PEDAGOGICAL SCIENCES
PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CLASS ON CHILDREN'S LITERATURE
Gaysina K.,
Student, 3rd year, Faculty of Philology and Intercultural Communications
Abdullina A.
Scientific adviser, Doctor of Philology
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Гайсина К.А.
Студентка, 3 курс, факультет филологии и межкультурных коммуникаций
Абдуллина А.Ш.
Научный руководитель, доктор филологических наук
Abstract
This article analyzes the place and role of the moral formation of the future teacher in the process of pedagogical preparation, reveals the educational potential of practical training in the preparation of future teachers. The conclusion is drawn that the foundation is laid not only for the literary taste, but also for the spiritual culture of man, for the intellectual moral attitudes of the individual. The necessity of the purposeful formation of moral and ethical thinking among future teachers in the study of children's literature is proclaimed.
Аннотация
В данной статье анализируется место и роль нравственного становления будущего учителя в процессе педагогической подготовки, выявляется воспитательный потенциал практических занятий в подготовке будущих учителей. Делается вывод о том, что закладывается фундамент не только литературного вкуса, но и духовной культуры человека, интеллектуальные нравственные установки личности. Провозглашается необходимость целенаправленного формирования у будущих педагогов морально-этического мышления при изучении детской литературы.
Keywords: competence approach, competence, moral education, personal development
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, нравственное воспитание, личностное развитие.
В реализации компетентностного подхода при изучении курса «Детская литература» определенное значение приобретает проектная деятельность с социально значимыми результатами: создание с использованием современных информационных технологий детских книг нового образца и их апробация в детской аудитории. Такая деятельность способствует созданию образовательной среды, «которая позволяет освоить способы решения задач, специфичные для предмета, а также осознать возможность их применения при решении других задач в других предметных областях или ситуациях» [3, с. 78].
Говоря о компетентностном подходе в образовании, Б.Д. Эльконин пишет: «Мы отказались не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай») [6, с.37]. Коммуникативная компетенция, определяющая уровень владения языком как искусством слова, становится ведущей. При таком понимании литературное произведение воспринимается как эстетическое преображение реальности, как культурно-знаковое явление. Компетентностный подход на практических занятиях по детской литературе, в первую очередь, предполагает практико-ориентированную и исследовательскую деятельность студентов-филологов.
Такой подход в образовании личностно ориентирован и предполагает не усвоение отдельных
друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Это позволяет говорить о ее личностной основе. «Компетентность невозможно навязать, невозможно сформировать извне в обход целей, намерений, интересов самого человека» [5, с. 117], утверждают авторы монографии «Компетентност-ный подход в образовательном процессе». В результате образование превращается в процесс непрерывного развития знаний и навыков, человеческой личности, ее способности выносить суждения и совершать различные действия.
В детские годы закладывается основа не только литературного вкуса, но и духовность человека, нравственные установки личности. Педагогам необходимо не только свободно ориентироваться в художественных произведениях детского чтения, но уметь выносить самостоятельные суждения о новых книгах для детей. За время обучения студенты-филологи должны получить не только необходимый уровень знаний, но и навыки анализа художественного произведения. «Хрупкий мир ребенка рассматривали на страницах своих произведений такие классики русской литературы, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко и многие другие. Они изображали внутренний мир ребенка через его поведение, поступки, мысли» [2, с.10]. Поэтому совместно с лекционным курсом проводятся практические занятия, дополняющие или освещающие аспекты, которые
требуют детального анализа. Практические занятия активизируют самостоятельную работу студентов, предлагая для изучения творчество несколько авторов, включая в круг изучения и анализа больше материала. Практическое занятие становится стимулирующим фактором самостоятельной работы студентов, преподаватель оказывает консультационную помощь.
Первые литературные произведения, с которыми знакомятся на практических занятиях студенты-филологи, - это произведения устного народного творчества. Важно подчеркнуть в процессе изучения малых жанров фольклора, что они, будучи занимательными, игровыми, веселыми, смешными, нацелены на вечные духовные ценности: доброжелательность, любовь к окружающим, толерантность, доброту, трудолюбие.
По праву малые жанры называются жемчужинами фольклора. В них зафиксирован многовековой опыт народа. Большой знаток устного народного творчества В. Даль подчеркивает то, что в народе ценится пословица, «от пословицы не уйдешь», ее обжаловать нельзя, приговор ее неотразим. Он уделял большое внимание художественным особенностям малого жанра, складному и мерному их построению. Осмысление рифмы и ритм, образности, меткости и точности языка, прямого и переносного смысла, заложенного в них, является главной целью этого занятия.
Филологи обращают внимание, прежде всего, на образность слова в малом жанре фольклора, замечают то, как, благодаря ритму и рифме, они становятся звучными, складными и легкими.
Для исследования особенностей жанра народной волшебной сказки следует предложить близкие по сюжету и идеи творения народов разных национальностей или выбрать разные сказки, показать их тематическое и сюжетное разнообразие. Анализируя сюжет и композицию, необходимо выделить цепь событий, из которых складывается сюжет (зачин, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка), обращая внимание на связь элементов между собой и со всем действием. При таком анализе важны следующие моменты: основной конфликт сказки, как в движении сюжета, развитии сюжетных линий, соотнесенности характера и судеб, описании интерьера, пейзажа, портрета, различных ситуаций выражается позиция народа. Анализируя образы - персонажи, обратить внимание на следующие этапы: выявление характера героя и отношение к нему создателя сказки, приемы создания характера, роль языковых средств в создании персонажа, проявление характера в цепи сюжетных событий, Важно, чтобы студенты-филологи в процессе анализа образной системы сказки осознали связь этих персонажей с сюжетом и их необходимость, которая обусловлена композицией волшебной сказки.
Основная цель практического занятия «Литературная сказка» - выявить мастерство и новаторство писателей XIX века на основе анализа жанровой и сюжетно-композиционной структуры литературных сказок. Анализ художественной
особенности сказки наиболее интересная форма работы для студентов. При исследовании литературных сказок расширяется представление филологов о специфике сказки, о сказочной образности. Следует опираться на литературоведческие приемы изучения текста, что способствует выяснению авторской мысли.
Изучение произведения в аспекте жанра основано на понимании специфики литературного произведения, единстве его содержания и формы. Жанр в себе объединяет все компоненты художественного произведения - сюжетные линии, композицию, образную систему, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание. Исследование произведения в жанровом аспекте позволяет точно определить место литературной сказки в истории развития детской литературы. Также важно подчеркнуть, что литературная сказка отличается особым художественным миром, где, наряду с героями народных сказок, действуют герои, придуманные автором, постоянным текстом, созданным автором. Авторская позиция глубоко и многогранно проявляется при изучении композиции литературной сказки. Выявление сюжета и сравнение образа героев, сопоставление частей и различных элементов сказки, - таковы основные приемы изучения композиции.
На практическом занятии «Чуковский в детской литературе» необходимо подробно ознакомиться с его книгой «От двух до пяти». Очень ценными являются главы I, II, IV, VI. Особый интерес представляет глава под названием «Лепые нелепицы». Перевертыш стал одним из любимых поэтами и распространенных художественных приемов в литературе. Поэзия перевертыша, звучащая в жизни ребенка от двух до пяти, воспитывает в нем юмористическое отношение к действительности, шлифует его ум. Постижение эстетической функции языка - «это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное» [4, с. 6].
Более ста лет назад началась литературная деятельность С.Я. Маршака. Много образов и тем вошло за эти годы в его поэзию, но то, что с самого начала полюбили маленькие читатели первых книг Маршака, всегда живет в его ясной, реалистической поэзии, - горячая любовь к жизни, к людям, к творческому созидательному труду. Поэт оставил потомкам разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сатирические и лирические эпиграммы, сказки для чтения, критическая и мемуарная литература. Работа С.Я. Маршака в разных жанрах - органическое и сложное и целое, порождение творческой личности поэта и времени. На основе внимательного анализа предложенных произведений появляется возможность охарактеризовать идейно-художественные особенности зрелого творчества Маршака.
На занятии по творчеству С. Михалкова, приступая к выполнению заданий, интересно проследить эволюцию творчества писателя. Важно показать, как менялся герой в творчестве поэта, проанализировать своеобразие, идейно-художественные особенности творчества писателя. С. Михалков обладает неповторимой творческой индивидуальностью. Она выражается и в неуемной человеческой широте и демократичности, широчайшем охвате и отражении мира детства, пропущенных сквозь мироощущения художественного таланта, «у писателя свой эстетический масштаб и свое видение проблемы» [1, с.240]. Его пьесы, стихотворения, басни, демонстрируя завидные возможности современного человеческого ума, выдумки, воображения, пронизаны фольклорными интонациями народной речи. Ввести детей в мир философских чувств и размышлений, не разрушая при этом неповторимой атмосферы детского мира, - такова, по мнению С. Михалкова, сверхзадача детской литературы.
На занятии по творчеству Агнии Барто студенты, в первую очередь, обращают внимание на легкий стиль, на бытовой, простой язык, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. Стихи легко читать и запоминать детям. Писательница как будто ведет обычный разговор с маленькими читателями, беседа на равных. Стихи ее всегда на злободневную тему, она как будто рассказывает реальную историю из жизни обычной девочки Тамары или мальчика Леши. В действительности, каждое ее стихотворение - результат упорной, тщательной работы над смыслом и словом. Поэтому на практическом занятии задача студентов-филологов - проанализировать удивительный ритмический рисунок ее стихотворений, их художественное совершенство.
Современная литература, в том числе и детская, развивается в новом, интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и разрушаются догмы, возвращаются забытые имена и восстанавливаются извечные понятия нравственности и добра. Все чаще говорят о духовности, о значении детской литературы в жизни и воспитании подрастающего поколения.
На обзорной лекции по современной детской литературе, где подробно излагается материал о тенденциях современной детской литературы, студенты должны осознать проблемы и особенности развития литературы для детей. С наибольшей силой эти стремления раскрылись в творчестве таких писателей, как Э. Успенский Ю. Коваль, Г. Остер, С. Прокофьева, Р. Сеф, И. Токмакова, Н. Городецкая, О. Колпакова. Поэтому изучение особенностей их творчества вынесены и на практические занятия.
В современном школьном образовании и воспитании особая роль принадлежит зарубежной литературе. Желательно подробно остановиться и проанализировать со студентами структуру художественного образа, различные приемы и способы изображения действительности, творческие методы. Через общение с произведениями зарубежных авторов у студентов-филологов складывается представление о мировом литературном процессе, в контексте которого надо воспринимать и нашу отечественную литературу. Научить студентов пониманию взаимосвязи разных культур - одна из актуальных задач практического занятия.
Таким образом, в процессе работы над произведениями по курсу «Детская литература» студенты не только узнают много интересного и полезного, знакомятся с культурным наследием человечества, формируют читательский вкус, но, прокомментировав то или иное явление литературоведческой науки, создают собственный текст, ориентированный на цели и задачи коммуникации. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что компетенции ориентированы не на получение готового знания, а на способность студента самостоятельно применять в своей будущей профессии в определённом контексте различные элементы знаний и умений. Личностное развитие студентов при изучении литературы начинается с актуализации в педагогическом процессе представлений о ее ценности, использования образных структур, внутренней проекции мира, сложившейся в результате предшествующего опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллина А.Ш. Художественное мышление М. Карима // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 240.
2. Абдуллина А.Ш., Латыпова Е.Э. Мир детства в малой прозе Л.Улицкой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №8-2(62). - С.10-12.
3. Батухтин И.Ю., Лысова О.В. Использование проблемных заданий на уроках русского языка как способ формирования метапредметных результатов обучения// Альманах мировой науки. - 2017.
- № 5 (20). - С. 78 -79.
4. Лысова О.В., Мешкова А.Д. Работа над звуковой организацией речи как основа эстетического развития учащихся // Русский язык в школе.
- 2015. - №1. - С. 3 - 6.
5. Федоров А.Э, Метелев С.Е. Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. - Омск: ООО «Омскбланкиз-дат», 2012. - 210 с.
6. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. - Красноярск, 2002. - 543 с.