сибирской области. 1985- 1990 гг.): автореф. дис.... канд. ист. наук. - М.. 1991. - С. 8, 22.
4. Чичаыовский, А. А. Взаимодействия СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества (политический анализ): автореф.дис... .д-ра полит, наук/А. А. Ч ичанонекий. — М.. 1995. - С. 16-17.
5. Дсмчук, Н. В. Дифференциация характеристик предприни-млтелей как социального слоя в СМИ провинциального региона России (на примере Кемеровской области): автореф. дис.... канд. социолог, наук/Н. В. Демчук. — Барнаул. 1998. — С. 7.
6. Пеляко, И. И. Формирование системы подготовки и переподготовки журналистских кадров в условиях демократизации общественной жизни (на материалах деятельности редакционных коллективов и парткомов КПСС Алтайского края и Новосибирской области. 1985—1990гг.): автореф. дис.... канд. ист. наук/И. И. Беляко,- М.. 1991. - С. 14-15.
7. Левен. Е. Я. Социально-психологические факторы развития творческой деятельности журналиста и редакционного коллектива в условиях осуществления политических и экономиче-
ских реформ:автореф. дис.... клид.философ, наук/ Е.Я. Левен. — М.. 1990. - С. 13.
8. Евдокимов, В. Зато растопили лед недоверия / В. Евдокимов // На ветрах времени. Омская журналистика: вчера, сегодня, завтра. — Омск, 1999. — С. 168.
9. Дзялошинский, И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. — М., 1996. — С. 33-35.
НОВИКОВА Ирина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления, политики и права.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2009г.
Ф И. В. Новикова
УДК 303.436.2:*30.8:947.084 О. В. ПЕТРЕНКО
Сибирский филиал Российского института культурологии, г. Омск Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ИНФОРМАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОНДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА)*
Статья посвящена выявлению информационных возможностей фондов РГАЛИ для изучения творческой личности деятеля советской культуры.
Ключевые слова: история культуры, творческая личность, источники, архив.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) является крупнейшим «хранилищем» России, где сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры XIV —XX вв. (всего в 3067 фондах насчитывается свыше 1 млн 400 тыс. единиц хранения)'. Фонды комплектуются по двум направлениям. Первое, институциональное, включает документы органов управления, учреждений и организаций культуры — Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, творческих союзов, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературшлх и художественных журналов. Второе, персональное направление — произведения искусства, рукописи/эскизы, фото-
ірафии, мемориальные предметы, личные документы выдающихся деятелей культуры России и русского зарубежья. Уникальная совокупность документальной базы РГАЛИ отражает как различные аспекты биографии творческой личности, так и «все направления и жанры многосложного культурного процесса в различные периоды истории советской и постсоветской культуры» (1 ]. Официальный сайт архива (создан в 2006 г.) обеспечивает интерактивный доступ к единой базе данных, включая путеводитель по фондам, снабжен электронным каталогом и удобной системой поиска, что облегчает и ускоряет эвристический этап работы [2]. Это открывает огромные исследовательские перспективы для историков, реализующих себя в широком междисциплинарном поле, изучающих в свете культурно-исторического и историко-антропологического подходов «вдохновляемую творчеством человеческую личность»
’Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт № 02.740.11.0350
(И.М. Гревс), социокультурные условия, формы и результаты всех видов ее деятельности в динамике, в историческом, общественном, культурном, интеллектуальном, коммуникативном контекстах2. Актуальность предлагаемой темы усиливается под влиянием «познавательных поворотов» в источниковедении, где все большей популярностью пользуется понима-ние источника как культурно-исторического феномена, реализованного продукта целенаправ-лешюй интеллектуальной деятельности человека, несущего информацию о нем и окружающем его мире - обществе.
В данной статье предлагаем обратиться к выявлению информационных возможностей фондов РГАЛИ для изучения творческой личности деятеля советской культуры, на примере двух советских режис-серов-новаторов: Н.П. Охлопкова3 и В.Ф. Торского4. Выбор персоналий не случаен. И Охлопков, иТорский представители особого типа театральных деятелей: неугомонных, ищущих, экспериментирующих. Личности цельные, харизматические и сложные, их становление проходило под влиянием смены веков, идеологий, «империй» — государств. Они жили и в мире, где происходили глобальные перемены, история приобрела характер всемирной, наступала эра революций и мировых войн. Театральная режиссура творчески постигала новизну взаимоотношений человека и мира, в поисках целостной картины сознательно обращалась к различным видам искусств (первопроходцами и признанными Мастерами были Ф.Ф. Комиссаржевский, К.А. Марджанов,
А.Я.Таиров, В.Э. Мейерхольд и др.). Наши герои понимали, что для достижения наибольшей выразительности театрального произведения, максимального воздействия на зрителя и примирения его с новым миром необходим синтез «всех могущественных средств» сценического искусства (В.Ф. Торский), «единое литье искусств» (Н.П. Охлопков). Эта идея лежала в основе всех новаторских разработок режиссеров. Для нас важно то, что омский зритель стал непосредственным свидетелем и участником двух необычных экспериментов, осуществленных В.Ф. Торским в 1933— 1936-х гг. и Н.П. Охлопковым в 1942 г. Торский создает и стационирует в Омске Западно-Сибирский Синтетический театр (1933), в работе он делает акцент на музыкальном оформлении спектакля и воспитание универсального актера. Охлопков на омской сцене экспериментирует с музыкой и декорациями, оперируя образами-символами, наполняя каждую музыкальную или визуальную деталь спектакля особым художественным смыслом. Несомненно, эти необычные, яркие личности и их творческие поиски, оставившие неповторимый след в отечественной культуре, в культурной истории Омска, заслуживают исследовательского внимания.
Интересующая нас проблема не стала предметом специального изучения. С материалами архива, имеющими отношение к рассматриваемым режиссерам, знакомились: архивисты — составители предисловий и комментариев к архивным делам; отраслевые исследователи (театроведы)—при разработке определенных аспектов исгории театров, творческих биографий театральных деятелей или целых коллективов. Об этом свидетельствуют сопровождающие архивные дела «листы использования документов», а также содержание театроведческих работ. Применительно к нашей теме отметим, например, исследования С.Г. Ландау и С.В. Яневской, однако ни один из этих авторов не обращается к осмыслению информативности и репрезентативности
материалов архива, лишь использует необходимые сведения.
В ходе работы с электронным каталогом сайта РГАЛИ, с путеводителями и описями дел в архиве выявилась следующая особенность. Основные источники, необходимые для исследования творческой личности В.Ф. Торского, собраны в личном фонде режиссера, дополняющие их —в фондах органов управления и учреждений культуры, общественных творческих организаций, с которыми так или иначе он был связан. Личного фонда Н.П. Охлопкова в РГАЛИ нет, все имеющиеся материалы рассредоточены по институциональным фондам, требуют систематических усилий по поиску, извлечению и классификации. В этой связи предлагаем кратко представить результаты первого эвристического этапа по выявлению источников, содержащих информации об Охлопкове, и более подробно охарактеризовать личный фонд Торского.
Анализ описей фондов РГАЛИ показал, что те или иные документальные свидетельства о Н.П. Охлопкове обнаруживаются в девяти институциональных и семи личных фондах. Причем наиболее значимые материалы находим в фондах организаций управления культурой и учреждений, в которых Охлопков творчески, профессионально реализовывался. Это фонды — Комитета по делам искусств при Совете министров СССР (Ф. 962), Московского государс твенного камерного театра (Ф. 2030), Московского академического театра им. В. Маяковского (Ф. 665), Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (Ф. 650. ГИТИС). Характер информации обусловлен особенностью сохранившихся источников. Отметим, например: личные дела режиссера (1930-е — 1960-е гг.); документы о выдвижении на соискание Ленинской и Государственной премий (1951 г.) — характеристики, справки, ходатайства, библиография рецензий и откликов прессы на спектакли, поставленные режиссером, и т.д.; документы о представлении к ученому званию профессора (1962— 1963 гг.) — отзывы, творческая характеристика, автобиография, список статей; стенограммы выступлений на конференциях, встречах с учениками, коллегами и зрителями; рукописи статей и режиссерских сценариев; почетные грамоты; материалы подготовки юбилеев и поздравительные письма и т.д. Важные сведения о творческой — профессиональной деятельности Охлопкова отложились в фонде Всероссийского театрального общества (Ф. 970. ВТО). Это документы творческих лабораторий и семинаров Н.П.Охлопкова (1956 — 1965 гг.), материалы об издании его книги, в авторском варианте носившей название — «Искания» (1952 — 1977 гг.). В личных фондах известных культурных деятелей, друзей и коллег режиссера (М.Б. Храпченко,
А.П. Штейна, Е.Я. Явно, Н.Ф. Погодина, К.А. Тренева и др.) представлены в основном письма и фотографии. Таким образом, даже такой краткий обзор, позволяет сделать вывод о высокой информативности и репрезентативности фондов РГАЛИ для изучения творческой личности известного режиссера, реформатора советского театра Н.П. Охлопкова. Систематическое отслеживание историографии проблемы позволяет сделать вывод, что в большинстве своем эти документы не введены в научный оборот.
Обратимся к характеристике источников — свидетельств РГАЛИ о втором нашем герое — В.Ф.Торском. Как мы уже упоминали большинство материалов сконцентрировано в личном фонде.
Личный фонд В. Ф. Торского (Ф. 2666) разделен на две части, имеет две описи |3|. Материалы, вошедшие в первую опись (крайние даты 1892- 1968 гг.), были переданы в архив Торским и историко-мему-арной комиссией ВТО в 1968 г. Документы систематизированы по восьми разделам. Первый составили творческие материалы - репертуарные списки, эскизы декораций и костюмов, фотографии сцен из спектаклей В.Ф. Торского. Второй — рукоииси: воспоминания об известных мастерах театра, например, Н.Н. Синельникове; о работе в театрах 1910 —20-х гг.;
о работе с В.Н. Аксеновым над музыкально-драматическими композициями и гастрольных поездках с его коллективом в 1950-е — 1960-е гг.). К третьему разделу отнесены письма режиссера (родственникам и знакомым), а к четвертому - письма, адресованные Торскому (в них отражены вопросы профессиональной деятельности — режиссуре, организации театральных трупп для сибирских театров, и т.д.). Ма териалы биографии — свидетельство о рождении, паспорт, соглашение о работе в театрах Москвы и провинции, более подробные афиши за 1907— 1967 гг., — помещены в пятый раздел. Материалы из архива Торского - рецензии, грамоты, автобиографии письменные копии выступлений жены, друзей и коллег, — в шестой. Далее, рецензии на спектакли (1906 — 1967 гг.) и «изо материалы» — фотографии с актерами Красноярского и Омского драматических театров, эскизы декораций и костюмов. Всего 114 дел, из них 56 — письма (каждое письмо помещено в отдельное дело), 6 — визуальный ряд (всего 167 листов).
Вторая опись состоит из девяти разделов. Документы, поступили в архив в 1973 г. и 1978 гт. от В.Ф. Торского, ири содействии членов историкомемуарной комиссии и кассы взаимопомощи театральных деятелей при ВТО (крайние даты 1870 —
1970 гг.). Творческие материалы представлены альбомами фотографий актерских и режиссерских работ Торского за 1902 — 1963 гг. Всего 807 фотографий. В разделе «рукописи» — статьи и дневниковые записи режиссера. Третий раздел составили письма режиссера родным, коллегам, управленцам от культуры. Интересно коллективное письмо В.Ф. Торского,
В.Т. Кибардиной, Е.З. Копеляева и др. — А. А. Жданову (1937 - 1938 гг.). В следующий раздел вошли письма режиссеру. Одни наполнены воспоминаниями о совместной работе (отправители — актеры, режиссеры, драматурги). Другие - просьбами дать консультации и необходимые сведения в связи с работой над книгами по истории театра. Отметим письма известных исследователей провинциалы шх театров — К. Б. Белинского, И.А. Горюшкиной, С.В. Яневской5. Трудовь&списки, справки, удостоверения, членские билеты, мандаты, грамоты, афиши и программы, отчеты и о работе в театрах, ВТО, Дома актера им. Яблочкиной за 1904 — 1976 гг. включены в раздел «материалы биографии». Шестой и седьмой разделы включают отдельные документы, статьи, заметки и стихи, посвященные
В.Ф. Торскому, рисунки, 408 фотографии людей близких Торскому (друзей, родных, коллег). В девятом, дополнительном разделе — материалы творческой биографии жены режиссера (А.Л. Павловой), несколько писем к Л. П. Иораловой (матери Торского). Всего в описи - 270 дел, из них 52 дела - письма, 120 — визуальные источники (807 листов).
В личном фонде В.Ф. Торского, как видно из предложенного обзора, хранятся копии и подлинники фактически всех известных видов источников. Это документы режиссера (паспортные книжки, трудовые списки, личные листы по учету кадров), дело-
производственная документация с мест работы (в частности командировочные удостоверения, справки, выписки, сопроводительные письма), материалы личного происхождения (автобиографии, воспоминания, личная переписка, записные книжки), вырезки газет, визуальный ряд (фотографии, эскизы, афиши, программы, стенгазеты). Дополненные-соотнесенные с материалами из институциональных фондов эти источники раскрывают уникальные информационные «пласты», необходимые для создания целостного представления о творческой личности.
Отметим, что отдельные материалы из личного фонда В.Ф. Торского уже введены в научный оборот исследователями (С.Г. Ландау, С.В. Яневская, О.В. Петренко). Ярким примером работ, в которых впервые обращаются к сохранившимся в РГАЛИ сведениям, являются книги С. В. Яневской об Омском драматическом театре и уникальной странице его истории — 1932— 1937-х гг., когда главным режиссером, художественным руководителем театра был В.Ф. Торский®. Определение количественных и качественных показателей использования интересующих нас документов, затрудняет специфика научного аппарата театроведа, как правило, в тексте отсутствуют ссылки на источник полученной информации. Восстанавливать эти данные приходится по косвенным «следам» — маркерам в повествовании.
Интересно, что к личному фонду Торского в конце 1970-х при подготовке монографии «А. Перегонец: судьба актрисы» обращается автор первой книги но истории Омского театра - С. Г. Ландау7. Исследовательница обращается к «Воспоминаниям В.Ф. Торского» и к архивным делам, в которых отражена деятельность режиссера в Сибири*. Отметим, что театровед делает ссылки на архивные материалы по всем правилам научного исследования.
В 2007 г. в ходе первого этапа исследовательской работы над проблемой «творческая личность режиссера, реформатора сове тского театра», мы обратились к фондам РГАЛИ. Личный фонд Торского позволил извлечь бесценную информацию о режиссере, людях окружавших его, о театре, о повседневности, о жизненных практиках России дореволюционной и советской. Источники личного происхождения потребовали особого внимания: более критичного подхода к получаемым фактам, предварительной эвристической и уточняющей работы с архивными материалами и отраслевыми исследованиями. Учет социокультурного и политического контекста каждого изучаемого периода, знание биографической канвы и особенностей характера Торского, стремление к объективному анализу субъективных авторских характеристик времени и себя, а также корреляция с другими источниками позволили провести исследование начального периода творческого и жизненного пути В.Ф. Торского (1914- 1922 гг.). Мы попытались выявить признаки контекстов (исторического, социокультурного, локального, психологического), в которых формируются личностные и профессиональные качества Торского, его жизненные и творческие позиции -воззрения. Выяснилась огромная роль экстремальных факторов, в частности Первой мировой и Гражданской войн. Результаты проведенного исследования были апробированы на всероссийской научной конференции «Катанаевскиечтения» [4].
Представленная характеристика информационных фондов РГАЛИ для изучения творческой лич-
ности деятеля культуры (на примере Н.П. Охлопкова и В.Ф. Торского —режиссеров, новаторов, реформаторов советского театра), а также положительные результаты уже осуществленных исследований, подтверждают наше заявление об огромных исследовательских перспективах, открывающихся при обращении к уникальному «архиву муз». В нашем случае это фактически неограниченные возможности в изучении истории отечественной культуры в ее персональном измерении. Согласимся с директором архива, профессором, доктором исторических наук Т.М. Горяевой: «документы учреждений, находящиеся в логической взаимосвязи с личными документами, образуют замкнутую информационную среду» (1 )• Это, на наш взгляд позволяет не только вести любой тематический поиск (Т.М. Горяева), но выявлять актуальную и потенциальную информацию о творческой личности деятеля культуры и о социокультурном, политическом, коммуникативном контекстах, в которых он жил и творил. Сравнительное изучение, сопоставление официальных и личных документов позволяет также приблизиться к пониманию насколько индивид в творческой, созидающей деятельности был способен пренебречь полити-ческими, культурными, жизненными — повседневными стереотипами и действовать вопреки им (Ю.Л. Бессмертный).
Примечания
1 РГАЛИ — «Архив муз», «уникальное хранилище отечественной культуры» — основан в 1941 г., частично на базе собрания Государственного литературного музея — Гослитмузея (ГЛМ) — как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 т. переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. — в РГАЛИ. (Подробнее см.: Архив муз: Российский государственный архив литературы и искусства Москва:, 2003. 23 с.; Российский государственный архив литературы и искусства: (сайт). История. иЛЬ: http://rgali.ru/showObject. с!о?оЬ]ес1 = 203550997; «Архив муз». иЯЬ: http://rgali.ru/showObject.do7object = 203550919 (дата обращения 27.01.10).
2 Личность — «человек как субъект отношений (к себе, др. людям, окружающему миру) и сознательной деятельности ... включает в себя этический момент самоопределения ... характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений), раскрывающейся в ее действиях и поступках» (Российский энциклопедический словарь. В 2-х кн. Кн. 1. М., 2000. С. 845.). Дефиницию «творчество» мы понимаем широко как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической и культурной уникальностью.
3 Охлопков Николай Павлович (1900 (Иркутск] — 1967 (Москва)) — известный советский актер, режиссер театра и кино (ученик В.Э. Мейерхольда), автор киносценариев, драматург, новатор в области театральной постановочной и сценографической формы, постановщик оперных спектаклей, театральный публицисг, педагог. Активный общественный деятель: профессор ГИТИСа, член-корреспондент Берлинской академии художеств, член коллегии Министерства культуры. Народный артист СССР (1948). Первые новаторские спектакли поставил
в Иркутске в честь 1 Мая в 1921 г. и 1922 гг. («массовое действо» — «Борьба Труда и Капитала» — на городской площади Иркутска; «Мистерию-Буфф» Вл. Маяков-ского Иркутском драматическом театре). Был художественным руководителем Реалистического театра (1930- 1936-е гг.) и Московского театра драмы им. Вл. Маяковского (1943 — 1967 гг.), параллельно снимался в кино («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 г.», «Александр Невский», «Кутузов», и т.д.). преподавал в ГИТИСе, вел режиссерскую лабораторию в ВТО. Во время Великой Отечественной войны был эва-куирован в Омск вместе с театром им. Вахтангова. (Подробнее см.: Велехова Н.А. Охлопков Н.П. // Театральная энциклопедия / Гл. род П. А. Марков. Т. 4. М., 1965. С. 1152.; Пикулева Г. Краткая летопись жизни и творчества // Н.П. Охлопков: Воспо-минания, статьи. Сб./ Сост. Е.И. Зотова и Т.А. Лукина. Вступ. Ст. И.А. Абалкина. М., 1986.
С. 348-358; и др.)
4Торский Владимир Федорович (1888 [Екатери-нодар) —1978 (Москва|) — русский, советский режиссер, актер, организатор театрального дела в провинции. Настоящая фамилия Иоралов. Заслуженный артист РСФСР (1934). Окончил Лазаревский институт восточных языков (Москва) и юридический факультет МГУ, актерскому мастерству учился у О.В. Гзовской, М.М. Климова, Н.Н. Синельникова. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1908 г. В 1909г. дебютировал в Екатеринодаре в труппе Театра Корша, с 1914 г. работал в театрах Казани, Тифлиса, Краснодара, Ростова-на-Дону. В 1925—1931 гг. — в Красноярске, Новосибирске, Томске, Иркутске. В 1931-1937 гг. — главный режиссер и художественный руководитель 2-го Западно-Сибирского театра в Омске (с 1934 по 1936 гг. — Синтетический театр, позже Омский драматический театр). В 1937 г. покидает Омск, в последующие годы работает в Ленинградском Большом драматическом театре, Ростовском драматическом театре им. М. Горького, в театре им. Моссовета. В годы Великой Отечественной войны был режиссером в театре драмы им. Орджоникидзе в Ленинске (Кузбасс), во фронтовом филиале Малого театра (был руководителем одной из фронтовых бригад). В 1945 —
1948 гг. — художественный руководитель и режиссер Калужского театра. В 1948— 1951 гг. в драматическом театре Кишенева (Молдовская ССР), Русском драматическом театре в Даугавпилсе (Латвия). С1952 - актер и режиссер Московской филармонии. В 1954 г. играл литературно-музыкальные композиции в ансамбле В. И. Аксенова. Последние годы работал в ис-торико-мемуарной комиссии ВТО, был председателем общественного комитета Московского Дома ветеранов сцены.
5 Консультации В.Ф. Торского понадобились исследователям при написании следующих работ: Бедлинский К.Б. Калужский театр: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. — Тула, 1971; Он же. Калужский театр. — Тула, 1977. — 206 с.; Горюшкина И.А. Из истории театральной жизни Западной Сибири (1933-1937 гг.) // Бахрушинские чтения. — 1978. — С. 49-53; Яневская С.В. Омский драматический. — Омск, 1975. — 147 с.; Она же. Омский драматический. — Омск, 1983. — 192 с.
* Яневская С.В. Омский драматический. — Омск, 1975. — 147 с.; Она же. Омский драматический. -Омск, 1983. - 192 с.; Она же. Омский академический от истоков. — Омск, 2004. — 320 с.
7 Ландау С.Г. Из истории драматического театра в Омске (1765— 1946). — Омск, 1950. — 156 с.; Она же.
Александра Перегонец: Судьба актрисы. — М., 1990. - 282 с.
“Талантливая провинциальная актриса Александра Перегонец некоторое время работала под руководством В.Ф. Торского («Сибирский Корш», 1926-1928 гг.).
Библиографический список
1. Горяева, Т М. Образ или модель культуры: научная основа формирования источниковой базы // Виртуальный журнал «Встречи с прошлым»: Статьи. Публикации. Выступления. — 1Ж1_: http://rgah.ru/showObject.do7object “203550957 (дата обращения 27.01.10).
2. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ): (сайт). — Ши.: http://rgali.ru/.
3. РГАЛИ Ф. 2666. Оп. 1. 114 д., 2.266 д.
4. Петренко (Гурова), О. В. «Человек и война»: по материалам личного фонда советского театрального режиссера
В. Ф. Торского / О. В. Петренко (Гурова) // Катанаевские чтения: мат. 7-й Всерос. научн.-практ. конф. Омск. 16-17 мая 2007. — Омск. 2008. - С. 150- 155.
ПЕТРЕНКО Ольга Владимировна, магистр истории, научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии (СФ РИК), г. Омск; соискатель кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Адрес для переписки: e-mail: olgap26g [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
© О. В. Петренко
удк 9зо.1:911.2 И. Е. ПЕСТРИКОВА
Омский государственный технический университет
РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ___________________________________________
В статье осуществлена попытка определения основополагающей роли природно-климатического фактора в формировании менталитета, выявлены особенности менталитета коренных малочисленных народов северных территорий Западной Сибири. Ключевые слова: менталитет, национальный характер, адаптация, географические условия.
В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования и особенностям развития нациофлыюго менталитета. Ментальная составляющая развития общества для отечественной истории является, по нашему мнению, важнейшей.
Северные территории Западной Сибири играют основополагающую роль в экономике Российской Федерации. Активное развитие топливно-энергетического комплекса страны требует от Севера разведки и эксплуатации новых нефтегазовых месторождений. В свете конкуренции интересов коренных народов и крупного бизнеса в сфере землепользования особую актуальность приобретает изучение истории формирования менталитета и адаптационных стратегий коренных малочисленных народов северных территорий Сибири к суровым природно-климатическим условиям, что напрямую связано с будущностью их жизнедеятельности. Необходимо актуализировать проблематику, ориентированную на изучение человека и его менталитета, поскольку
не только экономика или деятельность политиков, но и повседневная жизнь людей, их представления и ценности во многом определяют те события, которые происходят сегодня в этом регионе и будут происходить в дальнейшем. Северные территории Западной Сибири — это зона проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей. Именно здесь тысячелетиями зарождалась их самобытная культура и образ жизни, включающий традиционные методы промысла и способы пользования природными ресурсами (большей частью животного мира), что обеспечивало условия для сохранения и поддержания их будущей жизнедеятельности. Собран богатейший материал по истории, этнографии, фольклористике коренных малочисленных народов, но он не формализован в классических обществоведческих дисциплинах.
Актуальность исследования национального менталитета, а именно менталитета коренного населения северных территорий Западной Сибири, определя-