Научная статья на тему 'Личность как олицетворение подвига народа в период Великой Отечественной войны (неизвестные подробности деятельности И. Г. Старинова в Орловской школе партизанских кадров в 1941-1944 гг. )'

Личность как олицетворение подвига народа в период Великой Отечественной войны (неизвестные подробности деятельности И. Г. Старинова в Орловской школе партизанских кадров в 1941-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / И.Г. СТАРИНОВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА / ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКОВ / HISTORY / I.G. STARINOV / GREAT PATRIOTIC WAR / GUERRILLA MOVEMENT / RAIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меркулов Алексей Вячеславович

Статья посвящена малоизвестным, но от того не менее героическим страницам истории становления Орловской школы партизанских кадров. Важную роль в создании школы сыграл выдающийся специалист диверсионно-разведывательной работы полковник И.Г. Старинов. Благодаря его усилиям секретные методы деятельности во вражеском тылу, которыми владели отдельные специалисты советских спецслужб и РККА, быстро осваивали вчерашние рабочие и колхозники, добровольцы из армейских частей, милиционеры, партийные и комсомольские работники, спортсмены. С 1941 до осени 1943 г. была создана комплексная база партизанского движения, которая оказала ключевое влияние на результативность участия партизан в Великой Отечественной войне. Разработанные И.Г. Стариновым методы диверсионной работы нашли свое применение в период локальных войн XX столетия. Можно говорить об огромном значении деятельности разведчиков для патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AS THE PERSONIFICATION OF THE FEAT OF THE PEOPLE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (I.G. Starinov's activity at the Orel School of Guerrilla Shots in 1941-1944)

This article is devoted to the history of formation of the Orel School of guerrilla shots. The famous saboteur colonel I.G. Starinov played the important role in its creation. Thanks to his efforts, yesterday’s workers and collective farmers, volunteers from army units, police officers, party and Komsomol workers, sportsmen, quickly mastered secret methods of activity in the enemy’s rear, which were owned by certain specialists of the Soviet special services and the Red Army. From 1941 until the autumn of 1943, a comprehensive base of the partisan movement was created, and it had a key influence on the effectiveness of the activity of partisans during the Great Patriotic War. The abilities put by I.G. Starinov at the Oryol School of guerrilla shots found its application during local wars of the 20th century, in which the Soviet fighters of special forces were involved.

Текст научной работы на тему «Личность как олицетворение подвига народа в период Великой Отечественной войны (неизвестные подробности деятельности И. Г. Старинова в Орловской школе партизанских кадров в 1941-1944 гг. )»

Отечественный опыт

УДК 94(47).081

МЕРКУЛОВ Алексей Вячеславович — аспирант кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5а; siu-ranepa57@ mail.ru)

личность КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПОДВИГА НАРОДА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (неизвестные подробности деятельности И.Г. Старинова в Орловской школе партизанских кадров в 1941-1944 гг.)

Аннотация. Статья посвящена малоизвестным, но от того не менее героическим страницам истории становления Орловской школы партизанских кадров.

Важную роль в создании школы сыграл выдающийся специалист диверсионно-разведывательной работы полковник И.Г. Старинов. Благодаря его усилиям секретные методы деятельности во вражеском тылу, которыми владели отдельные специалисты советских спецслужб и РККА, быстро осваивали вчерашние рабочие и колхозники, добровольцы из армейских частей, милиционеры, партийные и комсомольские работники, спортсмены. С 1941 до осени 1943 г. была создана комплексная база партизанского движения, которая оказала ключевое влияние на результативность участия партизан в Великой Отечественной войне.

Разработанные И.Г. Стариновым методы диверсионной работы нашли свое применение в период локальных войн XX столетия. Можно говорить об огромном значении деятельности разведчиков для патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: история, И.Г. Старинов, Великая Отечественная война, партизанское движение, рельсовая война, подвиг разведчиков

Спецслужбы занимают важное место в решении оборонных и военных задач и при определенных обстоятельствах оказывают существенное политическое влияние.

Особенно трудно переоценить значение специальных разведывательных подразделений в периоды военных действий. Одним из таких тяжелейших периодов в истории нашей страны были годы Великой Отечественной войны, в ходе которой раскрылся талант разведчика и выдающегося диверсанта Ильи Григорьевича Старинова. Он не только сам совершил профессиональный подвиг, посвятив жизнь служению Родине, но и подготовил к этому своих учеников. Под его руководством спецподразделения диверсантов достигли успехов на фронтах нескольких войн, которые прошли не только в пределах СССР. Его талант организатора деятельности спецслужб блестящие проявился еще в Гражданскую войну в России, затем - на театре боевых действий в Испании, в период Зимней войны 1939 г. с белофиннами. На полях сражений Великой Отечественной войны блестяще реализовался и его талант выдающегося диверсанта.

По мере возможности поиска и раскрытия информации, которая многие годы хранилась под грифом «секретно», мы постараемся рассказать о роли И.Г. Старинова в организации партизанско-диверсионной работы на территории его малой родины - Орловской обл. в период 1941-1943 гг. Здесь, благо-

2 019' 0 2

ВЛАСТЬ

207

даря его неординарному таланту диверсанта и организатора, в короткий срок удалось создать боевую школу по подготовке диверсионных кадров.

Илья Григорьевич Старинов - уроженец болховского села Войново. Его биография растянулась на целый век: Илья Старинов родился в 1900, а умер в 2000 г. Он был ровесником и современником XX века. Можно проследить и ретроспективу обратного отсчета времени - в век XIX и дальше - через историю села Войново.

В биографии И.Г. Старинова поражает целеустремленность и осознанность выстраивания им собственной судьбы. В 19 лет (1919 г.) он связал свою жизнь с армией, стал красноармейцем и мечтал стать пулеметчиком. Но потом он увидел работу подрывников-минеров и был поражен мощью взрыва и тем, какой ущерб он наносит неприятелю. В Красной армии Старинов сознательно выбрал профессию сапера-подрывника и довольно скоро добился в ней успехов. Органы государственной безопасности стали привлекать его к контртеррористической деятельности. Он стал заниматься подготовкой разведчиков и диверсантов и одновременно изобретал и изготавливал специальную диверсионную технику.

В 1935 году И.Г. Старинов окончил Военно-транспортную академию, в 19361937 гг. принимал участие в гражданской войне в Испании в качестве советника-инструктора республиканской армии и руководителя партизанско-дивер-сионных групп. В 1938 г. И.Г. Старинову было присвоено звание полковника. В это время он возглавлял работу Научно-испытательного железнодорожного полигона РККА.

Особенно востребованными его знания, умения и организаторские навыки оказались в годы Великой Отечественной войны. Он был в числе организаторов создания и лично участвовал в создании войск специального назначения, стал также одним из руководителей и организаторов партизанского движения в тылу противника. Именно в качестве партизанского наставника он участвовал в освобождении стран Европы от фашизма, а после Победы занимался разминированием территории Германии.

С первых дней Великой Отечественной войны, находясь на должности начальника отдела заграждений и одновременно помощника начальника штаба инженерных войск РККА, И.Г. Старинов выполнял ряд заданий Ставки Верховного главнокомандования, возглавлял работу оперативно-инженерных групп (ОИГ) по устройству заграждений на Западном, Юго-Западном и Южном фронтах.

В октябре 1941 г. под руководством И.Г. Старинова было осуществлено плановое массовое минирование транспортных коммуникаций и других важных объектов в районе г. Харькова; зимой 1941-1942 гг. созданы большие по объему и сложные по устройству минно-взрывные заграждения на подступах к Ростову-на-Дону на Южном фронте.

И.Г. Старинов сыграл заметную роль в становлении Орловской школы партизанских кадров. С 13 июля по 25 сентября 1941 г. И.Г. Старинов, находясь в должности начальника оперативно-инженерной группы (ОИГ) заграждений Ставки Верховного главнокомандования на Западном фронте, по совместительству является еще и начальником Оперативно-учебного центра (ОУЦ) Западного фронта (Москва, Гомель, Брянск, Орел), который находится в подчинении ЦК КП(б) Белорусской ССР. ОУЦ был создан по приказу наркома обороны маршала С.К. Тимошенко, текст приказа был подготовлен Стариновым при одобрении члена Военного совета Западного фронта П.К. Пономаренко.

ОУЦ занимался формированием, подготовкой, вооружением, а также переброской в тыл врага партизан-диверсантов. Сначала в ОУЦ вся подготовка

велась в течение 5-7 суток, но этого времени было недостаточно. Старинов как начальник ОУЦ приказал увеличить срок обучения до 10 суток1.

Первоначально было тяжело с пособиями - многие схемы и инструкции были нарисованы и написаны от руки. Большая часть специальной секретной литературы, за редким исключением, была уничтожена в ходе «чистки» комсостава в 1937—1939 гг. Так «боролись» с паникерскими настроениями, ведь Красная армия должна была только наступать, и не иначе. Только в августе 1941 г. в Чернигове удалось срочно издать краткое пособие (около 1,5 п. л.) по технике и тактике диверсий. Затем это пособие было переиздано в Орле.

17 июля 1941 г. ОУЦ перенесен в Чонки под Гомелем, а дополнительная база партизанской школы организована в Мозыре. Инструкторы ОУЦ под руководством Старинова подготовили 474 партизана и диверсанта. Старинов изобретает «рычажную мину [РМ], антиклиренсные мины, "Антищуп", другие мины прикрытия, МЗД-1, МЗД-4п, МЗД-5п»2. В августе 1941 г. И.Г. Старинов с группой сотрудников Оперативно-учебного центра направляется в Орловскую обл. В своих воспоминаниях (1947 г.) Старинова пишет: «15 августа 1941 года по указанию т. Пономаренко я выехал с группой в Орел для организации там школы, которая была организована как дублер оперативно-учебного центра и довольствовалась за счет оперативно-учебного центра. Орловская школа просуществовала до полного освобождения Орловской области от немецко-фашистских захватчиков. Вначале этой школой руководил я, а потом эту школу я передал подполковнику Черкасову. Тогда к нам в школу приезжал т. Матвеев»3. Первый секретарь Орловского обкома ВКП(б) В.И. Бойцов и командование Орловским военным округом организуют питание и снабжение личного состава школы.

17 августа 1941 г. специалисты центра демонстрируют партийному и советскому руководству Орловской области диверсионную технику. 18 августа открывается филиал центра - Орловская школа по подготовке пожарных кадров, начальником которой назначен секретарь Орловского горкома ВКП(б) И.Н. Ларичев, заместителем по оперативной части - Д.П. Беляк, начальником штаба - М.Е. Евсеев. Занятия вели также сотрудники НКВД под командованием начальника облуправления К.Ф. Фирсанова. Первый набор курсантов состоял из 26 чел. (партийные и советские работники, сотрудники НКВД, агрономы, учителя) для обучения инструкторов.

И.Г. Старинов курирует работу школы. Школа размещалась на дачах Орловского облисполкома и НКВД в пос. Стрелецкий, около аэродрома. Но после раскрытия ее немецкой разведкой школу перевели в Орел, на территорию Орловской канатной фабрики (ул. Комсомольская).

В конце сентября 1941 г. школу перевели в г. Елец Орловской обл., а затем - в г. Задонск Воронежской обл.

На 1 марта 1942 г. Орловская и Брянская школы подготовили по 5 000 диверсантов и разведчиков. На оккупированной территории Орловской обл. только 4-й отдел управления НВКД курировал 70 партизанских отрядов и 500 диверсионных групп, подготовленных в Орловской и Брянской школах.

Старинов писал: «Даже весьма кратковременная подготовка как перебрасываемых в тыл противника диверсионных групп, партизанских отрядов, так и оставляемых на территории, находившейся под угрозой вражеского вторжения, дала заметный положительный результат. Особенно это сказалось там, где время позволяло осуществить заблаговременно более солидную подготовку, как

1 ПА МИЛ при ЦК КПБ. Ф. 4. Оп. 33а. Д. 42. Л. 73-80.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 40.973. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.

3 РГВА. Ф. 40.973. Оп. 1. Д. 6. Л. 17.

2 019' 0 2

ВлАсть

209

это было, например, в Орловской, Харьковской, Московской, Ленинградской, Черниговской, Сумской областях». Старинов и после войны поддерживал связи с орловскими ветеранами-партизанами, в его личном архиве хранились воспоминания Ольги Сергеевны Жучковой (1925 г. рожд., Орел, работала в раз-ведуправлении 4-го Украинского фронта в октябре 1944 - мае 1945), Василия Афанасьевича Медведева (с. Нижнее Ольшаное Студеновского сельсовета Должанского района Орловской области), Николая Захаровича Панькина (д. Калачево Жирятинского района Орловской области [с 1944 - Брянская], партизанский отряд Своронова, май - июнь 1944)1.

29 сентября 1941 года группа ОИГ И.Г. Старинова выехала из Москвы в Харьков по Харьковскому шоссе, имея 30 радиомин, взрывателей и замыкателей замедленного действия - не менее 3 000, а замыкателей, реагирующих на сотрясение, - 500 штук. ОИГ ехала через Орел, где колонна вечером заправилась и отбыла в Курск.

30 сентября 1941 г. части ОИГ И.Г. Старинова едут из Москвы, но не могут пробиться в Орле через поток беженцев, отступающих войск, стада перегоняемого скота. Все это хаотично двигалось в тыл под непрерывными бомбежками вражеской авиации. От Орла колонна Ястребова вынуждена была вернуться к Мценску, а оттуда повернуть на Елец, Воронеж и Купянск. Только 3 октября группе удалось попасть в Харьков.

3 сентября 1943 г. УШПД из Москвы перебазируется в освобожденный 23 августа Харьков. «Первые следы ожесточенных сражений появились вблизи Орла. Орел пострадал сильно. Иные уголки города нельзя было узнать. Сделали короткую остановку, чтобы покормить людей, заправить горючим машины и залить воду в радиаторы. Я воспользовался случаем, принялся расспрашивать местных жителей о том, как жилось в Орле оккупантам. Люди говорили, что вскоре после захвата города фашистские офицеры, расположившиеся в гостинице "Коммуналь", взлетели на воздух от взрыва какой-то большой мины. Рассказывали, что склады и гаражи оккупантов постоянно горели, эшелоны подрывались, патрули погибали от выстрелов неизвестных лиц, на стенах то и дело появлялись листовки, рассказывающие о положении на фронтах, призывавшие уничтожать захватчиков и предателей. По почерку диверсантов я узнал "орловских пожарников" - подпольщиков и партизан, подготовленных в здешней "школе пожарников" летом и осенью сорок первого года», - писал И.Г. Старинов в своих воспоминаниях.

Общие итоги боевой деятельности партизан и подпольщиков до весны 1942 г. были следующими: истреблены свыше 6 000 немецких солдат и офицеров, уничтожены 50 самолетов, пущены под откос 19 паровозов, взорваны 490 автомашин с живой силой и военными грузами, 36 танков и бронемашин, взорваны свыше 110 мостов.

Общие итоги деятельности орловских партизан:

-убиты вражеских солдат, офицеров и предателей - 145 678;

- ранены - 17 369;

- взяты в плен - 1 792;

- убитые немецкие генералы - 3;

- пущены под откос ж/д поезда - 994, бронепоезда - 7;

- поездов в аварийном состоянии - 4;

- разрушены мосты - 325;

- сожжены склады разные - 471;

- уничтожены немецкие самолеты - 120;

1 РГВА. Ф. 40.973. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.

• танки - 193;

• орудия - 185;

• автомашины - 2 262;

• взорваны дзоты - 1 116;

• ж/д полотно - 287,5 км;

• ж/д мосты - 99, ж/д станции - 5;

• рельсы - 17 883 [Тропкин 1947: 45].

Деятельность И.Г. Старинова является определяющим звеном в формировании спецслужб в Советской России. Его открытия в области подрывного дела смогли создать основу диверсионной работы на фронтах и в тылу противника. И.Г. Старинов помимо того, что смог создать кадровую базу диверсионной работы, добился успехов в разработке новых видов мин. За это он был удостоен степени кандидата технических наук. Новые знания на практике были применены И.Г. Стариновым и его подчиненными на фронтах Великой Отечественной войны.

И.Г. Старинов смог создать рабочий механизм диверсионной работы, без которого невозможно было бы достичь победы над Германией. Однако деятельность полковника Старинова не завершилась событиями Великой Отечественной войны. Его умения и навыки были переданы бойцам спецподразделений, которые вели диверсионную работу во многих горячих точках XX в., где принимали участие советские бойцы. Особенно важно сказать, что основы диверсионной работы, заложенные еще в Орловской школе партизанских кадров, активно применялись в период военных событий в Афганистане, где условия локальной войны требовали диверсионной работы в тылу врага.

Список литературы

Тропкин Н.В. 1947. Большевики — руководители партизанского движения в Орловской области. М. 1947. 125 с.

MERKULOV Aleksei Vyacheslavovich, postgraduate student at the Chair of History and International Relations, Central Russian Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; siu-ranepa57@mail.ru)

PERSONALITY AS THE PERSONIFICATION OF THE FEAT OF THE PEOPLE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (I.G. Starinov's activity at the Oryol School of Guerrilla Shots in 1941-1944)

Abstract. This article is devoted to the history of formation of the Orel School of guerrilla shots.

The famous saboteur colonel I.G. Starinovplayed the important role in its creation. Thanks to his efforts, yesterday's workers

and collective farmers, volunteers from army units, police officers, party and Komsomol workers, sportsmen quickly mastered

secret methods of activity in the enemy's rear, which were owned by certain specialists of the Soviet special services and the

Red Army. From 1941 until the autumn of 1943, a comprehensive base of the partisan movement was created, and it had a

key influence on the effectiveness of the activity of partisans during the Great Patriotic War.

The abilities put by I.G. Starinov at the Oryol School of guerrilla shots found its application during local wars of the 20th

century, in which the Soviet fighters of special forces were involved.

Keywords: history, I.G. Starinov, Great Patriotic War, guerrilla movement, rail war

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.