Научная статья на тему 'ЛЕТО 1735 Г. НА КИПРЕ: ПУТЕШЕСТВИЕ ГРИГОРОВИЧА-БАРСКОГО В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ'

ЛЕТО 1735 Г. НА КИПРЕ: ПУТЕШЕСТВИЕ ГРИГОРОВИЧА-БАРСКОГО В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ / ХРИСТИАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / КИПР / ЭПИДЕМИЯ / ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ / GRIGOROVICH-BARSKIY / CHRISTIAN ARCHAEOLOGY / ORTHODOX CHURCHES HISTORY / HISTORY OF ARCHITECTURE / MIDDLE EAST / CYPRUS / EPIDEMIC / PILGRIM NOTES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бузыкина Ю. Н.

Объектом исследования является описание монастырей Кипра, сделанное Василием Григоровичем-Барским в 1735-1736 гг. Эпидемия, случившаяся после землетрясения 10 апреля 1735 г., определила маршрут путешественника: он отправился осматривать отдаленные монастыри острова. Цель исследования - выявление истинных целей экспедиции, возможного заказчика и источников информации, которыми пользовался Барский. Задачи исследования: продемонстрировать, что Барский использовал сложившуюся обстановку для создания описи монастырей острова. В заявленном контексте важным представляется рассмотрение двух вопросов: во-первых, почему в период эпидемии Барский сосредоточил свое внимание именно на монастырях, игнорируя другие объекты, и, во-вторых, откуда у путешественника, посещавшего ранее только самые знаменитые места на Кипре, столь точная информация о количестве монастырей и их расположении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER OF 1735 IN CYPRUS: VASSILIY GRIGOROVICH-BARSKIY TRAVELLING DURING EPIDEMIC

The object of the research is the description of the monasteries of Cyprus, made by Vassiliy Grigorovich-Barskiy in 1735-1736. The outbreak that happened after the earthquake on April 10, 1735 had a significant impact on the choice of the route by the traveler: he went to inspect the remote monasteries of the island. The purpose of the study is to identify the true goals of his expedition, to make an assumption about his patron, to point sources of information that Barskiy used. The tasks of the study are to demonstrate how Barskiy used the epidemic in Cyprus to compile description of the local monasteries. I will try to answer the questions, why is he wandering the island during the epidemic, why is he describing monasteries, ignoring many other objects, and finally where did Barskiy, who had previously visited only the most famous places in Cyprus, take such an accurate information about the number of monasteries and their location, because it is impossible to see and describe so much going at random.

Текст научной работы на тему «ЛЕТО 1735 Г. НА КИПРЕ: ПУТЕШЕСТВИЕ ГРИГОРОВИЧА-БАРСКОГО В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ»

Лето 1735 г. на Кипре: путешествие Григоровича-Барского в условиях эпидемии

Бузыкина Ю. Н.

Объектом исследования является описание монастырей Кипра, сделанное Василием Григоровичем-Барским в 1735-1736 гг. Эпидемия, случившаяся после землетрясения 10 апреля 1735 г., определила маршрут путешественника: он отправился осматривать отдаленные монастыри острова.

Цель исследования — выявление истинных целей экспедиции, возможного заказчика и источников информации, которыми пользовался Барский. Задачи исследования: продемонстрировать, что Барский использовал сложившуюся обстановку для создания описи монастырей острова. В заявленном контексте важным представляется рассмотрение двух вопросов: во-первых, почему в период эпидемии Барский сосредоточил свое внимание именно на монастырях, игнорируя другие объекты, и, во-вторых, откуда у путешественника, посещавшего ранее только самые знаменитые места на Кипре, столь точная информация о количестве монастырей и их расположении.

Ключевые слова: Григорович-Барский, христианская археология, история православных церквей, история архитектуры, Ближний Восток, Кипр, эпидемия, путевые заметки.

Отношения и деятельность: не оказывают влияния на представленный материал.

Благодарности. Благодарю Павла и Елену Корневых (Санкт-Петербург) и их проект Cyprusiana.ru за содействие в поездках и фотоматериалы, без чего статья не могла бы появиться.

Музеи Московского Кремля, Москва, Россия.

Бузыкина Юлия Николаевна*, кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Сфера научных интересов — паломничества в Святую землю и в русские монастыри, изображения архитектуры и святых мест, священные города и монастыри как сюжет для изобразительного искусства, а также переосмысление средневекового опыта в русской церковной живописи XVI-XVII вв., в частности, в росписях кремлевских соборов. Принимаю участие в работе над каталогами стенописи Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля. ORCID: 0000-0003-3744-269X.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): yuliabuzykina@gmail.com, yuliabuzykina@kremlin.museum.ru

Рукопись получена 12.08.2020 Рецензия получена 28.08.2020 Принята к публикации 14.09.2020

Для цитирования: Бузыкина Ю. Н. Лето 1735 г. на Кипре: путешествие Григоровича-Барского в условиях эпидемии. Российский журнал истории Церкви. 2020;1(3):20-35. doi:10.15829/2686-973X-2020-3-37

Summer of 1735 in Cyprus: Vassiliy Grigorovich-Barskiy travelling during epidemic

Yulia N. Buzykina

The object of the research is the description of the monasteries of Cyprus, made by Vassiliy Grigorovich-Barskiy in 1735-1736. The outbreak that happened after the earthquake on April 10, 1735 had a significant impact on the choice of the route by the traveler: he went to inspect the remote monasteries of the island.

The purpose of the study is to identify the true goals of his expedition, to make an assumption about his patron, to point sources of information that Barskiy used. The tasks of the study are to demonstrate how Barskiy used the epidemic in Cyprus to compile description of the local monasteries. I will try to answer the questions, why is he wandering the island during the epidemic, why is he describing monasteries, ignoring many other objects, and finally where did Barskiy, who had previously visited only the most famous places in Cyprus, take such an accurate information about the number of monasteries and their location, because it is impossible to see and describe so much going at random.

Key words: Grigorovich-Barskiy, Christian archaeology, Orthodox churches history, history of architecture, Middle East, Cyprus, epidemic, pilgrim notes.

Relationships and Activities: none.

Acknowledgments. I would like to thank Pavel and Elena Kornev (Saint Petersburg) and their project Cyprusiana.ru for assistance in travel and photo materials, without which the article could not have appeared.

Moscow Kremlin Museums, Moscow, Russia.

Yulia N. Buzykina* PhD in art history, researcher. ORCID: 0000-0003-3744-269X.

'Corresponding author: yuliabuzykina@gmail.com, yuliabuzykina@kremlin.museum.ru

Received: 12.08.2020 Revision Received: 28.08.2020 Accepted: 14.09.2020

For citation: Yulia N. Buzykina. Summer of 1735 in Cyprus: Vassiliy Grigorovich-Barskiy travelling during epidemic. Russian Journal of Church History. 2020;1(3):20-35. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2020-3-37

Объектом исследования является описание монастырей острова Кипр, сделанное Василием Григоровичем-Барским в 1735-1736 гг. Предмет исследования: влияние эпидемии некоего смертельного заболевания, случившейся после землетрясения 10 апреля 1735 г., на выбор объектов для описания, коими в основном являются церкви и монастыри, находящиеся в отдаленных районах. Кипрская энциклопедия "Полигноси" говорит о чуме, но в качестве источника ссылается на Барского, который, однако, употребляет термин "губителство", не уточняя, что это была за болезнь.

Цель исследования — выявление истинных задач экспедиции, возможного заказчика и источников информации, которыми пользовался Барский. Передо мной стоят следующие проблемы: продемонстрировать, как Барский использовал эпидемию на Кипре для составления описи монастырей острова. Я постараюсь ответить на вопрос, почему он путешествует по острову в период эпидемии, почему описывает именно монастыри, а многие другие объекты игнорирует, и откуда у Барского, посещавшего до того лишь самые знаменитые места на Кипре, столь точная информация о количестве монастырей и их расположении, поскольку невозможно увидеть и описать столько без заранее известной цели путешествия.

1 Электронный ресурс: http://www.polignosi.com/cgibin/hweb?-A=3942&-V=limmata&fbclid=IwAR1OZBJqBfKcO3 kjF8C7a9sxe3bj_vVySk0G0Y7iDE06Y3ZGrpEx6M16rQE (Дата обращения 14.09.2020).

Василий Григорович-Барский посещал Кипр пять раз: в сентябре 1726 г. (Лимасол); в апреле — мае 1727 г. (Левкосия, Ларнака, Аликес, Киккский монастырь, монастыри св. Маманта в Морфу и Ставровуни); в июле 1730 г. (Лимасол, Фамагуста — краткий заход в порты); осенью 1731 г. (Фамагуста) и длительное путешествие с сентября 1734 по 13 августа 1736 г., когда Барский предпринял пеший поход вокруг всего острова, посетив и описав большинство его монастырей и христианских святынь. От путешествия остались записки в составе "Странствований", они представляют собой целостный текст и напоминают по форме отчет о путешествии, предпринятом по плану и с некоей целью. Это описание Кипра, снабженное рисунками, на которых запечатлены его монастыри и церкви, до сих пор представляет собой ценность для исследователей христианского наследия Кипра. Авторы важнейшего издания о церквах Кипра "Painted Churches of Cyprus" А. и Дж. Стилиану нередко цитируют описания Барского [Stylianou 1997: 75, 98, 179, 236, 305, 306, 368, 456, 497], поскольку именно его текст содержит полное и точное описание православных церквей и монастырей острова, в то время как большинство паломнических заметок охватывают лишь небольшую часть и основные достопримечательности [ Wilbrand von Oldenburg 1908, De Bruyn 1698]. Сохранилось десять рисунков с кипрскими монастырями и их реликвиями, сделанные в 1735 г. (монастырь св. Троицы (Иоанна Златоуста) в Кутсовендисе , монастырь св. Георгия Оригати, монастырь св. Неофита (Энклейстра), ковчег с главою ап. Филиппа, кость руки ап. Филиппа, монастырь Пресв. Богородицы Трикукка, монастырь Богородицы Ястребиный (Панагия ту Араку), монастырь Трех епископов Тамасийских, монастырь архангела Михаила Кладезный, монастырь ап. Варнавы), а также несколько зарисовок из предыдущих путешествий (Лев-

3

косия, Аликес и Ларнака, монастырь св. Маманта в Морфу , два рисунка монастыря Ставровуни с двух ракурсов). Барский пишет и упоминает о большем количестве рисунков, но они пока не обнаружены (рис. 1-11).

Ценность сочинения Барского в его уникальности и в полноте материала. Несмотря на то, что у этого предприятия, вероятно, мог быть вдохновитель, единственным сохранившимся письменным его свидетельством оказался текст Барского на славяно-русском языке.

К текстам Барского обращаются и многие русскоязычные авторы, пишущие о Кипре [Бузыкина, Лосева 2016; Захарова 2011:11-15; Лосева 2003:258; Лосева 2009:250-252; Лосева 2013:439449; Лосева, Маханько 2013:428-439, Шевченко 2001:164-165], а историк и писатель Наталья Зыкова предприняла путешествие по следам Барского, по мотивам которого была опубликована популярная книга [Зыкова 2013]. Она ставила перед собой задачу воспроиз-

2 Ныне недоступен для посещения, поскольку в нем находится турецкая военная база.

3 Ныне поселение называется Гюзельюрт (перевод Рис. 1. Левкосия. Рисунок Григоровича-Барского. греческого названия на турецкий). По изданию: Странствования 1885.

Рис. 2. Левкосия. Современная фотография. © Cyprusiana.ru.

Рис. 4. Ларнака и Аликес. Рисунок Григоровича-Барского. По изданию: Странствования 1885.

вести опыт и увидеть святыни острова глазами киевского путешественника. Книга вышла двумя изданиями, поскольку на первом этапе памятники "за зеленой линией" были ей недоступны. Автор этой статьи

Рис. 3. Софийский собор в Левкосии, превращенный в мечеть. Современная фотография. © Cyprusiana.ru.

Т.е. на территории непризнанной турецкой республики Северный Кипр. — Прим. ред.

Рис. 5. Вид Фамагусты. Рисунок Григоровича-Барского. По изданию: Странствования 1886.

Рис. 6. Мечеть Айя-София в Фамагусте (бывш. собор св. Николая). Современная фотография. © Cyprusiana.ru.

тоже предприняла попытку реконструкции маршрута Барского, только не пешком, а на автомобиле, вместе с авторами онлайн путеводителя по Кипру Cyprusiana.ru. Свою задачу мы видели в том, чтобы концептуально осмыслить труд Барского по описанию Кипра, показав его с иной стороны, нежели просто паломничество. По словам самого путешественника, он стремился попасть на Патмос, а потом идти домой, в Киев. Из этой ремарки Барского можно

Рис. 7. Вид монастыря св. Неофита. Рисунок Григоровича-Барского. По изданию: Странствования 1886.

Рис. 8. Вид монастыря св. Неофита. © Cyprusiana.ru.

вывести предположение, что его (отчасти вынужденное) путешествие на Кипр и по Кипру запланировал за него кто-то другой.

Описания монастырей Кипра, как и все "Странствования", изложены на славянском языке, принятом в Киево-Могилянской академии в качестве

Рис. 9. Монастырь Ставровуни. Ракурс 1. Рисунок Григоровича-Барского. По изданию: Странствования 1885.

Рис. 10. Монастырь Ставровуни. Ракурс 2. Рисунок Григоровича-Барского. По изданию: Странствования 1885.

Рис. 11. Монастырь Ставровуни. Современная фотография. © Cyprusiana.ru.

русского литературного. Они содержат названия монастырей, указания на современное их состояние, количество монашествующих, административное подчинение, особенности хозяйственной жизни, наличие источников воды и так далее. Помимо этого, Барский подробно описывает архитектуру монастырей, а также их внутреннее убранство: иконы, стенописи, оформление стен и полов мрамором, если есть, наличие и отсутствие драгоценной утвари и реликвий. Именно Барский обратил внимание на скатные крыши, закрывающие завершения церквей Троодоса, и озвучил мысль о том, что это может быть сделано из-за бывающих там зимой снегопадов. Он также собирает и воспроизводит легенды о чудотворных иконах и святынях, хранящихся в монастырях. Материалы он черпает из устной традиции, опрашивая местных насельников и жителей, а также из письменных источников, которые мог читать, например, в Киккском монастыре, где провел долгое время. Он анализирует эти сообщения, стремясь отделить истину от вымысла.

Этот рассказ, занимающий в публикации 93 страницы, стал возможным благодаря эпидемии, продлившейся на острове около полугода. Вечно спешащий Барский, по его же словам, был вынужден бродить по труднодоступным местам, пережидая опасность. Следует отметить, что с серьезными эпидемиями Барский сталкивался трижды: в Киеве, когда он был еще ребенком, и вся семья бежала "в поле"; на Кипре в 1735 г. [Странствования 1885:1-11 (2-я паг.)], когда он обходил зараженные места, попутно описывая монастыри; и на Патмосе, где ему пришлось затвориться в полуземлянке на четыре месяца (7 февраля — 15 мая 1737 г.) [Странствования 1886:352-355] (этот опыт тоже оказался плодотворным: в "самоизоляции" Барский составил учебник латинского языка для греков).

В сентябре 1735 г. Василий Григорович-Барский прибыл на Кипр из Триполи (Ливан), хотя собирался, как с ним это нередко случалось, совсем в другие края (а именно, на Патмос, изучать греческий язык) [Странствования 1886:240]. Пробыв несколько дней в Ларнаке и не найдя корабля, он отправляется в Левкосию (Никосию) прямо к новопоставленному архиепископу Филофею, о чьей добродетельности и мудрости он был наслышан. Новый архиепископ открыл при архиерейском доме училище, где был нужен преподаватель латинского языка, которым Барский владел. Получив кров, пищу и работу, неугомонный путешественник решил остаться, поскольку состояние его здоровья оставляло желать лучшего: на протяжении странствий с ним периодически случались приступы лихорадки, или как он ее называет, "трясовицы". Собственно, планы отплыть из Триполи на Патмос были сорваны лихорадкой, которой он страдал в Триполи до конца лета, пропустив все корабли.

Карьера Барского в качестве преподавателя оказалась недолгой. 10 апреля 1735 г., в четверг Светлой седмицы, на Кипре произошло мощное землетрясение5, которое произвело серьезные разрушения: среди прочего, частично обрушился неф обращенного в мечеть готического собора св. Николая в Фамагусте [Walsh 2015:324]. После землетрясения разразилась эпидемия, которую Барский называет "губителством"(ц. сл.) — мор, эпидемия, пагуба, количество ее жертв стремительно увеличивалось.

"Обретающуся убо мне тогда, яко предрех, в острове Кипре, в дворе архиепископа, бывшаго тогда мужа мудра в Еллинском и Латинском учении, к тому же благонравна и добродетелна, наста год Рождества Христова 1735, и доспевшу всемирному празднику Светлому Воскресению Господню, по изволению Божию, за грехи людскии, быст трус велик в всем острове, Априля 10, в первую неделю Воскресения Христова, в четверток, втораго часа по полудни, и замедли яко пять или шест минут, обаче многу пакость сотворе на острове оном. Многи бо тогда падоша церкви християнскии и мечети турецкии, наипаче же мечет зело великий и прекрасный, именуе-мий святая Софея, в граде Амохусте, иже бысть иногда архиерейский престол в время Християнства, о нем же и инде предрекох6. Тогда и пирги висо-кии многи сокрушишася, инии же до основания падоша. Последи же умно-жися губителство, и многи от християн, найпаче же от Турков, лета того умроша, и многий ужас нападе на мир; не токмо бо оний великий предрече-ниий трус, но и инии многии последи быша" [Странствования 1886:243-244].

5 Согласно данным отчета 2016 г. по оценке рисков республики Кипр, подготовленного департаментом гражданской обороны министерства внутренних дел Кипра, эпицентр землетрясения находился недалеко от Фамагусты, и сила толчков землетрясения 1735 г. составила 8 баллов, за которыми последовали более слабые (эл. ресурс: http://www.moi.gov.cy/moi/cd/cd.nsf/All/1873AA2A7DF3D7F9C225844D002BBCCC/Sfile/ NRA2016-CY-CUMATE%20CHANGE%20ET%20ALpdf. Дата обращения - 10.08.2020).

6 Мечеть Айя София в Фамагусте получила свое название после завоевания города войсками Лалы Мустафы паши в 1571 г. Изначально это был собор св. Николая (1298-1400, освящен в 1328 г.). Название мечети отсылает к Софии Константинопольской, которая, и будучи мечетью, сохраняла название Айя София, и кажется, сохранит и сейчас, снова в качестве мечети. По-видимому, новое название отразило восхищение завоевателей перед размерами и красотой собора, да и подчеркнуло историческую параллель: собор превратился в мечеть. Собор в Никосии XIII в., имевший посвящение Софии Премудрости Божией, тоже сильно пострадал.

Несмотря на то, что Барский воспринимал эпидемию как гнев Божий, он понимал, что должен любой ценой избежать заражения, а именно, поскорее уйти из опасного места. Люди оставляли города и уходили в горы и отдаленные места, покинул столицу и архиепископ Филофей, чтобы затвориться в одном из дальних монастырей. В это время Барский, узнав, что окрестные порты тоже поражены болезнью, решается отправиться в путь... по острову. Вот так он описывает свое решение: "Тогда архиепископ изийде отъ престола и затворися в едином от далеких монастирей; такоже и прочии епископи и многи от христиан разийдошася и сокрива-хуся в монастирех и горах, и пустинях. Тогда и аз много прискорбен бых и недоумеях, что творити: отплисти в ини страны бояхся, понеже повсюду окрестнии острова пристанища пораженни быша губителством, седети же паки на едином коем либо буди месте не могох, ибо во всех градех и весех умножися оная предреченная пагуба. Тогда аз, облекшийся в худи ризы, оставих вся моя вещи запечатана в архиерейском дворе и изийдох от града, Левкосии нарицаемого, и шествовах пешеходно между горами и пусти-нями, проходящи от монастиря в монастирь, зрения ради и поклонения, наипаче соблюдения ради от губителства, негде же бо тогда входих ни в гради, ни в веси, идеже еще слышах быти мор, но издалече узкими и жестокими стезями мимоидох, и замедлих тогда в путехождении месяцей пять, донележе мимо иде гнев Господен, и сице, благодатию Божию, тогда сохранихся здрав и невредим от всякой болезни" [ Странствования 1886:244]. Понимая, что уплыть с острова уже не получится, а оставаться на месте опасно, Василий запечатал свои вещи в архиерейском доме, переоделся в "худые ризы" и отправился скитаться между горами и пустынями, из одной обители в другую, избегая больших городов, с целью осмотреть монастыри и поклониться святыням. Барский пишет, что путешествие заняло пять месяцев: он бродил, пока опасность не миновала.

Предваряя рассказ, Барский заявляет, что сейчас "под игом Турецким" на Кипре существует более шестидесяти монастырей и что число монашествующих в них разнится: пятеро, шестеро, иногда десять, двадцать или тридцать иноков. В самых главных монастырях он насчитывал до пятидесяти и даже ста человек братии. Кроме них, существуют также пустые и разоренные обители, пришедшие в упадок "от тяжестних даний и нестерпимых пакостей Турецких". Из них ему удалось посетить около пятидесяти, двадцать он изобразил на бумаге [Странствования 1886:244-245]. В конце описания путешествия он дает немного другие цифры: что всего монастырей больше семидесяти, что самые красивые он изобразил "на хартии" (их двадцать четыре), а прочие, не столь интересные и значимые, он рисовать не стал [Странствования 1886:332]. Если пересчитать описания, вошедшие в опубликованный Барсуковым по рукописи текст, то получается, что всего на Кипре Барский описал пять городов и шестьдесят пять церквей и монастырей. Еще восемь мест он так и не успел посетить, поэтому просто привел их греческие названия в конце рассказа о путешествии. Тот факт, что он их названия пишет по-гречески, наводит на мысль о том, что он пустился в путь, вооружившись неким списком.

В большинстве случаев Барскому оказывали всяческое гостеприимство, предоставляли ему пищу, ночлег и позволяли причаститься, а иногда даже

обеспечивали транспортом в виде мула. Это может быть обусловлено местными традициями гостеприимства — в горных лесах жестоко оставлять человека одного без крова, — а также тем, что в некоторых местах о прибытии странника были предупреждены. Например, в Киккском монастыре Барский провел больше двадцати дней, и, по-видимому, здесь он был занят не только молитвами и осмотром окрестностей [Странствования 1886:265271]. Он многое пишет об истории иконы Киккской Богоматери, в том числе приводит сведения, отсутствующие в сохранившихся до наших дней документах, что позволяет предположить, что он работал в архиве, а администрация монастыря была о нем предупреждена. В монастыре Махерас он читал пергаменную рукопись, на которую ссылается как на источник информации об истории монастыря и его ктиторах [Странствования 1886:316].

Однако в двух случаях посещение монастырей и пребывание в них пришлось скорректировать из-за эпидемии. В монастырь Скуриотисса, стоящий на месте бывшего языческого святилища близ древнейшего медного

7

рудника , его просто не пустили, выдав пропитание, поскольку в нем "затворился" киренийский епископ: "Заключенному тогда убо тогда бывшу епископу, страха ради губителства, и никому же входа попущающу, ни мене не оставиша внийти внутр, но изнесоша мне вон хлеб и яству. Сего ради аз прискорбен бых..." [Странствования 1886:259-260]. Барский не преминул упомянуть, что когда-то здесь процветала металлургия, но под турецким игом производство практически прекратилось, сам монастырь очень скромный и не имеет никаких богатств, кроме воды, которая течет с высот Троодоса.

В монастыре св. Неофита недалеко от Пафоса уже сам Барский предпочел надолго не оставаться, опасаясь, что из окрестных поселений болезнь может легко проникнуть в обитель: "Во оном монастире игумен случися быти сладкоглаголив и страннолюбец, иже меня восприят честно, с любо-вею, но не могох тамо коснити время, бояхся бо, губителства ради, да не приидет кто поражен от окрестных весей" [Странствования 1886:276]. Он настолько серьезно относился к опасности заражения, что предпочитал блуждать по горам, лишь бы не выходить к охваченным эпидемией поселениям: "блудих много дня онаго, восходящи и нисходящи по удолех и горах, не ведящи пути, не идох бо путем великим, чрез веси, но мимоходих издалече; вина же, яко вси тамо окрестнии веси пораженни бяху губителством. Едва дня того, с трудом многим, в первий час нощи, доспех к вишшепомя-нутому дворцу Ития [Странствования 1886:281]; "Бяше тогда пораженна губителством весь она (Келаны — центр производства командарии и шелка. — Ю.Б.) и отнюдь не медлих в ней, но снийдох абие к потоку, в монастирец святая Маври, иже есть зело мал и малоиноческ, с малою церковю и двемя трема келии" [Странствования 1886:287].

Несмотря на свои опасения, он нашел возможность посетить Пафос, видимо, не будучи в состоянии пропустить город, связанный с именем апо-

7 В данный момент монастырь занят военной базой ООН с аргентинским контингентом. Посещение объекта с туристическими целями возможно при предъявлении паспорта.

стола Павла [Странствования 1886:278-279]. Некогда цветущий Пафос в те времена практически пустовал, но в нем не было "губителства", что позволило Барскому осмотреть христианские святыни города: не были разрушены только две церкви — Богородицы и св. Георгия, остальные лежали в руинах. Барский не преминул также оценить созданный эллинами "зна-менитий и многоценний, и изрядний храм великий в чест бесчестной и мерзосной богине Афродита, иже нине раззорень ест" [Странствования 1886:279]. После этого он гостил у пафосского архиерея. Однако в то же время Кирению с ее готическими соборами Барский проигнорировал, написав, что в этом городе нечего смотреть: "мимо идох градец Киринею, не входящи внутрь, понеже ничтоже, якоже слышах, не обретается тамо достойно зрения" [Странствования 1886:251]. Причиной могло послужить как наличие заразы в городе, так и то, что христиане его покинули и остались лишь турки. Руины, в частности Беллапаис, находящийся недалеко от той Кирении, он с удовольствием осматривал целый день [Странствования 1886:248-251].

Огромное число объектов, спешка и при этом фиксация состояния монастырей говорит о том, что Барский действовал по плану. Невинная причина похода и впечатляющий результат его — иллюстрированные записки — напоминает ситуацию, которую мы описывали в предыдущей нашей публикации о походе в Хауран, когда Барский вместо Киева как бы случайно отправился описывать отдаленные места, находившиеся в прямо противоположном направлении [Бузыкина 2020:22-34]. Барский пишет, что не мог уехать с Кипра сразу после окончания эпидемии, потому что он должен был завершить начатое (а именно, описание кипрских монастырей): "Многа и ина о нем слишахуся чудодействия, но не имех времени вся исписати, понеже тогда преста быст губителство и тщахся скоро совершити посещение монастырей (курсив мой. — Ю.Б.) и отъити от Кипра в ину страну" [Странствования 1886:322]. Кому принадлежал план? По мнению Н. Зыковой, это мог быть архиепископ Филофей [Зыкова 2013:14-15].

Архиепископ Филофей (1734-1759) получил образование в Патриаршей академии в Константинополе, в 1741 г. открыл Школу греческой музыки и наук (или "Эллиномусион") в Никосии (действовала до 1784 г.) и был тесно связан с учеными мужами той эпохи. Помимо Барского, в его школе преподавал иеромонах Иаков Патмосский, у которого Барский учился в Триполи [Соколов 1909:321-351], Ефрем Афинянин (впоследствии патриарх Иерусалимский Ефрем II) и архимандрит Паисий (впоследствии архиепископ Кипрский). Помимо школы в Никосии, греческие школы в XVIII в. действовали также в Киккском и Махерас-ском монастырях.

По благословению архиепископа Филофея на острове были проведены сборы средств в помощь Святогробскому братству (1734) и Антиохийской Православной Церкви (1736) (как раз в это время Барский виделся с Фило-феем и Сильвестром). Известно, что в 1735 г., именно в описываемый период, архиепископ Филофей наложил епитимию на отмечающих престольные праздники в монастырях плясками и игрой на музыкальных

инструментах. Не исключено, что это было как-то связано с эпидемией и запрещено как неуместное [Лосева, Близнюк, Э.П.А. 2014:8-59] .

На наш взгляд, вдохновителем предприятия мог быть и духовный отец Барского Сильвестр Киприот (1724-1766), патриарх Антиохии и всего Востока, потому что история повторилась: как и на Кипре, Барский, никем не узнанный, одетый в старые одежды, шел описывать христианские святыни, так и в Хауране он тоже переодевался и тоже шел туда как бы случайно. Как и в случае с описанием христианских храмов Изры, и в отличие от описания, например, Египта, рассказ о Кипре полон уникальной, добытой лично Барским информации, которая была собрана и выдана на основании его опыта, а не записок других путешественников (как это было отчасти в случае с Египтом).

Архиепископ Филофей был знаком с Антиохийским патриархом Сильвестром Киприотом, который постриг Барского в монахи и поддерживал с ним постоянную переписку. Возможно, он и порекомендовал Барского в качестве преподавателя для училища архиепископа Филофея. Впервые Василий услышал о Сильвестре в 1728 г. в Дамаске [Странствования 1886:98, 99], а познакомился с ним лично в 1732 г. на острове Самос [Странствования 1886:210]. С момента своего поставления патриархом Антиохии и всего Востока Сильвестр оказался в двусмысленной ситуации. В 1724 г., после смерти Патриарха Афанасия III, пролатински настроенные иерархи избрали на антиохийский престол учившегося в Риме Серафима Таноса .

8 О церковной жизни на османском Кипре см.: Hackett, J.A. (1901). History of the Orthodox Church of Cyprus from the Coming of the Apostles Paul and Barnabas to the Commencement of the British Occupation (A. D. 45 — A. D. 1878). London, 190-237; Хакггг, 'I. and ПапаТисплтои, X. 'I. (1923). lompiartfq 'Op9oS6^ou 'EKKÄnoiaq rtfqKunpou. 'A8pvai. 1, 249-334; Хриоботоцод (ПапабопоиЛод), äpxisn. (1929). H 'EKKÄnoia Kunpou inToupKoKpaTiaq: 15711878. "A8pvai; Hill, G. (1972). A History of Cyprus. Cambridge. 4, 305-380; бАшпои, Л. (1975). 'H 'EKKÄnoia Kunpou in ToupKoKpaTiaq. Леишо1а; Киррпд, К.П. (1986). ЕккЛг|01а Кипрои. MsyaAri KunpiaKij EyKuKÄonaiSsia. 4, 375380; Киррпд, К.П. (1986). ЕккЛг|01а Кипрои. МеуаАц KunpiaKij EywKÄonaiSsia. 5, 5-7; ПаиЛод ('ЕууЛг^акпд), ОДЩ. (1996). Eikooi ßsÄiTai Sia rfv 'EKKÄnoiav Kunpou (4oq iaq 206q ai'av). 'A8pvai. 315-440; М1хаг|Л, M.N. (2005). H EKKÄnoia Triq Kunpou KaTQ t^v Oda^aviKn nspioSo (1571-1878): ETaSiaKij ouyKp6Tion Triq os eso^6 noAirnijq s^ouoiaq. Леишо1а; Michael, M. N. (2009). An Orthodox Institution of Ottoman Political Authority: The Church of Cyprus. Ottoman Cyprus: A Collection of Studies on History and Culture. Ed. M. N. Michael, M. Kappler, E. Gavriel. Wiesbaden, 209-230.

9 Он был возведен на Патриарший трон под именем Кирилла VI и сразу признал главенство папы. Одновременно Константинопольский Синод рукоположил Сильвестра. Таким образом возникли две параллельные иерархии, православная и униатская. Униаты, пользуясь поддержкой из Рима и подкупая представителей власти, поглощали владения Антиохийского патриархата, а Сильвестр, поддерживаемый Константинополем, стремился сохранить паству, для чего уделял огромное внимание образованию и основывал греческие школы. Одну из них он открыл в Алеппо, но вскоре школу пришлось перевести в Триполи (Ливан). Учитель, преподававший в этой школе, дидаскал Иаков, был родом с Патмоса. Именно у него и учился Барский, именно от него он знал о Сильвестре. (Чичуров, И. С., Наджим, М. свящ., Фразиер, T. Л., Панченко, К. А. и Нелюбов, Б. А. (2001). Антиохийская Православная Церковь. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". 2, 501-529. См. также: Порфирий (Успенский), архим. (1850) Сирийская Церковь. Журнал министерства народного просвещения. Ч. 67; Восток Христианский. Сирия. Список Антиохийских патриархов. Сост. Порфирий (Успенский) (Из журнала: Труды Киевской Духовной академии за 1875-1876г.). Киев, 1876, 16-21, 113-121; Михаил Барик ад-Димашки (1874). Список Антиохийских Патриархов. Труды Киевской духовной академии. 6:346-457; Михаил Барик ад-Димашки (1982). Тарих аш-Шам (История Сирии, 1720-1782). Дамаск (на арабском); Иоанн 'Аджаими (1875). Антиохийские Патриархи в арабском списке священника Иоанна Жеми 1756 г. Труды Киевской духовной академии. Март, 1, 385-457; Базили, К. М. (1962). Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом

В предыдущей нашей публикации [Бузыкина 2020] мы описали экспедицию Барского в Хауран, где он зарисовал и описал церкви Изры и предположили, что это было сделано по просьбе патриарха, хотя Барский в своих записках это объясняет случайным стечением обстоятельств. Возможно, информация о задании была конфиденциальной, а может быть, просто не нужна в русском тексте, который он писал с целью предоставить в Отечество свое сведения о том, что есть на Востоке, а не о том, кто его просил эти сведения собирать.

Мы не знаем, существовала ли греческая версия отчета. Если и да, то она не сохранилась или еще не выявлена: Барский мог передать ее, когда на Успение встречался с Филофеем и рассказывал ему и его гостям о своих странствиях [Странствования 1886:314], или в ноябре того же 1735 г., когда на Кипр приезжал патриарх Сильвестр с учителем Барского дидаскалом Иаковом и их принимал архиепископ [Странствования 1886:326-327].

Итак, описание монастырей Кипра, составленное и проиллюстрированное Василием Григоровичем-Барским в 1735-1736 гг., представляет собой отчет об экспедиции, целью которой было описание и выявление современного состояния кипрских монастырей. Барский идет, видимо, инкогнито, по отдаленным монастырям острова, поскольку во время эпидемии жители острова, начиная с архиереев, стремились укрываться именно в дальних местах, убегая из больших городов. Бедный инок, бредущий от обители к обители, прячась от заразы и от представителей власти, выглядел вполне естественно и никого не интересовал. Описывал он практически исключительно монастыри, поскольку того, кто поручил ему это задание, интересовали именно они. Видимо, это было духовное лицо, например, архиепископ Филофей (об этом уже писала Н. Зыкова), предоставивший ему кров и работу при училище, или даже антиохийский патриарх Сильвестр, который был родом с Кипра и приезжал на остров в конце 1735 г., и Барский виделся с ним. Василий предпринимал вылазки к монастырям еще в бытность учителем, но преподавательская работа в Никосии не давала ему надолго отлучаться. Эпидемия предоставила ему время — пять месяцев. Хотелось бы обратить внимание на то, что и в начале, и в конце повествования Барский приводит количество монастырей на острове. То есть, он изначально располагал некими данными и сравнивал их с полученными в результате собственного путешествия. Он указывает в общем количестве монастырей те, которые удалось посетить, зарисовать или просто описать, а также в конце приводит список мест, в которые по

отношениях. [Предисл. И. Смилянской], Акад. наук СССР. Ин-т народов Азии. М.: Изд-во вост. лит., 326 с., 2 л. ил.: карт.; Шевырев, С. (1850). Антиохийская Церковь. СПб.; Муравьев, А. (1858). Сношения России с Востоком. СПб.: Тип. 3-го отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии. 1-2; Лебедев, А. П. (1896-1901). История греко-восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (1453) до настоящего времени. Сергиев Посад: 2-я типография А.И. Снегиревой. 1-2; Каптерев, Н. Ф. (1914). Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Сергиев Посад: Типография Вильде; Василий (Самаха), архим (1953). Антиохийский Патриархат и его взаимоотношения с Русской Православной Церковью после падения Византии. Магист. дис. Московская Духовная Академия. М.; Hopwood, D. (1969). The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxford; Макарий (Тайяр), архим. (1978). История Антиохийской Церкви от ее основания до нач. XXв. Магист. дис. Московская Духовная академия. Т. 2; Панченко, К. А. (1998). Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (XVI-нач. XIXв.). М.

разным причинам не попал, причем на греческом языке. Исходя из сказанного выше, логично предположить, что у этой пятимесячной прогулки по острову был некий план, и у Барского изначально был список мест, которые он должен был посетить. Декларируемая цель — увидеть святыни острова, поклониться им и избежать заражения, для чего он избегает городов и крупных поселений. Объяснение выглядит логичным, потому что большинство монастырей находятся вне крупных городов. Материал ставит перед исследователем и новые вопросы. Например, если заказчиком исследования был восточный иерарх, то почему текст написан на "славянорусском" языке, в то время как подписи к рисункам греческие.

Благодарности. Благодарю Павла и Елену Корневых (Санкт-Петербург) и их проект Cyprusiana.ru за содействие в поездках и фотоматериалы, без чего статья не могла бы появиться.

Отношения и деятельность: не оказывают влияния на представленный материал.

Литература

1. Бузыкина 2020 — Бузыкина, Ю.Н. (2020). Василий Григорович-Барский — первооткрыватель христианской архитектуры Сирии. Российский журнал истории Церкви, 2020, 1(2), 22-34. doi:10.15829/2686-973X-2020-2-21.

2. Бузыкина, Лосева 2016 — Бузыкина, Ю.Н. и Лосева О. В. (2016). Мамант. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 43: "Максим — Маркелл I". 752 с. ISBN: 978-5-89572-049-3.

3. Захарова 2001 — Захарова, А.В. (2011). Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 25: "Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский", 11-15. ISBN: 978-5-89572-046-2.

4. Зыкова 2013 — Зыкова, Н.В. (2013). Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра. ISBN: 978-9963-9289-4-1.

5. Лосева 2003 — Лосева, О.В. (2003). Варнавы апостола монастырь. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 6: "Бондаренко — Варфоломей Эдесский", 258. ISBN: 5-89572-010-2.

6. Лосева 2009 — Лосева, О.В. (2009). Иереев монастырь. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 21: "Иверская икона Божией матери — Икиматарий", 250-252. ISBN: 978-5-89572-038-7.

7. Лосева 2013 — Лосева, О.В. (2013). Киккский монастырь. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 33: "Киево-Печерская лавра — Кипрская икона Божией Матери", 439-449. ISBN: 978-589572-037-0.

8. Лосева, Близнюк, Э.П.А. 2014 — Лосева, О.В., Близнюк, С.В. и Э.П.А. Кипрская Православная церковь (2014). Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 34: "Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей", 8-59. ISBN: 978-5-89572-039-4.

9. Лосева, Маханько 2013 — Лосева, О.В. и Маханько, М.А. (2013). Киккская икона Божией матери. Православная энциклопедия. М.: Церковнонаучный центр "Православная энциклопедия", 33: "Киево-Печерская лавра — Кипрская икона Божией Матери, 28-439. ISBN: 9785895720370.

10. Соколов 1909 — Соколов, И.И. (1909). Дидаскал Иаков Патмосский: Очерк из истории духовного просвещения в Сирии и Палестине в XVIII в. Сообщения императорского Православного Палестинского сообщества, 321-351.

11. Странствования 1885 — (1885). Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 1. 1723-1747. СПб., Типография В. Киршбаума, в д. Министерства Финансов, на Дворц. площ.

12. Странствования 1886 — (1886). Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. 1723-1747. СПб., Типография В. Киршбаума, в д. Министерства Финансов, на Дворц. площ.

13. Шевченко 2001 — Шевченко, Э.В. (2001). Аракос Панагии церковь. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 3: "Анфимий — Афанасий", 164-165. ISBN: 5-89572-008-0.

14. De Bruyn 1698 — De Bruyn, С. (1698). Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste deelen van Klein Asia, de eylanden Scio, Rhodus, Cyprus, Metelino, Stanchio, etc., mitsgaders de voornaamste steden van Aegypten, Syrien en Palestina. Delft, Henrik van Krooneveld.

15. Stylianou 1997 — Stylianou, A.J. (1997). Thepaintedchurches ofCyprus. Treasures ofByzantineArt. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia: A. G. Leventis Foundation. 527 p. ISBN: 9963-560-30-X.

16. Walsh 2015 — Walsh Michael, J. K., ed. (2015). City of Empires. Ottoman and British Famagusta. Cambridge scholars publishing. ISBN:1443884065,9781443884068.

17. Wilbrand von Oldenburg 1908 — Wilbrand von Oldenburg (1908). Cobham C.D. Excerpta Cypria. Cambridge (New York, 1969).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Buzykina 2020 — Buzykina, YN. (2020). Vassiliy Barskiy discovering the Christian Architecture in Syria. Russian Journal of Church History, 2020, 1(2), 22-34. doi:10.15829/2686-973X-2020-2-21. (In Russ.)

2. Buzykina, Loseva 2016 — Buzykina, Yu. N. and Loseva, O.V. (2016). St Mamas. Orthodox Encyclopaedia, 43. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ. ISBN: 978-5-89572-049-3. (In Russ.)

3. Zakharova 2001 — Zakharova, A.V. (2011). Monastery of St John Chrysostomos near Koutsovendis. Orthodox Encyclopaedia, 25. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 11-15. ISBN: 978-5-89572-046-2. (In Russ.)

4. Zikova 2013 — Zikova, N.V. (2013). Pilgrimage to Orthodox Cyprus (Following in the footsteps of Vassiliy Barskiy). Larnaca, Russian Orthodox Education Center Publishers, 2013. ISBN: 978-9963-9289-4-1. (In Russ.)

5. Loseva 2003 — Loseva, O.V. (2003). Apostle Barnabas monastery. Orthodox Encyclopaedia, 6. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 258. ISBN: 5-89572-010-2. (In Russ.)

6. Loseva 2009 — Loseva, O.V. (2009). Iereev Monastery. Orthodox Encyclopaedia, 21. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 250-252. ISBN: 978-5-89572-038-7. (In Russ.)

7. Loseva 2013 — Loseva, O.V. (2013). Monastery of Kykkos. Orthodox Encyclopaedia, 33. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 439449. ISBN: 978-5-89572-037-0. (In Russ.)

8. Loseva, Blizniuk, E.P.A. 2014 — Loseva O. V., Blizniuk S. V. and E.P.A. Cyprus Orthodox Church (2014). Orthodox Encyclopaedia, 34. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 8-59. ISBN: 978-5-89572-039-4. (In Russ.)

9. Loseva, Makhan'ko 2013 — Loseva, O.V. and Makhan'ko, M.A. (2013). Our Lady of Kykkos icon. Orthodox Encyclopaedia, 33. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 428439. ISBN: 9785895720370. (In Russ.)

10. Sokolov 1909 — Sokolov, I.I. (1909). Didascalos Jacob of Patmos: Essay on the history of spiritual enlightenment in Syria and Palestine in the 18th century. Proceedings of the Imperial Orthodox Palestinian Community, 321-351. (In Russ.)

11. Stranstvovaniya 1885 — (1885). Wanderings of Vassiliy Grigorovich-Barskiy in the Holy Places of the East in 1723-1747. Issued by Imperial Orthodox Palestine Society, ed. by N. Barsukov, part 1. St Petersburg, Kirschbaum Publ. Reprint: Moscow: ichthys Publ. 2004. (In Russ.)

12. Stranstvovaniya 1886 — (1886). Wanderings of Vassiliy Grigorovich-Barskiy in the Holy Places of the East in 1723-1747. Issued by Imperial Orthodox Palestine Society, ed. by N. Barsukov, part 2. St Petersburg, Kirschbaum Publ. Reprint: Moscow: ichthys Publ. 2005. 444 p. (In Russ.).

13. Schevchenko 2001 — Schevchenko, E.V. (2001). Church of Panagia tou Arakou. Orthodox Encyclopaedia, 3. M.: Orthodox Encyclopaedia Publ, 164-165. ISBN: 5-89572-008-0. (In Russ.)

14. De Bruyn 1698 — De Bruyn, C. (1698). Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste deelen van Klein Asia, de eylanden Scio, Rhodus, Cyprus, Metelino, Stanchio, etc., mitsgaders de voornaamste steden van Aegypten, Syrien en Palestina. Delft, Henrik van Krooneveld.

15. Stylianou 1997 — Stylianou, A.J. (1997). The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia: A. G. Leventis Foundation. 527 p. ISBN: 9963-560-30-X.

16. Walsh 2015 — Walsh Michael, J.K., ed. (2015). City of Empires. Ottoman and British Famagusta. Cambridge scholars publishing. ISBN:1443884065,9781443884068.

17. Wilbrand von Oldenburg 1908 — Wilbrand von Oldenburg (1908). Cobham C. D. Excerpta Cypria. Cambridge (New York, 1969).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.