
Определение стратегий и типов социально-психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в Лондоне, представляющее собой содержание первого этапа нашего исследования, показало, что у большинства иностранных студентов (56,76 %) преобладает адаптивный стиль поведения в новых социокультурных условиях. Он характеризуется личностной удовлетворенностью, положительным отношением к окружающим и принятием их; чувством социальной и физической защищенности; чувством принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для иностранных студентов с адаптивным стилем характерны следующие личностные и
самоактуализационные качества (в соответствии с интерпретатором методики АЛСС Л.В. Янковского): стремление к самореализации; уверенность в отношениях с окружающими; высокий уровень активности; планирование собственного будущего, основанное на осознании своих возможностей и прошлого опыта. В соответствии с целью исследования были сформированы две группы респондентов - с высоким и низким уровнем самоактуализации, в обеих группах выявлены личностные качества и социально-психологические показатели, а также значимые различия (табл. 1).
Показатели респондентов со средним уровнем самоактуализации не рассматривались, так как в задачи исследования ставилось сравнить контрастные группы.
Согласно данным, представленным в табл. 1, высокий уровень самоактуализации у иностранных студентов соотносится с субъективным благополучием. Этому возможны следующие причины:
1) ситуация «Вызов» (которой и являются новые социокультурные условия) может выступать условием, способствующим самоактуализации;
2) существуют кросс-культурные различия в восприятии субъективного благополучия: у российских студентов - это внутренние критерии, у иностранных студентов - внешние. Данная закономерность прослеживается в сравнительном исследовании российских и французских студентов, проведенном нашими коллегами (Бочарова, 2015).
У иностранных студентов с высоким
Таблица 1 Table 1
Значимые различия между показателями субъективного благополучия у иностранных студентов, обучающихся в Лондоне, с низким (n = 11) и высоким (n = 10) уровнями самоактуализации Significant differences between subjective well-being indicators in foreign students studying in London with a low (n = 11) and high (n = 10) level of self-actualization
Показатели субъективного благополучия Subjective well-being indicators Cреднее значение (M) Mean Значение U-критерия Манна -Уитни Mann -Whitney criterion Уровень значимости Significance level
Низкий уровень самоактуализации Low level of self-actualization Высокий уровень самоактуализации High level of self-actualization
Значимость социального окружения Importance of social surrounding 11,70 6,50 12,00 0,013
Общий показатель субъективного благополучия General indicator of subjective well-being 71,10 53,62 13,00 0,016
Рис. 1. Взаимосвязи шкал субъективного благополучия и самоактуализации с другими шкалами исследования у иностранных студентов с высоким уровнем
самоактуализации
Fig. 1. Correlations between subjective well-being and self-actualization scales with other scales in foreign students with a high level of self-actualization
Примечание/ АЛСС - Опросник адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского; ШСБ - Шкала субъективного благополучия в адаптации М.В. Соколовой; СА - Опросник самоактуализации (короткая версия) A. Jones, R. Crandall; ЯК - Якоря карьеры Э. Шейна; АНЛ - Методика диагностики аксиологической направленности личности А.В. Капцова; Б5 - Большая пятёрка O.P. John, L.P. Naumann & C.J. Soto.
Note: АЛСС - L.V. Yankovsky questionnaire of adaptation to the new sociocultural environment; ШСБ - M.V. Sokolova scale of subjective well-being in adaptation; CA - A. Jones, R. Crandall Short Index of self-actualization; ЯК - E. Schein career anchors; АНЛ - A.V. Kaptsova methodology for the diagnosis of axiological orientation; Б5 - John Big Five trait taxonomy.
уровнем самоактуализации отмечается высокий уровень субъективного благополучия (шкала обратная) (см. табл. 1): чем ниже балл по шкале субъективного благополучия, тем субъективное благополучие выше - иностранные студенты с высоким уровнем самоактуализации в большей степени испытывают субъективное благополучие, чем студенты с низким уровнем самоактуализации. Данный результат соответствует данным, полученным на российской выборке у студентов психологического направления подготовки5, согласно которым высокий уровень самоактуализации сопровождается субъективным благополучием. У иностранных студентов с высоким уровнем самоактуализации показатель по шкале «значимость социального окружения» (обратная шкала теста ШСБ) ниже по сравне-
5 Ященко Е.Ф. Связь самоактуализационных и личностных характеристик с субъективным благополучием студентов психологического направления подготовки // Матер. IV Нац. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Карминские чтения: Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, права и образования» (24-25 октября 2018 г.). СПб.: ПГУПС, 2019. С. 287-291.
нию с показателем студентов с низким уровнем самоактуализации, т. е. они в большей степени, чем студенты с низким уровнем самоактуализации, зависят от социального окружения и заинтересованы в своих социальных контактах. Можно предположить, что социальные контакты являются для наших респондентов той обратной связью, тем механизмом (взаимодействие с живыми, одушевлёнными объектами, людьми), который обеспечивает их развитие, личностный рост и служит фактором субъективного благополучия6.
У иностранных студентов с высоким уровнем самоактуализации выявлены значимые взаимосвязи субъективного благополучия (р < 0,05) с самоактуализацией (г = -0,592), ценностью «Индивидуальность» (г = 0,791), конформизмом (г = 0,804); самоактуализации с карьерной ориентацией «Вызов» (г = 0,925), личностной чертой «Добросовестность» (г = 0,692), ценностью «Индивидуальность» (г = -0,761) (рис. 1), а также множественные взаимосвязи других шкал исследования. Для данных студентов самоактуализация связана с
6 Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2006. 50 с.
субъективным благополучием (обратная шкала) и незначимостью сохранения своей индивидуальности, которая в процессе самоактуализации претерпевает изменения, выходит за рамки ею освоенного и проявляет неадаптивную активность (Петровский, 2010). Субъективное благополучие отсутствует при выборе конформного типа адаптации и при стремлении сохранить индивидуальность.
У иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации определены значимые взаимосвязи субъективного благополучия с приятием других (г = -0,802), ценностью «Индивидуальность» (г = 0,818), прагматической направленностью личности (г = 0,757); выявлены значимые взаимосвязи самоактуализации с ретроспективной рефлексивностью (г = 0,799), перспективной рефлексивностью (г = 0,721), коммуникативной рефлексивностью (г = 0,846), общей рефлексивностью (г = 0,815), результативностью прожитой жизни (г = 0,792), интерактивным типом адаптации (г = -0,685) (рис. 2), а также множественные взаимосвязи других шкал исследования.
У иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации, имеющих также более
низкий уровень субъективного благополучия, чем иностранные студенты с высоким уровнем самоактуализации, выявлены следующие особенности: чем важнее для них сохранение своей индивидуальности, прагматическая направленность личности, тем меньше субъективное благополучие; при этом субъективный дискомфорт связан с приятием других и самоактуализацией. Результативность собственной жизни студенты определяют по процессу самоактуализации. Невысокие результаты самоактуализации связаны с рефлексивностью, которая у студентов с низким уровнем самоактуализации соответствует низкому уровню рефлексивности, как, впрочем, и у студентов с высоким уровнем самоактуализации. При этом неразвитые самоактуализационные качества побуждают студентов (10 % студентов) к более интенсивному использованию интерактивного типа адаптации, характеризующегося принятием данной среды, активным вхождением в эту среду, настроенностью на расширение социальных связей.
Кроме того, мы проанализировали, какие типы адаптации используют студенты с высоким и низким уровнями самоактуализации.
Рис. 2. Взаимосвязи шкал субъективного благополучия и самоактуализации с другими шкалами исследования у иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации
Fig. 2. Correlations between subjective well-being and self-actualization scales with other scales in foreign students with a low level of self-actualization
Примечание: АЛСС - Опросник адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского; СПА -методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; ШСБ - Шкала субъективного благополучия в адаптации М.В. Соколовой; СЖО - Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; СА - Опросник самоактуализации (короткая версия) A. Jones, R. Crandall; Рефл - Опросник рефлексивности А.В. Карпова; АНЛ -Методика диагностики аксиологической направленности личности А.В. Капцова.
Note: АЛСС - L.V. Yankovsky questionnaire of adaptation to the new sociocultural environment; СПА - C. Rogers and R. Diamond technique for the diagnosis of socio-psychological adaptation; ШСБ - M.V. Sokolova scale of subjective well-being in adaptation; СЖО - D.A. Leontiev test of meaning-life orientations; CA - A. Jones, R. Crandall Short Index of self-actualization; Рефл. - A.V. Karpova reflexivity questionnaire; АНЛ - A.V. Kaptsova methodology for the diagnosis of axiological orientation.
Нами получены следующие результаты (табл. 2).
Согласно данным, представленным в табл. 2, можно отметить, что у 70 %, т. е. у большинства иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации, преобладает негативная стратегия адаптации (которую образуют депрессивный, ностальгический типы), а у большинства (86 %) иностранных студентов с высоким уровнем самоактуализации преобладает позитивная стратегия адаптации (которую образуют адаптивный и интерактивный типы). Принятие иностранными студентами ностальгического типа адаптации соотносится с субъективным дискомфортом и сдерживает процесс их социально-психологической адаптации, а предпочтение позитивной стратегии адаптации соотносится с субъективным благополучием и поддерживает успешную социально-психологическую адаптацию.
Таким образом, выявлены личностные качества и показатели социально-психологической адаптации студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации.
Полученные данные позволяют заключить, что чем выше уровень самоактуализации, тем более значимы социальные контакты и продуктивнее осуществляется освоение нового социокультурного пространства; чем ниже уровень самоактуализации, тем меньше субъективное благополучие, труднее взаимо-
действие с людьми и неэффективнее процесс социально-психологической адаптации.
Результаты нашего исследования подтверждают также результаты предшествующих исследований. Например, в исследовании М.А. Ивановой (2005), изучавшей социально-психологическую адаптацию иностранных студентов к высшей школе России, описано, что к числу факторов успешной психологической адаптации иностранных студентов к новым социокультурным условиям относятся наличие установки на усвоение новых культурных ценностей и желание интегрироваться в новую социокультурную среду (в нашем исследовании - это соответственно адаптивный и интерактивный типы позитивной стратегии). В обозначенном выше исследовании определено, что специфику неуспешной психологической адаптации определяют неспособность или нежелание устанавливать коммуникативные связи с окружающей средой и людьми, эмоциональная тревожность, низкое эмоциональное самочувствие (в нашем исследовании - это депрессивный и ностальгический типы негативной стратегии).
В исследовании зарубежных авторов Ь. Са^ L. Те^ (2014), описавших стратегии кросс-культурной адаптации иностранных студентов (на примере 16 китайских студентов, обучающихся в Финляндии), отмечено, что большинство иностранных студентов настроены позитивно и готовы учиться и адап-
Типы адаптации Adaptation types Низкий уровень самоактуализации Low level of self-actualization Высокий уровень самоактуализации High level of self-actualization
Адаптивный Adaptive - 58
Интерактивный Interactive 10 14
Адаптивный + Интерактивный Adaptive + Interactive - 14
Конформный Conformal 10 -
Депрессивный Depressive 40 -
Ностальгический Nostalgic 30 14
Отчужденный Distracted 10 -
Таблица 2 Table 2
Распределение студентов с высоким и низким уровнями самоактуализации по преобладающим типам адаптации, % Distribution of students with a high and low level of self-actualization by prevailing adaptation types, %
тироваться к новым социокультурным условиям. В нашем исследовании - аналогично: к преобладающим типам адаптации у иностранных студентов относятся адаптивный и интерактивный (у 68 % студентов преобладает адаптивный или интерактивный тип адаптации или оба сразу).
Заключение
Определены основные стратегии и типы социально-психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в Лондоне: позитивная (типы адаптивности, интерактивности), конформная (конформный и отчужденный типы) и негативная (депрессивный и ностальгический типы адаптации). Данное соотношение типов и стратегий отражает структуру социально-психологической адаптации иностранных студентов.
Иностранные студенты с высоким уровнем самоактуализации испытывают субъективное благополучие, для них более значимо социальное окружение, чем для студентов с низким уровнем самоактуализации, однако субъективное благополучие снижается при невозможности сохранения своей индивидуальности и выборе конформного типа адаптации. Самоактуализация для них связана также с карьерной ориентацией «Вызов», добросовестностью как чертой личности.
У иностранных студентов с низким уровнем самоактуализации отмечается более низкий уровень субъективного благополучия, чем у иностранных студентов с высоким уровнем самоактуализации, субъективное благополучие тем меньше, чем важнее для них сохранение своей индивидуальности, прагматическая направленность личности, приятие других и самоактуализация. Низкие результаты самоактуализации связаны с низкими показателями общей рефлективности и всех ее субшкал, что характеризует процесс самоактуализации у данных студентов как неэффективный в связи с неразвитостью рефлексивности как свойства личности, в частности.
Определены возможности самоактуализации личности в зависимости от уровня самоактуализации: студенты с высоким уровнем самоактуализации характеризуются высоким уровнем субъективного благополучия, который соотносится с позитивной стратегией адаптации (адаптивный и интерактивный типы); студенты с низким уров-
нем самоактуализации имеют низкий уровень субъективного благополучия, который соотносится с негативной стратегией адаптации (депрессивный и ностальгический типы адаптации).
Гипотезы подтвердились: существуют различия между показателями личностных качеств и шкал социально-психологической адаптации и различия в структуре связей данных шкал исследования у иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации.
Определение личностных особенностей иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации и специфики их социально-психологической адаптации может быть включено в разработку и реализацию программ психологического сопровождения данных субъектов образования.
Литература
1. Аржанова, И.В. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» / И.В. Аржанова, Д.В. Дыдзинская, Е.А. Мусина, П.С. Селезнев // Высшее образование в России. - 2019. - № 8-9. - С. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
2. Бочарова, Е.Е. Этнопсихология субъективного благополучия молодежи: моногр. / Е.Е. Бочарова. - Саратов: Изд-во СГУ, 2015. - 176 с.
3. Булгаков, А.В. Психологические особенности иностранных студентов и их профессионально-личностное становление в образовательной среде российского вуза: монография / А.В. Булгаков, В.В. Логинова. - М.: М-во образования и науки РФ, Московский гос. обл. ун-т (МГОУ), 2009. - 411 с.
4. Бульцева, М.А. Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов / М.А. Бульцева, Н.М. Лебедева //Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 3. -С. 51-59. DOI: 10.17759/chp.2019150306
5. Волчанская, В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии /В.О. Волчанская // Человеческий капитал. - 2019. - № 12 (132). -С. 108-114. DOI: 10.25629/HC.2019.12.09
6. Генсецкая, Ю.В. Ценностный подход к развитию личностной саморегуляции обучающихся: коллективная моногр. / Ю.В. Генсецкая, А.В. Капцов, Т.Н. Клюева и др.; под
ред. А.В. Капцова. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2019. - 128 с.
7. Григорьева, М.В. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов, Н.М. Голубева // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 5. - С. 23-30. DOI: 10.17759/pse.2017220503
8. Иванова, М.А. Системный подход к исследованию адаптации иностранных студентов /М.А. Иванова, А.В. Зинковский //Научно-технические ведомости СПБГУ. -2005. - № 2 (40). - С. 243-248.
9. Императивы интернационализации / отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. -М. : Логос, 2013. - 420 с.
10. Караваева, Е.М. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов / Е.М. Караваева,
B.Г. Печерский, Д.Е. Иванов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / под. ред. В.А. Барабанщико-ва. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 807-811.
11. Карпов, А.В. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека / А.В. Карпов, Т.А. Воронова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10, № 3-2. -
C. 104-110.
12. Кемп, Н. Новые тенденции международного рынка образования / Н. Кемп //Международное высшее образование. - 2016. -№ 85. - С. 19-22.
13. Кишиков, Р.В. Динамика диссертационных исследований проблем адаптации в отечественной психологии / Р.В. Кишиков // Вопросы гуманитарных наук. - 2014. -№ 2 (71). - С. 69-73.
14. Кузнецова, С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований / С.А. Кузнецова // Социальная психология и общество. - 2013. -№ 4. - С. 34-45.
15. Леонтьев, Д.А. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 90-100.
16. Лепшокова, З.Х. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри / З.Х. Лепшокова, А.Н. Татарко // Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8, № 3. - С. 125-146. DOI: 10.17759/sps.2017080310
17. Матренин, Д.И. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации / Д.И. Матренин, И.В. Харитонова // Universum: психология и образование. - 2019. - № 1 (55). - С. 13-16.
18. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 c.
19. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. -559 c.
20. Рогова, Е.Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии / Е.Е. Рогова // Научный альманах. - 2018. -№ 12-2 (50). - С. 205-207. DOI: 10.17117/na.2018.12.02.205
21. Смолина, Т.Л. Психология кросс-культурной адаптации: моногр. / Т.Л. Смолина, А.А. Мельникова. - СПб.: Скифия, 2017. - 303 с.
22. Теславская, О.И. Субъективное качество жизни и психологическая адаптация у лиц с низким, средним и высоким уровнем эскапизма / О.И. Теславская, Т.Н. Савченко // Экспериментальная психология. - 2019. -Т. 12, № 2. - С. 162-176. DOI: 10.17759/exppsy. 2019120212
23. Чибисова, М.Ю. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) / М.Ю. Чибисова, Е.А. Верченова // Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8, № 1. - С. 93-107. DOI: 10.17759/sps.2017080106
24. Щебланова, Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 16-27.
25. Ященко, Е.Ф. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета / Е. Ф. Ященко, Д.А. Лащенко, О.В. Лазорак // Вестник Кемеровского государственного университета. -2019. - № 21(2). - С. 467-477. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477
26. Berry, J.W. Acculturation: Living successfully in two cultures / J.W. Berry // International Journal of Intercultural Relations. - 2005. - Vol. 29. - P. 697-712. DOI: 10.1016/j. ijintrel.2005.07.013
27. Berry, J.W. Stress perspectives on acculturation / J.W. Berry // The Cambridge Handbook of acculturation psychology / In D.L.
Sam & J.W. Berry (Eds.). - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - P. 43-57. DOI: 10.1017/CBO9780511489891.007
28. Bierwiaczonek, K. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants: A Review / K. Bierwiaczonek, S. Waldzus // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2016. - Vol. 47(6). - P. 767-817. DOI: 10.1177/0022022116644526
29. Cai, L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland / L. Cai, L. Teng // BioTechnology: An Indian Journal. - 2014. -Vol. 10(9). - P. 4047-4053.
30. Castro, F.G. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models: Handbook of adult resilience / F.G. Castro, K.E. Murray. - New York, NY: The Guildford Press, 2010. - P. 375-403.
31. Gladkova, A.A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process / A.A. Gladkova // Psychology in Russia: State of the Art. - 2017. - Vol. 10, is. 4. - P. 45-59. DOI: 10.11621/pir. 2017.0405
32. Knight, J. Higher education in turmoil: The Changing World of Internationalization / J. Knight. - Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2008. - 244 p.
33. Sumer, S. International students' psychological and sociocultural adaptation
in the United States: Dissertation / S. Sumer. -Georgia State University, 2009. - 74 p.
34. Ward, C. Locus of control, mood disturbance and social difficulty during cross-cultural transitions / C. Ward, A. Kennedy // International Journal of Intercultural Relations. - 1992. - Vol. 16 (2). - P. 175-194.
35. Ward, C. The psychology of culture shock / C. Ward, S. Bochner, A. Furnham. -London: Routledge. - 2001. - 362 p.
36. Wilson, J. Beyond Culture Learning Theory: What can personality tell us about cultural competence? / J. Wilson, C. Ward, R. Fisher // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2013. - Vol. 44 (6). - P. 900-927. DOI: 10.1177/0022022113492889
37. Yoon, E. A meta-analysis of acculturation/enculturation and mental health / E. Yoon, C.T. Chang, S. Kim et al. // Journal of Counseling Psychology. - 2013. - Vol. 60 (1). -P. 15-30. DOI: 10.1037/a0030652.
38. Zhang, J. Personality, acculturation, and psychological adjustment of chinese international students in Germany / J. Zhang, H. Mandl, E. Wang // Psychological Reports. -2010. - Vol. 107 (2), - P. 511-525. DOI: 10.2466/07.09.11.17.PR0.107.5.511 -525
39. Zhou, Y. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education / Y. Zhou, D. Jindal-Snape, K. Topping, J. Todman // Studies in Higher Education. - 2008. - Vol. 33 (1). - P. 63-75. DOI: 10.1080/03075070701794833
Ященко Елена Федоровна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Санкт-Петербург), [email protected], ORCГО: 0000-0001-5172-9385
Щелокова Екатерина Галиуловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), каз_ка!@таП.т, ORCГО: 0000-0002-3872-240X.
Лазорак Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), lazolvas@mail.гu, ORCID: 0000-0002-4308-7906.
Поступила в редакцию 4 марта 2020 г.
DOI: 10.14529/jpps200206
PERSONAL FEATURES OF FOREIGN STUDENTS WITH A HIGH AND LOW LEVEL OF SELF-ACTUALIZATION DURING SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
E.F. Yashchenko1, [email protected], ORCID: 0000-0001-5172-9385 E.G. Shchelokova2, [email protected], ORCID: 0000-0002-3872-240X O.V. Lazorak2, [email protected], ORCID: 0000-0002-4308-7906
1 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation
2 South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation
Internationalization is one of the current directions of education development. Specially organized university work and identification of features of self-actualization in foreign students will contribute to the development of more effective programs of psychological support during socio-psychological adaptation. Aim. The paper aims to identify the personal features of foreign students with a high and low level of self-actualization during socio-psychological adaptation. Materials and methods. 52 foreign students aged from 18 to 32 years studying in London were examined. The study was based on the following methods: Yankovsky questionnaire of adaptation to a new socio-cultural environment, the Rogers and Diamond technique of diagnosis of so-cio-psychological adaptation, the Jones and Crandall Short Index of self-actualization, etc. The results for interpretation were obtained by statistical analysis (Mann - Whitney criterion) and correlation analysis (Spearman rank correlation coefficient) using SPSS 22.0 statistical software package. Results. Foreign students with a high level of self-actualization experience subjective well-being, and social surrounding is significant to them; however, subjective well-being is reduced when it is impossible to preserve individuality and choose a conformal type of adaptation. Foreign students with a low level of self-actualization have a subjective disadvantage that lessens when maintaining their individuality, pragmatic orientation, the acceptance of others, and self-actualization. Nevertheless, foreign students with a low level of self-actualization demonstrated a correlation between self-actualization and the interactive type of adaptation. Conclusion. The prospects for self-actualization of foreign students with a high and low level of self-actualization and the specifics of their socio-psychological adaptation have been studied.
Keywords: socio-psychological adaptation, sociocultural adaptation, internationalization of higher education, self-actualization, values, life meaning orientations, subjective well-being, career orientations, personal qualities, foreign students.
References
1. Arzhanova I.V., Dydzinskaya D.V., Musina E.A., Seleznev P.S. [Foreign Students' Study in the "Flagship Universities" of the Russian Federation within the Context of "Soft Power" Implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2019, no. 8-9, pp. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20 (in Russ.).
2. Bocharova E.E. Etnopsikhologiya sub"ektivnogo blagopoluchiya molodezhi [Ethnopsychology of subjective well-being of young people]. Saratov, SGU Publ., 2015. 176 p. (in Russ.).
3. Bulgakov A.V., Loginova V.V. Psikhologicheskie osobennosti inostrannykh studentov i ikh pro-fessional'no-lichnostnoe stanovlenie v obrazovatel'noi srede rossiiskogo vuza [Psychological peculiarities of foreign students and their professional and personal formation in the Russian university educational environment]. Moscow, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow Region State University, 2009. 411 p. (in Russ.).
4. Bul'tseva M.A., Lebedeva N.M. [The relationship of intercultural experience, acculturation expectations and creativity among Russian students]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2019, vol. 15, no. 3, pp. 51-59. D0I:10.17759/chp.2019 150306 (in Russ.).
5. Volchanskaya V.O. [Socio-psychological adaptation in domestic and foreign psychology]. Che-lovecheskii kapital [Human capital], 2019, no. 12 (132), pp. 108-114. DOI: 10.25629/HC.2019.12.09 (in Russ.).
6. Gensetskaya Yu.V., Kaptsov A.V., Klyueva T.N., Kolesnikova E.I. Tsennostnyi podkhod k raz-vitiyu lichnostnoi samoregulyatsii obuchayushchikhsya [A value-based approach to developing student self-regulation]. In Kaptsov A.V. (ed.). Samara: Samarskaya gumanitarnaya akademiya Publ., 2019. 128 p. (in Russ.).
7. Grigor'eva M.V., Shamionov R.M., Golubeva N.M. [Role of Self-Reflection in the Process of Student Adaptation to University]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 23-30. DOI: 10.17759/pse.2017220503 (in Russ.).
8. Ivanova M.A. [A systematic approach to foreign students' adaptation study]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPBGU [Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg Polytechnic University], 2005, no. 2 (40), pp. 243-248. (in Russ.).
9. Imperativy internatsionalizatsii [Imperatives of internationalization]. In Larionova M.V. (eds.). Moscow, Logos Publ., 2013. 420 p. (in Russ.).
10. Karavaeva E.M., Pecherskii V.G., Ivanov D.E. Razlichiya pokazatelei sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii u shkol'nikov i studentov [Differences in socio-psychological adaptation rates between schoolchildren and students]. In Barabanshchikov V.A. (ed.), Eksperimental'naya psikho-logiya v Rossii: traditsii i perspektivy [Experimental Psychology in Russia: Traditions and Perspectives]. Moscow, Institute of psychology Publ., 2010, pp. 807-811. (in Russ.).
11. Karpov A.V., Voronova T.A. [Reflexivity as determinant of structural organization of man's inner world]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and social-educational idea], 2018, vol. 10, no. 3-2, pp. 104-110. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-14-110 (in Russ.).
12. Kemp N. [New trends of the international education market]. Mezhdunarodnoe vysshee obra-zovanie [International Higher Education], 2016, no. 85, pp. 19-22.
13. Kishikov R.V. [Dynamics of dissertation studies of adaptation problems in domestic psychology]. Voprosy gumanitarnykh nauk [Questions of the humanities], 2014, no. 2 (71), pp. 69-73.
14. Kuznetsova S.A. [Migration attitudes as the subject of social psychological research]. Sot-sial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2013, no. 4, pp. 34-45. (in Russ).
15. Leont'ev D.A., Shil'manskaya A.E. [Personal life position: making theoretical notions operational]. Voprosypsikhologii [Psychology questions], 2019, no. 1, pp. 90-100.
16. Lepshokova Z.Kh., Tatarko A.N. [Adaptation and modification of John Berry's measure of acculturation expectations]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017., vol. 8, no. 3, pp. 125-146. DOI: 10.17759/sps.2017080310 (in Russ.).
17. Matrenin D.I., Kharitonova I.V. [Emotional intelligence as a resource of social and psychological adaption]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum:psychology and education], 2019, no. 1 (55), pp. 13-16. (in Russ.).
18. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 368 p. (in Russ.).
19. Petrovskii V.A. Chelovek nad situatsiei [The person over a situation]. Moscow, Smysl, 2010. 559 p. (in Russ.).
20. Rogova E.E. [The notion "adaptation" in foreign and domestic psychology]. Nauchnyi al'ma-nakh [Science Almanac], 2018, no. 12-2 (50), pp. 205-207. DOI: 10.17117/na.2018.12.02.205 (in Russ).
21. Smolina T.L., Mel'nikova A.A. Psikhologiya kross-kul'turnoi adaptatsii [Psychology of cross-cultural adaptation]. Saint-Petersburg, Skifiya Publ., 2017. 303 p. (in Russ.).
22. Teslavskaya O.I., Savchenko T.N. [Subjective quality of life and psychological adaptation of individuals with low, normal and high level of escapism]. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental Psychology], 2019, vol. 12, no. 2, pp. 162-176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120212 (in Russ.).
23. Chibisova M.Yu., Verchenova E.A. [Language competency, group development and sociome-tric status of foreign students in Russian higher eduction institutions (a case study of Chinese students)]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 93107. DOI: 10.17759/sps.2017080106 (in Russ.).
24. Shcheblanova E.I. [Psychological features of school adaptation of mentally gifted teenagers]. Voprosy psikhologii [Psychology questions], 2017, no. 3, pp. 16-27. (in Russ.).
25. Yashchenko E.F., Lashchenko D.A., Lazorak O.V. [Subjective Comfort, Coping-Strategies, and Types of Accentuations of Personality of Russian and Indonesian University Students]. Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2019, no. 21 (2), pp. 467-477. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477 (in Russ.).
26. Berry J.W. Acculturation: Living successfully in two cultures. International Journal of Intercultural Relations, 2005, vol. 29, pp. 697-712. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2005.07.013
27. Berry J.W. Stress perspectives on acculturation. The Cambridge Handbook of acculturation psychology. In D. L. Sam & J. W. Berry (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2006, pp. 4357. DOI: 10.1017/CB09780511489891.007
28. Bierwiaczonek K., Waldzus S. Socio-cultural factors as antecedents of cross-cultural adaptation in expatriates, international students, and migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2016, vol. 47 (6), pp. 767-817. DOI: 10.1177/0022022116644526
29. Cai L., Teng L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland. BioTechnology: An Indian Journal, 2014, vol. 10 (9), pp. 4047-4053.
30. Castro F.G., Murray K.E. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models: Handbook of adult resilience. New York, NY, The Guildford Press, 2010, pp. 375-403.
31. Gladkova A.A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process. Psychology in Russia: State of the Art, 2017, vol. 10, no. 4, pp. 45-59. DOI: 10.11621/pir.2017.0405
32. Knight J. Higher education in turmoil: The Changing World of Internationalization. Rotterdam, the Netherlands, Sense Publishers, 2008. 244 p.
33. Sumer S. International students' psychological and sociocultural adaptation in the United States: Dissertation. Georgia State University, 2009. 74 p.
34. Ward C., Bochner S., Furnham A. The psychology of culture shock. London, Routledge, 2001. 362 p.
35. Ward C., Kennedy A. Locus of control, mood disturbance and social difficulty during cross-cultural transitions. International Journal of Intercultural Relations, 1992, vol. 16, no. 2, pp. 175-194.
36. Wilson J., Ward C., Fisher R. Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? Journal of Cross-Cultural Psychology, 2013, vol. 44, no. 6, pp. 900-927. DOI: 10.1177/0022022113492889
37. Yoon E., Chang C.T., Kim S. et al. A meta-analysis of acculturation/enculturation and mental health. Journal of Counseling Psychology, 2013, vol. 60 (1), pp. 15-30. DOI: 10.1037/a0030652
38. Zhang J., Mandl H., Wang E. Personality, acculturation, and psychological adjustment of chinese international students in Germany. Psychological Reports, 2010, vol. 107, no. 2, pp. 511-525. DOI: 10.2466/07.09.11.17.PR0.107.5.511-525
39. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education. Studies in Higher Education, 2008, vol. 33, no. 1, pp. 63-75. DOI: 10.1080/03075070701794833
Received 4 March 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Ященко, Е.Ф. Личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации / Е.Ф. Ященко, Е.Г. Щелокова, О.В. Лазорак // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13, № 2. - С. 6275. БО1: 10.14529^200206
FOR CITATION
Yashchenko E.F., Shchelokova E.G., Lazorak O.V. Personal Features of Foreign Students with a High and Low Level of Self-Actualization During Socio-Psychological Adaptation. Psychology. Psychophysiology. 2020, vol. 13, no. 2, pp. 62-75. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps200206