Научная статья на тему 'К вопросу об экстремизме неофитов в Российской Федерации'

К вопросу об экстремизме неофитов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕОФИТЫ / НОВООБРАЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ИСЛАМ / ИСЛАМСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / ДЖИХАД / НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ / NEOPHYTES / YOUTH CONVERSION TO ISLAM / ISLAMIC RELIGIOUS EXTREMISM / PROSELYTISM / JIHAD / ILLEGAL ARMED GROUPS / "ISLAMIC STATE" / TERRORIST GROUPS. NEOPHYTES / TERRORIST GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев А.Ю., Кодзоков А.Х.

В статье рассматривается сравнительно новое социальное явление среди российской молодежи новообращение в ислам: истоки и факторы его возникновения в российском обществе, наиболее часто используемые способы и методы вербовки лиц, новообращенных в ислам, в незаконные вооруженные формирования, в том числе с использованием сети Интернет. Также рассмотрен комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статуса и пр. Затрагиваются проблемы отсутствия в российском обществе идеологии, что негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олимпиев А.Ю., Кодзоков А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF NEOPHYTE EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with a relatively new social phenomenon among Russian youth the conversion to Islam: the sources and factors of its occurrence in the Russian society, the most commonly used methods and methods of recruiting people converted to Islam into illegal armed groups, including the use of the Internet. The article also considers a set of methods of influencing the recruitment object including his/her moral and psychological characteristics, social status, etc. The authors touch upon the problems of the absence of ideology in the Russian society, which negatively affects the formation of the person's world views.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экстремизме неофитов в Российской Федерации»

УДК 343.9

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ НЕОФИТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TO THE ISSUE OF NEOPHYTE EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Олимпиев Анатолий Юрьевич,

профессор кафедры частного права Государственного университета управления (г. Москва), доктор исторических наук, кандидат юридических наук

a.olimpiev@yandex.ru

Кодзоков Артур Хамидбиевич,

старший преподаватель кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Москва)

w

* \ т *

arturkodzokov@mail.ru

Ключевые слова:

неофиты, новообращение молодежи в ислам, исламский религиозный экстремизм, прозелитизм, джихад, незаконные вооруженные формирования, «Исламское государство», террористические группировки.

В статье рассматривается сравнительно новое социальное явление среди российской молодежи - новообращение в ислам: истоки и факторы его возникновения в российском обществе, наиболее часто используемые способы и методы вербовки лиц, новообращенных в ислам, в незаконные вооруженные формирования, в том числе с использованием сети Интернет. Также рассмотрен комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статуса и пр. Затрагиваются проблемы отсутствия в российском обществе идеологии, что негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов личности.

Keywords:

neophytes, youth conversion to Islam, Islamic religious extremism, proselytism, jihad, illegal armed groups, "Islamic state", terrorist groups. neophytes, youth conversion to Islam, Islamic religious extremism, proselytism, jihad, illegal armed groups, "Islamic state", terrorist groups.

The article deals with a relatively new social phenomenon among Russian youth - the conversion to Islam: the sources and factors of its occurrence in the Russian society, the most commonly used methods and methods of recruiting people converted to Islam into illegal armed groups, including the use of the Internet. The article also considers a set of methods of influencing the recruitment object including his/her moral and psychological characteristics, social status, etc. The authors touch upon the problems of the absence of ideology in the Russian society, which negatively affects the formation of the person's world views.

В Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению роста числа неофитов, а именно лиц, новообращенных в ислам и его течение ваххабизм (религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке, названое по имени арабского теолога Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба).

На сегодняшний день экстремизм остается сложной социальной проблемой для правоохранительных органов Российской Федерации. [1]

Одной из самых опасных его форм является исламский религиозный экстремизм, идеи которого основаны на приверженности радикальным взглядам и действиям, отрицании существующих в обществе норм и правил, стремлении переустройства мира в соответствии со своими религиозными взглядами.

Отличительной особенностью религиозных экстремистов является пропаганда истинности и исключительности своего вероисповедания, фанатичная нетерпимость и агрессивное отношение к представителям иных религий.

У представителей исламского религиозного экстремизма ярко выражено стремление к искоренению представителей иной религии вплоть до их физического истребления, проявление крайней неприязни к представителям различных течений внутри своей же религии и принуждение их к соблюдению особой системы религиозной веры.

Возникшее после распада СССР, данное социальное явление распространилось практически во всех странах постсоветского пространства. В свою очередь, предпосылками к массовому новообращению молодежи в ислам можно считать внутриполитическую нестабильность СССР в конце 80-х годов прошлого века, выражавшуюся в распространении политического, национального и религиозного экстремизма во всех союзных республиках.

Российская Федерация, унаследовав проявления всех видов экстремизма, с первых же дней своего существования столкнулась с вытекающими из них проблемами. Особенно четко это видно на примере северокавказских республик, где уже в полной мере среди населения пропагандировались различные экстремистские настроения, в особенности националистические и религиоз-

ные. На фоне этих событий в российском обществе начало расти количество неофитов. Ранее носившее единичный характер, данное явление к середине 90-х годов, под влиянием активизации вооруженного бандитского подполья северокавказских республик и боевых действий на Ближнем Востоке, обрело массовый характер.

Рассматривая новообращение молодежи в ислам как социальное явление, можно отметить, что основными факторами его возникновения являются отсутствие у определенной категории граждан жизненных целей, а также кризисное состояние общества и отсутствие в нем моральных устоев. Поэтому к лицам, наиболее подверженным внушению и легко принимающим идеи радикального ислама, стоит относить именно неофитов.

Особое усердие в прозелитизме (стремлении обратить других в свою веру, деятельности, направленной на достижение этой цели) проявляют так называемые идеологи религиозного экстремизма.

При подборе кандидата с целью приобщения к учениям ваххабизма идеологами учитываются особенности его дружеского окружения, из которого, в свою очередь, формируются личные интересы (участие в различных социальных сетях, увлечение спортом и прочее), что становится основным ориентиром для вербовщиков перед началом психологической обработки.

По сути, вовлечение в ислам и дальнейшее приобщение к экстремистской деятельности - это поэтапная работа, представляющая собой целый комплекс методов воздействия на объект вербовки с учетом его морально-психологических качеств, социального статуса, мировоззрения, материального благосостояния.

Вербовка неофитов представителями экстремистских организаций ведется практически по всей территории России.

Как правило, чаще «под прицел» исламистских идеологов попадают люди, недовольные существующей властью, страдающие нехваткой общения, с серьезными материальными трудностями, а также лица, на которых в распоряжении вербовщиков имеются определенные компрометирующие сведения. Для определенной категории неофитов, принявших ислам, характерно увлечение идеями его радикального движения ваххабизм. Именно лица, новообращенные в мусульманство, особо ценны для идеологов радикального ислама и считаются идеальными объектами вербовки в ряды вооруженных формирований, так как они легче подвергаются внушению и психологической обработке. Соответственно, в дальнейшем это приводит к вовлечению их в различные исламистские экстремистские организации. Одной из таких организаций является «Исламское Государство Ирака и Леванта» («Исламское государство», «ИГИЛ»), международная исламистская экстремистская террористическая организация, основной целью которой является создание единого исламского государства, охватывающего Ближний Восток, Центральную Азию, часть Европы,

Африки и России. Решением Верховного Суда Российской Федерации данная организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации. [4]

Принимая ислам и придерживаясь идей ваххабизма, неофиты начинают демонстрировать религиозное рвение, стремясь доказать, что они на равных с другими мусульманами. Именно этот факт способствует их активному вступлению в ряды вооруженных формирований «Исламского государства» и участия в так называемом джихаде, означающем в исламе борьбу за свою веру, а в понятии экстремистов - борьбу с неверными.

Рост влияния «Исламского государства» на политическую ситуацию на Ближнем Востоке, наблюдающийся в последнее десятилетие, является для России крайне нежелательным процессом.

Малейшее расширение сферы влияния «Исламского государства» на Россию вызывает активизацию его боевиков в северокавказских республиках и влечет за собой рост количества россиян, желающих принять ислам, вступить в ряды «ИГИЛ», отправиться в Сирию и участвовать в джихаде.

Возникшая в 2006 году и обретшая широкую известность летом 2014 года после начала наступления на северные и западные районы Ирака, а также север Сирии (Курдистан), организация «Исламское государство» вкладывает огромные деньги в пропаганду своих идей, что позволяет бесперебойно пополнять свои ряды различного рода новобранцами.

После ударов российской авиации по позициям боевиков в Сирии осенью 2015 года боевики «ИГИЛ» объявили России очередной джихад. Почти одновременно с этим в сети Интернет появилось заявление главарей этой организации о воссоздании в Российской Федерации террористической группировки, действовавшей на территории Северного Кавказа под названием «Имарат Кавказ»1, боевики которой присягнули на верность «Исламскому государству». Естественно, что такие заявления не могли не повлиять на боевой дух новоиспеченных радикалов, которые готовы в любую минуту исполнить волю своих духовных наставников.

Осенью 2015 года в Российской Федерации были отмечены факты возникновения джамаатов (джамаат - община, объединение мусульман, посещающих одну мечеть, в понятии экстремистов - боевое подразделение, готовое к участию в джихаде), в основном состоящих из новообращенных мусульман радикальных взглядов, готовых вступить в джихад как на Северном Кавказе, так и за пределами Российской Федерации.

1 Исламистская террористическая организация, действовавшая на Северном Кавказе с 2007 г. и ставившая своей целью создание независимого исламского государства (эмирата). Была провозглашена 07.10.2007 Президентом Чеченской Республики Ичкерия в изгнании Доку Умаровым.

По сведениям различных источников, в настоящее время на территории Сирии и Ирака в ряды вооруженных формирований «Исламского государства», «Джебхат Ан-Нусра» [4] и «Джейш-аль-Мухаджири валь-Ансар» (одна из повстанческих организаций в Сирии, воюющих против режима Башара Асада) входит около 4-5 тысяч граждан России, среди них сотни неофитов, многие из которых уничтожены в ходе боевых действий или задержаны.

В качестве примеров преступной деятельности неофитов на территории России можно привести: уроженца г. Улан-Удэ Республики Бурятия Александра Тихомирова, 1982 г.р., известного как Саид Бурятский, уничтоженного в марте 2010 года в ходе спецоперации в Республике Ингушетия, участника экстремист-ско-террористической группы, действовавшей на Северном Кавказе, одного из организаторов подрыва поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009, причастного к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова; уроженца г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики Эдуарда Миронова, 1974 г.р., осужденного Верховным судом Кабардино-Балкарской Республики в 2014 году к пожизненному заключению за участие в нападении на правоохранительные органы г. Нальчика в октябре 2005 года; жителя г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа Анатолия Землянка, 1987 г.р., состоявшего в рядах боевиков «ИГИЛ» с 2013 года, уничтоженного в ходе боев за г. Мосул в Ираке, ставшего героем распространенного в сети Интернет видеоролика казни жителя Чечни Магомеда Хасиева (неофит, ранее Евгений Юдин), обвиненного в связях со спецслужбами России.

В основном пропаганда радикальных идей и дальнейшая вербовка в ряды вооруженных формирований происходят преимущественно в популярных социальных сетях Интернета. Профессиональными вербовщиками на страницах социальных интернет-сетей ведется целенаправленная работа по распространению идей исламского религиозного экстремизма и привлечению молодежи с использованием целого арсенала всевозможных психологических трюков. При этом упор делается на незнание человеком своих духовных традиций, его религиозное невежество, в конечном итоге он лишается свободы выбора.

В качестве примера результата работы идеологов ваххабизма можно привести случаи в Волгоградской области и Красноярском крае, когда новообращенные в ислам русские девушки вербовали своих подруг в качестве ша-хидов-смертников для совершения терактов на Северном Кавказе. Также зафиксирован случай в 2013 году в Тверской области: 14-летний подросток через социальные сети принял ислам, стал приверженцем ваххабизма, после чего изготовил взрывное устройство, с помощью которого намеревался взорвать одно из местных отделений полиции.

Известно, что в северокавказских республиках Российской Федерации молодежь традиционно увлечена всевозможными видами спортивных едино-

борств. Поэтому спорт является одним из излюбленных областей вербовки в радикальный ислам. Трезвый образ жизни, сплоченность и дисциплинированность спортсменов - все это на руку вербовщикам и упрощает их задачу. Помимо психологической обработки, спортсменов заинтересовывают материально - оказывают финансовую помощь для приобретения необходимых спортивных принадлежностей, спонсируют их участие в соревнованиях и сборах различных уровней (оплачивают транспортные расходы, проживание, питание и т.д.), в результате чего спортсмены попадают в определенную зависимость от экстремистски настроенных группировок.

Целый ряд этнических русских православных спортсменов приняли ислам ваххабитского толка и выехали в Сирию для участия в боевых действиях в составе вооруженных формирований «Исламского государства»

Так, в марте 2016 г. в Сирии в ходе боев был убит чемпион России по боксу, уроженец г. Уфы Республики Башкортостан Вячеслав Лапшин, 1981 г.р., воевавший на стороне вооруженных формирований «ИГИЛ». И таких примеров множество.

Кроме того, огромное число неофитов вовлекаются не только в противоправную деятельность террористической и экстремистской направленности, мотивированную религиозными убеждениями, но и в другие тяжкие преступления - убийства, разбои, вымогательство, торговлю оружием и наркотическими средствами. [1, 3]

Таким образом, отсутствие в Российской Федерации правовой идеологии негативно сказывается на формировании мировоззренческих взглядов у молодежи.

Библиографический список

1. Олимпиев, А.Ю. Криминальный оборот наркотиков как одна из разновидностей организованной преступности / А.Ю. Олимпиев // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - №3. - С. 116-118.

2. Олимпиев, А.Ю. О некоторых проблемах определения понятия «организованная преступность» и противодействия ей в Российской Федерации / А.Ю. Олимпиев // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - №9. - С. 93-95.

3. Олимпиев, А.Ю. Уголовная ответственность как одна из форм противодействия неправомерному обороту наркотиков в Российской Федерации / А.Ю. Олимпиев, Ю.Б. Гаврюшкин // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №4. - С. 137-138.

4. По делу по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации о признании международных организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации : решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2014 №АКПИ14-1424С // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.