Научная статья на тему 'Личностные детерминанты реакции на стресс'

Личностные детерминанты реакции на стресс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
993
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТРЕСС / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА / ЛИЧНОСТЬ / SUBJECTIVE WELLBEING / STRESS / MEDICAL STUDENTS / BIG FIVE CONCEPTION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна

Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (n=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий концепцию личности «большая пятерка»), опросник приспособленности Белла, Биографический опросник (BIV), ТОБОЛ (тип реакции личности на болезнь). Выделены ведущие факторы, формирующие позитивное самоощущение. В числе факторов, формирующих позитивную реакцию на стресс можно указать: добросовестность, экстравертированность, социальную зрелость личности, активность, гибкость поведения, адекватную реакцию на болезнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of personality stress reaction

The article considered the investigation results of subjective wellbeing of medical students with use of psychodyagnostical tests within the scale of subjective wellbeing, NEO-PI-R (test within the limits of big five personality conception), Bell adaptation test, biographical test (BIV), the test of personality reaction on disease. The main factors of positive self feeling were determined. Among the factors, forming positive reaction to stress it is possible to specify: conscientiousness, extrovertness, social maturity of the person, activity, flexibility of behavior, proper response to illness.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты реакции на стресс»

Таблица 6

Пример сравнения для Пономарева Даниила________________________

Распределение систем понятий по блокам Итого

1 блок 2 блок 3 блок 4 блок единиц

Эталонное распределение 4 3 5 5 17

Экспериментальное распределение 3 2 4 3 12

Экспериментальное распределения коэффициента грамотности

Распределение систем понятий по блокам Ср. значе-

1 блок 2 блок 3 блок 4 блок ние

Экспериментальное распределение 0, 75 0,67 0,8 0,6 0,74

Оценка испытуемого: по 100 балльной шкале - 74 балла; по 5 балльной шкале - 4 балла. Сравнение полученного распределения коэффициента грамотности испытуемого с данными табл. 4 показывает, что его значение соответствует эталону 2-го класса точности. Понятия, не усвоенные испытуемым по тестовой матрице, приведены в табл. 7.

Таблица 7

Перечень понятий, не усвоенных испытуемым____________________

№ бл. Система понятий Понятия

1 Алфавит. Большая буква в именах собственных. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах; кличках животных; географических названиях

2 Буквы «и», «у», «а» после шипящих. Орфограмма

3 Мягкий знак. Твердый знак. Способы обозначения мягкости согласных на письме

4 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. 1. Написание словарных слов с непроверяемой безударной гласной в корне; 2. Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне

Таким образом, формализованный способ оценки качества знаний дает нам стандартизированный инструментарий, позволяющий оценить одну из основных характеристик качества образования - соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям учащихся; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях и позволяет выйти на новые образовательные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61 // www.consultant.ru/.

- Дата обращения 30.06.2011.

2. Бояшова, С.А. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования : автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Бояшова С.А. - СПб., 2010. - 34 с.

Контактная информация: Nikolaev-SergeyV@yandex.ru

УДК 159.922.8:378.178

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС

Владимир Анатольевич Урываев, кандидат психологических наук, доцент, докторант, Алина Александровна Тарасова, аспирант,

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ им. П.Г. Демидова)

Аннотация

Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (п=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала

субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий концепцию личности «большая пятерка»), опросник приспособленности Белла, Биографический опросник (BIV), ТОБОЛ (тип реакции личности на болезнь). Выделены ведущие факторы, формирующие позитивное самоощущение. В числе факторов, формирующих позитивную реакцию на стресс можно указать: добросовестность, экстравертированность, социальную зрелость личности, активность, гибкость поведения, адекватную реакцию на болезнь.

Ключевые слова: субъективное благополучие, стресс, студенты-медики, большая пятерка, личность.

DETERMINANTS OF PERSONALITY STRESS REACTION

Vladimir Anatolievich Uruvaev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

candidate for a doctor’s degree,

Alina Alexandrovna Tarasova, the post-graduate student,

Yaroslavl State University of P.G. Demidov

Annotation

The article considered the investigation results of subjective wellbeing of medical students with use of psychodyagnostical tests within the scale of subjective wellbeing, NEO-PI-R (test within the limits of “big five” personality conception), Bell adaptation test, biographical test (BIV), the test of personality reaction on disease. The main factors of positive self - feeling were determined. Among the factors, forming positive reaction to stress it is possible to specify: conscientiousness, extrovertness, social maturity of the person, activity, flexibility of behavior, proper response to illness.

Keywords: subjective wellbeing, stress, medical students, big five conception, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется значительной представленностью студенческой выборки в структуре населения страны и реальной сложностью процесса адаптации к специфике учебы высшей школе. В этом контексте студенты-медики, определенные нами как экспериментальная группа, испытывают дополнительные трудности, связанные с особенностями обучения в высшей медицинской школе:

- повышенные требования к интеграции разнохарактерных дисциплин, относящихся к изучению природы человека (добавим к этому преимущественно индуктивный характер знания по основным дисциплинам);

- высокая эмоциональная включенность в процесс обучения (вскрытия на занятиях по анатомии, практика по уходу за тяжелобольными;

- обучение на базе клиник, заболевания, представленные в которых, несут реальную угрозу здоровью самого студента и проч.);

- повышенная (по сравнению с другими вузами) степень ответственности на практических занятиях у постели больного и др.

Мы полагаем, что, с учетом перечисленных особенностей, психологические закономерности адаптации на студенческой выборке проявляются более рельефно. С другой стороны, нам представляется важным исследовать влияние на субъективное благополучие личности тех или иных черт личности. Это позволит определить реальные «мишени» коррекционной помощи со стороны психологической службы вуза.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Шкала субъективного благополучия (ШСБ) [5] была разработана французскими психологами Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche и опубликована впервые в 1988 году (адаптация методики к русской выборке проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова). Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с собственно эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пунк-

ты делятся на шесть кластеров: «напряженность и чувствительность» (S1); «признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику» (S2); «изменения настроения» (S3); «значимость социального окружения» (S4); «самооценка здоровья» (S5); «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (S6). Оценка результатов - «обратная» (чем выше суммарный балл - тем ниже уровень субъективного благополучия). В предыдущих исследованиях [3] мы убедились, что повышение показателей неблагополучия связано с повышением риска диагностики соматического заболевания и выдачей листка нетрудоспособности.

Опросник NEO-PI-R [1,2] создавался как операционализация пятифакторной модели личности или, как ее часто называют, Большой Пятерки (Big Fife). Объединенные в целостную систему 5 основных факторов (N - Нейротизм; Е - Экстраверсия; О - Открытость опыту; А - Сотрудничество; С - Добросовестность) и 30 субшкал позволяют достаточно полно диагностировать личность взрослого человека.

Биографический опросник (BIV - Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhal-tenstorungen) [7] - разработка немецких авторов (Bottscher, Jager, Lischer, 1976) — является многомерным опросником, используемым для изучения важных аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых. Эта биографическая методика была сконструирована в процессе многолетней работы представляет собой самоописание личности, в котором содержится как объективная, так и субъективная информация о раннем поведении. Субшкалы опросника: «семья», «сила Я», «взаимодействие с микроокружением», «воспитание», «нейротизм», «активность», «психофизиологическая конституция», «экстраверсия». Оценка результатов «обратная» - чем выше значения шкал, тем больше проблем адаптации в той или иной сфере наблюдаются у испытуемого.

Опросник приспособленности Х. Белла [4] состоит из 200 вопросов, которые относятся к шести шкалам: «приспособленность в семье», «здоровье», «субмиссивность» (зависимость), «эмоциональность», «враждебность», «мужественность-женственность». Оценка результатов «обратная» - чем выше значения шкал, тем больше проблем адаптации в той или иной сфере наблюдаются у испытуемого.

Методику ТОБОЛ, ввиду ее широкой распространенности, мы не описываем. Отметит, что оценка результатов по данной методике тоже «обратная».

Корреляционный анализ был проведен с использованием критериев Ч.Спирмена (уровень достоверности указан в обобщающих таблицах).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первым шагом в анализе результатов было стремление убедиться в относительной стабильности факторов личности, детерминирующих субъективное благополучие.

Таблица 1

Значимые корреляционные связи суммарного показателя ШСБ и личностных факторов/черт, усиливающих субъективное неблагополучие (данные лонгитюдного - 6-

летнего исследования за группой испытуемых n=104)

І курс 2 курс З курс 4 курс 5 курс б курс

N Нейротизм G44*** G4G*** G7i*** G7G*** G5S*** G,56***

Е Экстраверсия -G,2G*

С Добросовестность -G3* -G,24* -G^4***

*** корреляции на уровне р^ДОІ; ** корреляции на уровне р^^І; * корреляции на уровне р^$5

Как следует из данных, приведенных в таблице 1, корреляционные связи суммарного показателя ШСБ не стабильны. На младших (1-2) курсах, положительно с показателями неблагополучия коррелирует фактор нейротизма, фактором противодействия выступает «Добросовестность». В середине обучения (3-4 курсы) оба указанных фактора значительно усиливаются, к выпуску (5-6 курсы), фактор «Добросовестности» уступает

свое значение «Экстраверсии». Мы видим, что показатель субъективного благополучия динамичен. Он, с одной стороны, отражает общее состояние адаптированности достаточно точно, однако, с другой стороны, один и тот же уровень адаптированности может достигаться за счет комбинации различных качеств.

Вторым шагом в исследовании стало обращение к личностным методикам, ориентированным на историю формирования личности («социализации» в широком смысле этого понятия). Для корреляционного анализа мы использовали результаты четвертого курса обучения, поскольку показатель уровня субъективного благополучия на этом отрезке времени был средним (максимум неблагополучия приходится на первый курс, минимум - на шестой [6]).

Таблица2

Значимые корреляции между показателями методики «Биографический опросник ______________(БГУ)» и «Шкалой субъективного благополучия» (п=104)_________________

Шкалы опросника Кластерь1Ч ШСБ \ семья сила Я взаимодейст- вие воспитание нейротизм активность I с н о и си р е 1 тра м т

Б1 0,26** 0,25*

Б2 0,29** 0 49*** 0,24* 0,36*** 0,58*** 0 45***

Б3 0,28** 0 54*** 0,26** 0 55*** 0 37*** 0,36**

Б4 0,20* 0,46*** 0 41***

Б5 0,31** 0,46*** 0,56*** 0,31** 0,20*

Б6 0,30** 0,46*** 0,38*** 0,43*** 0,30**

Суммарный балл 0,36*** 0,62*** 0,36*** 0,33*** 0,61*** 0,42***

Условные обозначения: *** р<0,001 ** р<0,01 * р<0,05; Б1 - «напряженность»; Б2 - «психотизм»; Б3 - «настроение»; Б4 - «окружение»; Б5 - «здоровье»; Б6 - «повседневность».

Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице 2, обнаруживают выраженную связь дефектов социализации и уровня субъективного неблагополучия (как в суммарном выражении, так и по отдельным кластерам). В наибольшей степени субъективное неблагополучие связано с высоким уровнем нейротизма и ослаблением регулирующей силы «Я». Факторами, в наименьшей степени обнаруживающими такую зависимость являются «активность» и «экстраверсия».

Таблица 3

Значимые корреляции между показателями методики «Опросник приспособленности Белла» и «Шкалой субъективного благополучия»

(п=104)

Шкалы опросника Кластеры ШСБ семья здоровье субмиссив- ность эмоциональ- ность враждебность мужествен- ность

Б1 0,20* -0,29**

Б2 0 40*** 0,29** 0 49*** -0,22*

Б3 0 40*** 0,27** 0,27** 0,38*** 0,24*

Б4 0,36*** 0,25* 0,34*** 0,31**

Б5 0 39*** 0,42*** 0 44*** 0,21*

Б6 0 32*** 0,22* 0,28** 0,29**

Суммарный балл 0,46*** 0,33*** 0 51*** 0,34*** -0,23*

Условные обозначения: *** р<0,001 ** р<0,01 * р<0,05; Б1 - «напряженность»; Б2 - «психотизм»; Б3 - «настроение»; Б4 - «окружение»; Б5 - «здоровье»; Б6 - «повседневность».

Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице 3, не только подтверждают полученные ранее выводы, но и привносят дополнительную информацию в общую картину адаптации. В частности, отрицательную корреляцию показывает шкала «мужественности - женственности», в которой высокие показатели закреплены за доминированием маскулинного типа поведения. В структуре адаптации к вузовскому обучению он обнаруживает свою ограниченность (добавим, в том числе и у женской части выборки). Другим словами, стратегии поведения, основанные на гибкости, терпении, податливости влиянию и проч., закрепленные в общественном сознании за стереотипом «женского» поведения, представляются весьма эффективными, по крайне мере, на стадии додипломной профессиональной подготовки.

Аналогичный анализ связей между суммарными показателями ШСБ и количественными показателями двенадцати типов реакции личности на болезнь выявил самые высокие положительные (идентичные по выраженности) корреляционные связи с двумя типами интрапсихического блока реагирования: «тревожный» (0,51***, р<0,001) и «неврастенический» (0,51***, р<0,001). Важно отметить, что две корреляционные зависимости «социально адаптивного» блока реагирования дали отрицательный знак: «эргопатич-ный» (-0,34***, р<0,001) и «анозогнозический» (0,58***, р<0,001). В этом случае мы должны подчеркнуть, что диагностика анозогнозического типа реагирования при высокой степени выраженности субъективного неблагополучия может представлять тревожную, по своей сути, тенденцию, бессознательного ухода от реальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем.

ВЫВОДЫ

Реакция личности на стресс (в качестве маркера выраженности дистресса мы выбрали рост количественных показателей субъективного неблагополучия), как видно из представленных результатов, имеет отчетливую двойную детерминацию.

С одной стороны, показатели реакции на стресс имеют связь с социальнопсихологическими факторами, сопровождающими процесс адаптации выпускника школы к вузовской реальности (последний экзамен в школе, поступление в вуз, часто, переезд в другой город, новые условия обучения, новое микроокружение, преподаватели, предметы и проч. - детерминирую всплеск напряженности на первом курсе).

С другой стороны, ставшей предметом нашего исследования, формирующее влияние на уровень стрессового реагирования оказывают особенности психофизиологической организации (уровень нейротизма, слабость нейроизиологической конституции, тревожный и неврастенический типы реагирования на болезнь) и существенные дефекты «социализации личности» на самых ранних ступенях развития (слабость инстанции «Я», неадаптивные сценарии поведения, усвоенные в семье, дефекты навыков взаимодействия с окружающими).

Таким образом, работа психологической службы вуза должна быть направлена как на проведение широких (неспецифических) тренинговых программ, способствующих адаптации возможно более полного числа студентов; так и на выявление «группы риска» из числа учащихся имеющих потенциальные (прогнозируемые) сложности адаптации к высоким учебным нагрузкам на додипломном этапе профессиональной подготовки.

В числе факторов, формирующих позитивную реакцию на стресс можно указать: добросовестность, экстравертированность, социальную зрелость личности, активность, гибкость поведения, адекватную реакцию на болезнь.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мартин, Т.А. Опыт адаптации методики диагностики личностных характеристик ЫБО Р1-Я / Т. А. Мартин, В. Е. Орел, И. Г. Сенин // Вестник клинической психологии. - 2003. - Т. 1, № 2. - С. 193-198.

2. Орел, В.Е. Личностный опросник NEO PI-R. Руководство по применению / В. Е. Орел, И. Г. Сенин. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 34 с.

3. Петров, Д.В. Использование скрининговой шкалы оценки субъективного благополучия в работе кабинета медицинской профилактики / Д. В. Петров, В. А. Урываев // Экология человека. - 2011. - № 2. - С. 39-42.

4. Рукавишников, А.А. Опросник приспособленности. Руководство / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 22 с.

5. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия : руководство / М. В. Соколова. - 2-е изд. - Ярославль : Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.

6. Динамика субъективного благополучия студентов в процессе обучения : лон-гитюдное исследование / В. А. Урываев, Д. В. Петров, А. С. Шутов, Г. Д. Петрова, А. А. Тарасова // Медицина и психология: пути поиска оптимального взаимодействия : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. - Рязань, 2011. - С. 343-350.

7. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.

Контактная информация: lev.shabanov@mail.ru

УДК 796.07

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА Ирина Николаевна Федорова, соискатель,

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

Екатеринбург

Аннотация

Вследствие изменений, происходящих в различных сферах жизни нашего общества (в политической, экономической, духовной) происходят и изменения в ценностных ориентациях современных молодых людей. Сегодня характер молодого человека формируется в очень сложных экономических условиях, обусловленных переоценкой ценностей, иногда даже ломкой сложившихся жизненных устоев. Поступив в то или иное учебное заведение, молодой человек подсознательно стремится под влиянием сменившейся окружающей среды стать другим. Поэтому задача любого учебного заведения помочь юноше или девушке стать другим, стать лучше, чем был.

Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации личности, средне профессиональное образование, профессионально-прикладная физическая культура (ППФК).

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AS A BASIS OF FORMATION OF VALUES TO PHYSICAL TRAINING AMONG THE STUDENT STUDYING AT PROFESSIONALLY-PEDAGOGIC COLLEGE Irina Nikolaevna Fedorova, the competitor,

The Russian Professional Pedagogical University,

Yekaterinburg

Annotation

Changes occurring in all spheres of our society (in political, economic, spiritual ones) result in change of value orientations and education of the society. Character of modern youth is formed in very complex conditions with reassessment of values, with breakage of the usual foundations. Entering one or another educational institution, a young man subconsciously aims to become another under influence of the replaced environment. Therefore, the task of any educational institution is to help youth or girl to become another, become better than he or she was.

Keywords: students youth, value orientations, average trade education, professionally-applied

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.