Научная статья на тему 'Личностные интересы учащихся 8-9 классов как фактор развития художественно-творческих способностей в предметной области «Искусство»'

Личностные интересы учащихся 8-9 классов как фактор развития художественно-творческих способностей в предметной области «Искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ "ИСКУССТВО" / ЛИЧНОСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ШКОЛА / THE SUBJECT OF "ART" / PERSONAL INTERESTS / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышова Н.В.

В статье рассматриваются интересы учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ на уроке «Искусство» с позиции потенциала для развития художественно-творческих способностей. Автором представлены средства содержания предмета, формы художественно-творческой работы, материал для учета и анализа личностных интересов обучающихся для проектирования индивидуальной траектории развития, самоопределению школьников и усвоению основной программы общего школьного образования в предметной области «Искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL INTERESTS PUPILS OF 8-9 CLASSES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC-CREATIVE ABILITIES IN THE SUBJECT AREA OF «ART»

The article deals with the interests of pupils of 8-9 classes of secondary schools in the lesson «Art» from the perspective of the potential for the development of artistic and creative abilities. The author presents the content of the subject means, forms of artistic and creative work, the material for the recording and analysis of the personal interests of the students to design an individual trajectory of development, self-determination of pupils and the understanding of basic general school education program in the subject area «Art».

Текст научной работы на тему «Личностные интересы учащихся 8-9 классов как фактор развития художественно-творческих способностей в предметной области «Искусство»»

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.002 Камышова Н.В.

ORCID: 0000-0002-0522-499X Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Учитель искусства, черчения, МХК, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №531, Санкт-Петербург ЛИЧНОСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Аннотация

В статье рассматриваются интересы учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ на уроке «Искусство» с позиции потенциала для развития художественно -творческих способностей. Автором представлены средства содержания предмета, формы художественно -творческой работы, материал для учета и анализа личностных интересов обучающихся для проектирования индивидуальной траектории развития, самоопределению школьников и усвоению основной программы общего школьного образования в предметной области «Искусство».

Ключевые слова: предмет «Искусство», личностные интересы, школа.

Kamyshova N.V.

ORCID: 0000-0002-0522-499X, Postgraduate student, The Herzen State Pedagogical University of Russian, Teacher of art, drawing, of world cu lture, Secondary school № 531, St. Petersburg PERSONAL INTERESTS PUPILS OF 8-9 CLASSES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC-CREATIVE ABILITIES IN THE SUBJECT AREA OF «ART»

Abstract

The article deals with the interests of pupils of 8-9 classes of secondary schools in the lesson «Art» from the perspective of the potential for the development of artistic and creative abilities. The author presents the content of the subject means, forms of artistic and creative work, the material for the recording and analysis of the personal interests of the students to design an individual trajectory of development, self-determination of pupils and the understanding of basic general school education program in the subject area «Art».

Keywords: the subject of «Art», the personal interests, school.

Реализация основной образовательной программы включает в себя требования прописанные в ФГОС ООО второго поколения, где закладывается индивидуальный подход работы с учащимися, что позволяет выстраивать траекторию образования каждого участника педагогического процесса на основе его личностных интересов, особенностей и ориентироваться на познавательные потенциал и склонности учащихся.

В школьной системе образования предметная область «Искусство» изучается учащимися 8-9 классов, являясь интегрированным продолжением изучаемых предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 5 -7 классах и направлена на коммуникацию с произведениями искусства и изучение социальных явлений, осмыслении их значимости в цивилизации от исторического прошлого до современности. Цель - развитие опыта эмоционально -ценностного отношения к искусству как социально -культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество [3, 51]. Изучаемые разнообразные виды искусства - живопись, ДПИ, скульптура, театр, мультимедийное искусство, киноискусство, хореография, музыка, фотоискусство, литература, гравюра, народное искусство, архитектура, рисунок, дизайн и т. д. - трактуются как ресурсы художественно-творческого развития учащихся во всевозможных видах деятельности.

Содержательный материал предмета раскрывается через искусство и его функции, что осуществляется путем художественного творчества и тематических исследованиях учащихся. Деятельностный характер школьного предмета «Искусство» определяется возрастными особенностями учащихся в 8-9 классах, так как подростки в возрасте 14-16 лет стремятся к самостоятельности, самоопределенности, исследовательскому поиску, модернистическим ресурсам, информационности, коммуникации с окружающим миром, познании различных культурно-социальных явлений, поиска ценностных ориентиров. Системно - деятельностный подход, где в основе положена категория предметной деятельности (И. Фихте, Г. Гегель, М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), предполагающая художественное развитие личности учащегося и формирование основных компетентностей.

По Л.С. Выготскому обучение не просто «ведет за собою развитие», а идет за развитием, приспосабливаясь к индивидуальной природе личности. Таким образом, обучение индивидуализируется, учащийся становиться главным, как субъект и изучается как личность, где учитель выстраивает процесс обучения через изучение личности учащегося. С.Л. Рубинштейн отмечал, что нет другого пути «как изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, что бы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей» [2, 184].

Мотивы личности, раскрывающиеся через интерес учащихся 8-9 классов, выражаются в направленности, тяготении к определенной форме выражения творческих способностей (изобразительная, сценическая деятельности, моделирование, музицирование, проектирование и т.д.), или в придерживании определенного вида искусства для раскрытия мировоззрения своей позиции, через познание художественно-творческих объектов при реализации и презентации самостоятельных работ на уроке «Искусство» (Таблица 1). Выбор интереса как индивидуально -типологической особенности человека основан по С.И. Чистяковой на: расширении и углублении знаний, умений и навыков человека в интересующей его области; активизации познавательных процессов творческой личности; обеспечении эмоциональной удовлетворенности, побуждающей к длительным занятиям интересующей деятельностью [4].

Таблица 1 - Личностные интересы ученика (цы)..... класса

предмет «Искусство» .... четверть 20... -20.... уч. год

№ урока (дата) Тема урока Креативное название творческой работы Вид искусства Жанр Вид творческой работы Внеурочная деятельность (посещение выставок, мастер-классов, экскурсий, лекций, театров, кино и т.д.)

1. презентация

2. реферат

и т.д. инсценировка

рисунок и т. д.

Анализ личностных интересов учащегося в предметной области «Искусство» позволяет наблюдать самостоятельный отбор им художественно -творческого материала при изучении разнообразных тем. В раскрытии художественного образа, представленного в разнообразных видах искусства критерием отбора может являться форма художественно-творческой работы:

1. Художественно-творческая работа представлена в виде эссе, сообщений, реферата в текстовой форме, на основе теоретических знаний и понятий с опорой на понятийный компонент мышления.

2. Художественно -творческая работа представлена в виде сценического образа, рисунка, чертежа, которая позволяет выполнить креативное решение в плане реальных представлений, что характерно для наглядно -образного мышления;

3. Художественно-творческая работа представлена в виде компьютерной презентации с аудио -видео материалом и растровыми изображениями, что позволяет усвоить художественные понятия и решить творческую задачу через художественно-практическое действие с мультимедийным объектом, что определяет преобладание практического компонента мышления.

Личностные интересы учащихся 8-9 классов являются одним из факторов развития художественно -творческих способностей в предметной области «Искусство» в процессе формирования интересов к определенным видам искусства. Эти интересы перерастают в устремления учащихся профессионально заниматься интересующим их видом искусства. Следовательно, возникновение интереса, является толчком к учебной мотивации и инициирует развитие творческих способностей учащихся. Исследователь Н.Г. Милованова отмечает, что самоопределение учащихся осуществляется на протяжении всего школьного обучения, так как становление индивидуальности в школьном возрасте - создание психолого-педагогических условий для проявления познавательной самостоятельности ученика, использование источников саморазвития, реализации себя как личности [5, 9]. В 8-9 классах самоопределение происходит через формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей [1, 11].

Анализ психолого-педагогических и дидактических основ, педагогической практики в образовательной области «Искусство» в общеобразовательной школе показывает, что:

- учет индивидуальных интересов учащихся при прохождении содержания образования в интегрированном предмете «Искусство» повышает мотивацию, качество развития способностей в художественно-творческой деятельности, активность в познавательной, учебной деятельности учащихся;

- углубленное изучение интересующего вида искусства и предпрофильная подготовка в художественно -творческой деятельности учащихся позволяет подготовить выпускников школы к продолжению художественного образования;

- развитие персональных творческих способностей является для учащихся средством самореализации, возможностью реально оценить свои художественно-творческие способности, профессиональные намеренья, наметить пути дальнейшего художественного образования и самоопределения;

- основанием для дальнейшего художественно-творческого образования являются знания в образовательной области «Искусство» и намерения учащихся.

Анализируя и учитывая интересы учащихся в художественно-творческой деятельности можно спроектировать индивидуальную траекторию учащегося и общую траекторию всего класса. В ситуации выбора проявляется и развивается личностная траектория учащегося - индивидуальный путь ученика 8-9 классов в процессе освоения учебного материала. Содержание предметной области «Искусство» основывается на ценностях и достижениях как мирового, так и национального искусства, фундаментальных понятиях, основанных на художественно -образном языке пластических искусств, что определяет мировоззренческую позицию учащихся, обеспечивая социализацию, интеллектуальность, общую культуру в функциональной грамотности различных сфер искусств и явлений культуры.

Средства содержания предметной области «Искусство» охватывает:

- учебную и познавательную деятельность, зафиксированную в форме проверочных работ;

- осуществление художественно -творческой деятельности в форме креативных решений в процессе самостоятельных работ;

- эмоционально-ценностные отношения в форме личностной ориентации учащихся.

Процесс обучения в предметной области «Искусство», который учитывает личностные интересы в художественно-творческой деятельности и приближен к реальной жизни учащихся 8-9 классов, призван помочь самоопределению школьников и усвоению основной программы общего школьного образования.

Литература

1. Мамонтова Т.С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы: моног. / Т.С. Мамонтова. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 180 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

3. Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.

4. Чистякова С.И. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика, 2005. - №1. - С. 19-26.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная школа: условия ее организации и функционирования: учебно -методическое пособие. - М.; СПб.: Нестор-История, 2013. - 132 с.

References

1. Mamontova T.S. Integracija osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovanija v ramkah profil'noj starshej shkoly: monog. / T.S. Mamontova. - Ishim: Izd-vo IGPI im. P.P. Ershova, 2013. - 180 s.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii: V 2 t. T. II. M.: Pedagogika, 1989. - 328 s.

3. Sergeeva G.P. Muzyka. 5-7 klassy. Iskusstvo 8-9 klassy. Sbornik rabochih programm. Predmetnaja linija uchebnikov G.P. Sergeevoj, E.D. Kritskoj: posobie dlja uchitelej obshheobrazovat. organizacij / G.P. Sergeeva, E.D. Kritskaja, I.Je. Kashekova. - 3-e izd. - M.: Prosveshhenie, 2014. - 104 s.

4. Chistjakova S.I. Problema samoopredelenija starsheklassnikov pri vybore profilja obuchenija // Pedagogika, 2005. -№1. - S. 19-26.

5. Jakimanskaja I.S. Lichnostno-orientirovannaja shkola: uslovija ee organizacii i funkcionirovanija: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.; SPb.: Nestor-Istorija, 2013. - 132 s.

DOI 10.18454/IRJ.2016.46.068 Коноплева А.Н.1, Гилясова М.Х.2, Ачиева Н.Е.3

1ORCID: 0000-0001-7240-7000, Кандидат педагогических наук, 2ORCID: 0000-0001-7851-8692, преподаватель, 3ORCID: 0000-0002-2917-0519, преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ МОТИВАЦИЮ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

И СПОРТОМ

Аннотация

Совершенствование процесса физического воспитания молодежи является важным фактором развития физической культуры и спорта в России. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием интересов и потребностей студенческой молодежи Кабардино -Балкарской Республики (КБР) в сфере физической культуры и спорта в условиях реализации занятий по дисциплине «Физическая культура» и в условиях реализации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт». В работе представлены результаты исследовани й, в которых выявлены приоритетные направления мотивации студенчества КБР, а также характер изменения мотивационной направленности в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура, образовательный стандарт, мотивационная сфера, элективные курсы, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, занятия по интересам.

Konopleva A.N.1, Giljasova M.H.2, Achieva N.E.3 1ORCID: 0000-0001-7240-7000, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0001-7851-8692, professor,

3ORCID: 0000-0002-2917-0519, professor, Kabardino-Balkarian state University THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE

EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION AS THE FACTOR INCREASING MOTIVATION TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Abstract

Perfection of process of physical education of youth is an important factor in the development of physical culture and sports in Russia. The article discusses the problems associated with the formation of the interests and needs of students of Kabardino-Balkarian Republic (KBR) in the field of physical culture and sport in conditions of realization of training on discipline "Physical culture" and in the conditions of realization of educational process on discipline "Physical culture and sport". The paper presents the results of studies in which identified priority directions of motivation of students of the KBR, as well as the nature of the change of motivational orientation in the sphere of physical culture and sports.

Keywords: student's sport, physical culture, educational standard, motivational sphere, elective courses, physical fitness, healthy lifestyle, classes in interests.

Современный уровень научно -технического процесса, урбанизации, социально -экономических проблем являются причиной дефицита двигательной активности молодежи. Отсутствие полноценного питания, социально-бытовые условия, обстановка, хронические заболевания, приводят к ухудшению здоровья молодежи. Большие трудности студенчество испытывает на начальном этапе обучения. Эти трудности связаны с проблемами адаптации от школы к вузу, увеличения учебной нагрузки, социального и межличностного общения, невысокой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.