Научная статья на тему 'Личностно-ориентированная направленность в физическом воспитании студенток специальной медицинской группы'

Личностно-ориентированная направленность в физическом воспитании студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL MEDICAL GROUP / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PERSONAL-ORIENTED MODULAR PROGRAM / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суриков А.А., Лежнина М.Н., Кожанов В.И.

Цель работы создать и экспериментально подтвердить педагогические требования продуктивного применения личностно-ориентированного модульного обучения в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп. Разработана личностно-ориентированная модульная программа физического воспитания студенток специальных медицинских групп, включающая теоретический, методический и физкультурно-оздоровительный блоки с базовыми и вариативными модулями познавательного и операционного типов. Экспериментально установлено положительное влияние физического воспитания на основе личностно-ориентированной модульной программы на формирование физической культуры студенток специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суриков А.А., Лежнина М.Н., Кожанов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT-ORIENTED FOCUS IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The aim of this work was to establish and experimentally confirm the pedagogical requirements of the productive use of personality-oriented modular training in physical education students of special medical groups. Developed student-oriented modular programme for physical education students of special medical groups, including theoretical, methodological, sports and health units with basic and optional modules in cognitive and operational types. Experimentally, the positive influence of physical education on the basis of personality-oriented modular programme for the formation of physical culture of students of special medical groups.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированная направленность в физическом воспитании студенток специальной медицинской группы»

Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом - анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.

В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн -консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.

Литература

1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. - 2010. - №2.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 - 112 с.

3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. - 2008. - №4.

4. Тимофеева А.В. Информационные технологии - друзья или враги? // Биология в школе. - 2010. - №4.

References

1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interaktivnye ob'ekty v jelektronnyh obrazovatel'nyh resursah po biologii [Interactive objects in e-learning resources in biology]. // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2010. - No. 2. [In Russian].

2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teorija obuchenija v informacionnom obshhestve [Theory of learning in the information society]. M. 2011 - 112. [In Russian].

3. Sumthin S. V. Novye informacionnye tehnologii v obshhem biologicheskom obrazovanii [New information technologies in General biological education]. // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2008. - No. 4. [In Russian].

4. Timofeev A.V. Informacionnye tehnologii - druz'ja ili vragi? [Information technology - friends or enemies?] // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2010. - No. 4. [In Russian].

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.048 Суриков А.А.1, Лежнина М.Н.2, Кожанов В.И.3

'ORCID: 0000-0003-0610-2844, кандидат педагогических наук, доцент,

2ORCID: 0000-0002-3251-0959, кандидат биологических наук, доцент,

Зкандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация

Цель работы - создать и экспериментально подтвердить педагогические требования продуктивного применения личностно-ориентированного модульного обучения в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп.

Разработана личностно-ориентированная модульная программа физического воспитания студенток специальных медицинских групп, включающая теоретический, методический и физкультурно-оздоровительный блоки с базовыми и вариативными модулями познавательного и операционного типов.

Экспериментально установлено положительное влияние физического воспитания на основе личностно-ориентированной модульной программы на формирование физической культуры студенток специальных медицинских групп.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, личностно-ориентированная модульная программа, физическая культура.

Surikov A.A.1, Lezhnina M.N.2, Kozhanov V.I.3

'ORCID: 0000-0003-0610-2844, PhD in Pedagogy, assistant professor, 2ORCID: 0000-0002-3251-0959, PhD in Pedagogy, assistant professor, 3PhD in Pedagogy, assistant professor Chuvash state pedagogical University named after I. Y. Yakovlev STUDENT-ORIENTED FOCUS IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Abstract

The aim of this work was to establish and experimentally confirm the pedagogical requirements of the productive use of personality-oriented modular training in physical education students of special medical groups.

Developed student-oriented modular programme for physical education students of special medical groups, including theoretical, methodological, sports and health units with basic and optional modules in cognitive and operational types.

Experimentally, the positive influence of physical education on the basis of personality-oriented modular programme for the formation ofphysical culture of students of special medical groups.

Keywords: students, special medical group, personal-oriented modular program, physical culture.

В настоящее время устоявшиеся принципы, способы и методы физического воспитания школьников, студентов полностью не справляются с основными направлениями становления индивидуума, которые способствуют плодотворному освоению значений физического культуры, способствующих закреплению здоровья, физическому саморазвитию. Если по направлению физического воспитания студентов, являющихся почти здоровыми, на сегодня формируются теоретико-методологические основы и программно-методические материалы, то, к сожалению, слабо исследованы вопросы теории, методики и организации физического воспитания школьников, студентов с разного

рода ограничениями по здоровью (СМГ). Модульный подход, используемый в физвоспитании позволяет нивелировать (избегать, решить) столкновений между определенной бесполезностью консервативных педагогических технологий и практикой личностно-ориентированного развития с контролем индивидуальных особенностей личности учащихся.

Поэтому сегодня имеется определенное расхождение между широким дидактическим резервом данного направления в образовательном процессе и несовершенным изучением вопросов использования в физвоспитании студентов, которые имеют определенные отклонения в состоянии здоровья, модульного обучения.

Целью работы является создание и экспериментальное подтверждение педагогических требований продуктивного применения личностно-ориентированного модульного обучения в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп.

Для этого были сформированы две группы студенток Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, количество которых составило 157 человек. В эксперименте были использованы тесты и методы педагогического тестирования, медико-биологические и анкетного опроса.

Отмечено, что уровень развития скоростных, силовых качеств, общей выносливости, гибкости и координационных возможностей студенток соответствует нормативным требованиям «Примерной учебной программы по физическому воспитанию для студентов вузов» оценке «ниже среднего», уровень функциональных возможностей организма соответствует средним параметрам; большая часть студенток утверждает, что их физическая подготовленность, и как следствие, здоровье удовлетворительны и неудовлетворительны, причем каждая вторая студентка считает свое здоровье высшей ценностью, по сравнению с профессиональным признанием и карьерой.

Выявлено, что свыше 90,0% студенток к физупражнениям относятся как к возможным способам укрепления и сохранения здоровья. При этом большинство их не выполняют физические упражнения самостоятельно, поскольку здоровье не ассоциируется с практическими физическими нагрузками. Если определёнными мотивами выполнения физических упражнений выступают заряд бодрости и прилив сил после двигательной активности, то факторами, которые снижают интерес к нагрузкам выступают нехватка времени, отсутствие опыта и интереса к углубленному освоению методик выполнения упражнений.

Полученные в ходе анкетирования данные подтверждают факт того, что у студенток с ограничениями в здоровье уровень физической культуры находится на достаточно низком уровне, что не совместимо с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами к бакалаврам, магистрам и специалистам.

В педагогическом исследовании приняло участие 21 и 26 студентов первого курса соответственно исторического (контрольная) и физико-математического (опытная группа) факультетов. Все студенты, участвующие в анкетировании, эксперименте являлись студентами с ограничениями по здоровью (СМГ). При этом студентки опытной группы каждую неделю занимались физической культурой строго по сформированной модульной программе. Выявлено, что на начало наблюдений степень развития физиологического потенциала у всех студентов была практически одинаковой. По индексу Руфье определяли функциональные резервы организма. Если у студентов контрольной группы на протяжении исследований параметры индекса Руфье немного увеличивались (на 0,49 балла), то у их сверстников опытной группы был зафиксирован значительный рост данного параметра (на 1,03 балла). Отмечено, что студенты опытной группы существенно превосходили контрольные значения в беге на 100 м (Р=0,036), в беге на 2000 м (Р=0,0080), сгибании - разгибании рук в упоре лежа (Р=0,016), поднимании - опускании туловища (Р=0,002), приседаниях на одной ноге (Р=0,002), челночном беге 4х10 м (Р=0,002).

Обозначено, что в ходе наблюдений степень самооценки здоровья понизилась у студентов контрольной и опытной групп соответственно на 0,20 и 0,12 балла. Показатель самооценки физической подготовленности у контрольных студенток уменьшался на 0,12 балла, тогда как у опытных студенток он был практически без изменений.

Индекс оценки оздоровительной значимости занятий физическими упражнениями в ходе экспериментов увеличивался в обеих группах на 0,24 и 0,42 балла соответственно. В то же время показатели индекса эмоциональной привлекательности занятий физическими упражнениями также возрастали у студентов контрольной и экспериментальной групп на 0,14 и 0,36 балла.

Установлено, что значения индекса удовлетворенности (эмоциональной привлекательности физических упражнений) оставался без изменений у студенток интактной группы, и несколько увеличивался у опытных студентов на 0,35 балла.

Показатели индекса, который фиксирует отношение к учебным занятиям по физической культуре, в конце исследований понизился на 0,07 бала у студенток в контрольной группе и, наоборот, увеличивался на 0,43 балла у студенток опытной группы.

Отмечено, что индекс самооценки опыта физкультурно-оздоровительной деятельности у учащихся интактной группы повышался несущественно на 0,04 балла, тогда как у опытных студенток его увеличение было достоверным (на 0,45 балла).

По мере исследований значения индекса, который отражает интерес к вопросам рациональной организации занятий физическими упражнениями, увеличивались у студентов в контрольной и экспериментальной группах соответственно на 0,49 и 0,68 балла.

Обнаружено, что показатель прироста числа самостоятельных занятий в неделю у студенток интактной, опытной групп составил 0,22 раза и 0,72 раза в среднем соответственно.

Итак, можно сказать следующее, что введение личностно-ориентированной модульной программы в учебно-тренировочный процесс по физической культуре со студентками специальных медицинских групп способствует (оказывает содействие) совершенствованию определенных блоков физкультуры: функциональных резервов организма, степени сформированности физических качеств, умений и навыков самостоятельной организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, интерсеа к занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, нами подготовлена личностно-ориентированная модульная программа физического воспитания студенток специальных медицинских групп, которая включает в себя три блока: теоретический, методический и физкультурно-оздоровительный с базовыми и вариативными модулями познавательного и операционного типов.

Выявлено положительное воздействие на формирование базовых (основных) показателей физического воспитания и культуры студенток личностно-ориентированной модульной программы.

Литература

1. Виленский М. Я., Алькова С. Ю. Дифференцированный подход в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов // Автономия личности. 2010. Т. 2. № 2. С. 35-41.

2. Иванова Т. С., Калинина Л. Н., Козин А. В. Формирование здорового образа жизни студентов СМГ // Матер. XIV Муждунар. научн.-практич. конф. «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития», Красноярск. 2016. С. 142 - 143.

3. Крылов В. М. Комбинированный подход в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп в условиях педагогического вуза: Дис ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 156 с.

4. Мещеряков А. В., Бондарь С. Б. Совершенствование процесса физической подготовки студентов специальной медицинской группы // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6. С, 49.

5. Шлыков П. В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ: Дис ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 159 с.

References

1. Vilenskij M. Ja., Al'kova S. Ju. Differencirovannyj podhod v fizicheskom vospitanii na osnove subektivnogo opyta studentov // Avtonomija lichnosti. 2010. T. 2. № 2. S. 35-41.

2. Ivanova T. S., Kalinina L. N., Kozin A. V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov SMG // Mater. XIV Muzhdunar. nauchn.-praktich. konf. «Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitija», Krasnojarsk. 2016. S. 142 -143.

3. Krylov V. M. Kombinirovannyj podhod v processe fizicheskogo vospitanija studentov special'nyh medicinskih grupp v uslovijah pedagogicheskogo vuza: Dis ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 2001. 156 s.

4. Meshherjakov A. V., Bondar' S. B. Sovershenstvovanie processa fizicheskoj podgotovki studentov special'noj medicinskoj gruppy // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2007. № 6. S, 49.

5. Shlykov P. V. Korrekcija fizicheskoj podgotovlennosti studentov special'nyh medicinskih grupp s ispol'zovaniem individual'nyh programm: Dis ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2002. 159 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.020 Трубицина Е.И.1, Трубицин Д.И.2, Трубицина Н.Н.3

1 Кандидат педагогических наук, доцент, 2,3бакалавр, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «профессионально-диагностическая деятельность учителя», а также предложены структурная и функциональная модели профессионально-диагностической деятельности учителя физики. При построении структурной модели авторы руководствовались моделью абстрактной деятельности. Функциональная же модель профессионально-диагностической деятельности учителя физики отражает характер и направленность отдельных компонентов (ориентировочного, исполнительского, рефлексивно-оценочного) данной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-диагностическая деятельность учителя.

Trubitsina E.I.1, Trubitsin D.I.2, Trubitsina N.N.3

1PhD in Pedagogy, associate professor, 2,3bachelor, Krasnoyarsk state pedagogical University, PROFESSIONAL DIAGNOSTIC ACTIVITIES TEACHERS OF PHYSICS

Abstract

The article deals with the concept of "professional-diagnostic activity of the teacher", and proposed structural and functional model of professional-diagnostic activity of the teacher of physics. When constructing a structural model of the authors we were guided by a model of abstract activity. The functional model ofprofessional-diagnostic activity of the teacher of physics reflects the nature and direction of the individual components (indicative, performing, reflective-evaluative) of the activity.

Keywords: professional diagnostic activities teachers.

Диагностическая деятельность является неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности учителя.

Настоящий учитель, обучая, всегда следит за тем, как учащиеся усваивают учебный материал, анализирует их ошибки и затруднения, выстраивает дальнейший учебный процесс в соответствии с полученными результатами. Однако эти наблюдения за успеваемостью часто ведутся интуитивно и без научного анализа [1, 2].

Рассмотрение компонентов педагогической деятельности в соответствии с этапами педагогического процесса и с точки зрения включенных в них педагогических действий позволяет сделать следующие выводы:

• в педагогической деятельности учителя можно выделить совокупность диагностических действий: планирование ожидаемых результатов; постановка диагностируемых целей; изучение познавательного интереса и особенностей учащихся, усвоения или учебного материала и овладения учебной деятельностью и т.п.;

• диагностические действия рассредоточены по всем структурным компонентам профессиональной деятельности учителя, а не ограничиваются только контрольным этапом - этапом получения и сопоставления результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.