Научная статья на тему 'Либеральная идеология и феномен массовой культуры'

Либеральная идеология и феномен массовой культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
573
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ / ЛИБЕРАЛИЗМ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / POLITICAL IDEOLOGIES / LIBERALISM / MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гвоздков Сергей Дмитриевич

В статье предпринимается попытка показать, что именно идеологическое учение либерализма наиболее тесно связано с появлением феномена массовой культуры, а также является причиной возникновения последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal ideology and the phenomenon of mass culture

The article attempts to show that it is the ideological teachings of liberalism that are most closely associated with the emergence of the phenomenon of mass culture, and also the cause of the latter.

Текст научной работы на тему «Либеральная идеология и феномен массовой культуры»

С.Д. ГВОЗДКОВ аспирант кафедры философии, политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

Либеральная идеология и феномен массовой культуры

В статье предпринимается попытка показать, что именно идеологическое учение либерализма наиболее тесно связано с появлением феномена массовой культуры, а также является причиной возникновения последней.

Ключевые слова: политические идеологии, либерализм, массовое сознание.

Gvozdkov S.D. Liberal ideology and the phenomenon of mass culture. The article attempts to show that it is the ideological teachings of liberalism that are most closely associated with the emergence of the phenomenon of mass culture, and also the cause of the latter.

Keywords: political ideologies, liberalism, mass consciousness.

Идеология в широком понимании этого многозначного концепта - система идей, позволяющая разработать и осуществить план индивидуальной или коллективной деятельности для реализации какого-либо замысла. Такие идеологии свойственны любому виду высокоспециализированной деятельности и возникают в процессе их становления. В этом смысле говорят об идеологии какой-либо научной программы или технологической инновации. Когда же речь идет о политических идеологиях, то потребность в них возникает по мере формирования государств, а их генезис обусловлен потребностью выбора альтернатив развития, желанием определить принципы и основные цели средне- и долгосрочного развития, которые позволили бы разработать государственную стратегию и тактику достижения стратегических целей. В этом значении под политическими идеологиями понимаются политические доктрины.

Политические идеологии в узком, но наиболее распространенном толковании этого термина - это не что иное, как

* Гвоздков Сергей Дмитриевич, e-mail: gvozdkov94@yandex.ru

«великие учения», которые не имеют строгой привязки к какому-то конкретному государству, хотя и могут составлять идейную основу официального и господствующего мировоззрения, поскольку они представляют собой по сути замысел кардинальной перестройки всего человечества по единому плану. Но поскольку ни один из таких проектов не может быть полностью реализован и все они утопичны по своей природе, неизбежно возникает конкуренция нескольких великих учений. Их развитие начинается в ХХ веке и связано с Первой и Второй мировыми войнами, с появлением и оформлением государств, принявших различные политические идеологии - либерализм противостоит коммунистической идеологии, а с выходом на политическую сцену германского национал-социализма возникает расклад сил, когда в его лице появляется общий противник у либерализма и коммунистической идеологии.

Политические идеологии в статусе «великих учений», в отличие от «рабочих доктрин», одновременно и объединяют, и разделяют людей. Как отмечается в монографии «Цивили-зационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы», политические идеологии этого класса следует отделять и от лежащих в их основе научных теорий «уже по той причине, что они легко изменяют основу основ мировосприятия и моделей поведения человека - его уникальную иерархию ценностей. Иерархия - ключевое понятие, позволяющее выявить подмену, поскольку в данном случае главное - не набор значимых ценностей, а их положение в иерархии»1.

Либерализм возник в ХУИ-ХУШ вв. в Западной Европе на базе социально-философских учений Д. Локка, Ш. Монтескье, А. Смита, Б. Констана, А. де Токвиля, и получил свое развитие в XIX веке в трудах И. Бентама, Дж. Милля и др. Приоритетными идеями либерализма являются безоговорочное признание свободы личности и индивидуализм, равенство всех перед законом и неотъемлемое право человека на жизнь, свободу слова, частную собственность, а также развитие гражданского общества. В политической сфере либерализм предписывает признание прав каждого человека, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную,

1 Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы. Коллективная монография / Под общ. ред. В.А. Черешнева, В.Н. Расторгуева. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. 440 с., с. 159-160.

концепцию правового государства, принципы парламентаризма и демократические принципы. Наиболее полно и последовательно вышеназванные принципы были осуществлены в государствах англосаксонской культуры, среди которых лидирующее положение заняли США.

Интенсивное развитие и целенаправленное тотальное распространение либеральной идеологии в западном мире тесно связано с феноменом массовой культуры, который проявляется во всей полноте в 50-60-е гг. XX в. в США, после завершения Второй мировой войны на фоне становления биполярной мировой политической системы. Понятие массовой культуры напрямую связано с понятием массового сознания, о котором начали размышлять задолго до того, как получили распространение бесчисленные коммерческие субкультуры, завладевшие умами миллионов во всем мире.

По мнению испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, появление и выделение человека массового сознания несут исключительно негативные и даже разрушительные для человечества последствия. В своем известном трактате «Восстание масс» он фактически предрекает приход к власти фашизма (идеи которого он считает прямым порождением массового сознания), советский коммунизм также подпадает у испанского исследователя под логичный результат победоносного марша массового человека: «Оттого-то и большевизм, и фашизм, две политические «новинки», возникшие в Европе и по соседству с ней, отчетливо представляют собой движение вспять. И не столько по смыслу своих учений - в любой доктрине есть доля истины, да и в чем только нет хотя

бы малой ее крупицы, - сколько по тому, как допотопно, ан-

1

тиисторически используют они свою долю истины» .

Что же касается непосредственного определения феномена массового человека, то его Ортега описывает двумя характеристиками: «Эти две черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и - второе - врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь»2.

Испанский исследователь приходит к выводу о том, что появлением вышеописанного человека массы и его мол-

1 Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс. М.: Издательство АСТ, 2018. 256 с., с. 95.

2 Там же, с. 56.

ниеносным захватом власти мир обязан предшествующему

XIX веку, когда человечество (западный мир) достигло небывалых доселе высот в разнообразных науках и технологиях. Человечество как будто оказалось не готово к тем достижениям, которых оно достигло, и, не зная, что с этими достижениями делать и, главное, чего стоили данные открытия предыдущим поколениям, способно лишь пользоваться ими, потреблять их, не осознавая их цену, и как следствие - разрушать. В этом, по мнению Ортеги, и заключается суть человека массового сознания.

XIX столетие, как пишет Ортега, не только дало миру научный и технический подъем, но и привело к своему апогею либеральные ценности. Будучи изначально, по мнению философа, исключительно конструктивными, эти ценности, как бы ни казалось это на первый взгляд парадоксально, сделали возможным приход к власти человека того самого нового типа - человека масс. Вот что пишет Ортега-и-Гассет по этому поводу: «Либерализм - и сегодня стоит об этом помнить -предел великодушия; это право, которое большинство уступает меньшинству, и это самый благородный клич, когда-либо прозвучавший на Земле. Он возвестил о решимости мириться с врагом, и - мало того - врагом слабейшим. Трудно было ждать, что род человеческий решится на такой шаг, настолько красивый, настолько парадоксальный, настолько тонкий, настолько акробатический, настолько неестественный. И потому нечего удивляться, что вскоре упомянутый род ощутил противоположную решимость. Дело оказалось слишком непростым, чтобы утвердиться на Земле»1.

Однако автор «Восстания масс» склонен считать, что либерализм в своем истинном проявлении еще может осуществить «работу над ошибками» и исправить те погрешности своей ценностной системы и побочные эффекты, которые в

XX веке подвели его к пропасти: «Безусловно, надо преодолеть либерализм XIX века. Но такое не по зубам тому, кто, подобно фашистам, объявляет себя антилибералом. Ведь быть нелибералом либо антилибералом - значит занимать ту позицию, что была до наступления либерализма. И раз он наступил, то, победив однажды, будет побеждать и впредь, а ес-

1 Там же, с. 77.

ли погибнет, то лишь вкупе с антилиберализмом и со всей Европой»1.

По мнению Ортеги, в итальянском и немецком фашизме, так же как и в советском коммунизме, и в либерализме в странах Западной Европы и США, - везде мы можем наблюдать полное доминирование массового сознания. Однако спустя 15 лет («Восстание масс» было опубликовано в 1930 г.) после написанного Ортегой фашистские режимы пали, а через несколько десятилетий были демонтированы СССР и страны социалистического содружества, что означало крах всей биполярной системы. Что же касается стран Западной Европы (помимо тех, где существовали фашистские или околофашистские режимы) и США, то их идеологии в общем и целом претерпели мало изменений, если не считать глубинные подвижки к идеологии социального государства, закрепленные в конституциях.

Как уже было отмечено выше, идеи либерализма как идеологии заметнее всего с точки зрения политической были усвоены в странах англосаксонской системы, в числе которых общепринято считать США, которые после окончания Второй мировой войны вышли на лидирующие позиции на мировой арене по всем основным показателям. Именно в этот период времени (первые два десятилетия после завершения войны) в США (а затем - и во всем западном мире) начинают формироваться общество потребления и массовая культура. Причиной формирования первого является тот факт, что люди устали от двух мировых войн, а короткий временной отрезок между мировыми войнами едва ли можно считать временем наслаждения миром. Большинство стран-участниц Первой мировой войны после ее завершения были охвачены либо революциями, либо безработицей и общим социальным упадком, либо и тем, и другим одновременно. Помимо этого мир жил в явном предчувствии возобновления кровавой бойни в планетарном масштабе.

К тому же ко времени появления достаточно явных признаков наступления эпохи потребления успело родиться и вырасти поколение людей, которые не видели войны. В этот период в западном мире растут экономические показатели, уровень жизни людей повышается, при этом у людей появляется больше свободного времени. Это время,

1 Там же, с. 97.

которое раньше было занято работой, приходится занимать чем-то другим. Так возникает понятие досуга, как правило, связанного с развлечениями, которые базируются, прежде всего, на потреблении. Феномен потребления требует постоянного, непрекращающегося производства и воспроизводства благ, в том числе и культурных. Так появляется популярная, или массовая культура.

Популярной культурой принято считать такую культуру, которая охватывает широкие слои населения в том или ином обществе. Такая культура (в отличие от культуры элитарной, культуры избранных) понятна большинству, не требует изначальных данных в виде хорошего образования, эрудированности и прочих черт классических интеллектуалов, она доходчива, при этом яркая и всегда предлагает то, чего хочется широкому кругу людей в нерабочее время - отдохнуть и развлечься.

Принято считать, что родиной массовой культуры являются Соединенные Штаты Америки, поскольку, как известно, эта страна понесла во Второй мировой войне наименьшие потери. Таким образом, в послевоенных Соединенных Штатах были все необходимые условия для возникновения и развития такого феномена, как массовая культура. Так или иначе, многие исследователи массовой культуры сходятся на том, что феномен массовой культуры - феномен в первую очередь американской народной культуры. Этому есть еще одна причина, состоящая в том, что США как молодое государство (к моменту окончания Второй мировой войны им не было и двух сотен лет) за столь короткое время еще не успело предложить миру свой культурный «ответ». Что касается стран Западной Европы, которые стали первыми объектами внедрения американской массовой культуры, то их положение было куда более плачевным, как минимум, в экономическом аспекте.

Английский культуролог и исследователь массовой культуры Дж. Стори в своей книге «Культурная теория и популярная культура» приводит следующие факты в пользу этого вывода: «В первые пятнадцать или около того лет после окончания Второй мировой войны американские интеллектуалы вели дебаты о так называемой массовой культуре. Эндрю Росс рассматривает массу «как один из ключевых терминов, определяющих официальное различие

между американцами и неамериканцами» . И далее: «После Второй мировой войны Америка испытала временный успех культурного и политического консенсуса, предположительно основанного на либерализме, плюрализме и бесклассовости»2. Таким образом, можно сделать вывод о том, что США переняли либеральную культуру европейских стран и на ее основе породили культуру массовую.

Все вышеприведенные положения дают возможность сделать следующие выводы. Массовая культура - продукт западной цивилизации, построенной на принципах идеологии либерализма. Именно либерализм из всех прочих идеологий представляется наиболее тесно сплетенным с феноменом массовой культуры, так как фактически на его фундаменте возникли сначала понятия массового сознания и человека масс, а затем и понятие массовой, популярной культуры. Однако нельзя отрицать и того, что тесная взаимосвязь либерализма и массовой культуры впоследствии породила обстоятельства, которые с трудом соотносятся с изначальными опорными точками либеральных учений. Массовая культура стала опорой идеологического диктата, зачастую (или почти всегда) лишающего объектов своего воздействия возможности выбирать, размышлять, критиковать. Массовая культура - культура, лишенная необходимости присутствия в ней личности, индивида. А индивид и его ценности предлагались в качестве фундаментальных оснований идеологии «изначального» либерализма.

1 Storey J. Cultural Theory and Popular Culture. An Introduction. Fifth edition. University of Sunderland. Person Longman, 2010. 258 p.,pro. 28.

2 Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.