Научная статья на тему 'Льготный режим налогообложения при добыче углеводородного сырья: зарубежный опыт[1]'

Льготный режим налогообложения при добыче углеводородного сырья: зарубежный опыт[1] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ДОБЫЧА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ / PRODUCTION OF HYDROCARBONS / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ / OIL AND GAS COMPANIES / СТОИМОСТЬ ДОБЫТОГО СЫРЬЯ / THE VALUE OF THE EXTRACTED RAW MATERIALS / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX EXEMPTIONS / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / TAX RATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Евгений Анатольевич

В статье отмечена актуальность проблемы предоставления налоговых льгот организациям нефтегазового комплекса в зарубежной практике. Рассматриваются методы снижения расходов компаний при разработке месторождений полезных ископаемых. Подчеркивается взаимосвязь наличия налоговых льгот и перспектив расширения инвестиционной деятельности компаний при добыче нефти и газа. Автор отмечает, что наиболее распространенным способом создания льготного режима налогообложения является регулирование уровня налоговых ставок. Приводятся конкретные примеры установления налоговых ставок в зависимости от природных и экономических условий работы компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Льготный режим налогообложения при добыче углеводородного сырья: зарубежный опыт[1]»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

PREFERENTIAL TAX TREATMENT IN THE EXTRACTION OF HYDROCARBONS: FOREIGN EXPERIENCE Yudin E. (Russian Federation) ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ДОБЫЧЕ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1 Юдин Е. А. (Российская Федерация)

Юдин Евгений Анатольевич / Yudin Evgenij - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Аналитический центр финансовых исследований, Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва

Abstract: the article shows the urgency of the problem of tax breaks for oil and gas companies in the foreign practice. It examines methods to reduce the costs of companies in the development of mineral deposits. It emphasizes the relationship to tax benefits and prospects for expanding the investment activities of the companies producing oil and gas. The author notes that the most common way to create a preferential tax treatment is to control the level of tax rates. There are concrete examples of the establishment of tax rates depending on the natural and economic conditions of the companies.

Аннотация: в статье отмечена актуальность проблемы предоставления налоговых льгот организациям нефтегазового комплекса в зарубежной практике. Рассматриваются методы снижения расходов компаний при разработке месторождений полезных ископаемых. Подчеркивается взаимосвязь наличия налоговых льгот и перспектив расширения инвестиционной деятельности компаний при добыче нефти и газа. Автор отмечает, что наиболее распространенным способом создания льготного режима налогообложения является регулирование уровня налоговых ставок. Приводятся конкретные примеры установления налоговых ставок в зависимости от природных и экономических условий работы компаний.

Keywords: production of hydrocarbons, oil and gas companies, the value of the extracted raw materials, tax exemptions, tax rates.

Ключевые слова: добыча углеводородного сырья, нефтегазодобывающие компании, стоимость добытого сырья, налоговые льготы, налоговые ставки.

Добыча углеводородного сырья, несмотря на колебания мировой конъюнктуры, имеет в Российской Федерации максимальный экономический эффект по сравнению с результатами хозяйственной деятельности от других видов недропользования [3]. Но стремление к повышению нефтегазовых доходов бюджета не должно противопоставляться интересам недропользователей, работающих в сложных природно-экономических условиях и несущих в связи с этим существенные производственные расходы, что требует адекватного отношения к вопросу о предоставлении в этом случае налоговых льгот организациям нефтегазового комплекса. В связи с отмеченным определенный интерес представляет рассмотрение зарубежного опыта льготного налогообложения природопользования применительно

1 Материал статьи использован при подготовке в НИФИ (с участием автора) научного отчета о выполненной научно-исследовательской работе по теме «Анализ применения методологии расчета и количественной оценки объемов налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых при реализации инвестиционных проектов, а также сравнительный анализ эффективности и условий использования лучших международных практик в части других мер стимулирования частных инвестиций».

к указанному виду полезных ископаемых. Практика решения поставленного вопроса (без детализации в данной статье терминологического соответствия в сфере ресурсных платежей в России и других странах) рассмотрена нами по результатам научно-исследовательской работы на основе данных зарубежных изданий и учитывает оценки отечественных специалистов.

В настоящее время в странах с достаточными для добычи в промышленных масштабах запасами полезных ископаемых специальные положения национального законодательства используются в качестве стимулов для привлечения инвестиций в отрасли, занятые эксплуатацией природных ресурсов.

В зарубежной практике сложились различные методы снижения расходов добывающих компаний при разработке проектов в области недропользования. В этих целях правительства стран, привлекающих национальные и зарубежные инвестиции, предоставляют компаниям налоговые льготы по связанным с этими проектами платежам в бюджет, скидки по другим расходам, минимизируют налоговые ставки на ранних этапах реализации проектов. В отдельных странах разрешена ускоренная амортизация для горно -шахтного и наземного оборудования. Затраты на геологоразведку и первоначальные производственные расходы часто могут быть капитализированы и вычитаются из налогооблагаемого дохода в рассрочку. В некоторых странах разрешается перенесение на неопределенный срок различных расходов [4, 5].

Вместе с тем отмечается, что наряду с налоговыми льготами добывающие компании (особенно в случае, когда эксплуатация месторождений осуществляется на территории других государств) все чаще стали рассматривать в качестве важного условия, определяющего перспективы недропользования в той или иной стране, и такой фактор, как «налоговые препятствия».

Например, доходы компаний нередко зависят от того, требуют ли от них государственные власти участия в различных проектах внутри страны. При этом возможны варианты, когда средства, направляемые на цели, не связанные с основной деятельностью компаний, исключаются или не исключаются из налогооблагаемой базы. Такая практика может быть применена к ряду налоговых инструментов. От решений государственных органов зависит и возможность направления доходов от прибыльных проектов на покрытие некоторых затрат в составе менее прибыльных или убыточных проектов.

Специалисты добывающих компаний подчеркивают, что они нередко получают больший позитивный эффект не от наличия налоговых льгот, а от отсутствия подобных или иных обременений. Если налоговые льготы могут в конечном итоге повлиять на принятие решения при выборе одного из двух конкурирующих проектов, то «налоговые препятствия» (хотя они затрагивают не только налоговую сферу) в любом случае станут сдерживающим фактором для принятия положительных инвестиционных решений. Наряду с налоговыми неопределенностями указанные препятствия включают в себя и политические риски. Следовательно, отсутствие всякого рода препятствий для нормального ведения хозяйственной деятельности добывающих компаний уже само по себе является важным экономическим стимулом.

Конкретизируя сферу применения налоговых льгот, целесообразно подробнее остановиться на тех из них, которые проявляются непосредственно при уплате специфических ресурсных платежей, поскольку большинство других налогов, уплачиваемых недропользователями, имеют, как правило, общий порядок исчисления и внесения в бюджет с другими отраслями. Перечень ресурсных платежей имеет конкретную национальную «окраску». При добыче углеводородного сырья ресурсные платежи взимаются не во всех странах, а льготный порядок в их отношении проявляется чаще всего в результате регулирования на основе национального законодательства размера налоговых ставок [4].

Австралия. Налоговый режим, который применяется в этой стране при разработке нефтяных месторождений, представляет собой сочетание корпоративного подоходного налога, арендных платежей за добываемую нефть и роялти.

Роялти для объемов нефти, фиксируемых в устье скважины, как правило, взимается по ставке от 10% до 12,5% стоимости добытой нефти. В некоторых штатах ставка в первые пять лет эксплуатации месторождения равна нулю, на шестой год достигает уровня 6% и далее увеличивается на 1% в год до максимального значения в 10%. Как видим, льготирование в отношении роялти проявляется преимущественно в применении пониженных и даже нулевых ставок в зависимости от территориального расположения и условий эксплуатации месторождений, включая их хозяйственный «возраст».

Каждый штат имеет свои собственные правила для определения стоимости добытой нефти. Но вычеты расходов из цены реализованной нефти обычно ограничиваются затратами, обеспечивающими обработку до требуемых кондиций, хранение и транспортировку нефтяного сырья до места его продажи.

В большинстве шельфовых проектов общегосударственного подчинения арендные платежи более распространены, чем режим роялти. В то же время взимание роялти в сочетании с арендными платежами является наиболее характерной практикой налогообложения для проектов на территории суши.

Алжир. Действующая в настоящее время налоговая система страны предусматривает исчисление роялти, исходя из объема добычи углеводородного сырья на соответствующем месторождении и средней ежемесячной фиксированной цены этого сырья. Цена добываемого сырья определяется по специальной методике. Ставки роялти имеют территориальную дифференциацию.

До 2005 г. действовала основная ставка роялти в размере 20%, которая могла быть снижена до 16,25% и 12,5% в зависимости от территориального расположения месторождения. В необходимых случаях по указанию Министерства финансов страны ставка могла быть снижена и до 10%. В настоящее же время, как и прежде, льготный режим при взимании роялти связан с регулированием размеров действующих ставок.

Индия. Налогообложение добычи углеводородного сырья базируется здесь на системе соглашений о разделе продукции с элементами роялти. Льготный режим проявляется в дифференциации ставок роялти применительно к условиям эксплуатации месторождений.

На участках суши ставки роялти составляют 12,5% для нефти и 10% для природного газа. На мелководной акватории ставки для обоих видов добываемых ресурсов находятся на уровне 10%. И наконец, на глубоководной акватории при добыче и нефти, и газа применяются ставки в размере 5% в течение первых семи лет после начала коммерческого использования месторождения, а затем в размере 10%.

Италия. Исчисление роялти осуществляется в стране в расчете на валовую стоимость добычи нефти и газа. Ставки дифференцируются в зависимости от условий расположения месторождений (на суше - 7% по нефти и газу, в морской акватории -4% по нефти и 7% по газу) и объемов добычи. Регулирующий эффект создают дополнительные ставки роялти (3%), действующие в тех административно -территориальных образованиях страны (области, провинции и коммуны), власти которых в результате повышения налоговой нагрузки заинтересованы снизить стоимость топливных ресурсов после уплаты налога. При этом, как следует из логики указанной меры, интересы недропользователей и решения территориальных органов власти имеют разнонаправленный характер.

Канада. Права на нефть и газ в этой стране обычно принадлежат провинциям, в которых находятся запасы соответствующих ресурсов. Права на разведку, разработку и добычу нефти и газа в провинциях недропользователи получают в результате оформления договоров аренды на нефте- или газоносные участки, а также приобретения необходимых лицензий, выдаваемых властями провинций.

87

Добыча нефти и газа предусматривает обязательность уплаты недропользователями роялти. Исчисление роялти является довольно сложной операцией, поскольку каждая провинция или территория имеет свой режим уплаты роялти. В общем виде расчет этих платежей исходит из необходимости владения информацией о продуктивности скважин и начальной цене добываемого углеводородного сырья. Размер роялти составляет от 10% до 45% стоимости сырья. При расчете налога на прибыль роялти исключаются из объема выручки.

Субсидии в нефтегазовой отрасли включают различные гранты и другие виды финансовой поддержки, в том числе такие, как налоговые кредиты, налоговые льготы по другим налогам, отсрочки по уплате налогов, займов, кредитных гарантий и ускоренная амортизация оборудования. Льготный режим налогообложения связан преимущественно с различными финансовыми стимулами, предоставляемыми при уплате налога на прибыль.

Применение в Канаде налоговых льгот, создающих на основе действующих законодательных норм необходимые стимулы для повышения эффективности нефтедобычи, имеет, по данным российских специалистов, многолетнюю историю [2].

Китай. Налоговый режим, который действует в нефтегазовом комплексе страны, предусматривает, если исходить из развернутого перечня его элементов, наличие платежей по контрактам о разделе продукции, роялти, специального сбора за прирост стоимости нефти, ресурсного налога, НДС, корпоративного подоходного налога и других налоговых платежей.

Нефтегазовые роялти вводятся и собираются налоговыми органами согласно соответствующим нормам, выработанным Министерством финансов Китая. Платежи производятся в отношении добываемых объемов сырой нефти и природного газа. Ставки роялти зависят от ежегодного объема производства углеводородного сырья и при его значениях, находящихся в пределах установленного норматива (менее 1 тыс. т нефти и менее 1 млрд куб. м газа), равны нулю. Дифференциация ставок имеет льготный характер в отношении недропользователей, не обладающих достаточными производственными мощностями по добыче углеводородных ресурсов.

Специальный сбор взимается со всех предприятий по добыче нефти (как национальных, так и иностранных), которые продают нефть, добытую в Китае. По данным Министерства финансов страны, этот сбор применяется независимо от того, в пределах или за пределами национальных границ продается нефть. До 1 ноября 2011 г. сбор подлежал уплате, когда средневзвешенная цена реализации нефти в течение нескольких месяцев превышала 40 долл. США за баррель, а после этой даты величина показателя была повышена до 55 долл. США за баррель нефти.

В соответствии с новым порядком, введенным Государственным советом Китая 30 сентября 2011 г., компании, занимающиеся эксплуатацией природных ресурсов на территории страны, обязаны платить ресурсный налог за добычу ряда полезных ископаемых по адвалорным ставкам. Ставка налога на сырую нефть и природный газ составляет 5% цены продажи сырья.

К числу наиболее существенных исключений и льгот, предусмотренных законодательством КНР при уплате ресурсного налога, можно отнести следующие [1]:

- объем сырой нефти, используемой для разогрева и поддержания скважин в рабочем состоянии, может быть вычтен при расчете суммы налога;

- для нефтедобывающих предприятий, производящих капитальный ремонт скважин за счет собственных средств, предусмотрена льгота по ресурсному налогу;

- налогоплательщикам, несущим серьезные убытки в результате природных катастроф и чрезвычайных ситуаций (аварий), могут быть предоставлены налоговые освобождения или скидки (в зависимости от масштабов понесенных ими потерь).

Нидерланды. Роялти при добыче недропользователями нефти и газа определяются в расчете на конкретную лицензию с использованием необходимых данных по ставкам и объемам добычи. При офшорной добыче углеводородного сырья

88

(за пределами территории страны) ставки роялти имеют нулевое значение. Применительно к объемам добычи, связанным с разведочными работами и транспортировкой сырья, роялти не исчисляются.

Пакистан. Ставка роялти составляет здесь 12,5% стоимости добытого углеводородного сырья. По некоторым видам продукции возможна уплата роялти в натуральной форме (как часть объема добычи). При определении доходов нефтегазодобывающих компаний (для целей исчисления налога на прибыль) роялти рассматривается как одна из статей расходов.

В стране действует положение, согласно которому 10% поступлений роялти подлежат использованию в районе добычи нефти и газа для развития его инфраструктуры.

США. Налоговый режим, который применяется в нефтяной и газовой промышленности страны, предусматривает сочетание общих с другими отраслями налогов, налога на добычу полезных ископаемых и роялти.

Налог на добычу природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь, введен во многих штатах. Налог исчисляется с учетом условий недропользования и состояния (структуры и качества) извлекаемого сырья. Соответственно, различными его значения будут, например, для полезных ископаемых, добываемых на суше и в прибрежных водах страны. Налоговые ставки, налоговая база и льготы по налогу различны в отдельных штатах. Порядок исчисления налога исходит из применения фиксированной ставки к объему добычи или определения доли валовой выручки недропользователей. Налог подлежит уплате в бюджет того штата, где было добыто углеводородное сырье.

Роялти рассчитываются на основе валовой стоимости сырья на этапе его выхода из устья скважины. При использовании в расчетах стоимости на момент продажи сырья эта стоимость уменьшается на затраты на обработку, хранение и транспортировку нефти до места продажи. Для расчета применяются ставки роялти в размере от 12,5% до 30% (при аренде участка или наличии контракта).

Льготный режим налогообложения проявляется в применении в некоторых случаях пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых и роялти.

Таиланд. В стране существуют как стоимостная (ставка - 12,5%), так и натуральная форма (ставка - 14,28%) уплаты роялти. Натуральная форма при большей величине ставки применяется в связи с недостатком у недропользователей свободных денежных средств для расчетов с бюджетом, предполагает возможность существования рисков финансовых потерь от снижения цен на добытое углеводородное сырье и выгодна в условиях пониженного спроса на это сырье.

Льгота по уплате роялти предусмотрена для концессионеров, которые при соблюдении определенных условий уплачивают лишь 70% полного размера роялти.

Таким образом, зарубежная практика добычи нефти и природного газа опирается на различные методы предоставления налоговых льгот, в том числе и в результате регулирования налоговых ставок. В зависимости от тех или иных условий в целях достижения льготного режима налогообложения имеются основания для применения соответствующих ставок в пониженном размере. Мы полагаем, что приведенные в публикации данные могут представлять интерес для экспертов в профильной сфере деятельности в качестве примера альтернативных подходов к действующему в России порядку регулирования ставок налога на добычу полезных ископаемых и предоставления других льгот и преференций недропользователям.

Литература

1. Куклина Е. А. Ресурсные налоги в экономике современного Китая // Научно-

исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2015. № 2.

С. 89-97.

2. Курникова А. А. Зарубежная практика изъятия рентных платежей нефтедобывающей отрасли // Вестник ОГУ, 2004. № 8. C 118-122.

3. Михайлов А. Ю. Нефтегазовые доходы российского бюджета в 2015 году: прогноз и риски // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2015. № 2. С. 52-59.

4. Global oil and gas tax guide 2013. The Ernst & Young, 2013. 626 p.

5. The Challenge of Mineral Wealth: using resource endowments to foster sustainable development. Minerals Taxation Regimes. A review of issues and challenges in their design and application: Analysis and observations. London: International Council on Mining & Metals, 2009. 80 p.

ORGANIZATION OF STATE FINANCIAL CONTROL IN DEVELOPED COUNTRIES Al-M. H. M. Hassan (Russian Federation) ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ Аль-М. Х. М. Хассан (Российская Федерация)

Аль-Макзуми Хассан Мохаммед Хассан / Al-Makhzoomi Hassan Mohammed Hassan - аспирант,

экономический факультет, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Abstract: the article analyzes the organization of state financial control in developed countries. We study the system of supervising bodies of the USA, Russia and other countries. Reveals the basic problems of the organization of the state financial control over the expenditure of budgetary funds. The article deals with the dependence of the organization of state financial control on the characteristics of the country, its structure, forms of government. The study determined substantially by the presence of financial control, its goals and objectives in the developed countries. The whole article is relevant for further work in the study offinancial control features.

Аннотация: в статье анализируется организация государственного финансового контроля в развитых странах. Исследуется система контролирующих органов США, России и других стран. Раскрываются основные проблемы организации государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств. В статье рассматривается зависимость организации государственного финансового контроля от особенностей страны, ее структуры, форм правления. В процессе исследования определяется по существу наличие финансового контроля, его цели и задачи в развитых странах. В целом статья актуальна для дальнейшей работы в исследовании особенностей финансового контроля.

Keywords: analysis, control, finance, development, economics, money, state.

Ключевые слова: анализ, контроль, финансы, развитие, экономика, деньги,

государство.

Государственный финансовый контроль функционирует в качестве важного средства проведения финансово-правовой политики в стране, и является основным рычагом в управлении финансовым механизмом. Цель которого заключена в осуществлении качественной результативной финансовой тактики, целевом распределении и эффективном расходовании всех ресурсов в финансах государства.

Внутри системы государственных финансов он является рычагом, который реализует макроэкономическую политику. Дополнительно к этому государственный

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.