Научная статья на тему 'Личности и революционные события России 1917 г'

Личности и революционные события России 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ГЕНЕРАЛ П. РЕННЕНКАМПФ / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ / ЮНКЕРА / СКУЛЬПТОР Я. НАВРАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трубникова Екатерина Валентиновна

В данной статье хотелось бы продолжить разговор об истории г. Таганрога, о людях, населявших его в разные годы, и о нас, наследниках этого достояния. Мы уже говорили о семье всемирно известного геральдиста А. Лакиера (№19, 20), об известных таганрожцах, похороненных на Старом кладбище города (№21), об истории Таганрога как старейшего культурно-исторического центра Юга России (№24). Сегодня вспомним события 100-летней давности, а именно революцию 1917г., и о людях, проживавших в тот период в городе и сыгравших немаловажную роль в вышеозначенных событиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личности и революционные события России 1917 г»

ИНФОРМЛиИОННО-ЛНЛЛИТИЧЕСКМЕ МЛТЕРИЛЛЫ

Е.В. ТРУБНИКОВА

ЛИЧНОСТИ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ

РОССИИ 1917 г.

В данной статье хотелось бы продолжить разговор об истории г. Таганрога, о людях, населявших его в разные годы, и о нас, наследниках этого достояния. Мы уже говорили о семье всемирно известного геральдиста А. Лакиера (№19, 20), об известных таганрожцах, похороненных на Старом клад-

бище города (№21), об истории Таганрога как старейшего культурно-исторического центра Юга России (№24). Сегодня вспомним события 100-летней давности, а именно революцию 1917г., и о людях, проживавших в тот период в городе и сыгравших немаловажную роль в вышеозначенных событиях.

Историческийпроцесс, личность, генералП. Ренненкампф, революция 1917 г., архиепископАрсений, юнкера, скульптор Я. Наерат.

Как неспокойно было в Таганроге к 1918 году! Вся страна уже была охвачена революционными событиями. И хотя в целом горожане были спокойны, но на крупных заводах Таганрога в среде рабочих уже давно велась активная агитационная работа, таганрожцы обсуждали возможное развитие событий и уже заранее делились на два непримиримых лагеря.

Общее управление городом осуществлялось казачьим самоуправлением с 25 октября 1917 г. «ввиду прекращения сообщения с центральной государственной властью, впредь до восстановления законной власти и порядка в России». Вместе с тем активно работали военно-революционные комитеты. Так, в декабре 1917 г. социалистами была предложена резолюция: «Проявить все усилия, чтобы предотвратить гражданскую войну в Таганроге, для которой нет никаких данных». Но большевики, ведомые А. Глуш-ко, боялись угрозы «белого террора» со стороны генерала Каледина и уже обсуждали план возможного восстания.

Ситуация накалялась еще и потому, что, с одной стороны, в 100 км от города, на Донбассе, уже вовсю шли боевые столкновения, с севера приближались десятитысячный отряд Р. Сиверса, который грозил захватом Ростова-на-Дону и Таганрога, а на Русско-Балтийском заводе (в дальнейшем комбайновый завод) уже «кипели» 1700 рабочих - военнопленных чехов и словаков и рабочих эвакуированного рижского завода. С другой стороны, перед Новым годом (1918) город охраняли 250 юнкеров Киевской школы прапорщиков с офицерами под командованием полковника А. Мастыко и рота полковника А. Кутепова, прибывшая в Таганрог для подкрепления и поднятия боевого духа.

Конечно же, ситуация была непростой, было много несправедливости и обид, но желающих развязать братоубийственную гражданскую войну было немного.

Одним из таких идейных людей был представитель красных войск 24-летний латыш Р. Сивере, который, наступая на Ростов-на-Дону, говорил: «Каких бы жертв это ни стоило нам, мы совершим свое дело, и каждый, с оружием в руках восставший против советской власти, не будет оставлен в живых. Нас обвиняют в жестокости, и эти обвинения справедливы. Но обвиняющие забывают, что гражданская война - война особая. В битвах народов сражаются люди-братья, одураченные господствующими классами; в гражданской же войне идет бой ме^ду подлинными врагами. Вот почему эта война не знает пощады, и мы беспощадны».

Обратим внимание на то, что этому воину лишь 24 года. И это многое объясняет: отсутствие жизненного опыта, семьи, детей, дома. Именно Р. Сивере начал реализовывать репрессии по отношению к священникам, казачьим офицерам, разжег ненависть и довольно сильно повлиял на жизнь Таганрога. Погиб Р. Сивере в 26 лет от полученных ран.

В ожидании наступления красных, которые находились уже в районе Неклиновки, 14 (по некоторым данным 18-го) января в городе поднялось рабочее восстание. Часть бойцов А. Кутепова и А. Мастыко

принимали участие в первых столкновениях вне города. Оставшиеся же в Таганроге юнкера пытались удерживать стратегические позиции: вокзал, Балтийский и спиртной заводы, продовольственные склады, телефонную станцию.

Открытые столкновения в городе длились всего 5 дней, но за столь короткий срок погибло более 200 человек: более 100 со стороны рабочих и более 100 юнкеров и примкнувших к ним добровольцев-гимназистов. Был убит и полицмейстер Я. Жужнев.

Такая картина революционных событий, наверное, складывалась во множестве городов и селений России. Но нам, потомкам, вспоминающим эти события, стоит уделить внимание некоторым деталям.

В архивах сохранились документы, созданные Особой комиссией по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженных сил на Юге России, начавшей свою работу по изгнании большевиков из города. Читаем: «... были составлены протоколы медико-полицейского осмотра 100 трупов, большинство из которых принадлежало офицерам и юнкерам. В этом же числе был обнаружен и генерал П. Ренненкампф. Большинство трупов было в нижнем белье или без одежды. Свидетелям пришлось убедиться, что жертвы перед смертью подвергались мучительным страданиям, а сам способ лишения жизни отличается чрезмерной, ничем не оправданной жестокостью. На многих трупах кроме обычных огнестрельных ранений колотые и рубленые раны прижизненного происхождения -зачастую в большом количестве и на разных частях тела, иногда эти раны свидетельствуют о сплошной рубке всего тела. Головы у большинства были совершенно размозжены, были труппы с отрубленными конечностями и ушами, на некоторых имелись хирургические повязки - ясное доказательство захвата раненых в больницах и госпиталях. Труп полицмейстера Я. Жужнева оказался с вырванным боком, что свидетельствует о том, что он некоторое время не предавался земле и собаки объели его».

Нет объяснения тому, зачем были совершены столь жестокие расправы. Простым желанием смены власти и улучшением жизни этого не объяснить. Конечно же, во главе революционных отрядов стояли люди, подготовленные и военно, и психологически, и всем опытом своей жизни к данной деятельности.

В период с января по апрель 1918 г. военным комиссаром Таганрога был И. Родионов, отбывавший наказание за грабеж, его помощники - Р. Гончаров (грабеж), А. Канунников (убийство), начальник контрразведывательного управления И. Верстак (воровство), заведующий производством расстрелов и обысков И. Сигида (грабеж), начальник пулеметной команды бронированного поезда И. Доходелов (грабеж).

На фоне этих трагических событий в противовес Р. Сиверсу, непримиримому революционеру, хотелось бы поговорить об архиепископе Арсении, могила которого волею судьбы оказалась также на Старом кладбище.

Архиепископ Арсений, в миру Александр Иванович Смоленец, получивший прекрасное светское образование (факультет юриспруденции Варшавского университета), имел и уникальный священничес-

кий опыт. К 1917 г. он поработал в самых трудных и ответственных местах: от ректора Александровской семинарии до настоятеля Богородичного монастыря Могилевской епархии.

Руководя Таганрогской и Ростовской епархией, был ярым борцом с обновленцами и с мероприятиями по отъему церковных ценностей Советской властью. Епископ Иосиф (ИМ. Чернов) писал: «Судьба подарила мне встречу на моем жизненном пути с человеком, которого жизнь была почти легенда, но - реальность».

Именно этот человек, рискуя своей жизнью, добился разрешения подготовить к захоронению, отпеть и упокоить всех: и рабочих, и юнкеров. В одно время на кладбище собрались люди, потерявшие своих близких и родных. Благодаря своему удивительно сильному духу и авторитету архиепископ Арсений смог произвести все необходимые ритуалы и проводить погибших в последний путь. И это подвиг, подвиг священника, человека и миротворца.

Упокоился архиепископ Арсений после многолетних преследований и соловецкой ссылки в 1937 г. в нашем городе.

Чехи же и словаки, как и представители многих других национальностей, также разделились на два лагеря. Многие из них погибли в борьбе за утверждение идеалов революции.

В марте 1918 г. в Таганрог прибыло украинское революционное правительство, так как, нарушив условия Брестского договора, немцы оккупировали почти всю Украину.

Вместе с украинским правительством в город прибыл Центральный комитет чехов и словаков-интернационалистов, образовавшийся в Киеве из числа военнопленных.

Совсем недавно стало известно, что в Таганроге издавалась на чешском языке газета «Свобода», которую редактировал всемирно известный писатель Ярослав Гашек (правда, в Таганроге он подписывал свои материалы как доктор Станков). Я. Гашек попал в Россию как военнопленный. Пути-дороги привели его из Киева в Москву, а затем в Сибирь, где он вступил в РКП(б), стал политработником Красной Армии. Об этих страницах биографии Гашека известно очень много. К сожалению, исследователи его творчества незаслуженно забывают, что после Киева был еще и Таганрог.

Я. Гашек тоже принимал участие в боевых действиях на Северском Донце в рядах Красной гвардии. Не жалея жизни, сражались патриоты-интернационалисты за ту Россию, где, как писал Гашек в одной из фронтовых листовок, обращенных к чехам, «мы все нашли защиту и возможность проводить чешскую революцию».

В Таганрогском краеведческом музее хранится несколько экземпляров «Свободы», печатавшейся на Дону. К сожалению, комплект этот далеко не полный.

Уезжая с Донца в Москву, Гашек, по свидетельству Й. Поспишила, заявил, что будет просить Советское правительство сформировать чехословацкие части Красной Армии. «Мы должны остаться здесь! -говорил он. - Здесь должен остаться каждый из нас, кто знает, что мы - потомки таборитов, первых в Европе социалистов-коммунистов... Мы должны помочь России».

Я. Гашек добился осуществления своей мечты. Уже в 1918 г. в рядах 16-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Киквидзе, на Дону сражалась с белогвардейцами первая чехословацкая красноармейская часть. Позже большая группа чешских красноармейцев вошла в состав 1-го Ростовского полка, сформированного в Нахичевани, принимала участие в штурме Перекопа и в освобождении Крыма.

Много чехов и словаков сражалось в рядах V Украинской армии К.Е. Ворошилова. Покидая последними огневую позицию при восстановлении переправы через Дон, чехи написали на пустом ящике из-под снарядов: «Здесь стояла интернациональная батарея, она сражалась на Дону за красную Чехословакию».

И наконец, немало чехов и словаков служило в рядах Первой конной армии С.М. Буденного. Одним из красных эскадронов, освобождавших Новочеркасск, командовал чех Дворжак.

После гражданской войны многие чехословацкие красноармейцы вернулись на родину. Это они писали после смерти Я. Гашека «Новые похождения солдата Швейка», известные в десятках вариантов (заметим, что большинство этих «продолжений» романа о Швейке так или иначе связано с Доном). Другие чехословацкие красноармейцы нашли себе в нашей стране вторую родину - стали полноправными советскими гражданами, женились здесь, растили детей.

На территории Старого кладбища можно найти памятники тем событиям, которые объединяются в логичный и красивый по содержанию познавательный экскурсионный маршрут, который можно пред-

лагать и детям, и взрослым, как приезжим, так и таганрожцам. Ниже представлены имеющиеся памятники, отражающие как личные истории, так и революционные события в целом.

Так, на одном участке собраны братское захоронение юнкеров, могилы архиепископа Арсения, генерала П. Ренненкампфа и полицмейстера Я. Жужнева, на другом - братские захоронения чехов и словаков «Ангел-воин» и красноармейцев, погибших в те роковые дни.

На братском захоронении юнкеров был поставлен четырёхметровый крест, сделанный из рельсов. В 2000-х годах лихие люди спилили его на металл. И только в 2014 г. по общественной инициативе и при участии автора данной статьи крест был восстановлен. На данный момент работы не окончены, и мы видим на фотографии современное

состояние захоронения.

.......

' г1*

¿V ^ -и:

Также была восстановлена и могила архиепископа Арсения, пострадавшая аналогичным образом. Работы не окончены. На фото современный вид.

В 10 мот этих могил два года назад была найдена могила генерала П. Рененнкампфа (на данный момент ведутся подготовительные работы по восстановлению захоронения). Местоположение могилы было определено расчетным путем по фотографии 20-х годов ХХв. Сейчас данная площадка заполнена более поздними захоронениями.

На этом же участке находится и надгробие полицмейстера Я. Жужнева, которое требует восстановления и уходных работ.

В целом этот участок можно обозначить как белогвардейский мемориал.

На противоположной стороне кладбища высится стела над братской могилой красноармейцев и рабочих, погибших в то время. Памятник интересен тем, что стоит на пьедестале памятника Александру I с Банковской площади. И на данный момент за табличкой открываются начальные и конечные буквы надписи «Александру Первому». В целом памятник находится в плачевном состоянии и также требует восстановления.

В 10 метрах - великолепный памятник на братской могиле чехов и словаков «Ангел-воин». Представляем старую фотографию, так как на данный момент памятник выглядит хуже и ждет своей реставрации.

Этот участок условно можно назвать красноармейским. И здесь хотелось бы представить еще одну личную историю - историю скульптора Яна Наврата.

На пьедестале изначально были надписи на русском и чешском языках, сохранилась только русскоязычная: «Из далекой страны мужей и дел великих уныло-грустный гений прилетел. Он опустился над братской могилой на прах сынов той измученной страны, из рук которых безжалостная смерть преждевременно вырвала всепобедный меч Свободы».

Текст, составленный в духе революционного романтизма, к сожалению, сохранился наполовину. Оригинальный цвет скульптуры - грязно-розовый, материал - песчаник. Утрачена часть головы ангела-воина: мягкий песчаник осыпается из-за дождей и морозов. Памятник временно законсервирован цементным молоком, поэтому имеет искаженный цвет. Склоненная фигура - символ тоскующей души, но представленный в напряжении - это еще символ преждевременно оборвавшейся жизни.

Создал этот удивительный образ Ян Наврат, чех по национальности, который попал в наш город в годы Первой мировой войны. Неизвестно, был ли он одним из военнопленных, присланных работать на Русско-Балтийский завод, или приехал по собственному желанию. В любом случае наш город оставил у него тяжкие воспоминания - здесь в 1917 г. погиб его единственный сын, который активно выступал за свободу и равенство и был убит неизвестными ночью в собственном доме.

Спустя 10 лет автор «Ангела-воина» навсегда покинул Россию и уехал на родину, оставив нам на память только молчаливое надгробие. Дальние родственники скульптора и сейчас живут в Чехии и поддерживают связь с редакцией журнала «Вехи Таганрога». По одной из версий в этой могиле похоронен и сын Я. Наврата.

Несколько лет назад была создана навигационная система Старого кладбища, и все вышеуказанные надгробия вошли в нее. В настоящее время возле каждого объекта стоит информационная табличка.

Что можно сказать в заключение данной статьи?.. На наш взгляд, не представляется возможным судить о тех события однозначно. Безусловно, на тот момент создалась сложная политическая, социальная и экономическая ситуация в стране. Власть не смогла удержать ситуацию, которая стала развиваться стремительно и непредсказуемо. На этом объективном фоне мы видим личные истории, которые в той или иной степени повлияли на направленность и силу процессов. Если Р. Сивере был молодым, отчаянным идеалистом, заражающим своей энергией и жестокостью, то архиепископ Арсений удивляет своей четкой позицией, моральными принципами и стойкостью в борьбе со злом, желанием примирить стороны. Если Я. Гашек так же, как и Р. Сивере, борясь за собственные идеалы, на материале событий, в том числе и Таганрога, создал литературное произведение «Похождения бравого солдата Швейка», которое актуально и поныне, то талантливейший скульптор Я. Наврат, потеряв во время данных событий сына, создав около 10 художественно ценных надгробий, которые и поныне украшают Старое кладбище, уехал на родину, оставив в Таганроге часть своей измученной души.

Любое революционное преобразование общества, по нашему мнению, будит в людях не самые лучшие качества. Вперёд выходят люди, во-первых, молодые, не имеющие должного житейского опыта, и решительные в силу возраста, а во-вторых, готовые действовать жестоко, т.е. это зачастую, как мы видим на примере Таганрога, уголовники или люди с темным прошлым, которые в таких событиях видят для себя новые возможности.

Крайне необходимо, особенно в нашей современной ситуации, доносить до молодого поколения, что самый приемлемый путь решения политических и иных вопросов - законный порядок, выяснение отношений бесконфликтным путем, отстаивание собственных позиций цивилизованным способом. И в этом, мы надеемся, может помочь наша работа по восстановлению Старого кладбища, память о событиях и личных историях таганрожцев революционного 1918 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврюшкин О.П. Вдоль по Питерской/ О.П. Гав-рюшкин. - Таганрог, 2000. - 209 с.

2. Резникова И. Православие на Соловках: материалы по истории Соловецкого лагеря: Исторические сборники/ И. Резникова. - СПб., 1994.

3. Трубникова Е. Создание навигационной системы таганрогского некрополя/ Е. Трубникова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - №21. - 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.