Научная статья на тему 'Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов'

Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1348
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Циринг Д. А.

статье рассматривается проблема изучения структуры личностной беспомощности у студентов. Приводятся результаты исследования эмоциональной, когнитивной, мотивационной и волевой сфер личности у студентов с признаками беспомощности и их отсутствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная беспомощность у студентов: психологическое содержание структурных компонентов»

ББК Ю937 УДК 152.3

ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ У СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ*

Д.А. Циринг ЧелГУ

В статье рассматривается проблема изучения структуры личностной беспомощности у студентов. Приводятся результаты исследования эмоциональной, когнитивной, мотивационной и волевой сфер личности у студентов с признаками беспомощности и их отсутствием.

Юношеский возраст представляет собой переход во взрослость и характеризуется расширением диапазона социальных ролей. Молодой человек овладевает определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым может осуществлять трудовую деятельность, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность. В юности становятся актуальными задачи, связанные с обретением независимости. Это освоение профессиональной роли, установление близких отношений, отделение от родителей. Этот возраст Д. Левинсон характеризует как период определения мечты [2]. Мечта, как правило, связана с профессиональной деятельностью, карьерой (стать знаменитым актером, финансовым магнатом, олимпийским чемпионом или просто мастером своего дела, хорошим семьянином и т. п.). Мечта дает человеку вдохновение, энергию, помогая продвигаться по намеченному пути. Однако мечта может не реализоваться не только из-за своей иллюзорности, но и в связи с индивидуальными особенностями человека. Важно то, какой сложилась его личность, какова его жизненная история и система взаимоотношений со значимыми близкими. Наличие такого личностного образования, как беспомощность может существенно затруднять в юношеском возрасте решение упомянутых выше задач и усложнять переход к взрослости.

Выученная беспомощность первоначально изучалась как состояние, возникающее вследствие неконтролируемое™ и непредсказуемости негативных событий, когда действия человека не приводят к желаемым результатам. Ожидание неконтролируемого результата

*Грант Президента РФ МК-983.2005.6

распространяется на новые ситуации. Человек, что называется, «опускает руки», не предпринимает попыток изменить ситуацию к лучшему, воспринимает происходящее как неизбежное и не поддающееся его контролю. Симптомами беспомощности являются пассивность, грусть, тревога, враждебность, когнитивные дефициты, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, изменения нейрохимических процессов [7, 8]. Когда люди испытывают неконтролируемые плохие события, они спрашивают себя, почему это происходит, и те объяснения, которые люди дают хорошим и плохим результатам или событиям, влияют на их ожидания относительно будущих результатов или событий и таким образом влияют на их реакции [3, 6].

Существует два вида беспомощности: ситуативная и личностная [1, 5]. Ситуативная беспомощность возникает как временная реакция на травмирующие неподконтрольные субъекту события. Это состояние беспомощности в ее классическом понимании. Личностная беспомощность представляет собой сложное устойчивое образование, формирующееся в процессе развития личности под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими. В дальнейшем сосредоточимся на этом виде беспомощности. Симптомокомплекс личностной беспомощности - это образование личностного уровня, представляющее собой совокупность личностных особенностей в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, наличием невротических симптомов и определенными поведенческими особенностями. Личностная беспомощность проявля-

ется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, склонности к чувству вины, фрустрированности, более низкой самооценке и уровне притязаний, отсутствии увлеченности каким-либо делом, равнодушии, пассивности [5].

Беспомощность до недавнего времени изучалась исключительно в рамках западной психологии, в основном американской, что обусловило некоторую ограниченность теории выученной беспомощности. История этой теории составляет уже 40 лет, но до сих пор не проводилось исследований структуры указанного феномена. Гипотетическими компонентами, входящими в структуру личностной беспомощности, будем считать мотивационный, когнитивный, эмоциональный и волевой. Можно предположить, что структура личностной беспомощности не является устойчивой на протяжении различных периодов онтогенеза и изменяется в соответствии с возрастными особенностями психического развития человека. В младшем школьном возрасте ведущим структурным компонентом личностной беспомощности является эмоциональный, в подростковом - когнитивный [4]. На более поздних возрастных этапах, очевидно, все большую роль будет приобретать волевой компонент. Исследование, направленное на изучение структуры беспомощности и ее ведущих компонентов на различных этапах онтогенеза, позволит определить стратегии коррекционного и профилактического воздействия.

Данное исследование посвящено менее изученной возрастной категории - это студенты 18-23 лет. На настоящем этапе основное внимание следует уделить не столько изучению структурных взаимосвязей указанных выше составляющих личностной беспомощности, сколько психологическому содержанию самих этих компонентов, без которого невозможен следующий шаг по определению структурных особенностей феномена.

В проведенном в 2006 году исследовании участвовало 137 человек. Среди них студенты Челябинского государственного университета и студенты Южно-Уральского государственного университета.

Первый этап исследования был связан с формированием выборки студентов от 18 до 23 лет с признаками личностной беспомощности и полярной ей выборки, то есть студентов с отсутствием указанных признаков. В группу с признаками личностной беспомощности вошли 40 студентов, среди них 14 юношей и

26 девушек. В группу с отсутствием признаков личностной беспомощности («самостоятельные» студенты) вошли 35 человек, среди них 19 юношей и 16 девушек. Второй этап был связан с изучением эмоциональной, когнитивной, мотивационной и волевой сфер личности у «беспомощных» и «самостоятельных» студентов.

В результате изучения эмоциональных особенностей были получены следующие данные. У студентов с признаками личностной беспомощности выявлены более низкие показатели по фактору С (сила «Я» по Кэт-тэллу), чем у студентов без признаков беспомощности (1=4,3, р<0,001), что свидетельствует о низком пороге в отношении фрустрации, избегании требований действительности, невротической утомляемости, раздражительности, эмоциональная возбудимости, невротической симптоматике (фобии, нарушения сна), чувствительности, эмоциональной неустойчив вости, неуверенности в себе, легкой ранимости, остроте реагирования на неудачу, заниженной самооценке, трудности в адаптации к новым условиям. Это сочетается с более высокими показателями (1=2,5, р<0,05) по фактору С>4 (напряженность - расслабленность по Кэттэллу), что свидетельствует о склонности к напряженности, возбудимости, фрустрированности, сверхреактивности (высокое энергетическое напряжение), избытке побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, нервном напряжении преобладающем в поведении, раздражительности. «Беспомощные» студенты имеют также более высокие (1=2,7, р<0,05) показатели по фактору I (реалистичность -чувствительность по Кэттэллу), то есть у них ярче выражена зависимость, мягкость, склонность к романтизму, подверженность влиянию внешней среды.

В результате исследования особенностей когнитивной сферы были обнаружены следующие различия между студентами с признаками личностной беспомощности и самостоятельными студентами. Испытуемые в первой группе имеют более низкие показатели креативности по шкалам гибкости, оригинальности, разработанности Краткого теста творческого мышления.

Эти данные свидетельствуют о том, что «беспомощные» студенты выдвигают менее разнообразные идеи и используют менее разнообразные стратегии решения проблем, проявляя ригидность мышления, они отличаются

меньшей интеллектуальной активностью и большей конформностью, чаще дают очевидные и тривиальные ответы, в меньшей степени способны к изобретательской и конструктивной деятельности, то есть в целом имеют более низкий уровень креативности (см. таблицу).

Эти результаты согласуются с результатами исследования ригидности, которые также демонстрируют значимые различия между двумя исследуемыми группами (1=7,6, р<0,001). Уровень ригидности выше у беспомощных студентов, что свидетельствует о тенденции к сохранению у данной группы своих установок, стереотипов, способов мышления, а также затруднений, вплоть до полной неспособности изменить личную точку зрения, программу собственной деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Особенности когнитивной сферы студентов с признаками беспомощности и с их отсутствием характеризуются также соответственно пессимистическим и оптимистическим атрибутивным стилем. Студенты из первой группы полагают, что неприятности будут длиться вечно и происходить во всех сферах жизни, причем винить они в происходящем будут себя, хорошее для них - временно, случается только в ограниченной области жизни благодаря стечению обстоятельств. У «самостоятельных» преобладает оптимистический атрибутивный стиль, т.е. они верят, что неприятности временны, происходят только в одной сфере жизни и виной тому внешние обстоятельства, хорошие же события имеют постоянный характер, происходят в разных сферах жизни и причиной тому - они сами.

При изучении особенностей мотивационной сферы были выявлены следующие особенности. Для студентов с признаками личностной беспомощности в большей степени характерен страх отвержения, чем для «самостоятельных» студентов (и эмп.=439, р<0,01). Такие данные свидетельствуют о наличии у «беспомощных» студентов внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх от-

вержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей. Показатели по шкале «стремление к принятию» у беспомощных и самостоятельных студентов не имеют значимых различий.

Результаты исследования по методикам «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса выявили значимые различия в показателях мотивации к успеху (и эмп.=285, р<0,01) и мотивации к избеганию неудач (II эмп.=280, р<0,01) у беспомощных и самостоятельных студентов.

Из полученных данных можно сделать вывод, что «самостоятельные» студенты, ориентированные на успех, склонны к разумному риску, решительны в ситуациях неопределенности. Им свойственны большая настойчивость при стремлении к цели, готовность взять на себя ответственность, а также адекватный уровень притязаний.

Беспомощные студенты склонны к избеганию неудач. Такая позиция характеризуется склонностью выбирать очень легкие или, напротив, слишком трудные задачи (где неудача не воспринимается как личный неуспех) для подтверждения собственной неуспешности. Они менее настойчивы в достижении целей, стараются брать на себя как можно меньше ответственности, могут долго колебаться в ситуации принятия решения, или же, наоборот, склонны идти на необдуманный риск.

При изучении уровня притязаний с помощью моторной пробы Шварцландера обнаружено отсутствие значимых различий по данной методике у группы беспомощных и самостоятельных студентов. Однако, следует отметить, что у беспомощных студентов уровень притязаний колеблется от очень низких до очень высоких показателей и свидетельствует об их неадекватной оценки соответствия собственным возможностям. Тогда как у самостоятельных студентов показатели уровня притязаний достаточно устойчивы и характеризуются умеренным уровнем.

Доминирующими в системе терминальных ценностей (по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича) у беспомощных сту-

Результаты исследования творческого мышления в двух группах студентов

Показатель Беспомощные Самостоятельные ї Р

М1 оті М2 а2

Г ибкость 8,4 3,8 10,6 3,4 2,55 0,05

Оригинальность 6,7 19,3 6,9 20,8 2,9 0,01

Разработанность 60,3 18 68,5 20 4,2 0,001

Беглость 10,5 4,2 11,2 4,4 1,4 —

дентов являются любовь (44%), наличие верных и хороших друзей (39%), свобода поступков и действий (34%), творческая деятельность (31%).

У самостоятельных студентов главными терминальными ценностями являются интересная работа (42%), счастливая семейная жизнь (38%), материально обеспеченная жизнь (33%).

В список инструментальных ценностей вошли: у студентов с признаками беспомощности - независимость, жизнерадостность, честность, образованность; у самостоятельных студентов - независимость, высокие запросы, образованность, широта взглядов.

Заслуживают внимания также результаты исследования локуса контроля с помощью Бехтеревского опросника для определения УСК. На основании полученных результатов построены профили УСК со средними показателями по каждой шкале для студентов с признаками личностной беспомощности и с отсутствием таковых (см. рисунок).

Значительное превышение показателей УСК по общей шкале интернальности (Ио) у самостоятельных студентов свидетельствуют о способности брать на себя ответственность за то, что происходит с ними. Низкие показатели у беспомощных студентов свидетельствуют о том, что в большинстве случаев они снимают с себя ответственность за происходящее и перекладывают ее с себя на обстоятельства и других людей.

Также заниженные показатели по шкале интернальности в области достижений (Ид) свидетельствуют о том, что беспомощные студенты приписывают свои успехи внешним

обстоятельствам, в отличие от самостоятельных студентов, которые считают, что они сами добились всего хорошего, что было и есть в жизни, и что они способны реализовать свои цели в будущем.

Показатели по шкале интернальности в области неудач (Ин) практически совпадают у беспомощных и самостоятельных студентов и характеризуются средними показателями. Такие показатели говорят о достаточно развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности приписывать самому себе ответственность за разнообразные неприятности и страдания, не доходя при этом до самобичевания.

Высокие показатели по шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) у самостоятельных студентов говорит о том, что эти испытуемые считают сложившиеся семейные отношения результатом своих усилий и что они будут и дальше определять их характер. Беспомощные студенты больше склонны снимать с себя ответственность за характер отношений в своей семье и перекладывать ее на других родственников.

Показатели по шкале интернальности в области межличностных отшношений (Им) также не имеют значимых различий. Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты обеих групп считают себя в силах определять свой психологический статус в коллективе, зная, в каких случаях они смогут заслужить симпатию и уважение, а в каких нет.

Различия по шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) говорят о том, что самостоятельные студенты

■беспомощные ■ самостоятельные

Сравнение профилей УСК у беспомощных и самостоятельных студентов

считают свои действия важным фактором в организации собственной деятельности, в своем продвижении и т.д. Беспомощные студенты склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам (расположению начальства, коллегам по работе, невезению).

Средний уровень по шкале интернально-сти в отношении здоровья у обеих групп (Из) свидетельствует об одинаковой склонности полагаться на самого себя в отношении собственного здоровья, считать, что во время болезни успех выздоровления зависит от самого испытуемого.

Исследование уровня выраженности волевых качеств личности позволило сделать заключение о преобладании высокого уровня этих качеств у «самостоятельных» студентов и меньшей развитости у студентов «беспомощных». Выявлены значимые различия по большинству диагностируемых показателей.

Более высокие показатели робости и стеснительность у беспомощных студентов (1=7, р<0,001) свидетельствуют о застенчивости, нерешительности, неуверенности. Эти студенты склонны избегать рискованных ситуаций, при необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают его выполнение.

Студенты с признаками беспомощности склонны считать себя менее терпеливыми, чем самостоятельные студенты, которые оценивают выше собственную терпеливость (1=2,2, р<0,05).

Высокие показатели настойчивости у самостоятельных студентов (1=4, р<0,01) говорят о выраженности у них этого качества, свидетельствующего о склонности доводить начатое дело до конца.

Результаты сравнения по двум выборкам студентов показали отсутствие значимых различий в оценке собственного упорства (1=1,4, р<0,01). И та, и другая группа студентов считает, что в достижении поставленных целей они в полной мере проявляют свое упорство.

В целом, проведенное исследование свидетельствует о существенных различиях изученных групп и своеобразии мотивационной, когнитивной, эмоциональной и волевой сфер

личности у студентов с признаками личностной беспомощности и с проявлениями самостоятельности. Следует отметить, что по сравнению с детством и подростковым периодом «беспомощные» и «самостоятельные» испытуемые юношеского возраста имеют более выраженные, более яркие различия, что, вероятно, связано с большей сформированно-стью личности, определившимися уже стратегиями поведения, сложившимися стереотипами. Указанный факт говорит и о том, что на этом этапе гораздо сложнее проводить коррекцию личностной беспомощности и развивать самостоятельность.

Литература

1. Батурин, НА. Ситуативная и личностная беспомощность / НА. Батурин // 52 научная конференция: материалы конференции преподавателей факультета психологии. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - С. 21-22.

2. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2(306. 940 с.

3. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен; под ред. Б.М. Величков-ского. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 392 с.

4. Циринг, Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи / Д.А. Циринг // Теоретикометодологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: материалы международной научно-практической конференции. В 3 ч. - Ч. 1. -Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. - С. 5-11.

5. Циринг, ДА. Психология выученной беспомощности: учебное пособие / Д.А. Циринг. - М: Издательский центр «Академия», 2005.-120 с.

6. Abramson, L.Y. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation / L. Y. Abramson, М. E. P. Seligman, J. D. Teasdale // Journal of Abnormal Psychology. -1978. - 87, pp. 49-74.

7. Peterson, C. Causal explanations as a risk factor for depression: Theory and evidence / C. Peterson, М. E. P. Seligman // Psychological Review. - 1984. - 91, pp. 347 - 374.

8. Seligman, M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death / M E. P. Seligman. -San Francisco: Freeman, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.