Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ'

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ЭБЕН / ОРГАННАЯ МУЗЫКА / ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА / ОРГАННОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Громадко Ондржей

Статья посвящена восприятию органных сочинений композитора П. Эбена в России. В её основе лежит исследование, проведенное в ходе научной стажировки в СПбГУ осенью 2019 г. (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент М. П. Мищенко), а также материалы РГБ и беседы с органистами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY AND WORK OF THE COMPOSER PETER EBEN IN ORGAN PERFORMANCE IN RUSSIA

The article is devoted to the perception of organ works by the composer P. Eben in Russia. It is based on research carried out during a scientifi internship at St. Petersburg State University in the fall of 2019 (supervisor - Ph. D. in art history, associate professor M. P. Mishchenko), as well as ma terials from the RSL and conversa tions with organists

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ»

ГРОМАДКО О. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Личность и творчество композитора Петра Эбена в органном исполнительстве России

Громадко Ондржей

Аспирант Университета

Градец-Кралове

E-mail: hromes@seznam.cz

Статья посвящена восприятию органных сочинений композитора П. Эбена в России. В ее основе лежит исследование, проведенное в ходе научной стажировки в СПбГУ осенью 2019 году (научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент М. П. Мищенко), а также материалы РГБ и беседы с органистами. Ключевые слова: Петр Эбен, органная музыка, чешская музыка, органное искусство в России, музыкальное исследование

Творческое наследие чешского композитора Петра Эбена (1929— 2007) многообразно: сочинения для разных инструментов, в том числе для детей, учебники и другие материалы по музыкальной педагогике. Творчество Эбена получило признание уже при жизни композитора не только в родной Чехословакии, но и за рубежом. Выдающиеся европейские музыканты (Г. Рост, Д. Титтерингтон, Х. Шягер, З. Аренс и др.) выпустили диски с полным собранием сочинений для органа, симфонические и камерные произведения неоднократно включались в

программы международных фестивалей, хоровые цикли и песни прочно вошли в репертуар чешских и зарубежных хоров. Эбен неустанно искал способы воплощения высоких духовных импульсов современным музыкальным языком второй половины ХХ века. Его творчество определенно выражает любовь к человечеству и веру в Бога.

Будущий композитор с раннего детства любил музыку и вскоре начал заниматься на фортепиано. Еще десятилен-тим мальчиком, Эбен без всякой подготовки занял место «реген-схори»1 в приходском костеле городка Чески-Крумлов, так как ординарный регенсхори в начале войны ушел в армию. Ребенку пришлось самому справляться со всеми положенными обязанностями — сопровождать богослужение игрой на органе и руководить хором. Во время войны семья Эбенов, имеющая еврейские корни, подверглась преследованию. Эбена-подростка нацисты увезли в концентрационный лагерь Бухенвальд.

После освобождения он снова занялся музыкой и окончил Академию искусств в Праге по двум специальностям: фортепиано (1952, класс Ф. Рауха) и композиция (1954, класс П. Боржков-ца). Работая впоследствии научным сотрудником кафедры музыки Философского факультета Карлова университета в Праге, Эбен ведет активную музыкальную деятельность и обретает епутацию блестящего пианиста-аккомпаниатора и компози-ора. Свидетельством первого международного признания стала первая премия за вокальный цикл «Шесть любовных песен» на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве в 1957 году. Это событие открыло Эбену дорогу в большой мир и защитило его от выпадов партийных идеологов на Родине [7, 135]. В разгаре карьеры Эбен ездил несколько раз в год на заграничные концертные гастроли, конференции и фестивали в Западную Европу и США, а в 1989 году был удостоен почетных наград.

Участие в московском фестивале в 1957 году можно расценить как важный шаг на пути к широкой известности, однако, признание творчества Эбена в СССР пришло позднее и совсем иначе. Основоположник современной литовской органной школы Леопольдас Дигрис в 1966 году участвовал в конкурсе органистов в рамках фестиваля Пражская весна. Услышав здесь первую и четвертую части цикла «Laudes» Эбена, он постарался заполучить ноты, которые потом распространил среди своих студентов в Государственной консерватории Литовской ССР

45

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

46

(ныне — Литовская академия музыки и театра) в Вильнюсе. Дигрис познакомился с Эбеном лично во время стажировки у органиста Й. Рейнбергера в пражской Академии искусств в 1969 году. Союз композиторов Литовской ССР пригласил Эбена на авторские концерты в Вильнюс и Каунас, состоявшиеся в июне 1973 года. (Концерты Эбена в Вильнюсе проходили потом еще в ноябре 1979 года и в независимой Литве в 1997 году.) Больше всего способствовали ознакомлению молодых литовских органистов с творчеством чехословацких композиторов, в том числе Эбена, их регулярные стажировки в Чехословакии [5, 225].

Совершенно естественно, что первые советские пластинки с музыкой Эбена были выпущены в Литовской ССР. В рамках II Союзного органного фестиваля в 1970 году в Картинной галерее (ныне — Кафедральный собор Св. Станислава) в Вильнюсе прозвучали новинки современной мировой органной музыки, в том числе фрагменты цикла «Laudes» Эбена в исполнении Б. Василяускаса, которые были записаны. В 1973 году была выпущена пластинка с «Laudes» (органист — Л. Диргис). На третьей (и последней) пластинке советского производства с органными сочинениями Эбена были записаны цикл «Воскресная музыка» и Хоральная фантазия № 1 на тему песни «О, Боже Великий» из «Двух хоральных фантазий» в исполнении киевской органистки Г. В. Булыбенко в 1988 году. Существуют также записи хоровых сочинений Эбена в исполнении хоров из Литвы, Латвии и Беларуси. В 1988 году композитор вновь посетил СССР, дав авторские концерты в Риге и Киеве. Вскоре его сочинения начали исполняться и в органных залах РСФСР.

В настоящее время имя Эбена в России известно, главным образом, благодаря музыке для органа (редкое исключение составляют небольшие хоровые и камерные произведения, например «Песня Руфи» для низкого голоса и органа или фортепиано и «Sonatina semplice» для флейты или скрипки и фортепиано). В 2007 году А. В. Карпова отмечала, что несмотря на широкую известность композитора среди российских органистов, в России, в отличие от других стран, имя Эбена не так известно, как заслуживало бы [4, 3]. Такая ситуация сохраняется и сегодня. В научной литературе Эбен упоминается крайне редко. Авторы некоторых работ обращают внимание на параллели между Эбеном и его российскими (советскими) сверстниками, сочинявшими для органа (С. А. Губайдулина, О. Г. Янченко, М. Л. Таривер-диев и др.), например, в аспекте интереса к духовным и философским темам [3, 124] или возвращения к старинным формам ostinato [2, 21]. О творчестве Эбена были написаны две диссертационные работы, обе в Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки: «Органное творчество Петра Эбена» А. В. Карповой (2007) и «Хоровое творчество Петра Эбена» И. А. Родионовой (2016). Эти труды впервые в российской музыковедческой литературе дают подробный анализ произведений Эбена и знакомят с его личностью в целом.

В рамках данного исследования был проведен опрос с целью определить, до какой степени знакомо имя Эбена студентам музыкальных учебных заведений и каково их отношение к органу и музыке ХХ века. В опросе участвовали студенты органных кафедр, отделений и секций СПбГК им. Н. А. Римско-

го-Корсакова, Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, а также студенты, обучающиеся по программе магистратуры «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Почти все обучающиеся по специальности игра на органе на основной вопрос — знают ли имя Петра Эбена и его творчество — ответили положительно и указали, что знают его сочинения по учебной программе. Студенты университета, то есть те, кто не является музыкантом-исполнителем, имя Эбена услышали во время опроса впервые. Этот пример подтверждает то обстоятельство, что Эбен известен в России в основном в профессиональной органной среде благодаря прямому общению с его музыкой, и в наименьшей степени — через музыкально-историческое и теоретические предметы в музыкальном образовании или благодаря живой концертной практике.

Изучая афиши и концертные программы, доступные через сеть Интернет, можно обнаружить, что в течение последних десяти лет (с 2010 по 2020) разные сочинения Эбена прозвучали в России как минимум на 80 концертах. Исследование охватило, в основном, три города с прославленной традицией органных концертов: Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Некоторые сочинения исполняются чаще других. Это циклы (или их части) «Воскресная музыка» (особенно третья часть «Moto ostinato»), «Фауст» по трагедии И. В. Гёте (чаще всего — «Вальпургиева ночь» и «Студенческая песня») и «Лабиринт мира и рай сердца» для органа и чтеца по мотивам од-

ГРОМАДКО О. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭВЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

ноименного трактата Я. А. Ко-менского (целиком или разные части). Бесспорным лидером по количеству исполнений в России можно считать цикл «Окна» для трубы и органа по картинам М. Шагала. Утешителен факт, что количеству концертов с сочинениями Эбена соответствует количество исполняющих их органистов, хотя, естественно, некоторые исполнители несколько раз повторяют ту же самую программу на разных концертных площадках.

В Санкт-Петербурге музыка Эбена звучит довольно часто в католических и евангеличе-ско-лютеранских соборах. По словам преподавателей органа СПбГК и Музыкального училища им. Н. А. Римско-го-Корсакова Ю. Н. Семёнова и Е. А. Колесова, сочинения Эбена стали неотъемлемой частью учебной программы. Регулярно их включает в свои программы М. П. Мищенко, чьи концерты отличаются особым интересом к музыке ХХ-ХХ1 веков («Лабиринт мира и рай сердца», «Библейские танцы»). Стараниями М. П. Мищенко и его коллег-инструменталистов петербургская публика смогла услышать такие произведения, как «Две инвокации» для тромбона и органа и Фантазию <Жога1е соеН» для альта и органа.

В Москве, помимо многих сочинений, довольно сильное впечатление на публику произвела российская премьера цикла «Лабиринт мира и рай сердца» в исполнении Е. Ю. Авраменко (орган) и И. Г. Пеховича (художественное слово) в 2015 году. В программах органных абонементов Московской консерватории Эбен занимает определенно заметное и прочное место.

Орган в Нижегородской (Горьковской) консерватории был построен в 1960 году и сра-

зу вызвал интерес горьковчан [6, 12]. Здесь с 1960-х годов, по отзыву литовско-чешской органистки и клавесинистки Г. Лукшайте-Мразковой, довольно успешно ведет свою деятельность органный класс, что свидетельствует о его высокой репутации, выходящей далеко за пределы области. В городе, несмотря на его закрытость в то время, состоялись интересные музыкальные события всесоюзного уровня (например, первый фестиваль музыки Д. Д. Шостаковича). Имя Эбена регулярно появляется на афишах органного цикла «В-А-С-Н» Нижегородской консерватории и абонемента для детей «Органная азбука» Нижегородской филармонии им. М. Л. Ростроповича (ведущая — заслуженная артистка РФ З. А. Скульская). Беседы с преподавателями секции органа и клавесина (З. А. Скульская, О. С. Бестужева, Л. В. Горохова) и кафедры истории музыки (Т. Н. Левая, Ю. С. Векслер) ННГК не оставляют сомнений в том, что в Нижнем Новгороде Эбен — автор уже репертуарный.

В поисках эбеновской тематики были обнаружены интересные сведения также из других городов России. Весьма примечательным мероприятием последного времени стала российская премьера Второго органного концерта Эбена в исполнении Г. Роста из Граца (Австрия)2 на заключительном концерте XII Международного фестиваля органной музыки им. Л. И. Ройзмана в Ярославле 2 февраля 2020 года. Г. Рост про этот концерт сказал: «Это произведение очень интересно по содержанию. В нем практически заключен целый мир. Это движение к апокалипсису — от хаоса к хаосу. Можно почувствовать возникновение мира. Примерно, как в Ветхом

завете, в последней книге об апокалипсисе. Здесь очень интересное и живописное звучание органа вместе с ударными» [1]. Большой резонанс вызвало исполнение органного цикла «Йов» с добавленной к нему партией рецитатора в 2019 году в Новосибирске (партия органа — Е. Д. Данилова, художественное слово — Д. В. Павликов). Органные сочинения Эбена прозвучали также в Калининграде, Печорах (Псковская область), Томске, Красноярске, Самаре, Белгороде, Перми, Челябинске, Кирове, Тамбове, Кемерове, Хабаровске.

История рецепции органного творчества Эбена в СССР и постсоветской России в очередной раз убеждает, что признание и популярность музыки во многом зависят от случайностей, но в то же время имеют и закономерности. Что было бы, если бы не роль литовца Л. Дигриса в судьбе творческого наследия композитора? (Кстати, отдельного внимания заслуживает его решающая роль в мировом распространении и признании органного творчества Эбена.) Значит, встретились и сомкнулись вклад музыканта-исполнителя и ожидания публики в социокультурной обстановке СССР той поры. Если же говорить о современности, то примеров того, что музыка П. Эбена в России процветает в настоящее время, достаточно. Вышесказанное косвенно свидетельствует о высокой художественной ценности музыки композитора, которая, несомненно, заслуживает пристального внимания как со стороны музыкантов, так и со стороны исследователей.

Примечания 1 Слово «регенсхори» означает «управляющий музыкой в костеле».

47

БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2 Иностранные органисты приносят свою лепту в пропаганду музыки Эбена. Кроме Г. Роста в России часто бывает с гастролями словацкий органист С. Шурин, который практически в каждую свою программу включает сочинения Эбена.

Литература 1. Антонова Н. В. Ярославле стартовал международный фестиваль органной му-

зыки. URL: https://1yar.tv/ artide/v-yaroslavle-startoval-mejdunarodnyy-festival-organnoy-muzyki/ (дата обращения: 20.04.2020).

2. Воинова М. В. Органная музыка второй половины ХХ века. М.: Композитор, 2017. 342 с.

3. Гецелева Е. Б. Органное творчество композиторов-шестидесятников: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2001. 245 с.

4. Карпова А. В. Органное твор-

чество Петра Эбена: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2008.198 с.

5. Напах Т. Леонид Ройзман и органная культура Советской России. Иерусалим: Скопус, 2009. 320 с.

6. Скульская З. А. Органный век (Нижегородский альбом). Н. Новгород: Нижполиграф, 1996. 40 с.

7. Vondrovicova K. Petr Eben. Praha: Panton, 1995. 246 с.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.