Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
^hjrcMq^avlat^edagogika^niVejiitS^
ЛЕВ ТОЛСТОЙ И МУЗЫКА
Индира Акимова
Студентка 1 курса Кафедры методики обучения русскому языку и литературе Чирчикского государственного педагогического университета
indira048iiii@gmail.com
АННОТАЦИЯ
Данная работа представляет собой обзор на тему « Музыка в произведениях Льва Толстого ». В тезисе рассматриваются взгляды Льва Толстого на музыкальное искусство. Какое значение придаёт Толстой музыке, рисуя внутренний мир своих героев, какова композиционная роль «музыкальных страниц» романа, как точно воспроизводит писатель влияние музыки на мысли, чувства и настроения героев. О музыке, звучащей в доме Толстого, о встречах с композиторами и музыкантами. Как музыка усиливает эмоциональность произведения, отражение авторской идеи.
Ключевые слова: Л.В. Толстой, литература, музыка, искусство, трилогия, творчество, мнение, герои.
ABSTRACT
This work is a review on the topic "Music in the works of Leo Tolstoy." The thesis examines Leo Tolstoy's views on the art of music. What importance does Tolstoy attach to music when depicting the inner world of his characters, what is the compositional role of the "musical pages" of the novel, how accurately does the writer reproduce the influence of music on the thoughts, feelings and moods of the characters.About the music sounding in Tolstoy's house, about meetings with composers and musicians. How music enhances the emotionality of a work, a reflection of the author's idea.
Keywords: L.V. Tolstoy, literature, music, art, trilogy, creativity, opinion, heroes.
Лев Николаевич один из великих русских писателей, а его замечательные произведения известны во всем мире. Но мало кто понимает его отношение к музыке и ту роль, которую она сыграла в его жизни и творчестве. Музыка — язык души, и в жизни Толстого она занимает особое положение, в его произведениях от первой до последней ноты она предстает перед читателями как символическая категория героических духовно-нравственных образов. По мнению Льва Толстого, после прослушивания музыки остается впечатление чего-то несогласованного, чего-то невыраженного, чего-то не сказанного... Толстой также считал, что музыка
837
April 23-24, 2024
Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
удивляет слушателя. Лев Николаевич делал свои наблюдения, не зная эстетики Шопенгауэра, идеи которого высказывались до Толстого. [2,с 182] Толстой безумно любил музыку, хорошо играл на фортепиано, был высокообразованным человеком, часто живо откликался на привлекательные произведения. Его внимание души. Великий композитор Чайковский, смотря на реакцию писателя, поражался тем, как тот слушает и ощущает каждую частичку музыки. «Может быть, ни разу в жизни, - говорил Чайковский позже, - я не был так тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л. Н. Толстой, слушая Andante моего Первого квартета и сидя рядом со мной, залился слезами», - писал в дневнике великий композитор.[7,с 36] Лев Толстой часто любил приглашать к себе домой профессиональных музыкантов, которые играли различные произведения великого композитора. Одним из любимых композиторов Толстого был Шопен, он говорил: «Шопен в музыке подобен Пушкину в поэзии». Музыкальность артиста мы можем увидеть в автобиографической трилогии «Детство», «Юность» и «Отрочество». В трилогии много необычных, восхитительных и критических страниц, посвященных изображению музыкальных впечатлений в душах детей, подростков и молодых людей, показавшим, как посредством музыки формируется внутренний мир человека. [1,с 64] В музыкальном произведении романа-эпопеи "Война и мир" раскрываются духовные качества главного героя, его нравственные идеалы. Толстой анализирует и высказывает свою эстетическую позицию в отношении назначения искусства, природы музыки и ее отдельных жанров, общего таланта. Николай Ростов был в самом эпицентре событий, когда услышал голос своей возлюбленной Наташи. — Что же это такое, собственно говоря? -«Это было бы неплохо», - подумал Николай.Услыхав её голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поёт нынче?» - подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы. ... Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - всё это вздор. а вот оно -настоящее... О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире», добавляет Толстой.[3,с 59] Описывая чувства Николая, Толстой показывает, как музыка может исцелить, очистить душу, позволяя человеку обрести внутренний покой и освободиться от тяжести содеянного. Это очищение души принимает разные формы в зависимости от «доли души» каждого человека, и музыка является не только выражением эмоций певца, но и ответом на не выраженные и скрытые эмоции людей.У каждого слушателя свой голос. Весь мир сосредоточен на звуках и ритмах музыки, и все исчезает из сознания, кроме самой музыки. В Шопенгауэре Толстой подтвердил свою мысль о том, что музыка может раздражать и волновать человека, и писатель стал увереннее утверждать, что в
838
April 23-24, 2024
Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari
этом ее «страшная сила». В этом выражается осознание независимости музыки от мира, что составляет основу взгляда Шопенгауэра на музыку; Толстой во многих отношениях соответствует взглядам Шопенгауэра. Хотя он еще не понимает своихпроизведений, после признания этих произведений он назвал Шопенгауэра " самый мудрый человек». [6,с 123] «Услышав музыку, Лев Николаевич не мог не услышать ее; сын его С. Л. писал, что он, вероятно, испытывает волнение, слушая музыку, которая ему нравится. Толстой», — у него в горле стоял комок. Что-то сжималось,и он рыдал. Беспричинное волнение и нежность, которые возбуждала в нем музыка. Иногда музыка движет им против его воли. Искусство, по его словам, было «не шуткой, а ужасающей силой». Он спросил: «Чего музыка хочет от меня?» "[5, с 115] В творчестве Толстого музыка тесно связана с миром природы и человека. Шум дождя и шум деревьев, звон колоколов и звуки ветра, а также голоса веселых балалаек. Русская литература обогатилась любовью к музыке, что придало произведениям русского писателя особую мелодичность звучания и музыкальность. Музыка раскрывает душу героев, даря им красоту и гармонию в их жизни. В творчестве художника образность развивается в соответствии с музыкальными законами.В конце концов, она возвращается к нам как воспоминание, и каждый раз звучит в новой тональности, которая напоминает о жизни других людей в настоящем и прошлом, а также о том, что музыка является одной из величайших духовных общностей, объединяющей человечество общим чувством любви.[4, с 132]. Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Музыка и литература это две грани нашей жизни , между которыми существует неразрывная связь.
REFERENCES
[1]. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого . T.I. 1828-1890-M, 1958 Т.П. 1891- 1910.М. 1960.
[2]. Гусев Н. Гольденвейзер А. Лев Толстой и воспоминания .- М. Музгиз 1953.
[3]. Л. В. Толстой Война и мир. Книга 1867.
[4].Толстой Л.Н. Искусство. Время. - М., Советская Россия, 1981.
[5].Толстой И.Л. Мои воспоминания. - М., Гослитиздат, 1969.
[6].Толстой и музыка. Хроника. Нотография. Библиография. Сост. З.Г. Палюх, А.В., Прохорова. - М., Советский композитор, 1981.
[7].Дневники П. И. Чайковского. 1873—1891». М. — Пг., 1923, с. 210—211.
839
April 23-24, 2024