ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА
УДК 902.94
Никитин Антон Андреевич
студент II курса кафедры всемирного культурного наследия ИМО КФУ
Казанский федеральный университет, Казань, Россия e-mail: anton.nikitin. 14@mail.ru
ЛИЧНОСТЬ ФЕОДОРА МЕТОХИТА НА ОСНОВЕ «ИСТОРИИ РОМЕЕВ» НИКИФОРА ГРИГОРЫ
Anton A. Nikitin
2nd year student of the world cultural heritage department
Kazan Federal University, Kazan, Russia, e-mail: anton.nikitin.14@mail.ru
PERSONALITY OF THEODOR OF METHOHITIS BASED ON "HISTORY
OF ROMEAS" BY NIKIFOR GRIGORY
Аннотация. Представлен опыт осмысления личности Великого Логофета Византийской империи Феодора Метохита на основе «Истории ромеев» Никифора Григоры. Рассматриваются такие положения, как роль Метохита в государственных делах, его интеллектуальный и физический портреты, роль в развития монастыря в Хоре, жизнь в опале. Авторами статьи выдвигается предложение об использовании большего числа источников для более детального изучения биографии этого человека с целью определения его места в истории византийской культуры.
Ключевые слова: Феодор Метохит, Никифор Григора, «История ромеев», Великий Логофет, Андроник II, монастырь Хора.
Abstract. The article presents the experience of understanding the personality of the Great Logothete of the Byzantine Empire, Theodore Metochites on the basis of "History of the Romaioi" of Nikephoros Gregora. Such provisions as the role of Metochites in public affairs, his intellectual and physical portraits, the role in the development of the Chora church, life in disgrace are considered. The authors propose to use more sources for a more detailed study of the biography of this man in order to determine his place in the history of Byzantine culture.
Key words: Theodore Metochites, Nikephoros Gregora, "History of the Romaioi", the Great Logothete, Andronicos II, the Chora church.
Феодор Метохит (1270-1332) — знаковая фигура в истории Византийской империи. Будучи незнатного происхождения, этот человек благодаря случайному знакомству с императором Андроником II попал ко двору василевса. Впоследствии он стал Великим Логофетом империи, имел
© Никитин А.А., 2019
огромное влияние в государственных делах и лично на василевса. Помимо государственных дел этот человек был всесторонне образованным, являлся одним из культурнейших и образованнейших византийцев XIV в. [4, с. 138]. Его отличали высокие представления об этике и эстетике. По словам Г.С. Колпаковой, «Метохит был утонченным эстетом, во всем искавшим гармонию» [2, с. 99]. По мнению И.П. Медведева, «в лице Феодора Метохита воплотился новый тип византийского деятеля, утверждающего идеалы личной порядочности, глубокой ответственности за судьбу отечества, от которой он не отделял собственную судьбу, видя свою задачу именно в том, чтобы на высоком посту всеми силами помогать с трудом отбивающемуся от врагов государству» [5, с. 226]. Но судьба бывает жестока порой даже к таким людям. Феодор Метохит после свержения своего друга и покровителя Андроника попал в немилость к его внуку, Андронику III, был лишен должностей и скончался, будучи монахом монастыря в Хоре.
В данной статье мы исследуем образ Метохита, представленный в «Истории ромеев» Никифора Григоры, ученика и друга Метохита с целью получения представления об этом удивительном человеке. Нами был выбран именно этот источник, поскольку «...Григора был учеником, помощником и другом .Феодора Метохита» [3, с. 299]. На наш взгляд, нет более исчерпывающего источника, в котором бы содержались сведения о Метохите.
Прежде всего, в «Истории ромеев» приводится роль Метохита
в государственных делах: «.императору помогал в управлении и заправлял
всеми делами Феодор Метохит, занимавший тогда место логофета
государственной казны» [1, с. 209]. На основании этого отрывка мы можем
сделать предположение, что в руках Метохита находились все государственные
дела. Став Логофетом, он сделался, по его собственному шутливому
определению, «кормчим прохудившегося корабля» [2, с. 99]. Более того,
по свидетельству Н. Григоры «Царь настолько был к нему привязан и так
от него зависел, что не имел от него никаких тайн, — ни важных, ни неважных,
— но все делал, советуясь с ним, и ничего, что было бы против его воли»
222
[1, с. 209]. Это свидетельствует нам о том, что Метохит имел огромное влияние на императора, пользовался у него уважением и авторитетом, был посвящен им во все государственные тайны. Это привело к печальным последствиям в будущем: когда разразилась гражданская война, Метохит больше всех опасался ее, сильно переживал, потому что «больше всех разделял с царем и явное, и тайное, и мысли, и все дела» [1, с. 315].
В своем произведении Григора дает нам яркий, харизматичный портрет своего учителя: «.ростом, пропорциональностью членов и частей тела и веселостью взгляда он привлекал к себе взоры всех» [1, с. 209].
Никифором в своем опусе рисуется интеллектуальный портрет своего друга, который представляет наибольшую важность для нашего исследования. По его словам, Феодор Метохит прекрасно знал историю и современность, мог ответить на любой вопрос. По словам Н. Григоры, «это была живая библиотека и готовое разрешение всех недоумений, — настолько превзошел он всех, когда-либо занимавшихся науками. А благодаря природной способности к наукам, выносливости в трудах, крепкой и ясной памяти он достиг вершин всякой учености» [1, с. 209]. Это означает, что Метохит, помимо своей высокой должности и близости к императору, был Homo universalis своей эпохи, самым образованным и самым эрудированным человеком в империи, успешно совмещал эти две стороны своей жизни.
Метохит очень любил читать, ничто не мешало ему заниматься любимым занятием. Он никогда не прерывал своего занятия, всегда имел свободное время для него. Судя по источнику Н. Григоры, Великий Логофет «.с утра до вечера заведуя во дворце общественными делами, отдавался им целиком и с таким.усердием, словно был полностью чужд наук; а освободившись., он тут же настолько погружался в науки, как если бы был каким-то схоластиком, абсолютно не обремененным делами» [1, с. 210]. В этом мы видим причину удачного сосуществования политического и интеллектуального образов Метохита.
Н. Григора свидетельствовал, что Логофет был очень красноречив, обличал несправедливости и пороки, не был подхалимом: «...произносил целое море слов, травмируя тем самым слух внимающих ему» [1, с. 210].
Но наиболее известен этот человек как меценат и ктитор монастыря в Хоре (ныне — музей Кахрие - Джами). Он имел все качества, нужные для церковного строительства: был несметно богат, очень благочестив и имел художественные наклонности [6, с. 41]. И он принялся за обновление и украшение церкви при храме: «Наконец, когда время опять начало угрожать ему разрушением, логофет щедрою рукою отлично отстроил все, кроме центрального храма» [1, с. 352]. В XIX в. между искусствоведами и византинистами разгорелся ожесточенный спор по поводу объема сделанной при Метохите работы. Этот вопрос остается дискуссионным и по сей день. Как бы то ни было, свидетельством деятельности Метохита в церкви монастыря является его мозаичный портрет, где он изображен как донатор монастыря Христу, в белом высоком колпаке, а также надгробие коноставла Торника, на котором есть стихотоворение, написанное ктитором. Когда же Метохит попал в опалу, обитель стала его отрадой и единственной радостью в жизни: «Таким образом, когда все внешнее у человека окончательно рухнуло, эта обитель оказалась спасительной пристанью для его души и тела во время напасти» [1, с. 352].
Григора с печалью и сочувствием описывает участь своего наставника и друга. Метохита отправили в ссылку, не обратив внимания на его заслуги перед государством. В ссылке он заболел стангурией, «.которая мучила его гораздо больше, чем все, что он испытал,— разумею заключение в темницу, лишение славы, потерю денег и бесчестие и клевету от низких людей» [1, с. 329].
По мнению Григоры, смерть Метохита была ускорена заточением его
сыновей в тюрьму и смертью Андроника Старшего: «А случившаяся вскоре
смерть императора...окончательно подорвала его организм, расслабив в нем
важнейшие органы и парализовав его жизненные силы. Так что, приняв
224
монашеский образ, он преставился» [1, с. 363]. Григора не забывает и себя, пишет, что выступил с речью на похоронах Метохита, таким образом, стремясь запечатлеть свой последний долг перед другом.
На основании «Истории ромеев» Никифора Григоры нами получены представления о деятельности Феодора Метохита как Великого Логофета, о его интеллектуальной стороне, о роли в развитии монастыря в Хоре, о трагической судьбе после свержения Андроника II. Представляется, что биография Феодора Метохита может стать объектом для специального исследования и в наши дни. Изучение его биографии сохраняет актуальность и по сей день, поскольку Метохит является ярчайшим представителем Палеологовского Ренессанса, так мало изученного в российской исторической науке.
Однако переход на новый уровень исследований возможен при применении большего количества источников того времени, изучении менталитета византийского общества той эпохи. Подобный историко-культурный подход позволит, на наш взгляд, создать более объективные и точные объяснения биографии, сформулировать более точное определение места Метохита в культуре поздней Византии.
Список литературы
1. Григора Н. История ромеев. СПб.: Издательский проект Квадривиум, 2013. Т. 1. 438 с.
2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. М.: Азбука, 2004. 320 с.
3. Кондаков Н.П. Мозаики Кахриэ - Джамиси // Записки Императорского Новороссийского университета. 1880. Т. 31. С. 293 - 331.
4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947. 456 с.
5. Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии XIII - первая половина XV в. М.: Наука, 1991. С. 224-242.
6. Шмит Ф.И. Мозаики и фрески Кахриэ-Джами. I. История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков // Известия Российского Археологического института в Константинополе (ИРАИК). 1906. Т. 11. 306 с.