ГРОМАДКО О. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Личность и творчество композитора Петра Эбена в органном исполнительстве России
Громадко Ондржей
Аспирант Университета
Градец-Кралове
E-mail: hromes@seznam.cz
Статья посвящена восприятию органных сочинений композитора П. Эбена в России. В ее основе лежит исследование, проведенное в ходе научной стажировки в СПбГУ осенью 2019 году (научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент М. П. Мищенко), а также материалы РГБ и беседы с органистами. Ключевые слова: Петр Эбен, органная музыка, чешская музыка, органное искусство в России, музыкальное исследование
Творческое наследие чешского композитора Петра Эбена (1929— 2007) многообразно: сочинения для разных инструментов, в том числе для детей, учебники и другие материалы по музыкальной педагогике. Творчество Эбена получило признание уже при жизни композитора не только в родной Чехословакии, но и за рубежом. Выдающиеся европейские музыканты (Г. Рост, Д. Титтерингтон, Х. Шягер, З. Аренс и др.) выпустили диски с полным собранием сочинений для органа, симфонические и камерные произведения неоднократно включались в
программы международных фестивалей, хоровые цикли и песни прочно вошли в репертуар чешских и зарубежных хоров. Эбен неустанно искал способы воплощения высоких духовных импульсов современным музыкальным языком второй половины ХХ века. Его творчество определенно выражает любовь к человечеству и веру в Бога.
Будущий композитор с раннего детства любил музыку и вскоре начал заниматься на фортепиано. Еще десятилен-тим мальчиком, Эбен без всякой подготовки занял место «реген-схори»1 в приходском костеле городка Чески-Крумлов, так как ординарный регенсхори в начале войны ушел в армию. Ребенку пришлось самому справляться со всеми положенными обязанностями — сопровождать богослужение игрой на органе и руководить хором. Во время войны семья Эбенов, имеющая еврейские корни, подверглась преследованию. Эбена-подростка нацисты увезли в концентрационный лагерь Бухенвальд.
После освобождения он снова занялся музыкой и окончил Академию искусств в Праге по двум специальностям: фортепиано (1952, класс Ф. Рауха) и композиция (1954, класс П. Боржков-ца). Работая впоследствии научным сотрудником кафедры музыки Философского факультета Карлова университета в Праге, Эбен ведет активную музыкальную деятельность и обретает епутацию блестящего пианиста-аккомпаниатора и компози-ора. Свидетельством первого международного признания стала первая премия за вокальный цикл «Шесть любовных песен» на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве в 1957 году. Это событие открыло Эбену дорогу в большой мир и защитило его от выпадов партийных идеологов на Родине [7, 135]. В разгаре карьеры Эбен ездил несколько раз в год на заграничные концертные гастроли, конференции и фестивали в Западную Европу и США, а в 1989 году был удостоен почетных наград.
Участие в московском фестивале в 1957 году можно расценить как важный шаг на пути к широкой известности, однако, признание творчества Эбена в СССР пришло позднее и совсем иначе. Основоположник современной литовской органной школы Леопольдас Дигрис в 1966 году участвовал в конкурсе органистов в рамках фестиваля Пражская весна. Услышав здесь первую и четвертую части цикла «Laudes» Эбена, он постарался заполучить ноты, которые потом распространил среди своих студентов в Государственной консерватории Литовской ССР
45
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
46
(ныне — Литовская академия музыки и театра) в Вильнюсе. Дигрис познакомился с Эбеном лично во время стажировки у органиста Й. Рейнбергера в пражской Академии искусств в 1969 году. Союз композиторов Литовской ССР пригласил Эбена на авторские концерты в Вильнюс и Каунас, состоявшиеся в июне 1973 года. (Концерты Эбена в Вильнюсе проходили потом еще в ноябре 1979 года и в независимой Литве в 1997 году.) Больше всего способствовали ознакомлению молодых литовских органистов с творчеством чехословацких композиторов, в том числе Эбена, их регулярные стажировки в Чехословакии [5, 225].
Совершенно естественно, что первые советские пластинки с музыкой Эбена были выпущены в Литовской ССР. В рамках II Союзного органного фестиваля в 1970 году в Картинной галерее (ныне — Кафедральный собор Св. Станислава) в Вильнюсе прозвучали новинки современной мировой органной музыки, в том числе фрагменты цикла «Laudes» Эбена в исполнении Б. Василяускаса, которые были записаны. В 1973 году была выпущена пластинка с «Laudes» (органист — Л. Диргис). На третьей (и последней) пластинке советского производства с органными сочинениями Эбена были записаны цикл «Воскресная музыка» и Хоральная фантазия № 1 на тему песни «О, Боже Великий» из «Двух хоральных фантазий» в исполнении киевской органистки Г. В. Булыбенко в 1988 году. Существуют также записи хоровых сочинений Эбена в исполнении хоров из Литвы, Латвии и Беларуси. В 1988 году композитор вновь посетил СССР, дав авторские концерты в Риге и Киеве. Вскоре его сочинения начали исполняться и в органных залах РСФСР.
В настоящее время имя Эбена в России известно, главным образом, благодаря музыке для органа (редкое исключение составляют небольшие хоровые и камерные произведения, например «Песня Руфи» для низкого голоса и органа или фортепиано и «Sonatina semplice» для флейты или скрипки и фортепиано). В 2007 году А. В. Карпова отмечала, что несмотря на широкую известность композитора среди российских органистов, в России, в отличие от других стран, имя Эбена не так известно, как заслуживало бы [4, 3]. Такая ситуация сохраняется и сегодня. В научной литературе Эбен упоминается крайне редко. Авторы некоторых работ обращают внимание на параллели между Эбеном и его российскими (советскими) сверстниками, сочинявшими для органа (С. А. Губайдулина, О. Г. Янченко, М. Л. Таривер-диев и др.), например, в аспекте интереса к духовным и философским темам [3, 124] или возвращения к старинным формам ostinato [2, 21]. О творчестве Эбена были написаны две диссертационные работы, обе в Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки: «Органное творчество Петра Эбена» А. В. Карповой (2007) и «Хоровое творчество Петра Эбена» И. А. Родионовой (2016). Эти труды впервые в российской музыковедческой литературе дают подробный анализ произведений Эбена и знакомят с его личностью в целом.
В рамках данного исследования был проведен опрос с целью определить, до какой степени знакомо имя Эбена студентам музыкальных учебных заведений и каково их отношение к органу и музыке ХХ века. В опросе участвовали студенты органных кафедр, отделений и секций СПбГК им. Н. А. Римско-
го-Корсакова, Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, а также студенты, обучающиеся по программе магистратуры «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Почти все обучающиеся по специальности игра на органе на основной вопрос — знают ли имя Петра Эбена и его творчество — ответили положительно и указали, что знают его сочинения по учебной программе. Студенты университета, то есть те, кто не является музыкантом-исполнителем, имя Эбена услышали во время опроса впервые. Этот пример подтверждает то обстоятельство, что Эбен известен в России в основном в профессиональной органной среде благодаря прямому общению с его музыкой, и в наименьшей степени — через музыкально-историческое и теоретические предметы в музыкальном образовании или благодаря живой концертной практике.
Изучая афиши и концертные программы, доступные через сеть Интернет, можно обнаружить, что в течение последних десяти лет (с 2010 по 2020) разные сочинения Эбена прозвучали в России как минимум на 80 концертах. Исследование охватило, в основном, три города с прославленной традицией органных концертов: Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.
Некоторые сочинения исполняются чаще других. Это циклы (или их части) «Воскресная музыка» (особенно третья часть «Moto ostinato»), «Фауст» по трагедии И. В. Гёте (чаще всего — «Вальпургиева ночь» и «Студенческая песня») и «Лабиринт мира и рай сердца» для органа и чтеца по мотивам од-
ГРОМАДКО О. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭВЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
ноименного трактата Я. А. Ко-менского (целиком или разные части). Бесспорным лидером по количеству исполнений в России можно считать цикл «Окна» для трубы и органа по картинам М. Шагала. Утешителен факт, что количеству концертов с сочинениями Эбена соответствует количество исполняющих их органистов, хотя, естественно, некоторые исполнители несколько раз повторяют ту же самую программу на разных концертных площадках.
В Санкт-Петербурге музыка Эбена звучит довольно часто в католических и евангеличе-ско-лютеранских соборах. По словам преподавателей органа СПбГК и Музыкального училища им. Н. А. Римско-го-Корсакова Ю. Н. Семёнова и Е. А. Колесова, сочинения Эбена стали неотъемлемой частью учебной программы. Регулярно их включает в свои программы М. П. Мищенко, чьи концерты отличаются особым интересом к музыке ХХ-ХХ1 веков («Лабиринт мира и рай сердца», «Библейские танцы»). Стараниями М. П. Мищенко и его коллег-инструменталистов петербургская публика смогла услышать такие произведения, как «Две инвокации» для тромбона и органа и Фантазию <Жога1е соеН» для альта и органа.
В Москве, помимо многих сочинений, довольно сильное впечатление на публику произвела российская премьера цикла «Лабиринт мира и рай сердца» в исполнении Е. Ю. Авраменко (орган) и И. Г. Пеховича (художественное слово) в 2015 году. В программах органных абонементов Московской консерватории Эбен занимает определенно заметное и прочное место.
Орган в Нижегородской (Горьковской) консерватории был построен в 1960 году и сра-
зу вызвал интерес горьковчан [6, 12]. Здесь с 1960-х годов, по отзыву литовско-чешской органистки и клавесинистки Г. Лукшайте-Мразковой, довольно успешно ведет свою деятельность органный класс, что свидетельствует о его высокой репутации, выходящей далеко за пределы области. В городе, несмотря на его закрытость в то время, состоялись интересные музыкальные события всесоюзного уровня (например, первый фестиваль музыки Д. Д. Шостаковича). Имя Эбена регулярно появляется на афишах органного цикла «В-А-С-Н» Нижегородской консерватории и абонемента для детей «Органная азбука» Нижегородской филармонии им. М. Л. Ростроповича (ведущая — заслуженная артистка РФ З. А. Скульская). Беседы с преподавателями секции органа и клавесина (З. А. Скульская, О. С. Бестужева, Л. В. Горохова) и кафедры истории музыки (Т. Н. Левая, Ю. С. Векслер) ННГК не оставляют сомнений в том, что в Нижнем Новгороде Эбен — автор уже репертуарный.
В поисках эбеновской тематики были обнаружены интересные сведения также из других городов России. Весьма примечательным мероприятием последного времени стала российская премьера Второго органного концерта Эбена в исполнении Г. Роста из Граца (Австрия)2 на заключительном концерте XII Международного фестиваля органной музыки им. Л. И. Ройзмана в Ярославле 2 февраля 2020 года. Г. Рост про этот концерт сказал: «Это произведение очень интересно по содержанию. В нем практически заключен целый мир. Это движение к апокалипсису — от хаоса к хаосу. Можно почувствовать возникновение мира. Примерно, как в Ветхом
завете, в последней книге об апокалипсисе. Здесь очень интересное и живописное звучание органа вместе с ударными» [1]. Большой резонанс вызвало исполнение органного цикла «Йов» с добавленной к нему партией рецитатора в 2019 году в Новосибирске (партия органа — Е. Д. Данилова, художественное слово — Д. В. Павликов). Органные сочинения Эбена прозвучали также в Калининграде, Печорах (Псковская область), Томске, Красноярске, Самаре, Белгороде, Перми, Челябинске, Кирове, Тамбове, Кемерове, Хабаровске.
История рецепции органного творчества Эбена в СССР и постсоветской России в очередной раз убеждает, что признание и популярность музыки во многом зависят от случайностей, но в то же время имеют и закономерности. Что было бы, если бы не роль литовца Л. Дигриса в судьбе творческого наследия композитора? (Кстати, отдельного внимания заслуживает его решающая роль в мировом распространении и признании органного творчества Эбена.) Значит, встретились и сомкнулись вклад музыканта-исполнителя и ожидания публики в социокультурной обстановке СССР той поры. Если же говорить о современности, то примеров того, что музыка П. Эбена в России процветает в настоящее время, достаточно. Вышесказанное косвенно свидетельствует о высокой художественной ценности музыки композитора, которая, несомненно, заслуживает пристального внимания как со стороны музыкантов, так и со стороны исследователей.
Примечания 1 Слово «регенсхори» означает «управляющий музыкой в костеле».
47
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2 Иностранные органисты приносят свою лепту в пропаганду музыки Эбена. Кроме Г. Роста в России часто бывает с гастролями словацкий органист С. Шурин, который практически в каждую свою программу включает сочинения Эбена.
Литература 1. Антонова Н. В. Ярославле стартовал международный фестиваль органной му-
зыки. URL: https://1yar.tv/ artide/v-yaroslavle-startoval-mejdunarodnyy-festival-organnoy-muzyki/ (дата обращения: 20.04.2020).
2. Воинова М. В. Органная музыка второй половины ХХ века. М.: Композитор, 2017. 342 с.
3. Гецелева Е. Б. Органное творчество композиторов-шестидесятников: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2001. 245 с.
4. Карпова А. В. Органное твор-
чество Петра Эбена: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2008.198 с.
5. Напах Т. Леонид Ройзман и органная культура Советской России. Иерусалим: Скопус, 2009. 320 с.
6. Скульская З. А. Органный век (Нижегородский альбом). Н. Новгород: Нижполиграф, 1996. 40 с.
7. Vondrovicova K. Petr Eben. Praha: Panton, 1995. 246 с.
48