Д.В. Старикова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИСТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ ВТОРИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
PERSONAL ECONOMISTS' PECULIARITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFULNESS OF THEIR SECOND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Аннотация: в статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема профессионального самоопределения экономистов в ситуации смены профессии, а так же влияния личностных особенностей, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, вторичная профессионализация, профессиональная деятельность экономиста, мотивационная структура личности, осмысленность жизни.
Abstract: the article deals with the nowadays topical problem of economists' professional self-determination in the situation of profession change and also the influence upon him of his personal peculiarities brought by the specific features of professional activities.
Keywords: professional self-determination, second professionalization, professional activities of economist, personal motivation structure, life comprehension.
Изучению отдельных аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального становления и определяющих его успешность посвящено целое направление исследований (А.Г. Здравомыслов, О.Д. Ковшуро, И.Н. Семенов, И.Г. Кокурина, В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов, Е. Стронг и др.). Данные исследования подвергаются критике из-за фрагментарного подхода и отсутствия динамического аспекта к изучению формирования личности в профессиональной деятельности и нереализованности целостного подхода к проблеме. Но они доказывают зависимость профессионального самоопределения от личностных качеств личности.
В.Т. Кудрявцев [1] в своих исследованиях указывает на связь характерологических черт личности с профессиональным самоопределением. Он рассмотрел влияние особенностей личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, а также выяснил связь черт личности с успешностью обучения в различных сферах профессиональной деятельности.
Шавир П.А. так же рассматривает структурные элементы личности как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения [2]. Совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения он сводит к двум основным группам: первая - особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса (волевые черты характера и трудолюбие); вторая группа -компоненты личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обусловливающие избирательность реагирования (потребность в профессиональном самоопределении, возникающие у человека, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы и представления о жизненных ценностях и т.д.).
На основе анализа литературы нами были выявлены основные психологические факторы, которые согласно гипотезе будут оказывать значимое влияние на процесс
© Д.В. Старикова, 2012
вторичного профессионального самоопределения экономистов. Данные факторы мы выделили в виде ключевых блоков:
1 блок - жизненные установки и ценности человека. Включает в себя уровень жизненной зрелости, активности и ответственности личности;
2 блок - профессиональная направленность. Охватывает профессиональные склонности и интересы;
3 блок - интеллектуальные особенности, Включает в себя сильные слабые стороны интеллекта, преобладающий стиль мышления, общий уровень интеллектуальной работоспособности;
4 блок - мотивационная структура личности. Охватывает основные мотивирующие факторы, побуждающие человека к работе;
5 блок - личностные качества. Определение склонностей к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера.
В соответствии с выделенными факторами и с задачами настоящего исследования, был подобран и использован такой психодиагностический инструментарий: 16-факторный опросник Кеттелла (форма С); тест смысложизненных ориентаций (СЖО); Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича в модификации Д.А. Леонтьева «Опросник профессиональных предпочтений» Д. Холланда; методика измерения мотивационной структуры личности В.Э.Мильмана; опросник «Стили мышления» в адаптации А.А. Алексеева; методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации Реана.
На первом этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ двух групп экономистов с целью определения личностных особенностей людей данной профессии, сменивших профессию. Первая группа объединяла представителей профессии экономист, сменивших профессию (БЭБС и БЭСС) и была нами определена как вторичное профессиональное самоопределение (ВПС). Вторая группа состояла из экономистов в данный момент работающих по специальности и не имеющих намерения менять профессию - первичное профессиональное самоопределение (1111С). Для определения уровня значимости различий двух групп нами был использован критерий Стьюдента. Сравнительный анализ показал значимость различий по шкалам: «внутренняя мотивация», «внешняя положительная мотивация», «внешняя отрицательная мотивация» методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир; шкалам «общение», «общая активность», «общежитейская реальная мотивация», «рабочая реальная мотивация», «производство», «общий уровень мотивации» методики измерения мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана; шкалы «реалистический», «интеллектуальный», «предприимчивый» опросника профессиональных предпочтений Д. Холланда и шкалы «процесс» теста смысложизненных ориентаций. Значимых отличий в интеллектуальной сфере и в сфере характерологических особенностей выявлено небыло. Качественный анализ полученных данных показал, что для экономистов, сменивших профессиональную деятельность, характерно преобладание внутренней мотивации над внешней, что указывает на большее стремление к самореализации и большую независимость от других людей в принятии решений. Общий мотивационный профиль двух групп не имеет качественных отличий: для всех экономистов характерно преобладание потребления над производством. Отличительной особенностью мотивационной структуры представителей группы ВПС является большая выраженность мотивов. Для этой группы испытуемых такие мотивы как общение и общая активность имеют большую значимость относительно представителей группы ППС. Более высокие показатели по шкалам «общежитейская реальная мотивация» и «рабочая реальная мотивация», которые характеризуют степень реализации мотивов, указывают на большую удовлетворенность реальной жизнью представителей группы ВПС.
Значимые отличия были обнаружены в особенностях профессиональной направленности. Для группы ППС характерен реалистический тип профессиональной направленности. В группе ВПС преобладает артистический тип. Полученные результаты позволяют утверждать о наличии психологических особенностей представителей профессии экономист, обусловленных спецификой овладения данной специальностью и работой по профессии.
На втором этапе исследования изучались результаты двух групп испытуемых: 1 группа - экономисты, получившие высшее образование, но не имеющие рабочего стажа по специальности - 60 человек; 2 группа - экономисты, получившие высшее образование, имеющие рабочий стаж по специальности, но в данный момент сменившие профессию - 59 человек. Испытуемые этих групп были нами объединены в одну группу на основании факта смены профессиональной деятельности. Процесс вторичного профессионального самоопределения в ситуации смены профессии обладает некой результативностью. Такая характеристика указывает на удовлетворенность испытуемых вторичным профессиональным выбором, на его «успешность». Показателемрезультативности вторичного профессионального самоопределения является, по нашему мнению, общий уровень осмысленности жизни методики СЖО.Данная характеристика является интегрирующей и определяет особенности организации целостной системы, отражающей, с одной стороны, наличие целей в жизни, а с другой, - степень их достижения. Высокие показатели по шкале «осмысленность жизни» интерпретировались нами как показатель успешности вторичного профессионального самоопределения.
С целью выявления влияния указанных ранее факторов профессионального самоопределения на успешность вторичного самоопределениямы использовали однофакторный дисперсионный анализ. Результаты обработки данных показали значимость влияния шести переменных на успешность вторичного профессионального самоопределения: фактор В, факторБ, факторОметодики Кеттелла (см. табл. 1) и показатели мотивационной структуры личности методики Мильмана мотивы творческой активности, общественной пользы и общий показатель идеальных мотивационных представлений (см. таблицу 2).
Таблица 1
Результаты дисперсионного анализа для группы экономистов, сменивших
профессиональную деятельность по тесту Кеттелла (при р< 0,05)_
Переменные Ср. гр. Б Р
ФакторВ 3,97 6,460 0,0071
Фактор F 5,56 7,380 0,0032
Фактор G 10,1 4,458 0,042
Анализ полученных данных указывает на то, что наиболее успешно вторичное профессиональное самоопределение протекает у экономистов, обладающих такими качествами как экспрессивность, эмоциональная значимость социальных контактов, динамичность и эмоциональное лидерство. На это указывает значимое влияние фактора Б, самые высокие показатели которого в группе не превышают средний уровень выраженности. Прямое влияние также оказывает такая характеристика как «нормативность поведения». Высокие показатели по этой шкале напрямую связаны с результативностью вторичного профессионального самоопределения. Ответственность, требовательность к себе, добросовестность, настойчивость в достижении цели и развитое чувство долга положительно сказываются на процессе самоопределения. Такое же положительное влияние отмечается со стороны уровня развития интеллекта: высокие показатели по этой шкале связаны с более высоким уровнем осмысленности жизни.
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа для группы экономистов, сменивших
профессиональную деятельность по тесту Мильмана (при р< 0,05)_
Переменные Ср. гр. F Р
Мотив «творческая активность» 21,73 3,88 0,045
Мотив «общественная польза» 20,43 5,499 0,032
Показатель «идеальное общее» 74,94 6,232 0,006
Мотивационная структура наиболее «успешных» в плане самоопределения экономистов отличается выраженностью мотивов производственной направленности: творческой активности и общественной пользы. Стремление к сознанию нового, к творческой самореализации во многом определяет успешность вторичного профессионального самоопределения.
Литература
1. Кудрявцев В.Т. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. - М., 1985. - С.25-47.
2. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М. 1981. - С.34-35.
И.А. Сусанова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АТТИТЮД: МОДЕЛЬ КРОССКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
THE SOCIAL REPRESENTATIONS AND ATTITUDES: THE MODEL OF CROSS-CULTURE INVESTIGATION
Аннотация: основная тема статьи - влияние социальных представлений и аттитюдов на принятие решения в разных культурах. Предполагаем, что в коллективистской культуре решение будет приниматься под влиянием социальных представлений. В индивидуалистической культуре решение будет в большей степени зависеть от аттитюдов.
Ключевые слова: социальные представления, аттитюд, принятие решения, партнерские роды.
Abstract: the subject of this article is the following: The influence of social representations and attitudes on the decision within different cultures. We can assume that in collectivistic culture decision will be taken under the influence of social representations. In individualistic culture decision will depend more on attitudes.
Keywords: social representations, attitude, to make the decision, the husband's presence at the childbirth.
Проблема выявления факторов, влияющих на поведение человека, возникла в социальной психологии неоднократно [2, с.283]. Тем более, что на поведение человека влияют не только личностные факторы, но и оказывает влияние социальное окружение. Человек познает мир и действует согласно своим представлениям о нем, но эти представления могут быть выражением как личных взглядов человека, так и сформированных группой, обществом в целом. Важным и неисследованным вопросом
© И.А. Сусанова, 2012