Научная статья на тему 'Летняя авифауна побережья Японского моря в районе залива Ольги'

Летняя авифауна побережья Японского моря в районе залива Ольги Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летняя авифауна побережья Японского моря в районе залива Ольги»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2463: 4364-4370

Летняя авифауна побережья Японского моря в районе залива Ольги

В.И.Лабзюк

Второе издание. Первая публикация в 1975*

Материал для настоящей статьи собран нами в 1956, 1958 и 1970 -1974 годах на побережье Японского моря в районе залива Ольги: на север — до мыса Баратынский (26 км), а на юг — до мыса Кекурный (24 км). После Н.М.Пржевальского (1870) залив Ольги посетил лишь В.А.Линд-гольм, коллектировавший птиц в устье реки Аввакумовки в 1949 году (Воробьёв 1954). Морское побережье орнитологами не исследовалось. Поэтому в литературе отсутствуют конкретные сведения об авифауне этого района.

Морское побережье к северу от залива Ольги слабо изрезано, скалы имеют небольшие перепады высот, рифы немногочисленны. Галечни-ковые пляжи узки и заливаются волнами во время штормов. Берег моря к югу от залива сильно изрезан, скалы имеют большие перепады высот. Широкие песчаные и галечниковые пляжи в укрытых от штормов местах зарастают разнотравьем до линии прибоя.

Учёт морских водоплавающих и наземных птиц, гнездящихся в прибрежной полосе, был проведён нами с 22 мая по 23 июня 1973. Совершён 21 учётный маршрут. Численность гнездящихся японских бакланов определялась по насиживающим птицам в утренние часы, когда самцы и холостые птицы улетали на кормёжку. Очковые чистики учитывались утром, когда они собирались на воде возле мест гнездования перед отлётом на кормёжку. Взрослые птицы регистрировались в тихую погоду в прибрежной полосе в пределах видимости. Определение численности наземных птиц проводились как с лодки, так и во время пешеходных экскурсий.

Краснозобая гагара Gavia s. stellata (Pontoppidan, 1763). Обычный летующий вид. С мая по август отмечаются одиночки, пары или группы из 4-5 особей, которые держатся вдоль морского побережья, чаще в заливах и бухтах. В июле-августе птицы линяют и не способны к полёту.

Белоклювая гагара Gavia adamsii. Одиночная птица встречена 4 марта 1973 у входа в залив Ольги. В июле белоклювые гагары отмечены дважды у мыса Маневского.

Чернозобая гагара Gavia arctica viridigularis Dwight, 1918. Обычный летующий вид. Одиночные птицы встречаются вдоль всего побережья. С июня по август гагары линяют.

* Лабзюк В.И. 1975. Летняя авифауна морского побережья в районе залива Ольги II Орнитологические исследования на Дальнем Востоке. Владивосток: 179-184.

Серощёкая поганка Podiceps grisegena holbollii Reinhardt, 1854. Встречается в течение всего весенне-летнего периода. Обычно птицы держатся одиночками, реже по две особи.

Сизая качурка Oceanodroma furcata. Одиночная птица была встречена 26 июня 1972 у мыса Мраморный, где кормилась в течение часа на спокойных участках поверхности моря.

Места гнездования и численность некоторых прибрежно-морских птиц (в парах) на побережье Японского моря в районе залива Ольги. 1 — очковый чистик, 2 — старик, 3 — японский баклан

Японский баклан РНаЬастосотах сарШаЬиБ. Обыкновенный гнездящийся вид. В районе наблюдения отмечено шесть колоний с общей численностью 218 пар (см. рисунок). Три колонии расположены на север-

ном участке побережья на расстоянии 8 км друг от друга; три других — на южном участке, где сосредоточены на отрезке побережья длиной 700800 м. Гнездовые участки японских бакланов как правило недоступны для врагов, поэтому они меняются редко. Попытка обосновать новую колонию наблюдалась в первых числах мая 1972 года на скалах возле Мраморного мыса, где 5-7 пар птиц построили гнёзда. Позже они оказались брошенными. В 1972-1973 годах отмечалось перемещение колоний японских бакланов. На северном участке побережья в 1972 году большая часть птиц оставила одну из колоний, в которой насчитывалось около 100 пар; в 1973 году там гнездилось всего 14 пар. В другой колонии, расположенной на кекуре южного участка, в 1971 году было около 100 пар, но после отстрела птиц браконьерами там в 1972 году гнездилось лишь 5-7 пар на вершине кекура. Сократилась численность японских бакланов и в колонии у мыса Маневского: вместо 75 пар в 1972 году там в 1973 году поселилось только 34 пары.

Основные враги японских бакланов — большеклювые Corvus macro-rhynchos и восточные чёрные C. corone orientalis вороны, которые расклёвывают яйца и поедают небольших птенцов. Реже на гнёзда с птенцами и на молодых птиц нападают орланы-белохвосты Haliaeetus albi-cilla. При этом чаще подвергаются нападению колонии с редко расположенными гнёздами. В 1972 году несколько гнёзд японских бакланов было разорено гималайским медведем Ursus thibetanus.

В 1973 году в известных нам колониях бакланы приступили к насиживанию в третьей декаде мая. Последние встречи молодых птиц — 4 августа 1972. Первое время они держатся возле мест гнездования, где пытаются самостоятельно добывать себе пищу. Некоторых из них во второй половине августа ещё подкармливают «родители».

Берингийский баклан Phalacrocorax pelagicus pelagicus Pallas, 1811. Этот вид был отмечен на гнездовье 18 мая 1958 вблизи мыса Скалистый. Позже, 15 июля 1961, там были добыты 4 молодые птицы. Возле мыса Мраморный две гнездящиеся пары наблюдались 5 июня 1972. В 1973 году этот баклан не был найден на гнездовье.

Кряква Anas platyrhynchos. В мае-августе встречаются одиночные самцы. В спокойную погоду утки кормятся возле рифов и в мелких заводях, образуя иногда стайки из 4-5 птиц.

Мандаринка Aixgalericulata. В мае-августе 1971-1973 годов на южном участке побережья постоянно встречались стаи из 4-6 птиц. Они придерживались одного района протяжённостью 15 км, где берега были сильно изрезаны и завалены обломками скал. Кроме того, утки держались вблизи устьев рек, впадающих в море.

Американская синьга Melanitta americana. Одиночные утки этого вида встречаются только в стаях горбоносых турпанов. В июне-июле птицы линяют.

Горбоносый турпан Melanitta deglandi stejnegeri (Ridgway, 1887). Обычный летующий вид всего побережья. Самка, добытая из стаи 26 мая 1973, линяла. В середине июня все встреченные турпаны находились в состоянии интенсивной линьки и были не способны к полёту.

Каменушка Histrionicus histrionicuspacificus W.S.Brooks, 1915. Этот вид встречается по всему побережью в мае-августе. Во второй половине июня птицы линяют.

Длинноносый крохаль Mergus serrator. Гнездится в устьях рек на южном участке побережья. Выводки отмечаются в море, где держатся на укрытых от штормов участках, которыми являются мелководья с обилием рифов, далеко выходящих в море, или бухточки, загороженные мысами. Выводок с 5-8-дневными птенцами встречен 14 июня 1973 в 120 м от устья реки.

Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. Обычен на морском побережье. Чаще гнездится на некотором удалении от берега. Гнездование на прибрежных скалах отмечено дважды в районе мыса Маневского.

Белоплечий орлан Haliaeetuspelagicus. Одиночные молодые бело-плечие орланы периодически появляются на побережье в течение всего лета.

Сапсан Falco peregrinus. Отмечен на гнездовье лишь однажды. 12 июня 1958 возле Мраморного мыса было найдено гнездо, расположенное на выступе скалы на высоте 120-130 м. Неоднократно приходилось наблюдать одну птицу, прогонявшую из района гнездования ворон и хищных птиц, включая и орлана-белохвоста. Однажды сапсан пытался поймать летящего очкового чистика Cepphus carbo, а 15 июня принёс в гнездо, по-видимому, скального голубя Columba rupestris.

Малый зуёк Charadrius dubius. Малочисленный гнездящийся вид близ устьев речек. Всего отмечено 4 гнездящихся пары.

Сибирский пепельный улит Heteroscelus brevipes. Одиночки, а чаще пары встречаются в течение всего весенне-летнего периода. Улиты обычно придерживаются участков с крупной галькой и рифов, обнажённых во время отлива. У 2 самцов, добытых 21 мая 1973, семенники были не развиты.

Перевозчик Actitis hypoleucos. Обыкновенный гнездящийся вид песчаных или галечниковых пляжей, поросших травой. На обследованном участке побережья в 1973 году гнездилось 8 пар. В гнезде, найденном 1 июня 1972, была неполная кладка из 2 яиц. Другое гнездо 5 июня 1972 имело сильно насиженную кладку.

Чернохвостая чайка Larus crassirostris. Обыкновенный летующий вид, численность которого не постоянна. Иногда птицы образуют стаи из 100-150 особей разного возраста.

Тихоокеанская морская чайка Larus schistisagus. Одиночки и пары встречаются в мае-июне и начале июля.

Речная крачка Sterna hirundo longipennis Nordmann, 1835. На гнездовании отмечена только однажды. Возле мыса Маневского на кекуре, где раньше гнездились японские бакланы, в 1972 году загнездилось около 25 пар крачек. В другие годы этот вид отмечался с мая по август.

Малая крачка Sterna albifrons. В весенне-летний период встречаются одиночки или стайки из 3-4 птиц.

Очковый чистик Cepphus carbo. Гнездовые участки этого вида расположены неравномерно. В одних местах они образуют почти непрерывную линию, в других гнёзда отстоят друг от друга на 5 -7 км. Численность птиц на гнездовых участках колеблется от 1 до 90 пар. Общая численность очковых чистиков в 1973 году составляла 680 пар. Образовавшиеся пары до начала насиживания постоянно наблюдаются возле гнездовых участков и держатся как правило стаями, в то время как холостые птицы ни пар, ни групп не образуют. Холостую особь в колонии преследуют гнездящиеся птицы и вынуждают удалиться.

На побережье материка гнёзда обычно располагаются в расщелинах скал, а на островах, где имеются осыпи, чаще всего под камнями. Первые кладки в 1973 году были отмечены 2 июня, а 5 июня в большинстве найденных гнёзд были полные кладки (по 2 яйца). Некоторые пары уже приступили к насиживанию. В то же время у отдельных пар ещё наблюдались брачные игры, которые продолжались до 24 июня. В 1973 году, по сравнению с 1972, наблюдалось запаздывание сроков откладки яиц на 10-12 дней (кладка от 27 мая была сильно насижена). Это объясняется, по-видимому, низкой температурой воздуха во второй и третьей декадах мая.

В начале августа молодые птицы покидают гнездо. Так, 4 августа 1972 в колонии очковых чистиков было шумно. Взрослые птицы возбуждённо вертелись на воде возле гнездового участка, представленного отдельной скалой в море. Обычно молчаливые, птицы громко кричали, взлетали и тут же опять садились на воду или же, взлетев, скрывались в расщелинах скалы. Через некоторое время оттуда начали появляться молодые особи, сопровождаемые взрослыми. «Родители» сразу слетели на воду, а молодые, немного потоптавшись на краю расщелины и размахивая крыльями, съезжали вниз или, оттолкнувшись от скалы, пытались взлететь, но тут же падали на воду. Взрослые громко кричали, затем присоединились к молодым, как только они оказались на воде.

Основными врагами очкового чистика являются восточные чёрные и большеклювые вороны, расклёвывающие их яйца. Иногда до гнёзд добираются колонки Mustela sibirica. В июле 1973 года отмечен случай, когда харзы Martes flavigula уничтожили небольшую колонию очковых чистиков на побережье материка.

Тонкоклювая кайра Uria aalge inornata Salomonson, 1932. Малочисленна. Гнездится на северном участке побережья одиночными па-

рами и группами из 3-4 пар. Самки, добытые 18 июня 1973 и 2 августа

1972, имели наседные пятна. 8 августа 1974 добыт слёток.

Пёстрый пыжик Brachyramphus perdix. Пары и одиночки держатся до половины июня. Одна пара отмечалась 5 июня 1972 у входа в залив Ольги, а одиночка — 22 мая 1973.

Старик Synthliboramphus antiquus. Немногочисленный гнездящийся вид, общая численность которого составляет 51 пару. Почти во всех случаях гнездовые участки стариков совпадают с участками очковых чистиков. Первые птицы появляются на местах гнездовий в конце мая — начале июня небольшими группами из 4-10 особей. По-видимому, они сразу же занимают гнездовые участки. Л.М.Шульпин (1936) указывает, что старики — молчаливые птицы. Однако, по нашим наблюдениям, весной они оживлённо перекликаются. Их короткий мелодичный и переливчатый свист, передаваемый звуками «чиль-чиль- чиль», слышен на значительном расстоянии и в тихую погоду позволяет обнаружить стариков за 300-350 м.

Наиболее раннее появление молодых птиц отмечено 1 июля 1956, а наиболее позднее — 9 и 18 августа 1973. Длительное время молодые находятся под присмотром взрослых, которые не покидают их даже в случае крайней опасности. Однажды, 24 июля 1972, наблюдалась семья стариков, состоявшая из 2 взрослых и 2 молодых птиц, которые приняли к себе птенца, по-видимому, потерявшего родителей.

Хохлатый старик Synthliboramphus wumizusume. Впервые в Приморье этот вид отмечен в бухте Киевка 31 августа 1959 (Литвиненко, Шибаев 1965). Одиночная птица была встречена нами возле мыса Ма-невского 28 июня 1973 в стае из 4 стариков.

Большая конюга Aethia cristatella. По-видимому, этот вид периодически гнездится в исследуемом районе. Так, 30 мая 1972 одиночная птица встречена у мыса Маневского, а 22 июня в том же районе были добыты самец и самка с насадными пятнами. Здесь же 8 августа держалась ещё одна пара. Позднее, 15 августа, наблюдалась стая из 5 птиц, из которых две, по-видимому, были молодыми.

Тупик-носорог Cerorhinca monocerata. Малочислен. Этот вид гнездится только на северном участке побережья. Так, 29 мая 1973 в 2-2.5 км от берега была встречена стая тупиков-носорогов из 8 птиц. На острове Чихачёва в конце июня обнаружен пуховой птенец.

Топорок Lunda cirrhata. В 1949-1957 годах гнездился на острове Чихачёва, там же 6 птиц отмечены 21 июля 1972, а одиночка — 18 июня

1973. Топорки держались среди очковых чистиков.

Скальный голубь Columba rupestris. Обыкновенный гнездящийся вид. Гнездовые участки располагаются на прибрежных скалах, чаще всего в укрытых от ветра местах. На южном участке побережья голуби гнездятся в пяти местах, где их численность достигает 4, 6, 12, 22 и 65

пар. На северном участке побережья отмечено несколько пар, но характер пребывания их остался не ясен. На кормёжку голуби улетают на большие расстояния. Так, в зобе у самки, добытой на месте гнездования 10 июня 1973, были обнаружены соевые бобы, которые она могла собрать только в 30-40 км от побережья.

Белопоясный стриж Apuspacificuspacificus (Latham, 1801). Обыкновенный гнездящийся вид, отсутствующий только на скалах с большой крутизной. Большая часть гнёзд, осмотренных 28 июня 1973, была закончена, а в одном из них обнаружено яйцо. Два птенца, взятые из гнезда 9 августа 1972, достигали размеров взрослых.

Синий каменный дрозд Monticola solitarius philippensis (P.L.S. Muller, 1776). Этот вид гнездится по всему побережью в количестве 30-32 пар. Наибольшая численность наблюдается в местах, где скалы имеют сравнительно небольшую высоту, сильно изрезаны выходящими к морю оврагами и граничат с участками пологого берега с древесно-кустарни-ковой растительностью.

Синяя мухоловка Cyanoptila cyanomelana. Этот вид равномерно распределён по всему побережью. На южном участке его численность достигает 27 пар. Птицы гнездятся недалеко от береговой линии.

Горная трясогузка Motacilla cinerea robusta (C.L.Brehm, 1857). Гнездится близ приустьевых участков небольших ручьёв, где есть скалы. Численность этого вида в исследуемом районе — 10 пар.

Камчатская трясогузка Motacilla (alba) lugens Gloger, 1829. Обыкновенный гнездящийся вид морского побережья.

Литератур а Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Литвиненко Н.М., Шибаев Ю.В. (1965) 2020. О некоторых редких птицах Южного Приморья // Рус. орнитол. журн. 29 (1982): 4688-4694. EDN: ETELLX Пржевальский Н.М. 1870. Путешествие в Уссурийском крае в 1867-1869 гг. СПб: 1-298. Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.