Научная статья на тему 'Личность неофитов как потенциальных участников террористической деятельности: криминологический аспект'

Личность неофитов как потенциальных участников террористической деятельности: криминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность преступника / террорист / неофит / прозелитизм / ислам / радикализация / вербовка / criminal personality / terrorist / neophyte / proselytism / Islam / radicalization / recruitment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.В. Двуличанский

в статье рассматривается феномен новообращенных мусульман, причины и факторы, повлиявшие на смену вероисповедания, а также наиболее часто используемые способы и методы вовлечения лиц, новообращенных в ислам. В работе представлена криминологическая характеристика лиц, сменивших вероисповедание, выявлены характер и степень их общественной опасности, сформирован психологический портрет, определены негативные последствия. Акцентируется внимание на механизме и способах вовлечения представителей рассматриваемой социально-демографической группы в ислам. Анализируются причины вовлечения, а также степень радикализации (новообращенных в ислам) среди молодежи. В проведенном исследовании подробно описаны тактика и этапы проведения вербовочной работы, осуществляемой представителями террористических сообществ и организаций c целью вовлечения представителей неисламских конфессий в террористическую деятельность через принятие ислама. Отражены особенности и поведение заключенных, исповедующих радикальные течения ислама на территории пенитенциарных учреждений, и их влияние на лиц, отбывающих наказание по общеуголовным статьям. Автор обоснованно считает, что результаты проведенного исследования могут использоваться при разработке и планировании нравственно-воспитательных, образовательных, психологически-коммуникационных мер воздействия на лиц, представляющих потенциальную угрозу вступления в террористические формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identity of neophytes as potential participants in terrorist activities: a criminological aspect

the article examines the phenomenon of Muslim converts, the causes and factors that influenced the change of religion, as well as the most commonly used methods and methods of involving persons who have converted to Islam. The paper presents the criminological characteristics of persons who have changed their religion, the nature and degree of their social danger are revealed, a psychological portrait is formed and negative consequences are determined. Attention is focused on the mechanism and methods of involving representatives of the considered socio-demographic group in Islam. The reasons for involvement, as well as the degree of radicalization (converts to Islam) among young people are analyzed. The study describes in detail the tactics and stages of recruitment work carried out by representatives of terrorist communities and organizations in order to involve representatives of non-Islamic faiths in terrorist activities through the adoption of Islam. The features and behavior of prisoners professing radical currents of Islam on the territory of penitentiary institutions and their influence on persons serving sentences under ordinary criminal articles are reflected. The author reasonably believes that the results of the conducted research can be used in the development and planning of moral and educational, educational, psychological and communication measures of influence on persons who pose a potential threat of joining terrorist formations.

Текст научной работы на тему «Личность неофитов как потенциальных участников террористической деятельности: криминологический аспект»

личность неофитов как потенциальных участников террористической деятельности: криминологический аспект

THE IDENTITY OF NEOPHYTES AS POTENTIAL PARTICIPANTS IN TERRORIST ACTIvITIES: A CRIMINOLOGICAL ASPECT

Аннотация: в статье рассматривается феномен новообращенных мусульман, причины и факторы, повлиявшие на смену вероисповедания, а также наиболее часто используемые способы и методы вовлечения лиц, новообращенных в ислам. В работе представлена криминологическая характеристика лиц, сменивших вероисповедание, выявлены характер и степень их общественной опасности, сформирован психологический портрет, определены негативные последствия. Акцентируется внимание на механизме и способах вовлечения представителей рассматриваемой социально-демографической группы в ислам. Анализируются причины вовлечения, а также степень радикализации (новообращенных в ислам) среди молодежи. В проведенном исследовании подробно описаны тактика и этапы проведения вербовочной работы, осуществляемой представителями террористических сообществ и организаций c целью вовлечения представителей неисламских конфессий в террористическую деятельность через принятие ислама. Отражены особенности и поведение заключенных, исповедующих радикальные течения ислама на территории пенитенциарных учреждений, и их влияние на лиц, отбывающих наказание по общеуголовным статьям.

Автор обоснованно считает, что результаты проведенного исследования могут использоваться при разработке и планировании нравственно-воспитательных, образовательных, психологически-коммуникационных мер воздействия на лиц, представляющих потенциальную угрозу вступления в террористические формирования.

Ключевые слова: личность преступника, террорист, неофит, прозелитизм, ислам, радикализация, вербовка.

Для цитирования: Двуличанский А.В. Личность неофитов как потенциальных участников террористической деятельности: криминологический аспект // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 4. - С. 112-117.

Abstract: the article examines the phenomenon of Muslim converts, the causes and factors that influenced the change of religion, as well as the most commonly used methods and methods of involving persons who have converted to Islam. The paper presents the criminological characteristics of persons who have changed their religion, the nature and degree of their social danger are revealed, a psychological portrait is formed and negative consequences are determined. Attention is focused on the mechanism and methods of involving representatives of the considered socio-demographic group in Islam. The reasons for involvement, as well as the degree of radicalization (converts to Islam) among young people are analyzed. The study describes in detail the tactics and stages of recruitment work carried out by representatives of terrorist communities and organizations in order to involve representatives of non-Islamic faiths in terrorist activities through the adoption of Islam. The features and behavior of prisoners professing radical currents of Islam on the territory of penitentiary institutions and their influence on persons serving sentences under ordinary criminal articles are reflected.

The author reasonably believes that the results of the conducted research can be used in the development and planning of moral and educational, educational, psychological and communication measures of influence on persons who pose a potential threat of joining terrorist formations.

Keywords: criminal personality, terrorist, neophyte, proselytism, Islam, radicalization, recruitment.

УДК 343.9

а.в. двуличанский,

alexeyv. dvulichansky,

applicant for the degree (Saratov State Law Academy, Saratov, Russia)

соискатель (Саратовская государственная юридическая академия Россия, Саратов) alexeydvulichanskiy@gmail.com

For citation: Dvulichansky A.V. The identity of neophytes as potential participants in terrorist activities: a criminological aspect // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. -№ 4. - P. 112-117.

Феномен новообращенных мусульман все чаще привлекает внимание ученых-криминологов, духовных лидеров и просто неравнодушных граждан.

Недостаточность научного исследования рассматриваемой проблематики требует от теоретиков и практических работников поиска новых концептуальных подходов к изучению неофитов с точки зрения их возможного участия в преступлениях террористической направленности. Имеющиеся публикации РР Сулейманова, РИ. Беккина, Т.В. Излученко, Н.М. Ракитянского, Ю.М. Кобища-нова и С.В. Сиражудиновой несомненно представляют теоретический и практический интерес, но, как правило, посвящены рассмотрению социологических, религиозных, психологических, уголовно-исполнительных аспектов неофитства. Следует признать, что комплексного криминологического исследования неофитства и его роли в механизме террористического преступления не было, что доказывает актуальность рассматриваемого явления.

Неофиты в последнее время стали объектом пристального внимания для многих мировых стран. Численность их неуклонно растет. Восприятие данной группы очень часто связано с радикализацией, а в последнее время и с Исламским государством. Стоит отметить, что религиозные деятели в республиках Северного Кавказа, считают «неофитами» представителей новых течений ислама - салафитов, которые трансформировались из традиционного ислама.

Неофиты в религии - явление, насчитывающее тысячелетия. Смена религии и их трансформация - закономерный процесс. Так, сначала были местные языческие верования, затем происходило вторжение мировых религий параллельно с ассимилированием местных верований, потом шел (а в исламе сейчас идет) процесс религиозных реформаций, разделения, обновления. И этот процесс непрерывен. Борьба за духовную сферу всегда была приоритетной. Миссионерская деятельность всех мировых религий играла и сейчас играет важную роль [1, с. 14-25].

Неофит - новый последователь или сторонник какой-нибудь религии, учения [2, с. 349]. Прозелит - новообращенный в какую-либо веру, принявший новые убеждения [3, с. 443]. Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации неофитство и прозелитизм не являются преступлением и не преследуются по закону. Вместе с тем данные явления должны контролироваться в целях недопущения

трансформации в радикальные течения. Хотя неофиты действительно по некоторым своим характеристикам значительно отличаются от людей религиозных, но реальную угрозу они представляют лишь в том случае, когда принимают деструктивные религиозные взгляды, становясь на путь экстремизма и терроризма [4, с. 162-168].

Многочисленные преступления террористического характера в период с 2000 года по настоящее время вновь обращают внимание криминологов на террористов-неофитов славянского происхождения (Саид Бурятский, Алла Сапрыкина, Варвара Караулова). Анализируя преступления террористического характера, в которых принимают участие неофиты, мы ставим перед собой следующую задачу: определить факторы, влияющие на принятие решения о смене вероисповедания и на последующую радикализацию неофита.

В связи с присутствующей в мировом сообществе угрозой распространения террористической идеологии наиболее пристального внимания требует изучение такого феномена, как неофит. Возникает вопрос: почему новообращенные мусульмане проявляют большую склонность к радикализации, чем последователи религиозных течений, которые исповедуют свою религию с момента рождения.

В ходе нашего исследования был проведен анализ результатов анкетирования и опрос неофитов, проживающих на территории Российской Федерации, с учетом следующих свойств и качеств:

1) социально-демографических (пол, возраст, гражданство, образовательный уровень, семейное положение, профессиональная принадлежность, место жительства, наличие инвалидности и т.д.);

2) нравственно-психологических (ценностные установки и ориентации, уровень нравственного и правового сознания, социальные позиции и ожидания, потребности, увлечения, подверженность влиянию со стороны и т.д.).

Анализируя социально-демографические качества неофита, необходимо начать с анализа возраста и обстоятельств принятия решения о смене вероисповедания, так как эти факторы являются определяющими в описании психологического состояния, потребностей в самореализации, уровня образования, душевных кризисах исследуемых неофитов.

Наиболее многочисленной группой неофитов являются лица, принявшие ислам в возрасте 2030 лет (47%). Несмотря на полученный начальный жизненный опыт, сформировавшиеся черты личности, характера, человек принимает решение

о смене религии по личным причинам (духовный кризис, несчастная любовь, психотравмирующие обстоятельства). На втором месте располагается возрастная группа 10-20 лет (36%). Исследованием установлено, что в данную группу входят лица, на которых в большей мере повлияло окружение (семья, друзья, преподаватели). Представителей данного возрастного периода можно охарактеризовать как не воспринимающих критически поступающую информацию и не разбирающихся в тонкостях теологических учений. В связи с этим они зачастую принимают решения, основанные не на жизненном опыте, а на эмоциях. Данному возрасту характерны: а) интерес к радикальным течениям ислама; б) проблемы, возникающие в процессе социализации; в) непринятие светских устоев и общепринятых норм. На третьем месте располагается группа 40-50 лет (8%). На последнем месте - группа лиц до 10 лет (4%), данная группа, на ваш взгляд, характеризуется тем, что смена религии произошла по малозависящим от неофита причинам (усыновление, позиция близких родственников), в данном возрасте ребенок не способен критически воспринимать происходящие события. Как правильно отмечает В.А. Казакова, «несовершеннолетние обоих полов используются организаторами преступлений террористического характера, как правило, в качестве рядовых исполнителей или пособников» [5, с. 19].

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что женщины наиболее подвержены смене вероисповедания, чем мужчины.

По результатам изучения статистических сведений из анкет и интервьюирования большая часть женщин-неофитов приняла вероисповедания под воздействием романтических чувств. Девушки в основной массе знакомились с мужчинами (приверженцами ислама). Отдельно стоит отметить, что знакомство происходило в 85% случаев в сети Интернет (социальные сети, форумы знакомств). Осуществляя на высоком уровне психологическую обработку девушки, мужчины тем самым вовлекали ее в ислам.

Проводя анализ окружения неофитов, были получены данные, что у 7% исследуемых в окружении находились лица, причастные к совершению террористических преступлений.

Формируя идеологический фундамент для совершения террористических преступлений, представители террористических сообществ и организаций стремятся во что бы то ни стало обратить в ислам потенциальных террористов. Лидер террористической организации «Аль-Каида» Айман Аль-Завахи-ри в 2006 году поощрил вербовку новообращенных мусульман в западных странах на том основании, что они обеспечивают тактическое и стратегическое преимущества [6, с.6-9]. Так, согласно апелляцион-

ному определению Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) № 201-АПУ19-46 от 1 октября 2019 года А. уговаривал В. принять ислам и в дальнейшем, после прохождения соответствующей подготовки, участвовать в боевых действиях на территории Сирии в составе международная террористическая организация «Исламское государство» (далее - МТО ИГ1). Другой не менее важной характеристикой личности неофитов, является пол. Существует ряд поведенческих особенностей мужчин и женщин, которые позволяют рассматривать пол, как существенную детерминанту в принятии ислама. Это связано с тем, что мужчины более общительны по сравнению с женщинами, они более экстраверты, чем женщины, которые, напротив, чаще интроверты; мужчины чаще женщин склонны к конфликтам, ссорам, агрессии; женщины более конформны, склонны к групповому влиянию; у женщин выше показатель по моральным установкам, они менее авторитарны, менее склонны к авантюризму и риску [7, с.96-105].

Стоит отметить, что многие представители женского пола принимают ислам, как промежуточный этап для обустройства личной жизни (женитьба, создание семьи). Смена религии в основной массе происходит под влиянием мужчины (мусульманина), к которому потенциальная неофитка испытывает симпатию. Под воздействием чувств и переживаний у девушки отсутствует должный уровень критичности оценки принимаемого решения о смене религии. В соответствии с законами шариата (исламское право) предусматривается значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей, о которых девушка узнает порой только после принятия ислама.

Отдельно стоит остановиться на тактике проведения вербовочной работы представителей террористического сообщества с целью вовлечения представителей неисламских конфессий в террористическую деятельность через принятие ислама, которую можно разделить на несколько этапов:

1) поиск потенциального кандидата на вербовку;

2) изучение кандидата, сбор информации (просмотр социальных сетей, сбор информации у знакомых кандидата);

3) анализ полученной информации в отношении объекта вербовки, отработка дальнейшего плана вовлечения объекта, составление психологического портрета объекта и его окружения;

4) знакомство с кандидатом на вербовку;

5) установление психологического контакта с объектом, сбор информации в отношении него в ходе личного общения;

1 Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

от 1 октября 2019 года № 201-АПУ19-46 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6) повторный анализ поведения объекта, корректировка тактики вербовочной работы;

7) ознакомительная беседа по введению объекта в основы ислама;

8) в случае заинтересованности объекта - разъяснение ему порядка принятия ислама;

9) закрепление возникшего интереса к религии демонстрацией пропагандистских материалов, применение методов убеждения и психологического воздействия на объект;

10) принятие объектом ислама;

11) склонение объекта к ведению «джихада»;

12) проведение объектом активных действий (вступление в незаконное вооруженное формирование, осуществление террористического акта, захват заложников, выезд к местам проведения боевых действий против «неверных»).

Выше приведена общая (классическая) схема вербовки неофита, в реальных ситуациях структура вербовки претерпевает незначительные изменения, но ключевые моменты остаются. Так, в апелляционном определении ВС РФ по делу № 2-36/2018 от 24 января 2019 года содержится следующее: А. показал, что после знакомства в мае 2016 года с Джанатлиевым, разъяснившим ему порядок принятия религии, он принял ислам. В последующем познакомился с Бабаевым и О., пригласил их к себе домой для усвоения правильности исполнения религиозных обрядов. В ходе последующих встреч Бабаев и О. демонстрировали ему пропагандистские материалы, убеждали его в необходимости ведения «джихада» - борьбы с «неверными», принесения присяги и присоединения к «Исламскому государству». Сообщили, что сами уже приняли присягу на верность МТО ИГ, поддерживают прямую связь с членами «Исламского государства» на территории Сирии, Ирака, Турции, России и копят деньги на дорогу в Сирию2.

Во время вербовочной работы представители террористических движений достаточно часто используют пропагандистские материалы и видеоролики. В ходе анкетирования 83% опрошенных ответили, что чтение религиозной литературы способствовало принятию ислама. В соответствии с апелляционным определением ВС РФ по делу № 203-АПУ19-11 от 13 июня 2019 года А.Ш.С. пытался проводить беседы на религиозные темы, предлагал принять ислам и передавал брошюру под названием «Размышление»... А.Ш.С. в ходе неоднократных встреч с ним передавал ему брошюры организации «хиз-бут-Тахрир аль-Ислами» и рассказывал о необходимости создания халифата.

2 См.: Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 2-36/2018 от 24 января 2019 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

В современный период ислам активно проник в мировое информационное пространство, в сети Интернет существует большое количество ресурсов и платформ, пропагандирующих мировую религию. Наличие таких ресурсов, как сайты для неофитов, а также группы в социальных сетях -по состоянию на лето 2022 года насчитывали более 14 000 участников - способствуют увеличению числа вновь обращенных3. Стоит отметить, что неофиты, изучая ислам в информационном пространстве зачастую приобщаются к идеям международных террористических организаций. Например, в апелляционном определении ВС РФ по делу № 2-96/2018 от 13 июня 2019 года указывается следующее: Ф. с 2015 года изучал арабский язык, впоследствии принял ислам и на различных сайтах в сети Интернет познакомился с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство».

Криминологически значимыми характеристиками личности, способными объяснить причины смены вероисповедания, на наш взгляд, являются род деятельности (профессия) и семейное положение.

Так, самой многочисленной группой неофитов являются студенты - 38%. На втором месте рабочие - 30%. Безработные и осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях, составляют примерно 13% от общего числа неофитов. Данные результаты исследования свидетельствуют о том, что представители течения «неофитства» в своей совокупности - это неоднородная группа людей. Также нельзя сказать, что неофиты являются преимущественно представителями непрестижных профессий, хотя служащих среди них - 7%, а индивидуальных предпринимателей - 2%. Однако зачастую неофитами становятся лица, добившиеся значительных результатов в жизни. Так, в марте 2016 года в Сирии в ходе боев был убит чемпион России по боксу, уроженец города Уфы Республики Башкортостан Вячеслав Лапшин, 1981 года рождения, воевавший на стороне вооруженных формирований ИГИЛ [4, с. 162-168].

Анализируя результаты исследования, следует отметить, что 80% опрошенных неофитов получали удовлетворительные оценки в школе, 15% -учились хорошо и только 5% - отлично.

Данные результаты свидетельствуют о том, что нереализованность в системе образования может являться фактором, подталкивающим к смене религии, таким как причина поиска ду-

3 См., например: Почему ислам? [Электронный ресурс]. -URL: https://www.whyislam.to/; Послание моему соседу-христианину [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/public27597664

ховных смыслов. Как отмечает Н.Н. Кондра-шов, уровень образования индивида служит благоприятным или неблагоприятным условием нравственного формирования личности [9, с. 166]. В ходе индивидуального интервью с Н. (принял ислам в 17 лет, ранее обучался в средней школе города Саратова) была получена следующая информация: «в школе я получал низкие оценки, особого усердия в школе не проявлял, учителя не могли заинтересовать меня изучаемыми предметами. С одноклассниками у меня были сложные взаимоотношения и постоянные стычки, в связи с чем я часто прогуливал занятия. В свободное время я посещал секцию борьбы самбо, куда приходили заниматься мои ровесники (преимущественно мусульмане). Порой они мне рассказывали о Коране, столпах ислама, проведении религиозных обрядов. Многие из них читали намаз в раздевалках перед и после тренировок. Мне нравилось слушать их разговоры о религии. Меня подкупала их сплоченность в мусульманской умме, которая отсутствовала, на мой взгляд, у православных христиан... Видя мою заинтересованность, воспитанник спортивной секции по имени М. привел меня в мечеть, где я познакомился с муллой X. и другими представителями духовенства. Через месяц, под духовным руководством муллы х. и наставничеством М., я принял ислам».

В составлении криминологического портрета неофита важными являются сведения о мотивах, подтолкнувших их к смене религии. По нашему мнению, мотивы неофитов могут быть поделены на группы:

1) любовный мотив, характерен лицам (новообращенным в ислам) с целью вступления в брак или для создания отношений, присущ в основной массе женщинам. Данный мотив активно используется членами международных террористических формирований и сообществ с целью вовлечения лиц женского пола в террористическую деятельность;

2) внешнее насилие как мотив принятия ислама, характерен для лиц, находящихся в плену либо удерживаемых в заложниках, обычно сопровождается психическими и физическими воздействиями, угрозой расправы, потреблением наркотических средств и психотропных веществ против воли лица (насильно), при котором человек не может адекватно контролировать окружающую действительность и критически воспринимать поступающую информацию. Так, в соответствии с апелляционным определением ВС РФ по делу № 2-3/2014 от 25 сентября 2014 года М. из вооруженной группы обращался к Ш., требовал принять ре-

лигию ислам и заплатить денежные средства, иначе грозился убить Ш.4

3) наличие психических заболеваний (мотив характерен для лиц, страдающих психическими заболеваниями и расстройствами), имеются данные о единичных случаях склонения (около 0,25 % от общего числа неофитов). Данные лица склоняются к принятию ислама с целью увеличения мусульманской уммы (без разбора) либо для проведения террористических акций, так как данная группа лиц не может быть привлечена к уголовной ответственности и не способна контролировать свои действия;

4) поиск смысла, характерен для широкого круга лиц, которые а) разочаровались в жизни и религиозных догмах первичной религии; б) не имеют реализации в социальных институтах общества; в) имеют устойчивые проблемы в личной жизни.

Принимая ислам, неофиты стараются (в большей своей массе) всячески подражать исконным представителям данной религии и закреплять свою приверженность поступками. Данный факт способствует их активному вступлению в террористические организации и сообщества, побуждает предпринимать действия для подготовки к совершению террористических актов. Например, в определении ВС РФ по делу № 2-37/12 от 21 августа 2012 года установлено, что в 2008 году осужденный Д. принял ислам, стал его радикальным сторонником и не только открыто высказывал намерения вести борьбу с «неверными», уничтожать сотрудников правоохранительных органов, но и стал осуществлять реальные действия - изготавливать взрывчатые вещества и взрывные устройства5.

Исходя из сведений, полученных в ходе анкетирования и анализа материалов уголовных дел, зачастую неофитами становятся лица, отбывающие наказания за совершение общеуголовных преступлений совместно с бывшими террористами. В исправительных учреждениях достаточно часто происходят вербовки неофитов. Осужденные террористы используют в своем арсенале такие методы, как убеждение, изучение совместно с вербуемым специальной литературы, демонстрация мотивирующих роликов в сети Интернет. Так, согласно апелляционному определению ВС РФ по делу № 2-56/2019 от 17 сентября 2019 года Б.Н.А. в период отбывания наказания в исправительной колонии заявлял, что принял ислам под воздействием лиц, осужденных за преступления терро-

4 Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 2-3/2014 от 25 сентября 2014 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 2-37/12 от 21 августа 2012 года [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ТРИБУНА

2023'4

ристической направленности, считает необходимой вооруженную борьбу против представителей иных религий и их уничтожение, а также одобряет совершение террористических актов. По мнению многих экспертов, осужденный, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию религиозного экстремизма, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников пять - семь и более человек [8, с. 95-101]. Также присутствуют случаи попыток «подходов» к сотрудникам пенитенциарных учреждений. Например, в соответствии с апелляционным определением ВС РФ по делу № 201-АПУ19-25 от 23 июля 2019 года Р.З.Ф. в беседах с М. (сотрудник исправительного учреждения) оправдывал и пропагандировал деятельность террористической организации «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», предлагал М. вступить в данную организацию, приняв ислам, то есть совершал действия, охватываемые участием в деятельности организации, признанной в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации террористической.

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты криминологических особенностей личности неофитов как возможных членов террористических организаций и сообществ свидетельствуют о том, что обстоятельства смены религии являются неоднозначными и индивидуальными, на которые влияют многие факторы. Данные результаты исследования могут использоваться при разработке и планировании нравственно-воспитательных, образовательных, психологически-коммуникационных мер воздействия на лиц, представляющих потенциальную угрозу вступления в террористические формирования. Наряду с информационно-разъяснительной работой необходима своевременная выработка инициатив для совершенствования нормативной базы в целях сужения поля идеологической деятельности радикальных структур [10, с. 343-350].

Литература

1. Сиражудинова С. Неофиты в структуре радикального ислама // Россия и мусульманский мир. - 2017. - № 6 (300). - С. 14-25.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 60 000слов и фразеологических выражений. - Москва: ОНИКС: Мир и Образование, 2007. - 976 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. В 4 т. Ч. 3. - Москва: ТИПОГРАФ1Я ЛАЗАРЕВСКАГО ИНСТИТУТА ВОСТОЧНЫХЪ ЯЗЫКОВЪ (А. МАМОНТОВЪ), 1865. - 508 с.

4. Ложкин Ю.А. Проблема религиозного неофитства среди спецконтингента учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 1 (85). - С. 162-168.

5. Казакова В.А. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера // Право в Вооруженных Силах. -2008. - № 4. - С. 19.

6. Flower Scott. (2013). Muslim Converts and Terrorism / Counter Terrorist Trends and Analysis, Volume 5, Issue 11, November. P. 6-9.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 544 с.

8. Бровкина А.А. Проблемы противодействия религиозному экстремизму в учреждениях ФСИН России / Тенденции и перспективы развития современного научного знания: материалы XVI Международной научно-практической конференции. - Москва: Институт стратегических исследований, 2015. С. 95-101.

9. Кондрашов Н.Н. Количественные методы в криминологии. - Москва: Юридическая литература, 1971. - 184 с.

10. Каримова Г.Х. Механизм распространения радикальной идеологии / Геополитическая картина мира: угрозы и вызовы: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 09-11 декабря 2020 года. - Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. С. 343-350.

References

1. Sirazhudinova S. Neofity v strukture radikal'nogo islama // Rossiya i musul'manskij mir. - 2017. - № 6 (300). - S. 14-25.

2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: okolo 60 000slov i frazeologicheskih vyrazhenij. - Moskva: ONIKS: Mir i Obrazovanie, 2007. - 976 s.

3. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivago velikoruskago yazyka. V 4 t. Ch. 3. - Moskva: TIPOGRAFIYA LAZAREVSKAGO INSTITUTA VOSTOCHNYH» YAZYKOV» (A. MAMONTOV»), 1865. - 508 s.

4. Lozhkin YU.A. Problema religioznogo neofitstva sredi speckontingenta uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. - 2020. - № 1 (85). -S. 162-168.

5. Kazakova V.A. Vovlechenie v sovershenie prestuplenij terroristicheskogo haraktera // Pravo v Vooruzhennyh Silah. - 2008. - № 4. - S. 19.

6. Flower Scott. (2013). Muslim Converts and Terrorism / Counter Terrorist Trends and Analysis, Volume 5, Issue 11, November. P. 6-9.

7. Il'in E.P. Differencial'naya psihofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny. - Sankt-Peterburg: Piter, 2007. - 544 s.

8. Brovkina A.A. Problemy protivodejstviya religioznomu ekstremizmu v uchrezhdeniyah FSIN Rossii / Tendencii i perspektivy razvitiya sovremennogo nauchnogo znaniya: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: Institut strategicheskih isledovanij , 2015. S. 95-101.

9. KondrashovN.N. Kolichestvennye metody v kriminologii. - Moskva: YUridicheskaya literatura, 1971. - 184 s.

10. Karimova G.H. Mekhanizm rasprostraneniya radikal'noj ideologii / Geopoliticheskaya kartina mira: ugrozy i vyzovy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 09-11 dekabrya 2020 goda. - Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2022. S. 343-350.

(статья сдана в редакцию 27.01.2023)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.