ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, УЧАСТНИКА БОЕВЫХ
ДЕЙСТВИЙ Маломыжева Ю.Ю.
Маломыжева Юлиана Юрьевна- магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье анализируются необходимость психологической подготовки и изучения особенностей, специфики личностной структуры военнослужащего до убытия на СВО и после прибытия с зоны боевых действий, как он мотивирован и морально-психологически готов эффективно выполнять служебные обязанности.
Ключевые слова: личностные особенности, прохождении службы в экстремальных условиях, личностные изменения и поведения, адаптация к стрессовым факторам, самосовершенствование личностных качеств, адаптивный потенциал личности, профессиональная работоспособность.
PERSONAL CHANGES AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF A MILITARY SERVER, PARTICIPANT IN COMBAT OPERATIONS Malomyzheva Yu.Yu.
Malomyzheva Yuliana Yurievna - Graduate student, NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK
Abstract: the article analyzes the need for psychological preparation and study of the characteristics and specifics of a serviceman's personal structure before leaving for the Northern Military District and after arriving from a combat zone, how he is motivated and morally and psychologically ready to effectively perform his official duties.
Keywords: personal characteristics, service in extreme conditions, personality changes and behavior, adaptation to stress factors, self-improvement of personal qualities, adaptive potential of the individual, professional performance.
УДК 159.923
Задачи изучения индивидуально-психологических характеристик и составление правильного психологического заключения, состоит в необходимости получить целостный портрет военнослужащего и его личностных особенностей до участия в боевых действиях и после возвращения, определить его возможности профессиональной работоспособности, перспективы его карьеры и совершенствования [1].
СВО как одно из самых серьезных испытаний человеческого характера, силы духа, повышенной мобилизации возможностей организма и исполнения воинского долга [2].
Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус военнослужащего [4]. Опрос проводится до убытия и после прибытия с зоны боевых действий. С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, наблюдения, тесты-опросники, анкетирование, контент-анализ.
Данные обследования показывают личностные изменения и поведение, сформировавшиеся под воздействием стресс-факторов боевой обстановки [5].
Задача изучения особенностей и индивидуальная диагностика военнослужащего-участника боевых действий, позволяет узнать значимую информацию о индивидуально-психологических характеристиках военнослужащего, его личностных качествах и морально-психологическом состоянии - для дальнейшего прохождения и ответственного выполнения своих воинских обязанностей, в том числе обеспечение психологической безопасности личности в различных чрезвычайных ситуациях несения военной службы [3].
Следовательно, исходя из результатов обследования повторно проведенный опрос после возвращения с зоны боевых действий важен тем, что результаты нервно-психологической устойчивости респондента в пределах нормы, соответствует требованиям прохождения службы в экстремальных условиях, военнослужащий смог адаптироваться к стрессовым факторам.
Прошедшего тестирование военнослужащего, с целью изучения нервно-психической устойчивости его до убытия на СВО и после прибытия с зоны боевых действий, результаты показывают, что некоторые
показатели НПУ незначительно ухудшились или не изменились, либо изменились незначительно после возвращения с зоны боевых действий, но остались в пределах нормы.
Результаты проведенного исследования позволят дать рекомендации по обучению и совершенствованию психологической подготовки профессиональных военнослужащих к прохождению службы в экстремальных условиях - при различных ситуациях военной среды (боевых действиях) и после них.
Находясь в районе боевых действий, военнослужащий обнаруживает следующие изменения эмоциональной сферы личности:
- усиление тревожности;
- нарушение привычного образа жизни, сна;
- эмоциональное и физическое напряжение;
- мотивы и поведение в бою;
- умение осуществлять эмоционально-волевую самомобилизацию;
- формирование психологической готовности и устойчивости;
- боевое взаимодействие, как единый механизм;
- способность переносить все тяготы и мобилизация на выполнение боевого приказа;
- обостренное чувство справедливости;
- чувство вины за гибель своих товарищей и желание победы над врагом;
- способность выполнить любые боевые задачи в сложных условиях с высокой эффективностью. Таким образом, на основе самосовершенствования личностных качеств и приобретения опыта
ведения боевых действий у военнослужащего, формируется четкая иерархизированная система ценностей и личностного роста - трансформация военнослужащего. Что полностью соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим в условиях боевой деятельности: хорошей профессиональной подготовкой, имеет высокий адаптивный потенциал личности, быстро адаптируется к боевой обстановке, мотивирован и морально-психологически готов эффективно выполнять служебные обязанности на протяжении всего участия в боевых действиях. Следовательно, очевидна профессиональная направленность личности, ее мотивационной сферы, его возможности профессиональной работоспособности, перспективы его карьеры и совершенствования.
Список литературы /References
1. Бушуев А.Ю., Федосеева И.А. Профессионально-мотивационная адаптация военнослужащих в условиях учебного центра // МНИЖ. 2020. №5-3 (95). С. 78-81.
2. Забегалина С.В., Кильмашкина Т.Н. Личностные характеристики офицера и особенности восприятия его образа в представлениях военнослужащих // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. №1 (92). С. 21-27.
3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
4. Назаров Г.Ю. Социально-психологическая адаптация военнослужащих в условиях межкультурного взаимодействия // Пензенский психологический вестник. 2019. №2. С. 74-81.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Издательство АТС, 2020. 1640 с.