2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 13 Вып. 1
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 929,930.271 В. В. Емельянов
ЛИЧНОСТЬ ГУДЕА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Статья посвящена проблеме изучения личности правителя шумерского города Лагаша Гудеа. В ней исследуются его происхождение и статус, а также рассматриваются три версии хронологии его правления. Автор предполагает, что Гудеа и его тесть Ур-Бау были отпрысками священного брака, Гудеа имел статус городского бога и пророка Нингирсу, а время его правления приходится на царствование вождя кутиев Ярлагана. Библиогр. 32 назв. Ключевые слова: Шумер, Лагаш, кутии, Гудеа, Ярлаган.
THE IDENTITY OF GUDEA AS HISTORICAL AND CULTURAL PROBLEM
V. V Emelianov
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article is devoted to the study of the personality and identity of Gudea, who was the ruler of the Sumerian city of Lagash. The influence of Gudea age on Mesopotamia and increasingly on the culture of the Middle East cannot be overestimated. Gudea was the first Sumerian ruler who moved cult life to writing. For the first time ruler was depicted realistically and in a large sculpture. All Sumerian hymns, except the temple hymns, go back to the texts of Gudea, as well as the cult of Bilgames in further state ideology itself.
The article examines origins and status of Gudea and considers the three versions of the chronology of his reign. The author suggests that Gudea and his father-in-law Ur-Bau were the offspring of the sacred marriage, Gudea had the status of the city god and the prophet of Ningirsu, and his reign falls on the time of the Gutean leader Yarlagan. Refs 32.
Keywords: Sumer, Lagash, Guteans, Gudea, Yarlagan.
В швейцарской серии томов по истории Месопотамии отсутствует раздел по II династии Лагаша. Сразу после Саргонидов следует III династия Ура [1]. Такой пробел в систематическом изучении истории едва ли можно назвать случайным. Мы до сих пор не можем установить срок и даты правления II династии Лагаша. Известно только то, что на шкале истории Месопотамии она располагается после
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
Саргонидов и рядом с III династией Ура1. Самой известной исторической личностью в этот период был энси Гудеа, управлявший Лагашем около 20 лет [2]. Однако мы не знаем, каково было его происхождение и когда именно он правил.
Значение эпохи Гудеа для всей месопотамской и — шире — ближневосточной культуры невозможно переоценить.
1. Гудеа впервые переносит культовую жизнь в письменность. До него религиозные тексты были фрагментарны и часто записывались шифрованной клинописью2.
2. Впервые в его эпоху правитель изображен реалистично и в большой скульптуре3.
3. Впервые статуя правителя имеет надпись и устанавливается в месте поминовения, говоря от имени правителя о его строительной и культовой деятельности4.
4. Впервые Гудеа ставит религиозную категорию МЕ в центр религиозной и политической идеологии [3, с. 89-107].
5. Впервые он делает Бильгамеса своим товарищем ([d]/Bilgames\-da mu2-a "С Бильгамесом выросший"; (Cyl. B XXIII 19) и называет своей матерью мать Бильгамеса богиню Нинсу(му)н (B XXIII 16) [2, р. 100]. Это указывает на одержимость Гудеа идеей бессмертия5.
6. В конечном итоге все шумерские гимны, за исключением храмовых, восходят к текстам Гудеа [4], как и культ Бильгамеса в царской идеологии.
7. Он первый из правителей после Бильгамеса, кто в эпоху III династии Ура (с 35-го года Шульги) почитается как бог и имеет дни жертвоприношений. Его изображают на печатях вельмож, причем имя Гудеа на печатях предваряется детерминативом DINGIR «бог» [6]6.
Гудеа — очень странное имя. Его аккадским эквивалентом является nabi'um '(тот, кого) назвали, позвали, призвали' (в других семитских языках nabi(u) 'про-
1 Согласно В. В. Халло, кутии правили югом Двуречья 40 лет, по мнению П. Стайнкеллера — 100 лет, по версии В. Заллабергера — около 80 лет. Даты отсчитываются от конца правления аккадского царя Шаркалишарри до начала правления урского царя Ур-Намму (ХХ11-ХХ1 вв. до н. э.). О длительности правления II династии Лагаша пока ничего сказать нельзя. Более того, некоторые исследователи полагают, что те правители, которых принято объединять в одну непрерывную династию, могли принадлежать к разным семействам. По приблизительным подсчетам, время правления условной II династии Лагаша захватило от 4 до 5 поколений [5, р. 113-130].
2 Первые храмовые гимны были созданы еще в раннединастическое время в Абу-Салябихе (XXV в. до н. э.). Однако только при Гудеа был перенесен на письмо сам ритуал строительства и освящения храма.
3 На знаменитой стеле, посвященной победе Нарам-Суэна над луллубеями, правитель изображен условно, а не реалистично. Подробностей его лица мы не знаем. Точно так же условно и изображение Ур-Нанше на плакетке. Реалистические изображения начинаются только с Гудеа.
4 Строго говоря, первая статуя с надписью содержит имя Ур-Бау [2, р. 18-19]. Но Д. О. Эдцард неслучайно отмечает сходство ее стиля со стилем статуй Гудеа, а не надписей самого Ур-Бау [2, р. 15]. Вполне возможно, что статуя была поставлена Гудеа от имени и в честь своего предшественника.
5 В заключительной части шумерского эпоса о победе Нинурты над Асагом герой Нинурта благословляет диорит, говоря, что его будет использовать для статуй «царь, утвердивший свое имя на долгие дни» [2, р. 26]. Исследователи эпоса единодушно считают, что речь идет о Гудеа, статуи которого созданы преимущественно из диорита.
6 Следует отметить, что Гудеа был обожествлен одновременно с самим Шульги (этим ценным замечанием статья обязана сотруднику Мюнстерского университета Никите Артемову).
рок'): gu3.de2.a = na-bu-um (Kagal E 3 I 7) [7, S. 699-700]7. Полностью это имя раскрывается как sipa dNin-gir2-su-ke4 gu3-de2-a 'пастырь, призванный (богом) Нингирсу' (B VI 17) [2, p. 92]8.
В текстах Гудеа не говорится о его земных родителях и о земном царе, которому он служит. Таким царем назван только бог Лагаша Нингирсу. В списке правителей Лагаша Гудеа имеет статус Gu3-de2-a ses-ban3-da Ur-dBa-u2-/ka\ <...> dumu ama-na dumu ad-da nu-me-a — «младший брат Ур-Бау <...>, сын, матери своей, сын, отца не имевший» (т. е. не имевший своих отца и матери, что согласуется с данными статуй и цилиндров9) (стрк. 198-199) [8]. В свою очередь, его тесть Ур-Бау сам именует себя в надписях «дитя, рожденное Нинагаль10» [2, p. 15]11, а в списке из Лагаша он «писец Ур-Нингирсу» (стрк. 196) [8]. Значит, Ур-Бау тоже не имел родителей. Ребенок божественного происхождения, он был зачат в обряде священного брака. Можно предположить, что Лагашем правили два поколения отпрысков священного брака, и один из них воспитывал другого как младшего брата.
Имеется несколько свидетельств в пользу прижизненной деификации Гудеа. Во-первых, в надписи на цилиндре B Гудеа — «энси, бог города своего»12 (Cyl. B I 15: ensi2-ke4 dingir-iri-na-ke4), сын (dumu) бога Нингишзиды (B XXIV 7) и ama-dingir (матери-богини) Гатумдуг (B XXIII 19) [2, p. 100-101]. Его сестрой была богиня Нан-ше. То есть он абсолютный бог — по обоим родителям (в отличие от Бильгамеса)13. Во-вторых, в последней части статуи F Гудеа приказывает овцам, подъяремным волам, козам и ослам плодиться и размножаться, а затем ставит над ними пастухов. Подобное в гимнах делают только боги — Энки и Нанна.
7 Впоследствии Хаммурапи gu3.de2.a.an.na = Nabi'u-AN — «призванный Аном» [9, р. 31].
8 О том, что Гудеа — пророк Нингирсу, говорит не только его имя, но и сцена инкубации и священного сна в храме. В цилиндре А описано первое видение тетраморфа и человека ростом от Земли до Неба (ср. позднее явление тетраморфа Иезекиилю и явление человека ростом с мир в «Жизнеописании Мухаммада») [10].
9 В надписи на цилиндре А Гудеа обращается к богине Гатумдуг и называет ее своим отцом и своей матерью, говоря при этом, что не имеет ни отца, ни матери. Там же сказано, что Гатумдуг приняла семя Гудеа и родила его в святилище: ama nu-tuku-me ama-gui0 ze2-me / a nu-tuku-me a-guio ze2-me / a-gu10 sa3-ga su ba-ni-du11 unu6-a i3-tud-e — «Матери я не имею — ты моя мать! Отца я не имею — ты мой отец! Семя мое ты там приняла, в святилище ты меня родила» (Cyl. A III 6-8) [2,
10 а2 < е2, а2-шипш < е2-шипш [3, р. 261]. Нинэгаль — Инанна в ипостаси богини подземного мира [11, S. 218; 12].
11 К. Сутер справедливо замечает, что для надписей II династии Лагаша нехарактерна филиация [13, р. 15]. Однако никто до Ур-Бау не пишет о своем рождении от богини.
12 Вряд ли можно сопоставлять это самоназвание с официальным титулом Нарам-Суэна ИAk-kade 'бог Аккада', как это делает Д. О. Эдцард [2, р. 26], поскольку перед именем Гудеа при его жизни никогда не ставился детерминатив DINGIR 'бог' и речь идет только о подчиненном ему городе.
13 В то же время Гудеа не понимает, чего от него хочет Нингирсу. Для разъяснения смысла его слов он обращается к толковательнице. Но Нанше тоже богиня, и он называет ее своей сестрой (шп9). Это означает, что, хотя Гудеа и состоит в родстве с богами, однако он не говорит на их языке.
F
III 12) gu4 su4-dul4-la
13) si ba-ni-sa2-sa2
14) engar-gu4-ra-bi
15) im-mi-us2
16) ab2-zi-da
Подъяремных волов Он подготовил, Земледельцам (за) волами
Велел следовать. Истинных коров
p. 70].
17) ашаг^1 ти-ш-8аг2-!5аг2
18) ипи3-Ы
19) Ы2-Ш2 (Statue F со1итп Гу)
1) u8-zi-da
2) si1a4-zi ти-ш-8аг2-!5аг2
3) sipa-bi
4) im-mi-us2
5) ud5-zi-da
6) mas2-zi ти-пГ-ваг2-ваг2
7) sipa-bi
8) im-mi-us2
9) anse-ama-gan-a
10) durul0 (=ANSE-NITA-KAS4)
11) ш im-ma-ba
12) na-gada-bi
13) Ы2-Ш2
Истинными телятами размножил, Пастухам их
Велел (за ними) следовать,
Истинных овец
Истинными ягнятами размножил, Их пастухам
Велел (за ними) следовать, Истинных коз
Истинными козлятами размножил, Их пастухам
Велел (за ними) следовать. Ослицам-матерям на поле Беговых ослов Он даровал, Их пастухам
Велел (за ними) следовать14 [2, р. 48].
Ср. в тексте «Энки и устройство мира»:
53. dNu-dim2-mud и8^ GA2 е3-ш si1a4-zid he2-u3-tud
54. а^ numun е3-ш amar-zid he2-u3-tud
55. ud5-zi GA2 e3-ni mas2-zi he2-u3-tud
56. gan2-ne2 gana2-zi GA2 u3-un-e3-en
57. guru7-du6 guru7-mas-e an-edin-na gu2 hu-mu-un-gur-gur-re
Нудиммуд, овцу истинную он к родам приводит, ягненок истинный пусть родится!
Корову он к семени приводит, теленок истинный пусть родится!
Козу истинную к родам он приводит, козленок истинный пусть родится!
Когда ты поля, поля истинные к родам приводишь —
Кучи и груды (зерна) на равнине насыпаются! [14].
Гудеа повелевает домашнему скоту плодиться и размножаться сразу после того, как закладывает фундамент храма своей матери Гатумдуг и поливает благоуханным маслом закладной кирпич храма. То есть для благополучного созидания храма необходимо, чтобы синхронно с его возведением шло размножение живых существ. В-третьих, в надписи на статуе R говорится об обряде отверзания уст (ка-ёщ) статуи Гудеа. Этот обряд проводился только для статуй богов [15].
14 Похожее перечисление скота встречается в надписи Энанатума I (Еп. I 12), но там речь идет о доставке коз, коров, ослиц и их детенышей в храм Амагештинаны и не содержится повеления размножаться [16, р. 184-185].
R
IV 1) 2) <...>
3) e2-mi2-gi1-sa-a-ka
4) ка^и8 mu-[na]-ni-gub
5) а^^а
6) gu3-de2-a ma-x
7) кш-Ы
<. > х х х
В Эмигильса
отверзание уст он ей установил, статуи этой «Гудеа мне.» имя ее [17, р. 243].
В-четвертых, мы знаем о даровании Гудеа МЕ богини Нанше. А МЕ может получить только бог или обожествленный царь15.
Гимн Нанше 36-46
36 sipad-ra gidri-mah mu-na-an-sum2
37 Gu3-de2-a me-kal-kal-la-na su mu-na-ab-du7-du7
38 sipa sa3-ku3-ge bi2-in-pad3-da-ni
39 Gu3-de2-a ensi2-Lagaski-a-ke4
40 ab2 he-nun tigi-a mu-ni-gub
41 balag-ku3 da-ba mu-ni-gub
42 sir3-ku3 sir3 ha-mun-na mu-un-na-dui2-a
43 urudkin-tur-re e2 im-mi-i-i
44 a2 tarah nar-gal-e su mu-na-ab-tag-ge
45 e2 abzu-ta me nam-ta-ba
46 e2-Siraraki-ka sir3 ku3-ba me nun-ba mu-un-du12
Она даровала пастырю высокий скипетр,
Она наградила Гудеа своими драгоценными МЕ.
Пастырь, названный в ее сердце,
Гудеа, энси Лагаша,
Поставил лиру «Корова Изобилия» между барабанами,
Священную арфу на ее сторону он поставил.
Пока священные песни, сладкие песни ее воспевают,
Кинтур храм благословляет.
Главный певец на роге для нее играет,
(Песню) «Храм, которому дарованы МЕ Абзу»,
Священную песню храма Сирара, о царственных МЕ исполняет [18].
Большой загадкой для историков до сих пор является время правления Гудеа. Существуют три основные версии его хронологии.
Версия первая. В. К. Шилейко писал в начале прошлого века, что династия Аккада была разрушена не царями второй династии Урука (как думал Э. Мейер), а нашествием кутиев, впоследствии подчинивших себе всю страну. Он приходит к этому выводу на основании нескольких хозяйственных текстов, в которых говорится о доставке больших грузов некоему царю в эпоху Гудеа. Шилейко соотносит это сообщение с надписями Гудеа, в которых констатируется его власть над территорией, ранее принадлежавшей Аккаду, и с датировкой одной хозяйственной таблички годом разрушения Урука. Проведя палеографический анализ всех учтенных текстов, он делает конечный вывод: Гудеа правил после разрушения Аккада, вторая династия Урука имела в эту эпоху второстепенное значение и часто подвергалась нападениям извне, а грузы, которые во времена Гудеа поставлялись царю, не что
15 Известна личная печать Гудеа с изображением, на котором его личный бог Нингишзида подводит лагашского правителя к богу Энки, держащего в двух руках сосуды, из которых в многочисленные другие сосуды низвергаются струи воды. Такие же струи, льющиеся из сосуда, можно видеть и на статуе N Гудеа. Что же может обозначать этот сюжет? Поскольку жителям древней Месопотамии было свойственно двуязычное мышление, то омофония аккад. me 'воды' и шумер. me 'жизненная сила' могла послужить основой для изображения сил МЕ как вод, исходящих из Абзу. В клинописных текстах это можно наблюдать в виде написания аккадского слова для ME через шумерскую идеограмму для вод: usar ana matija me-e (вар. A. MESj ili nasari — «Я направил мою страну следовать ритуалам богов» [19, p. 156].
иное, как дань кутийским завоевателям Шумера, титуловавшим себя царями (лу-галями) [20, с. ХХК-ХХХТУ]. Точка зрения Шилейко стала доминирующей, и по средней хронологии время правления Гудеа датируется около 2143 — 2123 гг. до н. э. Однако, читая тексты, на которые ссылается Шилейко (АО 3422, АО 3426, АО 3433), мы видим, что в них указана доставка грузов некоему царю. Но, во-первых, имя этого царя в текстах не указано. Во-вторых, в них нет и имени Гудеа. В-третьих, современная ассириология по палеографическим критериям относит эти тексты к концу эпохи Аккада16.
Версия вторая. В текстах о выдаче одежды упоминаются чиновники Базиги, Урга, Лугаль-эгиде, Ур-нигар и Ур-Эшлила. Они служили Гудеа с его 8-го года, Ур-Намму — с 15-го и Шульги — до его 11-го года. Из этого факта П. Стайнкеллер делает вывод, что правление Гудеа в Лагаше в поздние годы было синхронно правлению Ур-Намму в Уре (около 2113 — 2093 гг. до н. э. по средней хронологии) [21, р. 50-51]. В. Заллабергер пишет по этому поводу: «Поскольку Гудеа ничего не сообщает о своей военной или политической деятельности, установить время его правления очень трудно. П. Стайнкеллер смог посредством просопографического анализа надписей показать, что время Гудеа отстоит не очень далеко от первых лет правления Шульги» [1, р. 133]. Недавно версия Стайнкеллера подверглась критике со стороны В. Заллабергера и И. Шракамп, которые на материале просопографии хозяйственных текстов установили, что названные чиновники жили не при Гудеа, а позже — при сыне Гудеа Ур-Нингирсу, его свойственнике Наммахни и урском царе Шульги [5, р. 122]17.
Версия третья. В старовавилонский период (Ларса предположительно эпохи Римсина) Гудеа считают слугой Шульги (около 2093 — 2046 гг.) и продолжают приносить жертвы диоритовым статуям, возведенным по его приказу. Об этом рассказано на шестиколонной табличке из коллекции Мартина Скёйена. Почерк на ней характерен для Ларсы эпохи Римсина (около 1822 — 1763 гг.). Единой транслитерации текста пока не существует. Мы переводим текст, сводя первоначальную реконструкцию К. Вильке и дополнения У Габбая [22, 8. 29-47; 23, р. 98-99].
I
[Нанше,
Могучей госпоже, Госпоже границ, Своей госпоже, Ради жизни Шульги],
16 Подводя итог своего обзора датировок правления Гудеа, А. ди Лудовико констатирует тот факт, что большинство исследователей после П. Стайнкеллера склоняются к тому, чтобы считать Гудеа современником Ур-Намму и Пузур-Иншушинака, последнего царя династии Авана. Однако он подчеркивает, что проблема далека от решения [24, р. 322, fn. 12].
17 Проблема датировки также связана с большим количеством тёзок. Так, в своей недавней статье Дж. Визикато проследил карьеру чиновника по имени Ур-Багара, служившего в Гирсу с эпохи Шаркалишарри до Гудеа. Из своих наблюдений он сделал вывод, что расстояние между Аккадской династией и эпохой Ур-Намму было сравнительно коротким (35-40 лет) [25]. Однако, если мы посмотрим на документ CFC 124 = AAS 180 из Гирсу, то увидим чиновника по имени Ур-Багара, живущего в эпоху Ибби-Сина, т. е. в самом конце III династии Ура [26]. Получается, что Ур-Багара жил в Гирсу более столетия. Этот нонсенс указывает на наличие нескольких людей с одним и тем же именем, живших в одном городе при разных правителях.
[Мо]гучего [ца]ря,
[Бо]га Страны,
Царя Шумера и Аккада,
Моего [ца]ря,
[И ради жи]зни его отца -
[Прочн]о основавший суд
[Гу]деа,
В Экуре [на престол посаж]енный, [Бурлак] ладьи Энлиля...
II
Нингирсу,
Назвавшему его именем,
Верный его границам
Великий администратор (agrig) Нанше,
Матери Лагаша
Гатумдуг,
Тот, кто ради гармонии (nig2-MU-ur-sa3-se3) Мудрость (um-ma) Индара (In-da2-ar) (= Ниндара?), Истинное слово закона, провозгласил (аккад. "Тот, кому Зуэн Истину
В рот его вложил").
III
Когда Нингирсу, Господин оружия, Чтобы построить его храм, Советы мне дал,
Врагов на скамью для забоя я положил (аккад. "Врагов я уничтожил"), Элам
Преступный, Как злодея, я уничтожил, Из Магана Камень я спустил,
IV
Из Мелуххи Диорит внес, С Дильмуна, из Мархаши Сердолик внес, Из диорита [...] Статуи мои я создал. Статуй этих
8 SU. SI NINNU. IMIN (= 537). В Энинну,
В дом Нингирсу, я их внес.
В колонке V перечисляются регулярные жертвоприношения диоритовым статуям Гудеа: хлеб, пиво, похлебка, топленое масло по литру и пироги-kukku (1/2 литра). В конце текста стоит формула итога: «Итого 537 их». От шестой колонки остались лишь отдельные знаки в двух строчках (4 и 5).
Первая колонка текста сильно разбита. Имя Шульги восстановлено К. Вильке по эпитету dingir-ka1am-ma 'бог Страны', который известен только в надписях 35-го года Шульги. Имя Гудеа реконструируется не только из битых знаков стрк. 12, но и по употреблению эпитета ma2-gid2-dEn-1i12-1a 'бурлак Энлиля', характерного только для Гудеа [22, 8. 42].
Вильке убежден в том, что текст билингвы позволяет передвинуть время правления Гудеа на несколько десятилетий вперед от правления Ур-Намму. Согласно его гипотезе, Гудеа мог получить должность энси Лагаша через несколько лет после победы Ур-Намму над Эламом. Поскольку же эта победа состоялась в первый год правления Ур-Намму, то Гудеа имел шанс дожить до начала правления его сына Шульги [22, 8. 37]. К. Сутер не согласна с версией К. Вильке о подлинности этой хронологии. С ее точки зрения, поскольку в тексте упомянуты 537 статуй Гудеа, то он, скорее всего, был пародией и сатирой, появившейся в стенах старовавилонской писцовой школы г. Ларсы в эпоху Рим-Сина [27, р. 59]18.
Разрешить проблему хронологии Гудеа поможет анализ родословия, указанного в царских надписях. Ур-Бау имел трех дочерей: Энанепада — жрица в храме Ура, Ниналла — супруга Гудеа, Нинхеду — супруга Наммах(а)ни.
Приведем несколько показательных текстов:
АО 227 I
1. <МП-[...]
2. ШП-Щ-Ш
3. МП-ВД-Ь
4. Dumu-[Ur-dBa]-U2
5. ^шГ2]-
6. [Lagaski]-ka-ke4
7. тт-й
своей госпоже, Ниналла, дочь Ур-Бау, энси Лагаша, ради жизни
II
1. Gu3-de2-a
2. ensi2-
3. Lagaski
4. dam-ma-na-se3
5. и3 тт-й-к-ш-!^
6. а ти-т-ш
7. акт^а
8. шП^^о gu3 та^2
9. и4 du11-ga-ba Ь^и3
10. ти-Ы
Гудеа,
энси
Лагаша,
своего супруга,
и ради жизни своей
посвятила.
Статуи этой
"Госпожа моя меня призвала, Когда она приказала — я исполнила" имя ее [2, р. 179].
Е§ЕМ 481 ^т^гт^и ur-sag-ka1ag-ga йЕП-
ПЬ-1а2
1^а1-а-ш
Нингирсу,
могучему герою Энлиля, своему царю,
18 В билингве есть еще одно сомнительное утверждение. Сведений о легитимации Гудеа в Нип-пуре в подлинных надписях этого правителя нет.
паш-й №т-шаЬ-ш ради жизни Наммахни,
еш12- энси
Lagas.KI-ka-se3 Лагаша,
№п-Ье2^ц7 Нинхеду,
^ти-иг-аВа-ц2 дочь Ур-Бау,
ensi2-Lagas.KI-ka энси Лагаша,
dam-ni супруга его,
и3 nam-ti-1a-ni-se3 и ради своей жизни
a ти-т-ги ему посвятила [2, р. 198].
YBC 2149
^т-ш^-га Нин-урре,
ama-Umma.KI-ra матери Уммы,
Nam-mah-ni Наммахни,
ensi2-Umma.KI-ke4 энси Уммы19,
Е2-и3-к-ш ее Эула
mu-na-du3 построил,
кьЬе2 mu-na-gi4 на место его вернул.
Ia-ar-1a-ga-an Тогда Ярлаган
1uga1-Gu-ti-um-kam царем кутиев был [28, р. 267]
Суммируем данные надписей:
1. Гудеа и Наммахни женились на дочерях Ур-Бау — Ниналле и Нинхеду. Значит, они были современниками и, возможно, ровесниками.
2. Когда Гудеа был энси Лагаша, Наммахни в это же время был энси Уммы. Он приходит к власти в Лагаше уже после сына Гудеа Ур-Нингирсу и еще троих энси.
3. Когда Гудеа и Наммахни были энси соответственно Лагаша и Уммы, царем кутиев был Ярлаган. Согласно Царскому списку, Ярлаган правил 7 лет перед Сиу (7 лет) и Тириканом (4 года) (стрк. 327-329). Современником Тирикана был разгромивший его Ур-Намму, выступивший союзником Утухенгаля, царя Урука.
Обратим внимание также на строки 75-78 из пролога к Законам Ур-Намму. Существуют два варианта их перевода:
Намхани, энси Лагаша, он убил (Ье2-ш1-ид5) [29, р. 45].
Намхани (на должность) энси Лагаша он поставил (букв. «поднял») (Ье2-ш1-112) [30, р. 47].
Независимо от того, что Ур-Намму сделал с Намхани/Наммах(а)ни, — они современники. Если Намхани обязан Ур-Намму своей должностью энси, то Ур-Намму не может быть современником Гудеа. Если Ур-Намму убивает Намхани как энси — тоже не может.
Резюмируя известные нам данные, можно сказать следующее:
1. Не исключено, что в Шумере существовала солидарность детей, родившихся в результате священного брака. Судя по надписям Ур-Бау, этот правитель считался сыном богини Нинэгаль, его земные родители нигде не указаны. Вполне возможно, что Ур-Бау одобрил брак Гудеа и своей дочери Ниналлы по причине божественного
19 Согласно генеалогическим исследованиям С. Ф. Монако, Наммахни-энси Лагаша и Наммах-ни-энси Уммы — это один и тот же человек [31, р. 100; 32, р. 3-4].
происхождения Гудеа. Упоминание Гудеа как ребенка Нинсун, выросшего с Бильга-месом, добавляет еще один аргумент к этому предположению.
2. В источниках самого Гудеа не упомянуто имя его земного хозяина. Более того, он считает своим царем только бога своего города Нингирсу.
3. Надписи Гудеа нигде не говорят о его прямой связи с кутиями. Поздний источник связывает его правление с царем III династии Ура Шульги.
4. Данные посвятительных надписей и Кодекс Ур-Намму свидетельствуют в пользу того, что Гудеа жил при кутийских лугалях, в том числе при Ярлагане, задолго до Тирикана, разгромленного коалицией Утухенгаля и Ур-Намму.
5. Статус Гудеа пока трудно определить. Он бог Лагаша, но ниже Нингирсу по своему положению. Его имя уникально и означает положение пророка Нингирсу. Его родителями являются только боги, причем он называет двух матерей — Гатум-дуг и Нинсун.
6. Изобразительные источники и родство с Нанше показывают, что Гудеа имел отношение к культу Энки и обрядам Абзу.
7. Можно вполне определенно сказать, что пророческая литература Ближнего Востока начинается именно с текстов Гудеа.
Литература
1. Sallaberger W., Westenholz A. Mesopotamien: Akkade-Zeit und Ur III — Zeit. (Orbis Biblicus et Orientalis. 160/3). Freiburg, Schweiz; Universitätsverlag, 1999. 414 p.
2. Edzard D. O. Gudea and His Dynasty. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods, Vol. 3/1). Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 1997. 233 p.
3. Емельянов В. В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники) (Ori-entalia). СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. 432 с.
4. Klein J. Shulgi and Ishmedagan: Originality and Dependence in Sumerian Royal Hymnology // Bar-Ilan Studies in Assyriology dedicated to Pinhas Artzi / ed. J. Klein and A. Skaist. Ramat Gan: Bar-Ilan University Press, 1989. P. 65-136.
5. Sallaberger W., Schrakamp I. The Gutean Period: A Problem of 3rd Millennium Chronology // Associated Regional Chronologies for the Ancient Near East and the Eastern Mediterranean / eds. W. Sallaberger, I. Schrakamp. Vol. III. Brepols Publishers, 2015. P. 113-130.
6. Suter C. E. The Divine Gudea on Ur III Seal Images // Beyond Hatti. A Tribute to Gary Beckman / eds. B. J. Collins and P. Michalowski. Atlanta: Lockwood Press, 2013. P. 309-324.
7. Von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. Bd. I-II. Wiesbaden: Otto Harrasowitz, 1985.
8. Sollberger E. The Rulers of Lagas // Journal of Cuneiform Studies. 1967. Vol. 21. P. 279-291.
9. The Assyrian Dictionary. Chicago: Oriental Institute of the University of Chicago, 1980. Vol. 11: N/1. XXIII + 382 p.
10. Емельянов В. В. Древневосточные корни ислама // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. Уфа; СПб.: СПбГУ 2001. С. 61-93.
11. Selz G. J. Untersuchungen zur Götterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagas (Occasional Publications of the Samuel Noah Kramer Fund, 13). Philadelphia, 1995. 439 S.
12. Behrens H. Die Ninegalla-Hymne. Die Wohnungnahme Inannas in Nippur in altbabylonischer Zeit (Freiburger Altorientalische Studien 21). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1998. 163 S. + Taf. XI.
13. Suter C. E. Gudea's Temple Building. The Representation of Early Mesopotamian Ruler in Text and Image. Groningen: STYX Publications, 2000. 429 p.
14. Benito C. A. "Enki and Ninmah" and "Enki and the World Order". Ph.D. Philadelphia, 1969.
15. Walker C. B. F., Dick M. The Induction of the Cult Image in Ancient Mesopotamia: The Mesopotamian Mis Pi Ritual (State Archives of Assyria Literary Texts, vol. 1). Helsinki: University of Helsinki, 2001.
16. Frayne D. R. Presargonic Period (2700-2350 BC) (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods, Vol. 1). Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 2008. 464 p.
17. Steible H. Die neusumerischen Bau- und Weihinschriften. Bd. I-II. Stuttgart: F. Steiner Verlag,
1991.
18. Heimpel W. The Nanshe Hymn // Journal of Cuneiform Studies. 1981. Vol. 33. P. 65-139.
19. The Assyrian Dictionary. Chicago: Oriental Institute of the University of Chicago, 1977. Vol. 10: M/2. XX + 324 p.
20. Шилейко В. К. Вотивные надписи шумерийских правителей. Пг., 1915. XXXIV + 24 с., IV
табл.
21. Steinkeller P. The Date of Gudea and His Dynasty // Journal of Cuneiform Studies. 1988. Vol. 40. P. 47-53.
22. Wilcke C. Eine Weihinschrift Gudeas von Lagas mit altbabylonischer Übersetzung // Cuneiform Royal Inscriptions and Related Texts in the Schoyen Collection / ed. A. R. George. Bethesda, CDL Press, 2011. S. 29-47. (Cornell University Studies in Assyriology and Sumerology 17).
23. Wilcke C., Gabbay U. The bilingual Gudea inscription CUSAS 17, 22: New readings and interpretations // Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires. Paris, 2012. Vol. 4. P. 98-99.
24. Di Ludovico A. Between Akkad and Ur III: Observations on a "Short Century" from the Point of View of Glyptic // Proceedings of the 4th International Congress of the Archaeology of the Ancient Near East / eds. H. Kühne, R. N. Czichon, F. J. Kreppner. Vol. I. Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2008. P. 321-341.
25. Visicato G. The Career of Ur-Bagara as a Chronological Indicator of the Documents of Girsu from Sarkalisarri to Gudea // Opening the Tablet Box. Near Eastern Studies in Honor of Benjamin R. Foster / eds. S. C. Melville, A. L. Slotsky. Leiden; Boston; Brill, 2010. P. 435-452.
26. Grégoire J.-P. Archives Administratives Sumériennes. Paris: Paul Geuthner, 1970. XXXIV + 300 p., 78 plates.
27. Suter C. E. Gudea of Lagash: Iconoclasm or Tooth of Time? // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond / ed. N. Naomie May. Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 2012. P. 57-88.
28. Frayne D. R. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113). Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 1993. 338 p. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2).
29. Kramer S. N., Falkenstein A. Ur-Nammu Law Code // Orientalia. NS. Roma, 1954. Vol. 23. P. 40-51.
30. Frayne D. R. Ur III Period (2113-2004). Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press, 1997. 489 p. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3/2).
31. Monaco C. F. Two Notes on ASJ 10, 1988 // Acta Sumerologica Japanensia. 1990. Vol. 12. P. 88-105.
32. Flückiger-Hawker E. Urnamma of Ur in Sumerian Literary Tradition. Fribourg: University Press, 1999. (Orbis Biblicus Orientalis 166).
References
1. Sallaberger W., Westenholz A. Mesopotamien: Akkade-Zeit und Ur III — Zeit. (Orbis Biblicus et Orientalis. 160/3). Freiburg, Schweiz, Universitätsverlag, 1999. 414 p.
2. Edzard D. O. Gudea and His Dynasty. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods, vol. 3/1). Toronto, Buffalo, London, University of Toronto Press, 1997. 233 p.
3. Emel'ianov V. V. Shumerskii kalendarnyi ritual (kategoriia ME i vesennie prazdniki) (Orientalia) [Sumerian Calendar Ritual (Me's and the Spring Festivals) (Orientalia)]. St. Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 2009. 432 pp. (In Russian)
4. Klein J. Shulgi and Ishmedagan: Originality and Dependence in Sumerian Royal Hymnology. Bar-Ilan Studies in Assyriology dedicated to Pinhas Artzi. Eds J. Klein, A. Skaist. Ramat Gan, Bar-Ilan University Press, 1989, pp. 65-136.
5. Sallaberger W., Schrakamp I. The Gutean Period: A Problem of 3rd Millennium Chronology. Associated Regional Chronologies for the Ancient Near East and the Eastern Mediterranean. Eds W. Sallaberger, I. Schrakamp. Vol. III. Brepols Publishers, 2015, pp. 113-130.
6. Suter C. E. The Divine Gudea on Ur III Seal Images. Beyond Hatti. A Tribute to Gary Beckman. Eds B. J. Collins, P. Michalowski. Atlanta, Lockwood Press, 2013, pp. 309-324.
7. Von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. Bd. I-II. Wiesbaden, Otto Harrasowitz, 1985.
8. Sollberger E. The Rulers of Lagas. Journal of Cuneiform Studies, 1967, vol. 21, pp. 279-291.
9. The Assyrian Dictionary. Chicago, Oriental Institute of the University of Chicago, 1980, vol. 11, no. 1. XXIII + 382 p.
10. Emel'ianov V. V. Drevnevostochnye korni islama [Ancient Near Eastern Roots of Islam]. Islamskaia kul'tura v mirovoi tsivilizatsii i novye idei vfilosofii [Islamic Culture in the world civilization and new ideas of modern philosophy]. Ufa, St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2001, pp. 61-93. (In Russian)
11. Selz G. J. Untersuchungen zur Götterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagas (Occasional Publications of the Samuel Noah Kramer Fund, 13). Philadelphia, 1995. 439 p.
12. Behrens H. Die Ninegalla-Hymne. Die Wohnungnahme Inannas in Nippur in altbabylonischer Zeit (Freiburger Altorientalische Studien 21). Stuttgart, Franz Steiner Verlag, 1998, 163 S. + taf. XI.
13. Suter C. E. Gudea's Temple Building. The Representation of Early Mesopotamian Ruler in Text and Image. Groningen, STYX Publications, 2000. 429 p.
14. Benito C. A. "Enki and Ninmah" and "Enki and the World Order". Ph.D. Philadelphia, 1969.
15. Walker C. B. F., Dick M. The Induction of the Cult Image in Ancient Mesopotamia: The Mesopotamian Mis Pî Ritual (State Archives of Assyria Literary Texts, vol. 1). Helsinki, University of Helsinki, 2001.
16. Frayne D. R. Presargonic Period (2700-2350 BC) (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods, vol. 1). Toronto, Buffalo, London, University of Toronto Press, 2008. 464 p.
17. Steible H. Die neusumerischen Bau- und Weihinschriften. Bd. I—II. Stuttgart, F. Steiner Verlag, 1991.
18. Heimpel W. The Nanshe Hymn. Journal of Cuneiform Studies. 1981, vol. 33, pp. 65-139.
19. The Assyrian Dictionary. Chicago, Oriental Institute of the University of Chicago, 1977, vol. 10: M/2. XX + 324 p.
20. Shileiko V. K. Votivnye nadpisi shumeriiskikh pravitelei [Votive Inscriptions of Sumerian Rulers]. Petrograd, 1915. XXXIV + 24 pp., IV tabl. (In Russian)
21. Steinkeller P. The Date of Gudea and His Dynasty. Journal of Cuneiform Studies, 1988, vol. 40, pp. 47-53.
22. Wilcke C. Eine Weihinschrift Gudeas von Lagas mit altbabylonischer Übersetzung. Cuneiform Royal Inscriptions and Related Texts in the Sch0yen Collection. Ed. by A. R. George. Bethesda, CDL Press, 2011, pp. 29-47. (Cornell University Studies in Assyriology and Sumerology 17).
23. Wilcke C., Gabbay U. The bilingual Gudea inscription CUSAS 17, 22: New readings and interpretations. Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires. Paris, 2012, vol. 4, pp. 98-99.
24. Di Ludovico A. Between Akkad and Ur III: Observations on a "Short Century" from the Point of View of Glyptic. Proceedings of the 4th International Congress of the Archaeology of the Ancient Near East. Eds H. Kühne, R. N. Czichon, F. J. Kreppner. Vol. I. Wiesbaden, Harrasowitz Verlag, 2008, pp. 321-341.
25. Visicato G. The Career of Ur-Bagara as a Chronological Indicator of the Documents of Girsu from Sarkalisarri to Gudea. Opening the Tablet Box. Near Eastern Studies in Honor of Benjamin R. Foster. Eds S. C. Melville, A. L. Slotsky. Leiden, Boston, Brill, 2010, pp. 435-452.
26. Grégoire J.-P. Archives Administratives Sumériennes. Paris, Paul Geuthner, 1970. XXXIV + 300 p., 78 plates.
27. Suter C. E. Gudea of Lagash: Iconoclasm or Tooth of Time? Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. Ed. by N. Naomie May. Chicago, The Oriental Institute of the University of Chicago, 2012, pp. 57-88.
28. Frayne D. R. Sargonic and Gutian Periods (2334-2113). Toronto, Buffalo, London, University of Toronto Press, 1993. 338 p. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 2).
29. Kramer S. N., Falkenstein A. Ur-Nammu Law Code. Orientalia. NS. Roma, 1954, vol. 23, pp. 4051.
30. Frayne D. R. Ur III Period (2113-2004). Toronto, Buffalo, London, University of Toronto Press, 1997. 489 p. (The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Vol. 3/2).
31. Monaco C. F. Two Notes on ASJ 10, 1988. Acta Sumerologica Japanensia, 1990, vol. 12, pp. 88-105.
32. Flückiger-Hawker E. Urnamma of Ur in Sumerian Literary Tradition. Fribourg, University Press, 1999. (Orbis Biblicus Orientalis 166).
Статья поступила в редакцию 14 октября 2015 г.
Контактная информация
Емельянов Владимир Владимирович — доктор философских наук; banshur69@gmail.com Emelianov Vladimir V. — PhD; banshur69@gmail.com