Научная статья на тему 'Личность Оригена по свидетельствам Евсевия Кесарийского и других историков'

Личность Оригена по свидетельствам Евсевия Кесарийского и других историков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИГЕН / ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ / УЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ORIGEN / EUSEBIUS OF CAESAREA / TEACHING / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стржалковская А. Д.

Автор отмечает, что по имеющимся в нашем распоряжении источникам Ориген является одной из ключевых личностей в истории культуры, философии, богословия. Его богословские взгляды многие ученые находят весьма неоднозначными и интересными для изучения. Имеющиеся у Евсевия Кесарийского сведения являются ценной информацией при исследовании личности Оригена и его наследия. Ориген противоречивая личность, является греческим христианским теологом, философом, ученым, а также основателем библейской филологии. Он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном Константинопольском соборе 543 года. Несмотря на это, авторитет Оригена среди христианских мыслителей полностью не исчез, и следы его влияния можно проследить в более позднем богословии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGEN’S OF ALEXANDRIA PERSONALITY ON THE EVIDENCES OF EUSEBIUS OF CAESAREA AND OTHER HISTORIANS

The author notes that according to the sources Origen is an important personality for philosophy, theology and history. Many scientists count his theological views as a very ambiguous and interesting for study. His biography written by Eusebius of Caesarea is valuable source of information about Origen itself and his heritage. Origen a contradictory personality, he is a Greek Christian theologian as well as philosopher, scientist, and also the founder of biblical philology. He was posthumously condemned as a heretic and anathematized in the local council of Constantinople in 543 AD. Despite this, Origen's authority among Christian thinkers was not completely disappeared, and traces of his influence can be seen in later theology. Many authors, both ecclesiastical and secular, in the West and in the East were interested in the person and works of Origen.

Текст научной работы на тему «Личность Оригена по свидетельствам Евсевия Кесарийского и других историков»

УДК 94(495)

DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-2-217-221

ЛИЧНОСТЬ ОРИГЕНА ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО И ДРУГИХ ИСТОРИКОВ

ORIGEN'S OF ALEXANDRIA PERSONALITY ON THE EVIDENCES OF EUSEBIUS OF CAESAREA AND OTHER HISTORIANS

А.Д. Стржалковская A.D. Strzhalkovskaya

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015 г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda st., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

Автор отмечает, что по имеющимся в нашем распоряжении источникам Ориген является одной из ключевых личностей в истории культуры, философии, богословия. Его богословские взгляды многие ученые находят весьма неоднозначными и интересными для изучения. Имеющиеся у Евсевия Кесарийского сведения являются ценной информацией при исследовании личности Оригена и его наследия. Ориген - противоречивая личность, является греческим христианским теологом, философом, ученым, а также основателем библейской филологии. Он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном Константинопольском соборе 543 года. Несмотря на это, авторитет Оригена среди христианских мыслителей полностью не исчез, и следы его влияния можно проследить в более позднем богословии.

Abstract

The author notes that according to the sources Origen is an important personality for philosophy, theology and history. Many scientists count his theological views as a very ambiguous and interesting for study. His biography written by Eusebius of Caesarea is valuable source of information about Origen itself and his heritage. Origen - a contradictory personality, he is a Greek Christian theologian as well as philosopher, scientist, and also the founder of biblical philology. He was posthumously condemned as a heretic and anathematized in the local council of Constantinople in 543 AD. Despite this, Origen's authority among Christian thinkers was not completely disappeared, and traces of his influence can be seen in later theology. Many authors, both ecclesiastical and secular, in the West and in the East were interested in the person and works of Origen.

Ключевые слова: Ориген, Евсевий Кесарийский, учение, личность. Keywords: Origen, Eusebius of Caesarea, teaching, personality.

Ориген является крупнейшим греческим христианским теологом, философом, ученым, а также основателем библейской филологии [Martens, 2012]. Много занимался вопросами толкования Священного писания. Ориген (само имя которого - «сын Ора» - говорит о его египетском происхождении) родился в 185 году в Александрии, в зажиточной христианской семье [Мейендорф, 2007, с. 82].

Мы попытаемся осветить особенности личности Оригена и его богословские позиции по отношению к христианской вере на основе биографических сведений, имеющихся у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», а также в иных источниках.

Большое количество авторов, как церковных, так и светских, интересовались личностью и трудами Оригена. Например, И. Мейендорф протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, патролог, византинист и церковный историк, в своем труде «Введение в святоотеческое богословие» написал об Оригене следующее: «Вторым выдающимся представителем александрийской школы был Ориген, которого поистине можно назвать основателем христианского богословия. В то время как Ириней, Игнатий, Тертул-лиан и Киприан были церковниками, которым приходилось иметь дело с насущными богословскими проблемами, диктуемыми конкретной обстановкой, Ориген был великим христианским философом, впервые предпринявшим серьезную попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинской мысли» [Мейендорф, 2007, с. 82].

Далее И. Мейендорф отмечает особенности Оригеновых взглядов на христианство и богословие: «Признавая в Оригене одного из величайших богословов всех времен, повлиявшего на все дальнейшее развитие христианской мысли, нужно сказать, что и он на этом поприще преуспел не вполне - его учение во многих пунктах отклонилось от основного смысла христианского откровения. Кроме того, в более поздние времена «оригенизм» дал начало многим другим разнообразным течениям, не совместимым с православием. Но, тем не менее, трудно переоценить величие личности Оригена - и как замечательного христианского мыслителя, и - как просто привлекательного человека» [Мейендорф, 2007, с. 82]. Из всего сказанного понятно, что, несмотря на некоторые заблуждения, по мнению Церкви, Ориген имеет очень большое значение для богословской науки и для философии, также его личность не остается без внимания и в истории при изучении поздней античности и Византии.

Г.В. Флоровский - православный священник русского происхождения, протоиерей, религиозный мыслитель, богослов, философ и историк, пишет о личности Оригена следующее: «Ориген был эллином и, вместе с тем, врагом эллинизма. Оригена с полным правом можно назвать «последним гностиком», но исторических гностиков он считал злыми еретиками, богословскими фальшивомонетчиками и прелюбодеями, говорил о них с раздражением и желчью. Их вымыслам он всегда противопоставляет «церковное слово», «церковную проповедь» [Флоровский, 1923] При всей своей умозрительной одаренности Ори-ген совсем не был философом по призванию, - в этом отношении он совсем не эллин. Философия для него всегда была только вспомогательным средством, искусством истолкования. Ориген прежде всего хотел быть толкователем Писания [Флоровский, 1923].

Высокое мнение церковных историков об Оригене подтверждается и у А.И. Брил-лиантова: «Христианская древность не знала в области науки авторитета, высшего в сравнении с Оригеном, которым собственно и было положено начало научной в строгом смысле разработки данных христианской религии. Вполне естественно, что Кесарийский епископ, поставивший главной задачей жизни и деятельности служение науке, воодушевлялся в своих научных стремлениях этим несравненным примером прошлого времени и его имел идеалом» [Бриллиантов, 2014, с. 156].

Основная часть биографических сведений об Оригене нам известна из «Церковной истории» Евсевия, а также отчасти из писаний св. Григория Чудотворца и блаженного Иеронима.

Обратимся к стоящему во главе церковных историков знаменитому Евсевию Кеса-рийскому с его историческими трудами: Libri chronicorum II, Historia ecclesiastica и Vita Constantini. О жизни его мы знаем очень мало. Родился он между 260 и 270 годами, умер около 340 г. Из его жизни до поставления во епископа известны отношения его к кесарий-скому ученому пресвитеру Памфилу, из уважения к которому он принял прозвище «Пам-фил» [Болотов, 2006, с. 140].

Среди исследователей часто поднимался вопрос об отношении Евсевия к различным христианским течениям; по данному вопросу высказывает свое мнение церковный историк В.В. Болотов: «Прежде всего подвергалось обсуждению его догматическое православие - был ли он арианином или православным. Уже в V в. суждения об этом делились, но самое верное мнение то, которое отклоняет самый вопрос об этом. Во всяком

случае, Евсевий не принадлежал к числу великих исторических гениев, которые прозревают в глубь фактов и событий и широко оценивают их. Это был человек высоко образованный, в то же время - мыслитель заурядный. Кроме строгого православия, утвержденного на Никейском соборе, и строгого арианства, существовал еще взгляд Оригена, разделявшийся многими. Евсевий, как человек средины, и держался оригеновского богослов-ствования. Он, как говорят о том его отношения к Памфилу, был оригенистом и полагал, что все важные вопросы уже разрешены Оригеном» [Болотов, 2006, с. 140].

В конце жизни Евсевий более сблизился с арианами, и по своему историческому положению не мог считаться православным. Естественно, что некоторые из ариан даже считали его своим главой, а Афанасий Великий считал тоже арианином. Такой взгляд отразился и на последующем отношении к его трудам. Но если мы примем во внимание все вышесказанное, то сам собой отклоняется вопрос, был ли Евсевий арианином, или православным, и догматическое положение Евсевия определяется так: Евсевий не был ни православным, ни арианином, - он был оригенистом [Болотов, 2006, с. 141].

Евсевий Кесарийский начал свой рассказ о жизни Оригена, обозначив время, когда происходили события: «Наступил уже десятый год Северова царствования; Александрией и прочим Египтом управлял Лет; а над тамошними церквями епископство, по смерти Юлиана, только что принял Димитрий, когда воспламенилось великое гонение, и бесчисленное множество верующих украшали себя мученическими венцами. В это время душою Оригена, бывшего еще ребенком, овладело столь сильное желание мученичества, что он сам шел на встречу опасностям, нетерпеливо спешил на поприще подвига и в некоторых случаях едва не подвергся уже смерти» [Евсевий, 1848, с. 321]. Евсевий, как известно, пишет о Септимии Севере - римском императоре с 9 апреля 193 по 4 февраля 211 г.

По причине гонений на христиан, о которых рассказывал Евсевий, Ориген в очень юном возрасте стал оглашателем: «Когда в Александрии некому было на себя принять должность оглашателя, поэтому что, боясь гонения, все разбежались: тогда пришли к нему некоторые язычники и изъявили желание слушать Слово Божие. Первым из них был Плутарх, затем Ираклий - брат Плутарха, удостоившийся епископства в Александрии. Оригену было семнадцать лет, когда он получил в управление огласительное училище» [Евсевий, 1848, с. 325].

Когда Климент во время гонения при Септимии Севере удалился из Александрии, оставляя свою должность учителя александрийского, и когда никто не вызывался продолжать прерванное им дело, тогда за это дело взялся Ориген. Он принимал своих слушателей в любое время, вел чрезвычайно аскетичный образ жизни [Лебедев, 1997, с. 229-230].

Про отношение Оригена к философии и светским наукам говорят высокие оценки Д. Рунии [Runia, 2003, p. 43-48]. Их подтверждает Евсевий: «Познания светские и философские он почитал нужным и самому себе» [Евсевий, 1848, с. 349]. «Об отличных успехах Оригена в науках свидетельствуют сами языческие философы. В их сочинениях часто встречаем его имя» [Евсевий, 1848, с. 349].

Оригену принадлежит огромное количество сочинений - их перечень насчитывает до двух тысяч названий [McGuckin, 2004]. Главные свои труды Ориген направил на изучение Библии. Им был выполнен труд «гекзапла» - свод текстов Ветхого Завета, составленный Оригеном примерно к 245 году; первый в истории образец библейской критики, не имевший в античности аналогов. О его работе в области написания богословских трудов мы знаем от Евсевия: «К упомянутым сказаниям присовокупить, что первые пять книг своих толкований на Евангелие от Иоанна Ориген написал еще в Александрии, как сам говорит об этом в шестой книге их, и что из целого сочинения, обнимавшего всё это Евангелие, дошло до нас только двадцать два тома» [Евсевий, 1848, с. 359]. И далее добавляет: «Когда вера, как и следовало, распространялась, и наше учение везде обнаруживало силу, Ориген, имевший уже более шестидесяти лет от роду, позволил скорописцам переводить на бумагу произносимые им в собрании беседы» [Евсевий, 1848, с. 371].

Имеется среди творений Оригена и большое количество посланий: «Ориген писал также римскому епископу Фабиану и весьма многим другим начальникам Церквей: предметом этих посланий было его православие» [Евсевий, 1848, с. 371].

До самых преклонных лет, по словам Евсевия, Ориген продолжал свою учительскую деятельность: «В описываемое время другие вводители чуждого истине учения являлись в Аравии. Они говорили, что человеческая душа, тотчас после настоящей жизни, умирает и разрушается вместе с телом; когда тело воскреснет, то она снова оживёт с ним. Рассуждая о спорном предмете пред целым собранием, Ориген столько успел, что заблуждавшиеся оставили прежние свои мысли» [Евсевий, 1848, с. 372; Jacobsen, 2003, p. 649-656].

Во время очередной волны антихристианских репрессий при императоре Деции Ори-ген был арестован и подвергнут пыткам: «Но какие и сколько мучений перенес в это гонение Ориген, чем они кончились. Какие и сколько уз и телесных истязания претерпел он за слово Христово, как страдал. Чем все это кончилось, обо всем этом подробно и верно сказано в многих его посланиях» [Евсевий, 1848, с. 374]. Ориген не был казнен и возможно, что он остался жив, благодаря тому, что римские чиновники того времени скорее стремились принудить христиан к отречению от веры, нежели добивались их смерти. В их интересы не входило умножать число мучеников, которых народное почитание сразу делало героями. Во всяком случае, Ориген от веры не отрекся, но пытки и тюремное заключение разрушили его здоровье, и он скончался в 253 году в городе Тире [Мейендорф, 2007, с. 85].

В заключение возможно привести слова И.Ф. Мейендорфа, что личность и произведения Оригена как при жизни, так и после смерти были окружены необычайным уважением и авторитетом. Его учение легло в основу многих учений, и еретических, и православных. Его популярность особенно возросла в IV веке, в период бурного расцвета христианского богословия, когда все христианские мыслители вдохновлялись им и так или иначе ссылались на его творения [Crouzel, 1989].

В VI в. в Палестине и Сирии поднялась новая волна влияния оригенизма [Perrone, 2011, p. 376-379]. С ней немало боролся Кирилл Скифопольский («Житие св. Саввы»). Но поскольку влияние его учения во многом было отрицательным и породило явно еретические формы «оригенизма», он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном Константинопольском соборе 543 года при императоре Юстиниане [Malaty, 1995, p. 254]. Десять лет спустя осуждение Оригена было подтверждено на Пятом Вселенском соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению [Willams, 1999, p. 3-14; Gasparro, 2003, p. 733-756]. Главные расхождения его с ортодоксией заключались в том, что он учил о множественности вселения души в тела (реинкарнации), а также был близок платонизму по ряду иных вопросов.

Несмотря на это, авторитет Оригена среди христианских мыслителей не был вполне уничтожен, и следы его влияния можно проследить в более позднем богословии как на Западе, так и на Востоке [Мейендорф, 2007, с. 85, 86].

Интересно, что в силу анафематствования сочинения Оригена, в отличие от подавляющего большинства прочих христианских богословов, на русском языке изданы крайне мало. Между тем, в мировой науке интерес к нему растет, свидетельством чему являются периодические крупные международные научные конференции «Оригениана». Поэтому перед отечественной исторической наукой стоит задача изучения деятельности Оригена как главы богословской школы в Александрии, как главы Кесарийской школы, где преподавались различные науки [Болгова, 2015]. Вызывает особый интерес волна оригенизма в VI веке, приведшая его к анафеме. Идеи Оригена интересны в богословском плане, так как в них содержится много важного для православия. И, наконец, личный пример Оригена как ученого, пожертвовавшего ради своей науки всеми земными радостями, также вызывает уважение, по меньшей мере, до такой степени, чтобы сегодня обратиться к изучению его наследия в историческом плане.

Список литературы Referenses

1. Болгова А.М. 2015. Кесарийская школа как феномен переходной эпохи от античности к Византии. Педагогика и образование в системе научного знания. Белгород, ИД «Белгород»: 84-88.

Bolgova A.M. 2015. Kesarijskaja shkola kak fenomen perehodnoj jepohi ot antichnosti k Vizantii. In: Pedagogika i obrazovanie v sisteme nauchnogo znanija. Belgorod, ID Belgorod: 84-88 (in Russian).

2. Болотов В.В. 2006. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1. СПб., Аксион эстин, 234. Bolotov V.V. 2006. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi. T. 1. SPb., Aksion estin, 234 (in Russian).

3. Бриллиантов А.И. 2014. Лекции по истории древней церкви. М., Директ-Медиа, 440. Brilliantov A.I. 2014. Lekcii po istorii drevnej cerkvi. M., Direkt-Media, 440 (in Russian).

4. Евсевий Памфил. 1848. Сочинения. Т. 1. СПб., Типография Е. Фишера, 596. Evsevij Pamfil. 1848. Sochinenija. T. 1. SPb., Tipografija E. Fishera, 596 (in Russian).

5. Лебедев А.П. 1997. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., Алетейя, 411.

Lebedev A.P. 1997. Duhovenstvo drevnej Vselenskoj Cerkvi ot vremen apostol'skih do X veka. SPb., Aletejja, 411 (in Russian).

6. Мейендорф И.Ф. 2007. Введение в святоотеческое богословие. Минск, Лучи Софии, 384. Mejendorf I.F. 2007. Vvedenie v svjatootecheskoe bogoslovie. Minsk, Luchi Sofii, 384. (in

Russian)

7. Фроловский Г.В. 1923. Противоречия оригенизма. Путь. Париж. 18. URL: http://krotov.info/library/21_f/lo/Put_18.html

Frolovskij G.V. 1923. Protivorechija origenizma. Put'. Parizh. 18. URL: http://krotov.info/library/21_f/lo/Put_18.html

8. Crouzel H. 1989. Origen. Edinburgh, Kings, 322.

9. Gasparro G. 2003. Origene e la magia: teoria e prassi. Origeniana octava. Origen and Alexandrian tradition. Vol. I. Leuven, University Press, 733-756.

10. Jacobsen A.-Ch. 2003. Origen and the Human Body. Origeniana octava. Origen and Alexandrian tradition. Vol. I. Leuven, University Press, 649-656.

11. Malaty T.Y. 1995. Origen. Sidney, Byzantina Australiensia, 358.

12. Martens P. 2012. Origen and Scripture: The Contours of the Exegetical Life. Oxford, Oxford University Press, 318.

13. McGuckin J.A. (ed.). 2004. Westminster Handbook to Origen. Louiswille, Univ., 544.

14. Perrone L. 2011. Origenism, Origenist Controversies. Religion Past and Present. Т. 9. Brill, 376-379.

15. Runia D. 2003. Origen and Hellenism. Origeniana octava. Origen and Alexandrian tradition. Vol. I. Leuven, University Press, 43-48.

16. Trigg J. 2012. Origen. London, Routledge, 312.

17. Willams R. 1999. Origen: Between Orthodoxy and Heresy. W.A. Bienert, U. Kuhneweg, eds. Origeniana Septima, 1999: 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.