УДК 1(470) 091
ЛИЧНОСТЬ КАК СОЧЕТАНИЕ ДУХА И ИНСТИНКТА (ПО И. А. ИЛЬИНУ)
© Станкевич Анджела Родионовна, кандидат философских наук, декан юридического факультета филиала Московского финансово-юридического университета в г. Калининграде. Россия, 236000, г. Калининград, ул. Ермака, 3. E-mail: Andgela-64@mail.ru
В статье рассматривается концепция личности в понимании И. А. Ильина в соответствии с его учением о равновесии и сочетании духа и инстинкта. Сущность этого учения он подробно раскрывает в своей работе «Большевизм как соблазн и гибель», анализируя революционную трагедию в России. Философ делает вывод о том, что личный инстинкт нуждается в личной духовности; индивидуализация инстинкта должна происходить одновременно с индивидуализацией духа. Ильин отмечает, что личность будет тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и, в свою очередь, вносит индивидуальный вклад в его развитие. Уделяя внимание не только духовным, религиозным аспектам, а также и социальным, Ильин значительно обогатил понятие личности, придав ему более глубокий и содержательный смысл. Ключевые слова: личность, дух, инстинкт, вера, духовность, нравственный опыт, свобода, предметность, воля.
PERSONALITY AS A COMBINATION OF SPIRIT AND INSTINCT (BY I. A. ILYIN)
Stankevich Andzhela R., PhD in Philosophy, Dean of the Law faculty, Moscow University of Finances and Law, Branch in Kaliningrad.
3 Ermaka St., Kaliningrad, 236000 Russia. E-mail: Andgela-64@mail.ru
The article considers the concept of personality as I. A. Ilyin sees it according to his doctrine on the balance and combination of spirit and instinct. He reveals the subject matter of the doctrine in his work «Bolshevism as a temptation and death» after analyzing the revolutionary tragedy in Russia. The philosopher concludes that a personal instinct needs personal spirituality; the individuation of the instinct should occur along with the spirit individuation. Ilyin notes that the more the personality accumulates human social and cultural experience, the more significant he will be and, in his turn, this personality makes an individual contribution to the development of this experience. Focusing not only on spiritual, religious aspects, but also on social one, Ilyin greatly enriched the concept of personality, giving it a deeper and more meaningful sense.
Keywords: personality, spirit, instinct, faith, spirituality, moral experience, freedom, subjectivity, will.
Интерес И. А. Ильина к проблеме личности, сущности и существования человека прослеживается на протяжении всего творческого пути философа. Многообразие теоретических подходов и разнообразие концепций свидетельствуют о необычайной сложности проблемы и неоднозначности понимания человека, его жизни, деятельности и предназначения представителями различных философских течений.
Разрабатывая концепцию личности, Ильин обращается к понятию духа, создает учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта, законов природы и законов духа. Человек для него есть свободный, личный и ответственный дух. А дух - это «сила личного самоутверждения в человеке, но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического «осознания» состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве» [1, с. 51]. Человек, который не осознал своего предстояния Творцу и своего достоинства, не нашел своего духа. Только через субъективную, личную культуру духовности строится религиозный опыт человека.
По мнению В. И. Кураева, Ильин рассматривает человеческую личность «как вместилище духовного, и прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли. С формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к Родине, патриотизма и национальной гордости» [2, с. 410].
В своей работе «Большевизм как соблазн и гибель», опубликованной в 1950 г., Ильин, анализируя революционную трагедию в России, подробно раскрывает сущность своего учения о равновесии и сочетании духа и инстинкта. Он выделяет два процесса в историческом развитии человека и фор-
мировании его как личности - инстинктивную индивидуализацию и духовную, процессы внешнего осуществления и внутреннего освящения.
Говоря о «индивидуализации инстинкта», он имел в виду следующее: человеку от Бога и природы изначально было дано жить на земле в виде душевно замкнутой и телесно самостоятельной особи, инстинктивно строящей себя и свою жизнь. По мнению Ильина, в этом инстинкте был и родовой примитив, безличный или до-личный, растворяясь в котором, человек как бы утрачивал свои личные особенности, становился существом стадно-мыслящим, стадно-страстным, стадно-действующим, душевно мало отличающимся от других. В ходе исторического развития человек становится существом высшей ступени - индивидуализированным человеком, менее наивным и менее бессознательным по способу своей жизни, утверждающим свою самостоятельность. Ильин отмечает, что индивидуализированный человек выходит из первобытности, образно говоря, не как лава, а как «самостоятельно горящий огонь», нуждающийся в жизненном (бытовом, хозяйственном и правовом) осуществлении этой самостоятельности во вне, и в духовном насыщении и освящении ее изнутри. Родовой примитив инстинкта не отмирает в человеке, он только отходит на задний план. Кроме того, как поясняет философ, в определенный момент исторического развития, например, во время народных бедствий, государственного распада, национальных войн, периодический возврат к нему бывает нужен и полезен.
Таким образом, И. А. Ильин отмечает: «Индивидуализация инстинкта есть явление неизбежное, соответствующее законам человеческой природы и творчески драгоценное: нельзя и не подобает человеку пребывать в родовом всесмешении и недифферинцированности, он должен найти себя в своем инстинкте, утвердить себя и начать самостоятельно творить свою жизнь. Этим он создает в душе своей как бы почву для своего духа или как бы жилище для своей личности, или как бы корабль для своего жизненного мореплавания» [3, с. 208].
Но, индивидуализированный инстинкт нуждается в духовном руководстве. И большей частью не в примитивной родовой духовности, заслуги которой в истории человеческой культуры велики, а в личной духовности, то есть «самостоятельно держащейся в человеке веры, совести, чести, верности, любви, патриотизма и национального чувства» [3, с. 209]. Если же индивидуализировавшийся инстинкт, отрываясь от примитивной, родовой духовности, не находит себе руководства в личной духовности, то впадает во все соблазны и может предаться разнузданности.
Ильин писал: «Духу подобает личная форма. Личной духовности подобает самостояние. Человек должен быть центром самообладания и самоуправления - духовным характером, нравственной личностью, субъектом права. Тогда личный дух может править личным инстинктом, а личный инстинкт - строить жизнь организма; а родовая духовность и родовой инстинкт остаются тайным резервуаром сил - как бы «матерью сырой землей», припадание к которой дарует человеку древний опыт и новую силу» [3, с. 210]. По мнению автора, стать личным духом значит самому узреть Бога, веровать в него. Самостояние - это не висение в отвлеченной пустоте, не подавление в себе духовного видения, не порывание с древним, родовым духовным опытом, а придание ему индивидуальной творчески свободной формы. Индивидуализируясь, дух расцветает.
В работе «Большевизм как соблазн и гибель» философ делает вывод о том, что личный инстинкт нуждается в личной духовности; индивидуализация инстинкта должна происходить одновременно с индивидуализацией духа. А если индивидуализация духа опережает индивидуализацию инстинкта, то человек отвергает инстинкт вообще. У него возникает потребность отвергнуть земную форму жизни, для него весь мир «лежит во зле», и то, что ему остается, так это заживо уйти от мира и ждать смерти. С этой тенденцией связаны учения буддизма, платонизма, крайней аскетики. Бывает и так, когда индивидуализация инстинкта опережает индивидуализацию духа, тогда человек может отвергнуть дух вообще. До тех пор, пока индивидуализированный инстинкт сдерживается первобытной родовой духовностью, эта опасность не становится ведущей, но стоит этому влиянию ослабнуть, и начинается война всех против всех, человек человеку становится волком, происходит гражданская резня, революция, большевизм.
С точки зрения Ильина, революционная трагедия в России произошла из несоответствия между усиленной индивидуализацией инстинкта и отставшей индивидуализацией духа в русском народе. Большевики захватили власть, так как сделали ставку на усиленную индивидуализацию инстинкта людей, а потом утвердили свою власть, подавив и индивидуализацию инстинкта, и индивидуализацию духа в народе. Говоря о грядущей России, Ильин указывал, опираясь на свое учение о равнове-
сии и сочетании духа и инстинкта, что русская национальная власть должна быть утверждена при условии насыщения и освящения инстинктивной индивидуализации духовной индивидуализацией.
Иван Александрович Ильин подчеркивал, что создать христианскую культуру на земле, не имея личной духовности и утратив родовую духовность, нельзя. Христианская культура возможна только при взаимопроникновении законов духа и природы. Он писал: « В силу законов природы человек индивидуален и самостоятелен - он есть творческий организм. В силу законов духа человек духовен и социален - он есть творческая личность. И вот человек, как природный организм, должен стать духовною личностью; а духовная личность должна принять законы природного организма (начиная от личной семьи и кончая частной собственностью)» [3, с. 211]. В другой своей работе «О воспитании в грядущей России», опубликованной в 1953 г., философ заметил, что Россия возродится через сочетание и примирение трех законов духа: свободы, любви и предметности. Человек должен «оком сердца» увидеть предметное значение и назначение своей жизни. В действительности же люди служат некоему высшему делу на земле - Божьему делу. В жизни предметность противостоит двум чертам рабского характера человека - безразличию и безоглядному своекорыстию, с которыми следует бороться. Предметность освобождает душу человека не только от душевного безразличия, но и от скудости, пошлости личного эгоцентризма.
Очень точно о понимании человека и человеческой личности в творческом наследии И. А. Ильина говорит исследователь его творчества Ю. Т. Лисица: «Человек, по Ильину, создан Господом замкнутым и индивидуальным существом (монада), но Он не обрек его на одиночество в этом мире. Основанием единения человека с другими людьми является дух. Воля к духу, т.е. желание и стремление вести духовную жизнь и обеспечивать такую возможность другим есть, с точки зрения Ильина, безусловная и универсальная основа правосознания. Первым, естественным и священным союзом Ильин считает семью - союз, основанный на любви, на вере и на свободе: человек должен научиться в этом союзе первым совестным движениям сердца, а затем подняться от него к дальнейшим формам человеческого единения - родине и государству» [4, с. 154].
Каждый человек формируется в определенном историческом времени и социальном пространстве, в процессе воспитания и практической деятельности. Но личность будет тем значительнее, и это отмечает Ильин, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. В понятие «личность» часто не включают при-родно-индивидуальные характеристики, но следует учитывать и этот фактор в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
И. А. Ильин, как В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев, уделял большое внимание духовному становлению личности. Н. А. Бердяев рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность человека. Он отмечал следующее: «Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то...» [5, с. 21]. Но, если рассматривать личность в социальном аспекте, в его высказывании прослеживается антропологический дуализм, который приводит Бердяева к отрицанию социальной обусловленности личности. Личность независима от природы и общества, которые представляют лишь материю для образования активных форм личности. Ее исток, по мнению Бердяева, - не в плоти, а в духе. Личность для него - духовная категория, ее реализация означает восхождение от бессознательного через сознательное к сверхсознательному, божественному.
Соловьев же считал человека существом лично-общественным. Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключается в осуществлении человеком, обществом с его институтами идеи Добра. При этом Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах - в индивидуальном бытии человека, в истории человечества, в религии. Воплощение Добра в человеческой природе проявляется прежде всего в том, что Соловьев называет первичными, данными нравственности, а именно чувстве стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Абсолютное Добро способно воплотится в земной обстановке благодаря установлению «действительно нравственного порядка», преобразованием природного человечества в духовное человечество, богочеловечество. Философ указывал, что каждый человек «... как личность, обладает возможностью совершенства, или положительной бесконечности, именно способностью все понимать своим разумом и все обнимать сердцем, или входить «в живое единство со всем» [6, с. 285]. Эта способность позволяет человеку осуществить идею всеединства, а именно преобразовать и воссоединить в «действительном нравственном порядке» все элементы бытия, содержащие искру Божью.
Для И. А. Ильина, как и для В. С. Соловьева, социальное - неотъемлемая часть в понимании личности. Н. А. Бердяев же акцентирует преимущественно внимание на духовной, религиозной стороне личности. Это было связано с его социально-политической позицией. Будучи приверженцем «левого крыла» русской эмиграции, он верил в духовное перерождение России, и уже в 1920-х - первой половине 1930-х гг. говорил, что нужно вести борьбу против большевизма идеологическим путем, а не вооруженным, к чему призывали сторонники «правого крыла» русской эмиграции, идейным вдохновителем которого был Иван Александрович Ильин. По его мнению, дух должен проявляться в практической деятельности человека, поэтому неслучайно, исходя из общей направленности мировоззрения философа, он призывал к решительной борьбе против «яда большевизма». В последствии И. А. Ильин приходит к выводу о необходимости духовного обновления русского человека и духовного перерождения России в целом.
Акцентируя внимание не только на духовном, религиозном аспекте рассмотрения личности, но и на социальном, И. А. Ильин обогатил понятие личности, сделав его более глубоким и содержательным. В отличие от ряда русских религиозных мыслителей (В. В. Зеньковский, П. А.Флоренский, С. И. Гессен) И. А. Ильин придавал большое значение социальному аспекту в понимании личности.
Литература
1. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: Рарогъ, 1993. - Т.1-2.
2. Кураев В. И. Философ волевой идеи / Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
3. Ильин И. А. Большевизм как соблазн и гибель // Ильин И. А. О грядущей России: сб. ст. / под ред. Н. П. Полторацкого. - Нью-Йорк: Совм. изд-во Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс, 1991.
4. Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. - 1991. - №5.
5. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание / Н. А. Бердяев о русской философии. - Свердловск, 1991. - Ч.1.
6. Соловьев В. С. Оправдание Добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. - М., 1988. - Т.1.
References
1. Il'in I. A. Aksiomy religioznogo opyta [Axioms of religious experience]. Moscow: Rarog, 1993. V. 1-2.
2. Kuraev V. I. Filosof volevoi idei [Philosopher of volitional idea]. Il'in I. A. Put' k ochevidnosti [Path to the evidence]. M.: Respublika, 1993.
3. Ilin I. A. Bol'shevizm kak soblazn i gibel' [Bolshevism as a temptation and doom]. Il'in I. A. O gryadushchei Rossii [About the upcoming Russia]. New York: Holy Trinity Monastery and Telex Corporation joint publ., 1991.
4. Lisitsa Yu. T. I. A. Il'in kakpravoved i gosudarstvoved [I. A. Ilyin as a legislator and political scientist]. Vo-prosy filosofii - Problems of Philosophy. 1991. No. 5.
5. Berdyaev N. A. Moe filosofskoe mirosozertsanie [My philosophical worldview]. N. A. Berdyaev o russkoi filosofii [N. A. Berdyaev about the Russian philosophy]. Sverdlovsk, 1991. Part.1.
6. Solov'ev V. S. Opravdanie Dobra. Nravstvennaya filosofiya [Justification of Good. Moral philosophy]. So-lov'ev V. S. Sochineniya [Works]. In 2 v. Moscow, 1988. V. 1.