Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром выгорания / личностно-ориентированный подход / личностные особенности педагогов / активность личности / burnout syndrome / personality-oriented approach / personal characteristics of teachers / personality activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутылецкая Виктория Игоревна

В статье отображена сущность личностно-ориентированного подхода к профилактике синдрома выгорания. При этом, подробно раскрывается роль личностной активности в процессе профилактики. Отдельно рассматриваются некоторые личностные особенности педагогов, детерминирующие развитие синдрома выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бутылецкая Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALLY-ORIENTED APPROACH TO PREVENTION OF TEACHERS’ BURN-OUT SYNDROME

The scientific paper reflects the essence of personality-oriented approach to the burnout syndrome prevention. At the same time, the role of personal activity in the process of prevention is revealed in detail. Some personal characteristics of teachers that determine the development of burnout syndrome are considered separately.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ»

УДК 37.08

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Бутылецкая Виктория Игоревна.

Россия, г. Владимир, Государственное казенное учреждение Владимирской области «Владимирский дом ребенка специализированный», педагог-психолог, butyletzkaj a.viktoria@yandex.ru.

Аннотация. В статье отображена сущность личностно-ориентированного подхода к профилактике синдрома выгорания. При этом, подробно раскрывается роль личностной активности в процессе профилактики. Отдельно рассматриваются некоторые личностные особенности педагогов, детерминирующие развитие синдрома выгорания.

Ключевые слова: синдром выгорания, личностно-ориентированный подход, личностные особенности педагогов, активность личности.

PERSONALLY-ORIENTED APPROACH TO PREVENTION OF TEACHERS' BURN-OUT SYNDROME

Butyletskaya Victoria Igorevna.

Russia, Vladimir, State Treasury Institution of the Vladimir Region

"Specialized Vladimir Orphanage", Teacher-psychologist, butyletzkaja.viktoria@yandex.ru.

Abstract. The scientific paper reflects the essence of personality-oriented approach to the burnout syndrome prevention. At the same time, the role of personal activity in the process of prevention is revealed in detail. Some personal characteristics of teachers that determine the development of burnout syndrome are considered separately.

Key words: burnout syndrome, personality-oriented approach, personal characteristics of teachers, personality activity.

В целом, можно выделить два основных подхода к профилактике синдрома выгорания - личностно-ориентированный и ситуационно-ориентированный (организационный) [7,4,1]. Основанием для такой классификации служат, группы факторов, детерминирующих развитие процесса.

Личностно-ориентированный подход направлен на профилактику отклонений, прогнозируемых в группе риска по результатам диагностики [4]. Согласно ему, основные профилактические воздействия должны быть

направлены на трансформации в личности т.к. представители подхода считают ведущими факторами в формировании выгорания - личностные.

В качестве личностных особенностей в целом характерных для педагогов Е.И. Ильин выделяет слабую нервную систему, низкий уровень эмоциональной устойчивости, предрасположенность к чувству вины, тревожность, совестливость, стремление к власти, агрессивное поведение, и так же низкую стрессоустойчивость [2]. Набор этих характеристик, как показывает анализ литературы, по мнению многих авторов, во многом совпадает с перечнем качеств, способствующих развитию синдрома выгорания.

Кроме того, в личностно-ориентированном подходе к профилактике выгорания важной составляющей является активная позиция личности. Считается, что именно личность ответственна за решение проблемы выгорания. Специалисты, столкнувшись с данной проблемой должны уметь самостоятельно распознать признаки стресса, с которым столкнулись, и совершать шаги по совладанию с ним.

Под активностью личности Е.В. Котова понимает отличительную деятельность, особенность которой заключается в интенсификации ее важнейших параметров (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности) и присутствием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Она так же говорит о существовании техник, направленных на активизацию [3].

Если говорить о профилактических стратегиях в рамках рассматриваемого подхода, то в первую очередь, по мнению А. Л. Журавлевой, и Е. А. Сергиенко их можно разделить на 2 большие группы:

- развитие навыков совладающего поведения и изменение режимов труда и отдыха (подразумевается самоменеджмент);

- упрочнение внутриличностных ресурсов, способствующих более быстрому восстановлению [7].

По мнению Водопьяновой Н.Е., описываемый подход направлен на восстановление и развитие ресурсов, личностный рост и развитие профессиональных компетенций, что может быть реализовано с помощью:

- саморазвития (включая развитие навыков самоменеджмента и самопомощи);

- посторонней квалифицированной помощи: консультативной, обучающей, психокоррекционной и реабилитационной [1].

При этом, в одной из своих работ Водопьянова Н.Е. пишет о том, что поскольку переживания синдрома выгорания часто сопровождается утратой смысла и неудовлетворенностью в самореализации, психологическая помощь должна реализовываться в аспекте экзистенциально-гуманистического подхода в психологии [6].

А для эффективного обучения способам самопомощи, человеку крайне важно [1]: развивать мотивацию к личностному росту; научиться осознавать признаки стресса и выгорания; понимать последствия синдрома выгорания;

преодолевать недостаточность компетенций, служащих причинами выгорания; преодолевать отдаление смыслов жизни от смыслов профессиональной деятельности.

В свою очередь К. Маслач придерживается мнения, что организационные преобразования (ситуационно-ориентированный подход) не станут эффективными, пока присутствуют неконструктивные установки и не сформирована готовность к изменениям, исходя из чего, обучающие программы или тренинги должны иметь направленность на решение этих задач [6].

Таким образом, несмотря на существование ситуационно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к профилактике синдрома выгорания, они могут дополнять друг друга, используясь комбинированно.

Библиографический список.

1. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под. ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курск: КГУ, 2013 - 440 с.

2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПБ.: Питер, 2012. - 640 с.

3. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. -Красноярск: Краснояр. гос. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 76 с.

4. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - 168 с.

5. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. Пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - М.: «Юрайт», 2017. - 343 с.

6. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. / Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. - Курск: КГУ, 2008. - 336 с.

7. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. / Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. -512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.