Научная статья на тему 'Ли Куан ю - отец "сингапурского чуда"'

Ли Куан ю - отец "сингапурского чуда" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2443
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД-ГОСУДАРСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИНГАПУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТАЛАНТ ЛИ КУАН Ю / МИССИЯ ЛИДЕРА / А CITY-STATE / LEE KUAN YEW'S MANAGERIAL TALENT / STRATEGIC PROGRAM OF SINGAPORE DEVELOPMENT / MISSION OF A LEADER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонов Владимир Иосифович

В статье даются авторский анализ и интерпретация феномена "сингапурское чудо", при этом аргументированно показаны его истоки и особенности. Квинтэссенцией статьи выступает последовательное и глубокое раскрытие роли Ли Куан Ю как главного творца "сингапурского чуда". В этой связи несомненный интерес в работе представляет политический портрет известного лидера Сингапура, написанный автором в ракурсе его подлинно реформаторских деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lee Kuan Yew - the Creator of the "Singapore Wonder"

The article offers the author's analysis and interpretation of the phenomenon of "the Singapore wonder". The author presents well-reasoned origins and peculiarities of the phenomenon. The main focus of the article is given to the consistent and thorough examination of Lee Kuan Yew's role as the main creator of "the Singapore wonder". In this connection a political portrait of a prominent leader of Singapore, outlined by the author within the framework of his reformatory acts, is of undoubted interest.

Текст научной работы на тему «Ли Куан ю - отец "сингапурского чуда"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 2

ПЕРСОНА

В.И. Антонов, д-р филос. наук, профессор Восточно-Сибирского

государственного технологического университета, заслуженный

деятель науки РФ, советник Президента Республики Бурятия

ЛИ КУАН Ю - ОТЕЦ "СИНГАПУРСКОГО ЧУДА"

В статье даются авторский анализ и интерпретация феномена "сингапурское чудо", при этом аргументированно показаны его истоки и особенности. Квинтэссенцией статьи выступает последовательное и глубокое раскрытие роли Ли Куан Ю как главного творца "сингапурского чуда". В этой связи несомненный интерес в работе представляет политический портрет известного лидера Сингапура, написанный автором в ракурсе его подлинно реформаторских деяний.

Ключевые слова: город-государство, стратегическая программа развития Сингапура, управленческий талант Ли Куан Ю, миссия лидера.

The article offers the author's analysis and interpretation of the phenomenon of "the Singapore wonder". The author presents well-reasoned origins and peculiarities of the phenomenon. The main focus of the article is given to the consistent and thorough examination of Lee Kuan Yew's role as the main creator of "the Singapore wonder". In this connection a political portrait of a prominent leader of Singapore, outlined by the author within the framework of his reformatory acts, is of undoubted interest.

Key words: а city-state, strategic program of Singapore development, Lee Kuan Yew's managerial talent, mission of a leader.

В мире, как известно, много явлений, которые можно отнести к разряду чудес. Их хватает и в природе, и в самом человеческом обществе. Но бывают феномены особого рода, которые с трудом вписываются в границы традиционного понимания чуда. Это нечто такое, что может буквально потрясти воображение любого человека в силу своей способности осуществить доселе невозможное.

Именно к классу подобных явлений можно смело отнести "сингапурское чудо". Во всяком случае, сходные во многом ассоциации и ощущения вызывает сегодняшний Сингапур — ультрасовременный город и государство в одном лице. В этой крохотной стране с населением 4,4 млн человек и площадью в 1,3 раза меньше Киева еще в 2005 г. было произведено валового внутреннего продукта (ВВП) в 1,3 раза больше, чем во всей... Украине за тот же год, — факт, поражающий любого исследователя сингапурского феномена. В

Антонов Владимир Иосифович, тел.: 8 (301) 2-416-288, e-mail: [email protected]

самом деле, как, каким образом такое возможно? Ведь Сингапур начисто лишен природных ресурсов, там нет ни нефти, ни газа, ни железной руды, ни других разновидностей полезных ископаемыгх. Он вообще не имеет ни древесины, ни металла, ни множества того, на чем богатеют иныге страны1. К слову, эта страна вышужцена ввозить из-за рубежа даже песок для строительства своих небоскребов и, к большому удивлению приезжих, обыиную воду для канализационные систем города, в том числе для санузлов. Тем не менее Сингапур является едва ли не единственным государством, которое, по известному признанию бышшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, сумело осуществить мощный прорыв "из третьего мира в первый", тем самым воплотив в жизнь заветную мечту всех развивающихся стран. Это находит подтверждение и в классификации Всемирного банка: Сингапур — вторая после Японии страна на азиатском континенте, которая уверенно вошла в так называемый "золотой миллиард", т.е. в самую богатую часть нашей планеты. В том же, например, 2005 г. ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности в данной стране составлял 27,5 тыс. амер. долл., тогда как в ее бывшей метрополии — Великобритании — названный показатель равнялся 31,4 тыс. долл. (Пидлуцкий, 2007). Это показывает, что сингапурцы и по этому показателю уже близки к тому, чтобы сравняться или даже превзойти жителей Альбиона.

Однако локомотив современной сингапурской экономики отнюдь не является, так сказать, "догоняющим". В последние 10— 15 лет экономика города-государства по темпам роста уверенно опережала наиболее развитые страны мира. И это продолжается по сегодняшний день. Ныне более четверти национального дохода в стране производится в сфере высоких технологий, в частности — информационных и биологических. По единодушному признанию ведущих экономистов мира, Сингапур сумел создать наиболее прогрессивную структуру экономики, причем такую, до которой пока не смогла подняться ни одна другая страна на земном шаре. Даже ближайшие его "преследователи" в лице ведущих экономических держав — США и Японии — существенно отстают по данному параметру.

В этой связи снова хочется задаться вопросом: как такое стало возможным в столь миниатюрном островном государстве, не имеющем абсолютно ничего "собственного" в традиционном представлении — ни природных кладовых, ни других естественных источников для обогащения, ни лишней земли для освоения, ни свободной территории для развития? Вопрос непростой не только на первый взгляд. Но думается, что предварительный и в целом правильный ответ на него кроется в следующих моментах. Сингапур со дня обретения независимости в 1965 г. обладал лишь одним ценнейшим ресурсом в виде человеческого капитала — трудового, индивидуального, коллективного, общинного и иного характера, причем способного к широкому обучению, пригодного для всесторонней профессио-

нальной и интеллектуальной подготовки. Его население, в большинстве своем состоявшее из этнических китайцев (более 75%), представляло собой тот реальный потенциал, из которого и благодаря которому должно бышо впоследствии развиться "сингапурское чудо". И достижимость последнего в обозримом будущем уже проглядывалась в таком объективно выраженном факте: сингапурцы ко дню основанию своего независимого государства сумели зарекомендовать себя в глазах окружающего мира не только настоящими трудоголиками, но и предприимчивыми, способными, постоянно стремящимися к обучению и усвоению новых знаний и технологий людьми. Но подобный ответ все-таки оказался бы явно недостаточным, обнажающим лишь верхнюю часть айсберга. Его основание следует искать в иной глубинной причине — наличии первоклассного лидера, блестяще подготовившего, организовавшего и подвигнувшего народ Сингапура на экономический прорыв, экономическое "чудо".

Имя этого лидера — Ли Куан Ю. Современный экономически, технологически развитый и интеллектуально продвинутый Сингапур и его главный творец в лице Ли Куан Ю — понятия взаимообусловленные и взаимосвязанные. Во всяком случае, со дня образования независимого Сингапура вплоть до начала XXI столетия это понятийное взаимосцепление невозможно представить врозь, в разорванном виде. Перефразируя Владимира Маяковского, можно безошибочно утверждать: когда размышляешь о Ли Куан Ю, подразумеваешь Сингапур, когда думаешь о Сингапуре, подразумеваешь Ли Куан Ю. Вот такая почти неопровержимая жизненная диалектика.

Но строительство нового Сингапура в самом начале наталкивалось на сложные, порою трудноразрешимые обстоятельства. "Тем не менее, — подчеркивает известный американский политик и политолог Генри Киссинджер, — история показывает, что обычные расчеты на основе здравого смысла могут быть изменены экстраординарными людьми. В случае с Ли Куан Ю, отцом сингапурской государственности, старый спор о том, обстоятельства или личность оказывают решающее влияние на развитие событий, решен в пользу последней" (Киссинджер, 2005, с. 7). И действительно, в реальном становлении независимого Сингапура вопреки всем крайне неблагоприятным первоначальным условиям и обстоятельствам в блистательной победе над ними, приведшей в конечном счете самую маленькую, к тому же отсталую и нищую, страну в Юго-Восточной Азии на вершину экономического процветания, решающую роль сыграл один-единственный человек — его гениальный правитель Ли Куан Ю.

Все началось с далекого 1959 года, когда британцы предоставили Сингапуру независимость в виде "самоуправляемой колонии" в границах Британской империи. Премьер-министром этого, пока что формально независимого государственного образования стал почти неизвестный внешнему миру 36-летний Ли Куан Ю (род. 1923), юрист по образованию, выпускник Кембриджа, председатель сингапурской Партии народного действия (ПНД).

Перспективы становления нового независимого государства из-за чрезвычайно плохих стартовых условий вышлядели ужасными. Экономика бедного города, каковым тогда являл себя Сингапур, буквально "дышала на ладан". Она основывалась на "двух китах": транзитно-посреднической торговле каучуком, оловянной рудой, древесиной, копрой, рисом и другими сырьевыми товарами из Малайзии и в меньшей степени — из Индонезии и Таиланда, а также на обслуживании британской военно-морской базы. Хотя это в совокупности давало всего четвертую часть национального дохода Сингапура, опасение, что оба канала, обеспечивавших относительное благосостояние на острове, могут в любой момент "закупориться", имело под собой более чем серьезное основание (предстоящее закрытие военно-морской базы, элементарная возможность экономической блокады со стороны соседствующих государств). И оно очень омрачало не только ситуацию на начальной стадии развития нового карликового государства, но и его виды на ближайшее будущее.

Это опасение вскоре стало подтверждаться устрашающей явью. Уже в начале 60-х гг. прошлого столетия Лондон объявил о своем решении полностью свернуть британское военное присутствие "восточнее Суэца", включая, разумеется, военно-морскую базу в Сингапуре. При этом быш обозначен крайний срок ее закрыггия (до 1968 г.). Между тем эта база занимала работой целыгх 40 тыс. сингапурцев, а значит, по сути была важным источником их жизнеобеспечения.

На сей счет убийственный прогноз сделал на страницах лондонской "Санди Таймс" от 22 августа 1965 г. ее репортер Ричард Хьюз: "Сингапурская экономика разрушится, если будут закрыты британские военные базы, на содержание которых ежегодно расходуется более чем 100 миллионов фунтов стерлингов" (цит. по: Ли Куан Ю, 2005, с. 12—13).

Одновременно малайские и индонезийские националисты, взявшие власть в своих свежеиспеченных государствах под флагом национальной независимости "от всего чужеродного", стали открыто и в непримиримой форме бороться против господствующего положения в экономике не только бывших европейских колонизаторов, но и многочисленных китайских общин, появившихся в обеих странах в период их колонизации и наряду с европейцами добившихся подобного положения. В результате независимая Индонезия на несколько лет объявила независимому Сингапуру торговую блокаду. Не отставали и малайцы, начавшие кампанию по направлению основных потоков своей внешней торговли через многочисленные собственные порты, тем самым демонстративно отказавшись от традиционные портовых услуг Сингапура. То быш не только и не столько прозрачный намек, сколько открытый вызов, основанный на давно накопившейся неприязни и неприятии Сингапура, прежде всего подавляющего большинства его жителей, т. е. этнических китайцев.

В этих условиях Ли Куан Ю предпринял попытку, напоминающую известный принцип "клин клином", воссоединить свою остров-

5 ВМУ, политические науки, № 2

65

ную страну с... Малайей на основе федеративного устройства. После изнурительно долгих и нелегких переговоров с малайцами ему удалось убедить их в необходимости создания такого объединения. И вот в сентябре 1963 г. быша создана Федерация Малайзии, в состав которой помимо Сингапура и Малайи вошли две бывшие британские колонии на севере о. Калимантан — Саравак и Сабах.

В условиях новой федерации Ли Куан Ю сразу возглавил движение за отказ от чисто "малайского" в пользу единого "малайзийского" государства, с тем чтобы сингапурцы в лице этнических китайцев имели равные права с малайцами в объединенном государстве. Однако это движение со стороны малайцев бышо воспринято крайне негативно и расценивалось как необоснованные претензии на удержание любой ценой бышого доминирования этнических китайцев в экономике нового государства. В результате в Сингапуре периодически стали провоцироваться межэтнические конфликты, нередко кровопролитные, а это ничего хорошего не сулило для будущего Малайзии. Менее чем через два года произошел странный на внешний взгляд "развод" в одностороннем порядке. Руководство Малайзии фактически отторгло Сингапур, приняв в августе 1965 г. официальное решение вывести его из состава Федерации. Так это миниатюрное город-государство вновь оказалось наедине с самим собой и пустилось в одиночное плавание в окружении государств-соседей, полных в отношении его вражды и непонимания. Сингапур ими тогда воспринимался только как совершенно ненужный посредник и "нахлебник".

Потеря мини-страной посреднических функций в движении сырья и товаров из соседних государств по реалиям того времени могла привести ее к катастрофическому исходу, если не сказать — к неминуемой гибели. Поскольку Сингапур тогда не располагал собственной промышленностью в классическом ее понимании, первичная переработка, а зачастую простая сортировка и упаковка различных видов сырья, получаемого им из соседних стран, а затем последующий их реэкспорт в европейские страны, США и Канаду выступали главной составляющей экономической жизни островитян.

Лишившись столь важного, хотя достаточно примитивного, пульса экономического выживания, сингапурцы оказались на грани настоящей паники. Но последние лучи надежды и веры в свою жизнеспособность они все же сохранили, во многом благодаря тому, что во главе Сингапура стоял Ли Куан Ю, величие которого в полной мере будет осознано по прошествии десятилетий уникальных реформ и свершений, осуществленных в островной стране. Премьер-министр несмотря на сильное внутреннее беспокойство, более того — наперекор тщательно скрываемому им нервному стрессу из-за того, что страна в силу сложившихся обстоятельств очутилась "на краю пропасти", внешне излучал уверенность в себе, в своих действиях, демонстрировал особую выщержку и хладнокровие. Тем самым он

стремился внушить своим согражданам спокойствие и оптимизм, вернуть своему народу веру в себя. В то же время Ли Куан Ю всячески пытался выбить из него дух иждивенчества, наивного и опрометчивого ожидания "чьей-либо выручки извне", прямо и однозначно провозгласив: "Мир вовсе не обязан нас кормить!".

Вот что по этому поводу пишет Ли Куан Ю в своих удивительно интересных и поучительных воспоминаниях, изданныгх объемной книгой, которая уже упоминалась в предыдущих ссышках: "Размышляя над всеми этими проблемами и ограниченным набором возможных решений, я пришел к выводу, что островное государство-город в Юго-Восточной Азии не смогло бы выгжить, если бы пыталось идти обычным путем. Нам следовало предпринять экстраординарные усилия, чтобы стать сплоченным, твердым и приспосабливающимся к различным обстоятельствам народом, способным делать все лучше и дешевле, чем наши соседи, которые хотели обойти нас и стать посредниками в региональной торговле, сделать ненужной нашу роль торговых ворот региона. Мы должны были чем-то отличаться от других стран" (Ли Куан Ю, 2005, с. 16).

Разумеется, поначалу молодое государство сталкивалось со множеством острых и неотложных проблем не только чисто экономического свойства. В первую очередь необходимо было в кратчайшие сроки добиться международного признания Сингапура, вступления его в ООН. Большие усилия дипломатического, политического и иного характера, приложенные в этом направлении Ли Куан Ю и его командой, вскоре дали должный результат. Другой не менее, а может более существенной, имевшей чрезвыиайно большую актуальность для сохранения независимости задачей являлась тогда организация обороны страны. Ведь у Сингапура в то время вообще не было собственных вооруженных сил. Поэтому напряженная и многосторонняя, осуществленная с высочайшей оперативностью деятельность правительства во главе с Ли Куан Ю по созданию более или менее боеспособной армии, включая тщательное изучение и использование ценного опыта военного строительства в Израиле и некоторых западных странах, также не прошла даром.

Но главнее всего по-прежнему оставалась экономика, необходимость ее оживления и полноценного развития. Это в высшей степени остро осознавал Ли Куан Ю.

Обращаясь к тем тяжелым годам становления независимого Сингапура, он откровенно признается в своих воспоминаниях: "После нескольких лет проб и ошибок, зачастую обескураживающих, мы пришли к выводу, что наилучшим выходом для нас было бы привлечение в Сингапур американских многонациональных корпораций (ТНК)... Американские ТНК принесли бы с собой высокие технологии, использовавшиеся в крупномасштабный: производствах, и создали бы множество рабочих мест. Американцы имели вес и обладали уверенностью в своих силах. Они полагали, что правительство

США намерено сохранять американское присутствие в Юго-Восточной Азии, и их бизнес будет, таким образом, защищен от возможной конфискации или потерь в результате военный: действий" (там же, с. 58—59).

Такое видение, открывшееся Ли Куан Ю после его мучительныгх поисков и опытов, постепенно стало обретать достаточно четкие контуры и системно оформляться в рамках двуединой стратегии. Первый из этих двух ключевых аспектов зарождавшейся тогда стратегической программы состоял в том, чтобы Сингапур вырвался за пределы своего региона, вышел далеко за границы враждебно настроенного по отношению к нему окружения (по опыту, например, Израиля). Только строгое следование этому жизненно важному императиву могло спасти экономику островного государства.

Конкретизируя такую позицию, Ли Куан Ю пишет: "Так как наши соседи в перспективе собирались сократить свои экономические связи с Сингапуром, мы должны были наладить связи с развитыми странами: Америкой, Европой, Японией, — привлекать их производителей для создания предприятий в Сингапуре и последую -щего экспорта своей продукции в развитые страны" (там же, с. 59).

В этом вопросе Ли Куан Ю обоснованно развенчивает точку зрения, ставшую общепринятой среди большинства экономистов того времени и особенно с большой охотой культивировавшуюся в странах коммунистического и "третьего" мира. Во всяком случае, показывает ее несостоятельность применительно к Сингапуру. Суть ее заключалась в том, что ТНК по природе своей являются эксплуататорами дешевой земли, труда и сырья, продолжателями бесчеловечной политики колонизаторов. Как признается по этому поводу Ли Куан Ю: «Многие лидеры стран "третьего мира" верили этой теории колониальной эксплуатации, но Кен Сви1 и меня она не впечатляла. Мы должны быши решать насущные проблемы страны и не могли позволить себе быть опутанными какими-то теориями и догмами. В любом случае, каких-либо природных ресурсов, которые ТНК могли эксплуатировать, в Сингапуре не бышо. Все, что у нас бышо, — это трудолюбивые люди, хорошая базовая инфраструктура и правительство, которое решило быть честным и компетентным. Нашим долгом было обеспечить два миллиона жителей средствами к существованию, и если ТНК могли обеспечить нашим рабочим занятость и научить их техническим, инженерным и управленческим навыкам, значит, нам следовало иметь дело с ТНК» (там же).

Другим основополагающим аспектом стратегической программы развития Сингапура Ли Куан Ю справедливо считал создание в недалекой перспективе оазиса "первого мира" в регионе "третьего мира". И здесь главная задача заключалась в том, что маленькому островно-

1 Министр внутренних дел и обороны Сингапура, до 1965 г. — министр финансов. — Примеч. В.И. Антонова.

му государству, затерявшемуся "где-то в Юго-Восточной Азии", надлежало любой ценой достичь уровня принятых в выгсокоразвитыгх странах стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта и обслуживания. Только так Сингапур смог бы стать одним из базовый: "центров" Запада в "третьем мире", т.е. привлекательным для бизнесменов и инженеров, менеджеров и ученых, других профессионалов из передовых стран.

В движении к этой заветной цели правительство страны во главе с Ли Куан Ю руководствовалось одним простым принципом: Сингапур, чего бы это ни стоило ему, должен был стать значительно организованнее, эффективнее и энергичнее, чем другие страны региона. Еще один мощный "козырь", который сингапурское руководство сумело планомерно и успешно "разыщрать" на многие десятилетия вперед, можно определить как фактор двойного доверия — внутри страны, со стороны народа к политике правительства, и извне, в особенности со стороны инвесторов.

В целях обеспечения последнего несмотря на отсутствие в островной стране внутреннего рынка и природных ресурсов еще в 1961 г. бышо образовано Управление экономического развития (УЭР). Кстати, в организации и последующей его успешной деятельности и в целом реализации экономической политики правительства Сингапура в течение 23 лет (до 1984 г.) выщающуюся роль сыграл экономический советник Ли Куан Ю, гражданин Нидерландов доктор Альберт Винсемиус. О нем основатель сингапурского государства всегда отзывался с большой благодарностью и признательностью.

Уже за сравнительно короткое время это управление прославилось на весь мир как "единое сингапурское окно", притягивавшее к себе инвесторов со всего мира. И здесь совместная задумка Ли Куан Ю и А. Винсемиуса в конечном счете в полной мере удалась. Иностранному инвестору было во всех отношениях гораздо удобнее и выгоднее, быстрее и эффективнее иметь дело не с огромным и запутанным бюрократическим аппаратом из разного рода министерств, служб, департаментов и отделов, а всего лишь с одним управлением, одним чиновником из этого управления, выступавшим непосредственным куратором и заинтересованным опекуном конкретного инвестора. Поэтому деятельность персонифицированного чиновника управления оценивалась в прямой зависимости от успехов зарубежного инвестора в налаживаемом им в островной стране бизнесе. В полномочия УЭР были строго вменены обязанности решать все проблемы, возникавшие у инвесторов, — земельные вопросы, электро-и водоснабжение, безопасность труда, охрана окружающей среды и т. д.

Но прежде чем инвесторы пришли в Сингапур, необходимо было, чтобы деловой мир Запада хотя бы узнал о существовании этого островного государства. А для этого чиновники УЭР вынужде-

ны были трудиться с максимумом напряжения, выезжая и посещая многочисленные офисы ТНК. Первоначально "их (ТНК. — В.А.) управляющие не всегда даже знали, где находится Сингапур, так что... приходилось показывать им на глобусе небольшую точку на крайней оконечности Малайского полуострова в Юго-Восточной Азии. Служащим УЭР иногда приходилось посетить 40—50 компаний, пока одна из них направляла свою миссию в Сингапур. Они (служащие УЭР. — В.А.) работали с неистощимой энергией, потому что чувствовали, что от них зависело выживание Сингапура" (там же, с. 61).

Наибольшие усилия УЭР при этом были нацелены на привлечение инвестиций в четыре перспективные (по меркам того времени) отрасли промышленности: разборку и ремонт кораблей, машиностроение, химическую промышленность, производство электрооборудования и приборов. Но необходимо подчеркнуть, что не только УЭР как главный агент правительства, но и само правительство в целом играли ключевую роль в "притягивании" инвестиций в страну. Именно на правительственном уровне во главе с Ли Куан Ю решался вопрос о создании соответствующей инфраструктуры и всесторонне продуманных и способных эффективно работать промзон, о предоставлении финансовых средств для развития промышленности, налоговых экспортных льгот. В деле привлечения инвестиций, естественно, невозможно было бы обойтись без проведения разумной макроэкономической политики, без установления нормальных взаимоотношений в трудовой сфере, т. е. без выполнения этих базовых требований нельзя было рассчитывать на благоприятствование деятельности частным предприятиям. Это, вне сомнения, Ли Куан Ю прекрасно понимал.

"Первой ласточкой" в таком многомерном и сложном деле явилось создание инфраструктуры, непосредственно связанной со строительством промышленной зоны Джуронг площадью в 9000 акров (3600 га). На этой площади быши построены дороги, проведены канализация, дренаж, линии электро-, газо- и водоснабжения. Но начало ее развития шло очень тяжело. В 1961 г. бышо выщано мизерное количество сертификатов бизнесменам на право работы в указанной зоне. Их набралось всего 12. Вхождение Сингапура в состав Малайзийской Федерации вообще притормозило только-только начавшийся процесс. Так, на протяжении 1963—1965 гг., когда островное государство находилось в составе Федерации, центральное правительство в Куала-Лумпуре не выдало ни одного сертификата для этого экономического района.

Обнадеживающие подвижки начались лишь после выхода Сингапура из Федерации. В дальнейшем набранные обороты уже не позволяли островной стране сворачиваться в обратном направлении. К примеру, только к концу 1970 г. правительство Сингапура выщало 390 сертификатов, дававших инвесторам право на освобождение от

налогов на 5 лет. Затем этот срок быш продлен до 10 лет на сертификаты, выщанныге после 1975 г. В результате деловая активность в Джуронге превзошла все ожидания правительства и УЭР. Жизнь и облик Сингапура с приходом первых американских компаний с их высокими технологиями стали заметно меняться в сторону действительной модернизации. Особенно значимым в этом отношении оказался 1970 г., когда известная американская компания "Дженерал электрик" за год на острове основала шесть достаточно крупных предприятий по производству электрических и электронных изделий, предохранителей, электродвигателей.

Ли Куан Ю не без гордости и одновременно с благодарностью отмечает: "В 70-х годах эта компания стала самым большим работодателем в Сингапуре. Американские ТНК заложили фундамент развития масштабной, высокотехнологичной электронной промышленности Сингапура. Тогда мы еще не знали, что электронная промышленность позволит Сингапуру преодолеть проблему безработицы, а в 80-х годах превратит его в крупного экспортера электроники" (там же, с. 63).

Спустя два с лишним десятка лет после образования независимого Сингапура в стране успешно занимались своим делом уже более 200 американских компаний, инвестировавших в нее свыше 19 млрд сингапурских долл. Они не только выступали самыми крупными иностранными инвесторами, но и постоянно являли сингапурцам убедительные примеры того, как нужно беспрестанно повышать и достигать уровня высоких технологий и высококачественной продукции. Без такого перманентного совершенствования не могло быть и речи об уменьшении затрат на рабочую силу, сохранении конкурентоспособности одновременно с высокой зарплатой.

Как показывала последующая практика, в подавляющем большинстве случаев отбор и ставка на строго определенных инвесторов в Сингапуре оказывались не только оправданными, но и эффективными. Некоторые из них, например, предприятия по восстановлению и ремонту судов, нефтепереработке и нефтехимии, банки и финансовые компании и т. д. быши удачно подобраны "триумвиратом" в лице конкретного служащего УЭР, министра финансов Суй Сена и самого премьера Ли Куан Ю. В выполнении этой архиважной задачи активно участвовало и Министерство торговли и промышленности, обоснованно предлагавшее вкладывать инвестиции именно в те области, где был реально ожидаемым технологический прорыв: биотехнологии, компьютерная индустрия, производство специальных химикатов, коммуникационное оборудование, сфера услуг. Но вместе с тем команда Ли Куан Ю действовала предельно осторожно и аккуратно, всегда старалась основываться при осуществлении инвестиционной политики на экономическом реализме. Там, где не бышо уверенности в успехе, она непременно стремилась диверсифицировать риски.

В реализации столь масштабной и комплексной программы покорения Сингапуром высот современной технологии и экономики Ли Куан Ю первостепенное значение справедливо придавал деятельности и роли профессионально обученных и подготовленных кадров. Как он пишет, «мы1 верили в наших молодых служащих, в их честность, интеллект, энергию, пусть даже и при полном отсутствии делового опыта. Из каждого выпуска мы отбирали и посышали лучших выпускников наших школ в лучшие университеты Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции, Италии, Японии, а впоследствии, когда у нас появились средства, — США. Мы вырастили из них наших собственных предпринимателей, чтобы основать такие преуспевающие компании, как "Нептун ориент лайнз" (судоходство. — В.А.) и "Сингапур эйрлайнз" (авиалинии. — В.А.). ...И компании преуспели. В результате этого бышо основано множество новых компаний под эгидой министров и соответствую -щих министерств. Когда и эти компании оказались преуспевающими, мы превратили такие государственные монополии, как "Паблик ютилитиз боард", "Порт оф Сингапур" и "Сингапур телеком" в самостоятельные компании, свободные от министерского контроля. Они управлялись как частные, эффективные, конкурентоспособные и прибышьныге предприятия» (там же, с. 68).

Главными воротами Сингапура, всегда открытыми для внешнего мира, в период правления Ли Куан Ю стали суперсовременный аэропорт Сингапур Чанги и целый комплекс из пяти взаимосвязанных высококлассных морских портов, расположенных в черте города. Этот комплекс, известный миру как "Сингапурский порт", ныне является четвертым в мире по перевозке грузов, проходящих через него (после Роттердама, Йокогамы и Кобэ).

Еще одно феноменальное достижение правительства Ли Куан Ю — это построение сильной и малоуязвимой финансовой системы, превращение страны в третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона. Но как такое могло произойти вдали от Европы, США и даже Японии? На этом стоит остановиться в двух словах.

Финансовую систему страны Ли Куан Ю с его командой приходилось строить поэтапно, на основе общих рышочныгх принципов, причем с жесткой ее регуляцией. Поэтому она отстраивалась как прозрачная, стабильная и надежная. В обеспечении такой системы правительство Сингапура проявляло готовность прибегнуть в случае необходимости к самым суровым мерам. Об этом убедительно может свидетельствовать ряд фактов: конфликт сингапурских властей с человеком, управлявшим активами премьер-министра Великобритании, из-за уличения его в масштабном мошенничестве; четырехкратный отказ в выдаче лицензии банку, собственниками которого были королевские семьи Саудовской Аравии, Бахрейна, Абу-Даби и Дубая и который впоследствии — в июле 1991 г. — обанкротился, вызвав законные претензии со стороны кредиторов и вкладчиков в размере

11 млрд долл.; аналогичное решение, принятое правительством в отношении национального банка Брунея, т. е. категорический отказ несмотря на личную просьбу президента этого банка, принца Моха-меда Болкиа, что лишний раз подтвердило мощную интуицию Ли Куан Ю, поскольку банк через некоторое время с треском лопнул.

Первоначальные операции на сингапурском финансовом рынке ограничивались процедурой привлечения кредитов зарубежных банков для последующего кредитования банков региона. Затем состоялся переход на торговлю иностранными валютами и ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте. После этого правительство успешно организовало работу рынка стандартных контрактов и инвестиционно-банковскую деятельность.

В последующем сингапурские власти умело поощряли процесс естественного поглощения в банковской сфере. При этом сознательно расширяли диапазон действия биржевых инструментов. Так, в 1984 г. сингапурская "Золотая биржа" (Gold Exchange of Singapore) наряду с фьючерсными контрактами на золото стала вообще торговать финансовыми фьючерсными контрактами и заметно преуспевать. К 1998 г. на этой бирже уже проводились успешные торги, охватывавшие значительный перечень региональных фьючерсных контрактов (в том числе на индексы фондовых рынков Японии, Тайваня, Сингапура, Таиланда и Гонконга).

При этом финансовая система Сингапура по-прежнему достаточно жестко регулировалась со стороны его правительства. К настойчивым заявлениям ведущих западных финансистов о том, что ослабление регулирования даст несомненные плюсы, Ли Куан Ю внимательно прислушивался, но не более того. Он был твердо убежден, что либерализовать финансовую систему страны сразу и полностью ни в коем случае не следует, ибо это может вызвать неконтролируемые и непоправимые последствия. Ли Куан Ю считал, что метод регулирования как важный "предохранитель" при критических финансовых ситуациях нужно всегда оставлять в силе. И он был глубоко прав. Разбушевавшийся в 1997—1998 гг. финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, сильно потрясший экономики большинства стран этого региона, не смог существенно затронуть финансовый рынок Сингапура. В результате банки страны, ее биржи не пострадали. В этом опять-таки обнаруживалась неоспоримая заслуга Ли Куан Ю. Проявились его особая дальновидность, большой реализм, практичность и находчивость в разрешении очень непростых вопросов.

Сегодня Сингапур действительно стал "оазисом процветания". Электроника и точное приборостроение, производство оптических инструментов и линз, самолетостроение и самые современные буровые платформы для нефте- и газодобычи, компьютерная техника и судостроение, металлургия и нефтехимия — все это и многое другое, чего феноменальным образом страна добилась на протяжении пос-

ледних 3—4 десятилетий, ныне уже мировой общественностью воспринимается как нечто привыиное и должное: "На то она и Сингапур, чтобы стать такой чудо-страной!". Потому естественным кажется и то, что Сингапур сегодня является крупнейшей научной базой в Юго-Восточной Азии, где целых 170 научно-исследовательских центров успешно разрабатывают высокие технологии и где два перво-классныгх университета и два сильныгх политехнических института готовят для будущего новых специалистов и интеллектуалов высшей пробы.

В сингапурском финансово-экономическом и научно-технологическом прорыве, конечно же, "повинен" только один человек — Ли Куан Ю, с блеском правивший страной в качестве премьер-министра (1959—1990), старшего министра (1990—2004) и не менее сильно влияющий на ее дальнейшее поступательное развитие в особом статусе министра-ментора (наставника) после 2004 г. Как тут не вспомнить известную и давно ставшую общепризнанной в политических и деловых кругах Европы, Азии и Америки характеристику, данную ему бывшим японским премьером Киити Миядзавой: "Он практически самостоятельно превратил маленький остров в великую державу".

В том, что произошло с Сингапуром со второй половины XX столетия вплоть до наших дней, нельзя не увидеть воплощения величайшего таланта профессионала и управленца, политика и лидера с изумительным даром предвидения, имя которого — Ли Куан Ю. Он не раз открыто признавался (понятно, не ради самовозвеличивания, не ради славы, в них он совершенно не нуждался): "У меня несгибаемый характер". Ли Куан Ю становился одержимым, если был убежден в правоте своих идей. Неотступно, до конца выкладываясь, шел к поставленной цели. В этом он видел миссию лидера.

Ли Куан Ю быш и остается всегда холодным и расчетливым прагматиком. Его мировоззрению, думается, скорее всего присуща идеологическая (идейно-методологическая) всеядность. В этом смысле он как бы находился "по ту сторону" социально-системного противоборства, державшего в напряжении мир второй половины прошлого века: с готовностью заимствовал и применял у себя в стране идеи как у коммунистов, так и у капиталистов, иногда не пренебрегал старыми феодальными традициями (к примеру, наказанием кнутом), лишь бы они приносили пользу стране.

Ли Куан Ю со знанием дела сумел применить в Сингапуре систему планирования, громогласно декларированную в свое время в странах социалистического лагеря, но по сути проваленную ими. Как он подчеркивал, "наша задача заключалась в планировании, постановке крупных экономических задач на длительный период времени, в течение которого мы могли их достичь. Мы регулярно рассматривали планы и корректировали их по мере того, как менялась ситуация. Чтобы удовлетворить потребности предпринимателей, планирование развития инфраструктуры, обучения и подготовки ра-

бочих должно было осуществляться за многие годы до того, как в них возникала нужда" (там же, с. 67).

Сингапурские власти с самого начала поощряли утверждение в стране главной идеи капитализма — личного обогащения (сингапурцы ныне находятся на втором месте по уровню жизни в Азии, сразу за Японией, являются страстными игроками на различных биржах). В то же время в стране общежития студентам предоставляются на бесплатной основе (коммунистическая идея). В Сингапуре полный плюрализм и терпимость в отношении всех культов, но пресса строго подцензурна (как это имело место в бывших коммунистических странах): ни одна газета не вправе писать ни о сексе, ни о политике. Сингапур — государство демократическое как бы по западному образцу, но для того чтобы граждане не голосовали "как попало", на избирательном бюллетене специально проставляется номер карточки избирателя. Правительство Сингапура во главе с Ли Куан Ю косвенно применило у себя известный (позже развенчанный) опыт СССР, решившись из пестрой смеси иммигрантов различной крови создать новую единую нацию — сингапурцев. И этот непростой процесс, к удовлетворению сингапурских властей, до сегодняшнего дня идет вполне приемлемым путем. Успешно разрешена и языковая политика. Государственным в стране является малайский, а рабочим для всех государственный: органов — английский. В средних школах в зависимости от потребности ведется преподавание на китайском, тамильском, малайском и английском, а с 2006 г. и на бахаса индоне-зиана — индонезийском варианте малайского языка.

Другим выдающимся достижением Ли Куан Ю и его правительства можно считать то, что в стране полностью изжиты воровство, насилие, торговля и употребление наркотиков, коррупция. По каждому из этих преступлений сингапурскими властями приняты самые суровые законы — наказание смертной казнью через повешение. В этой связи весьма симптоматичен единственный и очень поучительный урок, преподнесенный членом правительства, министром Цзинваном. Когда он быт разоблачен во взяточничестве, он получил серьезное внушение от Ли Куан Ю. После этого виновник, вернувшись домой, покончил с собой.

Немало усилий Ли Куан Ю было вложено и в то, чтобы основным брендом нынешнего Сингапура стала его безупречная чистота. Этим город-государство обязано не только многолетней воспитательной работе среди его граждан, но и принятию суровых законов и жестких санитарных норм.

Таков сегодняшний Сингапур, ставший ярким финансово-экономическим, научно-технологическим символом современной Азии. Но он отнюдь не намерен почивать на лаврах. Страна, как и прежде, в мощном порыве устремлена в будущее. И эта устремленность Сингапура, безусловно, обретает уверенность под знаком мудрых наставлений Ли Куан Ю.

Великий стратег своим надежным компасом продолжает определять путь страны в завтрашний день. Делает это во имя того, чтобы путь этот был, несмотря ни на что, успешным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киссинджер Г.А. Предисловие // Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" — в первый. М., 2005. С. 7.

2. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" — в первый. М., 2005.

3. Пидлуцкий О. Ли Куан Ю: лидер, создавший себе великую державу на маленьком острове // Зеркало недели. 2007. 9—15 июня. № 22 (651).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.