Научная статья на тему 'Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте'

Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FORMATION / PERSONAL FORMATION / ADOLESCENCE / THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна

В статье обсуждаются моменты, позволяющие рассматривать юношеский возраст как серию испытаний, когда проверке подвергаются как раз те компетенции, которые составляют основу для личностного самоопределения и социально-психологического полагания человеком себя в течение дальнейшей жизни. В юношеском возрасте общественные процессы ставят человека перед необходимостью решения ряда жизненных задач. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе и социально-психологической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the moments that allow to consider adolescence as a series of tests that check subjected to precisely the competencies that are the basis for personal self-determination and social and psychological man positing itself for a future life. At the youthful age of social processes put a man to have to address a number of vital tasks. In addressing these challenges, and is the establishment of all kinds of maturity, including social and psychological

Текст научной работы на тему «Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте»

Выводы.

Полученные и проанализированные данные психодиагностики позволяют выделить два основных направления воздействия. В основу каждого из них положены дифференцированные по группам респондентов типы принятия управленческих решений и предпочитаемых форм власти в организации. В первую группу включены заведующие отделениями, ориентированные преимущественно на «реализаторский» тип, «либеральные» отношения в группе (сниженные показатели по шкале «Властность»), экспертную власть, обладающие преимущественно «символическим» типом профессионального мышления. Концепция работы с данной группой имеет в основе развитие навыков решения проблем, творческого подхода, умений влиять на окружающих, наладить групповую работу, понимание особенностей управленческого труда.

Во вторую группу включены руководители, ориентированные на стиль ситуационных управленческих действий, харизматический тип власти, имеющие преимущественно гуманитарный склад ума («знаковое» мышление) и творческие способности. Слабым звеном в их управленческой подготовленности являются поведенческие особенности названных качеств, а именно: экспрессивность, авторитарность, недостаточные способность управлять собой и понимание особенностей управленческого труда; преобладание образного, чувственного компонента в мышлении, что может осложнять четкость в постановке задач перед коллективом и отдельными его членами. Повышенная креативность может вызывать чувство фрустрации от ежедневной, неизбежной в медицинском труде рутинной работы (составление и ведение медицинской документации, статистической отчетности и проч.), поэтому одним из направлений развития лидерского ресурса является формирование осознанного понимания особенностей управленческого труда, навыков решения проблем, умений наладить групповую работу, распределять и делегировать ответственность между подчиненными.

Названные направления в настоящее время закладываются в программу специального курса «Основы психологии организационного лидерства» в системе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) для «линейных» руководителей многопрофильного лечебного учреждения.

Список литературы.

1. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. -390 с.

2. Казарин Б.В., Ясько Б.А. Личностная готовность врача-клинициста к менеджерской деятельности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования, 2011, № 5. С. 107-110.

3. Карпов А.В., Е.В. Маркова. Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие. / Институт «Открытое общество». Ярославль, 2003. -108 с.

4. Левкович Л.Ю. Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации. / Современная психология: Состояние и перспективы исследований: Часть 2: - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», М., 2002. С. 300-310.

5. Носкова О.Г., Ясько Б.А. О кризисах профессионально-личностного развития врача. // Вестник Московского университета. Сер. 14 "Психология". -2004. - № 2. - с. 21-30.

6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»

8. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 320 с.

9. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304 с.

10. Ясько Б.А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура. Краснодар, 2013. - 308 с.

11. Ясько Б.А. Профессиональное мышление врача: психологический анализ // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информац. журнал. 2008, №4. С.82-91.

12. Ясько Б.А., Казарин Б.В., Камушкина Л.В. Врач-руководитель как субъект власти и менеджмента // Современные проблемы науки и образования, №2, 2010. С. 72-75.

13. Yasko B.A., Kasarin B.V., Rimmavi M.H. Basics of administrative competence of a doctor-head as a subject in a post graduate education system // International journal of experimental education. 2011. № 1.

14. Yasko B.A., Kasarin B.V., Rimmavi M.H. Analysis of managerial competencies in the system of postgraduate education of health care managers // International journal of experimental education. 2011. № 2.

ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Погорова Райшат Исмаиловна

ст.преподаватель кафедры психологии, г. Магас

Аннотация: в статье обсуждаются моменты, позволяющие рассматривать юношеский возраст как серию испытаний, когда проверке подвергаются как раз те компетенции, которые составляют основу для личностного самоопределения и социально-психологического полагания человеком себя в течение дальнейшей жизни. В юношеском возрасте общественные процессы ставят человека перед необходимостью решения ряда

жизненных задач. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе и социально-психологической.

Annotation: the article discusses the moments that allow to consider adolescence as a series of tests that check subjected to precisely the competencies that are the basis for personal self-determination and social and psychological man positing itself for a future life. At the youthful age of social processes put a man to have to address a number of vital tasks. In addressing these challenges, and is the establishment of all kinds ofmaturity, including social and psychological.

Ключевые слова: социально-психологическое становление, личностное становление, юношеский возраст, сущностные характеристики.

Keywords: social and psychological formation, personal formation, adolescence, the essential characteristics of.

Юношеский возраст можно воспринимать как период окончательного перехода от детства к взрослости. Если в качестве границ этого возраста принять диапазон от 16 до 23 лет, то очевидно, что период студенчества для большинства людей приходится именно на этот возраст. Конечно, существуют и исключения, однако в большинстве своём студенты разделяют социально-психологические особенности, присущие юношескому возрасту.

В юношеском возрасте необходимо определиться с выбором профессии, социального статуса, жизненного пути. В.В. Орлова [4, с. 76] отмечает, что в юности выбор профессии может определить смысл жизни и жизненную перспективу. Этот возраст принято считать началом сознательного планирования своей жизни. Социальная ситуация в юношеском возрасте характеризуется наличием мотивационного давления со стороны общества, стимулирующим и отчасти направляющим описанный выше выбор. Особенность новой социальной ситуации развития в юношеском возрасте состоит в том, что юноши и девушки сталкиваются с испытанием своей идентичности [1, с. 105], основу которого составляет конфронтация с социальными институтами (государство, общество, организации). Возникновение конфронтации обусловлено тем, что в отличие от подростков юноши и девушки поставлены перед необходимостью самостоятельно нести ответственность за свои действия и за соблюдение требований в ситуации взаимоотношений с какой-либо организацией, будь то вуз, армия или место работы.

Таким образом, в юношеском возрасте особенно актуальна задача личностного самоопределения, социально-психологического созревания, занятия жизненной позиции(в разной степени активной). В этом возрасте человек отвечает на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «С кем я?». Ответы на них юноши и девушки дают не столько вербально, сколько на языке социальной активности - своего социального поведения, обеспеченного личностным выбором жизненной позиции в социальном пространстве. Д.Н. Корзинкова отмечает, что именно юность, студенческий возраст представляют собой оптимальный период для развития социальной и личностной зрелости [3]. Поэтому в расширенном понимании в качестве новообразования выступает готовность или способность к личностному самоопределению и социально-психологическому полаганию себя, предусматривающих актуализацию таких психологических механизмов и образований, которые обеспечивают дальнейшую активную, творческую и созидательную жизнь.

Юношеский возраст Е.Л. Доценко предлагает рассматривать как серию испытаний, в которых проверке подвергаются именно те компетенции, которые составляют основу для описанной выше способности к личностному самоопределению и социально-психологическому полаганию себя в течение всей дальнейшей жизни [1. С. 67]. Исходя из опыта консультирования, автор в качестве основных испытаний юности выделяет «жизненные тесты»: на профессиональное самоопределение, на ответственность, на самостоятельность, на социальную и сексуальную компетентности. Испытание на профессиональное самоопределение состоит в том, что юноши и девушки встают перед необходимостью выбрать место профессионального обучения, а затем - и будущую профессию. Окружающие регулярно оценивают «испытуемого» на предмет способности выполнять обязательства, иметь дело с последствиями своих поступков, грамотно распоряжаться достигнутой социальной самостоятельностью. Проверке подвергается способность ориентироваться в социальных ситуациях, самостоятельно решать социальные задачи, успешно заводить и поддерживать знакомства с противоположным полом. В ходе испытаний оттачивается способность индивидуума эффективно взаимодействовать с обществом, не утрачивая при этом своей идентичности. «Эффективно» означает производить социально значимые эффекты в результате своей деятельности. В этой результативности и общественной значимости содержится суть социально-психологической зрелости человека.

Согласно Е.Л. Доценко, учащиеся с высоким уровнем психосоциальной зрелости предъявляют высокие требования к будущему образовательному учреждению (так, например, они ожидают, что учебное заведение предоставит им большие возможности для интеллектуального развития, личностного роста) [1, с. 89]. Кроме того, они зачастую ждут, что в новом окружении смогут встретить тех, с кем будут выстраивать долгосрочные социальные отношения. Учитывая, что студенты имеют высокие ожидания, складывается и высокая вероятность разочарований, хотя студенты с высоким уровнем зрелости будут склоны взять как можно больше от обучения, использовать максимум возможностей, чем студенты с низким уровнем зрелости.

Адекватной реакцией на повышающиеся требования со стороны социальных институтов является встречное движение со стороны самого взрослеющего человека, выражающееся в способности нести полную ответственность за собственную активность и осознавать границы своей ответственности. Моральное сознание как новообразование юношеского возраста вы-

ражается в ориентации моральных суждений в направлении сохранения общественного порядка, заинтересованности в развитие общества, достижении способности согласовывать свои интересы с задачами общества. Наличие упомянутых новообразований, а также способность соблюдать баланс между подчинением интересам общества и активным преобразованием условий своей жизни, по мнению Е.Л. Доценко, позволяет говорить о завершении процесса сознательного самоопределения.

Важно отметить, что начало и окончание процесса сознательного самоопределения и укрепления идентичности может не совпадать с отмеченными границами юношеского возраста. В одном случае человек может определиться с профессией, положением в обществе и жизненными перспективами гораздо раньше, чем достигнет 23 лет. В другом - процесс принятия значимых решений, создающих основу для готовности к дальнейшему самоопределению и социально-психологическому созреванию личности, может растянуться на те годы, которые принято относить уже к периоду взрослости.

Откладывание решения задачи на самоопределение создаёт преграды для окончания процесса становления личности и её социально-психологического созревания. Нередко можно встретить среди юношей, взрослых или пожилых людей тех, кто по уровню личностного развития и социально-психологической зрелости так и остался подростком или ребёнком. Отложенная в юношеском возрасте задача на самоопределение неизбежно вновь и вновь в разных жизненных обстоятельствах встаёт перед человеком и, только решив её, он способен двигаться дальше, к достижению социальной успешности и личностной эффективности.

Таким образом, личностная зрелость и зрелость социально-психологическая проходят свое становление как единый процесс, в котором они различимы, согласно определению социально-психологическая зрелость личности - это качество социального субъекта (человека или группы), выражающееся в необходимости и готовности к самореализации путем преобразования социальной действительности в отношениях и взаимодействиях с людьми, группами и социальной

средой, сообразуясь с культурно-историческими условиями, лишь по своим функциям. Для личностной зрелости это - самоопределение профессиональное, социальное, индивидуальное, тендерное и др. Для социально-психологической зрелости это - преобразование социальной действительности: проба профессиональных сил, применение коммуникативной, социальной, гендерной, сексуальной и других видов компетентности во взаимодействии с людьми и социальными институтами. Зрелым признаются качества, которые оцениваются как дающие положительный значимый эффект для личности (личностная зрелость) или для общества (социально-психологическая зрелость).

В юношеском возрасте общественные процессы задаются так, что человек встает перед необходимостью решения ряда жизненных задач: пройти профессиональное самоопределение, доказать свою ответственность, самостоятельность, проявить социальную, тендерную и другие виды компетентностей. При решении этих задач и происходит становление всех видов зрелости, в том числе социально-психологической.

Список использованной литературы:

1. Доценко Е.Л. Психология личности: Учебное пособие. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. - 512 с.

2. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. - 2007. -Т. 28.- № 2. - C. 44-54.

3. Корзинкова Д.Н. Социальная (личностная) зрелость как новообразование студенческого возраста.

- Режим доступа: http ://www. rusnauka. com/2_KAND_2013/Informa tica/3_99016.doc.htm (дата обращения 23.02.2015).

4. Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. - № 5. - С. 124-125.

5. Погорова Р.И. Становление личностной зрелости студента в процессе обучения в ВУЗе // Известия Южного Федерального университете. - 2014.-№11.-С.122-128.

6. Чернышёв А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования // Национальный психологический журнал.

- 2010. - №2.- С. 112-117.

СПОСОБЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ситдикова Светлана Николаевна

к. психол. н., доцент кафедры «Психология и педагогика» Черномырдина Светлана Олеговна

Магистрант 1 курса Факультет «Сервис и технологии» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Донского государственного технического университета

Россия, г. Шахты

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена изучению причины возникновения конфликтных ситуаций в турфирмах и формированию методологии их решения. В процессе изучения проведен опрос представителей работников турфирм посредством анкетирования. На основе результатов анкетирования написана данная работа и разработан план решения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.