Научная статья на тему 'Лес в заградительных пошлинах'

Лес в заградительных пошлинах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лес в заградительных пошлинах»

Запретительные экспортные пошлины побуждают лесозаготовителей переходить от вывоза сырья, леса-кругляка, к экспорту продукции из дерева. Осталось создать собственные перерабатывающие производства.

Виктор ИЛИН

Лес

в заградительных пошлинах

2007 год для дальневосточной лесной отрасли стал знаковым: с 1 июля вывозные таможенные пошлины на необработанную древесину были увеличены с 6,5 до 20% от таможенной стоимости. Дальше этот показатель будет расти все быстрее: в 2008-м пошлины поднимутся до 25%, к 2009-му — до 80%.

Что же делать «дровосекам»?

Пусть лучше детям достанется

В Хабаровском крае до сих пор традиционно до 85% круглого леса экспортировали. По данным Крайкомстата, в 2007 году организациями всех форм собственности вывезено 8,4 млн. куб. м древесины. Оставшаяся часть в основном шла на пиломатериалы.

Последние 10—15 лет все постановления, решения и рекомендации региональной власти о развитии и углублении лесопереработ-ки предприятия отрасли тихо саботировали.

Однако в 2007 году положение решительно изменилось. Еще до начала июля все предварительные расчеты дальневосточных лесопромышленников показали, что экспорт сырья станет нерентабельным. А внутреннего рынка сбыта на востоке России, за Уралом, в отличие от запада страны, практически нет. Поэтому рубить лес после 1 июля означает работать себе в убыток. Что же касается грядущих в 2009 году 80%, то они, на радость экологам, делают лесодобычу вообще невозможной.

Первым прореагировал на предстоящее повышение пошлин в июне 2007 года Совет Союза лесопромышленников Хабаровского края. Он после бурных обсуждений принял резолюцию, в которой предрек: «Неразумно предполагать, что за оставшиеся 18 месяцев можно построить мощности по переработке 6,5—7 млн. кубометров леса... Введение по-

шлин лесному комплексу края грозит полной катастрофой». Единственным способом ее предотвратить лесорубы считали отсрочку действия постановления до 2013 года. Они предложили властям региона обратиться в правительство РФ, угрожали «в случае отрицательного решения опубликовать в СМИ открытое письмо».

Осенью 2007 года давление усилилось. В правительство края начали поступать коллективные письма из далеких леспромхозов. Требование то же — отсрочить, угроза другая— саботировать предстоящие парламентские выборы.

Впрочем, к «просьбам» лесопромышленников региональная власть отнеслась примерно так же, как все последние десять лет относились к ее уговорам начать в отрасли строить хоть что-нибудь.

От лесосеки к лесосеке передавали слова губернатора, вроде как сказавшего, мол, «не умеете в лесу работать и не надо вам там работать, пусть лучше детям больше достанется».

Капиталистическое соревнование

Впрочем, не успели просохнуть чернила на письмах протеста, как в Хабаровском крае начала развиваться лесопереработка...

В сентябре 2007-го о начале строительства деревоперерабатывающего завода в поселке Березовый Солнечного района Хабаровского края заявила компания ООО «Амур Форест». Реализовать проект собираются в два этапа. Первый — начать производство сухих пиломатериалов в I квартале 2008 года. Второй — перейти к производству строганых клееных пиломатериалов, востребованных в современном домостроении, в первом квартале 2009 года.

В том же сентябре акционеры ОАО «Дальлеспром» (принадлежит «Евразхол-дингу» и компании «Ренессанс») подписали с правительством Хабаровского края инве-

Почти одновременно руководство малайзийской компании «Римбунан Хиджау МДФ» сообщило, что сдаст завод по производству уникальных древесно-волокнистых плит МДФ в октябре — к 70-летию Хабаровского края. То есть предприятие должно быть построено всего за семь-восемь месяцев — такого в отрасли еще не бывало.

Все эти компании имеют большие лесоре-сурсы и финансовые возможности для инвестирования в переработку. Объединяет их и то, что разработку таких проектов они начали еще три-четыре года назад. До сих пор она шла спокойно, не торопясь. Пошлины дали проектам максимальное ускорение. В «Дальлеспром», например, была даже переброшена с запада России целая команда топ-менеджеров для улучшения руководства компанией.

«На самом деле задачи, поставленные перед компанией акционерами, принципиально не изменялись. Это по-прежнему строитель-

О

V ■ V _ — -

Л

. л

Сергей Лихарев: «На западе России консолидация, укрупнение в лесной отрасли уже произошли. То же самое неизбежно случится на Дальнем Востоке»

стиционное соглашение о строительстве целого комплекса глубокой переработки древесины. В декабре эта компания уже планировала не только строительство целлюлозно-бумажного комбината и завода по производству шпона, но и увеличение объема лесозаготовок.

В феврале 2008 года ЗАО «Флора» заявило о договоренности с зарубежным инвестором по поводу строительства собственного производства.

ство комплекса глубокой переработки древесины и соответствующее его потребностям увеличение объемов лесозаготовки, — говорит новый директор ОАО «Дальлеспром» Сергей Лихарев. — Но сейчас необходимо действовать быстрее».

Таким образом, лесопромышленники края разделились на две неравные группы. Мень-

В Хабаровском крае до сих пор экспортируют 85% круглого леса

новости отрасли

Пошлины против ВТО

В результате конфликта между правительством Российской Федерации и финскими предпринимателями вокруг пошлин на вывоз российского леса в стране может начаться рост цен на мебель, бумагу и некоторые стройматериалы. Лесная промышленность Финляндии может прекратить закупку древесины в России, если российские власти и дальше будут повышать пошлины на вывоз леса - с таким ультиматумом выступила ассоциация леспрома Финляндии. Если эта угроза будет выполнена, то, по оценке финской стороны, ежегодно экономика России будет терять порядка $600 млн. Однако в правительстве пока не реагируют на заявления финских предпринимателей. С начала следующего месяца пошлины на экспорт необработанной древесины из России планируют повысить до 15 евро за кубометр. А через год - до 50 евро, несмотря на то, что эти пошлины противоречат соглашениям между Россией и Евросоюзом по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию. Сейчас перед правительством стоит основная задача - создать надежную систему контроля за продажей древесины, чтобы пресечь незаконную вырубку лесов. На одной из Международных конференций в Москве Виктор Зубков отметил, что для развития лесной промышленности на ближайшие 12 лет необходимы инвестиции, не меньше $44 миллиардов.

Греки леса не увидят

Всемирный фонд дикой природы (WWF) сообщил, что на восстановление лесов, уничтоженных в августе катастрофическими пожарами в Греции, уйдет не менее 20 лет. Всего пострадали почти 200 тыс. га леса, погибли 67 человек. На полуострове Пелопоннес, в южной части страны, огонь погубил 173 тыс. га сельских угодий. Более половины этих площадей занимали леса или охраняемые природные заповедники, оставшуюся часть - сельскохозяйственные земли. «Вначале растительности будет вообще мало, лесов не будет еще лет двадцать, а хвойные деревья наше поколение в этом районе вообще не увидит», - говорит представитель WWF Па-нагиота Марагоу. Муниципальные власти понимают, что сельское хозяйство уже вряд ли оправится от пожаров, и надеются на туристический бизнес.

■л

а

с л

иции / №04 [72] 2008 | реальныж сектор

та о«

л.

Введение заградительных таможенных пошлин на необработанную древесину (в 2009 году до 80%) заставит лесозаготовителей строить перерабатывающие производства в России

шинство — ускоренными темпами строится (до сих пор официально заявлено лишь о десяти проектах). Большинство же все еще надеется на отмену пошлин.

Причем большинство это — подавляющее (в лесопромышленном комплексе края действует более 400 предприятий, основной объем лесозаготовок производят 147 компаний).

А лес тем временем рубят

1 февраля 2008 года на заседании ассоциации «Дальэкспортлес» собрались ведущие экспортеры Хабаровского и Приморского краев. Все десять выступавших заявили о том, что лесозаготовительный бизнес стал убыточным, причем уже два-три месяца назад. Логично было бы думать, что в таких условиях заготовка леса в регионе резко пошла на спад. Отнюдь — идет полным ходом и даже выросла. Дальневосточные предприятия пытаются до нового роста пошлин (до 25%) вывезти за рубеж как можно больше сырья пусть с нулевой и даже отрицательной рента-

«Произойдет то, что давно должно было произойти,— говорит Михаил Журба, топ-менеджер ОАО «Группа «Илим», — вывозить с Дальнего Востока на экспорт только круглый лес, как это делается сейчас, станет нерентабельно. Те предприятия, которые будут переориентированы на глубокую переработку древесины, получат новый потенциал для развития. В том числе и за счет того, что мелкий, неэффективный, теневой бизнес уйдет с рынка. Зато будут созданы крупные «чистые» компании. Они, в отличие от мелких,

Михаил Журба: «Мелкий, неэффективный, теневой бизнес уйдет с рынка. Зато будут созданы крупные «чистые» компании»

бельностью. Какие-то из них затем вложат эти средства в переработку, кто-то — в собственные карманы, уходя в банкротство.

Такой массовый вывоз уже привел к затовариванию на складах и на таможенных переходах. Так, в таможенном пункте Гродеко-во на границе с КНР в феврале скапливалось по 1700—1800 вагонов, вместо обычных нескольких сотен.

В результате Китай и Япония, затоваренные под завязку русским лесом, тут же воспользовались ситуацией: цены на рынке в разные месяцы падали до 10% (кубометр древесины стоит $90—150 в зависимости от сорта). Такое положение, скорее всего, сохранится до апреля-мая. А что дальше?

подконтрольны, финансово прозрачны, не занимаются нелегальным экспортом и способны вкладывать крупные суммы в развитие отрасли. Они смогут реально поднять долю лесоперерабатывающего комплекса в ВВП России. На экспорт из страны пойдет не сырье, а обработанная продукция с большей добавленной стоимостью. Это уже не красивые слова, а экономический прогноз последствий реального решения Правительства России».

«Несколько японских компаний уже заявили о своей заинтересованности в продукции из древесины, которую будет производить наш завод, — сообщает Андрей Яровенко, гендиректор ООО «Амур Форест». — Нас,

Мысли о лесе

Дмитрий Медведев,

вновь избранный Президент России: «Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены и еще строятся сегодня вокруг России по всему периметру в огромных количествах - от Китая на Востоке до Финляндии на Западе. Все эти ЦБК работают на высоких технологиях, получая от нас только первичное сырье, а добавленную стоимость оставляют у себя. А мы должны стремиться к тому, чтобы добавленную стоимость оставлять у себя дома».

Виктор Ишаев,

губернатор Хабаровского края: «Сейчас Россия не просто вывозит лес, она лишает себя базы экономи-

ческого развития. С одного кубометра в России в среднем получают $50, в Хабаровском крае - $76, а в Финляндии - $242. Уровень переработки заготовленной древесины в этом году достигнет всего 30%. И заставить предприятия ее перерабатывать невозможно, если доход от этого в два раза ниже, чем прибыль от продажи круглого леса.

Поэтому мы и поддерживаем политику повышения экспортных пошлин на круглую древесину. Они стимулируют развитие собственных лесоперерабатывающих мощностей в регионе, которые позволят уйти от поставок непе-реработанной древесины в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но для решения этой проблемы нужны

государственные преференции. Переработчикам следует дать возможность завезти современное оборудование без таможенных пошлин, иначе мы не выйдем на передовые технологии никогда. Необходимо решить вопрос с налогами, например, в крае мы не берем налогов, пока проект не начнет окупаться».

Валерий Рощупкин,

руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз): «К 2015 году экспорт круглого леса должен полностью прекратиться. При динамичном развитии ЛПК к 2015 году объем заготовки древесины с нынешних 187 млн. куб. м в год вырастет до 300 млн. куб. м, инвестиции могут увеличиться в 50 раз - до $48 млрд. Объем экспорта

лесной продукции с максимально глубокой переработкой может достигнуть $15 млрд. в год, при этом импорт лесоматериалов должен сократиться с нынешних $2,3 млрд. до $1,4 млрд. в год.

Экспорт круглого леса полностью остановится, расчетная лесосека будет освоена практически на 100%, а вся заготовленная древесина будет направлена на глубокую переработку непосредственно в России. Этих показателей можно достичь, поэтапно решая серьезные проблемы, которые сдерживают развитие лесной отрасли. Главная среди них - отсутствие сбалансированной национальной лесной политики. В частности, основные лесозаготовки ведутся на территории Сибири и Дальнего Востока, а перерабатывающие мощности центральных

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (72) 2008|

в свою очередь, устраивает цена экспорта. Но для того, чтобы продавать нашу продукцию японцам, необходимо изначально при создании производства ориентироваться на большой объем переработки (порядка 300 тыс. куб. м в год) и высокое качество. Что касается продукции из лиственницы, то к ней проявили интерес уже несколько торговых домов Скандинавии. По своим основным характеристикам (текстура, прочность, долговечность) хабаровская лиственница отвечает наивысшим европейским стандартам внутренней отделки помещений». Такие же

До последнего времени иностранным инвесторам было выгодно покупать у нас дешевое сырье, а комплексы по глубокой переработке древесины строить недалеко от границы с Россией

успешные переговоры об экспорте будущей продукции ведут, по их словам, и другие руководители лесоперерабатывающих производств. Что не удивительно. По прогнозам

экспертов, международный рынок (не только АТР), потеряв такого поставщика сырья, как Россия, начнет испытывать нехватку лесо-продуктов. Цены на русский лес вновь поползут вверх. Те, кто раньше успеет ввести в строй собственное производство, получат максимум прибыли. Отсюда и капиталистическое соревнование среди части лесопромышленников Дальнего Востока.

ь га

0

1 ш я

о

н

п

ш

о

ё г

«Кроме того, изменится позиция иностранных инвесторов, — считает Михаил Журба. — До сих пор им было выгодно строить лесопереработку у себя, вдоль границы с Россией, скупать у нас и вывозить к себе дешевое сырье. После введения пошлин сырье внутри России становится намного дешевле, чем вывезенное. Поэтому иностранные инвесторы уже планируют вкладывать деньги в предприятия на нашей территории».

Что же касается самой дальневосточной лесной отрасли, то многие эксперты предсказывают ей передел. «На западе России, — говорит Сергей Лихарев, — консолидация в отрасли уже произошла, на рынке осталось около двух десятков крупных игроков. То же неизбежно случится и на Дальнем Востоке. Поскольку мелкие компании не могут вкладывать серьезные средства в оптимизацию внутренних процессов управления и лесозаготовки, не могут внедрять современную технику и технологии, они рано или поздно были бы поглощены крупными компаниями. Теперь же этот процесс пройдет быстрее, но с большими издержками и потерями для всех предприятий, крупных и мелких». Ц

В 2007 году экспорт круглого леса увеличивался. По данным Росстата, в январе — мае 2007 года возросло производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса, главным образом в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. Так, объем лесозаготовок вырос на 7,9%, производство пиломатериалов — на 10,8%, ДВП — на 26,1%, ДСП — на 16,8%.

В то же время, по информации Федеральной таможенной службы РФ, за 11 месяцев 2007 года Россия увеличила физические объемы вывоза круглого леса на 10,7%. В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес древесины и целлюлозно-бумажных изделий в январе — ноябре 2007 года составил 3,5% и 3,1% соответственно.

и северо-западных регионов испытывают дефицит сырья. В результате образуется экономическая нецелесообразность доставки лесоматериалов из сырьевых районов в регионы с развитой перерабатывающей промышленностью».

Юрий Трутнев,

министр природных ресурсов РФ: «На Дальнем Востоке и в Забайкалье сосредоточено свыше трети всех запасов российского леса - это около 25 млрд. кубометров древесины. Но только 5,4 млрд. кубометров находится в зоне транспортной доступности и может быть эффективно использовано. Ежегодно в Дальневосточном федеральном округе и Забайкалье заготавливают 22-23 млн. кубометров древесины, но только 14% этого объ-

ема перерабатывается, это в четыре раз меньше, чем в среднем по России. За последние десять лет не введено в эксплуатацию ни одного крупного предприятия по глубокой переработке леса. Зато мы обеспечиваем сырьем практически 1200 китайских предприятий по переработке древесины, построенных в приграничных с Россией районах. По нашим оценкам, в 2007 году нелегальные рубки в Дальневосточном регионе составили 7 млн. кубометров древесины, это как минимум треть общероссийского объема незаконной заготовки леса».

Валерий Пытнев,

председатель Дальневосточного банка Сбербанка России:

«В последние годы мы наблюдаем положительную тенденцию: посто-

янно увеличиваются объемы кредитования предприятий лесопромышленного комплекса Дальневосточного региона.

Для примера, размер заемных средств на 1 января 2008 года составил здесь 1,08 млрд. рублей. Это в 9,8 раза выше остатка ссудной задолженности на 1 января 2005 года. Причем сейчас все больше лесопромышленников обращаются в банк с проектами переработки древесины.

В Приморье мы реализуем программу строительства комплекса лесопе-реработки совместно с группой компаний «Тернейлес», в Хабаровском крае выступаем партнерами в большом проекте компании «Аркаим»... Меняется в последнее время и положение предприятий отрасли: многие

из них «выходят из тени», делают открытой свою отчетность. Это дает нам возможность более активно участвовать в их развитии».

Тапио Сярккя,

руководитель проекта глубокой переработки Ruukki Group Oyj (Финляндия) в Костроме: «Очевидно, что в связи с введением российским правительством новых таможенных пошлин на вывоз необработанной древесины в Европе наступили трудные времена. Теперь, чтобы иметь доступ к большим объемам дешевого и качественного российского сырья, иностранные компании задумываются о строительстве комбинатов по глубокой переработке древесины непосредственно в России».

¡прямые инвестиции / №04 (72) £008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.