Научная статья на тему 'Личностные детерминанты отношения к опасностям старших школьников'

Личностные детерминанты отношения к опасностям старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ОПАСНОСТЯМ / ATTITUDE TO DANGERS / СЕНЗИТИВНОСТЬ К УГРОЗАМ / SENSITIVITY TO THREATS / СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИЯХ ОПАСНОСТИ / WAYS TO RESPOND IN THREATENING SITUATIONS / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Малышева Евгения Юрьевна, Перченко Елена Леонидовна, Смирнова Ольга Валериевна

Статья посвящена выявлению и описанию личностных факторов, определяющих отношение к угрозам в старшем школьном возрасте. На основе эмпирического исследования установлено, что разные типы отношения старшеклассников к опасностям обусловлены различным сочетанием личностных характеристик. Важнейшую роль среди них играют такие, как: уверенность, независимость, ответственность, уровень тревожности, самостоятельность, способность к самоконтролю и пониманию социальных нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Малышева Евгения Юрьевна, Перченко Елена Леонидовна, Смирнова Ольга Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты отношения к опасностям старших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923

В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, Е.Л. Перченко, О.В. Смирнова

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена выявлению и описанию личностных факторов, определяющих отношение к угрозам в старшем школьном возрасте. На основе эмпирического исследования установлено, что разные типы отношения старшеклассников к опасностям обусловлены различным сочетанием личностных характеристик. Важнейшую роль среди них играют такие, как: уверенность, независимость, ответственность, уровень тревожности, самостоятельность, способность к самоконтролю и пониманию социальных нормативов.

Отношение к опасностям, сензитивность к угрозам, способы реагирования в ситуациях опасности, старшие школьники.

The article is devoted to the identification and description of the personality factors that determine the attitude to dangers in the high school age. The research found out that different types of attitude to the dangers of senior pupils are caused by various combinations of personal characteristics. The most important features are considered to be confidence, independence, responsibility, anxiety, self-control and understanding of social norms.

Attitude to dangers, sensitivity to threats, ways to respond in threatening situations, senior pupils.

Обеспечение безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности является одной из актуальных проблем современности. В настоящее время она решается в двух направлениях. Первое - выявление факторов и условий создания благоприятной среды, где личность могла бы в полной мере реализовать свой жизненный и творческий потенциал с наименьшими издержками для здоровья, психологического и социального благополучия [7]. Второе -формирование ее готовности к встрече с опасностями, умения противостоять им, способности своими действиями и поведением не провоцировать возникновение угроз без веских на то причин [1], [6]. Успешное разрешение этих проблем и в рамках первого, и в рамках второго направления возможно только в том случае, если максимально учитываются особенности восприятия и отношения к опасностям самого человека.

Отношение к угрозам начинает формироваться с раннего детства, и уже к концу младшего школьного возраста складывается система представлений ребенка о том, что в жизни может быть опасным или небезопасным для человека. Постепенно отношение к опасностям дифференцируется, приобретает определенность, развивается индивидуальный стиль реагирования в ситуациях угроз жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию. К старшему школьному возрасту у личности, как правило, формируется свой устойчивый тип отношения к опасностям.

Под отношением к опасности мы понимаем способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу. В наших предыдущих работах были выявлены и описаны типы от-

ношения людей к опасностям: адекватный (сензи-тивный или несензитивный), тревожный (сензитив-ный или несензитивный), игнорирующий (сензитив-ный или несензитивный) и неопределенный (также сензитивный или несензитивный). Исследования проводились на контингенте старших школьников и студентов [4], [5]. Применительно к старшему школьному возрасту было установлено, что свои отрицательные психологические переживания учащиеся связывают со сферами учебной деятельности, а также взаимоотношениями с учителями, сверстниками и родителями. На основе проведения серии эмпирических исследований нами были выделены и описаны специфические особенности каждого типа отношения к опасностям.

Выделение этих типов с неизбежностью поставило вопрос, почему одни люди способны идентифицировать определенные сигналы в качестве опасных для себя и адекватно реагировать на них, другие преувеличивают значение угроз (тревожный способ реагирования), третьи преуменьшают их, не придают им значения (игнорирующий способ реагирования). Другими словами, встает проблема изучения факторов и детерминант, определяющих тип отношения людей к опасностям.

Цель настоящего исследования - выявление личностных детерминант отношения к опасностям в старшем школьном возрасте. Было сделано предположение, что тот или иной тип отношения школьников к опасностям обусловлен определенным сочетанием личностных качеств. Мы полагаем, что такое сочетание должно быть наиболее оптимальным у учащихся с адекватным сензитивным типом по сравнению с другими типами.

В качестве испытуемых выступили старшие школьники ряда школ г. Череповца и Череповецкого

района Вологодской области. Всего в исследовании приняло участие 97 человек. В диагностических целях были использованы авторские опросники на выявление сензитивности к угрозам и способов реагирования на них в ситуациях опасности в старшем школьном возрасте [2], [3], а также тест Кэттелла (14РБ - юношеский вариант), позволивший выявить личностные особенности испытуемых. Все данные были переведены в шкалу стенов, что дало возможность использовать методы параметрической математической статистики.

Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего нас интересовал вопрос о взаимосвязи чувствительности (сензитивности) к угрозам и выбора различных способов реагирования в ситуациях опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий) с различными личностными характеристиками школьников. С этой целью нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции К. Пирсона. Результаты представлены на рисунке (приведены только статистически значимые результаты не ниже 5 % уровня значимости).

Рисунок. Взаимосвязь сензитивности к опасностям, способов реагирования в ситуациях угрозы с личностными особенностями школьников

Примечание: Сен - сензитивность к угрозам; Ад - адекватный способ реагирования; Тр - тревожный способ реагирования; Игн - игнорирующий способ реагирования; В - интеллект; С - уверенность; Е - независимость; О -добросовестность, ответственность; О - тревожность; Q2 -самостоятельность; Q3 - высокий самоконтроль, социальная нормативность

Как видим, наиболее существенное влияние на тип отношения старших школьников к опасности оказывают семь факторов. Сензитивность к опасностям положительно коррелирует с предпочтением выбора адекватных способов реагирования в ситуациях угрозы, уверенностью (С), самостоятельностью ^2), добросовестностью и ответственностью (в), самоконтролем и высокой нормативностью поведения ^3), отрицательно - с тревожностью (О). Выбор адекватных способов реагирования положительно коррелирует с теми же факторами, кроме того, - с независимостью (Е) и интеллектом (В), отрицательно - с тревожностью (О). Преувеличение значения

опасностей - тревожный способ реагирования, - наоборот, положительно связано с тревожностью и отрицательно - с независимостью. Школьники, которые преуменьшают значение угроз - игнорирующий способ реагирования, - чаще всего демонстрируют низкую способность к самоконтролю и нормативности поведения.

Таким образом, можно заключить, что для учащихся адекватного сензитивного типа отношения к опасностям характерно наиболее благоприятное сочетание личностных качеств. То есть школьники, которые способны вовремя идентифицировать сигналы опасности и выбирают адекватные способы реагирования на нее, отличается относительно высоким уровнем интеллекта, уверенностью, независимостью и самостоятельностью, не тревожны, добросовестны и ответственны, обладают высоким самоконтролем и нормативностью поведения. У тех же учащихся, которые менее чувствительны к угрозам и либо преувеличивают, либо преуменьшают их значение, отмеченные личностные характеристики выражены в меньшей степени, исключая, разумеется, тревожность.

В то же время понятно, что приведенные результаты корреляционного анализа носят обобщенный характер и не описывают всего многообразия вариантов существования разных типов отношения к угрозам. Например, закономерно задать вопрос, существуют школьники с преобладанием адекватных способов реагирования, но с низкой сензитивностью к опасностям. Чем это обусловлено? Или: есть такие учащиеся, которые чувствительны к угрозам, но демонстрируют тревожный способ реагирования на них. Какие личностные качества обусловливают такой тип отношения к опасностям? Иначе говоря, возникает проблема объяснения существования тех типов отношения к угрозам, которые характеризуются различным сочетанием уровня проявлений сен-зитивности и выбором адекватного, тревожного или игнорирующего способов реагирования в ситуациях опасности.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нами в качестве эталонного был принят первый, т.е. адекватный сензитивный тип учащихся. Далее по каждому фактору теста Кеттелла в каждом типе вычислялись средние значения. После чего находилась разница средних значений по каждому фактору каждого типа со средними значениями аналогичного фактора нормативного (первого) типа. Статистическая достоверность различия средних значений проверялась с помощью ^критерия Стьюдента. Понятно, что чем выше различие средних, тем в большей степени тот или иной фактор оказывает дифференцирующее влияние на тот или иной тип отношения к опасностям. Для анализа мы отобрали только «чистые» типы, т.е. типы с высокой или низкой сензитивностью и выраженным способом (либо адекватным, либо тревожным, либо игнорирующим) реагирования в ситуациях угрозы. Это дало возможность свести до минимума влияния случайных факторов, связанных с погрешностями методик и неточностями выделения типов. Следует добавить, что сензитивный игно-

рирующий тип отношения к опасностям был исключен из анализа в связи с тем, что в данной выборке испытуемых он не был представлен в достаточной степени (в отличие от предыдущих этапов исследования). Результаты отражены в таблице.

Попытаемся проинтерпретировать полученные результаты. Обратимся к анализу адекватного с пониженной сензитивностью типа. Напомним, что по сравнению с первым типом (адекватным сензитив-ным), он характеризуется снижением уровня сензи-тивности к угрозам при сохранении способности к адекватному реагированию в ситуациях опасности. Различия здесь обнаружены по двум факторам: уверенности в себе и тревожности. Таким образом, представители описываемого типа обладают относительно высоким уровнем интеллекта, самостоятельны, ответственны, у них развита способность к самоконтролю и пониманию социальных нормативов. По всей вероятности, это и обеспечивает им выбор наиболее адекватных для той или иной угрожающей личностному благополучию ситуации способов реагирования. Снижение же чувствительности к возможным опасностям обусловлено неуверенностью и сопровождающей ее тревожностью. Иначе говоря, такие учащиеся в силу своей неуверенности и сомнений в правильности оценок затрудняются в идентификации жизненных событий как угрожающих или не угрожающих жизни, здоровью и психологическому благополучию, в прогнозировании послед-

ствий их наступления. В то же время, когда эти сигналы опасности определенны и выражены в достаточной степени, то они способны адекватно реагировать на них социально выработанными способами.

Особый интерес представляет третий тип школьников - тревожный сензитивный. Его представители хорошо идентифицируют сигналы опасности, однако, преувеличивают их значение. В силу этого, практически любые, даже незначительные, ситуации могут возводиться ими в ранг опасных. Судя по полученным данным, основная причина такой тактики реагирования обусловлена, как следует высоким уровнем зависимости представителей данного типа от группы, от мнений окружения. По мнению школьников, лучше преувеличить значение того или иного жизненного события как угрожающего, чем недооценить его, вызвав тем самым непонимание референтного социального окружения. Итак, представители тревожного сензитивного типа - это учащиеся с относительно высоким уровнем интеллекта, добросовестные, ответственные, у них высокая нормативность поведения, они не тревожные, даже уверенны в себе. В то же время у них ярко выражена ориентированность на мнения группы. В силу чего старшеклассники описываемого типа боятся потерять свое лицо, доверие друзей. Поэтому на всякий случай преувеличивают роль любого события или ситуации, воспринимая их как угрожающие.

Личностные факторы, детерминирующие типы отношения старших школьников к опасностям (данные в средних баллах)

Таблица

Тип отношения к угрозам Интеллект (В) Уверенность (С) Независимость (Е) Ответственность (О) Тревожность (О) Самостоятельность (02) Самоконтроль (03)

Адекватный сензитивный 6,1 7,1 5,9 6,5 5,3 6,5 6,5

Адекватный с пониженной сензи-тивностью 5,5 5,3 5,1 6,8 7,2 6,0 6,3

Разность средних значений 0,6 1,8 р < 0,05 0,8 -0,3 -1,9 р < 0,01 0,5 0,2

Тревожный сензи-тивный 6,0 6,8 2,8 6,8 6,2 4,4 7,4

Разность средних значений 0,1 0,3 3,1 р < 0,01 -0,3 -0,9 2,1 р < 0,05 -0,9

Тревожный с пони-жженной сензитивно-стью 5,0 5,8 3,9 5,7 7,9 5,7 5,6

Разность средних значений 1,1 1,3 2,0 р < 0,05 0,8 -2,6 р < 0,01 0,8 0,9

Игнорирующий с пониженной сензи-тивностью 5,8 6,2 4,9 5,0 6,7 5,1 5,1

Разность средних значений 0,3 0,9 1,0 1,5 р < 0,05 -1,4 р < 0,05 1,4 р < 0,05 1,4 р < 0,05

Несколько иная ситуация наблюдается у учащихся тревожного, но с пониженной сензитивностью типа. Здесь также, как и в предыдущем типе, наблюдается низкий уровень независимости, сочетающийся с высокой тревожностью. Это, на наш взгляд, обусловлено не столько ориентацией на мнение группы, сколько неспособностью спрогнозировать негативные последствия того или иного события. Чувства зависимости и тревожности возникают в результате испытываемых личностью трудностей в принятии решений, что определяет поиск тех лиц, кто такое решение смог бы принять. Сделанный вывод подтверждается тем фактом, что в данной группе испытуемых больше всего обнаружено учащихся с относительно низким интеллектом (60 %). И хотя, как следует из таблицы, различие в интеллекте между первым и четвертым типами статистически не значимо, мы полагаем, что именно этот фактор играет в рассматриваемом случае первостепенное значение. Однако этот вывод нуждается в дальнейшей эмпирической проверке и обосновании.

Наконец, учащиеся пятого типа - игнорирующего с пониженной сензитивностью - отличаются от первого по четырем параметрам. Они менее ответственны, самостоятельны, более тревожны, плохо контролируют свои поступки и действия, слабо ориентированы в социальных нормах и правилах поведения по сравнению с представителями первого типа. Это школьники с относительно высоким уровнем интеллектуального развития, но с низким самоконтролем и низкой нормативностью поведения. Внешне они проявляют уверенность, независимость, даже демонстративность, но внутренне очень чувствительны к мнению референтного окружения. Все это в совокупности и обусловливает с одной стороны, нечувствительность к угрозам, а с другой, - стремление пренебрегать опасностями, демонстрируя тем самым свою уверенность и независимость.

На основании всего сказанного можно заключить, что центральными факторами, определяющими чувствительность школьников к угрозам, являются способность к самоконтролю и эмоциональная устойчивость. Сензитивные к угрозам старшеклассники, как правило, менее тревожны, по сравнению с учащимися с пониженной сензитивностью, и в большей степени обладают способностью к контролю ситуации в соответствии с принятыми социальными нормами. А центральным фактором, определяющим уровень адекватности реагирования на опасности, - независимость, которая тесно связана с уверенностью в себе, самостоятельностью и ответственностью.

Преувеличение значения возможных угроз у сен-зитивных учащихся связано с несамостоятельно-

стью, с ориентацией на мнения группы и поступки других людей, в первую очередь, сверстников, а у несензитивных - с неумением адекватно оценить ситуацию и спрогнозировать возможные последствия событий с позиций безопасности.

Игнорирование опасностей при пониженной сен-зитивности обусловлено низким уровнем добросовестного отношения к делу и ответственности, неразвитой способностью к самоконтролю, нежеланием и неумением соблюдать социальные нормы поведения.

При благоприятном сочетании высокого уровня интеллектуального развития, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости, независимости и самостоятельности, добросовестности и ответственности, способности к самоконтролю и социальной нормативности поведения у личности развивается чувствительность к угрозам и умение адекватно реагировать на них.

Таким образом, отношение человека к опасностям не возникает спонтанно, а связано определенным образом с его личностными качествами и характеристиками. Формирование этих качеств в процессе онтогенетического развития будет способствовать становлению оптимального (адекватного сензитив-ного) типа отношения к возможным угрозам.

Литература

1. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде / под ред. Н.А. Лызь. - М., 2009.

2. Маралов, В.Г. Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте / [В.Г. Маралов и др.] // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 12. - Ч. 1. -С. 92 - 96.

3. Маралов, В.Г. Разработка теста-опросника сензи-тивности к угрозам в юношеском возрасте / [В.Г. Маралов и др.] // Перспективы науки. - 2012. - № 8. - С. 32 - 37.

4. Маралов, В.Г. Психологические особенности восприятия событий школьной жизни учащимися старших классов с различными типами отношения к опасностям / [В.Г. Маралов и др.] // Казанская наука. - 2012. - № 11. -С. 331 - 334.

5. Маралов, В. Г. Сравнительная характеристика отношения к опасностям у старших школьников и студентов / [В.Г. Маралов и др.] // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 1. - Т. 1. - С. 122 - 127.

6. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников / В.Н. Мошкин. - Барнаул, 2002.

7. Обеспечение безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.