Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И ПСИХОЛОГИИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И ПСИХОЛОГИИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интериоризация / диалектика / личность / деятельность / общественные отношения / иерархия видов деятельности / мотив / interiorization / dialectics / personality / activity / social relations / hierarchy of activities / motive

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Поляруш

В статье даётся сравнение ключевых особенностей подходов к феномену личности с философских позиций Э.В. Ильенкова и психологических – А.Н. Леонтьева как образовательного и воспитательного ресурса. В заключении раскрывается мотив деятельности как центральная характеристика личности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, психологии, педагогики. Поднятая проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY IN THE PHILOSOPHY OF E.V. ILYENKOV AND PSYCHOLOGY OF A.N. LEONTIEV IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article compares the key features of approaches to the phenomenon of personality from the philosophical positions of E.V. Ilyenkov and psychological ones of A.N. Leontiev as an educational and educational resource. In conclusion, the motive of activity is revealed as a central characteristic of the personality. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of philosophy, psychology, and pedagogy. The problem raised has been little studied and requires further investigation.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И ПСИХОЛОГИИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И ПСИХОЛОГИИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-4-91-93

Аннотация. В статье даётся сравнение ключевых особенностей подходов к феномену личности с философских позиций Э.В. Ильенкова и психологических - А.Н. Леонтьева как образовательного и воспитательного ресурса. В заключении раскрывается мотив деятельности как центральная характеристика личности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, психологии, педагогики. Поднятая проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования.

Ключевые слова: интериоризация, диалектика, личность, деятельность, общественные отношения, иерархия видов деятельности, мотив.

Понятие личности настолько многогранно, что является традиционно объектом многих наук: философских, культурологических, юридических, педагогических, психологических, медицинских. Сегодня в русле постнеклассической рациональности проблема личности пронизывает собой все науки - технические, общественные, гуманитарные.

Следуя заявленной теме настоящего исследования, в фокусе внимания определим философский и психологический аспекты проблемы личности, поскольку, в силу возрастных особенностей молодёжи, эта тематика является центральной в системе ценностей.

Философия не может избежать рассмотрения личности, поскольку изучает положение человека в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. В образовательном процессе в вузе целесообразным представляется диалектико-материалистический подход Эвальда Ва-сильевча Ильенкова, философа, психолога, педагога советского периода.

Психология традиционно занимает ведущие позиции в изучении феномена личности, причём из свойств самой личности. Л.С. Выготский, основатель культурно-исторической психологии, нанёс удар по психологии личности, замкнутой самой на себя, обогатил психологию идеей интери-оризации («Я» - это социальное в челове-

ке). Концепция личности Алексея Николаевича Леонтьева.

Выбор персоналий обусловлен как выдающимися научными достижениями Э.В. Ильенкова и А.Н. Леонтьева, так и незаслуженно слабой их презентацией в программах по философии и социальной психологии в непрофильных вузах.

Эвальд Ильенков, с позиций материалистического понимания истории в духе К. Маркса, утверждает, что личностные качества всецело детерминированы социально-историческими условиями. Отсюда следует главный тезис о том, что степень развития личности определяется степенью развития общества. Разделение общественного труда с жёсткой необходимостью формирует фрагментарную личность, поскольку входит в противоречие с природной сущностью человека как существа универсального и свободного. Капиталистическое общество заинтересовано в индивиде, «прикованного к тачке своей узкой профессии», как выражался Ильенков. Следуя в фарватере марксизма, философ утверждает, что свободная личность станет главным завоеванием отношений в коммунистическом обществе. «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его ... в такие взаимоотношения со всеми другими людьми, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью. Организуйте весь строй его взаимоотношений с людьми так, чтобы

он умел делать всё то, что делают они, но только лучше» [1]. Критически мыслящие студенты сразу обнаруживают диалектические противоречия во взглядах Ильенкова: идеалы коммунизма не приемлют конкуренции и вражды, но стремление работать лучше других имплицитно в себе и содержат эту конкуренцию. И далее: разделение труда не характерно лишь для первобытно - общинного строя и утопического коммунистического, следовательно, в современных условиях невозможно стать личностью.

Признание результатов труда коллективом является необходимым условием бытия человеческой личности и мерилом её значимости, при этом не отрицается конкуренции, если она принимает характер творческий, а не меркантильный - это стойкое убеждение Ильенкова. Искренняя увлечённость философа коммунистическими идеалами и соответствующим им идеалом личности нашла своё концентрированное выражение в чисто диалектической форме: уникальная личность заключается в её универсальности [2]. Подобная категоричность в определении уникальной личности повергает студентов в недоумение: список таких личностей, оказывается довольно коротким, состоящим из великих людей, а при этом почти каждый современный студент претендует на уникальность своей личности, смешивая понятия «личность» и «индивидуальность».

В этих обстоятельствах целесообразно обратиться к психологии А.Н. Леонтьева, отличающейся глубоким диалектическим анализом личности.

Ключевым качеством личности психолог выделяет её постоянство, её аутоиден-тичность, в отличие от характера, направленности, интересов, системы ценностей, изменчивых под влиянием жизненных обстоятельств. Человек как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Личность представляет собой воплощение его непрерывного «я».

В полном согласии с Э.В. Иленковым реальную основу личности А.Н. Леонтьев выводит из его общественных реализованных отношений к миру, т.е. деятельности,

точнее, совокупности его многообразных деятельностей.

Вместе с тем Ильенков и Леонтьев расходятся во взглядах на понятие «деятельность». По Леонтьеву, часто деятельность опосредована другой, явной, скрывающей неявную, непосредственно характеризующую личность. Этот тезис соответствует всеобщему принципу опосредствованно-сти. Заметим, что здесь психолог оказался более диалектиком, чем философ.

Развивая идею о явной и скрытой деятельности, Леонтьев не видит проблемы в формировании личности в условиях объективно оправданного разделения общественного труда, в его психологии нет унижения человека, «прикованного к тачке своей узкой профессии». Леонтьев пишет, что особенности личности проявляются не в профессиональной деятельности, «а в тех отношениях, в которые он неизбежно вступает, может быть, в процессе своего труда, а может быть, и вне этого процесса» [3]. Не в природных задатках, не в приобретённых обширных знаниях, не в оригинальных умениях, не в восхитительных навыках, что часто студенты выдают за свою уникальную личность, находится реальное основание личности, а в «той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями» [3].

Педагогическая деятельность, направленная на выявление так называемых одарённых детей и регламентированная несчётным количеством чиновничьих документов [4] порочна, потому что не способствует формированию личности. В исследовании личности А.Н. Леонтьев занимает прочную диалектическую позицию, выраженную во взаимообратимости прямой и обратной связей: нельзя ограничиваться выяснением предпосылок и генетических особых задатков, а нужно исходить из содержания и взаимодействия форм деятельности, так как в их развитии происходит коренное изменение значения самих этих предпосылок.

А.Н. Леонтьев главной характеристикой личности наделяет иерархические отношения деятельностей, которые устанавливает для себя личность. Их особенностью является независимость от состояний организ-

ма. Здесь уместны многочисленные примеры из жизни людей с физическими отклонениями от нормы - врождёнными или приобретёнными.

Эта иерархия деятельностей генерируется их собственным развитием, она образуют ядро личности.

Итак, обобщая краткий анализ концепции личности в философии Ильенкова и психологии Леонтьева, можно утверждать, что обоих исследователей объединяет дея-тельностный подход. Однако более глубокий и развёрнутый анализ характерен для А.Н. Леонтьева, усмотревшем в основании личности отношения соподчиненности и иерархичности «человеческих деятельно-стей». Э.В. Ильенков, несмотря на свою широкую философскую позицию, вклю-

лизм К. Маркса, узко рассматривал категорию личности через многообразие видов деятельности в воображаемом коммунистическом обществе.

Безусловно, позиция Леонтьева просветляет представления реальных людей, живущих в реальных обстоятельствах о том, что же такое личность. И всё-таки, в чем психологически выражается эта иерархия деятельностей? В психологии деятельностью принято называть процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Иначе говоря, за соотношением деятель-ностей открывается соотношение мотивов. Они-то и являются определяющим фактором степени развития личности. Такой вывод побуждает студентов оценить себя как личность с неожиданной стороны.

чающую и идеализм Г. Гегеля, и материа-

Библиографический список

1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1999. - 464 с.

2. Ильенков Э.В. С чего начинается личность». - М., 1984. - 360 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2004. -250 с.

4. «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).

PERSONALITY IN THE PHILOSOPHY OF E.V. ILYENKOV AND PSYCHOLOGY OF A.N. LEONTIEV IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article compares the key features of approaches to the phenomenon of personality from the philosophical positions of E.V. Ilyenkov and psychological ones of A.N. Leontiev as an educational and educational resource. In conclusion, the motive of activity is revealed as a central characteristic of the personality. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection ofphilosophy, psychology, and pedagogy. The problem raised has been little studied and requires further investigation.

Keywords: interiorization, dialectics, personality, activity, social relations, hierarchy of activities, motive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.