14. Shkola zdorovya i radosti: opit sozdaniya bezopasnoi zdorovyesberegayushchei sredy / Pod red. К. А. Kolesnikova. fârov, 2011. 146 s.
15. Entsiklopedia pedagogicheskoi valeologii //Obshch. red. G. А. Rabinin. Sankt-Peterburg: Petropolis, 2010. 490 s.
С. Л. Леденцова
лИчностно-ДЕятЕльностный подход к освоению студентами-психологами сферы психологического консультирования
Статья представляет описание психологических условий, применяемых для обучения студентов психологическому консультированию. Приводятся полученные результаты обучения и оценка успешности практического применения нового метода.
ключевые слова: критическая ситуация; стратегия психологического консультирования; проектная форма обучения; профессиональный аспект новообразования; личностный аспект новообразования.
S. Ledentsova
THE PERSONALITY AND ACTIVITY APPROAcH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS-PSYcHOLOGISTS OF THE SPHERE Of PSYcHOLOGIcAL cOUNSELING
Article represents the description of the psychological conditions used for training of students to psychological consultation. The received results of training and estimation of success of practical application of a new method are described.
Keywords: a critical situation; strategy of psychological consultation; the design form of training; professional aspect of the development; the personal aspect of the development.
Современные модели обучения студентов-психологов деятельности психологического консультирования в отечественных вузах основаны на распространении модели личности психолога-консультанта в качестве желаемого результата профессионализации при дефиците исследований взаимосвязанного становления личностных и профессиональных аспектов новообразований [1; 4 и др.]. Недостаточная представленность модели деятельности специалиста ведет к не-сформированности профессиональной ком-
петентности и эклектизму в работе, что создает личностные проблемы (тревожность, неуверенность и т. п.), которые затрудняют путь профессионального самоопределения практикующего психолога-консультанта.
Анализ существующих проблем обучения психологов в сфере психологического консультирования указал на необходимость обоснования модели психологических условий, обеспечивающей становление профессионального и личностного аспектов при освоении студентами данной деятельности.
Личностно-деятельностный подход к освоению студентами-психологами.
Профессионально-личностное развитие студентов характеризовалось в данном исследовании становлением интегративного новообразования — компетентности в построении стратегии психологического консультирования как в профессиональном аспекте, выраженном в разрешении критической ситуации подопечного, так и в личностном аспекте, проявляемом в преодолении личной проблемной ситуации.
Разрабатываемые психологические условия для одновременного становления данных аспектов опирались на формирование ориентирующего образа критических ситуаций подопечных и способов их преодоления, организованного на основе категориальных средств культурно-исторического и деятель-ностного подходов в обучающем эксперименте, осуществляемом при опоре на принципы развивающего, проектного обучения с учетом закономерностей интериоризации умственных действий [2; 3 и др.].
Нами был разработан спецкурс "Cherchez la femme", отвечающий принципам проектной формы обучения, в котором создавалась ориентировочная схема для построения стратегии психологического консультирования, которая развертывалась по нескольким направлениям: построение собственной линии жизни будущего; построение линии жизни женщины в историческом и кросскультурном контексте, линии развития семьи; анализ норм и правил общества, задающих эталон женщины. В качестве средства работы была использована деятельность моделирования, которая в дальнейшем служила орудием для построения содержательных системных гипотез о собственной ситуации и о критической ситуации подопечного. Студентам предлагалась система задач, описывающих типичные критические ситуации, протоколы клинических случаев. Их успешная интерпретация и разрешение становились образцом для идентификации и средством для преодоления аналогичной проблемной ситуации.
В основном эксперименте принимала участие контрольная группа (КГ) в составе 38 студентов факультета психологии СурГУ и СурГПУ и экспериментальная группа (ЭГ) из 47 студентов. Были выделены индикаторы интегративного новообразования, динамика которых служила критерием полноты психологических условий, создаваемых для освоения деятельности психологического консультирования. Индикаторами профессионального аспекта компетентности были следующие уровни: 1) обобщенность ориентировки в критической ситуации подопечного; 2) освоение принципов консультирования; 3) построение гипотезы о причине, механизме и функциях проблемы в жизни подопечного. Их совокупность определяла уровни разрешения проблемной ситуации подопечного (отсутствие, низкий, средний и высокий).
Индикаторами личностного аспекта компетентности служили такие уровни, как: 1) полнота представления о нормах и правилах общества, задающих эталон женщины; 2) самооценка студента в основных ролях женщины; 3) планирование своего будущего. Совокупность уровней индикаторов определяла этапы разрешения личной критической ситуации (докризисный, латентный, этап явного кризиса, пост-кризисный).
В результате эмпирического исследования общей тенденцией исходного уровня профессионально-личностного развития студентов стало преобладание более высоких уровней личностного аспекта компетентности по сравнению с профессиональным аспектом. Это, в частности, выражалось в наличии у большинства (79,1% — в КГ и 73,3% — в ЭГ) студентов взаимосвязи более высокого этапа разрешения личной критической ситуации с более низким уровнем разрешения проблемы подопечного, что отражено в таблице.
Было выявлено, что в претесте КГ и ЭГ крайне низкие уровни (1-й и 2-й) в построении студентами стратегии ПК подопечного соотносились с более высокими этапами
Взаимосвязь смены этапов разрешения личной критической ситуации с динамикой уровней разрешения проблемы подопечного (в %)
Уровни Первый Второй Третий Четвертый
Группы КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Тест Пр П Пр П Пр П Пр П Пр П Пр П Пр П Пр П
уровень 71 52,6 56,8 0 26,4 39,4 36,3 6,8 2,6 7,8 6,8 31,8 0 0 0 61,3
1 этап 20,9 13,5 13,5
2 этап 45,1 39,1 41,1 8,1 13,3 4,5
3 этап 5,1 2,6 26,3 31,3 22,8 1,8 5,4 23,1
4 этап 2,6 2,6 6,8 8,7 61,3
Итого: преобладание этапов над уровнями в претесте: КГ — 79,1%; ЭГ — 73,3%; в пост-тесте: КГ — 73%, ЭГ — 10,5%; ф* КГ 1011; ф* ЭГ 9 871 ' ' т эмп КГ = 1,011' т эмпЭГ = 9. 871
(2-й и 3-й) в разрешении своей критической ситуации, а единичные случаи наличия высокого уровня построения стратегии психологического консультирования подопечного (3-й уровень) — с завершением личного кризиса (4-й этап). Такое соотношение указывало на то, что без специально организованного обучения студенты первоначально приобретают опыт интерпретации и разрешения личной критической ситуации, а только потом, на основании субъективного пережитого опыта, начинают постигать проблемы других людей.
Вследствие существования данной зависимости ведущие психотерапевтические направления считают необходимым для успешного профессионального развития психолога-консультанта разрешение личных психологических проблем будущего специалиста. Мы же полагаем, что опора исключительно на личностный аспект компетентности в сфере психологического консультирования имеет место при недостатке средств для развития профессионального аспекта компетентности, при дефиците ориентировки студентов в «объекте труда» психолога-консультанта.
При сопоставлении динамики личностного и профессионального аспектов компетентности в построении стратегии психологического консультирования в результате традиционного и экспериментального вариантов психологических условий обучения были обнаружены изменения в соотноше-
нии между этапом разрешения студентом личной проблемы и уровнем разрешения критической ситуации подопечного.
По данным пост-теста КГ уровень компетентности в разрешении критической ситуации подопечного стал повышаться более интенсивно по сравнению с уровнем разрешения личной критической ситуации. Это указывало на приобретение профессиональным аспектом компетентности ведущей роли в результате освоения профессиональных средств в ходе традиционного обучения, но динамика не была значимой.
Итоговое соотношение между этапом разрешения студентом личной критической ситуации и уровнем разрешения проблемы подопечного в ЭГ было иным. Большинство участников развивающего курса оказалось на 4-м высоком уровне интерпретации проблем подопечного (61,3%) и на 4-м посткризисном этапе в разрешении своей проблемы (70%). Полученное соотношение указывало на то, что способы интерпретации проблем подопечных, осваиваемые в ходе развивающего курса, способствовали иному пониманию студентами личной критической ситуации, что, в свою очередь, определило уменьшение возникновения переносов и идентификаций с подопечным, имеющим схожую проблему, и провоцировало переход студента к новому уровню понимания проблемы подопечного.
Результаты пост-теста ЭГ демонстрируют возможность значительного увеличения
исследование представлений студентов.
эффективности и скорости динамики взаимопереходов в профессиональном и личностном аспектах компетентности в построении стратегии психологического консультирования. Профессиональное и личностное развитие будущих психологов в ходе курса достигло уровней, недоступных обучаемым при традиционном обучении в вузе. Динамика построения студентами стратегии психологического консультирования как в личностном, так и в профессиональном аспектах носила характер ускоренной, массовой, скачкообразной и значимой. Это было подтверждено на основе применения статистического критерия — углового преобразования критерия Фишера — и отра-
жало переход студентов с крайне низких уровней на высокие, минуя промежуточные уровни.
Соотношение динамики личностного и профессионального аспектов новообразования демонстрируют правомерность тезиса Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие [2], и вскрывают эффективный механизм, объединяющий в одной деятельности процесс решения двух задач: преодоление личных критических ситуаций и формирование способности разрешать критические ситуации подопечных, что может быть названо личностно-деятельност-ным подходом к обучению деятельности психологического консультирования.
список литературы
1. Василюк Ф. Е. Система послевузовской подготовки психолога в области современной психотехники // Сост.: Ф. Е. Василюк, А. Б. Холмогорова, В. Н. Цапкин. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека // Сборник трудов. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 11З6 с.
3. Леденцова С. Л. Курс «Cherchez la femme» как средство развития деятельности консультирования у студентов-психологов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 201З. № З(24). С. 151-175.
4. Рыцарева Т. В. Трудности первых шагов психолога-консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № З. S9 с.
REFERENcES
1. Vasiljuk F. E. Sistema poslevuzovskoj podgotovki psihologa v oblasti sovremennoj psihotehniki / F. E. Vasiljuk, A. B. Holmogorova, V. N. Tsapkin. M.: Tsentr psihologii i psihoterapii, 1991.
2. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka // Sbornik trudov. M.: Smysl; Eksmo, 2005. 11З6 s.
3. Ledentsova S. L. Kurs «Cherchez la femme» kak sredstvo razvitija dejatel'-nosti konsul'tirovanija u studentovpsihologov // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 201З. № З (24). S. 151-175.
4. Rytsareva T. V. Trudnosti pervyh shagov psihologa-konsul'tanta // Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza. 2009. № З. 89 s.
О. В. Мельникова
исследование представлений студентов о профессионально-важных качествах архитектора
Обсуждаются результаты исследований представлений студентов, обучающихся архитектурной специальности, и архитекторов о значимости творческих, профессиональных и личностных характеристик для успешной деятельности. В качестве респондентов