Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ РЕАКТИВНОЙ И ПРОАКТИВНОЙ АГРЕССИИ: ОБЗОР'

ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ РЕАКТИВНОЙ И ПРОАКТИВНОЙ АГРЕССИИ: ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы агрессии / реактивная агрессия / проактивная агрессия / макиавеллизм / нарциссизм / психопатия / Темная триада / личность / types of aggression / reactive aggression / proactive aggression / Machiavellianism / narcissism / psychopathy / Dark triad / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дериш Федор Валерьевич

В статье рассматриваются два типа агрессии – реактивная и проактивная – и их связь с различными личностными чертами. Реактивная агрессия связана с ранним травмирующим опытом и предвзятой атрибуцией враждебности, а также коррелирует с шизотипическими чертами и тревожностью. С другой стороны, проактивная агрессия ассоциируется с одобрением агрессивного поведения и грандиозным нарциссизмом. Также рассматривается связь агрессии с чертами Темной триады личности, такими как нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Представлены различия в коррелятах для обоих типов агрессии, включая связь с шизотипическими чертами, тревожностью, грандиозным нарциссизмом и дефицитом эмпатии. В работе проанализированы различия между реактивной и проактивной агрессией, а также личностные корреляты рассматриваемых типов агрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY CORRELATES OF REACTIVE AND PROACTIVE AGGRESSION: REVIEW

The article discusses two types of aggression – reactive and proactive – and their association with various personality traits. Reactive aggression is linked to early traumatic experiences and a biased attribution of hostility, as well as being correlated with schizotypal traits and anxiety. On the other hand, proactive aggression is associated with the approval of aggressive behavior and grandiose narcissism. The text also examines the relationship between aggression and the Dark Triad personality traits, such as narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. Differences in correlates for both types of aggression are presented, including the association with schizotypal traits, anxiety, grandiose narcissism and lack of empathy. The paper analyzes the distinctions between reactive and proactive aggression and the personality correlates of the types of aggressive behavior under consideration.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ РЕАКТИВНОЙ И ПРОАКТИВНОЙ АГРЕССИИ: ОБЗОР»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТИ

УДК 159.922

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-1-5-14

Дериш Федор Валерьевич

старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

e-mail: fedor.derish@yandex. ru

Смилянец Полина Александровна

студентка V курса философско-социологического факультета

ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-66-17

ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ РЕАКТИВНОЙ И ПРОАКТИВНОЙ

АГРЕССИИ: ОБЗОР

Fedor V. Derish

Senior Lecturer of Clinical and General Psychology Department

e-mail: fedor.derish@yandex. ru

Polina A. Smilyanets

Student 5th Grade of Philosophy and Sociology Faculty

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia

PERSONALITY CORRELATES OF REACTIVE AND PROACTIVE

AGGRESSION: REVIEW

Аннотация. В статье рассматриваются два типа агрессии - реактивная и проактивная - и их связь с различными личностными чертами. Реактивная агрессия связана с ранним травмирующим опытом и предвзятой атрибуцией враждебности, а также коррелирует с шизотипическими чертами и тревожностью. С другой стороны, проактивная агрессия ассоциируется с одобрением агрессивного поведения и грандиозным нарциссизмом. Также рассматривается связь агрессии с чертами Темной триады личности, такими как нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Представлены различия в коррелятах для обоих типов агрессии, включая связь с шизотипическими чертами,

© Дериш Ф.В., Смилянец П.А., 2023

тревожностью, грандиозным нарциссизмом и дефицитом эмпатии. В работе проанализированы различия между реактивной и проактивной агрессией, а также личностные корреляты рассматриваемых типов агрессивного поведения.

Ключевые слова: типы агрессии, реактивная агрессия, проактивная агрессия, макиавеллизм, нарциссизм, психопатия, Темная триада, личность.

Abstract. The article discusses two types of aggression - reactive and proactive - and their association with various personality traits. Reactive aggression is linked to early traumatic experiences and a biased attribution of hostility, as well as being correlated with schizotypal traits and anxiety. On the other hand, proactive aggression is associated with the approval of aggressive behavior and grandiose narcissism. The text also examines the relationship between aggression and the Dark Triad personality traits, such as narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. Differences in correlates for both types of aggression are presented, including the association with schizotypal traits, anxiety, grandiose narcissism and lack of empathy. The paper analyzes the distinctions between reactive and proactive aggression and the personality correlates of the types of aggressive behavior under consideration.

Key words: types of aggression, reactive aggression, proactive aggression, Machiavellianism, narcissism, psychopathy, Dark triad, personality.

Введение

Изучение агрессии, ее видов и форм, проявляющихся в различных поведенческих паттернах, является важным для современных исследователей. Необходимо иметь представление о различных классификациях агрессии и об особенностях ее отдельных видов, чтобы иметь полное представление о том, что из себя представляет данный феномен. Выделяемые характеристики рассматривают множество видов и форм агрессии по разным основаниям [1, 5, 7, 8].

К. Додж и Дж. Койи предложили классификацию, построенную на причинной обусловленности агрессии. В рамках их классификации выделяют реактивный и проактивный виды агрессии [5]. Реактивная агрессия выступает в виде защитного ответа на блокирование обществом какой-либо цели или же на провокацию. При этом субъект не обязательно оказывается действительно провоцируемым: люди, применяющие реактивную агрессию, в принципе склонны воспринимать многие стимулы среды как враждебные по отношению к ним. Описание этого вида агрессии схоже с тем, что представлено в фрустрационной теории. Проактивная же агрессия определяется как агрессия, которая возникает в предвкушении корыстных результатов и является намеренным поведением, контролируемым внешним подкреплением (это определение проистекает из теории социального научения). Проактивная агрессия проявляется в совершении запланированных действий, ассоциирующихся с корыстью и социальным контролем. Это определение проистекает из теории социального научения [5]. Таким образом, классификация агрессии по причине возникновения включает два вида: реактивную и проактивную.

Реактивная и проактивная агрессия

Несмотря на то, что реактивная и проактивная агрессия рассматриваются совместно, они имеют различные теоретические основания. Так, реактивный тип агрессии описывается исходя из фрустрационной теории агрессии, предложенной Д. Доллардом и его коллегами [21] и усовершенствованной Л. Берковицем (1962, 1978). В рамках этой теории агрессию понимают как враждебную, гневную реакцию, которая, как правило, имеет защитный характер и призвана устранить фрустрацию. Теоретической основой проактивной агрессии служит теория социального научения А. Бандуры. В ней агрессия - это приобретенное инструментальное поведение, которое контролируется внешним вознаграждением. Реактивная агрессия проявляется в форме враждебного, оборонительного паттерна реагирования в результате переживания фрустрации или провокации, а проактивная агрессия - это целенаправленное поведение, контролируемое внешним подкреплением и выступающее как средство для достижения цели.

Данные типы агрессии имеют разные концептуальные истоки, они не являются взаимоисключающими или конфликтующими. Так, каждая теория признает как подстрекательские, так и побудительные аспекты мотивации к агрессии. Л. Берковиц (1983) признал, что подкрепление может изменить силу агрессивного проявления, а Д. Бандура (1983) подстраховался, признав, что его теория применима только к «большей части» агрессии [17]. Реактивная агрессия, имеющая свои корни во фрустрационной теории, определяется как «горячая», эмоционально обусловленная форма агрессии, а проактивная, зародившаяся в рамках теории социального научения, как «холодная» агрессия, направленная на достижение цели. В основе данных типов реагирования лежат качественно различные механизмы и факторы.

Различия в механизмах реактивной и проактивной агрессии объясняются с помощью модели обработки социальной информации, предложенной К. Доджем и Н. Криком [13, 14]. Данная модель представляет собой серию социально-когнитивных и когнитивно-эмоциональных процессов в развитии социальной компетентности и поведения на протяжении жизни и предполагает, что в социальной ситуации поведение человека достигается посредством шести последовательных шагов: 1) кодирования социальных сигналов, 2) интерпретации сигналов, 3) прояснения целей, 4) генерации поведенческих реакций, 5) выбора реакции, 6) совершения поступка. Наличие ошибок в процессах обработки социальной информации на различных этапах этой модели приводит к проблематичным поведенческим реакциям, например, к агрессии [31].

Реактивный и проактивный типы агрессивного реагирования, по К. Доджу и Д. Койи (1987), соотносятся с двумя паттернами ошибок и проблем, возникающих на разных этапах обработки социальной информации. Первый паттерн подразумевает проблемы на ранних стадиях обработки социальной информации (распознавание сигнала, его кодирование, интерпретация социальной информации). Сюда можно отнести ошибку интерпретации -предвзятую атрибуцию враждебности. Этим термином обозначается

склонность человека приписывать неоднозначному стимулу, в котором отсутствует ясность намерения, провокационное содержание. Восприимчивость к враждебным сигналам и интерпретация многих незначительных сигналов как злонамеренных побуждают человека к агрессии, которая является защитной или же может послужить в качестве возмездия за вредоносное действие. Таким образом, ошибки на ранних этапах обработки социальной информации приводят к проявлению реактивной агрессии, так как именно этот вид является реакцией на предполагаемую угрозу [13]. Второй паттерн обработки социальной информации включает проблемы на более поздних стадиях обработки, на которых происходит генерация вариантов реакции и выбор одной для предстоящей реализации поведения. Среди таких проблем выделяют ограниченный репертуар ответных действий, а также предпочтение агрессивных актов как наиболее вероятно приводящих к позитивному результату и более высокую степень уверенности при совершении агрессивного действия соответственно. Так, люди, демонстрирующие этот паттерн, используют агрессию проактивно, т.е. для достижения ожидаемых результатов [13].

Оба паттерна объясняют поведение, реализуемое в конкретной ситуации. Однако модель не включает в себя роль склонностей или диспозиций совершать подобные ошибки.

Подобные паттерны позволили исследователям проверить данные предположения. Как оказалось, гипотеза о том, что реактивная агрессия, в отличие от проактивной, связанная с первыми этапами в обработки социальной информации, а именно с предвзятой атрибуцией враждебности, была подтверждена во многих исследованиях [13, 22, 26]. Проактивная агрессия, в свою очередь, в отличие от реактивной, оказалась связанной с более поздними этапами, в частности, с ожиданием позитивных результатов агрессивного поведения [13, 22, 26]. Исследования в области когнитивных предикторов реактивной и проактивной агрессии продолжаются по сей день, предоставляя данные как об общем в механизмах формирования данных типов агрессивного поведения, так и о различиях [30].

В соответствии с фрустрационной теорией и теорией социального научения склонность к реактивной агрессии формируется ввиду наличия раннего травмирующего опыта, такого как потеря значимого человека или изоляция от него, насилие и нахождение в угрожающих жизни условиях. Такие жизненные события способствуют потере базового чувства безопасности, усиливают аффекты, лежащие в основе реактивной агрессии, - гнев и страх, что приводит к постоянной бдительности субъекта, развитию и преобладанию у него реактивного типа агрессивного поведения. Склонность к проактивной агрессии строится на положительных эмоциях, связанных с одобрением агрессивного поведения референтным лицом или группой. К примеру, ребенок, которого толкнули, получает совет от матери ударить обидчика в ответ. Во время следующей проблемной ситуации эта реакция будет для него более доступна, чем остальные, особенно если агрессивное действие заставило противника сдаться. Так, у ребенка сужается выбор неагрессивных, ассертивных ответов, увеличивается репертуар возможных агрессивных

реакций, которые он уже воспринимает как наиболее эффективные в достижении цели, и субъект на постоянной основе начинает проявлять агрессию проактивным способом. Несмотря на то, что реактивный и проактивный типы агрессии имеют разные пути формирования и разные механизмы, возможно, проактивная агрессия будет легче формироваться и реализовываться при большей склонности к реактивной агрессии.

Личностные корреляты проактивной и реактивной агрессии

В ранних исследованиях [18, 26, 31] рассматривались особенности взаимодействия проактивно и реактивно агрессивных детей со сверстниками. Результаты свидетельствуют о наличии связи между проявлением реактивного агрессивного поведения и социальным отвержением, негативными оценками сверстников. Проактивная агрессия оказалась положительно связана со статусом ребенка в классе. Несмотря на обнаруженные различия, и проактивно-и реактивно-агрессивные дети рассматривались как надоедливые и нарушающие порядок. Важно отметить, что плохие межличностные отношения реактивно-агрессивных детей со сверстниками авторы связывают с дефицитом обработки социальной информации. Однако это не единственная характеристика, чьи связи с когнитивными механизмами были обнаружены. К таковым можно также отнести тревожность и шизотипические черты. Считается, что нарушения обработки социальной информации, свойственные реактивно-агрессивным людям, могут способствовать формированию шизотипических характеристик, включающих необычные перцептивные переживания и параноидальные идеи [33]. Было установлено, что склонность к реактивно-агрессивному поведению сочетается с повышенной тревожностью у подростков [9, 10]. Белл-Доланом (1995) было обнаружено, что тревожные дети намного чаще, чем нетревожные, интерпретировали невраждебные ситуации как угрожающие, демонстрируя враждебный атрибутивный стиль. На азиатской выборке подросткового возраста было установлено, что когнитивно-перцептивные нарушения испытуемых, оцененные с помощью опросника шизотипической личности, были связаны с уровнем реактивной агрессии при контроле пола, возраста и проактивной агрессии [29]. В этом же исследовании была обнаружена связь реактивной, но не проактивной, агрессии с высоким уровнем тревожности. Таким образом, реактивная агрессия, в отличие от проактивной, связана с шизотипическими характеристиками личности и тревожностью. Демонстрируемая реактивно-агрессивными склонность к оцениванию нейтральных стимулов в качестве враждебных может быть связана с наличием когнитивных дефицитов, свойственных шизотипипческим личностям. Очевидно, восприимчивость к враждебным сигналам и ошибки интерпретации социальной информации побуждают реактивно-агрессивную личность к излишним переживаниям и непрерывному ожиданию угрозы извне, что описывает связь с тревожностью.

Для расширения представления о психологическом профиле людей, действующих агрессивно реактивным или проактивным способом, важно также обратить внимание на черты личности, связанные с каждым из рассматриваемых типов агрессии. Бук и другие (2012) обнаружили связь между

нечестностью, недоброжелательностью с проактивной и реактивной агрессией [11]. Динич и Вертаг (2018) подтвердили предыдущие результаты, а также учли роль фактора пола во взаимосвязи черт модели НЕХАСО, Темной триады личности с проактивной и реактивной агрессией [16]. Оказалось, что проактивную агрессию у мужчин лучше всего предсказывала неклиническая психопатия, тогда как у женщин - низкая добросовестность. Реактивную агрессию вне зависимости от пола предсказывали низкие доброжелательность, психопатия и макиавеллизм. Высокая эмоциональность также имела значительный вклад, но только у женщин. Несмотря на устойчивость связи между реактивной агрессией и доброжелательностью, остальные личностные корреляты реактивной и проактивной агрессии нуждаются в уточнении, как и вклад черт личности в совокупности с другими характеристиками для предсказания обоих типов агрессии.

Говоря о чертах личности, важно также упомянуть ряд исследований, посвященных взаимосвязи проактивной и реактивной агрессии с чертами Темной триады личности. Под Темной триадой понимается комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных, но не зависимых друг от друга нежелательных черт, определяющих негативную сторону личности. Среди черт традиционно выделяют неклинический нарциссизм, макиавеллизм и неклиническую психопатию [4]. Традиционно черты Темной триады личности ассоциируют с антагонистическим поведением, в том числе с агрессивным. В обзоре, посвященном Темной тетраде личности - новом витке развития изучения нормативных и социально нежелательных характеристик, рассмотрены исследования связи агрессии, повседневного (обыденного) садизма и черт Темной триады [3]. Кроме того, в зарубежных [1, 28, 29] и отечественных [2, 6] исследованиях была подтверждена связь с агрессивностью. Однако эмпирических исследований, посвященных изучению связи черт Темной триады, реактивной и проактивной агрессии, на данный момент нет, что отчасти связано с отсутствием методик, измеряющих указанные типы агрессивного поведения. Тем не менее существует множество работ, результаты которых указывают на наличие существенных связей между реактивной и проактивной агрессией и чертами Темной триады личности.

Например, в некоторых исследованиях [28, 29] получены взаимосвязи грандиозного нарциссизма и проактивной агрессии. Авторы интерпретируют полученные результаты через склонность нарциссических личностей к доминированию: проактивное агрессивное поведение приводит к эксплуатации других людей, достижению целей и сохранению чувства грандиозности. В других исследованиях [12, 23, 27] уязвимый нарциссизм связан с реактивным типом агрессивного поведения. В данном случае интерпретация связи базируется на представлениях о гипертрофированном, но хрупком самовосприятии нарциссов, любая угроза извне которому может вызывать враждебную реакцию. Индивид, обладающий нарциссическими чертами личности, может быть как реактивно, так и проактивно агрессивен, но это связано с выраженностью нарциссических черт личности.

Интересно, что, как и в случае с нарциссизмом, характер связи между психопатией и агрессией проясняется путем детального рассмотрения связей с компонентами психопатии. В трехфакторной модели психопатии, в которой компонентами выступают стиль межличностного взаимодействия (высокомерие и склонность к обману), стиль эмоционального реагирования (дефицит эмпатии) и стиль жизни (импульсивность и безответственность), по-разному связаны с проактивной и реактивной агрессией. Психопатический стиль межличностного и эмоционального реагирования у подростков предрасполагают к проактивному типу агрессивного поведения [25, 34]. В свою очередь, реактивный тип агрессивного поведения в большей мере характерен при психопатическом стиле жизни, что неоднократно обнаруживалось среди различных групп населения и в различных условиях [20, 25]. Стоит отметить, что данные не являются исчерпывающими, так как существуют исследования, результаты которых не согласуются с перечисленными выше. К примеру, некоторые исследования [19, 32] обнаружили положительную связь реактивной агрессии со всеми компонентами психопатии [15]. В целом приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что психопатия является существенным коррелятом реактивной и проактивной агрессии. С большой долей уверенности можно утверждать о наличии положительной связи между проактивной агрессией и психопатическим стилем эмоционального реагирования, а реактивная агрессия связана с психопатическим стилем жизни (импульсивность и безответственность). Однако связи отдельных аспектов психопатии с проактивным и реактивным типами агрессии еще нуждаются в уточнении с учетом роли других психологических характеристик.

Исследований, выявляющих вклад макиавеллизма в предсказание проактивной и реактивной агрессии, немного, по сравнению с количеством работ, в которых рассматриваются отношения нарциссизма и психопатии с агрессивным поведением. Однако последние исследования [1, 16] в этой области сообщают о том, что макиавеллизм положительно коррелирует как с реактивной, так и с проактивной агрессией. Важно отметить, что в обоих исследованиях макиавеллизм показал более сильные связи с реактивной агрессией. Такие результаты являются относительно странными, так как склонность к манипуляциям и эксплуатации других с целью получения личной выгоды в купе с циничностью предполагают скорее использование агрессивных действий как инструмента в достижении целей [24]. Данный результат требует дополнительного исследования роли других психологических характеристик для объяснения связи реактивной и проактивной агрессии с макиавеллизмом.

Заключение

Феномены, относящиеся к агрессии, имеют различные трактовки и способы их определения. Одним из самых распространенных являются классификации агрессивного поведения, модели агрессивности как диспозициональной характеристики, в том числе рассмотрение личностных черт, в основе которых лежит агрессивная диспозициональность. Для выделения форм и типов агрессии и агрессивного поведения используют различные основания. Одним из наиболее интересных является изучение

проактивного и реактивного типов агрессивного поведения. Это связано прежде всего с тем, что истоками их появления послужили достаточно обоснованные теории и модели агрессии.

Склонность к реактивному и проактивному типу агрессивного поведения связана с разными личностными чертами, причем существует специфика связей реактивной и проактивной агрессией с одними и теми же чертами. В современных исследованиях общим для обоих типов агрессивного поведения является низкий уровень честности - склонности к обману и добросовестности (модели HEXACO), общий показатель неклинической психопатии и макиавеллизм. Различий же оказалось существенно больше. Они касались того, что реактивная агрессия в большей мере связана с шизотипическими чертами, тревожностью, враждебностью по отношению к окружающим, уязвимым нарциссизмом, импульсивностью и безответственностью. В свою очередь, коррелятами проактивного типа агрессивного поведения являются грандиозный нарциссизм, дефицит эмпатии (компоненты неклинической психопатии). Так, у реактивной и проактивной агрессии есть общие и различные корреляты. Также в исследованиях показано, что некоторые характеристики (например, пол) могут выступать медиаторами и модуляторами связи личностных черт и рассматриваемых типов агрессивного поведения.

Таким образом, берущий начало в фрустрационной теории реактивный тип агрессии определяется как «горячая» агрессия, представляющая собой оборонительную, враждебную реакцию на фрустрацию. Данный тип агрессивного поведения может формироваться вследствие ранней травматизации насилием, а также по причине потери чувства безопасности, что в дальнейшем приводит к повышенной бдительности к враждебным стимулам, а также к ошибкам кодирования и интерпретации социальной информации, усиливающим агрессию субъекта по отношению к другим. Проактивная же агрессия, имеющая в качестве основы теорию социального научения, обозначает «холодную» агрессию, целенаправленное поведение, контролируемое внешним подкреплением. Такой тип агрессии могут демонстрировать люди, которые наблюдали, а затем реализовывали агрессивное поведение с последующим его поощрением референтными лицами. Как правило, у проактивно-агрессивных людей ограниченный репертуар неагрессивных реакций, поэтому они легче выбирают агрессивный ответ, к тому же агрессивные ответы они оценивают как те, что наиболее вероятно приведут их к желаемой цели. Стоит отметить, что обе характеристики скорее рассматриваются как диспозиции к соответствующему типу агрессивного поведения, а не как черты личности.

Список литературы

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

2. Дериш Ф.В. Половые особенности взаимосвязи черт темной триады личности и диспозициональной агрессии // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 4-12. - DOI 10.24412/2308-717X-2021-1-4-12

3. Дериш Ф.В. Темная тетрада личности: обзор современных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - № 2. - С. 222-235. - DOI 10.17072/2078-7898/2021-2-222-235

4. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7, № 38. - С. 12.

5. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб. : Питер, 2014. - 368 с.

6. Корниенко Д.С., Вязовкина В.К., Горностаев И.С. Адаптация и психометрическая проверка методики «Короткий опросник темной тетрады» // Психологический журнал. - 2022. - Т. 43, № 5. - С. 87-98. - DOI 10.31857/S020595920022787-1

7. Шестакова Е.Г. Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы) // СПЖ. - 2009. - № 33. - С. 36-40.

8. Щербаков Е.П., Макенов А.А. Проблема изучения феномена агрессивности в отечественных и зарубежных теориях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 4 (34). - С. 98-103.

9. Bell-Dolan D.J. Social cue interpretation of anxious children // Journal of Clinical Child Psychology. - 1995. - Vol. 24 (1). - P. 2-10.

10. Biased attention in childhood anxiety disorders: A preliminary study / M.W. Vasey, E.L. Daleiden, L.L. Williams, L.M. Brown // Journal of Abnormal Child Psychology. - 1995. - Vol. 23 (2). - P. 267-279.

11. Book A.S., Volk A.A., Hosker A. Adolescent bullying and personality: An adaptive approach // Personality and Individual Differences. - 2012. - Vol. 52. -P. 218-223.

12. Bushman B.J., Baumeister R.F. Threatened egotism, narcissism, self-esteem, and direct and displaced aggression: Does self-love or self-hate lead to violence? // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - Vol. 75 (1). -P. 219-229.

13. Crick N.R., Dodge K.A. Social information-processing mechanisms on reactive and proactive aggression // Child Development. - 1996. - Vol. 67 (3). -P. 993-1002.

14. Crick N.R., Ladd G.W. Children's perceptions of their peer experiences: Attributions, loneliness, social anxiety, and social avoidance // Developmental Psychology. - 1993. - Vol. 29 (2). - P. 244-254.

15. Dimensions of psychopathy in relation to proactive and reactive aggression: Does intelligence matter? / T. Jambroes, L.M.C. Jansen, P.M. v.d. Ven et al. // Personality and Individual Differences. - 2018. - Vol. 129. - P. 76-82.

16. Dinic B.M., Wertag A. Effects of Dark Triad and HEXACO traits on reactive/proactive aggression: Exploring the gender differences // Personality and Individual Differences. - 2018. - Vol. 123. - P. 44-49.

17. Dodge K.A. The structure and function of reactive and proactive aggression // Pepler D., Rubin K. (eds). The Development and Treatment for Childhood Aggression. - Hills-dale : Erlbaum, 1991. - P. 201-218.

18. Dodge K.A., Coie J.D. Social-information-processing factors in reactive and proactive aggression in children's peer groups // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53 (6). - P. 1146-1158.

19. Fanti K.A., Frick P.J., Georgiou S. Linking callous-unemotional traits to instrumental and non-instrumental forms of aggression [Электронный ресурс] // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. - 2009. - Vol. 31 (4). -P. 285-298. - URL: https://doi.org/10.1007/s10862-008-9111-3

20. Flight J.I., Forth A.E. Instrumentally violent youth: The roles of psychopathic traits, empathy and attachment [Электронный ресурс] // Criminal Justice and Behavior. - 2007. - № 34. - P. 739-751. - URL: https://doi.org/10.1177/0093854807299462

21. Frustration and aggression / J. Dollard, N.E. Miller, L.W. Doob et al. -Yale University Press. - 1939.

22. Observational, physiological, and self-report measures of children's anger: Relations to reactive versus proactive aggression / J. Hubbard, C. Smithmyer, S. Ramsden et al. // Child Development. - 2002. - Vol. 73. - P. 1101-1118.

23. Papps B.P., O'Carroll R.E. Extremes of self-esteem and narcissism and the experience and expression of anger and aggression // Aggressive Behavior. - 1998. -Vol. 24 (6). - P. 421-438.

24. Paulhus D.L., Williams K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy [Электронный ресурс] // Journal of Research in Personality. - 2002. - Vol. 36. - P. 556-563. - URL: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6

25. Reactive and proactive aggression in adolescent males: examining differential outcomes 10 years later in early adulthood [Электронный ресурс] / P.J. Fite, A. Raine, M. Stouthamer-Loeber et al. // Criminal justice and behavior. -Vol. 37 (2). - P. 141-157. - URL: https://doi.org/10.1177/0093854809353051

26. Reactive and proactive aggression in school children and psychiatrically impaired chronically assaultive youth / K.A. Dodge, J.E. Lochman, J.D. Harnish et al. // Journal of Abnormal Psychology. - 1997. - Vol. 106 (1). - P. 37-51.

27. Relations of proactive and reactive dimensions of aggression to overt and covert narcissism in nonclinical adolescents / A. Fossati, S. Borroni, N. Eisenberg, С. Maffei // Aggressive Behavior. - 2010. - Vol. 36 (1). - P. 21-27.

28. Salmivalli C. Feeling good about oneself, being bad to others? Remarks on self-esteem, hostility, and aggressive behavior // Aggression and Violent Behavior. -2001. - Vol. 6 (4). - P. 375-393.

29. Seah S., Ang R. Differential correlates of reactive and proactive aggression in Asian adolescents: Relations to narcissism, anxiety, schizotypal traits, and peer relations // Aggressive behavior. - 2008. - № 34. - P. 553-622.

30. Social information processing problems related to reactive and proactive aggression of adolescents in residential treatment / S. Oostermeijer, M. Nieuwenhuijzen, P.M. v.d. Ven et al. // Personality and Individual Differences. -2016. - Vol. 90. - P. 54-60.

31. Social competence in children / K.A. Dodge, G.S. Pettit, C.L. McClaskey, M.M. Brown // Monographs of the Society for Research in Child Development. -1986. - Vol. 51 (2). - P. 1-85.

32. The importance of narcissism in predicting proactive and reactive aggression in moderately to highly aggressive children [Электронный ресурс] / T.D. Barry, A. Thompson, C.T. Barry et al. // Aggressive behavior. - 2007. - Vol. 33 (3). - P. 185-197. - URL: https://doi.org/10.1002/ab.20198

33. The reactive-proactive aggression questionnaire: Differential correlates of reactive and proactive aggression in adolescent boys / A. Raine, K. Dodge, R. Loeber et al. // Aggressive Behavior. - 2006. - Vol. 32 (2). - P. 159-171.

34. Vitacco M., Salekin R., Rogers R. Forensic issues for child and adolescent psychopathy // Salekin R.T., Lynam D.R. (Eds.). Handbook of child and adolescent psychopathy. - 2010. - P. 374-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.