Научная статья на тему 'Личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций'

Личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственная сфера личности / субъектность личности / потенциал субъектности / жизненные ориентации личности / студенты высших учебных заведений / моральный выбор / moral sphere of personality / subjectivity of personality / subjectivity potential / life orientations of personality / students of higher educational institutions / moral choice

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раиса Витальевна Лебедева

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных коррелятов характеристик нравственной сферы, проявляющихся в процессе решения моральных дилемм студентами с различными типами жизненных ориентаций. В настоящее время все более важным становится обсуждение вопросов о взаимосвязи нравственной сферы личности молодых людей и их субъектной направленности, которая представляет собой индивидуальную специфику потенциала субъектности и его проявлений в жизненных ситуациях. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 344 студента РГПУ им. А. И. Герцена и СВФУ им. М. К. Аммосова. Для сбора эмпирических данных использовалась батарея психодиагностических методик, включающая методику «Друг-советчик — 2» Е. К. Веселовой, методику изучения эталона жизнедеятельности М. Я. Дворецкой, методику диагностики уровня моральноэтической ответственности И. Г. Тимощука, методику исследования содержания идентичности «Кто Я» М. Куна, Т. МакПартленда, шкалу эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, опросник изучения тенденций просоциального поведения Г. Карло и В. А. Рэнделла в адаптации Н. В. Кухтовой, методику исследования жизненных ориентаций личности Е. Ю. Коржовой. В процессе статистической обработки представленных материалов применялся контент-анализ и корреляционный анализ Пирсона. Результаты исследования. Были получены новые данные о различиях личностных коррелятов характеристик нравственной сферы, проявляющихся в процессе решения моральных дилемм студентами с различными типами жизненных ориентаций (субъектной, объектной, смешанной). Установлено, что у молодых людей с субъектным типом жизненных ориентаций имеются взаимосвязи нравственной сферы личности с моральной ответственностью, рефлексией и значимостью альтруистических и экзистенциальных ценностей в жизнедеятельности. Для выборки респондентов с объектной ориентацией в большей степени характерны взаимосвязи показателей нравственной сферы с социальными ролями в выполнении моральных норм, внешними мотивами и ориентацией на социальный эталон жизнедеятельности. Молодые люди со смешанным типом жизненных ориентаций отличаются неустойчивым конструктом нравственного функционирования личности, который проявляется в основном на поведенческом уровне саморегуляции. Заключение. Полученные результаты вносят вклад в изучение феноменологии нравственной сферы во взаимосвязи с субъектной направленностью личности, а также могут быть использованы для разработки программ нравственного воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in situations of moral choice in students with different types of life orientations

Introduction. The article presents the results of the empirical study of the personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in the process of solving moral dilemmas by students with different types of life orientations. At present, it is becoming increasingly important to discuss the relationship between the moral sphere of young people’s personality and their subjective orientation, which is an individual specificity of the potential of subjectivity and its manifestations in life situations. Materials and Methods. The study involved 344 students of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University and M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. A battery of psychodiagnostic methods was used to collect empirical data, including E. K. Veselova’s “Friend-advisor–2” technique, M. Ya. Dvoretskaya’s method of studying the standard of life activity, I. G. Timoshchuk’s method of diagnosing the level of moral and ethical responsibility. Tymoshchuk, the method of researching the content of identity “Who I am” by M. Kuhn, T. McPartland, the scale of emotional response by A. Megrabyan and N. Epstein, the questionnaire for studying the tendencies of prosocial behaviour by G. Carlo and V. A. Randall in the adaptation of N. V. Kuhtova, the method of researching the life orientations of personality by E. Yu. Korzhova. Content analysis and Pearson correlation analysis were used in the process of statistical processing of the presented materials. Results of the study. New data were obtained on the differences in the personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in the process of solving moral dilemmas by students with different types of life orientations (subjective, objective, mixed). It has been established that young people with subjective type of life orientations have correlations of the moral sphere of personality with moral responsibility, reflexion and the significance of altruistic and existential values in life activity. The sample of respondents with object orientation is more characterised by the interrelations of moral sphere indicators with social roles in the fulfilment of moral norms, external motives and orientation to a social standard of life activity. Young people with a mixed type of life orientations are characterised by an unstable construct of moral functioning of the personality, which is manifested mainly at the behavioral level of self-regulation. Conclusion. The obtained results contribute to the study of the phenomenology of the moral sphere in the relationship with the subjective orientation of personality, and can also be used to develop programmes of moral education of young people.

Текст научной работы на тему «Личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 3 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 3 _www.psychinedu. ru

Щ Check for updates

Личность в процессах обучения и воспитания

УДК 159.923 ЕБЫ СРСОБО

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-405-425

Научная статья

Личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций

Р. В. Лебедева01

1 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 199178, Россия, г. Санкт-Петербург, 12-линия В.О., д. 13А

Cведения об авторе

Раиса Витальевна Лебедева, SPIN-код: 4398-9590, ORCID: 0000-0002-4207-5487, e-mail: [email protected] Для цитирования: Лебедева, Р. В. (2023) Личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 405-425. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-405-425 EDN GPCOBO

Получена 13 декабря 2022; прошла рецензирование 28 января 2023; принята 28 января 2023.

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке гранта для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга 2018 г.

Права: © Р. В. Лебедева (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных коррелятов характеристик нравственной сферы, проявляющихся в процессе решения моральных дилемм студентами с различными типами жизненных ориентаций. В настоящее время все более важным становится обсуждение вопросов о взаимосвязи нравственной сферы личности молодых людей и их субъектной направленности, которая представляет собой индивидуальную специфику потенциала субъектности и его проявлений в жизненных ситуациях.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 344 студента РГПУ им. А. И. Герцена и СВФУ им. М. К. Аммосова. Для сбора эмпирических данных использовалась батарея психодиагностических методик, включающая методику «Друг-советчик — 2» Е. К. Веселовой, методику изучения эталона жизнедеятельности М. Я. Дворецкой, методику диагностики уровня морально-этической ответственности И. Г. Тимощука, методику исследования содержания идентичности «Кто Я» М. Куна, Т. МакПартленда, шкалу эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна, опросник изучения тенденций просоциального поведения Г. Карло и В. А. Рэнделла в адаптации Н. В. Кухтовой, методику исследования жизненных ориентаций личности Е. Ю. Коржовой. В процессе статистической обработки представленных материалов применялся контент-анализ и корреляционный анализ Пирсона.

Результаты исследования. Были получены новые данные о различиях личностных коррелятов характеристик нравственной сферы, проявляющихся в процессе решения моральных дилемм студентами с различными типами жизненных ориентаций (субъектной, объектной, смешанной). Установлено, что у молодых людей с субъектным типом жизненных ориентаций имеются взаимосвязи нравственной сферы личности с моральной ответственностью, рефлексией и значимостью альтруистических и экзистенциальных ценностей в жизнедеятельности. Для выборки респондентов с объектной ориентацией в большей степени характерны взаимосвязи показателей нравственной сферы с социальными ролями в выполнении моральных норм, внешними мотивами и ориентацией на социальный эталон жизнедеятельности. Молодые люди со смешанным типом жизненных ориентаций отличаются неустойчивым конструктом нравственного функционирования личности, который проявляется в основном на поведенческом уровне саморегуляции.

Заключение. Полученные результаты вносят вклад в изучение феноменологии нравственной сферы во взаимосвязи с субъектной направленностью личности, а также могут быть использованы для разработки программ нравственного воспитания молодежи.

Ключевые слова: нравственная сфера личности, субъектность личности, потенциал субъектности, жизненные ориентации личности, студенты высших учебных заведений, моральный выбор

Research article

Personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in situations of moral choice in students with different types of life orientations

R. V. Lebedeva™

1 Saint Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 13A 12th Line of Vasilyevsky Island,

Saint Petersburg 199178, Russia

Author

Raisa V. Lebedeva, SPIN: 4398-9590, ORCID: 0000-0002-4207-5487, e-mail: [email protected]

For citation: Lebedeva, R. V. (2023) Personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in situations of moral choice in students with different types of life orientations. Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 405-425. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-405-425 EDN GPCOBO Received 13 December 2022; reviewed 28 January 2023; accepted 28 January 2023.

Funding: The study was supported by a grant for students of higher educational institutions located in St. Petersburg, 2018. Copyright: © R. V. Lebedeva (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The article presents the results of the empirical study of the personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in the process of solving moral dilemmas by students with different types of life orientations. At present, it is becoming increasingly important to discuss the relationship between the moral sphere of young people's personality and their subjective orientation, which is an individual specificity of the potential of subjectivity and its manifestations in life situations.

Materials and Methods. The study involved 344 students of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University and M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. A battery of psychodiagnostic methods was used to collect empirical data, including E. K. Veselova's "Friend-advisor-2" technique, M. Ya. Dvoretskaya's method of studying the standard of life activity, I. G. Timoshchuk's method of diagnosing the level of moral and ethical responsibility. Tymoshchuk, the method of researching the content of identity "Who I am" by M. Kuhn, T. McPartland, the scale of emotional response by A. Megrabyan and N. Epstein, the questionnaire for studying the tendencies of prosocial behaviour by G. Carlo and V. A. Randall in the adaptation of N. V. Kuhtova, the method of researching the life orientations of personality by E. Yu. Korzhova. Content analysis and Pearson correlation analysis were used in the process of statistical processing of the presented materials. Results of the study. New data were obtained on the differences in the personal correlates of the characteristics of the moral sphere manifested in the process of solving moral dilemmas by students with different types of life orientations (subjective, objective, mixed). It has been established that young people with subjective type of life orientations have correlations of the moral sphere of personality with moral responsibility, reflexion and the significance of altruistic and existential values in life activity. The sample of respondents with object orientation is more characterised by the interrelations of moral sphere indicators with social roles in the fulfilment of moral norms, external motives and orientation to a social standard of life activity. Young people with a mixed type of life orientations are characterised by an unstable construct of moral functioning of the personality, which is manifested mainly at the behavioral level of self-regulation.

Conclusion. The obtained results contribute to the study of the phenomenology of the moral sphere in the relationship with the subjective orientation of personality, and can also be used to develop programmes of moral education of young people.

Keywords: moral sphere of personality, subjectivity of personality, subjectivity potential, life orientations of personality, students of higher educational institutions, moral choice

Введение

В настоящее время возрастает актуальность вопросов, связанных с развитием и функционированием нравственной сферы личности. Эта проблематика становится особенно значимой в исследованиях молодежи, так как в связи со всемирной глобализацией именно у этой социальной группы происходят изменения в нравственной сфере личности. Устойчивая ориентация на нравственные ценности, способность принимать позитивные моральные решения, опираясь на голос совести, и реализовывать их в жизнедеятельности, принимая на себя ответственность и не перекладывая вину на других, составляет основу нравственности личности.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Нравственная сфера личности рассматривается в психологии как сложный конструкт, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, содержание которых состоит из моральных суждений, моральных чувств и эмоций, моральных действий (Овчарова, Гизатуллина 2012). Анализ отечественных и зарубежных исследований целостного нравственного функционирования личности позволяет говорить о решающей роли в этом процессе таких интегральных характеристик, как моральная ответственность, эталон жизнедеятельности (как идеал) и моральный образ Я (Лебедева, Веселова 2021). В современных зарубежных исследованиях особое внимание уделяется так называемому моральному Я (моральной идентичности как части личностной идентичности), которая определяет внутреннюю согласованность и целостность личности (Narvaes, Lapsley 2009). Интегрированное взаимодействие компонентов нравственной сферы обеспечивает единство нравственного сознания и поведения, а из современных исследований следует, что целостное нравственное функционирование личности обеспечивается моральным образом Я. Моральная идентичность, включенная в структуру Я-концепции, дает интенцию быть нравственным и действовать в соответствии с моральными установками (Blasi 2004).

Субъектный подход предполагает внутреннюю детерминацию активности личности, жизненное самоопределение которой протекает как итоговый результат воздействия на нее внешних обстоятельств и актуализации внутренних возможностей (Рубинштейн 2003). В работах

К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинского, В. В. Знакова, В. Н. Панферова, А. А. Хвостова и других исследователей, было отмечено, что развитие индивидуального нравственного сознания и субъектности тесно связаны между собой в жизни и деятельности личности (Абульханова-Славская 1999; Ананьев 2016; Анцыферова 1999; Знаков, Рябинкина 2005; Рубинштейн 2003). Другие исследователи и русские философы пишут, что на основе нравственных идеалов и потребностей формируются цели, осуществляется смыслообразование, определяющее содержание жизненного самоопределения и уровень функционирования нравственно-ценностной сферы личности (Бахтин 2003; Веселова, Дворецкая 2019; Лосский 1910; Несмелов 2000). Нравственное самоопределение как форма субъектной активности присуще зрелой личности с определенной моральной идентичностью, выражающейся в знании и стремлении к соблюдению нравственных норм и в осознании этого стремления.

Моральный выбор личности предполагает выбор способов поведения в определенных жизненных ситуациях в зависимости от нравственных установок человека (Веселова 2013). Ответственность личности воспринимается применительно к жизненным ситуациям, в которых происходит осознание последствий поступков и необходимости соблюдения моральных норм. Склонность к оказанию помощи окружающим, готовность приносить пользу другим людям и обществу в целом понимается как просоциальное поведение (Кухтова 2011). Психологические механизмы формирования индивидуальной нравственности связаны с созреванием личностной идентичности (Веселова 2002), а нравственные идеалы как часть мировоззренческой системы человека рассматриваются как эталоны жизнедеятельности (Весело-ва, Дворецкая 2019). Эталон жизнедеятельности представлен витальным, социальным и экзистенциальным идеалом, который предполагает, что личность может реализовывать себя на различных уровнях, соответствующих уровням нравственной зрелости. Витальный тип связан с удовлетворением чувственных потребностей и стремлением сохранения гомеостаза, социальный — самореализацией в социальной сфере, а экзистенциальный тип — стремлением к смысложизненному самоопределению в соответствии с сущностью человеческого бытия. Иерархия этих трех типов идеалов может оказывать влияние на наше принятие решений в ситуациях морального выбора.

Становление нравственности предполагает актуализацию проявлений позитивной направленности субъектности личности. В концепции жизненных ориентаций личности Е. Ю. Коржо-вой процесс направленности реализации потенциала субъектности на внутренний мир (интериоризованная субъектность) или на внешний мир (экстериоризованная субъектность), представленный жизненными ситуациями, характеризуется определенным типом субъект-объектных ориентаций (Коржова 2006). Интериоризованная субъектность соотносится с понятием «внутренняя картина жизнедеятельности», которое характеризует внутреннее переживание и осмысление значимых событий у данного типа. Экстериоризованная субъектность представляет собой направленный выбор стратегий поведения в жизненных ситуациях.

На основании представленного анализа литературы в данном исследовании изучаются личностные корреляты характеристик нравственной сферы, проявляющихся в процессе решения моральных дилемм, а также ответственность, отзывчивость и альтруистическая направленность поведения во взаимосвязи с субъектной активностью личности.

Организация и методы исследования

Цель исследования — эмпирическое изучение личностных коррелятов характеристик нравственной сферы, проявляющихся в ситуациях морального выбора у студентов с различными типами жизненных ориентаций.

В исследовании принимали участие 344 студента из Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск). Исследование процессов решения моральных дилемм осуществлялось с помощью методики погружения в ситуации морального выбора «Друг-советчик — 2» (ДС-2) Е. К. Весе-ловой (Веселова 2015), представляющей собой вопросник, состоящий из 31 морально-нагруженной ситуации, где респондента просят дать совет другу. Методика основана на исследовании возможного поведения личности в конкретных жизненных ситуациях морального выбора, которые имеют однозначное этическое решение с традиционных мировоззренческих позиций. Далее ответы и высказывания респондентов подвергаются контент-анализу, из которого выявляются личностные характеристики, отвечающие за нравственные качества человека в ситуациях морального выбора. Помимо этого,

в исследовании использовались следующие методики: методика изучения эталона жизнедеятельности (как мировоззренческого идеала) М. Я. Дворецкой; методика диагностики уровня морально-этической ответственности И. Г. Ти-мощука (Тимощук 2010); методика исследования содержания идентичности «Кто Я» М. Куна, Т. МакПартленда; методика исследования эм-патии «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна (Солдатова, Шайгерова 2008); опросник изучения тенденций просоциального поведения Г. Карло и В. А. Рэн-делла, адаптированная Н. В. Кухтовой (Кухтова 2011); методика исследования жизненных ориентаций личности Е. Ю. Коржовой (опросник «ОЖО») (Коржова 2006).

Для статистической обработки данных применялись контент-анализ и корреляционный анализ Пирсона.

Результаты и их обсуждение

По результатам методики ОЖО респонденты были разделены на три выборки: 1) субъек-тно-ориентированные (Ы = 134); 2) объектно-ориентированные (Ы = 111); 3) имеющие смешанный тип (Ы = 99). Результаты контент-анализа высказываний респондентов, составивших выделенные подгруппы, в ситуациях морального выбора представлены в таблице 1.

В результате проведенного контент-анализа следует, согласно полученным результатам, у респондентов с субъектным типом жизненных ориентаций ( = общее количество высказываний — 4219) несколько чаще, по сравнению с другими подгруппами, проявляется категория «внутренние мотивы», указывающая на нравственно окрашенные переживания и опору на совесть (18%). У респондентов с объектной ориентацией (3383 высказывания) чаще, чем у респондентов других типов, встречаются высказывания, характеризующие рационализацию и логические обоснования моральных решений (20%), а также внешние мотивы, предполагающие ссылки на социальные нормы и правила поведения в обществе (16%), что характеризует направленность субъектности на внешний мир. Респонденты со смешанным типом (Ы = 99), у которых нет четкой ориентации на субъектный или объектный мир в жизненных ситуациях (2984 высказывания), чаще других подгрупп принимают конструктивные решения в ситуациях морального выбора (14%), а также испытывают отрицательные эмоции в моральных решениях (6%).

Табл. 1. Процент высказываний разных категорий в ситуациях морального выбора у респондентов с субъектным, объектным и смешанным типами жизненных ориентаций

№ п/п Категории высказываний в ситуациях морального выбора по ДС-2 Доля высказываний у субъект-ориентированных типов(I = 4219) Доля высказываний у объект-ориентированных типов(I = 3383) Доля высказываний у смешанных типов (I = 2984)

1 Конструктивность (V) 12% 13% 14%

2 Внутренняя мотивация морального выбора (VNM) 18% 17% 15%

3 Внешние мотивы предлагаемого решения ^М) 13% 16% 14%

4 Нравственный релятивизм ^К) 4% 4% 4%

5 Рационализация —рациональное объяснение предлагаемого решения (КАС) 19% 20% 18%

6 Отрицательные эмоции (А-) 5% 4% 6%

7 Отчужденность (Т) 5% 5% 5%

8 Общие советы (Б) 5% 4% 5%

9 Позитивный моральный выбор при наличии условий (Е) 7% 6% 7%

10 Изоляция чувств (М) 5% 5% 6%

11 Положительные эмоции (А+) 6% 7% 6%

Table 1. Percentage of different categories of statements in situations of moral choice among respondents with subjective,

objective and mixed types of life orientation

No. Categories of statements in moral choice situations according to DS-2 Share of statements in respondents with subjective orientation (I = 4219) Share of statements in respondents with objective orientation (I = 3383) Share of statements in respondents with mixed-types orientation (I = 2984)

1 Constructibility (V) 12% 13% 14%

2 Intrinsic motivation of moral choice (VNM) 18% 17% 15%

3 External motivation for the proposed decision (VM) 13% 16% 14%

4 Moral relativism (NR) 4% 4% 4%

5 Rationalisation—rational explanation of the proposed decision (RAC) 19% 20% 18%

6 Negative emotions (A-) 5% 4% 6%

7 Alienation (T) 5% 5% 5%

8 General advice (F) 5% 4% 5%

9 Positive moral choices in the presence of conditions (E) 7% 6% 7%

10 Isolation of feelings (M) 5% 5% 6%

11 Positive emotions (A+) 6% 7% 6%

Таким образом, респонденты субъектно-ориентированного типа более склонны ориентироваться на свою совесть, проявлять сердечность и переживать чувство вины в ситуациях, когда они нарушают нравственные нормы. Респонденты объектно-ориентированного типа чаще используют внешнюю мотивацию и рационализацию для объяснения своего поведения. А респонденты со смешанным типом жизненных ориентаций, в свою очередь, чаще предлагают конкретные решения для ситуаций и имеют склонность к осуждению, пренебрежению и изоляции своих чувств. Эти различия, хотя и представлены лишь на уровне статистических

тенденций, соотносятся с позицией многих отечественных мыслителей о том, что субъектность личности формируется из опыта рефлексивного размышления, ценностно-мотивационного осмысления и наполненности внутренней картины жизнедеятельности (Воловикова 2000; Коржова 2006; Княгина 2013).

Далее, по итогам проведенного корреляционного анализа получены взаимосвязи показателей интегральных и компонентных характеристик нравственной сферы личности у респондентов с субъектным типом жизненных ориентаций (табл. 2).

Табл. 2. Взаимосвязи показателей нравственной сферы личности у студентов вуза с субъектной ориентацией в жизненных ситуациях = 134)

№ п/п Показатели нравственной сферы по вопроснику ДС-2 Характеристики личности, с которыми имеется корреляционная связь Значение коэффициента корреляции г (при р < 0,05)

1 Индекс нравственности (I) — сумма позитивных и уклончивых ответов Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия Нравственная интуиция Альтруистические эмоции Нравственные ценности Эмпатия Анонимное просоциальное поведение Экстренное просоциальное поведение Эмоциональное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение Идеальный экзистенциальный эталон жизнедеятельности 0,39 0,24 0,34 0,43 0,22 0,41 0,20 0,22 0,19 0,27 0,24

2 Позитивный моральный выбор (Р) Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия Нравственная интуиция Альтруистические эмоции Нравственные ценности Эмпатия Анонимное просоциальное поведение Экстренное просоциальное поведение 0,35 0,25 0,22 0,40 0,21 0,35 0,20 0,22

3 Уклончивый моральный выбор (и) Нравственные ценности Трансситуационный локус контроля -0,22 -0,23

4 Негативный моральный выбор (О) Нравственная интуиция Альтруистические эмоции Эмпатия Трансситуационное освоение мира Идеальный экзистенциальный эталон жизнедеятельности -0,18 -0,22 -0,21 -0,21 -0,18

Таблица 2. Продолжение

5 Внутренняя мотивация морального выбора ^М) Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия Альтруистические эмоции Эмпатия Эмоциональное просоциальное поведение Идеальный социальный эталон жизнедеятельности 0,29 0,31 0,43 0,39 0,19 0,20

6 Внешние мотивы предлагаемого решения ^М) Экзистенциальная ответственность Альтруистическое просоциальное поведение 0,22 0,29

7 Нравственный релятивизм ^К) Реальный витальный эталон жизнедеятельности Идеальный социальный эталон жизнедеятельности 0,19 -0,27

8 Рационализация — рациональное объяснение предлагаемого решения (КАС) Общий показатель морально-этической ответственности Экзистенциальная ответственность Альтруистические эмоции Реальный социальный эталон жизнедеятельности 0,23 0,22 0,20 0,18

9 Отрицательные эмоции (А-) Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия -0,19 -0,23

10 Отчужденность (Т) Общий показатель морально-этической ответственности Экзистенциальная ответственность Нравственные ценности Уступчивое просоциальное поведение Эмоциональное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение Трансситуационное творчество Реальный витальный эталон жизнедеятельности -0,23 -0,23 -0,22 -0,20 -0,20 -0,33 0,21 0,23

11 Общие советы (Б) Деятельное Я Публичное просоциальное поведение 0,18 0,18

12 Позитивный моральный выбор при наличии условий (Е) Физическое Я Публичное просоциальное поведение Трансситуационный локус контроля 0,17 0,18 -0,21

13 Изоляция чувств (М) Физическое Я Общий показатель морально-этической ответственности Трансситуационная изменчивость Трансситуационная подвижность 0,37 -0,17 -0,24 -0,22

14 Положительные эмоции (А+) Экзистенциальное Я Альтруистические эмоции Эмпатия Экстренное просоциальное поведение Тенденция экзистенциального эталона жизнедеятельности 0,19 0,20 0,20 0,18 -0,22

Table 2. Relationships between indicators of personal moral sphere of university students and subjective orientation

in life situations (N = 134)

No. Moral sphere indicators according to DS-2 Characteristics of personality with which there is a correlation Correlation coefficient value r (with p < 0 .05)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

General indicator of moral and ethical responsibility 0.39

Moral reflection 0.24

Moral intuition 0.34

Altruistic emotions 0.43

1 Moral index (I)—sum of positive and evasive Moral values Empathy 0.22 0.41

responses Anonymous pro-social behavior Emergency pro-social behavior Emotional pro-social behavior Altruistic pro-social behavior Ideal existential standard of living 0.20 0.22 0.19 0.27 0.24

General indicator of moral and ethical responsibility 0.35

Moral reflection 0.25

Moral intuition 0.22

2 Positive moral choice (P) Altruistic emotions Moral values Empathy Anonymous pro-social behavior Emergency pro-social behavior 0.40 0.21 0.35 0.20 0.22

3 Evasive moral choice (U) Moral values Transsituational locus of control -0.22 -0.23

Moral intuition -0.18

Altruistic emotions -0.22

4 Negative moral choice (O) Empathy Transsituational worldview Ideal existential standard of living -0.21 -0.21 -0.18

General indicator of moral and ethical responsibility 0.29

Moral reflection 0.31

5 Intrinsic motivation of moral choice (VNM) Altruistic emotions Empathy Emotional pro-social behavior Ideal social standard of living 0.43 0.39 0.19 0.20

6 External motivation for the Existential responsibility 0.22

proposed decision (VM) Altruistic pro-social behavior 0.29

7 Moral relativism (NR) Real vital standard of living Ideal social standard of living 0.19 -0.27

8 Rationalisation—rational explanation of the proposed decision (RAC) General indicator of moral and ethical responsibility Existential responsibility Altruistic emotions Real social standard of living 0.23 0.22 0.20 0.18

9 Negative emotions (A-) General indicator of moral and ethical responsibility Moral reflection -0.19 -0.23

10 Alienation (T) General indicator of moral and ethical responsibility Existential responsibility Compliant pro-social behavior Emotional pro-social behavior Altruistic pro-social behavior Transsituational creativity -0.23 -0.23 -0.22 -0.20 -0.20 -0.33 0.21 0.23

Real vital standard of living

Table 2. Completion

11 General advice (F) Active self Public pro-social behavior 0.18 0.18

12 Positive moral choices in the presence of conditions (E) Physical self Public pro-social behavior Transsituational locus of control 0.17 0.18 -0.21

13 Isolation of feelings (M) Physical self General indicator of moral and ethical responsibility Transsituational variability Transsituational mobility 0.37 -0.17 -0.24 -0.22

14 Positive emotions (A+) Existential self Altruistic emotions Empathy Emergency pro-social behavior Tendency towards an existential standard of living 0.19 0.20 0.20 0.18 -0.22

Согласно результатам корреляционного анализа, у субъект-ориентированных типов индекс нравственности (I) имеет положительную корреляцию с морально-этической ответственностью, эмпатией, способностью оказывать помощь людям в экстренных, анонимных ситуациях, сочувствуя и выражая альтруизм, при этом имея направленность на экзистенциальный идеал жизнедеятельности. Позитивный моральный выбор (Р) у них положительно коррелирует с морально-этической ответственностью, эмпатией и способностью оказывать помощь в экстренных и анонимных ситуациях. Склонность к уклончивому моральному выбору (и), т. е. нежелание раскрывать свое отношение к моральным нормам, отрицательно коррелирует с нравственными ценностями и трансситуационным локусом контроля. Нравственная интуиция, альтруистические эмоции, эмпатия, трансситуационное освоение мира и идеальная направленность к экзистенциальному эталону жизнедеятельности имеет отрицательную взаимосвязь с неприятием моральных норм у респондентов (О). Внутренние мотивы морального выбора с опорой на совесть и чувство вины при нарушении нравственных норм (VNM) положительно коррелируют с морально-этической ответственностью, моральной рефлексией, альтруистическими эмоциями, эмпатией, оказанием помощи людям, отзываясь на просьбы, и идеальным социальным эталон жизнедеятельности. Тем не менее чем выше отсылки на правила и социальные нормы, долженствования в ситуациях морального выбора (УМ), тем выше

морально-этическая ответственность и упор на альтруизм в оказании помощи.

Чем выше попустительское отношение к нравственным нормам ^И), т. е. склонность к отсутствию оценивания поведения другого человека в ситуации морального выбора (нравственный релятивизм), тем выше реальный витальный (биологический) и ниже социальный эталон жизнедеятельности. Чем выше рациональное объяснение морального выбора (ИАС), тем выше общий показатель морально-этической ответственности, экзистенциальных аспектов ответственности, альтруистических эмоций и реальный социальный эталон жизнедеятельности (уровень «самореализация»/ «самоутверждение»). Чем выше раздражительность и негативные эмоции в ситуациях морального выбора (А-), тем ниже общий показатель морально-этической ответственности, моральной рефлексии и идеальный экзистенциальный эталон жизнедеятельности. Чем больше встречается эмоциональная отчужденность от морально-нагруженных ситуаций (Т), тем ниже общий показатель морально-этической ответственности, экзистенциальной ответственности, нравственных ценностей, склонность идти на уступки, сопереживать и быть альтруистичным в просоциальном поведении, но выше приспособление к жизненной ситуации и витальный (биологический) эталон жизнедеятельности (уровень «обладание»). Чем выше способность давать формальные советы (скорее отговорки) в ситуациях морального выбора (Б), тем выше показатели активных и деятельных характеристик

в идентичности личности и склонность к оказанию помощи людям на публике. Чем больше советов сделать позитивный выбор, но при наличии условий (Е), тем выше физическое Я и склонность к оказанию бескорыстной помощи на публике, однако ниже трансситуационный локус контроля. Чем больше советов устранить чувства и изолировать их (М), тем ниже показатель общей морально-этической ответственности, тенденция изменяться, подвижности во взаимодействии с жизненными ситуациями и выше физическое Я. Чем выше

позитивные и поддерживающие эмоции в ситуациях морального выбора (А+), тем выше экзистенциальное Я, альтруистические эмоции, эмпатия, оказание помощи людям в экстренных ситуациях и тенденция экзистенциального эталона жизнедеятельности (уровень «служения») в мировоззрении.

Взаимосвязи показателей интегральных и компонентных характеристик нравственной сферы личности у респондентов с объектным типом жизненных ориентаций представлены в таблице 3.

Табл. 3. Взаимосвязи показателей нравственной сферы личности у студентов вуза с объектной ориентацией в жизненных ситуациях (N = 111)

Значение

№ Показатели нравственной Характеристики личности, с которыми коэффициента

п/п сферы по вопроснику ДС-2 имеется корреляционная связь корреляции r (при p < 0,05)

Социальное Я 0,19

Общий показатель морально-этической 0,35

ответственности

Моральная рефлексия 0,34

1 Индекс нравственности (I) — Нравственная интуиция

сумма баллов позитивных 0,25

и неопределенных ответов Альтруистические эмоции 0,29

Эмпатия 0,30 0,19 0,25

Трансситуационная изменчивость

Реальный социальный эталон

жизнедеятельности

Экзистенциальное Я 0,20

Общий показатель морально-этической 0,32

ответственности

Количество позитивных Моральная рефлексия 0,43 0,34 0,21 0,27 0,24

2 решений ситуаций морального Альтруистические эмоции

выбора (Р) Эмпатия

Эмоциональное просоциальное поведение

Реальный социальный эталон

жизнедеятельности

Социальное Я -0,19

Рефлексивоное Я 0,20

Абстрактно-отвлеченное Я 0,24

Материальное Я 0,21

3 Количество уклончивых ответов(и) Виртуальное Я 0,20

Уступчивое просоциальное поведение Анонимное просоциальное поведение Трансситуационный локус контроля Трансситуационное творчество -0,37 -0,23 0,19 -0,22

Половая идентичность -0,24

Виртуальное Я 0,19

Общий показатель морально-этической -0,25

4 Количество негативных ответственности

ответов (О) Моральная рефлексия Нравственная интуиция Эмпатия Анонимное просоциальное поведение -0,22 -0,20 -0,31 -0,20

Таблица 3. Продолжение

5 Внутренняя мотивация морального выбора (VNM) Экзистенциальное Я Виртуальное Я Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия Альтруистические эмоции Эмпатия Уступчивое просоциальное поведение Эмоциональное просоциальное поведение 0,24 0,21 0,24 0,23 0,33 0,20 0,21 0,24

6 Внешние мотивы предлагаемого решения ^М) Идентификация с животными Виртуальное Я Нравственная интуиция Трансситуационная изменчивость Трансситуационное творчество -0,20 -0,20 0,35 0,22 0,26

7 Нравственный релятивизм №) Половая идентичность 0,19

8 Рационализация — рациональное объяснение предлагаемого решения (ИАС) Абстрактно-отвлеченное Я Альтруистическое просоциальное поведение 0,20 0,20

9 Отрицательные эмоции (А-) Материальное Я Физическое Я Экзистенциальное Я Виртуальное Я Альтруистические эмоции Эмоциональное просоциальное поведение Трансситуационная изменчивость Трансситуационный локус контроля Трансситуационное освоение мира Трансситуационное творчество -0,25 -0,19 -0,26 -0,22 -0,24 -0,26 0,23 -0,23 0,24 0,24

10 Отчужденность (Т) Эмпатия Экстренное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение 0,20 -0,19 -0,31

11 Общие советы (Б) Идеальный витальный эталон жизнедеятельности Тенденция витального эталона жизнедеятельности -0,31 -0,32

12 Позитивный моральный выбор при наличии условий (Е) Рефлексивное Я Абстрактно-отвлеченное Я Уступчивое просоциальное поведение 0,20 0,19 -0,25

13 Положительные эмоции (А+) Абстрактно-отвлеченное Я Идентификация с животными Экзистенциальное Я Общий показатель морально-этической ответственности Моральная рефлексия Альтруистические эмоции Нравственные ценности Идеальный витальный эталон жизнедеятельности Тенденция витального эталона жизнедеятельности 0,31 0,36 0,31 0,28 0,30 0,25 0,21 0,20 0,24

Table 3. Relationships between indicators of moral sphere of personality in university students and objective

orientation in life situations (N = 111)

No. Moral sphere indicators according to DS-2 Characteristics of personality with which there is a correlation Correlation coefficient value r (with p < 0 .05)

1 Moral index (I)—sum of positive and evasive responses Social self General indicator of moral and ethical responsibility Moral reflection Moral intuition Altruistic emotions Empathy Transsituational variability Real social standard of living 0.19 0.35 0.34 0.25 0.29 0.30 0.19 0.25

2 Positive moral choice (P) Existential self General indicator of moral and ethical responsibility Moral reflection Altruistic emotions Empathy Emotional pro-social behavior Real social standard of living 0.20 0.32 0.43 0.34 0.21 0.27 0.24

3 Evasive moral choice (U) Social self Reflexive self Abstract self Material self Virtual self Compliant pro-social behavior Anonymous pro-social behavior Transsituational locus of control Transsituational creativity -0.19 0.20 0.24 0.21 0.20 -0.37 -0.23 0.19 -0.22

4 Negative moral choice (O) Gender identity Virtual self General indicator of moral and ethical responsibility Moral reflection Moral intuition Empathy Anonymous pro-social behavior -0.24 0.19 -0.25 -0.22 -0.20 -0.31 -0.20

5 Intrinsic motivation of moral choice (VNM) Existential self Virtual self General indicator of moral and ethical responsibility Moral reflection Altruistic emotions Empathy Compliant pro-social behavior Emotional pro-social behavior 0.24 0.21 0.24 0.23 0.33 0.20 0.21 0.24

6 External motivation for the proposed decision (VM) Identification with animals Virtual self Moral intuition Transsituational variability Transsituational creativity -0.20 -0.20 0.35 0.22 0.26

7 Moral relativism (NR) Gender identity 0.19

Table 3. Completion

8 Rationalisation—rational explanation of the proposed decision (RAC) Abstract self Altruistic pro-social behavior 0.20 0.20

Material self -0.25

Physical self -0.19

Existential Self -0.26

Virtual self -0.22

9 Negative emotions (A-) Altruistic emotions Emotional pro-social behavior Transsituational variability Transsituational locus of control Transsituational worldview Transsituational creativity -0.24 -0.26 0.23 -0.23 0.24 0.24

Empathy 0.20

10 Alienation (T) Emergency pro-social behavior Altruistic pro-social behavior -0.19 -0.31

11 General advice (F) Ideal vital standard of living Tendency towards a vital standard of living -0.31 -0.32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Positive moral choices in the presence of conditions (E) Reflexive self Abstract self Compliant pro-social behavior 0.20 0.19 -0.25

Abstract self 0.31 0.36 0.31 0.28

Identification with animals

Existential self

General indicator of moral and ethical responsibility

13 Positive emotions (A+) Moral reflection 0.30 0.25 0.21 0.20 0.24

Altruistic emotions

Moral values

Ideal vital standard of living

Tendency towards a vital standard of living

Обнаружены положительные взаимосвязи индекса нравственности (I) с категорией самоописания «социальное Я», общим показателем морально-этической ответственности, моральной рефлексией, нравственной интуицией, альтруистическими эмоциями, эмпатией, тенденцией к стабильности во взаимодействии с жизненной ситуацией, реальным социальным эталоном жизнедеятельности (уровень «само-реализация»/«самоутверждение»). Позитивный моральный выбор (Р) имеет положительную взаимосвязь с экзистенциальными характеристиками Я, общим показателем морально-этической ответственности, моральной рефлексией, альтруистическими эмоциями, эмпатией, эмоциональным просоциальным поведением, реальным социальным эталоном жизнедеятельности. Чем больше количество советов

с нежеланием раскрывать свое отношение к моральным нормам (и), тем выше рефлексивное, абстрактно-отвлеченное, материальное, виртуальное Я в самоописаниях, внешний субъективный контроль над жизненными ситуациями, но ниже социальное Я, уступчивое и анонимное просоциальное поведение, творчество в жизненных ситуациях. Чем больше количество негативных моральных выборов (О), тем меньше показатель половой идентичности, общий показатель морально-этической ответственности, моральная рефлексия, нравственная интуиция, эмпатия, просоциальное поведение в анонимных случаях, но больше виртуальное Я в самоописаниях идентичности. Чем больше тенденция принятия решения на основе внутренних мотивов в ситуациях морального выбора, т. е. избегания чувства вины путем следо-

вания указаниям своей совести (УЫМ), тем выше показатели экзистенциального и виртуального Я, а также общий показатель морально-этической ответственности, моральная рефлексия, альтруистические эмоции, эмпатия, уступчивое и эмоциональное просоциальное поведение. Чем выше тенденция обосновывать моральный выбор внешними мотивами, такими как долг, социальные нормы, закон, последствия поступка (УМ), тем выше нравственная интуиция, трансситуационная стабильность и адаптация, но ниже показатели идентификации с животными и виртуального Я в самоописаниях.

Кроме того, чем выше у респондентов склонность к отсутствию оценивания поведения другого человека в ситуации морального выбора (Б), тем больше упоминания гендерных описаний. Чем больше обоснований морального выбора (ИЛС), тем чаще встречается абстрактно-отвлеченное Я в самоописаниях и альтруистическое просоциальное поведение. Чем больше упоминаний отрицательных эмоций в высказываниях (Л-), тем ниже показатели материальных, физических, экзистенциальных, виртуальных характеристик Я, альтруистических эмоций в действии и поведении, внешнего субъективного контроля над жизненными ситуациями,

но выше трансситуационная стабильность, освоение внешнего мира и адаптация к нему. Чем больше проявляется эмоциональная отчужденность и нежелание влиять на поступки героя ситуации (Т), тем меньше способность оказывать бескорыстную помощь в экстренных ситуациях и проявлений альтруизма в нем. Общие формальные советы в ситуациях морального выбора (Б) отрицательно коррелируют с витальным идеалом жизнедеятельности. Чем более выражен позитивный моральный выбор при наличии условий (Е), тем выше рефлексивное и абстрактно-отвлеченное Я, а также меньше склонности пойти на уступки в ситуациях оказания помощи. Чем больше позитивных и поддерживающих проявлений в ситуациях морального выбора (Л+), тем выше проявляется абстрактно-отвлеченное, экзистенциальное Я в самоописаниях, идентификация с животными, показатели морально-этической ответственности, рефлексии, альтруистические эмоции, нравственные ценности и тенденция к витальному (биологическому) идеалу жизнедеятельности.

Перейдем к характеристикам респондентов со смешанной ориентацией в жизненных ситуациях (табл. 4).

Табл. 4. Взаимосвязи показателей нравственной сферы личности у студентов вуза со смешанной ориентацией в жизненных ситуациях = 99)

Значение

№ п/п Показатели нравственной сферы по вопроснику ДС-2 Характеристики личности, с которыми имеется корреляционная связь коэффициента корреляции г (при р < 0,05)

Абстрактно-отвлеченное Я 0,20

Общий показатель морально-этической 0,23

ответственности

Нравственная интуиция 0,23 0,26 0,39 0,35 0,29 0,21 0,27 0,34

Альтруистические эмоции

1 Индекс нравственности (I) — сумма баллов позитивных и неопределенных ответов Эмпатия Уступчивое просоциальное поведение Анонимное просоциальное поведение

Экстренное просоциальное поведение

Эмоциональное просоциальное поведение

Альтруистическое просоциальное поведение

Трансситуационное освоение мира -0,20

Физическое Я Нравственная интуиция 0,23 0,20

2 Количество позитивных решений ситуаций морального выбора (Р) Уступчивое просоциальное поведение Анонимное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение 0,36 0,29 0,27

Социальное Я 0,24

3 Количество уклончивых ответов (и) Идентификация с животными 0,20

Экзистенциальное Я Эмпатия 0,36 0,29

Таблица 4. Продолжение

4 Количество негативных ответов (О) Идентификация с животными Моральная рефлексия Эмпатия Анонимное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение -0,21 0,22 -0,30 -0,22 -0,23

5 Внутренняя мотивация морального выбора (УЫМ) Нравственная интуиция Эмпатия Уступчивое просоциальное поведение Анонимное просоциальное поведение Эмоциональное просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение Трансситуационное освоение мира Тенденция социального эталона жизнедеятельности 0,23 0,23 0,25 0,30 0,27 0,22 -0,22 -0,20

6 Внешние мотивы предлагаемого решения (УМ) Виртуальное Я Эмпатия Анонимное просоциальное поведение 0,23 0,24 0,27

7 Нравственный релятивизм (КК) Социальное Я Материальное Я Экзистенциальное Я Эмоциональное просоциальное поведение -0,20 0,26 0,34 0,26

8 Рационализация — рациональное объяснение предлагаемого решения (КАС) Идеальный витальный эталон жизнедеятельности Тенденция витальный эталон жизнедеятельности 0,26 0,23

9 Отрицательные эмоции (А-) Нравственная интуиция Реальный социальный эталон жизнедеятельности 0,22 0,20

10 Отчужденность (Т) Социальное Я Уступчивое просоциальное поведение Альтруистическое просоциальное поведение Тенденция экзистенциального эталона жизнедеятельности -0,23 -0,20 -0,22 -0,26

11 Общие советы (Б) Физическое Я Половая идентичность Экзистенциальное Я Анонимное просоциальное поведение Реальный экзистенциальный эталон жизнедеятельности 0,28 0,28 0,30 -0,22 -0,21

12 Позитивный моральный выбор при наличии условий (Е) Абстрактно-отвлеченное Я Физическое Я Тенденция экзистенциального эталона жизнедеятельности 0,41 0,25 0,26

13 Изоляция чувств (М) Этническое Я Моральная рефлексия Трансситуационная изменчивость -0,22 0,21 0,21

14 Положительные эмоции (А+) Социальное Я Абстрактно-отвлеченное Я Деятельное Я Альтруистические эмоции Уступчивое просоциальное поведение Эмоциональное просоциальное поведение Идеальный социальный эталон жизнедеятельности 0,25 0,30 0,27 0,25 0,23 0,21 -0,23

Table 4. Correlations of personality moral indicators in university students with a mixed orientation

in life situations (N = 99)

No. Moral sphere indicators according to DS-2 Characteristics of personality with which there is a correlation Correlation coefficient value r (with p < 0 .05)

1 Moral index (I)—sum of positive and evasive responses Abstract self General indicator of moral and ethical responsibility Moral intuition Altruistic emotions Empathy Compliant pro-social behavior Anonymous pro-social behavior Emergency pro-social behavior Emotional pro-social behavior Altruistic pro-social behavior Transsituational worldview 0.20 0.23 0.23 0.26 0.39 0.35 0.29 0.21 0.27 0.34 -0.20

2 Positive moral choice (P) Physical self Moral intuition Compliant pro-social behavior Anonymous pro-social behavior Altruistic pro-social behavior 0.23 0.20 0.36 0.29 0.27

3 Evasive moral choice (U) Social self Identification with animals Existential self Empathy 0.24 0.20 0.36 0.29

4 Negative moral choice (O) Identification with animals Moral reflection Empathy Anonymous pro-social behavior Altruistic pro-social behavior -0.21 0.22 -0.30 -0.22 -0.23

5 Intrinsic motivation of moral choice (VNM) Moral intuition Empathy Compliant pro-social behavior Anonymous pro-social behavior Emotional pro-social behavior Altruistic pro-social behavior Transsituational worldview Tendency towards a social standard of living 0.23 0.23 0.25 0.30 0.27 0.22 -0.22 -0.20

6 External motivation for the proposed decision (VM) Virtual self Empathy Anonymous pro-social behavior 0.23 0.24 0.27

7 Moral relativism (NR) Social self Material self Existential self Emotional pro-social behavior -0.20 0.26 0.34 0.26

8 Rationalisation—rational explanation of the proposed decision (RAC) Ideal vital standard of living Tendency towards a vital standard of living 0.26 0.23

9 Negative emotions (A-) Moral intuition Real social standard of living 0.22 0.20

Table 4. Completion

Social self -0.23

10 Alienation (T) Compliant pro-social behavior Altruistic pro-social behavior Tendency towards an existential standard of living -0.20 -0.22 -0.26

Physical self 0.28

Gender identity 0.28

11 General advice (F) Existential self Anonymous pro-social behavior Real existential standard of living 0.30 -0.22 -0.21

12 Positive moral choices in the presence of conditions (E) Abstract self Physical self Tendency towards an existential standard of living 0.41 0.25 0.26

Ethnic self -0.22

13 Isolation of feelings (M) Moral reflection Transsituational variability 0.21 0.21

Social self 0.25

Abstract self 0.30

Active self 0.27

14 Positive emotions (A+) Altruistic emotions Compliant pro-social behavior Emotional pro-social behavior Ideal social standard of living 0.25 0.23 0.21 -0.23

У респондентов со смешанными типами ориентаций в жизненных ситуациях индекс нравственности (I) положительно коррелирует с абстрактно-отвлеченным Я в самоописаниях, общим показателем морально-этической ответственности, нравственной интуицией, альтруистическими эмоциями, эмпатией, уступчивым, анонимным, экстренным, альтруистическим просоциальным поведением и отрицательно — с трансситуационным освоением мира. Позитивные решения морального выбора (Р) положительно взаимосвязаны с физическим Я, нравственной интуицией, уступчивым, анонимным и альтруистическим просоциальным поведением. Нежелание раскрывать свое отношение к моральным нормам (и) положительно коррелирует с социальным и экзистенциальным Я, идентификацией с животными в самоописаниях и эмпатией. Жесткая позиция неприятия моральных норм (О) положительно коррелирует с моральной рефлексией и отрицательно — с идентификацией с животными, эмпатией, анонимным и альтруистическим просоциальным поведением. Тенденция принятия решения на основе внутренних мотивов в ситуациях морального выбора, т. е. избегания чувства вины путем следования указаниям своей совести

(УЫМ), положительно коррелирует с нравственной интуицией, эмпатией, уступчивым, анонимным, эмоциональным, альтруистическим про-социальным поведением и отрицательно — с трансситуационным освоением как внешнего, так и внутреннего мира и тенденцией социального эталона жизнедеятельности. Чем больше ссылок на внешний мотив морального выбора (УМ), тем чаще проявляется виртуальное Я в самоописаниях, эмпатия и способность оказывать помощь, когда никто не видит.

Чем больше нравственный релятивизм (ЫИ), тем выше материальное и экзистенциальное Я в самоописаниях, склонность к сопереживанию в поведении и оказании помощи, но ниже показатели социальной идентичности личности. Обоснование морального выбора (ИЛС) положительно коррелирует с тенденцией и идеальным витальным (биологическим) эталоном жизнедеятельности (уровень «обладание»). Частое упоминание отрицательных эмоций в высказываниях (А-) положительно взаимосвязано с нравственной интуицией и реальным социальным эталоном жизнедеятельности (уровень «самореализация/самоутверждения»). Эмоциональная отчужденность (Т) в ситуациях морального выбора отрицательно коррелирует

с социальным Я, уступчивым и альтруистическим просоциальным поведением и тенденцией экзистенциального идеала жизнедеятельности. Склонность давать формальные советы (F) положительно коррелирует с физическими характеристиками Я, показателем половой идентичности, экзистенциальными характеристиками в самоописаниях и отрицательно — с просоциальным поведением в анонимных случаях, реальным экзистенциальным эталоном жизнедеятельности (уровень «служение»). Позитивный моральный выбор, но при условии, если есть возможность (Е), положительно коррелирует с абстрактно-отвлеченными и физическими характеристиками Я, тенденцией экзистенциального эталона жизнедеятельности. Советы устранить чувства и изолировать их (М) положительно коррелируют с моральной рефлексией, трансситуационной изменчивостью и отрицательно — с этническими характеристиками Я. Чем больше позитивных и поддерживающих высказываний при моральном выборе (А+), тем более выражены социальное, абстрактно-отвлеченное и деятельное Я в самоописаниях, альтруистические эмоции, уступчивое и эмоциональное просоциальное поведение, однако ниже показатели идеального социального эталона жизнедеятельности.

Выводы

Таким образом, в структуре личностных коррелятов показателей, характеризующих нравственную сферу личности респондентов с субъектно-ориентированным типом, мы можем наблюдать нравственно-позитивные личностные качества, которые связаны с ответственностью, моральной рефлексией, стремлением к смысловой наполненности жизни (экзистенциальная направленность идеала), эмпатией, альтруистической направленностью оказания помощи людям и внутренней мотивацией в ситуациях морального выбора. Это можно объяснить наличием у них интериоризованной субъектности, т. е. способностью осмысливать жизненные ситуации через внутреннюю картину мира, переживать их и творчески изменять свой жизненный путь с целью достижения моральной зрелости. Она предполагает, что человек способен рассматривать и анализировать события и действия, происходящие в его жизни, в контексте своих внутренних представлений и норм, что позволяет ему осознавать последствия своих поступков и принимать ответственность за них. Внешние мотивы в ситуациях морального выбора у них обусловлены в большей

степени несением экзистенциальной ответственности и альтруистическим поведением. Пренебрежение моральными нормами обусловлено преобладанием витального (биологического) и в меньшей степени социального направления идеала жизнедеятельности, и чем выше уровень негативного морального выбора, тем меньше проявление нравственной интуиции, альтруистических эмоций и стремления освоения внутреннего мира в жизненных ситуациях.

Личностные характеристики нравственной сферы у респондентов объект-ориентированных типов включают социальные и экзистенциальные характеристики самоописаний в большей степени. Они также связаны с реальным социальным эталоном жизнедеятельности, который направлен на самореализацию и самоутверждение, а также на поддержание стабильности в жизненных ситуациях. Внешние мотивы морального выбора коррелируют с нравственной интуицией, адаптацией и стабильностью в жизненных ситуациях, а пренебрежение моральными нормами — с тендерными ролями. Негативный моральный выбор связан с виртуальным образом Я, т. е. с образом, который не соответствует реальной идентичности человека, и противоположен морально-этической ответственности личности и эмпатии. Все это указывает на наличие экстериоризованной субъектности, которая предпочитает ориентироваться на внешний мир и выбирать стратегии поведения, основываясь на внешних обстоятельствах и воздействиях.

Личностные корреляты нравственной сферы у респондентов со смешанными типами жизненных ориентаций представлены различными характеристиками. Эти характеристики включают поведенческие способы регуляции, неустойчивую направленность на нравственные и моральные нормы, конструктивность моральных решений и абстрактно-отвлеченные черты идентичности личности. Внутренняя мотивация в ситуациях морального выбора связана с нравственной интуицией, эмпатией, отзывчивостью и оказанием анонимной и бескорыстной помощи людям. Внешние мотивы у представителей этой группы связаны с виртуальным образом Я и способностью к оказанию помощи в анонимных случаях. Попустительское отношение к моральным нормам связано с материальными, экзистенциальными, эмоциональными характеристиками личности, выраженными в самоописаниях, и, напротив, с социальными характеристиками идентичности. Все это указывает на отсутствие ясной направленности на освоение внутреннего или внешнего мира.

Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования показали, что личностные характеристики студентов вузов, связанные со способами осуществления морального выбора, можно представить как сложный конструкт, отвечающий за нравственное функционирование во взаимосвязи с субъектной направленностью личности. Интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов обеспечивает моральный образ Я, сопряженный с ответственностью за свое поведение в ситуациях морального выбора, где единство нравственного сознания и поведения проявляется в целостном нравственном функционировании личности. Получены новые данные о различиях существенных характеристик нравственной сферы у молодых людей в зависимости от жизненных ориентаций личности (субъектной, объектной, смешанной).

Полученные результаты могут внести вклад в изучение феноменологии нравственной сферы личности, а также могут быть использованы в программах воспитания молодежи для определения целевых ориентиров развития нрав-

ственного потенциала личности с учетом их субъектной направленности.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The author declares that the study complies with all ethical principles applicable to human and animal research.

Литература

Абульханова-Славская, К. А. (1999) Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 224 с.

Ананьев, Б. Г. (2016) Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 282 с.

Анцыферова, Л. И. (1999) Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы). Психологический журнал, т. 20, № 3, с. 5-17. EDN: SCEARX

Бахтин, М. М. (2003) Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари, с. 7-68.

Веселова, Е. К. (2002) Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 313 с.

Веселова, Е. К. (2013) Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности. Научное мнение, № 6, с. 168-173. EDN: SUGDPR

Веселова, Е. К. (2015) Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы. Образовательные технологии, № 1, с. 89-117.

Веселова, Е. К., Дворецкая, М. Я. (2019) Социокультурные и мировоззренческие аспекты подготовки специалистов помогающих профессий. Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика, № 3, с. 129-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воловикова, М. И. (2000) Нравственное становление человека: субъектный подход. В кн.: А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин (ред.). Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, с. 235-259.

Знаков, В. В., Рябикина, З. И. (ред.). (2005) Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во ИП РАН, с. 9-44.

Коржова, Е. Ю. (2006) Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 383 с.

Княгина, Е. М. (2013) Нравственность как компонент субъектности личности. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки, с. 416-419.

Кухтова, Н. В. (2011) Феномен просоциального поведения в современной психологии. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publ., 144 с.

Лебедева, Р. В., Веселова, Е. К. (2021) Исследование социокультурного контекста нравственного функционирования личности у студентов вузов с различными типами жизненных ориентаций. Научное мнение, № 5, с. 60-65. https://doi.org/10.25807/22224378 2021 5 60 Лосский, Н. О. (2010) Избранные труды. М.: РОССПЭН, 839 с.

Несмелов, В. И. (2000) Наука о человеке: в 2 т. Т. 2. Метафизика жизни и Христианское Откровение. СПб.:

Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского, 438 с. Овчарова, Р. В., Гизатуллина, Э. Р. (2012) Психологическая структура нравственной сферы личности. Вестник Курганского государственного университета. Серия Физиология, Психология и Медицина, № 23, с. 73-79. EDN: OUITLH Рубинштейн, С. Л. (2003) Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 508 с.

Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А. (ред.). (2008) Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 172 с.

Тимощук, И. Г. (2010) Ответственность как результат разрешения духовного кризиса. Журнал практикующего

психолога, № 15, с. 190-199. Blasi, A. (2004) Moral functioning: Moral understanding and personality. In: D. Lapsley, D. Narvaez (eds.). Moral

development, self, and identity. Mahwah; New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 335-347. Narvaes, D., Lapsley, D. K. (2009) Personality, Identity, and Character: Explorations in Moral Psychology. New York: Cambridge University Press, 466 p.

References

Abulkhanova-Slavskaya, K. A. (1999) Psikhologiya i soznanie lichnosti. (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noy lichnosti): Izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology and consciousness of personality. (Problems of methodology, theory and research of real personality): Selected psychological works]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 224 p. (In Russian) Ananyev, B. G. (2016) Chelovek kak predmet poznaniya [Human being as a subject of cognition]. 3rd ed. Saint

Petersburg: Piter Publ., 282 р. (In Russian) Antsyferova, L. I. (1999) Svyaz' moral'nogo soznaniya s nravstvennym povedeniem cheloveka (po materialam issledovanij Lourensa Kolberga i ego shkoly) [The relationship between moral consciousness and moral behaviour (based on the research of Lawrence Kohlberg and his school)]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 20, no. 3, рр. 5-17. EDN: SCEARX (In Russian) Bakhtin, M. M. (2003) Sobranie sochinenij: v 71. T. 1. Filosofskaya estetika 1920-kh godov [Collected Works:

In 7 vols. Vol. 1. Philosophical aesthetics of the 1920s.]. Moscow: Russkie slovari Publ., pp. 7-68. (In Russian) Blasi, A. (2004) Moral functioning: Moral understanding and personality. In: D. Lapsley, D. Narvaez (eds.). Moral development, self, and identity. Mahwah; New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 335-347. (In English)

Korzhova, E. Yu. (2006) Psikhologiya zhiznennykh orientatsij cheloveka [The psychology of human life orientation].

Saint Petersburg: Russian Christian Academy for the Humanities Publ., 383 p. (In Russian) Knyagina, E. M. (2013) Nravstvennost' kak komponent sub'ektnosti lichnosti [Morality as a component of personality subjectivity]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye i sotsial'nye nauki — Scientific Notes of the Orel State University. Humanities and Social Sciences Series, pp. 416-419. (In Russian)

Kukhtova, N. V. (2011) Fenomen prosotsial'nogopovedeniya v sovremennojpsikhologii [Thephenomenon of prosocial

behaviour in contemporary psychology]. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publ., 144 p. (In Russian) Lebedeva, R. V., Veselova, E. K. (2021) Issledovanie sotsiokul'turnogo konteksta nravstvennogo funktsionirovaniya lichnosti u studentov vuzov s razlichnymi tipami zhiznennykh orientatsij [The sociocultural context of moral functioning of personality among university students with different types of life orientations]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 5, pp. 60-65. https://doi.org/10.25807/22224378 2021 5 60 (In Russian) Losskij, N. O. (2010) Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow: ROSSPEN Publ., 839 p. (In Russian) Narvaes, D., Lapsley, D. K. (2009) Personality, Identity, and Character: Explorations in Moral Psychology. New York:

Cambridge University Press, 466 p. (In English) Nesmelov, V. I. (2000) Nauka o cheloveke: v 2 t. T. 2. Metafizika zhizni i Khristianskoe Otkrovenie [The science of a human: In 2 vols. Vol. 2. Metaphysics of life and Christian Revelation]. Saint Petersburg: The Center for the Study of the Protection and Restoration of the Heritage of the Sacred. Pavel Florensky Publ., 438 p. (In Russian) Ovcharova, R. V., Gizatullina, E. R. (2012) Psikhologicheskaya struktura nravstvennoj sfery lichnosti [Psychological structure of moral sphere of the person]. VestnikKurganskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya Fiziologiya, Psikhologiya i Meditsina, no. 23, pp. 73-79. EDN: OUITLH (In Russian) Rubinshtein, S. L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the World].

Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian) Soldatova, G. U., Shajgerova, L. A. (eds.). (2008) Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnosis of personality tolerance]. Moscow: Smysl Publ., 172 p. (In Russian)

Timoshchuk, I. G. (2010) Otvetstvennost' kak rezul'tat razresheniya dukhovnogo krizisa [Responsibility as a result

of resolving a spiritual crisis]. Zhurnalpraktikuyushchegopsikhologa, no. 15, pp. 190-199. (In Russian) Veselova, E. K. (2002) Psikhologicheskaya deontologiya: mirovozzrenie i nravstvennost' [Psychological deontology:

Worldview and morality]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 313 p. (In Russian) Veselova, E. K. (2013) Metodologicheskie i metodicheskie problemy empiricheskogo issledovaniya nravstvennoj sfery lichnosti [Methodological and methodical problems of empirical research of a personality's moral sphere]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 6, pp. 168-173. EDN: SUGDPR (In Russian) Veselova, E. K. (2015) Prakticheskie zanyatiya v ramkakh programm dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v vuze. Metodicheskie materialy [Practical classes within the framework of spiritual and moral education programs at the university. Methodological materials]. Obrazovatel'nye tekhnologii — Educational technologies, no. 1, pp. 89-117. (In Russian)

Veselova, E. K., Dvoretskaya, M. Ya. (2019) Sotsiokul'turnye i mirovozzrencheskie aspekty podgotovki spetsialistov pomogayushchikh professij [Socio-cultural and worldview aspects of helping professions specialists training]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, no. 3, pp. 129-135. (In Russian) Volovikova, M. I. (2000) Nravstvennoe stanovlenie cheloveka: sub'ektnyj podkhod [Moral formation of a person: Subjective approach]. In: A. V. Brushlinsky, M. I. Volovikova, V. N. Druzhinin (eds.). Problema sub'ekta v psikhologicheskoj nauke [The problem of the subject in psychological science]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., pp. 235-259. (In Russian) Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (eds.). (2005) Sub'ekt, lichnost'ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya [Subject, personality and the psychology of being human]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 9-44. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.