Научная статья на тему 'ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
448
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАСИЛИЕ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Т.С., Берлянд Ю.Б., Снидко А.А.

Потребность в эффективном механизме обеспечения личной безопасности детей актуальна всвязи с ростом угроз их безопасной жизнедеятельности, ростом числа преступных деяний противполовой неприкосновенности, в том числе совершенных посредством сети Интернет, массовыминарушениями прав несовершеннолетних, касающихся преступного поведения в отношении ребенка.Актуализировались проблемы защиты несовершеннолетних от посягательств на их свободу, половуюнеприкосновенность, психическое и физическое здоровье, в том числе в социальном сегменте сетиИнтернет. Актуализировалась проблема пересмотра профилактической работы по обеспечению личнойбезопасности несовершеннолетних, формирования навыков безопасного поведения у детей младшегошкольного возраста в различных сферах воспитательной деятельности. Новизна нашего подхода ванализе научного дискурса проблем личной безопасности детей, случаев преступлений против половойнеприкосновенности несовершеннолетних, в предложенных рекомендациях как выстраивать процессформирования безопасного поведения детей младшего школьного возраста как сферы воспитательнойдеятельности, как возможности защиты от посягательств на жизнь, здоровье (физическое ипсихическое), свободу и половую неприкосновенность детей, как воспитательный феномен,обеспечивающий формирование у детей знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.Основным направлением формирования личной безопасности детей младшего школьного возраставыступает обучение и воспитание во взаимодействии со всеми субъектами образовательнойдеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борисова Т.С., Берлянд Ю.Б., Снидко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SAFETY OF YOUNG SCHOOL CHILDREN AS A SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The need for an effective mechanism to ensure the personal safety of children is relevant due to thegrowing threats to their safe life, the increase in the number of criminal acts against sexual integrity, includingthose committed via the Internet, massive violations of the rights of minors concerning criminal behavior againsta child. The problems of protecting minors from attacks on their freedom, sexual integrity, mental and physicalhealth, including in the social segment of the Internet, have been actualized. The problem of revising preventivework to ensure the personal safety of minors, the formation of safe behavior skills in children of primary schoolage in various fields of educational activity was actualized. The novelty of our approach is in the analysis of thescientific discourse on the problems of personal safety of children, cases of crimes against the sexual integrityof minors, in the proposed recommendations on how to build the process of forming safe behavior of primaryschool children as a sphere of educational activity, as an opportunity to protect against attacks on the life, health(physical and mental), freedom and sexual integrity of children, as an educational phenomenon that ensures theformation of knowledge, skills and skills of safe life in children. The main direction of the formation of the personalsafety of children of primary school age is education and upbringing in interaction with all subjects of educationalactivity.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Личная безопасность детей младшего школьного возраста как сфера воспитательной

деятельности

Татьяна Сергеевна Борисова

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Москва, Россия borisova@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Юлия Борисовна Берлянд

старший научный сотрудник

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Москва, Россия berlyand@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Александра Алексеевна Снидко

заместитель директора

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Москва, Россия snidko@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 05.10.2021 Принята 11.11.2021 Опубликована 15.12.2021

< 10.2572Ш5469-3258-7409-у

Аннотация

Потребность в эффективном механизме обеспечения личной безопасности детей актуальна в связи с ростом угроз их безопасной жизнедеятельности, ростом числа преступных деяний против половой неприкосновенности, в том числе совершенных посредством сети Интернет, массовыми нарушениями прав несовершеннолетних, касающихся преступного поведения в отношении ребенка. Актуализировались проблемы защиты несовершеннолетних от посягательств на их свободу, половую неприкосновенность, психическое и физическое здоровье, в том числе в социальном сегменте сети Интернет. Актуализировалась проблема пересмотра профилактической работы по обеспечению личной безопасности несовершеннолетних, формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в различных сферах воспитательной деятельности. Новизна нашего подхода в анализе научного дискурса проблем личной безопасности детей, случаев преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в предложенных рекомендациях как выстраивать процесс формирования безопасного поведения детей младшего школьного возраста как сферы воспитательной деятельности, как возможности защиты от посягательств на жизнь, здоровье (физическое и психическое), свободу и половую неприкосновенность детей, как воспитательный феномен, обеспечивающий формирование у детей знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. Основным направлением формирования личной безопасности детей младшего школьного возраста

выступает обучение и воспитание во взаимодействии со всеми субъектами образовательной деятельности.

Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, насилие, личная безопасность, воспитательная деятельность, педагоги, родители.

Введение

Проблемы личной безопасности детей с каждым годом приобретают все большую актуальность, что иллюстрируется нарастающим количеством преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. «За последние пять лет отмечается рост зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних - если в 2015 году было возбуждено 18370 уголовных дел, то в 2020 году - уже 22 004» (Электронный ресурс, 2021)«В 2020 году было совершенно 15 тыс. 822 преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, что на 7,2% больше, чем в 2019 году, на 79% больше, чем в 2012 году. Из 15 тыс. 822 преступлений 47% (7 тыс. 439) преступлений совершены в отношении лиц, не достигших 14-летнего возраста. При этом 21,5% (3 тыс. 30) преступлений были совершены членом семьи, из которых 31% - непосредственно родителем (937 преступлений)» (Электронный ресурс, 2021).

Летом и осенью 2021 года российские СМИ сообщили сразу о нескольких резонансных преступлениях против детей. В Кемеровской области найдены мертвыми две 10-летние девочки (Электронный ресурс, 2021). Девятилетняя девочка, пропавшая 18 июня в Орловской области, спустя почти 3 месяца была найдена мертвой (Электронный ресурс, 2021). В Ленинградской области полицейским удалось спасти 10-летнюю девочку, которую заманил к себе домой педофил-познакомившийся с ней в социальной сети (Электронный ресурс, 2021). В Тюмени изнасилована и убита 8-летняя девочка (Электронный ресурс, 2021). В Вологде пропавшая 9-летняя девочка найдена мертвой. Следственным комитетом возбуждено дело об убийстве- В последнем случае убийцей ребенка оказалась женщина, пригласившая школьницу к себе в квартиру (Электронный ресурс, 2021).

Во всех пяти случаях жертвами преступников стали дети младшего школьного возраста (8-10 лет). В четырех случаях из пяти преступления совершены мужчинами, в одном - психически больной женщиной. Объединяет все эти случаи одно обстоятельство - все шестеро детей пришли к своим мучителям добровольно, получив приглашение в гости, согласившись принять подарки и угощения.

Сотрудники центра «Стоп-Угроза» отмечают, 19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в чёрной одежде, жутковатый, «странно смотрит», идёт с большой сумкой, хитро неестественно улыбается, заманивает конфетой, неопрятный мужчина лет 30-35, похожий на бомжа или на уголовника), что 19 из 20 детей пойдут с любым человеком, который назовёт их по имени, куда тот укажет, 19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать «Помогите! Я не знаю этого человека!», если кто-то возьмёт их за руку и куда-то поведёт (Шарова, 2015). Дети наивны и не понимают, что «опасный человек» - это не всегда человек, которого они не знают.

Проведённые исследования доказывают, что весьма распространенное заблуждение - считать, что сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях, где дети меньше социально защищены и чаще являются жертвами всяких злоупотреблений, сексуальные посягательства на детей происходят во всех слоях общества, с любым уровнем образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах. Проведенный Следственным комитетом анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, показывает, что большинство из них совершается, когда дети остаются без контроля родителей или попечителей (Измайлова, 2012).

Противодействие сексуальной эксплуатации и сексуальным злоупотреблениям несовершеннолетних, превратившееся в серьёзную проблему, должно решаться согласованными и

скоординированными усилиями всех социальных институтов, обеспечивающих безопасное детство. Актуализировалась проблема необходимости пересмотра профилактической работы по предотвращению подобных преступлений и необходимость устранения существующих противоречий между:

- потребностью общества в обеспечение личной безопасности детей и отсутствием единого подхода к решению данной проблемы;

- потребностью взаимодействия социальных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования навыков безопасного поведения у школьников и отсутствием разработанных направлений и путей реализации такого взаимодействия;

- необходимостью получения детьми целостного представления о правилах безопасного поведения и недостаточной разработанностью данного материала в программах начальной школы, недостаточной осведомлённостью родителей и педагогов о технологиях работы по формированию личностной безопасности (в данном случае речь идёт об интимной безопасности детей младшего школьного возраста).

- объективной потребностью младшего школьника в навыках безопасности как инструменте самосохранения и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации процесса формирования этих навыков в общеобразовательных учреждениях, особенно во время внеурочной работы.

В рамках настоящей статьи нам представляется целесообразным проанализировать проблематику личной (физической и психической) неприкосновенности и безопасности детей младшего школьного возраста, предложить рекомендации как выстраивать процесс формирования безопасного поведения детей младшего школьного возраста как сферы воспитательной деятельности, как возможности защиты от посягательств на жизнь, здоровье (физическое и психическое), свободу и половую неприкосновенность детей, как воспитательный феномен, обеспечивающий формирование у детей знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. Основным направлением формирования личной безопасности детей младшего школьного возраста выступает обучение и воспитание во взаимодействии со всеми субъектами образовательной деятельности.

Материалы и методы исследования

Вопросы предупреждения преступлений против несовершеннолетних представляют собой многоаспектную и разноуровневую деятельность различных государственных органов и всех субъектов образовательной деятельности, направленной на воспрепятствование совершению преступлений и обеспечение личной безопасности детей. Современный научный дискурс, посвященный проблемам личной безопасности, предлагает множество самых разнообразных определений этого феномена. Однако, учёные сходятся во мнении, что понятие личной безопасности представляет собой комплексное явление, включающее в себя философское, правовое, политическое, экономическое, медицинское понимание. В этом случае следует отметить, что правовая категория «личная безопасность» включает в себя следующие составные элементы: 1) защищенность прав и свобод личности; 2) обеспечение необходимого качества и уровня жизни конкретной личности; 3) создание условий для развития человека как личности в обществе и государстве. Личная безопасность тесно связана с безопасностью всего социума (общества), поскольку предполагает наличие ответственности государства и человека в сфере обеспечения безопасных условий жизнедеятельности во всех социальных сферах (Гук, 2016).

Право личной неприкосновенности это гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) физическую неприкосновенность (жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу); 2) нравственную неприкосновенность (честь, достоинство, нравственную свободу); 3) психическую неприкосновенность (нормальное течение психических процессов); 4) личную безопасность (индивидуальная свобода, выражающаяся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной) (Смоленский, 2010).

Понятие «личная безопасность» обладает признаками законности, обеспеченности государственного принуждения, взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению личной безопасности (Гук, 2016). В конституционно-правовом понимании личная неприкосновенность предполагает наличие у человека, прежде всего, права на физическую неприкосновенность (в которую входят оказание физического воздействия на личность в виде пыток, насилия, посягательство на сексуальную неприкосновенность ребенка и т.п.), но в тоже время личная безопасность включает в себя и психическую неприкосновенность ребенка.

Психическая и физическая неприкосновенность тесно взаимосвязаны. Психическое насилие практически всегда негативным образом сказывается на здоровье и общем самочувствии ребенка. В свою очередь, причинение физического вреда ребенку способно вызвать устойчивую глубинную психологическую травму, которая рано или поздно напомнит о себе какими-либо проблемами. Психическая неприкосновенность предполагает недопустимость воздействия на ребенка посредством вербальных и невербальных способов принуждения, применения суггестивных методов, использования препаратов, воздействующих на нейромозговую активность ребенка, сопряженных с потерей контроля действия, угроз, запугивания и иных средств, и методов, наносящих психологическую травму. (Воронцова, 2017) А.Ф. Галузин, А.А. Фомин справедливо отмечают, что юридическое обеспечение безопасности человека имеет особое значение, так как личная безопасность находится в зависимости не только от волеизъявления самого человека, но и от эффективности правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства (Галузин, 2008; Фомин, 2005).

Таким образом, понятие «личная безопасность» отражает непосредственную взаимосвязь личности и общества, ее сущность, содержание, характер и рассматривается в широком смысле - как разновидность общесоциальной безопасности, и в узком смысле - как защита жизни, здоровья и свободы человека от каких-либо посягательств и источников повышенной опасности (Гук, 2016) Личная безопасность детей может восприниматься как экологическая безопасность (состояние защищенности от вредоносного воздействия таких опасных для жизни и здоровья источников опасности, как радиация, различного рода излучения, шумы, вибрация, ядовитые вещества и т.п.), медицинская безопасность (угрозы личной безопасности в медицинской сфере могут выражаться, например в некомпетентном и незаконном помещении в психиатрические больницы для принудительного лечения, в опасных для жизни и здоровья вирусных заражениях, разглашении врачебной тайны и т.д.), юридическая безопасность (посягательства на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность ребенка со стороны сотрудников правоохранительных органов и их должностных лиц, неэффективность правовой защиты прав и свобод, образующих ценностное содержание личной безопасности несовершеннолетних), и даже безопасность интимного пространства ребенка, связанная с вмешательством в его частную жизнь (Смоленский, 2010).

При этом к личной неприкосновенности следует относить лишь те объекты, которые непосредственно связаны с самой личностью, а не с условиями ее существования. С этой точки зрения, по справедливому мнению А.А. Опалевой, «объектами личной неприкосновенности являются физическое состояние человека, к которому относятся жизнь, здоровье, телесная целостность (физическая неприкосновенность); возможность располагать собой и по своему усмотрению определять место пребывания и род занятий (неприкосновенность индивидуальной свободы, или волевая неприкосновенность); психика, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания и другие духовные ценности (духовная неприкосновенность)» (Опалева, 2008).

В педагогике проблема отношения к опасностям исследуется в контексте воспитания личности безопасного типа. Например, в концепции Н.А. Лызь (Лызь, 2006) акцент делается на формировании готовности личности к обеспечению безопасности, способности поддерживать свою системную устойчивость за счёт преобразования внешних опасностей в фактор собственного развития, что невозможно сделать без адекватного отношения к угрозам. В основе теоретического конструкта В.Н. Мошкина (Мошкин, 2002) лежит идея формирования культуры безопасности, под которой он понимает интеграцию ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. Автором подчёркивается, что воспитание культуры безопасности осуществляется через

формирование опыта безопасного поведения личности, а также через актуализацию её психологических ресурсов, воспитание соответствующих ценностных ориентаций, взглядов и убеждений человека.

Сегодня уже является общеизвестным и общепринятым мнение многих ученых о том, что подход к обеспечению безопасности человека и всего человечества, основанный на концепции «реагировать и выправлять», вынужден уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». Поэтому, сущностной характеристикой личности безопасного типа должна стать готовность к предупреждению опасных ситуаций (определение Мошкина В. Н.).

Период младшего школьного возраста - один из главных этапов формирования навыков безопасности. Этот возраст для воспитания личности, устойчивой к факторам опасности и готовой к предупреждению опасных ситуаций, выбран не случайно. Во-первых, младший школьный возраст - это период наибольшей восприимчивости ребенка к усвоению знаний и формированию социальных навыков, в том числе навыков личной безопасности. Однако у 7-10-летних детей еще недостаточно знаний и жизненного опыта для анализа ситуации, оценки ее как угрожающей или безопасной и принятия решения о способе действий. При этом после прохождения специального обучения дети младшего школьного возраста вполне способны усвоить алгоритмы безопасного поведения: выбрать безопасный маршрут, оценить поведение «чужого», противостоять уловкам злоумышленника, попросить о помощи или найти укрытие. Во-вторых, именно с началом школьного обучения родители начинают предоставлять детям право гулять без присмотра, добираться в школу и домой без сопровождения взрослых, самостоятельно совершать покупки в магазине и т.д., то есть вступать в социальные контакты, находиться в общественных местах автономно. В-третьих, приведенные нами статистические данные говорят о том, что дети младшего школьного возраста чаще других становятся жертвами злоумышленников.

В большинстве случаев причиной несчастных случаев, повлекших травматизацию или гибель детей является их слабая подготовка в вопросах безопасного поведения и отсутствие практической отработки навыков. В силу возрастания объема опасностей (рост агрессии в мире, появление новых видов и приемов посягательств на детей) нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению личной безопасности, с предоставлением любому ребенку знаний об особенностях основных видов опасных ситуаций и умений организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Безопасное поведение в этой связи может пониматься как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность устанавливать диапазон возможностей выбора безопасного реагирования на ту или иную экстремальную ситуацию.

В современных исследованиях проблемы формирования безопасного поведения в младшем школьном возрасте выделяют следующие аспекты: общая теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.); формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска); психологическая подготовка к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.); развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности). В исследованиях Н.Ю. Марчук отмечается, что психологическая модель безопасного поведения включает в себя: идентификацию опасности; принятие когнитивной ориентации; реактивность в определенной ситуации. И основана на таких психологических механизмах, как восприятие, рефлексия, систематизация знаний об объекте, осознание возможных последствий опасного явления и возможностей предупреждения опасности, волевая мобилизация и автоматизация реакции в опасной ситуации (Марчук, 2014).

Исследователями проблем формирования безопасного поведения в младшем школьном возрасте отмечается, что в чрезвычайных ситуациях реакция ребенка на происходящее может быть различной. Чаще всего возникает следующий диапазон негативных реакций: ступор, когда ребенок оказывается не в состоянии реагировать на опасность в чрезвычайной ситуации; неадекватные и неэффективные действия, несоответствующие характеру опасности (Михайлов, 2012) Эту мысль

подчёркивает и В.А. Петровский, который выделил и охарактеризовал две тенденции поведения человека при встрече с опасностями: стремление избегать опасности и движение навстречу опасностям (Петровский, 1996). Поведение личности в опасной ситуации зависит от ряда факторов: психофизиологических свойств и общего состояния организма (А.Э. Березовский, А.И. Захаров, Г. Селье), врожденных форм поведения - безусловных рефлексов (3. Фрейд), направленности личности, ее ценностных ориентаций, стремлений, потребностей (И.Д. Бех, Т.А. Пироженко), уровня владения правилами безопасного поведения и опыта решения опасных ситуаций личностью» (Храмцова, 2016). Таким образом, мы видим, что навыки безопасного поведения не заложены в детскую психику природой, их необходимо воспитывать.

Именно владение правилами безопасного поведения, ценностное отношение к своей жизни и здоровью, в совокупности с опытом решения опасных ситуаций дают возможность сформировать навыки безопасного поведения, которые личность будет применять в случае необходимости в ситуации реальной опасности (Ханова, 2020). Формирование безопасного поведения у младших школьников с одной стороны подчинено общим закономерностям, а с другой стороны, строится с учетом возрастных психологических особенностей, уровня психофизиологического развития и имеющихся жизненных представлений, поддержания мотивации к безопасному поведению (Козырская, 2019).

Процесс формирования безопасного поведения целесообразно выстраивать, опираясь на особенности ведущей деятельности младшего школьного возраста, где наибольшую значимость и ценность для ребенка представляет процессуальная сторона деятельности - изучать, - а не результативная - знать и уметь. Таким образом, акцент с последствий чрезвычайных ситуаций и опасностей смещается на процесс усвоения навыков безопасного поведения, при условии увлекательной формы подачи, соответствующей возрастным особенностям детской психики, при этом, активно развивающееся логическое мышление позволяет анализировать суть опасностей, как источников чрезвычайных ситуаций и, в определенной степени, оценить их последствия. Такой подход позволяет избежать излишних страхов, усиления тревожности, невротизации личности.

Наиболее результативно практическое закрепление правил безопасного поведения, поскольку чаще всего дети испытывают затруднения при практическом применении правил в чрезвычайных ситуациях, характеризующихся нестандартностью (Козырская, 2019). Практическая отработка навыков с педагогами и родителями дает возможность применять полученные навыки не только в учебной ситуации, но и в реальной жизни. Рассматривая воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, различные ведомства выпускают материалы, рекомендованные для изучения детьми с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций (МЧС, Минздрав, Министерство просвещения) и предлагаются авторские программы педагогами и методистами. В образовательных организациях предусмотрено изучение предмета ОБЖ и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), преподаваемой в ВУЗах и организациях СПО. К настоящему моменту наработана нормативно-правовая, научная, кадровая, учебно-методическая и учебно-материальная база преподавания ОБЖ и БЖД. Проблемы безопасности становился предметом более тридцати диссертационных исследований. Изданы учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД (авторы и/или научные редакторы: С.В. Абрамова, В.П. Соломин, Б.О. Хренников, В.Н. Латчук, С.Н. Вангородский, А.Т. Смирнов и др.), учебные и учебно-методические пособия по методике обучения безопасности жизнедеятельности (авторы: С.В. Абрамова, Р.С. Оганов, Н.Ф. Виноградова, А.А. Михайлов и др.) (Костенок, 2018). Однако, специалисты в области педагогики и психологии отмечают крайне низкую степень осознанности детьми знаний, полученных в процессе изучения школьных предметов окружающий мир и безопасность жизнедеятельности (Савельев, 2017).

Детям, родителям предлагается огромное количество памяток на тему как вести себя в той или иной ситуации. Практически все технологии направлены на знакомство ребёнка с опасностью и ликвидацию её последствий. Дети получают знания о той или иной ситуации, о том чем она грозит, и что следует делать после того как она произошла. О том, как распознать приближающуюся опасность, как её предотвратить, что делать непосредственно в момент опасности сведения незначительные. Знания дети не умеют применять на практике. Невозможно считать человека защищенным, работая только над

запоминанием огромного числа инструкций по безопасности на все случаи жизни. В таком случае на приобретение навыков личной безопасности не хватить и нескольких жизней. И тем более, человек может оказаться в неожиданной или непредвиденной ситуации, на которую нет инструкции по личной безопасности или просто человек не успел ее изучить. Необходимы эффективные обучающие методы, способные дать реальные знания и навыки личной безопасности человека, которые будут работать при любых условиях и в любых экстремальных ситуациях. Формирование навыков личной безопасности включает приобретение системы знаний, социальных навыков воспитание системы личностных установок. Очень важно обучать детей умению оценивать и прогнозировать риски, формировать способности выявлять и избегать опасные ситуации, предупреждать их возникновение своими активными действиями (Сидорина, 2013). Наиболее результативно практическое закрепление правил безопасного поведения, поскольку чаще всего дети испытывают затруднения при практическом применении правил в чрезвычайных ситуациях, характеризующихся нестандартностью. Ребёнок младшего школьного возраста очень сензитивен к принятию различных правил и норм. Поэтому эффективно ознакомление с правилами поведения и их закрепление на практике. Сложности могут возникнуть при необходимости реализовать эти правила на практике, особенно в нетипичных, сложных, критических ситуациях. Поэтому мы предлагаем отрабатывать навыки в игровой деятельности, прорабатывать свои знания и умения с помощью сказочных персонажей, вымышленных героев, т.к. детям младшего школьного возраста гораздо легче представить в сложной ситуации персонажа сказки, чем себя.

Процесс выстраивания личной безопасности детей носит комплексный характер и включает защиту со стороны государственных структур на уровне законодательства, защиту со стороны родителей, посредством реализации различных систем родительского контроля и формирования практических навыков, защиту со стороны всех субъектов образовательной деятельности посредством системы воспитательной деятельности, защиту со стороны самих детей, через развитие взрослыми у детей мотивации к обеспечению личной безопасности. По нашему мнению, личная безопасность детей младшего школьного возраста - это сфера воспитательной деятельности, возможность защиты от посягательств на жизнь, здоровье (физическое и психическое), свободу и половую неприкосновенность детей, это воспитательный феномен, обеспечивающий формирование у детей знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. В качестве основного направления формирования личной безопасности детей младшего школьного возраста рассматриваются обучение и воспитание во взаимодействии со всеми субъектами образовательной деятельности.

Личная безопасность реализуется через физическую, психологическую, интеллектуальную готовность человека к любой опасности, волю к жизни и способность действовать (Махов, 2013). Необходим поиск оптимальных путей целенаправленной воспитательной работы именно образовательного учреждения по формированию личной безопасности детей младшего школьного возраста, несмотря на ключевую роль семьи в обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка (Давлетшина, 2021).

Следовательно, обучение и воспитание во взаимодействии с образовательной средой, рассматриваются в качестве основного направления формирования безопасного поведения, поскольку обеспечивают условия приобщения ребенка к ценностям безопасного образа жизни, в связи с чем, система образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов (Раджабов, 2018). В качестве методологической базы построения современных педагогических концепций безопасности целесообразно применять не парадигму защищенности, а парадигму развития, определяющую ведущим фактором обеспечения безопасности развитие внутренних сил человека.

В статье мы предлагаем технологии, направленные на обеспечение прежде всего - физической и психической безопасности детей младшего школьного возраста.

Результаты и обсуждение

Огромный потенциал в формировании безопасного поведения представляет внеурочная деятельность учащихся младшего школьного возраста, которая, согласно Стандарта, организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Отдельным аспектам данной проблемы посвящены исследования Елютина Ю.В., Катуновой М.Р., Купецковой В.Ф. и др., однако отметим, что данная работа требует системной организации и определённой направленности - не возможно только на информационно-просветительском уровне или в системе игровых имитаций и искусственных тренингов научить ребенка безопасному поведению. Безопасное поведение ребёнка может формироваться, прежде всего, в условиях реальной жизни, разнообразной активной деятельности: в трудовой и волонтёрской деятельности, в походах, в любой шефской и помогающей деятельности, в заботе старших о младших и в другой подобной направленности деятельности. Эффективным является формирование коммуникативной культуры личности, предполагающей развитие умений высказывать свои мысли адекватно ситуации, принимать и понимать высказанное собеседником сообщение, умение устанавливать контакты и взаимопонимание в процессе общения. (Кузьмина, 2018).

Как показывает опыт работы, на просветительском уровне технология воспитания навыков личной безопасности у детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации, предусматривает три взаимосвязанных направлений работы:

- подготовка педагогов, педагогов-психологов, педагогов начальных классов, классных руководителей, социальных педагогов к проведению занятий с родителями (законными представителями) обучающихся и с учащимися начальной школы;

- работа с родителями (законными представителями) обучающихся с целью ознакомления их с воспитательными технологиями, обеспечивающими личную безопасность детей;

- работа с обучающимися с целью формирования у детей навыков безопасного поведения.

Все направления должны быть взаимосвязаны, объединены единым подходом, единой линией

действий семьи и школы. Наиболее стратегически правильным нам представляется подход к выработке навыков персональной безопасности Кий Н.М. (Электронный ресурс, 2021). Суть подхода «Воспитание уверенного, но осторожного ребенка»: «... в целом мир дружелюбный, но в нём есть отдельные опасности и, если ты будешь соблюдать правила, то опасности можно избежать» (Электронный ресурс, 2021). Мы несколько расширим рамки данного подхода и сформулируем основные положения его реализации по воспитанию у учащихся начальных классов навыков безопасного поведения.

I. Подготовка педагогов, педагогов-психологов, педагогов начальных классов, классных руководителей, социальных педагогов к работе с родителями и детьми. Важно знать:

- особенности детей младшего школьного возраста;

- способы, используемые преступниками для установления контакта с потенциальной жертвой;

- психологическую характеристику типов преступников, совершающих противозаконные действия в отношении детей;

- список навыков, формирование которых будет обеспечивать безопасное поведение ребенка на улице, дома, в общественных местах и т.д.;

- игры, сюжеты для театрализованных постановок, упражнения для отработки навыков безопасного поведения и формирования качеств, снижающих виктимность ребенка;

Данное обучение может проводиться в форме семинаров (вебинаров), тренингов, распространения научных и научно-популярных материалов, методических рекомендаций.

II. Работа с родителями.

1. Обучение родителей (законных представителей) учащихся навыкам психологически и педагогически грамотного общения с детьми. Что мы вкладываем в это понятие:

- ежедневное общение с каждым ребенком в семье по отдельности не менее 15 минут,

- обсуждение всех вопросов и проблем, с которыми обратился ребенок,

- совместное проведение досуга (прогулки, игры, просмотр мультфильмов, чтение книг),

- выполнение данных ребенку обещаний либо объяснение причин, по которым выполнение обещания откладывается или невозможно,

- поощрение одобряемых поступков и наказание неодобряемых,

- формирование навыка сообщать родителям и другим членам семьи о своих передвижениях вне дома,

- правильное реагирование на проявление детской агрессии,

- освоение навыков преодоления стресса для профилактики родительского выгорания и вымещения негативных эмоций на детях либо в присутствии детей неконструктивным способом;

2. информирование родителей, что пойти с чужим, что-то принять в подарок от постороннего, прежде всего соглашаются дети, которым не хватает общения со взрослыми, разговоров, совместного времяпрепровождения, ласковых слов. В прессе перечислены способы установления контактов преступников с жертвами: «угостил», «обещал купить», «пригласил в гости», «накормил», «позвала смотреть мультфильмы».

3. Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с особенностями детских, подростковых, молодежных субкультур (музыка, литература, фильмы, игры, увлечения, социальные сети). Данная информация необходима родителям для выстраивания эффективного, информационно наполненного общения с детьми, установления полноценного контакта, возможности обсуждения социальной жизни детей.

4. Информирование родителей (законных представителей) учащихся об особенностях полового воспитания школьников младших классов, т.к. эротизация детей (стимулирование детской сексуальности в ущерб другим задачам воспитания) так же опасна, как и сексуальная нетерпимость (подавление сексуальных интересов детей) (Измайлова, 2012)

5. Оказание родителям (законным представителям) учащихся помощи в правильном выстраивании психологических границ детей как системы правил, регулирующих отношения человека с окружающими, включая умение говорить «нет», давать отпор лицам, посягающим не неприкосновенность ребенка. Воспитать личность, способную предвидеть опасность и выйти из угрожающей ситуации невозможно, если психологические границы не простроены в соответствии с возрастом ребенка.

6. Предоставление родителям (законным представителям) учащихся полной и исчерпывающей информации о навыках безопасного поведения детей, обучение отработке указанных навыков в семье, например:

- различение «чужих» и «своих», составление списка лиц, с которыми разрешено общаться ребенку (приглашать домой, ходить в гости, принимать подарки и угощения),

- заучивание идентифицирующей информации (Ф.И.О., телефоны родителей и лиц, к которым можно обращаться за помощью, домашний адрес),

- преодоление уловок и попыток заманивания посторонними лицами, заучивания готовых ответов («Спасибо, я не хочу», «Я тебя не знаю! Помогите!», «Я не разговариваю с чужими!», «Я спешу к маме!», «Сейчас подойдет папа, я у него спрошу» и т.д.),

- сообщение родителям о странных или необычных событиях (взрослый предлагает странные игры, показывает странные фото или картинки, предлагает сделать что-то «по секрету от родителей» и т.д.),

- порядок обращения за помощью в случае опасности (к кому можно, а к кому нельзя обращаться, куда можно идти с «помогающим» взрослым и т.д.),

- определение опасных и безопасных мест,

- следование в школу и из школы безопасным маршрутом,

- алгоритм действий в случаях, если ребенок заблудился, потерялся, отстал от родителей или класса.

Обучение родителей может проводиться педагогом-психологом, классным руководителем, социальным педагогом в форме родительских собраний, семинаров (вебинаров), тренингов, совместных детско-родительских занятий, индивидуальных консультаций, а также путем распространения рекомендаций, памяток, буклетов и т.д.

III. Обучение учащихся навыкам безопасного поведения в форме игр, упражнений, квестов, просмотра и обсуждения мультфильмов, кинофильмов, спектаклей, литературных произведений, постановки сценок, рассматривания и обсуждения сюжетных картинок, проигрывания на куклах и т.д.

Работа на просветительском уровне очень важна, но необходимо помнить о закреплении знаний на практике, используя возможности воспитательного пространства. Внеурочная деятельность позволяет сформировать у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха, снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в школьном социуме способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных, в т.ч. опасных, ситуациях. Для формирования навыков безопасного поведения педагоги используют следующие методы и формы работы: показ тематических мультимедийных презентаций; метод игрового моделирования; обсуждение различных моделированных ситуаций.

Приведем несколько примеров игр с учащимися младших классов для усвоения навыков безопасного поведения.

Пример 1. Игра с мячом (отработка навыка определению людей, к которым можно обратиться за помощью в опасной ситуации). Ведущий по очереди бросает каждому ребенку мяч и называет категорию людей для того, чтобы ребенок оценил к кому из этих людей можно, а к кому нельзя обращаться за помощью в случае преследования, угроз и т.д. Если к названному человеку обращаться можно, то ребенок ловит мяч, если нельзя - отбивает его:

- Женщина, гуляющая с ребенком в коляске (Можно);

- Продавец в магазине (Можно);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Мужчина, гуляющий с собакой (Нельзя);

- Бабушка, сидящая на лавочке (Нельзя);

- Охранник в банке (Можно).

Пример 2. Игра «Психологическая угадалка» (отработка навыка различать и понимать черты характера человека)1. Ведущий зачитывает описание личностных качеств и внешности героев мультфильмов, дети отгадывают их.

Пример 3. Игра «Один дома» (отработка навыка давать ответ-отказ)2. К детям по очереди приходят преступники, которые представляются полицейским, врачом, сантехником, бабушкой-соседкой, маминой подругой и т.д. Задача преступника - проникнуть в дом (квартиру). Задача игрока -не поддаться на манипуляцию, придумать подходящий ответ-отказ.

Пример 4. Игра «Буратино идет в школу» (отработка навыка определения опасных и безопасных мест на маршруте). Ребенок получает «карту», на которой изображен маршрут с объектами: дом Буратино, магазин, стройка, неогороженная яма, детская площадка, поликлиника, старое разрушенное здание, школа. Необходимо нарисовать красный флажок рядом с опасным местом и зеленый флажок рядом с безопасным.

Отметим, что обучая детей навыкам безопасного поведения, необходимо профессионально подходить к отбору содержания, чтобы не невротизировать детей, а способствовать овладению детьми способами предупреждения опасных ситуаций.

1 Идея игры предложена Кий Н.М.

2 Идея игры предложена Кий Н.М.

Заключение

Процесс формирования конструктивного поведения детей в сложных ситуациях включает приобретение системы знаний и социальных навыков, воспитание системы личностных установок, на основе которых формируется способность решать проблемы личной безопасности.

Необходимо формировать у педагогов готовность к решению проблем личной безопасности детей в рамках их профессиональной деятельности.

Важно консолидировать усилия образовательной организации и семьи в вопросах воспитания у детей младшего школьного возраста уверенного и осторожного отношения к посторонним лицам и формирования навыков безопасного поведения. Только совместные действия семьи и школы в рамках единого подхода к воспитанию личности, устойчивой к факторам опасности и готовой к предупреждению опасных ситуаций, приведут к ожидаемому результату - снижению количества преступлений в отношении детей.

Стратегия установления правил и практическая отработка навыков дают гораздо больший эффект, чем система запретов и запугивания.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов В.П. Соломин и др.; под ред. Л.А. Михайлова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.

2. Воронцова М.А. Право ребёнка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. Т.5. С. 85-88.

3. Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб. 2008. 361с.

4. Гук Е.П. К вопросу о понятии личной // Вестник Пензенского государственного университета. 2016. № 4 (16). С. 40-42.

5. Давлетшина А.А Проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в контексте развития современного общества // Вестник Щадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50). С. 61-64.

6. Измайлова Ю.С. Защита сексуальной неприкосновенности детей и несовершеннолетних как сложная социально-правовая проблема // Вестник ТГ. 2012. № 7 (111). С. 303-309.

7. Козырская И.Н. Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Т.3. № 64 С. 125-128.

8. Костенок П.И. Безопасность личности как педагогический феномен // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 4(55). С. 107-113.

9. Кузьмина А.А. Личная безопасность ребенка: проблемы, мифы и практические рекомендации // Школьные технологии. 2018. № 1. С. 76-83.

10. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. 2006. № 4. С. 68-75

11. Марчук Н.Ю. Психологические основы безопасности детства в условиях промышленных агломераций // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е.В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 83-89.

12. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с.

13. Махов С.Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы: монография. Орел: МАБИВ, 2013.

14. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: АлтГПУ, 2002.

318с.

15. Опалева А.А. Институт личной неприкосновенности (теоретико-правовые проблемы): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. М., 2008. 47с.

16. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.

17. Раджабов А.А., Алимова И.А. Условия формирования личности безопасного типа поведения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 80-86.

18. Российская газета. Федеральный выпуск № 118(8469). https://rg.ru/2021/05/31/sk-za-poslednie-piat-let-otmechaetsia-rost-prestuplenij-protiv-detej.html

19. Савельев А.И. Криминологическая безопасность несовершеннолетних: монография. М., Юрлитинформ, 2017. 248с.

20. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения безопасного занятия «Универсальный КОД безопасности. М.: Наука и образование, 2013. С.5.

21. Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Ростов н/Д: Феникс, 2010. 312с.

22. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права / под ред. И.Н. Сенякина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. 332 с.

23. Ханова Т.Г., Вьюшкина Е.Е Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32). С. 18-21.

24. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2016. 80 с.

25. Шарова Л. Стоп-Угроза. Дети в безопасности. Издательство: «Издательские решения», 2015. 60 с.

26. Haugen E. The Ecology of language // Essays. Standford: Standford University Press, 1972.

366 p.

27. https://360tv.ru/news/tekst/ubijstvo-devochek-kuzbass/ (дата обращения: 05.10.2021)

28. https://psy.su/feed/9318/ (дата обращения: 16.10.2021)

29. https://ria.ru/20211018/vologda-

1755117821 .html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 08.10.2021)

30. https://tass.ru/obschestvo/11517095 (дата обращения: 16.10.2021)

31. https://www.m24.ru/articles/proisshestviya/16092021/158605 (дата обращения: 17.10.2021)

32. https://www.spb.kp.ru/daily/28329.5/4473064/ (дата обращения: 12.10.2021)

33. https://www.tumen.kp.ru/daily/28322/4465377/ (дата обращения: 12.10.2021)

Personal safety of young school children as a sphere of educational activities Tatyana S. Borisova

Candidate of Sciences in Pedagogy, principal scientist

Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Moscow, Russia borisova@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Julia B. Berlyand

Senior Researcher

Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Moscow, Russia berlyand@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Alexandra A. Snidko

Vice Director

Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education Moscow, Russia snidko@institutdetstva.ru 0000-0000-0000-0000

Received 05.10.2021 Accepted 11.11.2021 Published 15.12.2021

< 10.25726/d5469-3258-7409-v

Abstract

The need for an effective mechanism to ensure the personal safety of children is relevant due to the growing threats to their safe life, the increase in the number of criminal acts against sexual integrity, including those committed via the Internet, massive violations of the rights of minors concerning criminal behavior against a child. The problems of protecting minors from attacks on their freedom, sexual integrity, mental and physical health, including in the social segment of the Internet, have been actualized. The problem of revising preventive work to ensure the personal safety of minors, the formation of safe behavior skills in children of primary school age in various fields of educational activity was actualized. The novelty of our approach is in the analysis of the scientific discourse on the problems of personal safety of children, cases of crimes against the sexual integrity of minors, in the proposed recommendations on how to build the process of forming safe behavior of primary school children as a sphere of educational activity, as an opportunity to protect against attacks on the life, health (physical and mental), freedom and sexual integrity of children, as an educational phenomenon that ensures the formation of knowledge, skills and skills of safe life in children. The main direction of the formation of the personal safety of children of primary school age is education and upbringing in interaction with all subjects of educational activity.

Keywords

primary school children, violence, personal safety, educational activities, teachers, parents

References

1. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / L.A. Mihajlov, V.M. Gubanov V.P. Solomin i dr.; pod red. L.A. Mihajlova. - 4-e izd., ster. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2012. - 272 s.

2. Voroncova M.A. Pravo rebjonka na lichnuju bezopasnost' kak osnova konstitucionno-pravovogo statusa nesovershennoletnih // Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki. 2017. T.5. S. 85-88.

3. Galuzin A.F. Pravovaja bezopasnost' i ee principy. SPb. 2008. 361s.

4. Guk E.P. K voprosu o ponjatii lichnoj // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4 (16). C. 40-42.

5. Davletshina A.A Problema obespechenija bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta v kontekste razvitija sovremennogo obshhestva // Vestnik Shhadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021. №2 (50). S. 61-64.

6. Izmajlova Ju.S. Zashhita seksual'noj neprikosnovennosti detej i nesovershennoletnih kak slozhnaja social'no-pravovaja problema // Vestnik TG. 2012. № 7 (111). S. 303-309.

7. Kozyrskaja I.N. Osobennosti predstavlenij mladshih shkol'nikov o bezopasnom povedenii i puti ego formirovanija v obrazovatel'noj srede // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. T.3. № 64 C. 125-128.

8. Kostenok P.I. Bezopasnost' lichnosti kak pedagogicheskij fenomen // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 4(55). S. 107-113.

9. Kuz'mina A.A. Lichnaja bezopasnost' rebenka: problemy, mify i prakticheskie rekomendacii // Shkol'nye tehnologii. 2018. № 1. S. 76-83.

10. Lyz' N.A. Razvitie bezopasnoj lichnosti: psihologo-pedagogicheskij podhod // Pedagogika. 2006. № 4. S. 68-75

11. Marchuk N.Ju. Psihologicheskie osnovy bezopasnosti detstva v uslovijah promyshlennyh aglomeracij // Upravlenie riskami, vlijajushhimi na uroven' social'noj bezopasnosti detstva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Ekaterinburg, 13-14 nojabrja 2014 g. / otv. red. E.V. Patrakov. Ekaterinburg: UrFU, 2015. S. 83-89.

12. Marchuk N.Ju., Pestova I.V., Dil'mieva T.R. Metodicheskie materialy po voprosam formirovanija navykov bezopasnogo povedenija u detej i podrostkov. Ekaterinburg: GBOU SO cPPRiK «Lado», 2014. 52 s.

13. Mahov S.Ju. Bezopasnost' lichnosti: osnovy, principy, metody: monografija. Orel: MABIV, 2013.

14. Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury bezopasnosti shkol'nikov. Barnaul: AltGPU, 2002. 318s.

15. Opaleva A.A. Institut lichnoj neprikosnovennosti (teoretiko-pravovye problemy): Avtoref. dis. ... dokt. jurid. nauk: 12.00.01. M., 2008. 47s.

16. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 512s.

17. Radzhabov A.A., Alimova I.A. Uslovija formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa povedenija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. T. 12. № 4. S. 80-86.

18. Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk № 118(8469). https://rg.ru/2021/05/31/sk-za-poslednie-piat-let-otmechaetsia-rost-prestuplenij-protiv-detej.html

19. Savel'ev A.I. Kriminologicheskaja bezopasnost' nesovershennoletnih: monografija. M., Jurlitinform, 2017. 248s.

20. Sidorina N.A., Ustinov M.V., Dulesova N.A. Metodicheskoe posobie dlja provedenija bezopasnogo zanjatija «Universal'nyj KOD bezopasnosti. M.: Nauka i obrazovanie, 2013. S.5.

21. Smolenskij M.B. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejnyj). Rostov n/D: Feniks, 2010. 312s.

22. Fomin A.A. Juridicheskaja bezopasnost' sub#ektov rossijskogo prava / pod red. I.N. Senjakina. Saratov: Izd-vo GOU VPO «Saratovskaja gosudarstvennaja akademija prava», 2005. 332 s.

23. Hanova T.G., V'jushkina E.E Osobennosti vospitanija navykov bezopasnogo povedenija v bytu u starshih // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2020. T. 9. № 3(32). S. 18-21.

24. Hramcova T.G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu detej doshkol'nogo vozrasta. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2016. 80 s.

25. Sharova L. Stop-Ugroza. Deti v bezopasnosti. Izdatel'stvo: «Izdatel'skie reshenija», 2015. 60 s.

26. Haugen E. The Ecology of language // Essays. Standford: Standford University Press, 1972.

366 p.

27. https://360tv.ru/news/tekst/ubijstvo-devochek-kuzbass/ (data obrashhenija: 05.10.2021)

28. https://psy.su/feed/9318/ (data obrashhenija: 16.10.2021)

29. https://ria.ru/20211018/vologda-

1755117821 .html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (data obrashhenija: 08.10.2021)

30. https://tass.ru/obschestvo/11517095 (data obrashhenija: 16.10.2021)

31. https://www.m24.ru/articles/proisshestviya/16092021/158605 (data obrashhenija: 17.10.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. https://www.spb.kp.ru/daily/28329.5/4473064/ (data obrashhenija: 12.10.2021)

33. https://www.tumen.kp.ru/daily/28322/4465377/ (data obrashhenija: 12.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.