имеют свою специфику. Среди всех качеств, обеспечивающих успешность выполнения данной профессиональной деятельности, можно выделить такие, как: хорошее здоровье и физическая устойчивость, высокая концентрация и объем внимания, ответственность, внимательность, добросовестность, аккуратность, эмоциональная устойчивость.
Полученные данные свидетельствуют, что учащиеся отмечают те ценности, которые важны и в их дальнейшей профессиональной деятельности - здоровье, исполнительность, аккуратность, образованность, уверенность в себе. Принятие ценностей профессионального сообщества характеризуется тем, что для всех обучающихся наиболее значимыми качествами являются: квалифицированность, образованность, активность и ответственность. Современные юноши и девушки задумываются о материальных ценностях и ценностях индивидуальной самореализации. Малозначимо для них то, что отражает отношение к другим людям, а также моральные нормы (на это хотелось бы обратить внимание и родителей, и педагогов).
Не следует забывать, что ценности носят социальный характер и прививаются обществом. Таким образом, в развитии профидентичности существенную роль играют ценности, способствующие формированию ценностных ориентаций. В дальнейшем ценностные ориентиры оформляются в определенную систему ценностей, и человек начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения.
Актуальность изучения ценностей не утрачивается, потому что мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием формирования
такого важного личностного новообразования как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.
Литература
1. Акутина, С.П. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся / С.П. Акутина // Классный руководитель. - 2007. - № 3. - С. 5 - 24.
2. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / А.В. Батаршев. - М., 2009.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.
4. Гарбузова, Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. ... канд. психол. наук / Г.В. Гарбузова. - Ярославль, 2009.
5. Канаева, Н.А. Ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен / Н.А. Канаева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторанов. - 2010. - № 6. - С. 50 - 51.
6. Коковина, Л.Н. Формирование ценностно-смысловых ориентаций старшеклассника во внеурочной деятельности: автореф. дис. . канд. псих. наук / Л.Н. Кокови-на. - Кострома, 2009.
7. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 1980.
8. Рамазанов, И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников: автореф. дис. . канд. псих. наук / И.Р. Рамазанов. - Самара, 2006.
9. Рыбалко, Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко // Социальная психология личности. - Л., 1974. -С. 20 - 31.
10. Трифонова, Е.А. Ценностные ориентации молодежи в условиях современного общества / Е.А. Трифонова // Актуальные проблемы психологии активности личности / отв. ред. С.Б. Малых. - Краснодар, 2010. - С. 156.
11. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. - М., 2004.
УДК 159.923
В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕНЗИТИВНОСТИ К УГРОЗАМ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации госзадания Министерства образования и науки РФ (заявка № 6.1156.2011)
Статья посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов. Показывается, что с возрастом повышается уровень сензитивности к угрозам и снижается потенциал потребностей в безопасности. Делается вывод о том, что первоначально (у школьников) высокий уровень потребностей в безопасности стимулирует развитие сензитивности. Сформировавшаяся сензитивность к угрозам выступает в качестве одного из средств удовлетворения потребностей в безопасности (у студентов).
Сензитивность к угрозам, потребности в обеспечении будущего, в упрочнении своего положения, в избегании неприятностей, старшие школьники, студенты.
The article deals with empirical study of relationship of sensitivity to threats and need for safety of senior pupil and students. It is shown that the level of sensitivity to threats increases with ages, but the level of need for safety reduces. The conclusion is made that
the high level of need for safety stimulates the development of sensitivity at school age. Sensitivity to threats is considered to be one of the means of satisfaction of needs for safety of students.
Sensitivity to threats, need for ensuring the future, need for strengthening one’s position, need for avoiding troubles, senior pupils, students.
Каждый из нас, наверное, в своем жизненном опыте сталкивался с людьми, которые обладают высокой чувствительностью к опасностям, «нюхом на опасности», особой интуицией, позволяющей избегать неприятностей и выходить невредимым, казалось бы, из безнадежных угрожающих ситуаций. Такая способность в психологии получила название сензитивности к угрозам. Ее возникновение и развитие во многом обусловлено, с одной стороны, индивидными и личностными особенностями человека, с другой - опытом встречи с опасностями, ошибками и достижениями в сфере обеспечения безопасности своей жизнедеятельности и жизнедеятельности других людей. Несомненным является тот факт, что сензитивность к опасностям является социально желаемым качеством личности, которое необходимо формировать у человека, начиная с детства.
Термин «сензитивность» достаточно широко используется в современной психологии. В психофизиологии - это свойство ощущения, характеризующееся снижением порогов чувствительности к различным раздражителям. Сензитивность как свойство темперамента определяется наименьшей силой внешних воздействий, необходимой для возникновения какой-либо психологической реакции. В психологии личности сензитивность описывается как особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям и сопровождается обычно повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. При доминировании данной черты личности может возникнуть и закрепиться соответствующий тип акцентуации характера.
Для людей этого типа акцентуации свойственна чрезмерная чувствительность и впечатлительность, сочетающаяся с высокими моральными требованиями к себе, с «этической скрупулезностью». В возрастной психологии часто говорят о сензитивности того или иного возраста к определенным внешним факторам воздействия, имея в виду, что он (возраст) является наиболее благоприятным для возникновения или развития того или иного психического процесса или личностных особенностей. В социальной психологии под сензитивностью понимается качество личности, характеризующее чувствительность человека к другим людям, нередко связанное с такими характеристиками, как эмпатия, симпатия, терпимость и др.
В психологии безопасности личности термин «сензитивность к опасностям» или «сензитивность к угрозам» (угроза - вероятная опасность), хотя и является достаточно распространенным, однако специальным систематическим исследованиям практически не подвергался. Имеется лишь небольшое число работ, где предпринимается попытка раскрыть содержательные стороны понятия «сензитивность», а
также механизмы ее возникновения и функционирования. В частности, В.В. Соломин с соавторами выделяет чувствительность к опасностям в качестве особой характеристики человека. Под ней понимается способность индивида к обнаружению сигналов опасности, которая зависит от индивидуальнотипических особенностей личности [5].
В содержательном плане наиболее полно суть сензитивности к опасностям описал М. А. Котик [2]. Характеризуя особенности переживаний и поведения человека в опасной ситуации, он опирается на понятие значимости. В своих работах он выделяет два ее вида: значимость-ценность - показатель переживаний, вызванных ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности, и значимость-тревожность - показатель переживаний, порождаемых трудностями, а также опасностями этой деятельности и ее последствиями. Делается предположение, что переживания, вызванные опасной ситуацией, то есть ее значимость-тревожность, определяются, с одной стороны, тяжестью вытекающих из нее последствий и, с другой, - вероятностью (возможностью) реализации этих последствий. В итоге было установлено, что восприятие события как угрожающего определяется его отрицательной валентностью (значимостью для личности) и оценкой вероятности его наступления. Например, человек будет испытывать тревогу по поводу небольшой царапины лишь при 45 % вероятности наступления события, возможность же получения смертельной травмы вызовет тревогу уже при 2 % вероятности.
Таким образом, чтобы жизненное событие воспринималось как угрожающее и обращало на себя внимание человека, оно должно обладать высокой отрицательной валентностью. Индивидуальные же варианты проявления этого закона очень вариативны. Для одного человека получение небольшой царапины даже при невысокой вероятности наступления события воспринимается как угроза жизни. Для другого - возможность серьезной травмы при высокой вероятности наступления события - факт не стоящий того, чтобы на него обращалось особое внимание.
Опираясь на имеющиеся исследования, под сен-зитивностью к опасностям мы понимаем способность человека из множества воздействующих на него внешних (или внутренних) факторов выделять такие, которые являются угрожающими для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия или наносят ущерб его окружению. Идентификация того или иного фактора, как угрожающего, определяется его негативной валентностью и вероятностью наступления. Чем выше негативная значимость фактора и ниже вероятность наступления события, при которой возникает тревога, тем сензитивнее человек.
Наблюдения и опыт показывают, что люди значительно отличаются друг от друга по уровню выраженности сензитивности к опасностям. У одних она развита на высоком уровне, у других - проявляется только при определенных условиях, третьи вообще не замечают признаков опасности, в результате чего попадают в неприятные ситуации. В соответствии с этим возникает вопрос: какие факторы обуславливают тот или иной уровень сензитивности к опасностям? Очевидно, что таких факторов существует множество. Это и индивидные, личностные особенности человека, это и его сформировавшийся опыт встречи с опасностями и сам факт проживания в опасной или безопасной материальной и социальной среде. Однако если следовать логике анализа источников активности личности, в том числе и в сфере обеспечения безопасности, то мы приходим к выводу о необходимости исследования соответствующих потребностей, то есть потребностей в безопасности. Именно они выступают источником активности личности, в том числе и в сфере обеспечения своей безопасности и безопасности ближайшего окружения, а следовательно, могут стимулировать развитие сензи-тивности к угрозам. С другой стороны, не лишена здравого смысла и мысль о том, что высокая сензи-тивность к опасностям дает возможность личности вовремя обнаружить сигналы угроз и принять соответствующие меры, снижая тем самым напряженность потребностей в безопасности. Другими словами, возникает проблема выявления взаимосвязи и взаимозависимости сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности, что и стало предметом нашего исследования.
Прежде чем обратиться к его замыслу и практическому воплощению, коротко охарактеризуем понятие «потребность в безопасности». Потребность в безопасности относится к категории базовых потребностей человека. В современной науке данная потребность и ее проявления изучены достаточно хорошо. Одной из первых эту потребность выделила К. Хорни [6]. По ее мнению, человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Нередко они вступают в противоречие, что и порождает внутренний конфликт. Человек пытается подавить этот конфликт, вырабатывая определенные способы поведения. Разные люди делают это специфическим образом, в итоге формируются своеобразные невротические типы личности. В иерархии потребностей А. Маслоу [3] потребность в безопасности и защите составляет второй уровень, надстраиваясь непосредственно над физиологическими потребностями, выступая, в свою очередь, основой для возникновения потребностей более высокого порядка: в признании, любви, самоактуализации. В современных типологиях потребностей потребность в безопасности относят к группе биогенных потребностей, наряду с потребностью в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности (С.Б. Каверин [1]).
Таким образом, потребность в безопасности у человека - это социализированная биогенная потребность, причем у каждого конкретного индивида ее
проявления очень вариативны и тесно взаимосвязаны с другими потребностями, личностными качествами, характером, стилем жизни и способами построения своего жизненного пути. Она претерпевает самые различные метаморфозы, но именно наличие данной потребности однозначно обусловливает всю деятельность человека по обеспечению своей личной, общественной, экономической, производственной и многих других видов безопасности.
Итак, цель настоящего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности. Учитывая значимость юношеского возраста в становлении зрелой личности, формирования ее способностей к встрече с жизненными трудностями и опасностями, объектом исследования мы избрали старшеклассников и студентов вуза. Всего было обследовано 155 человек: 70 старшеклассников ряда школ г. Череповца и 85 студентов Череповецкого государственного университета.
Нами было сделано предположение о том, что сензитивность к опасностям, с одной стороны, определяется уровнем напряженности потребностей в безопасности, а с другой стороны, формирующаяся способность к обнаружению угроз приводит к удовлетворению потребностей и снижению их напряженности.
С целью диагностики сензитивности к опасностям нами был разработан специальный опросник. Каждое задание включало в себя формулировку некоторого утверждения и четыре варианта ответов. Испытуемому нужно было выбрать только один вариант, который в наибольшей степени соответствовал его мнению. При последующей обработке варианту, который характеризует сензитивную реакцию, приписывался балл «2», частично сензитивную -балл «1», и несензитивную - «0». Задания были ориентированы на выявление способности к обнаружению возможных угроз, а также способности к контролю ситуации. Одни из них были направлены на диагностику уровня сензитивности к угрозам жизни и здоровью, другие - к угрозам психологическому благополучию. Например: «Общаясь с незнакомым человеком, мне трудно определить, представляет ли он для меня угрозу или нет». Варианты ответов:
1. Да, чужой человек для меня загадка. 2. Чаще всего я точно знаю, представляет ли он для меня угрозу или нет. 3. Иногда я ошибаюсь, иногда нет. 4. Не задумывался.
В данном случае, за выбор варианта 2 ставится два балла, вариант 3 оценивается в один балл, за варианты ответов 1 и 4 ставится 0 баллов. Первоначальный вариант опросника включал в себя 22 вопроса.
Оценка валидности опросника осуществлялась с помощью метода экспертных оценок. И школьникам, и студентам давалось следующее задание: «Назовите фамилии учеников из вашего класса (студенческой группы), которые способны чувствовать опасность, обладают «нюхом» на опасные ситуации. Это не значит, что они их обязательно избегают, но для них справедлива фраза: «Предупрежден - значит вооружен». А теперь назовите фамилии тех, кто, по ваше-
му мнению, такой способностью не обладает или обладает в гораздо меньшей степени». В итоге выделялись группы испытуемых, которые получили наибольшее число голосов отдельно по первой и второй позициям. После чего сравнивались ответы на каждый вопрос опросника в той и другой группах. Если различия не обнаруживались, то данный вопрос исключался из списка. В конечном результате из 22 вопросов осталось 12, которые достоверно выявляют уровень сензитивности к угрозам.
Для проверки надежности каждого пункта методики мы использовали метод ретеста. Для этого испытуемые нашей выборки были повторно опрошены с интервалом в один месяц. В результате было установлено, что применяемая процедура исследования обладает удовлетворительной надежностью (г = 0,51, при р < 0,01).
Потребность в безопасности выявлялась с помощью методики парных сравнений В.В. Скворцова [4]. Суть методики состоит в том, чтобы испытуемый попарно сравнивал 15 утверждений, отдавая предпочтение из пары какому-либо одному утверждению. Опросник позволяет выявить выраженность материальных, социальных потребностей, а также потребностей в признании и в безопасности. Каждый блок составляют три потребности. Блок потребностей в безопасности включает в себя следующие из них: обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей. По каждой группе высчитывается суммарный балл, затем потребности ранжируются по количеству баллов.
Обратимся непосредственно к результатам исследования. Сравнительная характеристика сензитивно-сти к угрозам и потребностей в безопасности приведены в табл. 1, 2. Проинтерпретируем кратко полученные результаты. Как видно из табл. 1, наблюдается тенденция к повышению сензитивности к угрозам у студентов, по сравнению со старшеклассниками. И
хотя такую тенденцию даже без специальной математической оценки нельзя признать статистически значимой, однако она вполне объяснима даже с точки зрения здравого смысла. Студенты от школьников отличаются как возрастом, так и опытом жизни, поэтому вполне понятен тот факт, что они с течением времени приобретают более высокую чувствительность к угрозам своему здоровью, психологическому и социальному благополучию. Выявленная закономерность дает возможность сделать важный в педагогическом плане вывод. Сензитивность к опасностям не только и не столько обусловлена какими-то индивидными и характерологическими свойствами, сколько определяется реальным опытом взаимодействия с окружающим миром, встреч с трудностями и опасностями. Следовательно, на развитие данной способности можно воздействовать целенаправленно, то есть формировать ее с использованием специфических психолого-педагогических средств.
Что касается особенностей проявления потребностей в безопасности, то здесь наблюдается обратная тенденция (см. табл. 2), то есть некоторое снижение напряженности потребностей в безопасности. В целом общим моментом является тот факт, что и у школьников и у студентов доминирующее положение занимает потребность «обеспечить будущее», которая слабо выражена всего у 8 % старшеклассников и у 2 % студентов. При этом у студентов наблюдается ее возрастание. Данный факт вполне объясним и не столько возрастными особенностями, сколько теми сложностями, с которыми сталкиваются молодые люди при планировании своего будущего в современной России. Потребность «упрочить свое положение» не претерпевает существенных изменений. Она ярко выражена примерно у четверти школьников и студентов. Особую динамику претерпевает потребность «избегать неприятностей».
Таблица 1
Сравнительная характеристика сензитивности к опасностям у школьников и студентов (%)
Уровень сензитивности к угрозам Школьники Студенты
Высокий уровень сензитивности З4 4S
Средний уровень сензитивности 30 35
Низкий уровень сензитивности Зб 2Q
Итого: 1QQ 1QQ
Таблица 2
Сравнительная характеристика потребностей в безопасности у школьников и студентов (%)
Потребности Обеспечить будущее Упрочить свое положение Избегать неприятностей Суммарный индекс потребностей
Школь- ники Сту- денты Школь- ники Сту- денты Школь- ники Сту- денты Школь- ники Сту- денты
Ярко выражены 4б S9 27 2б 2S 1S З7 ЗЗ
Умеренно выражены 4б З9 4S 47 4Q 1S З7 29
Слабо выражены S 2 2S 27 З2 б4 2б Зб
Итого: 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ
У студентов ее потенциал значительно снижается. Если у старших школьников 28 % она ярко выражена и у 40 % выражена умеренно, то у студентов в 64 % она практически отсутствует, то есть многие из них уже научились избегать неприятностей. Возможно, и за счет развития сензитивности к угрозам.
Далее была предпринята попытка сопоставить уровень выраженности сензитивности к угрозам с потребностями в безопасности. Проведенный нами предварительный анализ показал, что здесь не существует линейной зависимости. Было бы неправомерно выстроить гипотезу о прямой взаимосвязи какой-либо потребности с сензитивностью. Кроме того, потребность «обеспечить будущее» является достаточно абстрактной потребностью, которая не связана с конкретной жизнью индивида в данный момент. Высокий уровень ее напряженности свидетельствует
о той общей непростой ситуации, с которой сталкиваются молодые люди в наше время, поэтому она долгое время вплоть до полного социально и профессионального самоопределения остается высокой и не влияет напрямую на сензитивность к опасностям в отличие от потребностей «упрочить свое положение» и «избегать неприятностей». Они тесно связаны с той реальностью, которой живет молодой человек сегодня. Поэтому мы предположили, что их различное сочетание и будет оказывать существенное влияние на формирование способности к обнаружению сигналов угроз благополучию школьников и студентов.
В результате анализа данных нами были выделены четыре типа, различающиеся по уровню выраженности названных потребностей. Это испытуемые с относительно высоким уровнем потребностей упрочить свое положение и одновременно избегать неприятностей, испытуемые, у которых либо та, либо другая потребность доминируют, и испытуемые, у которых обе потребности не актуализированы. Количественная их представленность отражена в табл.
3. Знаком (+) обозначен относительно высокий уровень потребности, знаком (-) - относительно низкий уровень потребности.
Таблица 3
Типы старшеклассников и студентов по соотношению
потребностей «упрочить свое положение» и «избегать неприятностей» (%)
шению потребностей «упросить свое положение» и «избегать неприятностей» с сензитивностью к угрозам. В качестве показателя сензитивности возьмем только тех испытуемых, у которых она ярко выражена. Результаты отражены на рис. 1.
№ п/п «Упрочить свое положение» «Избегать неприятно- стей» Школьники Студенты
1 + + 16 11
2 + - 33 40
3 - + 28 19
4 - - 23 31
Итого: 100 100
Статистических различий здесь не выявлено. Процентная представленность каждого типа не претерпевает существенных изменений с возрастом. У студентов лишь наблюдается тенденция к снижению
1 и 3 типов и к повышению 2 и 4 типов.
Сопоставим теперь типы испытуемых по соотно-
Рис. 1. Сензитивность к угрозам у испытуемых с
различным соотношением потребностей «упрочить свое положение» и «избегать неприятностей»
Как видно из рис. 1, у школьников наблюдается значимое снижение сензитивности от 1 к 4 типу. То есть наибольшую сензитивность проявляют учащиеся, у которых и потребность «упрочить положение» и «избегание неприятностей» находятся на высоком уровне (55 %), а наименьшую те, у кого данные потребности слабо выражены (15 %). Совсем иная картина наблюдается у студентов. Здесь наибольшую сензитивность проявляют те испытуемые, у которых выражена потребность «упрочить положение» и не актуализирована потребность «избегать неприятностей» (59 %). Близки к этому испытуемые 1 и 4 типов. Наименьшую сензитивность проявляют студенты противоположного второму типа, то есть испытуемые, у которых не актуализирована потребность «упрочить положение», зато ярко выражена потребность в избегании неприятностей.
Попытаемся проанализировать полученные результаты. У старших школьников объяснение вполне укладывается в некоторую понятную схему. Выраженность названных потребностей стимулирует развитие сензитивности к угрозам. Слабая же выраженность указанных потребностей в упрочнении положения и стремления избегать неприятностей тормозит развитие способности к обнаружению признаков опасности. Сложнее объяснить данные, полученные на студенческом контингенте. Самый высокий уровень сензитивности демонстрируют студенты с выраженной потребностью в упрочнении своего положения, причем пика названный показатель достигает у студентов младших курсов (89 %) при условии удовлетворенности потребности в избегании неприятностей. У старшекурсников этот показатель снижается до 40 %, зато возрастает количество сен-зитивных к опасностям студентов, у которых названные две потребности удовлетворены. В то же время на всех курсах высокая потребность в избегании неприятностей при отсутствии стремления к самоутверждению тормозит развитие сензитивности. На втором и третьем курсе вообще не обнаружено студентов с высокой сензитивностью к угрозам, на 4
- 5 таких оказалось 27 %.
На основе полученных данных можно выдвинуть гипотезу о неоднозначной связи потребностей в безопасности с сензитивностью к угрозам. В старшем школьном возрасте неудовлетворенность потребностей в упрочнении положения (фактически потребности в самоутверждении) и избегания неприятностей стимулирует чувствительность личности к угрозам. В студенческом возрасте у некоторых студентов (особенно младших курсов) сохраняются тенденции, характерные для старших школьников. У других - сформировавшаяся способность к обнаружению признаков опасности способствует ускорению процесса удовлетворения потребностей, о чем свидетельствует повышение процента испытуемых с высокой сензитивностью в группе студентов, где названные две потребности удовлетворены. Опосредующим факторам прямой или обратной связи сен-зитивности и потребностей в безопасности будет выступать, на наш взгляд, выбор адекватных или неадекватных способов реагирования в ситуациях опасности. Проверке этой гипотезы будут посвящены наши дальнейшие исследования.
Итак, сделаем некоторые выводы.
1. Сензитивность к опасностям - это способность человека из множества воздействующих на него внешних (или внутренних) факторов, выделять такие, которые являются угрожающими для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия или наносят ущерб его окружению.
2. Выявлена тенденция к повышению уровня сен-зитивности к опасностям в юношеском возрасте. Студенты более сензитивны к угрозам жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию, чем учащиеся старших классов.
3. Важнейшим фактором, детерминирующим развитие сензитивности к угрозам, является уровень выраженности потребностей в безопасности. Установлено, что для современной молодежи наиболее неудовлетворенной является потребность в обеспечении безопасности своего будущего, причем напряженность этой потребности возрастает от старшего школьного возраста к периоду получения высшего образования. В то же время общая напряженность потребностей в безопасности несколько ослабевает с возрастом. В основном это обусловлено
снижением уровня выраженности потребности в избегании неприятностей.
4. На основе эмпирического исследования обнаружена взаимосвязь потребностей в безопасности и уровня сензитивности к угрозам, которая имеет свою специфику у старших школьников и студентов. У учащихся старших классов неудовлетворенность потребностей в «упрочить свое положение» и «избегать неприятностей» стимулирует повышение сензитив-ности к угрозам, тогда как их слабая выраженность блокирует ее актуализацию. У студентов (особенно младших курсов) сензитивность к угрозам детерминирована стремлением к самоутверждению (удовлетворение потребности «упрочить свое положение») при значительном снижении потенциала потребности в избегании неприятностей. Те же, у кого потребность в самоутверждении не выражена, однако актуализирована потребность в избегании неприятностей, не способны к адекватному отражению существующей реальности, то есть сензитивность к угрозам не развита.
5. Постепенно, как можно предположить, сензи-тивность к угрозам, наряду с формированием умения выбирать адекватные способы реагирования на опасные ситуации, будет способствовать снижению напряженности потребностей в безопасности. В то же время, это предположение нуждается в дальнейшем экспериментальной проверке.
Литература
1. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. -1987. - № 5. - С. 88 - 97.
2. Котик, М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям / М.А. Котик // Вопросы психологии. -1994. - № 1. - С. 97 - 104.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -СПб., 1999.
4. Скворцов, В.В. Способы разрешения конфликтов. Методическая разработка / В.В. Скворцов. - М., 1986.
5. Соломин, В.П. Психологическая безопасность / В.П. Соломин, О.В. Шатровой, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова.
- М., 2008.
6. Хорни, К. Невритическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М., 1993.