Авторы полагают, что улучшение самочувствия и снижение болевых ощущений следует отнести за счет возникающих под влиянием кола повышений лабильности коры и ее регуляторного воздействия на подкорковые центры и периферические нервные приборы. Производительность труда повысилась не у всех рабочих. Из 24 человек у 17 выработка увеличилась, у 5 осталась без перемен, а у 2 уменьшилась на 1,5—20/0.
Прием кола должен производиться через день и не больше 10 суточных доз в месяц.
3. Б. Смеля некий
Подполковник медицинской службы Б. М. ПРОЦЕРОВ
Лейкоциты молока
(Предварительное сообщение)
Из Санитарно-гигиенического отдела СЭО 27
Клеточные элементы молока состоят в большей части из лейкоцитов и в незначительной — из эпителиальных клеток. Молочная железа обильно снабжена кровью и богатой сетью лимфатических сосудов. Альвеолы и выводные протоки желез находятся как бы в лимфатическом мешке. Отсюда можно сделать вывод, что лейкоциты молока имеют двоякое происхождение: кровяное и лимфатическое.
Лейкоциты рассматриваются как одноклеточная железа — подвижная и поливалентная. За ними признается пищеварительная и антитоксическая роль в полости желудка. Молоко является для лейкоцитов благоприятной средой, и, возможно, они при этом не теряют своих ферментативных свойств: переваривание белковых веществ, начало переваривания крахмала, переваривание жиров путем вне- и внутриклеточного действия выделяемой ими липазы. Помимо этих свойств, лейкоцитам даже при нахождении в молоке присуща фагоцитарная функция, которую можно проследить в ходе двух важных процессов, часто встречающихся в период лактации — задержания и инфекции. При задержании молоко, скопившееся в вымени, не может быть выведено ни доением, ни сосанием. Организм пытается это явление устранить,- молочный сахар переходит в кровь путем эндосмоса, замещаемый молекула за молекулой хлористым натрием. Доказательством этого явления служит лактозурия, постоянно сопутствующая этой болезни. Жир молока исчезает из вымени путем фагоцитоза жировых частиц, которые будут переварены, благодаря внутриклеточной липазе, выделяемой лейкоцитами.
Белковая часть молока (казеин) подвергается также сильному изменению. Если обычное снятое молоко непрозрачно, благодаря казеи-нату кальция, который оно содержит, то снятое задержанное молоко гораздо прозрачнее, что предполагает переваривание азотистого вещества ферментами лейкоцитов. Молозиво — остаток фагоцитоза молока, происшедшего раньше, — обладает этими особенностями в высокой степени. В случае инфекции вымени защиту организма против вторжения микробов также осуществляют лейкоциты. Следовательно задержание молока и инфекция вымени вызывают защитное явление — приток лейкоцитов, сопровождаемый фагоцитозом нарушителя секреции молока.
В 1897 г. Стоке пытался применять определение количества клеток в качестве средства санитарного контроля молока, тем более что в то
время лейкоциты рассматривались как частицы гноя, а их присутствие в молоке как несомненный признак патологического состояния вымени. Однако вскоре было обнаружено, что всякое молоко содержит их в большем или меньшем количестве, и поэтому были предприняты попытки установить нормы содержания их в молоке. С этой целью было предложено последовательно несколько методов количественной оценки содержимого.
1. Подсчет клеток в осадке от центрифугирования.
2. Так называемый объемный метод Доан-Беклея, по которому делается однородная смесь осадка после центрифугирования с 1 см3 приготовленной для этой цели сыворотки. Смесь окрашивается и одна капля ее вводится в аппарат Тома-Цейсса для счета клеток. Эти авторы принимают за норму 500 ООО клеток на 1 см3.
3. Метод Тромсдорфа. Пользуясь для центрифугирования градуированной трубкой, определяют количество осадка в исследуемом молоке. Нормальное молоко дает не больше 1 см3 лейкоцитарного осадка на 1 л.
Ни один из этих методов не лишен недостатков. Под влиянием центрифугирования только некоторая часть клеток, каждый раз меняющаяся, оседает на дно; другая же часть клеток, связанных с жировыми шариками, всплывает на поверность. Нагревание молока до центрифугирования разрушает спайку между лейкоцитами и жировыми шариками на 70% и позволяет благодаря этому получить большой осадок клеточек. На количество осадка влияет также скорость и продолжительность вращения центрифуги. Кроме того, проба Тромсдорфа дает обильный слизистый осадок как для молозива, так и для молока в случае воспаления вымени. Между тем с гигиенической точки зрения очень важно отличать друг от друга эти две категории молока, так как молозиво не болезнетворно, а молоко при воспалении вымени может быть опасно.
Несмотря на это, методы центрифугирования, в частности метод Тромсдорфа, ценны тем, что в осадок увлекаются не только лейкоциты, но и красные кровяные шарики, эпителиальные клетки, микробы. Поэтому в случае гнойного воспаления вымени или при наличии молозива значительно увеличивается объем осадка и изменения в молоке легче распознаются.
Прескотт и Брид предложили производить подсчет лейкоцитов путем непосредственного исследования 0,01 см3 молока на поверхности 1 см2, но при этом не указывают нормального содержания этих ингредиентов в молоке.
Предельное число лейкоцитов в этом случае должно быть установлено так, чтобы сверх него всякое молоко считать с отклонением от нормы, а ниже его — нормальным. Это невозможно сделать уже потому, что число клеток зависит от физиологического состояния и сильно изменяется ежедневно в ходе доения и в течение лактационного периода. При этом невозможно определить неизменный предел этих чисто физиологических колебаний клеточного содержания нормального молока, в котором число клеток может иногда сравняться с количеством их в молоке, негодном к употреблению.
Помимо этого, перечисленные методы, в том числе и последний, могут только выразить степень и объем инфекции, но совершенно не дают указаний на ее природу. Так, например, явно опасное туберкулезное молоко может иметь количественно нормальное содержание клеток.
В 1924 г. Ватье-Джонс путем диференциальной окраски молочных клеток пытался установить, соответствует ли преобладание специальных эпителиальных клеток определенному физиологическому или пато-
М
логическому состоянию. Автор пришел к заключению, что на основании изучения соотношений различных клеток в молочном препарате можно поставить точный диагноз состояния той части вымени, откуда выдаивается молоко, и даже заранее предвидеть перерыв лактации у коровы.
Таким образом, этот метод не только количественного, но и качественного анализа клеток молока может считаться более удовлетворительным и научно обоснованным. С точки зрения санитарного контроля молока на основании подсчета формулы лейкоцитарного содержимого независимо от эпителиальных клеток можно, как нам кажется, распознать молоко с отклонениями от нормы, установить* различие между задержанным и инфицированным молоком и в последнем случае найти указания на природу инфекции, однако при условии, чтобы она не была полимикробной.
Лейкоциты, встречающиеся в молоке, пропорциональное содержание которых должен установить качественный анализ, следующие: лимфоциты, одноядерные (мелкие и крупные) и многоядерные нейтрофилы, эозинофилы (одно- и многоядерные, с мелкими и крупными зернами) и базофилы (редко). В лейкоцитарной формуле молока нужно будет считать отдельно крупные одноядерные насыщенные жиром макрофаги, которые будут так перегружаться жировыми шариками, что принимают вид тутовой ягоды, получившей название тельца молозива.
Для определения природы заболевания нужно обращать внимание на процентное содержание многоядерных нейтрофилов, расположенных по числу частиц их ядра; это число, повидимому, с возрастом увеличивается.
Нами была предпринята попытка подсчета лейкоцитарной формулы, давшая обнадеживающие результаты. При дальнейших опытах, вероятно, можно будет сделать выводы, позволяющие установить научно приемлемый санитарный контроль молока, и на основании данных лейкоцитарной формулы вынести заключение об его качестве.
П. И. КАПАНАДЗЕ
Микроэлементы и их содержание в пищевом растительном сырье
Из Научно-исследовательского санитарного института Министерства здравоохранения Грузинской ССР, Тбилиси
К микроэлементам, имеющим определенную биологическую ценность, причисляют медь, марганец, мышьяк, алюминий, бор, бром, иод, кобальт, никель, титан и цинк. Их называют также биоэлементами.
Химическая лаборатория отдела пищевой гигиены института задалась целью изучить естественное содержание меди, марганца и мышьяка в растительном пищевом сырье. Литературные данные указывают, что медь является в организме животного своего рода катализатором при построении гемоглобина крови. Такое предположение основано на том, что добавление солей железа в рацион анемичных животных вылечивало их только при одновременном присутствии меди. Медь активирует окислительное действие железа.
Огепенгеймер говорит, что функция соединения меди, выражающаяся в катализе окислительных процессов, проявляется в клетках наряду с подобной же функцией соединений железа, дополняя последнюю.