Научная статья на тему 'Личность в сравнительных исследованиях. О монографии "Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени"'

Личность в сравнительных исследованиях. О монографии "Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фомин Сергей Матвеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в сравнительных исследованиях. О монографии "Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени"»

УДК 801.731 ЛИЧНОСТЬ В СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕ-

ББК 83 ДОВАНИЯХ. О МОНОГРАФИИ «ФРАН-

ЦИЯ И РОССИЯ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИМПЕРСОНАЛЬНОСТИ К ЛИЧНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

© 2019 г. С.М. Фомин

Нижегородский государственный лингвистический Университет имени Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия Дата поступления статьи: 02 ноября 2018 г. Дата публикации: 25 марта 2019 г. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-386-395

Информация об авторе: Сергей Матвеевич Фомин — кандидат филологических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический Университет имени Н.А. Добролюбова, ул. Минина, д. 31 а, 603155 г. Нижний Новгород, Россия.

E-mail: semafor1952@yandex.ru

Для цитирования: Фомин С.М. Личность в сравнительных исследованиях.

О монографии «Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности нового времени» // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № i. С. 386-395. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-386-395

(g)®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2019. S.M. Fomin

Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny

Novgorod, Russia

Received: November 02, 2018

Date of publication: March 25, 2019

THE QUESTION OF THE PERSONALITY IN COMPARATIVE STUDIES. A REVIEW OF FRANCE AND RUSSIA: FROM THE MEDIEVAL IMPERSONALITY TO MODERN INDIVIDUALISM BY K.YU. KASHLYAVIK (ED.)

Information about the author: Sergey M. Fomin, PhD in Philology, Professor, Linguistics University of Nizhny Novgorod, Minina str. 31 a, 603155 Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: semafor1952@yandex.ru

For citation: Fomin S.M. The Question of the Personality in Comparative Studies. A Review of France and Russia: From the Medieval Impersonality to Modern Individualism by K.Yu. Kashlyavik (ed.). Studia Litterarum, 2019, vol. 4, no 1, pp. 386-395. (In Russ.) DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-386-395

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в Нижнем Новгороде сформировался научный центр ученых-филологов, которых во Франции принято называть «les dix-septiémistes» (дисетьемистами). Они, как известно, специализируются на изучении западноевропейского культурного наследия XVII в. Подтверждением тому уже третья масштабная научная конференция ученых «Франция — Россия: вокруг Блеза Паскаля», которая состоялась 1-2 октября 2018 г. в Нижнем Новгороде.

Не менее представительными были и две предыдущие. В них принимали участие ведущие историки, литературоведы и лингвисты, чьи интересы так или иначе касались изучаемого периода. Среди приглашенных были имена действительно выдающиеся, да и география участников не могла не поражать воображение. Первый научный симпозиум имел явный успех, потому что авторитетные специалисты с удовольствием приняли приглашение организаторов и в 2016 г. Вторая научная конференция проходила под названием «Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени». Ее организаторы справедливо отмечали, что на этот раз хронологические рамки разговора об истории культур и диалога двух стран расширены до Нового времени. Это позволило обсудить разнообразные вопросы: от «галилеевского языкового сознания» до теории и практики революций.

По ее материалам в 2018 г. была издана коллективная монография, которая, во-первых, свидетельствует о наличии «идеологии» у нижегородской школы исследователей культуры эпохи классицизма и барокко, способной объединить ученых разных специальностей. Она же констатировала, что после определенного перерыва в России возобновился инте-

рес к культуре XVII в., который, следует заметить, во Франции никогда не пресекался.

Сборник имеет четкую структуру, отражающую отношение ее авторов к идеям французского абсолютизма и наследию французской культуры от истоков до наших дней. Магистральной становится идея о том, что эволюция общества, его институтов и культуры — это процесс поиска и обретения индивидуальности, т. е. стремление «уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни», т. е. «самоценность отличия» (курсив мой. — С.Ф.) [1, с. 3].

Первый раздел представлен текстами, которые через обращение к истории России и Франции пытаются проследить путь, проделанный цивилизацией от имперсональности Средневековья к обретению индивидуальности в последующие культурные эпохи. Часто их авторы обращаются к малоизученным документам, которые позволяют понять или по-новому взглянуть на устройство средневекового мира и последующих эпох как «многослойного мыслительного универсума, который включает в себя как идеологические, так и социально-психологические и художественные формы освоения действительности людьми, образовавшими общество» [3, с. 5].

Второй раздел написан в основном учеными-«дисетьемистами». Они обращаются как к историческим маркерам эпохи классицизма, так и к текстам (сказкам, автопортретам и мемуарам), эту эпоху описывающим. Несомненный интерес представляет совместное исследование Л.Г. Викуловой и С.В. Михайловой «Салон как фактор паратологии в литературной коммуникации XVII века». Изучение художественного дискурса, который обусловлен как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами, как справедливо утверждают авторы статьи, позволяет увидеть кардинальные изменения в общественном сознании XVII в., переосмыслить аксиологические установки и нормы описываемой эпохи. И аристократический салон действительно становится тем «полифункциональным местом литературной коммуникации», где формировались вкусы и пристрастия, создавались и рушились культурные авторитеты, «укреплялась идентичность» [5, с. 79].

Замечания московских исследователей дополняются текстами, которые исследуют великий век классицистического театра, кардинально поменявший как сценическое искусство вообще, так и суть актерской профессии, что привело к профессионализации сцены и рождению новой актерской

Studia Litterarum /2019 том 4, № 1

школы. Размышления о судьбе салонов и эволюции театра XVII в. дополняются исследованиями наследия и личной судьбы Ф. де Ларошфуко и Мадмуазель де Монпансье, в этих салонах блиставших.

Третий раздел отражает ключевое понятие идеологии новой научной школы, столь дорогое организаторам конференции в Нижнем Новгороде З.И. Кирнозе и К.Ю. Кашлявик. Оно было заимствовано ими у Бахтина, который много размышлял о феномене «диалога культур»: «...высказывания, отдаленные друг от друга и во времени, и в пространстве, при смысловом сопоставлении обнаруживают диалогические отношения, если между ними есть хоть какая-нибудь смысловая конвергенция (хотя бы частичная общность темы, точки зрения и т. п.)» [2, с. 320]. Вместе с тем абсолютно все авторы монографического исследования о долгом пути человека от импер-сональности к обретению личности старались «примерить на себя одежды» авторов Средневековья и Нового времени, таким образом, объектом исследования стала вся история цивилизаций от Античности до наших дней.

Список авторов коллективной монографии впечатлит любого, кто этот научный труд возьмет в руки. Французская сторона в нем представлена глубоким и очень интересным исследованием ученого из Национального центра научных исследований Высшей нормальной школы Евы Берар. Она изучает личность в перспективе компаративистики. Работа подтверждает тезис о непрерывности культурного диалога, свидетельством чему является отсылка к монографическим исследованиям Л.Я. Гинзбург, хотя ею и предлагается отличный от советского исследователя путь исследования художественного материала. Е. Берар интересует «личность писателя или — шире — человека искусства, а не литературного героя. При этом ударение будет поставлено на процессе становления личности, на моменте критических его поворотов, коллизий, а не на конечном итоге» [5, с. 201]. Та же мысль прочитывается во всех текстах монографии: от статей известных литературоведов (В.Д. Алташина, А.Е. Бочкарев, Л.Г. Викулова, А.В. Голубков, Г.Р. Ермоленко, З.И. Кирнозе, И.А. Некрасова, Б.Н. Тарасов, О.В. Тимашева, К.А. Чекалов) до первых научных опусов аспирантов.

Несомненным украшением монографии является исследование доктора филологических наук, профессора Санкт-петербургского университета В.Д. Алташиной «"Русская парижанка" Виже-Лебрен», повествующее об удивительной судьбе известной французской портретистки, прославившей

российскую аристократию XIX в. Интерес к ее творчеству значительно повысился в наше время, свидетельством чему и новые исследования во Франции, и выставки, которые проходят в крупнейших музеях мира: от Гран Пале в Париже до музея Метрополитен в Нью-Йорке. Однако В.Д. Алташи-на предлагает «прочитать» историю жизни великой француженки сквозь призму ее текстов, которые «на русском языке изданы не были и никогда не привлекали внимание исследователей» [5, с. 150].

Работа В.Д. Алташиной содержит обширный научный историко-культурный материал, который не только приближает к современному российскому читателю малознакомое имя, но и служит источником вдохновения для ее коллег. В частности, не может не вызвать интерес работа С.Ю. Павловой «Грани автопортрета в "мемуарах" Мадмуазель де Монпансье». Поражает круг интересов В.Д. Алташиной, которой одинаково близки и понятны Б. Паскаль и Ж. Расин, романы-мемуары XVIII в. (см.: [6]) и литература «нон-фикшн» XX-XXI вв. (см.: [4]).

Особых слов заслуживает научный труд З.И. Кирнозе, написанный совместно с А.Е. Лобковым, который обращает нас не только к творчеству Ларошфуко и его судьбе в России, но и к личности известного в 1930-е гг. литературоведа С.Д. Коцюбинского, автора диссертации о Паскале, Ларошфуко и Лабрюйера. Понятно, что имя С.Д. Коцюбинского — лишь одно в ряду многих других исследователей французской литературы XVII в., однако текст этот обозначил очевидную тенденцию в российской исследовательской науке — возвращение интереса к забытым «классикам» и необходимость их «реабилитации».

Статья З.И. Кирнозе и А.Е. Лобкова интересна еще и тем, что это часть монографии в монографии. Исследование нижегородских ученых дополнено работой старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Стоговой «"Я" и "Он": автор и политик в "Мемуарах" Ф. де Ларошфуко». Ученый справедливо замечает, что «изучение становления индивидуальности, интимности, идеала личности в европейской культуре модерности неразрывно связано с пристальным интересом говорения о себе — исповедям, дневникам, мемуарам» [5, с. 101]. Именно с XVII в. связан расцвет так называемых «неструктурированных литературных жанров» — не только исповедей и мемуаров, но и хроник и писем. Этот материал, где намеком, а где и конкретным анализом, представлен в большей части

Studia Litterarum /2019 том 4, № 1

статей коллективной монографии. Очевидно, что оба текста из сборника могли бы стать теоретической базой большого монографического исследования для молодого ученого.

Надо признать, что не только мемуары и исповеди находятся в центре внимания авторов монографии. Так, в работе К.А. Чекалова исследуется творчество Клода Кребийона, в частности его роман «Афинские письма», который в нашей стране практически неизвестен. Однако, как справедливо замечает ее автор, анализ его текстов представляет несомненный интерес для всякого, кого интересует генезис романа и его нынешнее состояние. «Прозрения» Кребийона, например, мысль о продуктивности эстетического беспорядка, или, как говорит автор работы, «продуманная неупорядоченность», ставшие основой поэтики нефикциональной прозы ХХ в. и последующего столетия, говорят об актуальности его наследия.

Следует оговориться, что не забыты музыка и французский театр XVII в., в частности опыт Мольера, который соединил традиции театра Античности и Средневековья с театральным искусством Нового времени. Это, в частности, фундаментальная статья доктора филологических наук А.В. Голубкова «О французской и русской судьбе смешных прециозниц: к вопросу исследовательской рецепции». Для ее автора история создания одного из самых известных текстов Мольера становится поводом обратиться к дискуссионной историко-культурной проблеме «прециозности», у которой долгая традиция и солидная теоретическая база в лице А. Адана и Р. Латюйльера, С.С. Мокульского, М.В. Разумовской, М.С. Неклюдовой и Н.Т. Пахсарьян.

Понятно, что нет возможности проанализировать весь корпус текстов, представленных в монографии «Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени». Однако, несмотря на временную дистанцию, отделяющую героя статьи доктора университета «Париж-Сорбонна» О.В. Окуневой о Куониамбеке, открывающей сборник, от нашего современника Эрика-Эмманюэля Шмитта — героя произведения Ю.У. Матеновой, — это единый текст, объединенный магистральными идеями современной науки о литературе и искусстве вообще.

Практически все статьи монографии возвращают в литературоведческую науку новые «старые» имена, дополняя свежими и яркими красками общую панораму французской литературы от истоков до наших дней. Речь

идет об авторах и книгах, как справедливо пишет в своей статье К.А. Че-калов, которые «долгое время пребывали в глубокой тени литературоведческой науки». Стоит добавить, что в монографии обширно представлены научные статьи ученых, которые изучают не только проблемы литературоведения, но и смежных наук: философии, истории, живописи и музыки.

Вторая идея выражена еще более явственно: культурный диалог невозможно прервать, тем более между странами, история взаимоотношений которых закладывалась в глубоком Средневековье, — в эпоху, исследование которой и побудило большинство авторов монографии взяться за перо.

Список литературы

1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

2 Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества.

М.: Искусство, 1986. С. 320-325.

3 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 368 с.

4 Искусство романа на рубеже ХХ-ХХ1 столетий: 1990-2015 / под ред. проф. В.А. Пестерева. Волгоград: Издво ВолГУ, 2015. 254 с.

5 Франция и Россия: от средневековой имперсональности к личности Нового времени. Коллективная монография / отв. ред К.Ю. Кашлявик. Нижний Новгород: НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, 2018. 304 с.

6 Французский акцент в мировой культуре: к 60-летию А.Н. Таганова / отв. ред. О.Ю. Анциферова, Ю.Л. Цветков, П.В. Николаева. Коллективная монография / Т.Г. Барышева, К.А. Чекалова, В.И. Пинковский, В.И. Алташина и др. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. 354 с.

Рецензии / С.М. Фомин References

1 Batkin L.M. Italianskoe Vozrozhdenie vpoiskah individual'nosti. [Italian Renassaince in the search of the individuality]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 272 p. (In Russ.)

2 Bakhtin M.M. Problema teksta v linguistike, filologii I drugih gumanitarnih naukah. Opit filosofskogo analiza [The problem of the text in linguistics, philology, and other humanities. The experience of the philosophical analysis]. Estetika slovesnogo tvortchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986,

pp. 320-325. (In Russ.)

3 Gurevitch A .Y. Kultura I obstchestvo srednevekovoi Evropi glazami sovremennikov [Culture and Medieval society of Europe in the eyes of the contemporaries]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989. 368 p. (In Russ.)

4 Iskusstvo romana na rubezhe XX-XXI stoletii: 1990-2015: kollektiv. monogr. [The art of the novel at the turn of the 20th-2ith centuries: 1990-2015], ed. prof. V.A. Pestereva. Volgograd, Izdvo VolGU Publ., 2015. 254 p. (In Russ.)

5 Francia I Rossia: ot srednevekovoi impersonal'nosti k litchnosti Novogo vremeni [France and Russia: from the medieval impersonality to modern individualism], ed. by K.Yu. Kashlyavik. Nizhni Novgorod, Radonezh Publ., 2018. 303 p. (In Russ.)

6 Frantsuzskii aktsent v mirovoi kul'ture: k 60-letiiu A.N. Taganova [French accent in the world culture: to the 60th anniversary of A.N. Taganova], ed. O.Iu. Antsiferova,

Iu.L. Tsvetkov, P.V. Nikolaeva. Kollektivnaia monografiia / T.G. Barysheva, K.A. Chekalova, V.I. Pinkovskii, V.I. Altashina i dr. Ivanovo, Ivan. gos. un-t Publ., 20i0. 354 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.