Образование за рубежом
J
Л
Анисимова Зинаида
Преподаватель Пушкинской школы
г. Лейден
Королевство Нидерланды zina.anisimova@gmail.com
ЛЕЙДЕНСКИЕ ХУДОЖНИКИ
V
г
Аннотация. Автор описывает художников Лейдена в хронологической последовательности, описывает атмосферу, котораяя царит в художественных кругах
Ключевые слова: творчество, лейденские художники, музеи, художники: Лука Лейденский, Рембрандт ван Рейн, Райнире ван Схоондервурде ден Бейземере, Анисимова Зинаида.
Художественное воспитание - одно из важных направлений как российской школы, так и школы за рубежом [3,4,5,6]. Я хочу написать о том, каковы возможности для реализации художественного воспитания в школах Лейдена [1,2].
О лейденских художниках можно писать книги. Очевидно, художественный талант переходит из поколения в поколение. На протяжении веков в Лейдене жили и творили сотни знаменитых портретистов, пейзажистов, баталистов и приверженцев других стилей.
Некоторые из них стали всемирно известными. Если вы посетите художественный музей Лейдена Лакенхал, то, очутившись в помещении экспозиции, вы сразу столкнётесь с грандиозным триптихом «Страшный суд» Луки Лейденского. Работа, написанная в 1526-27 г.г., широко известна, она является гордостью музея и горожан.
Если говорить о художниках в хронологической последовательности, то следующее имя известно всему миру. Несомненно, это непревзойдённый Рембрандт ван Рейн, который родился в Лейдене в 1606 г. в семье мельника. В России Рембрандт известен всем. Огромными залами петербургского Эрмитажа, заполненными его полотнами, или альбомом с репродукциями, Рембрандт рано или поздно соприкасается с жизнью каждого.
Знаменитый лейденец вошёл в историю своим мастерством передачи света и тени. Тысячи книг и исследований написаны об этом. Оставим эту тему для исследователей, а сами насладимся бессмертными
полотнами, которые находятся не только в России или Голландии, но и во многих музеях мира. К ним относятся «Даная», «Флора», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство» (Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Ночной дозор», «Читающая женщина», многочисленные автопортреты (Рейксмузеум, Амстердам) и многие другие.
Другом и соратником Рембрандта был Ян Ливенс, который тоже жил и работал в Лейдене, делил с Рембрандтом ателье и тоже сделал карьеру на художественном поприще.
Среди современников Рембрандта можно назвать имя Ян ван Гойен, который родился в 1596 г. в Лейдене и был известен своими многочисленными пейзажными работами.
Учеником Рембрандта был лейденский художник Герард Дау (1613-75).
Он прославился своей утончённой манерой письма, мастерской передачей деталей и аксессуаров. Его работам присуща исключительная тонкость, иллюзионистская техника. Герард Дау вошёл в историю как мастер жанровой живописи и как создатель лейденской школы живописи. Он имел много последователей.
Ещё один лейденский мастер жанровой живописи Ян Стен (1626-1679) приобрёл известность обращением к социальной сатире и юмору в своих картинах. Многие его работы хранятся в Рейксмузее в Амстердаме.
Пробежавшись по некоторым страницам истории времён Рембрандта, хочу перенестись через несколько веков в современный Лейден.
62
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Образование за рубежом
Он так же, как и в былые времена, населён художниками, которые, как и их знаменитые предшественники, полны вдохновения, полны энергии и жажды деятельности. Художественная жизнь в Лейдене бьёт ключом, регулярно организуются вернисажи в музеях и многочисленных галереях.
Для начала познакомлю вас со своим собственным творчеством и творчеством моего коллеги Райнира ван Схоондервурда ден Бейземера.
В мой российский период областью моей деятельности был технический дизайн. После переезда в Нидерланды я стала заниматься художественным дизайном. Возможно, что атмосфера города художников Лейдена сыграла свою роль. Несколько лет я училась в старейшем лейденском художественном сообществе «Арс амула натуре», потом в художественной академии г. Хаарлема.
Каждый раз, когда я беру в руки кисть и подхожу к белому холсту, я вижу его целостность и гармонию, ведь белый цвет - это соединение всех остальных цветов воедино. Во мне поднимается волна сомнения, удастся ли мне не нарушить эту гармонию, создав свою целостность? Но вот проведена первая линия, и коммуникация возникла. Мы сразу понимаем друг друга, холст и я. Я чувствую, что он не будет на меня в обиде за мои своевольные мазки, за моё нестандартное использование палитры.
Как описать мой стиль? Я назову его «фигуративная экспрессия».
Мне нравится выражать на полотне мои эмоции, мне нравится, когда публика ощущает их тоже. И вполне возможно, что у зрителей возникают совсем другие чувства и ассоциации, отличные от моих, но они возникают!
Если посетители выставки хотят с вами поговорить, подходят к вам с вопросами, если хотят увидеть дополнительно ваши работы, если они выражают своё мнение, то значит, выставка удалась, и не пройдет бесследно.
Если мне удалось вышесказанным чуточку затронуть ваше любопытство, зайдите на сайт www. zina-anisimova.com и вы увидите сами. Вы сможете ознакомиться с художественными проектами и выставками, в которых я принимала и принимаю участие, с некоторыми из моих колег, с планами на будущее.
Теперь несколько слов о моём коллеге Райнире ван Схоондервурде ден Бейземере. Райнир - коренной лейденец, он с детства интересовался историей и археологией, сам занимался раскопками. Магия предметов прошлого так повлияла на него, что со временем возникло непреодолимое желание создавать самому произведения искусства. Надо отметить, что Райнир - не только художник, но и скульптор. Его работы, как скульптурные, так и живописные, всегда красочные, жизнеутверждающие, необычные.
На его счету многие художественные проекты и выставки на территории Голландии и за её пределами.
Если вы заглянете в его ателье - огромное здание пустующей конторы - то вам покажется, что вы попали в иную реальность. Настолько неожиданно то, что предстанет вашему взору: масса картин на стенах, на полу, скульптуры, объёмные композиции и многое другое. Они соединяются друг с другом, переплетаясь, искажаясь, вновь восстанавливаясь, создают одно сильное впечатление: вы попали в ателье художника!
И повсюду - краски, кисти, краски... А чтобы не быть голословной, приглашаю вас на сайт www.reinier-art.nl посмотреть и составить своё собственное мнение.
Литература
1. Анисимова З. Рембрандт и мы. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.
2. Барабан Н. Всё хорошее обязательно встретится. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.
3. Ломов С. П. Методология художественной деятельности. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 2.С.49-53.
4. Окуненко Л. А., Заплатина Е. А. Творческий проект в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1.С.65-68.
5. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 30-32.
6. Чигрина С. Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.58-70.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
63