Научная статья на тему 'Либература как новый жанр художественной литературы'

Либература как новый жанр художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
540
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИБЕРАТУРА / ЖАНР / ФОРМА / СОДЕРЖАНИЕ / ЭМАНАЦИОННЫЙ ТЕКСТ / GENRE / FORM / CONTENT / EMANATIONAL TEXT / LITERATURE / LIBERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусева А. П.

В статье рассматривается жанр «либература» и некоторые его жанровые особенности. Обращаясь к истории вопроса, автор также приводит наиболее яркие примеры произведений, написанных в этом жанре. Затрагивается понятие «эманационный текст».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberature as a new genre of literature

The article is devoted to the genre of liberature and some of its genre peculiarities. The author appeals to the history of the phenomenon and provides the examples of literary works which appear to be the most eloquent representatives of the movement. Besides, the notion of emanational text is considered.

Текст научной работы на тему «Либература как новый жанр художественной литературы»

УДК 811.111 А. П. Гусева

оэискатель кафедры стилистики английского языка факультета ГПН МГЛУ e-mail: [email protected]

ЛИБЕРАТУРА КАК НОВЫЙ ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматривается жанр «либература» и некоторые его жанровые особенности. Обращаясь к истории вопроса, автор также приводит наиболее яркие примеры произведений, написанных в этом жанре. Затрагивается понятие «эманационный текст».

Ключевые слова: художественная литература; либература; жанр; форма; содержание; эманационный текст.

Guseva A. P.

Candidate, Chair of English Stylistics Department of Humanities and Applied Sciences, MSLU

LIBERATURE AS A NEW GENRE OF LITERATURE

The article is devoted to the genre of liberature and some of its genre peculiarities. The author appeals to the history of the phenomenon and provides the examples of literary works which appear to be the most eloquent representatives of the movement. Besides, the notion of emanational text is considered.

Key words: literature; liberature; genre; form; content; emanational text.

Человеческая деятельность как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий его мир, связана с использованием языка: многообразие ее форм реализуется через различные речевые жанры. По словам М. М. Бахтина, «богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы» [1, с. 160]. Соответственно, вместе с развитием общества появляются и новые литературные жанры, которые отражают естественную потребность человека в творчестве.

Художественная литература как результат особой творческой деятельности человека может соединять в себе различные формы модальности. По словам Е. В. Первенцевой, полимодальный характер художественного дискурса определяется его способностью «вызывать в сознании читателя сложные разнохарактерные образы, порожденные вербальными и невербальными стимулами» [2; с. 27]. Ли-бература (liberature) - это новый жанр художественной литературы, объединяющий текст и физическую форму книги в несущее глубокий смысл органическое единство. Собственно, термин «либература» происходит от лат. liber и объединяет в себе два значения этого слова - «свобода» и «книга», таким образом означая свободу творчества и восприятие книги как материального объекта, несущего смысловую нагрузку, заложенную автором.

Гибридный характер жанра едва ли можно назвать изобретением современного авангарда. Попытки интеграции слова и образа в едином художественном пространстве восходят к Античности (300 г. до н. э.), к так называемой визуальной поэзии, представленной работам Симиаса Родосского (стихи в форме распростертых крыльев, топора и яйца, 325 г. до н. э.) и Феокрита, а также к таким литературным формам, как ребус, палиндром, анаграмма. Созданием фигурной поэзии занимались Каллимах Александрийский (250 г. до н. э.), Теокрит (ок. 300 г. до н. э.) и другие эллинские авторы. В литературе периода барокко (Европа, XVII-XVIII вв.), отличающейся тенденцией к сложности форм, жанровые особенности либературы также находят свое отражение. Некоторые черты жанра можно проследить и в работах таких авторов, как Лоренс Стерн, Уильям Блейк, Стефан Малларме, Станислав Выспяньский, Джеймс Джойс, Блез Сандрар, Ремон Кено, Брайан Стэнли Джонсон и др. Среди современных американских писателей-постмодернистов, работающих в жанре либературы, стоит отметить Рэймонда Федермана, Рональда Сукеника и Джонатана Сафрана Фоера.

Однако как отдельный жанр художественной литературы либера-тура оформилась в конце XX - начале XXI вв. благодаря польскому поэту, писателю и драматургу Зенону Файферу (Zenon Fajfer), который в 1999 г. в статье «Liberature. An Annex to the Dictionary of Literary Terms» предложил термин «либература» для описания всеохватывающего подхода к литературному произведению, автор которого создает

не только текст, но и внешний облик книги, таким образом контролируя не только ее содержание, но и физическую форму. Следовательно, смысл, заложенный автором, реализуется через непосредственное взаимодействие текстовой и физической составляющей книги, ее дизайна. Согласно Файферу, форма, в свою очередь, является частью содержания и оказывает значительное влияние на понимание и интерпретацию текста [5].

Первые произведения в жанре либературы были созданы Радос-лавом Новаковски, Зеноном Файфером и Катаржиной Базарник (двое последних работают в соавторстве) на рубеже XX - XXI вв. Р. Нова-ковски является автором около двадцати книг, и каждая из них имеет собственную уникальную форму. В их числе: «Ogon $1оша» (19811993), представляющая собой рукопись на пожелтевших страницах; треугольная «Наэа Яараэа» (1997-2001); десяти с половиной метровая «иНса 81епИе'№^а» (2003). Базарник и Файфер являются авторами «Oka-1eczenie» (2000-2009) и «(О)ра^еше» (2003).

Рассказывая об истории создания трилогии «Oka-1eczenie», послужившей стимулом к выделению нового жанра - либературы, авторы подчеркивают, что изначально за их деятельностью не стояло ни определенной философии, ни идеологии. Целью было найти наиболее адекватную форму для выражения заложенного смысла. К. Базарник в одном из интервью говорит: «для нас форма всегда имела большое значение. Мы чувствовали, что определенные вещи следует выразить через форму, а не непосредственно через язык. Таким образом, все это <...> и заставило нас выйти за пределы традиционного формата книги» [4]. По словам авторов, трилогию «Oka-1eczenie» нельзя было отнести ни к одному из уже существующих жанров, а появление ли-бературы познакомило читателя с новым способом понимания и трактовки текста, свободного от каких-либо литературных и редакционных конвенций.

Связь между текстом и книгой («упаковкой текста») отсутствует у большинства художественных текстов, так как она изначально не предполагалась авторами.

С развитием Интернета эта связь стала еще менее прочной - литература перешла в электронный формат. Действительно, большинство текстов могут существовать в любом формате, могут быть зафиксированы на любом носителе, и этот факт не будет влиять на процесс смыслообразования и интерпретации. Исключение составляет жанр

либературы, в котором неразрывная взаимосвязь между текстом и книгой закладывается и моделируется их автором, т. е. они изначально задумываются как единое и неделимое целое. Следовательно, рассмотрение жанра либературы в рамках дихотомии «форма-содержание» представляется ложным. Авторы, работающие в этом жанре, не рассматривают книгу как вместилище, упаковку текста. Внешний вид книги, то, как она открывается, особенности расположения текста на странице - все эти экстралингвистические элементы являются частью содержания. Это и есть те невербальные знаки, которые формируют отображаемый мир в той же степени, что и язык. С помощью языка автор волен создавать нереальный мир своих художественных произведений на свое усмотрение, соответственно, и внешнему виду книги, рассматриваемому в качестве еще одного средства передачи смысла, может быть придана любая форма, что значительно расширяет семантический потенциал художественного произведения. В либературе текст служит не единственным источником смысла; дизайн книги, ее формат, количество страниц, размер и тип шрифта, иллюстрации и фотографии, интегрированные в текст, вид бумаги или других материалов, использованных при изготовлении книги - все эти паралингвистические средства принимаются во внимание и работают на передачу главной идеи. Читателю ничего не остается - как воспринимать подобное произведение в комплексе. Смысл, выраженный непосредственно через язык, определяет физическую форму, которую книга приобретает в итоге. Подобное произведение - это органическое целое, система, элементы которой находятся в теснейшей зависимости друг от друга. В этой системе нет ничего более или менее важного или выразительного; каждая ее часть работает на создание целостного смысла. Таким образом, выход содержания текста за его границы является отличительной чертой литературных произведений в жанре либературы. В то же время, традиционный формат книги рассматривается не как ограничение, а лишь как неподходящая форма выражения содержания, что и является стимулом к выбору нового формата.

Принципиальным моментом в характеристике жанра являются тактильные ощущения, испытываемые человеком в процессе чтения, что играет важнейшую роль не только в процессе построения смысла, но и в процессе его понимания. Таким образом процесс чтения приобретает интерактивный характер. Например, книга З. Файфера

«ten letters» сделана так, что читающему приходится разрезать некоторые страницы с помощью ножниц, чтобы книга приобрела нужный вид - подобным способом автор хочет заставить читателя принять непосредственное участие в процессе извлечения смысла. Книги, написанные в жанре либературы, предполагают более деятельност-ный подход со стороны читателя, беря во внимание даже такое бытовое действие, как открыть книгу. Например, «Oka-leczenie» представляет собой трилогию - три тома книги соединены между собой обложками, что делает ее похожей на гармошку, а «Butelka» - это помещенный в бутылку прозрачный свиток с напечатанным на нем текстом. «Я чувствую необходимость разрушить шаблон», - говорит З. Файфер [5]. Каждая из этих книг неким образом физически препятствует обычным действиям читателя, не давая ему совершить привычное движение открывания книги, она вовлекает его в физическое, материальное чтение [5]. Вовлечение тела, физических действий запускает в мозгу иные механизмы, отличные от тех, что запускаются визуальным восприятием, тем самым производя на читателя больший эффект. Так реализуется одна из особенностей художественного произведения в жанре либературы - диалогичность, которая обусловливает непосредственное участие читателя в построении и извлечении смысла. В попытке понять смысл текста читатель использует ассоциирование - важный когнитивный механизм, задействованный в перцептивно-смысловой обработке информации, т. е. обращается к собственному опыту.

В процессе конструирования смысла писатель использует в той же мере семантический потенциал языка, как и семиотический потенциал материи: физические характеристики используемой бумаги, пространственную организацию текста на странице, художественно-декорационное оформление тома и др. То, что читатель видит и к чему прикасается, является не чисто декоративным элементом, а имеет имманентный характер. По Файферу, «литературное произведение не содержится в книге, книга сама по себе является литературным произведением» [3]. Сущность либературы состоит в интегрировании семантического аспекта текста и его материальной оболочки в семиотическое целое. Визуальная и текстовая составляющие полностью зависят от замысла автора и полное раскрытие заложенного смысла осуществимо только при учете обеих составляющих.

В то же время, создатель термина и теоретик направления «либература» З. Файфер подчеркивает, что либература - это далеко не то же самое, что книга художника («artistic book», «artist's book», «artbook») - просто красивое произведение искусства, а «симбиоз функционирования лингвистического знака и материальных средств выражения» [3]. Несмотря на неординарный внешний вид первопричиной создания книг в жанре либературы было стремление создать литературное произведение, а не арт-объект, который часто остается за пределами литературы. Безусловно, ценность книги художника сложно переоценить, однако этот феномен принадлежит в первую очередь к изобразительному искусству; в то время как либература -это в первую очередь литературное явление. Именно то, что нетрадиционные по форме литературные произведения часто рассматриваются как художественные, а не как литературные, и обусловило необходимость создания нового жанра.

Некоторые произведения в жанре либературы отличает не только нестандартная физическая оболочка, но и эманационный характер текста. Эманационный текст (emanational text) - это новая литературная форма, воплощенная в жизнь З. Файфером и реализованная им в таких работах, как «Ars Poetica», «Oka-leczenie» и «(O)patrzenie» (две последние были написаны в соавторстве с К. Базарник). Данная форма характеризуется тем, что весь текст разворачивается из одного слова, тем самым порождая новые смыслы. «Видимый текст содержит в себе скрытый текст в свернутом виде» [3]. С точки зрения структуры, текст последовательно порождается из слова-основы, разворачивая сжатый, скрытый текст, пока он не приобретет полностью видимую форму. Так, в частности, в «Oka-leczenie» присутствует поверхностный уровень, который можно прочитать, как традиционный текст, но умный и проницательный или просто знакомый с этим жанром читатель может заметить, что начальные буквы некоторых слов образуют собой еще один текст. Чтобы прочитать новый «родившийся» текст, читателю придется выписать эти буквы. Подобным образом текст проявляет одно из своих важных для жанра либерату-ры качеств - интерактивность. Подобная система организации текста берет начало в акростихе, или краестишии, с той разницей, что адресату предлагается читать начальные буквы всех слов, а не только тех, которые стоят в начале строки.

Трилогия «Oka-leczenie» является одним из наиболее заметных представителей жанра либературы. Структурное оформление книги - три тома слились в один путем соединения их обложек - вызывает у читателя ощущение цикличности, так как при закрытии одного непременно открывается другой.

На самом простом уровне подобная цикличность передает идею жизненного цикла человека: зачатие, рождение, смерть, зачатие и т. д. Серединная секция трехтомника окрашена в черный цвет, символизируя пребывание еще нерожденного ребенка в небытии. В то же время, ряд плохо различимых соединенных между собой слов белого цвета на черном фоне напоминают кардиограмму - создается ощущение пульсирующих букв, передающих сердцебиение ребенка. Этому предшествует иконически изображенный процесс зачатия - множество белых запятых на черном фоне двигаются по направлению к точке, которая уже соединилась с другой запятой. Таким образом словесное - вербальное - уступает место материальному и визуальному - невербальному. Дальнейшее развитие эмбриона отражено через «разворачивание» текста: из точки, запятой и точки с запятой через ряд непригодных для целостного восприятия комбинаций букв в конце концов рождается ясный и четкий текст. Взаимодействие текстовой

1 URL: http://www.ha.art.pl/wydawnictwo/katalog-ksiazek/624-oka-leczenie-opatrzenie.html

З. Файфер и К. Базарник. Трилогия «Oka-leczenie»1.

и визуальной модальностей дает возможность наиболее полно передать контекстуально важную информацию. Нелинейное восприятие и наличие ассоциативной связи между компонентами смыслового пространства позволяют говорить о явлении иконичности.

Требования, предъявляемые либературой как полимодальным образованием, формируют новый вид адресата, читателя. Такие тексты предполагают непоследовательное, нелинейное прочтение. Читатель, нравится это ему или нет, разделяет ответственность с автором произведения, а автор, в свою очередь, отказывается от роли безусловного создателя книги. Читатель произведений в жанре либерату-ры в той или иной степени вовлекается во взаимодействие с книгой. Интересной особенностью работ в жанре либературы также является то, что их нельзя отнести ни, например, к прозе, ни к лирической поэзии - они могут включать в себя любые жанры художественной литературы.

Либература - это не только попытка синхронизировать материальную оболочку произведения с его содержанием, но и стремление выявить визуально-семантический потенциал лингвистического знака и объединить две семиотические системы в рамках одного семантического пространства. Это явление, в котором слово сливается с материей, а радикальный авангард соединяется с глубокой традицией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр.соч.: в 7 т. - М. : Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940-1960. - С.159-206.

2. Первенцева Е. В. Смысловое пространство художественного дискурса и роль визуальной составляющей в его формировании (на материале англоязычной художественной прозы): дис. ... канд. филол. наук. - М. : 2007. - 192 с.

3. Kalaga W. Liberature: Word, Icon, Space // Biweekly, 2010. - URL: http:// www.biweekly.pl/article/1422-liberature-word-icon-space/

4. Runkle M. The liberating Bond: An Interview with Katarzyna Bazarnik & Zenon Fajfer // BOMBlog (28 декабря 2011). - URL: http://sfcb.org/ blog/2011/12/28/the-liberating-bond-an-interview-with-katarzyna-bazarnik-zenon-fajfer/

5. SlodownikA. Some Things Just Can't Be Put into Words // Biweekly, 2011. - URL: http://www.biweekly.pl/article/2407-some-things-just-can%E2%80%99t-be-put-into-words

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.