научные обзоры и сообщения reviews and lectures
DOI: 10.12731/2070-7568-2017-3-190-197 УДК 329
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ МЕРЫ И СИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
К 190-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
Никотин А.Д.
Цель: выявить общее и особенное во взглядах Б.Н. Чичерина, как ярчайшего представителя русского либерализма рубежа XIX-XX вв., на проблему политического устройства России, перспективу развития гражданских и политических свобод.
Методология исследования: при работе с текстами анализируемых концепций применялся сравнительный метод (компаративный), системный метод.
Результаты исследования: в статье рассматриваются политико-философские взгляды крупнейшего теоретика русского либерализма рубежа XIX-XX веков Б.Н. Чичерина. Автор, отмечая широту научных взглядов русского либерала, сконцентрировался на его представлениях о предпочтительной для России форме правления и необходимости реформы государственно-правовой системы России. Особое внимание уделяется взглядам Б.Н. Чичерина на проблему осуществления индивидуальной свободы человека, его гражданских и политических прав в условиях сильной государственной власти, выстраиванию правовой системы взаимодействия государства с гражданским обществом.
Область применения результатов: полученные результаты могут быть применены в научных политологических и социально-философских исследованиях, а так же в ходе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: Б.Н. Чичерин; идеология; либерализм; самоуправление; бюрократия; социализм; радикализм; индивидуализм; система права; гражданское общество.
LIBERAL MEASURES AND STRONG POWER. TO THE 190TH BIRTHDAY OF B.N. CHICHERIN
Nikotin A.D.
Purpose: Identify the general and special in the views of Boris B. Chicherin, as the brightest representative of Russian liberalism at the turn of the XIX-XX centuries on the problem of Russia's political system, the prospect of the development of civil and political freedoms.
Research methodology: when working with the texts analyzed was used the comparative method, system method.
The results of the study: The article examines the political and philosophical views of the greatest theoretician ofRussian liberalism at the turn of the XIX-XX centuries B.N. Chicherin. The author, noting the breadth of scientific views of the Russian liberal, concentrated on his ideas about Russia's preferred form of government and the need to reform Russia's state and legal system. Particular attention is paid to the views of Boris N. Chicherin on the problem of the exercise of individual freedom of a person, his civil and political rights in the conditions of strong state power, building up the legal system of interaction between the state and civil society.
The scope of the results: the results can be applied in scientific poli-tological and social-philosophical studies, and in the course of teaching of social and Humanities disciplines
Keywords: B.N. Chicherin; ideology; liberalism; self government; bureaucracy; socialism; radicalism; individualism; System of law; civil society.
Одним из самых ярких представителей русского либерализма второй половины XIX века был Б.Н. Чичерин (1828-1904). Даже его идейный противник В.С. Соловьев называл его «самым многосторонне образованным и систематичным умом среди современных рус-
ских, а может быть, и европейских ученых» [1, с. 135]. Крупнейшим теоретиком русского либерализма называл его известный ученый В. Леонтович [3]. П.Б. Струве определял Б.Н. Чичерина как «чистого либерала» или «либерала доктринерско-буржуазного типа» [1, с. 137].
Научные интересы этого человека были очень обширны, и осветить все в одной статье, конечно же, не удастся. Но особый авторский интерес вызывает проблема оптимальной формы правления для России, а так же соотношения права и свободы.
Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина (в начальный период его творчества) развивалась в движении от праволиберальных позиций к ле-волиберальным. В своей статье «Россия накануне ХХ столетия» он утверждал, что единственным решением многих российских проблем могла бы быть «замена абсолютной монархии конституционной» [5]. Политические взгляды Б.Н. Чичерина формировались под воздействием либерального западничества и его ярчайших представителей Т. Грановского (декана историко-филологического факультета Московского университета, духовного лидера либерального западничества) и К. Кавелина (профессора Петербургского и Московского университетов, либерала и западника).
Профессор Московского университета (1861-1868) и московский городской голова (1881-1883) Б.Н. Чичерин предлагал пополнить состав Государственного Совета выборными представителями от земств (за что идейные противники обвиняли его в движении к конституции). Он считал необходимым провести децентрализацию государственных функций в пользу местного самоуправления. В результате чего вступил в определенный конфликт и с центральной бюрократией и с руководством многих губернских земств. Наиболее известным является факт противостояния Б. Чичерина с Д. Шиповым по вопросу о полномочиях губернских и уездных земств и вообще об их роли в государстве. Первый был критически настроен относительно вопроса о централизации, которая наметилась со стороны губернского собрания. Второй, председатель губернской земской управы, выступил с защитой от нападок Б.Н. Чичерина [2].
Тем не менее, Б.Н. Чичерин надеялся побудить правительство к либеральным реформам при одновременном сдерживании всевоз-
растающей силы левых радикалов. Он был убежден в том, что провал начавшихся в середине XIX века реформ будет возможен только по вине русских радикалов.
Он последовательно отстаивал принципы местного самоуправления, которое активно развивалось в годы «великих реформ», не отвергая при этом прогрессивную роль централизованного государства на определенных этапах развития России.
Идейные искания привели Б.Н.Чичерина к его знаменитой формуле «либеральные меры и сильная власть». На практике это означало, что правовая система государства должна защищать и вместе с тем ограничивать индивидуальную свободу. Право, утверждал он, неотделимо от свободы. «Право определяет границы личной свободы и поэтому не должно заниматься моральными или утилитарными целями деятельности людей, оно должно определять, как должны соблюдаться нормы этого ограничения свободными индивидами» [9, с. 164].
В своих рассуждениях о свободе Б.Н. Чичерин солидаризируется с Дж. Локком: «я считаю правильным не вопрос «свободна ли воля?», а вопрос «свободен ли человек?» [1, с. 165]. Свобода в этом смысле принадлежит не воле, а лицу действующему, поскольку отсутствие внешних принуждений не имеет ничего общего со свободой воли (liberum arbitrium) [1, с. 165].
Что же касается «индивидуализма», то Б.Н. Чичерин, как и все либералы-западники считал, что индивидуализм и есть сама свобода человека, что индивидуализм неотделим от свободной, разумной личности и что уничтожение индивидуализма приведет только к деградации жизни человека до уровня животного существования [9, с. 164]. Он видел реальную угрозу индивидуализму со стороны антииндивидуалистических тенденций в философии и социологии, особенно очевидных в органической школе, представители которой отрицали существование индивидов, считая их простыми клетками сверхиндивидуального социального организма [7].
Б.Н. Чичерин определял право как систему отношений, защищающую и вместе с тем ограничивающую индивидуальную свободу. Он понимал право как свободу ограниченную законом. «Право в субъективном смысле - это законная свобода делать что либо, а право в объ-
ективном смысле - это система законов, определяющих права и обязанности людей» [8, т. 1, с. 64]. Он напрямую связывал право с правом частным, то есть с правом гражданского общества. А под гражданским обществом мыслитель понимал сферу экономической свободы, сферу конфликтующих частных интересов, индивидуализма.
Б.Н. Чичерин в зрелый период своего творчества становится активным защитником сильного централизованного государства. Но такая позиция не изменила его отношения к индивидуальной свободе. Поскольку сосуществование централизма и индивидуализма оправдано соответствующими подсистемами жизнедеятельности. «Централизм - в теории государства, индивидуализм - в теории гражданского общества» [9, с. 259].
Однако в последней четверти XIX века стало преобладать мнение о расширении масштаба государственной власти, общественное мнение склонялось к расширению правительственного вмешательства в дела гражданского общества. Такая перемена связана с развитием антииндивидуалистических социологических теорий (А. Шеффле) и усилением социалистической идеологии. Свобода стала пониматься как возможность участия в подготовке и принятии государственных решений.
Таким образом, политическая свобода стала превалировать над индивидуальной. Либералы усматривали в таком движении дел угрозу классическим либеральным ценностям. Б.Н. Чичерин стал осознавать, что политическая власть должна быть точно определена и ограничена. Возникла необходимость усилить независимость права и сферы защищаемой им свободы от государства по сравнению с тем, как это рассматривалось в гегелевской философии права. В своей книге «О народном представительстве» он отрицает либерализм естественных прав, в котором права человека понимались как естественные и неотчуждаемые [4]. Б.Н. Чичерин считает, что люди могут обладать правами только в качестве членов политического образования. А «естественным» характером обладают такие принципы как неприкосновенность личности, частная собственность, свобода заключения контрактов и т.п. Мыслитель определял свободу не как присущее от рождения право человека, а как врож-
денную способность к обладанию правами. А политическую свободу он видел только в условиях конституционной монархии, которую считал лучшей формой правления, ограниченного законом.
Резюмируя выше сказанное необходимо отметить, что Б.Н. Чичерин четко разграничивал права гражданские и права политические. При этом первые должны иметь приоритет над вторыми. Гражданская свобода должна быть защищена от политического контроля. Расширение свободы политической в ущерб свободе гражданской может привести к разрушению российской государственности. С этой точки зрения сильная централизованная власть - не самое большое препятствие для развития гражданской свободы. Большую угрозу ей несут социалистические идеи, которые пропагандируют демократизацию процесса принятия политических решений и посягают на частную сферу, прежде всего экономическую. Чичерин определял социализм как идеологию «сочетающую в себе величайшее угнетение с высочайшей неэффективностью, где каждый становится чиновником государства, где все основано на приказе и которая поэтому абсолютно несовместима со свободой [8, т. 2, с. 210].
Радикализация социалистического движения и контреформа-торский реванш, последовавший после убийства Александра II, предопределили переход либерального движения на рубеже XIX и ХХ веков на охранительные позиции. Б. Чичерин, усмотрев в революционном движении большую опасность для свободы, нежели абсолютная монархия либеральную стратегию сформулировал так: «Искренним либералам при виде этого коммунистического движения остается поддерживать абсолютизм» [6, т. 2, с. 13].
Таким образом, в России оформилось консервативно-либеральное направление. Его основной ценностью по-прежнему оставалась свобода, но основным ее гарантом виделся гражданский порядок в рамках сильной государственной власти. Перспективы русского общества, по мнению Б.Н. Чичерина, связаны с его раскрепощением, развитием классов и общественной самодеятельности при участии монарха. Сравнивая различные формы государства, ученый считал, что идеальной формой правления для России будет конституционная монархия. Политический идеал консервативного либерализма синтезировал «па-
триархальную» модель отношения между властью и подданными с принципами правового государства. Властители и подданные должны были пойти на взаимные уступки: государство, руководствуясь принципом «либеральные меры и сильная власть» [6, т. 2, с. 52], - разрешить обществу выражать свое мнение и иметь политические партии, добровольно самоограничив свою власть, а общество - осознать свою ответственность перед страной, терпеливо и настойчиво добиваться необходимых реформ [6, т. 2, с. 52], - считал Б.Н. Чичерин.
Лидер либерального движения оставил поистине впечатляющее научное наследие. Его труды известны не только в России, но и во всем мире. Сегодня так же остаются актуальными вопросы соотношения индивидуальной свободы и сильной государственной власти, оптимальной формы правления, эффективной правовой системы.
Обозначенные в статье основные идеи Б.Н. Чичерина актуальны в наши дни. Трудно себе представить поступательное развитие России в XXI веке без построения на правовой основе прозрачной и рациональной системы взаимодействия государства и гражданского общества.
Список литературы
1. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М.: Мысль, 2012. 567 с.
2. Коркоран Д. Политическая культура местного самоуправления: Д.Н. Шипов и Б.Н. Чичерин - два взгляда на природу государственной власти в России // Новейшая история России. 2014. №1 (09). С. 82-89.
3. Леонтович В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь, 1995. 444 с.
4. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Тип. Товарищества И.Д. Сытина, 1899. 838 с.
5. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. СПб.: Наука, 1998. 656 с.
6. Чичерин Б.Н. Воспоминания в 2-х тт. / Б.Н. Чичерин; примеч. С.В. Бахрушин. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1929.
7. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3-х тт. М.: Типография товарищества И.Н. Кушнеревъ и К°, 1894-1898. Ч. 1-3.
8. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М.: Тип. Мартынова; Тип. П.П. Брискорн, 1882-1883. Т. 1-2.
9. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Типография товарищества И.Н. Кушнеревъ и К°, 1900. 344 с.
References
1. Valitskii A. Filosofiya prava russkogo liberalizma [Philosophy of the Law of Russian Liberalism]. M.: Mysl', 2012. 567 p.
2. Korkoran D. Noveishaya istoriya Rossii. 2014. №1 (09), рр. 82-89.
3. Leontovich V. Istoriya liberalizma v Rossii. 1762-1914 [The history of liberalism in Russia. 1762-1914]. M.: Russkii put', 1995. 444 p.
4. Chicherin B.N. O narodnompredstavitel 'stve [On the people's representation]. M.: Tip. Tovarishchestva I. D. Sytina, 1899. 838 p.
5. Chicherin B.N. Rossiya nakanune dvadtsatogo stoletiya [Russia on the eve of the twentieth century]. SPb.: Nauka, 1998. 656 p.
6. Chicherin B.N. Vospominaniya [Memories]. / B.N. Chicherin; primech. S.V. Bakhrushin. M.: Izd-vo im. Sabashnikovykh, 1929.
7. Chicherin B.N. Kurs gosudarstvennoi nauki [The course of state science]. M.: Tipografiya tovarishchestva I.N. Kushnerev" i K°, 18941898. Part 1-3.
8. Chicherin B.N. Sobstvennost'igosudarstvo [Property and the state]. M.: Tip. Martynova. Tip. P.P. Briskorn, 1882-1883. V. 1-2.
9. Chicherin B.N. Filosofiya prava [Philosophy of law]. M.: Tipografiya tovarishchestva I.N. Kushnerev" i K°, 1900. 344 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Никотин Алексей Дмитриевич, кандидат политических наук, доцент Волгоградский институт управления РАНХиГС ул. Гагарина 8, г. Волгоград, 400131, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Nikotin Aleksei Dmitrievich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor
Volgograd Institute of Management RANEPA
8, Gagarin Str., Volgograd, 400131, Russian Federation