УДК 008:316.42
В. М. Куимова
Личность и творчество Симоны де Бовуар (видимое и сущее)
Статья посвящена осмыслению личности С. де Бовуар в аспекте ее личного преодоления стереотипов о «втором поле». Актуальность исследования обусловлена переосмыслением традиционных взглядов на женщину в рамках тех изменений, которые претерпевает современное общество. В контексте европейской культурфилософской и социопсихологической традиций именно природа женщины рассматривается как существенная проблема. Об этом свидетельствуют концепции таких знаковых мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Ницше, О. Вейнингер, Г. Зиммель. З. Фрейд принимает во внимание женщину как побудителя культурного акта и определяет ее значимость только степенью влияния на мужчину, следовательно, женщины не существует в искусстве. В свою очередь, С. де Бовуар выходит за рамки заданной философами-мужчинами парадигмы, сама становясь творцом и одной из крупнейших фигур в культуре XX в. К развенчанию стереотипов о женщине относятся как философские труды автора («Второй пол»), так и ключевые моменты биографии, отраженные в материале. Тем не менее в рамках литературного творчества С. де Бовуар создает типичные по психологическим признакам женские образы, которые находятся в зависимости от персонажей-мужчин.
Ключевые слова: С. де Бовуар, Ж.-П. Сартр, западноевропейская философия, экзистенциализм, творческая личность, природа женщины, гендер, стереотипное мышление.
V. M. Kuimova
Personality and Creativity of Simone de Beauvoir (visible and real things)
This article is devoted to comprehension of Simone de Beauvoir's personality in the aspect of her personal overcoming of stereotypes about «a second field». Relevance of the research is caused by rethinking of the traditional view on a woman within of the changes, which modern society undergoes. Exactly the nature of a woman is regarded as a substantial problem in the context of European cultural and philosophical and social-psychological traditions. The following concepts of such important thinkers as J. J. Rousseau, I. Kant, F. Nietzsche, O. Vayninger, G. Simmel prove this. S. Freud regards a woman as a driving force to the cultural act. He determines her significance only in the degree of influence on man. According to Sigmund Freud, the woman doesn't exist in art. Whereas Simone leaves the paradigm, which the male philosophers offered. She becomes a creator and one of the greatest figures in the culture of the 20th century. Philosophical works by the author and key points of her life, which are presented in the work «The Second gender» applies to debunk the stereotypes about the woman. However, Simone de Beauvoir uses the absolutely typical psychological characters in her literary works, who are dependent on the men's character.
Keywords: S. de Beauvoir, J.-P. Sartre, west-european philosophy, existentialism, creative person, femality, gender, stereotypic cogitation.
В XX в. жизнь женщины претерпевает существенные изменения: теперь она вправе выбирать и быть равной в правах с мужчиной - в вопросах брака, деления собственности, предпочтении профессии и получении полноценного образования. В 60-е гг. XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста начинается новая волна в развитии феминизма. В тот же период гендерная проблематика становится предметом внимания экономистов, что обусловлено массовым выходом женщин на рынок труда в развитых странах Европы [10, с. 76]. Именно эти процессы вызвали потребность переосмысления традиционных взглядов на природу женщин. При этом под традицией мы понимаем не столько элемент социального и культурного наследия, передаваемый из поколения
в поколение, сколько набор стереотипных представлений.
В предисловии к публикации «Вторая ошибка Бога» Т. С. Злотникова перечисляет устойчивые выражения, которые характеризуют природу женского пола: «женский мир», «женский взгляд», «женская дружба», «женский ум», «женская логика», «женская интуиция» [6, с. 4]. Приведенный ряд клише в большой степени отражает то, в чем заключаются стереотипные представления о "типично женском" на уровне обыденного сознания. Что касается научного дискурса, то в рамках западноевропейской философской традиции проблема человека и его бытия традиционно является одной из центральных, при этом рассуждения о женщине однотипны
и немногочисленны.
© Куимова В. М., 2017
Как известно, французские просветители отказались признать женскую гражданскую самостоятельность. Согласно теории естественного права, женщину рассматривали как продолжательницу рода, силу, воспроизводящую социальное пространство, но не занимающую в нем сколько-нибудь значимое место. Предтеча Великой французской революции Ж.-Ж. Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма королевской власти, тем не менее, говоря о воспитании, он отмечает разницу в формировании личности мужчины и женщины. Если Эмиль должен защищать универсальные ценности, свободу ума и духа, то в его спутнице Софии необходимо развивать локальные (ген-дерно детерминированные свойства) - чувство зависимости и послушания [9]. Стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма И. Кант также разделяет мужские и женские черты характера: «У женщин все другие достоинства соединяются лишь для усиления в ней характера прекрасного, с чем, собственно, соотносится все, тогда как среди мужских свойств возвышенное отчетливо выделяется как отличительный признак пола» [7]. Мыслитель отмечает, что женщина проигрывает мужчине в качествах разума и выигрывает в сфере чувств. Слабому полу свойственны - или должны быть свойственны, что в маскулинной культурной парадигме означает одно и то же, - скромность, участливость, добросердечность, сильному полу - благородство, глубокомыслие и трудолюбие.
Женщина в европейском культурном сознании оказывается за пределами мира науки и культуры: Ф. Ницше называет ее «вторым промахом Бога» [8], О. Вейнингер относит ее к «низшему типу», у которого нет личности и души [4]. Исключение из «дискриминационных» в определенном смысле суждений составляет, пожалуй, социологическая теория Г. Зиммеля, по версии которого сексуальная жизнь отражает метафизические отношения между полами, где мужчины существуют в зависимости от окружающего мира, а сила женщины заключается в самодостаточности [5]. Однако речь не идет об интеллектуальных или творческих способностях. З. Фрейд, в свою очередь, уверен в изначальных различиях психики полов, которые вытекают из анатомии. Женщина, однако, рассматривается только как побудитель культурного акта, а ее значимость определяется степенью влияния на мужчину [11]. Следова-
тельно, голоса женщины не существует в искусстве.
Ж.-П. Сартр, акцентирующий свои суждения на бытии человека, как будто не замечает женщину. Но если в его философских трактатах речь идет о человеке в целом, то в литературном творчестве над женщиной довлеет сексуальное в его деструктивном, а не созидательном ключе, а над мужчиной - духовное, интеллектуальное. Наиболее ярким примером названной антитезы может служить пьеса «Почтительная потаскушка», где главная героиня Лиззи Маккей - проститутка. Такой «идеальный образ» совсем не связан с реальной спутницей жизни Ж.-П. Сартра -С. де Бовуар.
С. де Бовуар в ее личностных и творческих проявлениях является разрушителем стереотипов о «типично мужском» и «типично женском». Окончив руководимое монахинями учебное заведение Кур Дезир, Симона не стала добродетельной супругой и ревностной прихожанкой. Из-за обнищания семьи она еще в раннем возрасте осознала, что зарабатывать на жизнь придется самой. В 1924 г., когда, согласно новой реформе образования, женщины во Франции получили право сдавать бакалаврский экзамен, де Бовуар оканчивает Кур Дезир. После она изучает математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Неий. Через год девушка получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку, в 1927 г. - по философии [12]. С. де Бовуар стала девятой женщиной, закончившей Сорбонну. Она преподавала философию в Марселе, Руане и Париже. В 20 лет девушка знакомится с Ж.-П. Сартром и «обнаруживает» в нем своего двойника. Их отношения продолжались в течение всей жизни. Правда, со временем любовные перипетии из-за многочисленных связей Сартра и ревности де Бовуар сменяются товариществом. Симона и Жан-Поль были против буржуазного брака и семейных ценностей. Их принципом стала интеллектуальная верность. Это означало, что каждый из них мог иметь любовные связи, но они не должны влиять на их «союз», обусловленный общностью интеллектуальных потребностей. Впрочем, Ж.-П. Сартра неоднократно отстранялся от де Бовуар. Она, в свою очередь, тяжело переживала его увлечения, несмотря на двусторонний договор. Если популярную «Тошноту» Сартр посвящает де Бовуар, то спустя 10 лет незавершенную тетралогию «Дороги свободы» он предназначает своей любовнице Ванде
Козакевич. После Второй мировой войны пути интеллектуалов во многом разошлись. Сартра в большей степени стала интересовать политика, де Бовуар осталась верна литературе. Несмотря на 14-летний «трансатлантический роман» с Нельсоном Олгреном [3], писательница отказывается от вступления с ним в брак и разрывает отношения, сохраняя миф о счастливом и свободном союзе двух интеллектуалов - Сартре и де Бовуар. С разницей в 6 лет они будут похоронены рядом на Монпарнасском кладбище.
Происходит разрушение сразу нескольких стереотипов о «типично женском счастье»: С. де Бовуар не выходит замуж, не становится матерью, выражает политическую позицию, открыто говорит о своей личной жизни в мемуарах и заявляет о бисексуальности, в конце концов, является одним из наиболее популярных французских философов XX в.
В первую очередь, нам представляется логичным обратиться к «женскому вопросу» в контексте философских воззрений де Бовуар, а именно - к ее работе «Второй пол». Туда вошли материалы по биологии, физиологии, психологии и психоанализу, мифологии, социологии и литературе. За несколько лет де Бовуар удалось собрать факты, написать и выпустить в свет общий труд в более чем тысячу страниц, где она пытается разобраться в значении природного пола: чем положение женщины отличается от положения мужчины; может ли женщина рассматриваться как полноценная личность; какие обстоятельства ограничивают ее свободу?
Работа «Второй пол» представляет собой исследование в двух томах: в первом автор прослеживает историю дискриминации женщин, во втором - этапы становления ее личности (согласно периодам взросления) и путь к освобождению. Такая цель достижима только посредством свободы, которая становится ключом к поиску личного «Я»: «До сих пор способности женщины подавлялись и поэтому были потеряны для человечества. Давно пора, как в ее личных, так и общественных интересах, предоставить ей возможность в самореализации». По мнению де Бовуар, сегодня представительницы женского пола стремятся выбраться из «сетей имманентности» и перестают быть пассивной добычей; свобода возможна при заключении братского союза между полами и существовании женщины для самой себя.
Физиологические различия между мужчиной и женщиной вовсе не предопределяют их экзи-
стенциального различия - в качестве субъектов истории, где один является господином, а другой - только рабом. Согласно теории де Бовуар, разделение труда не задано умыслом, а обусловлено вполне определенными социально-историческими условиями: за мужчиной была сфера «конструирования смысла жизни» - общества и культуры, а за женщиной - сфера воспроизводства жизни - семейный институт. Так, на этой основе возникают стереотипы, связывающие мужчину с искусством и разумом, а женщину - с природой. В обыденном сознании он предстает как творец и создатель, а она - как объект власти. Автор отмечает: «Если я хочу найти себе определение, я вынуждена прежде всего заявить: «Я - женщина». Эта истина представляет собой основание, на которое будет возведено любое другое утверждение. Мужчина никогда не начнет с того, чтобы рассматривать себя как существо определенного пола: само собой разумеется, что он мужчина» [1]. С. де Бовуар выносит приговор всему мужскому: «Рассеянному, случайному, множественному существованию разных женщин мифологическое мышление противопоставляет единую, застывшую Вечную Женственность; и если данному ей определению в чем-то противоречит поведение женщин из плоти и крови, виноваты в этом последние; вместо того чтобы признать Женственность отвлеченной категорией, женщин объявляют неженственными. Аргументы опыта бессильны против мифа» [1].
Логично, что в литературном творчестве С. де Бовуар избегает использования конкретных архетипов как определенной матрицы построения персонажа, обращаясь к современным стереотипическим представлениям. Таким образом, творец в качестве субъекта культуры выступает наблюдателем, повторяющим действительность. Обратимся к мужским и женским персонажам в творчестве С. де Бовуар. Как это ни парадоксально, женские персонажи в ее произведениях строятся вокруг стереотипов о «втором поле». Исключения составляют, пожалуй, две героини -Анна («Мандарины» 1954 г.) и Николь («Недоразумение в Москве», 1966-1967 гг.). Этих персонажей де Бовуар частично наделяет личным опытом. Согласно утверждению писательницы, она отдает Анне свои вкусы, чувства, реакции и воспоминания о послевоенной Франции и США [2]. «Недоразумение в Москве» представляет собой зарисовку поездки французской пары
в СССР 60-х годов: Сартр и де Бовуар посещают страну советов в 1955 г.
Анна элегантна и утонченна, окружена вниманием мужчин, которые обращают внимание скорее не на внешность, а на интеллект женщины. Муж Анны Робер Дюбрей остыл к ней в сексуальном плане, и они хранят друг другу «интеллектуальную верность». Такая модель поведения соответствует отношением Сартра и де Бовуар, однако в романе персонажи женаты, более того - у них есть дочь. Де Бовуар делает Ро-бера значительно старше героини, в то время как реальные прототипы - Сартр и де Бовуар, практически ровесники. Скорее всего, это связано с желанием писательницы поставить Сартра выше и скромно обозначить свою роль «подруги». Анна - психотерапевт, Симона - философ и писатель. Обе женщины занимаются интеллектуальным трудом, одарены в своем роде деятельности и осмысляют себя через окружающих. Анна вслед за де Бовуар воспитывалась в религиозной семье, перестала верить в бога, встретила партнера по взглядам на жизнь. Реальные отношения писательницы с Нельсоном Олгреном воплощены в любви героини к американцу Льюису.
Николь представляет собой статную, уже пожилую женщину, находящуюся бок о бок со своим мужем. Они приезжают в СССР, как Сартр и де Бовуар в 1955 г., в то время Жан-Полю 50, Симоне - 47. Автор наделяет героиню своими воспоминаниями о путешествии и пониманием угасающих в любовном плане отношений.
Обе героини - рассудительны и логичны, принимают решение не сердцем, а разумом, однако в жизненных перипетиях женщин захватывает чувство ревности, продиктованное собственной неуверенностью, а не реальными обстоятельствами. Анна ревнует Льюиса к окружающему миру, отказывает признавать, что он ее разлюбил, и пытается удержать его. Она поступает точно так же, как и другая героиня романа - Поль, которую Анна поддерживала, но осуждала. В переломный момент героиня хочет покончить с собой, но остается в живых ради семьи. Николь ревнует Андре к его дочери - Маше, которая живет в Москве. Она понимает, что так и не преодолела страх к жизни и не стала счастливой, а внешнее благополучие, скорее, иллюзия.
Два других женских персонажа в романе «Мандарины» - Надин и Поль - оставлены мужчинами и поэтому несчастны, обе по-своему сходят с ума. Надин замкнута, молчалива, борется
с влиянием родителей - Анны и Робера, неразборчива в связях. В итоге она обретает внутреннюю гармонию, но не счастье, рядом с другом семьи писателем Анри. На протяжении всего романа он состоит в мучительной связи с Поль. Анри разлюбил ее, но не находит душевных сил для стремительного расставания. Он задается вопросами: «Не подлец ли я, что перестал ее любить? Или ошибкой было то, что я ее любил» [2]? Прикрываясь работой и потребностью в одиночестве, Анри съезжает из общей квартиры, отправляется в путешествие-командировку в Португалию с Надин, заводит кратковременные отношения с актрисой Жозеттой. Поль, в свою очередь, пытается удержать мужчину - воспоминаниями, уступками, истериками. Она не принимает уход Анри, чем ставит его в тупик. Несколько лет назад Поль оставила карьеру певицы, чтобы посвятить себя отношениям. Это одна из причин, из-за которой она тяжело переживает разрыв.
Все женские персонажи этого романа оставлены мужчинами и пытаются заполнить возникшую пустоту. Любовь становится для них разрушительной силой, в то время как мужские персонажи самодостаточны. Женское счастье становится равнозначным семейному благополучию и гармонии в отношениях. Неудивительно, что спасением для Надин становится беременность. К такому же способу выхода из ситуации обращается и Ж.-П. Сартр в романе «Возраст зрелости»: героиня Марсель выходит замуж и обретает счастье благодаря случайной беременности. С. де Бовуар как писательница действует в рамках стереотипа: ее персонаж-женщина может существовать только в зависимости от мужчины. Автор придерживается этого принципа во всех литературных произведениях. Регина, героиня романа «Все люди смертны» (1946 г.), только пытается стать бессмертной с помощью актерского ремесла, в то время как мужчина рядом с ней, герцог Фоска, бессмертен благодаря неизвестному зелью. Неудивительно, что это произведение посвящено Ж.-П. Сартру. Моника, героиня романа «Сломленная» (1967 г.), пытается пережить уход мужа из семьи. Она запирается дома и отказывается принять действительность, пытается выстроить свободные отношения, но ревность сводит ее с ума. В литературном творчестве де Бовуар неотъемлемой частью становится разрушение отношений, в которых мужчина разлюбил женщину, а она продолжает надеяться на его милость.
С. де Бовуар не идет на сознательное разрушение традиционных представлений о женщине. Она делает их слабыми, зависимыми по отношению к мужчинам, истеричными. Женские персонажи поступают согласно сложившимся в современном обществе стереотипам и соответствуют читательским ожиданиям. В то время как мужские персонажи, всегда сильные и независимые, следуют за своим призванием. Они всегда в более выигрышном положении, чем женщины. В романе «Мандарины» Анри и Ро-бер - признанные во Франции писатели, их уважают и ценят. На первый план выходит общественная жизнь, а не семейное благополучие. Для Робера на первый план выходит политика, для Анри - литературное творчество. Согласно теории В. Франкла, у обоих персонажей есть смысл жизни, который заполняет их экзистенциальную пустоту. Анри разлюбил Поль: она вызывает у него раздражение. Тем не менее он не может оставить героиню из-за чувства ответственности. В результате Поль все-таки остается одна, а Анри вынужден заключить брак с Надин. Несмотря на это, он характеризует себя через творчество, а не через отношения. Другой персонаж, Дюбрей, подавляет остальных: он принуждает Анри участвовать в жизни партии СРЛ, их с Анной порядок жизни определен его потребностями. Сам Дюбрей сконцентрирован на социально-политической жизни Франции. В произведениях де Бовуар работа становится для мужчин способом оставить себя в вечности, для женщины таким средством выступает ребенок. Только героини, имеющие детей, могут смириться с действительностью.
Таким образом, если С. де Бовуар реализует в своей жизни принципы экзистенциальной философии и предстает разрушительницей стереотипов о «типично женском» и «типично мужском», то в литературном творчестве она придерживается общественных стереотипов, где существует бинарная оппозиция между сильным и слабым полом. Мужчины предстают в виде творцов, женщины становятся побудителем культурных актов, которые могут жить лишь в симбиозе с партнером. Де Бовуар наделяет героинь, стремящихся к зависимому существованию, комплексом жертвыв то время как мужские персонажи не нуждаются в психологической опоре. Романы становятся отображением сложившихся социальных установок, где женщины соответствуют природному началу, а мужчины -духовному.
Библиографический список
1. Бовуар, С. де. Второй пол [Электронный ресурс] / С. де Бовуар. - Режим доступа: http ://royallib .com/read/de_bovuar_simona/vtoroy_pol.ht ml#0, свободный. Проверено 25.02.2017.
2. Бовуар, С. де. Мандарины [Электронный ресурс] / C. де Бовуар. - Режим доступа: http://i.booksgid.com/web/online/42862, свободный. Проверено 25.02.2017.
3. Бовуар, C. де. Трансатлантическая любовь. Письма Симоны де Бовуар к Нельсону Олгрену (1947-1964 гг.) [Электронный ресурс] / С. де Бовуар. -Режим доступа: http ://royallib .com/read/de_bovuar_simona/transatlantich eskaya_lyubov.html#0, свободный. Проверено 25.02.2017.
4. Вейнингер, О. Пол и характер [Текст] / О. Вейнингер. - СПб. : Астрель, 2011. - 512 с.
5. Зиммель, Г. Избранное [Текст] : в 2-х томах / Г. Зиммель; гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. : Юристъ, 1996. - 607 с.
6. Злотникова, Т. С. Вторая ошибка Бога [Текст] / Т. С. Злотникова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. -324 с.
7. Кант, И. О различии возвышенного и прекрасного во взаимном отношении между полами [Электронный ресурс] / И. Кант. - Режим доступа: http://esthetiks.ru/3-razlichii-vozvyishennogo-i-prekrasnogo-vo-vzaimnom-otnoshenii-mezhdu-polami.html, свободный. Проверено 25.02.2017.
8. Ницше, Ф. Ecce Homo. Антихрист [Текст] / Ф. Ницше. - М. : Азбука, 2015. - 224 с.
9. Руссо, Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании [Электронный ресурс] / Ж. Ж. Руссо. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=136336, свободный. Проверено 25.02.2017.
10. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций [Текст] / под общ. ред. О. А. Ворониной. - М. : МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416 с.
11. Фрейд, З. Некоторые психические следствия анатомического различия полов [Электронный ресурс] / З. Фрейд. - Режим доступа: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/nek_p sih.php, свободный. Проверено 25.02.2017.
12. Bair Deirde Simone de Beauvoir: A biography. Touchstone, 1990. - S.848.
Bibliograficheskij spisok
1. Bovuar, S. de. Vtoroj pol [Jelektronnyj resurs] / S. de Bovuar. - Rezhim dostupa: http://royallib.com/read/de_bovuar_simona/vtoroy_pol.ht ml#0, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
2. Bovuar, S. de. Mandariny [Jelektronnyj resurs] / C. de Bovuar. - Rezhim dostupa: http://i.booksgid.com/web/online/42862, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
3. Bovuar, C. de. Transatlanticheskaja ljubov'. Pis'ma Simony de Bovuar k Nel'sonu Olgrenu (1947-1964 gg.) [Jelektronnyj resurs] / S. de Bovuar. - Rezhim dostupa: http ://royallib .com/read/de_bovuar_simona/transatlantich eskaya_lyubov.html#0, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
4. Vejninger, O. Pol i harakter [Tekst] / O. Vejninger. - SPb. : Astrel', 2011. - 512 s.
5. Zimmel', G. Izbrannoe [Tekst] : v 2-h tomah / G. Zimmel'; gl. red. i avt. proekta S. Ja. Levit. - M. : Ju-rist#, 1996. - 607 s.
6. Zlotnikova, T. S. Vtoraja oshibka Boga [Tekst] / T. S. Zlotnikova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010. -324 s.
7. Kant, I. O razlichii vozvyshennogo i prekrasnogo vo vzaimnom otnoshenii mezhdu polami [Jelektronnyj resurs] / I. Kant. - Rezhim dostupa: http://esthetiks.ru/3-razlichii-vozvyishennogo-i-prekrasnogo-vo-vzaimnom-
otnoshenii-mezhdu-polami.html, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
8. Nicshe, F. Ecce Homo. Antihrist [Tekst] / F. Nicshe. - M. : Azbuka, 2015. - 224 s.
9. Russo, Zh. Zh. Jemil', ili O vospitanii [Jelektronnyj resurs] / Zh. Zh. Russo. - Rezhim dostupa: http://www.e-reading.club/book.php?book= 136336, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
10. Teorija i metodologija gendernyh issledovanij. Kurs lekcij [Tekst] / pod obshh. red. O. A. Voroninoj. -M. : MCGI - MVShSJeN - MFF, 2001. - 416 s.
11. Frejd, Z. Nekotorye psihicheskie sledstvija ana-tomicheskogo razlichija polov [Jelektronnyj resurs] / Z. Frejd. - Rezhim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/nek_p sih.php, svobodnyj. Provereno 25.02.2017.
12. Bair Deirde Simone de Beauvoir: A biography. Touchstone, 1990. - S.848.