Научная статья на тему '2001. 03. 045. Ф. Ренье. Сингапур глобальный город-государство на пути в ХХI век? Regnier Ph. Singapore? f global city-state into the XXI century?// the end of the "Asian model"?/ ed. H. henke a. J. boxill. Amsterdam a. Philadelphia:John Benjamins Publishing company, 2000. P. 51 77'

2001. 03. 045. Ф. Ренье. Сингапур глобальный город-государство на пути в ХХI век? Regnier Ph. Singapore? f global city-state into the XXI century?// the end of the "Asian model"?/ ed. H. henke a. J. boxill. Amsterdam a. Philadelphia:John Benjamins Publishing company, 2000. P. 51 77 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СИНГАПУР / СИНГАПУР ИСТОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИНГАПУР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 045. Ф. Ренье. Сингапур глобальный город-государство на пути в ХХI век? Regnier Ph. Singapore? f global city-state into the XXI century?// the end of the "Asian model"?/ ed. H. henke a. J. boxill. Amsterdam a. Philadelphia:John Benjamins Publishing company, 2000. P. 51 77»

ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.

Общие проблемы

2001.03.045. Ф. РЕНЬЕ. Сингапур - глобальный город-государство на пути в ХХ1 век?

REGNIER Ph. Singapore? F global city-state into the XXI century?// The end of the “Asian Model”?/ Ed. H.Henke a. J.Boxill. -Amsterdam a. Philadelphia:John Benjamins publishing company, 2000. - P.51 -77.

«Остров - эмпорий1-, а позднее город-государство Сингапур является современным и постсовременным преемником длинной череды процветавших в доколониальное и колониальное время городов-государств Юго-Восточной Азии» (с.51). Одним из факторов

возникновения и процветания Сингапура автор считает долгую традицию торговых эмпориев в Юго-Восточной Азии. Этой традицией регион обязан геостратегической важности Малаккского пролива.

Особенность торговых эмпориев Малаккского пролива заключалась в том, что они существовали бок о бок с государственными образованиями другого типа - основанными на сельском хозяйстве и контролировавшими обширный хинтерланд по обеим сторонам пролива -Малаккский п-ов и индонезийский архипелаг. Экономические отношения, существующие сегодня между Сингапуром и его двумя непосредственными партнёрами - Малайзией и Индонезией, --

безусловно наследие прошлого (с.52).

Сингапур был основан в 1819 г. Т. С. Раффлзом, получившим от султана Джохора разрешение создать торговый порт на острове. В 18251840 гг. сингапурская гавань служила местом встречи европейских торговых судов с лодками китайцев и других местных купцов. Европейцы обменивали текстиль, оружие и опиум на пряности, шелк, дерево, чай и олово. В 1830-е гг. уже половина торгового грузооборота Малаккского пролива проходила через Сингапур. Открытие рынков Китая резко увеличило этот поток. Открытие Суэцкого канала в 1869 г и парового судоходства сделали Сингапур главным перевалочным пунктом торговли в Юго-Восточной Азии. «Появились банки и торговые палаты,

^ Начиная с древности так назывались прибрежные города - центры торговли и складирования товаров; позже этим же термином стали обозначаться и окружающие их территориию - Прим. реф.

как европейские, так и китайские... возникли местные финансовые империи, охватившие весь регион» (с.56). Колонизация Малайи (18741909 гг.) превратила Сингапур в аванпост лондонских финансовых интересов, вовлеченных в добычу олова и производство каучука. К угольным складам добавились нефтяные.

После первой мировой войны Сингапуру долго не удавалось возродить былое процветание. Этому мешала его зависимость от британской экономики, ослабленной за время войны, а также экономический кризис 1929-32 гг. Однако широкомасштабная программа государственных инвестиций немного смягчила последствия кризиса. В 1937 г. в Сингапуре был открыт аэропорт, в 1941 г. завершилось строительство британской военно-морской базы. Однако в феврале 1942 г. Сингапур был легко захвачен японцами, показало его уязвимость (с.57).

Годы, непосредственно предшествовавшие независимости (1959-1965), также показывают хрупкость положения Сингапура: в 1948 г. было введено чрезвычайное положение, а беспорядки в 1956 г. беспорядки серьезно угрожали внутренней безопасности острова. «В 1961 г. умеренное крыло Парии народного действия (ПНД), возглавляемое главным министром Ли Куан Ю, подверглось новому натиску со стороны левых. Опасаясь победы коммунистов, премьер-министр Малайи предложил включить Сингапур в великую федерацию Малайзии» (с.57). Однако это не стало решением проблемы. Вскоре « на острове опять возникла политическая неустойчивость, которая могла подорвать или угрожать экономическому процветанию» (с.57).

Проводимая инедонезийским президентом Сукарно политика конфронтации с Малайзией показывала сингапурским лидерам, насколько остров был беззащитен перед лицом соседнего государства.

Отделение от Малайзии и провозглашение независимости 9 августа 1965 г. как никогда прежде обострили проблему выживания города-государства. Перед Сингапуром стояли вопросы: как обеспечить свое экономическое положение и дальнейшее развитие при том, что, несмотря на политическую независимость, он был тесно связан со своим традиционным хинтерландом - Малайзией и Индонезией? Примут ли соседи маленький китайский анклав в самом сердце малайского мира?

В 1965 г. никто, за исключением голландского экономиста Винсемиуса (позднее он стал постоянным советником Ли Куан Ю), не верил в экономическую жизнеспособность Сингапура. Поэтому легитимация режима ПНД сильно зависела от экономического .выживания государства: упадок традиционной транзитной торговли

необходимо было компенсировать новой стратегией - индустриализации. Слабость местного предпринимательства не позволяла обеспечить промышленный подъем и развитие сектора иначе как с помощью крупных иностранных инвестиций и государственного контроля. С начала 80-х годов Сингапуру удалось стать региональным и мировым перекрестком, где встречались потоки высоких технологий и услуг. Высокие годовые темпы роста (8-10% в среднем), быстрый рост производительности труда, высочайшая конкурентоспособность, стандарты жизни выше, чем в Италии и Соединенном Королевстве, способствуют непрерывной национальной мобилизации во имя постоянного процветания.

«Начиная с 1965 г. лидеры ПНД инициировали кампании по мобилизации всего населения на борьбу за национальное. выживание. Эти постоянные усилия, направленные на защиту эмпория и его неослабевающая способность адаптироваться к внешним событиям быстро превратились в подобие национальной .идеологии. Синдром крайней уязвимости столкнулся с осознанной волей сингапурских лидеров мобилизовать островное общество при помощи методов, в некоторых отношениях напоминающих кампании и массовые митинги в Китае» (с.59). По сути «мобилизация и высокая степень сплоченности островного общества является, вероятно, единственным значительным ресурсом Сингапура» (с.60), «местные людские ресурсы являются единственным капиталом, который по-настоящему принадлежит... городу-государству» (с.62). Лозунг «сильного общества» («rugged society»), выдвинутый ПНД, показал, что выживание города-государства зависит от сплоченности его общества и веры в непогрешимость его правительства. Учитывая тяжелые кризисы 1957-65 гг., ПНД, вероятно, не имела иного выбора, кроме установления контроля над каждой сферой социальной активности Сингапура.

После 1963-65 гг. первое поколение лидеров ПНД сконцентрировало всю власть в своих руках. Уничтожив главную оппозиционную силу - Барисан Социалис (прокоммунистическая партия левее ПНД), правящая партия стала культивировать образ единственной политической силы, способной преодолеть стагнацию или упадок. Экономические .успехи, достигнутые за первые годы независимости, обеспечили режиму поддержку значительного большинства населения. Так возникла сингапурская форма дирижизма и авторитарного планирования. ПНД до сих пор оправдывает свою монополию на власть такими факторами, как необходимость закреплять достигнутые успехи, отрицание своего права на ошибки, нахождение оптимальных решений

любых проблем. Она не позволяет ставить под вопрос существующий политический порядок, определяя себя как гаранта стабильности и процветания.

Упадок транзитной торговли и диверсификация экономики сделали необходимой довольно многочисленную госадминистрацию, которая меньше зависит от традиционной китайской торговой и банковской общины и от традиционных колониальных промышленников, чем до 1965 г. В частном секторе господствуют иностранные и транснациональные компании, которые действуют на мировом рынке и менее других нуждаются в политических контактах с правительствами отдельных стран. Поэтому уже среди лидеров первого поколения ПНД было мало предпринимателей. Сингапур - одна из стран с самым низким уровнем коррупции: «Ли Куан Ю был убежден, что любой рост коррупции подорвет основы успеха города-государства и его международную репутацию» (с.63).

Автор отмечает высокую персонализированность власти в Сингапуре. Сингапурцы китайского происхождения видят в Ли Куан Ю образцового лидера, воплощающего философию хорошего управления в конфуцианском понимании. Руководство ПНД опирается на 4 принципа: разнообразные внешние проблемы оправдывают постоянный прагматизм и приспособляемость; вмешательство государства в жизнь общества способно сплотить нацию; система социальной мобилизации придает большую цену работе, усилию, изобретательности и таланту - основным характерным чертам китайских иммигрантов - и гарантирует всем гражданам равенство прав и обязанностей; строительство сингапурского государства рождает технократов, которые отождествляются с идеалами конфуцианской этики.

Подчеркивая свою роль в борьбе за выживание города-государства, ПНД не может допустить свободное профсоюзное движение. Поэтому Национальный конгресс профсоюзов, который в 1965 г. заменил Сингапурскую ассоциацию профсоюзов, был прямо подчинен ПНД. Функции Конгресса были настолько ограничены, что ему пришлось сосредоточить все внимание на развитии социальных служб для рабочих. Пока ПНД не допускает безработицы (с 1971-73 гг.), сохраняет очень низкую инфляцию и осуществляет важные социальные программы (жилищное строительство, здравоохранение, образование), большинство активного населения мирится с этим.

До 1965 г. профессиональные объединения и китайские тайные общества способствовали сохранению жестких границ между этническими группами и социальными классами. Чтобы

дисциплинировать и объединить все общество, правительство независимого Сингапура заменило эти объединения и общества примерно 175 общинными центрами и примерно 300 комитетами резидентов (консультативными комитетами граждан). «Эти комитеты, постоянные члены которых назначаются ПНД, являются скорее выражением «демократической централизации» власти, нежели прямым участием масс в управлении местными и национальными делами... Они выполняют многие гражданские и социальные функции и играют определенную роль в передаче, толковании и осуществлении решений ПНД» (с.67).

Особенность эмпория - отсутствие у него собственной национальной или «государственной» идентификации. Сингапур -экономическая целостность, искусственно созданная на чужой территории и полностью посвятившая себя своему международному призванию. ПНД управляет очень разнородным обществом иммигрантов без общего языка, культуры или политической лояльности, поэтому в долгосрочной перспективе она не может сплачивать население лишь под знаменем «социально ориентированного государства».

Одним из главных препятствий для национальной интеграции Сингапура стала его многорасовость. «Если индийское меньшинство, малое по количеству, но сильное по профессиональным достижениям, относительно хорошо интегрировано в островное общество, то малайцы оказываются гораздо более маргинальными: это одна из главных структурных проблем, замедляющих настоящее социальное сплочение, и она далека от разрешения», тем более, что «любая попытка притеснения малайского меньшинства острова китайским большинством была бы неприемлема ни для Индонезии, ни для Малайзии...» (с.68). Во всех государственных символах видно стремление усилить многорасовую идентичность Сингапура и таким образом уравновесить преобладание китайцев над представителями этнических меньшинств. Поэтому, например, Bahasa Malaysia выступает как своего рода «национальный» язык из-за его использования в сингапурском гимне. Языком межэтнического общения сингапурцев является английский (с 1966 г. 70% материала в школе преподается на английском (с.69-70). Благодаря действующим ограничениям китайцев непропорционально мало на госслужбе; малайцев много в полиции, армии и суде (с.68-69).

Образование является одним из приоритетов правительства и занимает в бюджете второе место после обороны. Более половины населения - моложе 35 лет; более четверти всех жителей учатся.

В военной сфере, как и в экономической, Сингапур также вынужден иметь дело с проблемами, обусловленными его малыми размерами: до сих пор специалисты по стратегии не смогли ясно определить ни того, как долго маленький остров (620 кв. км) способен защищаться, ни того, как избежать втягивания в вооруженный конфликт. Всеобщая воинская повинность является дополнительным фактором сплочения сингапурцев. Обычно обязательным условием поступления в высшее учебное заведение является служба в армии, которая «пропускает молодое поколение через идеологию сингапурской постоянной мобилизации как условия выживания и непрерывного процветания» (с.71).

Правительство уделяло армии повышенное внимание: до 197172 гг. на оборону шло около 40% госбюджета и 11% ВНП Сингапура (с.72). Приоритет в военной стратегии государства отдан политике сдерживания, главную роль в которой играют военно-воздушные силы. По выражению организатора сингапурской армии Го Кен-сы, в основе этой политики - стратегия «ядовитой рыбы», которую агрессору придется проглотить, чтобы высадиться на острове. Главная задача -сделать цену агрессии слишком высокой для нападающего.

Сингапур пытается компенсировать свои стратегические недостатки сверхсовременной техникой и тщательным обучением личного состава, благодаря чему город-государство превратился в значительный военно-промышленный центр региона.

С 80-х годов ПНД проводит кампанию социальной мобилизации под лозунгом «тотальной обороны», цель которой - обеспечить

мобилизацию всех сингапурцев за 24 часа. В концепции «тотальной обороны» выделены 5 сфер действия: обычная военная оборона, гражданская оборона (ее объект- мертвые, раненые, материальные

разрушения), экономическая оборона (означает мобилизацию в случае войны всего промышленного производства, а в мирное время - создание тесных связей между гражданской и военной сферами экономики), «общественная оборона» (гарантирует внутреннюю неуязвимость

Сингапура с помощью сплочения населения вокруг общих ценностей), психологическая оборона (ограждает молодежь от «догматической идеологии и подрывной деятельности», главным образом, от

коммунизма, от потенциальной опасности со стороны определенных западных ценностей или от сверхзависимости от благосостояния).

Сингапур является экономически наиболее стабильным государством Юго-Восточной Азии, которую с середины 1997 г. захватил финансовый кризис. Если кризис повторится, Сингапур также не устоит.

И хотя на парламентских выборах 1997 г. ПНД сумела повернуть вспять постепенное (с конца 80-х годов) падение своей популярности, перед Сингапуром встает новая проблема: возможность хаоса и насилия в соседней Индонезии, волны дестабилизации от которых могут накрыть Сингапур и другие страны региона. Так уже произошло в 1960 г. и нет гарантии, что это не повторится.

К. А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.