Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования'

Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FURTHER EDUCATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / AWARENESS OF MEANING IN LIFE / SELF-ACTUALISATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна

Рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития специалистов социономической сферы, находящихся на стадии профессиональной переподготовки. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме, предлагаются авторская трактовка и модель личностно-профессионального саморазвития. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей саморазвития специалистов, выделяются структура и уровни саморазвития в процессе получения дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal-professional Development of Specialists with Socioeconomic Specialisation During Courses of Further Education

The article deals with the problem of personal-professional development of specialists with socioeconomic specialisation going through the phase of qualification improvement. Theoretical approaches to this problem are discussed; author’s interpretation and a model for personal-professional development are presented. Results of empirical study focused on specifics of specialists’ further education are interpreted; structure and levels of self-development during the process of getting further education are described.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы в процессе получения дополнительного профессионального образования»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.61:377.5

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ж. Г. Гаранина (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития специалистов социономи-ческой сферы, находящихся на стадии профессиональной переподготовки. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме, предлагаются авторская трактовка и модель личностно-профессионального саморазвития. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей саморазвития специалистов, выделяются структура и уровни саморазвития в процессе получения дополнительного профессионального образования.

Ключевыге слова: личностно-профессиональное саморазвитие; дополнительное профессиональное образование; коммуникативная компетентность; осмысленность жизни; самоактуализация; рефлексия.

Необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалистов социономической сферы является высокий уровень развития психологической компетентности, способности эффективно взаимодействовать с людьми, постоянно повышать свой уровень профессионального мастерства, самосовершенствоваться. Поскольку профессиональное становление специалистов осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни, на этапе адаптации может вставать вопрос о повышении профессиональной квалификации и необходимости получения дополнительного профессионального образования. Большую роль на данном этапе играют личностное и профессиональное саморазвитие, стремление к самостоятельному личностному и профессиональному росту. В связи с этим весьма актуальным представляется исследование особенностей, структуры и уровней личностно-профессионального саморазвития специалистов, позволяющих им достигать вершин профессионализма.

Актуальность проблемы, необходимость построения теоретических и эмпирических оснований для ее изучения обусловили цель исследования — построение структурной модели и выделение уровней личностного и профессионально-

го саморазвития специалистов соционо-мической сферы.

Теоретико-методологический анализ проблемы личностно-профессионального саморазвития позволил осуществить систематизацию и интеграцию концептуальных подходов к данному явлению. В отечественной психологии проблема личностного саморазвития методологически разрабатывалась в рамках деятельностного подхода в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и рассматривалась как одно из проявлений деятельностной сущности человека, направленное на изменение самого субъекта [4; 8]. С точки зрения субъектного подхода, представленного в работах К. А. Абуль-хановой-Славской, М. В. Ермолаевой,

В. И. Слободчикова [1; 6; 11], саморазвитие личности трактуется как собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. С позиций системного подхода саморазвитие — это целостное системное образование, состоящее из вза-имо связанных функциональных компонентов, которые не сводятся к аддитивному сложению составляющих (А. Г. Ас-молов, Б. Ф. Ломов) [2; 9]. Аксиологический подход понимает под саморазвитием ориентацию личности на ценности как феномен, интегрирующий в себе ас-

© Гаранина Ж. Г., 2013

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

пекты ценностного освоения личностью окружающей действительности, преобразования субъекта в деятельности и общении, экстраполяции личности в будущее (Е. В. Бондаревская и др.) [3]. С точки зрения акмеологического подхода личностно-профессиональное саморазвитие есть достижение высших стандартов в профессиональном развитии (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова и др.) [5; 10]. Вслед за Э. Ф. Зее-ром и И. А. Шаршовым [7; 12] мы придерживаемся синергетического подхода, в рамках которого данный процесс предстает как открытая, нелинейная и неравновесная система, стремящаяся к само-изменению.

Личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается нами как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей. Личностное и профессиональное саморазвитие — взаимосвязанные процессы, реализующиеся в ходе профессионального становления специалистов, которые детерминируются потребностями в профессиональном и личностном самосовершенствовании.

Структурная модель процесса личностно-профессионального саморазвития представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. В нее включаются мотивационно-смысловой, рефлексивный и деятельностно-практический блоки. Основной функцией мотивационно-смыслового блока саморазвития являются побуждение субъекта к самоизменению, актуализация внутренних устремлений человека к достижению личностно и профессионально значимых целей, осознание смысла и ценностей саморазвития. Рефлексивный блок выполняет функцию отражения субъектом саморазвития своих внутренних качеств и представляет собой сочетание когнитивных и аффектив-

ных компонентов. Деятельностно-практический блок определяется способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на са-моизменение.

Для достижения поставленных целей нами было проведено эмпирическое исследование среди специалистов соционо-мического профиля, находящихся на стадии профессиональной адаптации и переподготовки и получающих дополнительное профессиональное образование по специальности «Психология» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Объем выборки составил 120 чел. Средний возраст испытуемых — 25 лет. Все опрошенные имели среднее профессиональное образование и профессиональный стаж (в среднем 5 лет).

Для исследования процесса профессионального и личностного саморазвития использовались авторская анкета, опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Ша-мовой, опросник личностной ориентации А. Шострома (краткая форма, разработанная А. Джоунсом и Р. Крэндаллом), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест коммуникативной компетентности В. М. Снеткова, тест-опросник самоотношения В. В. Столина,

С. Р. Пантелеева. Обработка полученных данных проводилась методом корреляционного и факторного анализа, а также кластерного анализа с помощью программы SPSS Statistics 17.0.

Результаты исследования процесса саморазвития специалистов выявили, что 93 % испытуемых регулярно занимаются саморазвитием. Оценка показателей уровня саморазвития по методике И. В. Зверевой (средний уровень — 37,7) позволила сделать вывод о том, что у большинства испытуемых преобладает активное саморазвитие, которое происходит осознанно и целенаправленно. Причем готовность к самопознанию в среднем выражена сильнее (5,3), чем готовность к саморазвитию (4,4).

11111111111* № 1,

Как показало исследование мотивационных факторов саморазвития, менее половины опрошенных испытывают удовлетворенность своей работой (42 %), что может являться мотивом для получения дополнительного образования и саморазвития. Среди причин неудовлетворенности были перечислены маленькая заработная плата (50 %), невозможность профессионального роста (14), отсутствие социальных гарантий (12 %). В качестве мотива получения дополнительного образования были названы потребность в саморазвитии (36 %), потребность в получении образования для дальнейшего трудоустройства (32), интерес к психологии (30 %).

При исследовании желательных сфер профессиональной самореализации были получены следующие результаты: 37 % опрошенных предпочли бы работать в медицине, 51 — в сфере психологии, остальные выбрали бы работу с детьми (7), творческую работу (7), культуру, торговлю, косметологию — по 4 % ответов. Изучение жизненных и профессиональных целей, которые ставят перед собой испытуемые, выявило, что 43 % из них имеют цель получить высшее образование, 25 — найти работу по специальности, 7 — найти интересную работу, 7 % — создать семью, получить квартиру.

Анализ данных относительно действенно-практических способов саморазвития позволил выделить гностические компоненты, к которым опрошенные относят чтение специальной литературы (62 %), обучение в вузе (27), просмотр научно-популярных фильмов (7), а также поведенческие способы саморазвития — посещение семинаров и тренингов (20), общение с другими людьми (17), тренировку умения сдерживаться и занятия спортом (по 3 %).

По результатам теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, у 34 % респондентов показатель осмысленности жизни оказался выше среднего, у 39 % — на среднем уровне. Уровень самоактуализации, определяемый по методике А. Шострома, у 21 % испытуемых был выше нормы, у 52 % — в пределах нормального.

Исследование такого профессионально важного качества работников социо-номической сферы, как коммуникативная компетентность, обнаружило практически у всех испытуемых высокий уровень данного свойства (средний уровень — 72), необходимый для успешного выполнения профессиональных задач.

Для определения взаимосвязей между особенностями личностного и профессионального саморазвития испытуемых был проведен корреляционный анализ. Его результаты показали, что наибольшее количество статистически значимых корреляционных связей (при р = 0,01) существует между интегральным уровнем осмысленности жизни и показателями саморазвития (г = 0,465), готовностью к саморазвитию (г = 0,489), уровнем самоактуализации (г = 0,53) и коммуникативной компетентностью (г = = 0,389). Определяются статистически значимые взаимосвязи между уровнем саморазвития и самоактулизацией (г = = 0,38), а также между уровнем саморазвития и готовностью к саморазвитию (г = 0,438). Статистически значимая взаимосвязь выявлена между уровнем саморазвития и самоотношением (г = 0,417).

Для снижения размерности полученных корреляционных связей и выявления групп факторов, образующих структуру личностно-профессионального саморазвития, нами был проведен факторный анализ, который позволил выделить два фактора. В первый фактор, который можно назвать «Осмысленность жизни» (с дисперсией 38,87), вошел с наибольшим факторным весом показатель осмысленности жизни (0,869), вокруг которого группируются готовность к саморазвитию (0,746) и уровень самоактуализации (0,723). Во втором факторе, получившем название «Готовность к саморазвитию» (с дисперсией 19,69), наибольший вес имеет показатель мотивационной готовности к саморазвитию (0,798). В данный фактор вошли и такие параметры, как уровень саморазвития (0,762), коммуникативная компетентность (0,418) и готовность к самопознанию (0,325).

Для выявления групп испытуемых с различным уровнем саморазвития нами

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

был осуществлен кластерный анализ полученных данных по параметрам уровня саморазвития, готовности к самопознанию и саморазвитию, уровня осмысленности жизни, самоактуализации и уровня коммуникативной компетентности. В результате было сформировано четыре группы, или кластера, испытуемых. В первый кластер вошли специалисты с очень высоким уровнем саморазвития (42), осмысленности жизни (170), самоактуализации (48) и коммуникативной компетентности (85), а также с высокими показателями мотивационной готовности к самопознанию и саморазвитию. Лиц, находящихся на данном уровне личностно-профессионального саморазвития (6 % от общего количества испытуемых), можно назвать самоактуализиру-ющимися. Их характерной особенностью является ощущение насыщенности и осмысленности жизни, они постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию. Поскольку уровень их психологической компетентности также достаточно высок, они в совершенстве владеют коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими успешность их профессиональной деятельности.

Второй кластер составили лица с высоким уровнем саморазвития, которых можно назвать активными. Количество специалистов, находящихся на данном уровне, составляет 26 % от общего числа испытуемых. У них выявлены высокий уровень осмысленности жизни (127), средний уровень готовности к самопознанию (5) и саморазвитию (4) и средний уровень самоактуализации (37) и коммуникативной компетентности (72). Особенность данной группы испытуемых заключается в сформированном стремлении к саморазвитию, которое происходит достаточно регулярно, вместе с тем у них не в полной мере выражено стремление к самоактуализации, что проявляется в поведении и коммуникативной сфере и влияет на успешность профессионального общения.

В третий, наибольший по численности (61 % испытуемых), кластер вошли специалисты, находящиеся на среднем уровне саморазвития. Процесс самораз-

вития происходит у них неупорядоченно, несистематически, темпы его осуществления неравномерны, но в целом наблюдается позитивная динамика самоизме-нения. Уровень осмысленности жизни у таких лиц средний (88), они не полностью удовлетворены процессом и результатом жизни; уровень коммуникативной компетентности также средний (68), что проявляется в успешности профессиональной деятельности в социономической сфере.

В четвертом кластере, объединяющем специалистов, находящихся на низшем уровне саморазвития, оказалось 9 % испытуемых. У данной группы слабо выражено стремление к самоизменению (33), низкие показатели уровня осмысленности жизни (78) и самоактуализации (32). Они не испытывают удовлетворенности жизнью, которую считают скучной и ненасыщенной. Развитие у таких лиц происходит низкими темпами, детерминируясь лишь внешними условиями жизнедеятельности, либо вообще не наблюдается. Уровень коммуникативной компетентности ниже среднего (64), что свидетельствует о недостаточно развитых профессиональных качествах. Специалисты испытывают неудовлетворенность собой и профессиональной деятельностью, поэтому в процессе профессионального обучения у них преобладают мотивы смены профессии.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Личностное и профессиональное саморазвитие является важнейшим условием профессиональной успешности специалистов социономической сферы. Проведенное исследование позволяет представить структурную модель личностнопрофессионального саморазвития, важнейшие составляющие которого образуют совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов: мотивационно-смыслового, рефлексивного и действенно-практического.

Процесс личностно-профессионального саморазвития обусловлен мотивационно-смысловыми компонентами, которые определяют как мотивационную

111!111Й1И1!Ш № 1,

готовность к саморазвитию, так и ценности и смыслы их жизни. Главный фактор, влияющий на процесс личностного и профессионального саморазвития, — показатель осмысленности жизни — значимо связан с готовностью к самопознанию и саморазвитию, влияет на уровень саморазвития, а также соотносится с уровнем коммуникативной компетентности специалистов социономиче-ской сферы. Стремление к саморазвитию можно рассматривать как одну из личностных и профессиональных ценностей, дающую специалистам возможность чувствовать осмысленность жизни, удовлетворенность ее процессом и результатами, а также достигать поставленных личных и профессиональных целей.

Одним из качеств, влияющих на личностное и профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы, является стремление к самоактуализации, которое связано с показателями осмысленности жизни и уровнем саморазвития. По существу данное свойство определяет осознание субъектом собственных личностных и профессиональных качеств и его стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Рефлексивный блок в структуре саморазвития специалистов представлен готовностью к самопознанию и самоот-ношением, которое определяет уровень саморазвития и во многом влияет на стремление к личностному росту и профессиональному самосовершенствованию специалистов социономической сферы. Личность, осуществляющая саморазвитие, более позитивно относится к себе, обладает более высоким уровнем самоуважения и ощущает большую осмысленность своей жизни.

Действенно-практический блок представлен коммуникативной компетентностью, которая занимает в структуре личностно-профессионального саморазвития одно из центральных мест, так как обеспечивает гностические и поведенческие основания для профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Лица с высоким уровнем комму-

никативной компетентности более активно развиваются, поскольку владеют как рефлексивными, так и действенно-практическими способами личностно-профессионального саморазвития.

У специалистов социономических профессий можно выделить четыре уровня личностного и профессионального саморазвития: очень высокий, или са-моактуализирующийся, высокий, средний и низкий. К факторам, детерминирующим процесс саморазвития, относятся осмысленность жизни и самоактуализация, мотивационная готовность к саморазвитию и самопознанию. Коммуникативная компетентность является инструментом, позволяющим осуществлять процесс личностно-профессионального саморазвития специалистов при переходе с одного уровня на другой.

Дальнейшее изучение данного процесса даст возможность разработать практические способы формирования умений и навыков личностного и профессионального саморазвития, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности специалистов социономической сферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва : Мысль, 1991. — 299 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. — Москва : Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

3. Бондаревская, Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Куль-невич. — Москва ; Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

5. Деркач, А. А. Акмеология : учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 364 с.

6. Ермолаева, М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека : учебное пособие / М. В. Ермолаева. — Москва ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. — 200 с.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академия, 2006. — 240 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2005. — 304 с.

9. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. — 1975. — № 2. — С. 20—38.

10. Маркова, А. К. Психология профессионального развития учителя : учебное пособие / А. К. Маркова. — Москва : Знание, 1998. — 308 с.

11. Слободчиков, В. И. Психология человека : Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва : Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

12. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Шаршов. — Белгород, 2005. — 25 с.

Поступила 01.11.12.

УДК 331.45:005.962.131

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Т. И. Лексина (Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева)

Статья посвящена необходимости повышения уровня образования и качества обучения в сфере охраны труда. Проанализированы проблемы и предложены перспективы по улучшению организации и качества проведения обучения по охране труда.

Ключевыге слова: охрана труда; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; проверка знаний по охране труда; обучение по охране труда отдельных категорий лиц.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обучение сегодня представляет собой ведущий фактор обеспечения должного уровня охраны труда, поскольку основным ресурсом развития современного общества являются люди, способные к поиску и освоению новых знаний и принятию решений в нестандартных ситуациях. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда в Российской Федерации регламентируются нормами Трудового кодекса РФ (ст. 210, 212, 225 и др.) и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. В соответствии с этим постановлением обучение по охране труда проходят:

— руководители организаций, заместители руководителей организаций, кури-

рующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

— специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда [3].

© Лексина Т. И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.