Научная статья на тему 'Лесной факультет'

Лесной факультет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесной факультет»

Лесной факультет

О.А. ХАРИН, академик, декан факультета,

Лесной факультет — один из старейших факультетов Московского государственного университета леса. Он ведет свою историю с момента создания института (тогда МЛТИ). В 1920 году лесомеханический факультет принял первых студентов для обучения по специальностям: инженер-лесотехнолог по лесоза-

готовкам и лесотранспорту и инженер-лесотехнолог по деревообработке. В 1923 году в Московский лесной институт передается лесной факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Вместе с факультетом в структуру института были переданы три учебно-опытных лесничества: Измайловское, Погонно-

Лосиноостровское и Мытищинское (в настоящее время эти лесные угодья входят в состав парков «Измайлово», «Сокольники» и национального парка «Лосиный остров»),

В послевоенный период в стране особенно остро ощущалась нехватка специалистов в области строительства и озеленения городов. В связи с этим в 1948 году при институте создается факультет озеленения городов и населенных мест (ФОЗ), который в 1955 году вливается в состав ле: сохозяйственного факультета (ФЛХ).

В 1987 году ученый совет института принимает решение о серьезной реорганизации структуры вуза. На базе двух факультетов — факультета лесного хозяйства (ФЛХ) и факультета автоматизации и комплексной механизации

процессов лесопромышленных предприятий (ФАЛ) был образован новый факультет — лесной (ЛФ). Такое решение было вызвано необходимостью универсализации лесного образования в связи с процессами перестройки хозяйственного комплекса страны, возникшими в конце 80-х годов. Потребность в специалистах того или иного профиля не поддавалась точному прогнозу вследствие непрерывно меняющейся ситуации на рынке труда.

В настоящее время лесной факультет МГУЛеса является ведущим факультетом в нашей стране в области подготовки специалистов «лесного» профиля. На факультете представлены известные научные школы по различным направлениям, получившие мировое признание. Создатели этих школ — выдающиеся ученые, педагоги, заложившие в основу учебного процесса научно-методический подход, увязавший в единое целое научную лабораторию, практику на производстве и учебу в аудитории. По их учебникам и монографиям учатся студенты российских и зарубежных вузов. Среди них — академик АН СССР В.Н. Сукачев, активно развивавший идеи В.И. Вернадского, создатель учения о биогеоценозе. В.Н. Сукачев основал Институт леса АН СССР, ныне Институт леса и древесины Сибирского отделения РАН.

В.Г. Нестеров и И.С. Мелехов занимались исследованиями закономерностей

в соотношении роста и развития древосто-ев в различных экологических условиях. Наиболее известные работы академика ВАСХНИЛ И.С. Мелехова относятся к типологии вырубок и методам их естественного возобновления. На их основе И.С. Мелехов и его ученики разработали динамическую типологию леса.

Академик ВАСХНИЛ Н.П. Анучин, возглавлявший кафедру лесоустройства и таксации леса, разработал научные основы наземной таксации леса. Им и его учениками создана базовая теория таблиц хода, роста древесных пород.

Заведующий кафедрой селекций и дендрологии академик ВАСХНИЛ

А.С. Яблоков известен своими работами в области межвидовой гибридизации древесных растений. Его сорта «Тополь Яблокова», «Тополь Советский», «Пионер», «Ивантеевский» и другие культива-ры древесных растений широко используются в озеленении. Под его руководством созданы промышленные сорта фундука, районированные в Тамбовской, Тульской и Московской областях.

Профессором А.И. Воронцовым и его учениками разработаны научные основы биологической защиты леса от вредителей

— вирусов, грибов, насекомых.

Академик ВАСХНИЛ С.С. Соболев

— автор многих работ по борьбе с водной и ветровой эрозией почв. Ученики его школы проводят работы по бонитировке почв и продуктивности насаждений. Два миллиона гектаров лесных почв было учтено в ходе лесной съемки по методике, разработанной С.С. Соболевым и его учениками.

В области заготовки и переработки древесины факультет представляют такие известные ученые, как Н.С. Ветчин-кин — профессор, активно занимавшийся проблемами лесотранспорта. Его ученики

— В.В. Буверт, Б.Д. Ионов, М.И. Кишин-ский, Б.И. Кувалдини др. продолжили его работу. Профессор Г.А. Вильке организовал проблемную лабораторию по автоматизации производственных процессов. Дог центы И.И. Сиротов, Б.Н. Стогов вели исследования в области технологии лесоразработок. Профессор Б.А. Таубер — автор

многих учебников и монографий по теории конструкции грузоподъемных лесных машин.

Благодаря этим и многим другим ученым и преподавателям в основу научного и учебного процесса заложен большой творческий потенциал, определяющий современное лицо факультета в системе высшей школы. В настоящее время в структуру лесного факультета входят 18 кафедр, которые готовят студентов по следующим специальностям:

2601 — Лесоинженерное дело.

1704 — Машины и оборудование лесного комплекса.

2604 — Лесное и садово-парковое хозяйство.

2605 — Садово-парковое и ландшафтное строительство.

В течение первых двух лет обучения студенты всех специальностей факультета проходят подготовку по единой программе. Такой подход позволяет студентам при необходимости достаточно безболезненно поменять профиль выбранной ранее специальности или получить дополнительно второе высшее образование по другой специальности.

На факультете также существуют две формы дневнохх» обучения студентов: по полной и сокращенной программам. Сокращенная форма обучения предлагается студентам, имеющим законченное среднее специальное образование, соответствующее профилю специальности, избранной в вузе.

Студенты, заканчивающие университет по специальностям 2604 и 2605, получают соответственно квалификацию инженера лесного и лесопаркового хозяйства и инженера ландшафтного и садово-паркового строительства: по специальностям 2601 и 1704 — квалификацию инженера-технолога и инженера-механика. Квалификация инженера предполагает изучение студентами таких естественно-научных и технических дисциплин, как математика, физика, химия, техническая механика, строительное дело, инженерная графика, геодезия, электрооборудование и энергоснабжение и др.

Помимо солидной инженерно-технической подготовки выпускники факультета получают фундаментальные знания в области биологии по таким дисциплинам, как ботаника, физиология растений, дендрология, почвоведение, генетика, экология и др.

Специальную подготовку студенты получают по ряду профилирующих кафедр: лесоводства и подсочки леса; лесоустройства и охраны леса; селекции, генетики и дендрологии; механизации лесохозяйственных работ; ландшафтного и садово-паркового строительства; технологии и оборудования лесопромышленных производств; транспорта леса; колесных и гусеничных лесных машин.

Одна из особенностей лесного факультета — большое количество учебных практик, которые проводятся в весеннелетний период. На этих практиках студенты получают возможность систематизировать свои теоретические знания, проверить их в конкретной ситуации и оценить свою профессиональную пригодность. Как показали опросы студентов, именно такие практики помогают им ощутить «вкус профессии».

По действующим учебным планам также проводятся производственные и преддипломная практики. Для производственного обучения используются собственная база — Щелковский учебно-опытный лесхоз и передовые предприятия лесной отрасли, с которыми заклю: чаются договора. Во время прохождения производственной практики студенты работают в лесхозах, экспедициях, заповедниках, на биологических станциях и других объектах, связанных с лесом. Очень часто в качестве специального задания студенты на производственных практиках дополнительно проводят самостоятельную научно-исследовательскую работу. К научно-исследовательской работе традиционно активно привлекаются студенты всех курсов. На факультете существуют четыре отраслевые научно-исследовательские лаборатории, которые проводят исследования по следующим направлениям:

— исследования в области использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов и природной среды с разработкой оптимальных технологий лесопользования;

— исследования в области ландшафтного строительства и озеленения;

— исследования по разработке рациональных технологий лесной промышленности.

Многие научные проблемы требуют комплексного подхода. Для решения этих задач привлекаются силы нескольких кафедр и даже вузов. С другой стороны, сохраняется преемственность научных школ и идей. Например, только по школе

В.Г. Нестерова, Г.Р. Этингена, И.С. Мелехова было защищено 12 докторских и 70 кандидатских диссертаций. Школа Н.П. Анучина представила 5 докторских и 40 кандидатских диссертаций. Лесокультурная школа С.С. Лисина и К.В. Войта представлена 3 докторскими и 25 кандидатскими диссертациями. Школа Б. А. Таубера дала 2 докторские и более 40 кандидатских диссертаций.

В основе успеха и научного признания существующих школ лежит постоянная и кропотливая работа кафедр со студентами. Практически с первого курса студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Результаты этих работ ложатся в основу курсовых, а затем и дипломных проектов. Наиболее талантливые студенты по результатам защиты дипломного проекта получают рекомендации в аспирантуру, где они продолжают свою научно-исследовательскую работу. Многие выпускники факультета, занимающие в настоящее время руководящие посты в лесной отрасли и в университете, начинали свой путь в студенческих научных кружках при кафедрах факультета. Среди них проректор университета по учебной работе академик А.К. Редькин, проректор университета по научной работе академик А.С. Щербаков, декан лесного факультета академик О.А. Харин, академик А.Р. Родин, академик Е.Г. Мозолев-ская, профессор В.И. Алябьев и другие.

Выпускники лесного факультета не забывают свой институт. Между преподавателями и их учениками, независимо от разницы в возрасте, устанавливаются прочные дружеские и научно-производственные связи, которые взаимно обогащают вузовскую науку и производство, определяют научно-техническую политику в лесном комплексе и помогают

поддерживать учебный процесс на современном уровне.

Обращаясь к сегодняшним и будущим студентам лесного факультета, хочется пожелать им успешных шагов в развитии комплекса наук о лесе, а также бережно хранить факультетские и вузовские традиции.

ТРОЛЛЕЙНЫЙ ЛЕСОВОЗНЫЙ ПОЕЗД

Предназначен для вывозки длинномерной древесины по лесовозным автодорогам круглогодового действия предприятий лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также для перевозки длинномерных грузов в других отраслях промышленности.

Представляет собой поезд, состоящий из тягача на базе грузового троллейбуса КТГ-2, переоборудованного для перевозки крупномерного груза, и прицепного устройства с пассивными или активными (для увеличения грузоподъемности) осями. Поезд получает энергию от контактной сети постоянного тока напряжением 600 В. Оснащен тяговыми электродвигателями (одним или несколькими, в зависимости от грузоподъемности поезда).

Технические характеристики

• Полная масса троллейного поезда — 51,95 т.

• Полезная нагрузка на поезд — 30 т.

• Габаритные размеры троллейного лесовозного поезда (без груза), мм:

длина — 23900, ширина — 2500.

• Тяговые двигатели модели ДК-211Б.

• Мощность 2х 150 кВт.

Троллейный лесовозный поезд впервые использует электрическую тягу на безрельсовом лесотранспорте. Эффективность его работы обеспечивается за счет:

• общеизвестных преимуществ электротяги (улучшенные тяговые свойства электродвигателей, их большая надежность и долговечность, простота и меньшая стоимость обслуживания и ремонта);

• увеличения грузоподъемности лесовозных поездов (за счет увеличения числа активных осей на прицепном составе) и связанным с этим увеличением производительности вывозки, уменьшением списочного состава машин и уменьшением численности работников лесо-транспорта, что даст снижение себестоимости перевозок на 31-36 %;

• перехода на энергосберегающую технологию, т.е. уменьшения энергии, расходуемой на движение, в том числе и за счет рекуперации энергии (до 20-30 %);

• существенного снижения объема светлых нефтепродуктов, используемых на лесотранспорте, и замены их электроэнергией;

• безотказной и экономичной работы в условиях низких температур.

Применение троллейной лесовывозки обеспечит:

• повышение уровня организации и культуры труда на вывозке древесины; комфортность условий работы и престижность труда водителей;

• благоприятное решение экологических вопросов на лесотранспорте.

Экспериментальный образец изготовлен и испытан в 1991 году.

Руководитель разработки — профессор, д.т.н. Г.И. Колесниченко Адрес: 141001, Мытищи-1, Моск. обл., ул. Институтская, д. 1, МГУ Л, кафедра электроэнергетики лесных комплексов.

Телефоны: (095) 588-52-72, 588-55-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.