Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ЛИЧНОСТЬ РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
324
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ РАБОТНИКА И ЕЕ КАЧЕСТВА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / PERSONALITY OF AN EMPLOYEE AND ITS QUALITIES / DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY / SKILLS AND ABILITIES / DIGITAL COMPETENCIES / DIGITAL LITERACY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Субочева Оксана Николаевна, Яковлева Екатерина Александровна

Данная статья посвящена эмпирическому опыту исследования актуальных качеств личности работника, его умений и навыков в процессе цифровизации общества. Методом исследования являлось структурированное интервью, в котором приняли участие выпускники одного из ведущих российских инженерных вузов. Рассматриваются коммуникативные, управленческие, когнитивно-поведенческие качества и цифровые компетенции работника, необходимые для трудовой деятельности. В ходе интервью респонденты назвали умения и навыки, ориентированные на поиск информации в Интернете, работу с различными видами данных, оценку достоверности сообщений в сети. Названные в процессе интервью компетенции соответствуют требованиям, сформулированными аналитиками ведущих компаний в области найма сотрудников, и конкретизируют их. В процессе освоения новых технологий респондентам приходилось совершенствовать свои навыки, а также демонстрировать такие личностные качества как креативность, мобильность, адаптивность и гибкость. Респонденты подчеркивали необходимость развития «мягких навыков» (soft skills), которые помогают быстрее осваивать новые технологии, повышают эффективность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Субочева Оксана Николаевна, Яковлева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY OF THE EMPLOYEE IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE COMPANY

This article is devoted to the empirical experience of studying the actual qualities of the employee's personality, his skills and abilities in the process of digitalization of society. The research method was a structured interview in which graduates of one of the leading Russian engineering universities took part. The communicative, managerial, cognitive-behavioral qualities and digital competencies of an employee, necessary for work, are considered. In the course of the interview, the respondents named the skills and abilities focused on finding information on the Internet, working with various types of data, assessing the reliability of messages on the Internet. The competencies named in the interview process meet the requirements formulated by analysts of the leading companies in the field of hiring, and specify them. In the process of mastering new technologies, the respondents had to improve their skills, as well as demonstrate such personal qualities as creativity, mobility, adaptability and flexibility. The respondents emphasized the need to develop soft skills, which help to quickly master new technologies and increase the efficiency of activities.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Личность работника в условиях цифровой трансформации общества

Субочева Оксана Николаевна,

доктор социологических наук, профессор, кафедра «Социология и культурология», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: subochevaon@mail.ru

Яковлева Екатерина Александровна,

магистр, Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

E-mail: Ekaterinayakovleva0610@gmail.com

Данная статья посвящена эмпирическому опыту исследования актуальных качеств личности работника, его умений и навыков в процессе цифровизации общества. Методом исследования являлось структурированное интервью, в котором приняли участие выпускники одного из ведущих российских инженерных вузов. Рассматриваются коммуникативные, управленческие, когнитивно-поведенческие качества и цифровые компетенции работника, необходимые для трудовой деятельности. В ходе интервью респонденты назвали умения и навыки, ориентированные на поиск информации в Интернете, работу с различными видами данных, оценку достоверности сообщений в сети. Названные в процессе интервью компетенции соответствуют требованиям, сформулированными аналитиками ведущих компаний в области найма сотрудников, и конкретизируют их. В процессе освоения новых технологий респондентам приходилось совершенствовать свои навыки, а также демонстрировать такие личностные качества как креативность, мобильность, адаптивность и гибкость. Респонденты подчеркивали необходимость развития «мягких навыков» (soft skills), которые помогают быстрее осваивать новые технологии, повышают эффективность деятельности.

Ключевые слова: личность работника и ее качества, цифровая трансформация общества, умения и навыки, цифровые компетенции, цифровая грамотность.

в

CJ

Е

сэ см о см

03

В настоящее время ощущается необходимость изучения влияния на личность работника различного рода инноваций, обусловленных современным этапом развития общества, который все чаще характеризуется исследователями как период цифровой трансформации эпохи цифровизации [2,3]. Основой информационного общества являются цифровые технологии, которые позволяют получать, хранить, обрабатывать и использовать колоссальный объем информации и знаний. Принимая во внимание революционные по своим последствиям изменения во всех сферах жизни общества, нужно понимать, как эти преобразования отразятся на формировании определенных качеств личности работника, его умений и навыков.

Для более детального изучения этого вопроса было проведено эмпирическое исследование, в процессе которого были выделены и описаны следующие качества личности: коммуникативные (осуществлять коммуникацию, умение слушать собеседника); управленческие (способность управлять собой, другими людьми, принимать решения); мыслительные (аналитическое, критическое, креативное мышление), и поведенческие (дисциплинированность, мобильность, адаптивность, гибкость). Представлялось так же целесообразным рассмотреть компетенции работника, необходимые для трудовой деятельности в период цифровой трансформации. К ним были отнесены умения и навыки в области информации и баз данных, коммуникации и сотрудничества, управленческой деятельности, основ профессиональных знаний. Методом исследования являлось структурированное интервью, в котором приняли участие работающие выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана, в количестве 12 человек в возрасте от 22 до 30 лет. Интервью проходило на платформе «Zoom», по видеосвязи, в условиях самоизоляции весной 2020 года. Обработка эмпирической информации осуществлялась с использованием специальной программы для качественных исследований «MAXQDA» [4]. Примерами эмпирических показателей исследования качеств личности и компетенций работника являются фрагменты высказываний респондентов, представленные в табл. 1

Респондентов просили назвать виды техники и цифровых технологий, которые они используют в процессе труда (см. табл. 2), а также перечислить основные цифровые компетенции, которыми должен владеть современный сотрудник. Были названы следующие умения и навыки, необходимые в эпоху цифровизации: работа с ПК, знание русского и английского языков, Google диск, умение находить и фильтровать информацию, пользоваться Интернетом, устанавливать программы,

подключать современные сетевые устройства. Перечисленные респондентами умения и навыки ориентированы на поиск информации в интернете, работу с различными видами данных, оценку достоверности сообщений в сети. Все они относятся к цифровой грамотности как более общему понятию, под которым понимается набор знаний, умений и навыков, необходимый для использования цифровых технологий и Интернета [1].

Таблица 1. Эмпирические показатели качеств личности и компетенций работника

тентным в плане цифровой грамотности, во всех её проявлениях»).

Таблица 2. Техника и цифровые технологии, которыми пользуются респонденты в процессе трудовой деятельности

Навыки и компетенции Эмпирические индикаторы

1. Коммуникативные навыки и компетенции: без коммуникабельности сложно в одиночку работать; надо быть редкостным индивидуальном, чтобы сделать что-то одному; я не интроверт - мне интересно общаться; стараюсь больше общаться с людьми; быть всегда на позитиве; главное, уметь находить в коллективе общий язык с людьми и др.

2. Компетенции работника в области информации и баз данных: без информационных технологий была бы невозможна работа в моём отделе; уверенный пользователь ПК; владение компьютером; программирование; выполнял функции системного администратора и чуть-чуть разработчика; проведение онлайн занятий, пользоваться цифровой доской, создание презентации; способность находить информацию; цифровая грамотность и др.

3. Управленческие (способность управлять собой, другими людьми, принимать решения): занимался своими проектами, ведение проектов самостоятельно; можешь решить любой вопрос, если есть желание и мотивация; начал работать под наблюдением начальника; надо быть исполнительным; ценить время; несу ответственность за свои какие-то решения и действия

4. Мышление и поведение (аналитическое, критическое, креативное, дисциплинированность, адаптивность, гибкость): быть открытым новому, мобильным, гибким в технике и технологии; жестко себя контролировать в плане дисциплины: не работать там, где ты ешь, не отдыхать там, где ты работаешь, т.е. разделять эти зоны; бесстрашность, не бояться нажать на эту кнопочку «интернет»; необходимо развиваться; должен быть стрессоустойчивым; уметь адаптироваться, потому что если работник не готов отстаивать какие-то новые знания и навыки, то хорошего результата ждать не нужно; быть ответственным, адаптивным, сконцентрированным на цели и др.

Участникам интервью предлагалось описать качества личности работника, необходимые для трудовой деятельности в период цифровой трансформации, а также предоставлялась возможность рассказать о своем видении себя в профессиональной среде. Респонденты отметили, что развитие личностных качеств работника во многом зависит от вида осуществляемой им деятельности, и, попадая в информационную среду, сотрудник уже должен иметь базовые компетенции и навыки цифровой грамотности («Человеку, попадающий в такую новую среду, должен понимать, что нужно играть по новым правилам, нужно быть компе-

Техника: Цифровые технологии:

ноутбук, смартфон, планшет, персональный компьютер, микшерный пульт, наушники, принтер, цифровая доска, камера, проекционные дисплеи, смарт доска CRM система, Top and Lab, социальные сети, внутренние программы, электронная почта, Discord, Google диск, мессенджеры, программное обеспечение, отложенный по-стинг, облачные вычисления

В настоящее время разработаны и апробированы различные модели компетенций и навыков, необходимых работнику в эпоху цифровизации общества. Аналитики компании ЭКОПСИ консалтинг [5] выделили 10 наиболее часто встречающиеся кластеров цифровых компетенций. К ним относятся: взаимодействие и сотрудничество с другими людьми; аналитическое мышление и решение проблем; инновационность и креативность; обучаемость и открытость новому; цифровые знания и навыки; осознанность и управление собой; междисциплинарное и межкультурное взаимодействие; этика и социальная ответственность; управление людьми, проектами, процессами, ресурсами; ориентация на достижение результата. Актуальность выделенных аналитиками компетенций подтвердилась участниками интервью, но размышления респондентов о компетенциях, необходимых в процессе их трудовой деятельности, были более конкретными (см. табл. 3) и являлись частным случаем проявления общих в их трудовой деятельности.

Респонденты понимают актуальность требуемых качеств и компетенций и стремятся формировать их у себя. В процессе освоения и использования техники и цифровых технологий для них большое значение имеют такие компетенции, как грамотное осуществление коммуникации с руководителем и коллегами; знание того, как автоматизировать свою деятельность; способность к обучению; любопытство и интерес к новому; цифровая грамотность; контроль и дисциплинированность; знание иностранных языков; ответственность и уважение границ окружающих; организация рабочего процесса; необходимость видеть результат и ориентироваться на содержание деятельности. Эти качества соответствуют требованиям, сформулированными аналитиками ведущих компаний в области найма сотрудников, и конкретизируют их.

При ответе на вопрос: «Какие личные качества позволили Вам освоить цифровые технологии?» респонденты от 22 до 24 лет назвали бесстрашие и любопытство, открытость новому, тем самым продемонстрировав установку на освоение новых технологий. Респонденты 25-30 лет сделали акцент на способах освоения (аналитические способности, толерантное отношение к большому количеству информации, дисциплинированность, настойчивость).

сз о

о Л о

о сз о в

Таблица 3. Актуальные цифровые компетенции

Цифровые компетенции, обозначенные

Аналитиками компании Респондентами

Взаимодействие и сотрудничество с другими людьми Коммуницировать как с руководителем, так и с сотрудниками

Аналитическое мышление и решение проблем Знать, как автоматизировать свою профессиональную деятельность

Инновационность и креативность Способность мыслить шире, любознательность, смелость

Обучаемость и открытость новому Способность обучаться, интерес к новому

Цифровые знания и навыки Знание ПК, поиск информации и ее обработка

Осознанность и управление собой Контроль и дисциплинированность

Междисциплинарное и межкультурное взаимодействие Знание иностранных языков, толерантность, уважение традиций

Этика и социальная ответственность Ответственность, уважение границ окружающих

Управление людьми, проектами, процессами, ресурсами Организация рабочего процесса

Ориентация на достижение результата Необходимо видеть результат и ориентироваться на процесс деятельности

е

CJ

В процессе освоения новых технологий респондентам приходилось совершенствовать свои навыки, осуществлять контроль деятельности, а так же демонстрировать такие личностные качества как креативность, мобильность, адаптивность и гибкость. Среди навыков, которые помогли им в освоении новой техники и технологий, респонденты назвали контроль деятельности, креативный подход, адаптивность, выстраивание коммуникации, мобильность, умение логически мыслить и слушать собеседника. В процессе интервью респонденты подчеркивали значение развития так называемых «мягких навыков» (soft skills), которые имеют отношение к когнитивным и социально-поведенческим характеристикам личности работника. Самоорганизация, управление, командная работа, коммуникативные навыки, помогают респондентам быстрее осваивать новые технологии, повышают эффективность их деятельности.

Литература

1. Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия Экономика -2019 - № 2 (28) - С. 23-35.

2. Добринская Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2019- № 25(4) - С. 175-192.

3. Положихина М.А. Цифровая экономика как социально-экономический феномен// Экономические и социальные проблемы России. -2018- № 1- С. 8-38

4. Программное обеспечение для качественных и смешанных исследований. // MAXQDA. URL: https://www.maxqda.com/russia (дата обращения: 15.12.2020).

5. Цифровая трансформация в России: аналитический отчет на основе результатов опроса российских компаний. // KMDA КОМАНДА-А. 2018. URL: https:// komanda-a.pro/blog/dtr (дата обращения: 12.12.2020).

PERSONALITY OF THE EMPLOYEE IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE COMPANY

Subocheva O.N., Yakovleva E.A.

Bauman Moscow State Technical University; Higher School of Economics National Research University

This article is devoted to the empirical experience of studying the actual qualities of the employee's personality, his skills and abilities in the process of digitalization of society. The research method was a structured interview in which graduates of one of the leading Russian engineering universities took part. The communicative, managerial, cognitive-behavioral qualities and digital competencies of an employee, necessary for work, are considered. In the course of the interview, the respondents named the skills and abilities focused on finding information on the Internet, working with various types of data, assessing the reliability of messages on the Internet. The competencies named in the interview process meet the requirements formulated by analysts of the leading companies in the field of hiring, and specify them. In the process of mastering new technologies, the respondents had to improve their skills, as well as demonstrate such personal qualities as creativity, mobility, adaptability and flexibility. The respondents emphasized the need to develop soft skills, which help to quickly master new technologies and increase the efficiency of activities.

Keywords: personality of an employee and its qualities, digital transformation of society, skills and abilities, digital competencies, digital literacy.

References

1. Gileva T.A. Competences and skills of the digital economy: development of a personnel development program // Vestnik USNTU. Science, education, economics. Series Economics -2019 - No. 2 (28) - P. 23-35.

2. Dobrinskaya D.E. Digital society in a sociological perspective // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. -2019- No. 25 (4) - P. 175-192.

3. Polozhikhina M.A. Digital economy as a socio-economic phenomenon // Economic and social problems of Russia. - 2018. No. 1. С. 8-38.

4. Software for qualitative and blended research. // MAXQDA. URL: https://www.maxqda.com/russia (date accessed: 12/15/2020).

5. Digital transformation in Russia: analytical report based on the results of a survey of Russian companies. // KMDA COM-MAND-A. 2018. URL: https: // komanda-a.pro/blog/dtr (date of access: 12.12.2020).

СЧ 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.