Научная статья на тему 'ЛЕС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП В ТРИЛОГИИ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»'

ЛЕС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП В ТРИЛОГИИ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

425
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джон Рональд Руэл Толкин / человек / архетипы / философия природы / экология / лес / «Властелин колец». / John Ronald Reuel Tolkien / man / archetypes / philosophy of nature / ecology / forest / «The Lord of the Rings».

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Останин Вадим Владимирович, Кирилин Кирилл Анатольевич, Григорьев Илья Владимирович

статья посвящена исследованию экологического архетипа леса в книге известного английского писателя и мыслителя Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец». Научная новизна исследования заключается в том, что авторы статьи впервые рассматривают то, как Толкин выделяет три подобных архетипа, каждый из которых проявился в образе одного из лесов, отраженных во «Властелине колец»: 1) Древлепуща – архетип противостояния человека и леса, 2) Лотлориен – архетип взаимозависимости человека и леса, 3) Фангорн – архетип доминирования леса над человеком. В результате исследования авторы приходят к выводу, что второй архетипический тип выявляется в качестве наиболее перспективного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Останин Вадим Владимирович, Кирилин Кирилл Анатольевич, Григорьев Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREST AS AN ECOLOGICAL ARCHETYPE IN J. R. R. TOLKIEN'S «THE LORD OF THE RINGS TRILOGY»

the article is devoted to the study of the ecological archetype of the forest in the book ";The Lord of the Rings"by the famous English writer and thinker John Ronald Reuel Tolkien. The scientific novelty of the study lies in the fact that the authors of the article for the first time consider how Tolkien identifies three similar archetypes, each of which manifested itself in the image of one of the forests reflected in the" Lord of the Rings": 1) Drevlepushcha – the archetype of the confrontation between man and the forest, 2) Lothlorien – the archetype of the interdependence of man and the forest, 3) Fangorn – the archetype of the dominance of the forest over man. As a result of the study, the authors conclude that the second archetypal type is identified as the most promising.

Текст научной работы на тему «ЛЕС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП В ТРИЛОГИИ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Останин Вадим Владимирович Ostanin Vadim Vladimirovich

к. филос. н., доцент k. filos. n., dotsent Кирилин Кирилл Анатольевич Kirilin Kirill Anatolyevich

к. филол. н., доцент k. filol. n., dotsent Алтайский государственный университет Altay State University Григорьев Илья Владимирович Grigoriev Ilya Vladimirovich к. биолог. н., ассистент k. biolog. n., assistent Новосибирский государственный медицинский университет

Novosibirsk State Medical University

ЛЕС КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП В ТРИЛОГИИ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»

THE FOREST AS AN ECOLOGICAL ARCHETYPE IN J. R. R. TOLKIEN'S «THE LORD OF THE RINGS TRILOGY»

Аннотация, статья посвящена исследованию экологического архетипа леса в книге известного английского писателя и мыслителя Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец». Научная новизна исследования заключается в том, что авторы статьи впервые рассматривают то, как Толкин выделяет три подобных архетипа, каждый из которых проявился в образе одного из лесов, отраженных во «Властелине колец», 1) Древлепуща -архетип противостояния человека и леса, 2) Лотлориен - архетип взаимозависимости человека и леса, 3) Фангорн - архетип доминирования леса над человеком. В результате исследования авторы приходят к выводу, что второй архетипический тип выявляется в качестве наиболее перспективного.

Annotation: the article is devoted to the study of the ecological archetype of the forest in the book "The Lord of the Rings"by the famous English writer and thinker John Ronald Reuel Tolkien. The scientific novelty of the study lies in the fact that the authors of the article for the first time consider how Tolkien identifies three similar archetypes, each of which manifested itself in the image of one of the forests reflected in the" Lord of the Rings": 1) Drevlepushcha - the archetype of the confrontation between man and the forest, 2) Lothlorien - the archetype of the interdependence of

УДК 81.13, 7.01

VIII Международная научно-практическая конференция man and the forest, 3) Fangorn - the archetype of the dominance of the forest over man. As a result of the study, the authors conclude that the second archetypal type is identified as the most promising.

Ключевые слова. Джон Рональд Руэл Толкин, человек, архетипы, философия природы, экология, лес, «Властелин колец».

Key words: John Ronald Reuel Tolkien, man, archetypes, philosophy of nature, ecology, forest, «The Lord of the Rings».

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема загрязнения, а тем более исчезновения лесов - одна из самых насущных проблем Земли, во всей целокупности ее планетарного масштаба. Главенствующим фактором исчезновения лесов является, несомненно, антропологический фактор, а потому говорить об этом нужно, прежде всего, в контексте экологической тематики. Согласно данным «Международного Института мировых ресурсов» и «Всемирного центра природоохранного мониторинга» за 2013 год всего в течение нескольких последних тысячелетий перестала существовать половина имевшихся ранее на планете лесных территорий. Но, более того, из оставшихся лесных пространств только около 22 % остаются в большей степени неизменными, остальные являются объектами мощного антропологического воздействия. Современное человечество живет так, как будто нашим внукам, а уж тем более правнукам совсем не нужны: ни чистый воздух, ни взаимоотношения с природой, ни древесина, ни качественная бумага и т.д. и т.п. О проблеме уже мало говорить, о ней нужно кричать во весь голос.

Конечно, многое из того, как люди относятся к лесу, природе, зависит от тех образцов культуры, которые находятся рядом с человеком, начиная с раннего детства. Если мы хотим, чтобы леса имели место в сознании человека и на нашей планете, такие произведения, как «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, «Айвенго» Вальтера Скотта с его знаменитым Шервудским лесом, пенталогия Фенимора Купера о Натаниэле Бампо, «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского, «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева и др. должны читаться фактически на обязательной основе. Большое внимание здесь необходимо уделять эпосу -

«Инновационные аспекты развития науки и техники» знаменитые «Махабхарата» и «Рамаяна» с их пространными «Лесными

книгами», «Буддха-чарита» («Жизнь Будды») Ашвагоши с красочным

описанием Тапована («Леса аскезы», санскр.), доступная в замечательном

переводе К.С. Бальмонта, несомненно, относятся к таким «лесославческим»

произведениям.

В «Следопыте» Фенимора Купера содержится замечательная цитата, представляющая собой своеобразный манифест величания леса: «Трудно... жить в присутствии Бога и не восчувствовать Его доброты. Случалось, мне посещать богослужения в наших гарнизонах, и я старался, как и подобает доброму солдату, присоединить мой голос к общей молитве... Старался я вместе с другими чтить Бога на гарнизонный лад, но так и не пробудил в душе ту светлую радость и сердечную теплоту, что сами приходят, когда я бываю в лесу наедине с моим Богом. Там ты стоишь, словно перед лицом Творца: все вокруг так свежо и прекрасно, словно только что вышло из Его рук, и никто не донимает тебя премудростями церковных вероучений, которые только сушат душу. Нет, нет, истинный храм - это лес, здесь твои мысли свободны и воспаряют даже выше облаков» [1, с. 560].

Цель настоящего исследования представляет собой выявление экологических архетипов, отраженных в романе Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец». Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать общую характеристику эко-философскому творчеству Толкина, во-вторых, ввести в контекст исследования понятие архетипа, в-третьих, применить категорию архетипа к эстетике леса Дж.Р.Р. Толкина.

В статье используются следующие методы исследования: метод выявления архетипов, наиболее известный по аналитической психологии К.Г. Юнга; метод интерпретации эстетического содержания трилогии Дж.Р.Р. Толкина.

В качестве теоретической базы исследования выступают как работы самого Толкина, так и толкиноведческие исследования (перечисленные ниже), в

VIII Международная научно-практическая конференция качестве отдельного источника задействована работа Августина Аврелия «О

граде Божьем».

Практическая значимость работы заключается в фиксации того факта, что описания леса, данные Толкиным, могут рассматриваться в качестве альтернатив отношения человека и леса, но лишь одна из них представляется экологически, эстетически и даже этически адекватной.

Эко-философия Дж.Р.Р. Толкина

Существует еще одно великое произведение, в котором леса, несомненно, являются как бы одними из главных героев книги - «Властелин Колец» знаменитейшего английского писателя Дж.Р.Р. Толкина. В рамках данной замечательной трилогии, даже без учета посещения малых лесов, действующие персонажи книги останавливаются, как минимум, в трех «великих» лесах: Древлепуща (Old Forest), Лотлориен (Lothlorien) и Фангорн (Fangorn).

Еще одно гигантское лесное пространство - Сумеречье (Mirkwood) хотя и упоминается в трилогии, все же в основном затрагивается в другом известном произведении Толкина - «Хоббит, или Туда и обратно». Пестрит лесными территориями и карта еще одной книги интересующего нас автора -«Сильмариллион», но его, как и «Хоббита», лучше рассматривать отдельно, возможно, в ближайшем будущем.

Экологическая проблематика, конечно же, очень волновала Толкина, тема любви к природе и стремление защищать ее неизменно присутствуют во всех произведениях писателя. В настоящее время выходит большое количество работ (статей, диссертаций и даже монографий), посвященных данной проблеме. Перечислим лишь некоторые из них: У.Г. Корвер «Эко-философия Дж.Р.Р. Толкина» [2], М. Дикерсон и Дж. Эванс «Экологическое видение Дж.Р.Р. Толкина» [3], Т.А. Буркхарт «Толкин, экология и образование» [4], М. Жюхрен «Экология Средиземья» [5], Л. Кэмпбелл «Экологические предзнаменования в работах Дж.Р.Р. Толкина» [6], Л. Лиу (Китай!) «Анализ экологически ответственного сознания Дж.Р.Р. Толкина во "Властелине Колец"» [7], У. Контрерас «Спасая экосистемы Средиземья» [8] и др.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Сам Толкин в письме своему редактору М. Уолдману сформулировал личное экологическое отношение к современной технократической цивилизации следующим образом: «Речь идет главным образом о Падении, Смертности и Машине... Под последним я разумею любое использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы - или даже просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю. Машина - наша более очевидная современная форма» [9, с. 17].

Возвращаясь к лесной тематике, необходимо сформулировать основную гипотезу исследования. Согласно ей, три вышеперечисленных леса из «Властелина Колец» Толкина являются тремя отдельными аспектами архетипа взаимоотношения человека с природой, причем наиболее перспективным в экологическом смысле является именно вариант, представленный лесом Лотлориен.

Определение архетипа Августина Аврелия Как известно, первым из мыслителей, введшим в философский обиход термин архетип, стал Аврелий Августин (354-430). В своем magnum opus «О Граде Божьем» он пишет: «Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. IV). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипо» [10, с. 56].

Итак, мы видим, что уже Августин использовал понятие архетип именно в применении к конкретному, пусть и мифическому событию, и конкретной территории - в первом случае, это событие и мифическое место жизни Авеля и Каина, во втором - легенда об основании Древнего Рима Ремом и Ромулом. Уже впоследствии К.Г. Юнг придал данному термину весьма насыщенное

VIII Международная научно-практическая конференция психологическое содержание, что, конечно, совершенно не лишено смысла. Архетип «леса» вообще представляется весьма перспективным в контексте психологического дискурса (наряду с юнгианскими архетипами «маски», «тени», «матери», «девы», «мудреца» и т.п.). Он мог бы быть архетипом всякой массы или толпы, символом отношения между индивидом и обществом, где часто «за деревьями не видно леса» и наоборот. Однако в нашем случае территориальное августинианское истолкование архетипа как события и места кажется особенно подходящим, ибо Древлепуща, Лотлориен и Фангорн, несомненно, являются не только конкретными территориями из фэнтезийной мифологии Толкина, но и местами определенных событий знаменитой трилогии.

Конечно, у скептиков может возникнуть сомнение - а насколько вообще мы можем именовать образные размышления Толкина философией или, в частности, «эко-философией» [см. 2]? Стоит ли в итоге игра свеч, если послание, скорее, подано не как система законченных философских идей, а в виде философских «зарисовок», «картинок», «набросков»? Наш ответ таков: стоит. Ведь именно «философию в образах» предложили нам и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой, и многие другие великие как иностранные, так и отечественные писатели. Вряд ли у кого-то повернется язык упрекнуть Достоевского в бедноте философской презентации. Более того, «картинка» в некотором смысле учит человека гораздо эффективнее, чем загроможденная современной философской терминологией идея.

Экологические архетипы Дж.Р.Р. Толкина Итак, три различных смысловых аспекта экологического архетипа леса во «Властелина Колец» Толкина можно выразить следующим образом.

1. «Древлепуща» (Old Forest) - противостояние человека и природы. Древлепуща является первым из лесов, в которые входят герои «Властелина Колец». Но, еще не зайдя в него, один из главных персонажей предваряет Древлепуще такую характеристику: «Лес, конечно, не простой. Все тут живое... Деревья всегда настороже и чужих не любят. однажды деревья на Заплот напали. Пришли и рассадили себя прямо вдоль него, да так, чтобы внутрь

«Инновационные аспекты развития науки и техники» заглядывать можно было. Пришлось тогда много срубить и охранную полосу

выжечь. Больше не нападали, но, сам понимаешь, отношения с ними маленько

испортились» [11, с. 137].

Первое, что бросается в глаза в описаниях леса у Толкина - то, что он живой, но это относится буквально к каждому из живописуемых им лесов. Специфичность Древлепущи в ее отношениях с людьми (в данном случае -хоббитами), как видно из вышеприведенной цитаты, раскрывается через тему противостояния. Ведь, в конце концов, герои чуть не гибнут в глубине чащи Древлепущи по вине колдовского дерева, их спасает только чудесное появление высших сил.

Здесь необходимо отметить, что долгое время мотив противостояния, борьбы с лесом был достаточно широко задействован в ходе человеческой истории. Однако с ростом технического оснащения человечества он попросту обязан утратить свое неверное, пусть и некогда былое значение. Иначе, лесу уже не выстоять. А человечество и так стоит на грани экологической катастрофы.

2. «Лотлориен» (ЬоШ1опеп) - взаимодействие человека и природы. Встреча с лесом Лотлориен, или сокращенно Лориен, случается уже в конце первого тома трилогии. Данный лес населен высокоразвитыми в духовном отношении существами - эльфами, а потому охраняем ими, и, в свою очередь, лес сам заботится о них. Все постройки эльфов не агрессивны по отношению к Лориену, не контрастируют, а бережно инкорпорированы, буквально вживлены в живую же ткань леса. В один из моментов повествования главный герой книги Фродо переживает фактически мистическое единение себя с лесом. Он «положил руку на ствол, и вдруг его пронзило ощущение живой древесной плоти. Через ладонь он чувствовал буйную радость дерева и знал, что оно ощущает прикосновение его маленькой руки» [11, с. 416].

Далее по тексту Толкина мы знакомимся с т.н. «Древесным Городом» эльфов, в котором удивительным и гармоничным образом переплетены Природа и человек (в данном случае - эльфы). «Путники. вступили в Древесный Город. Пока они никого не встречали, даже не видели никого, но со всех сторон

VIII Международная научно-практическая конференция раздавались голоса, а впереди с холма стекали вниз звуки музыки и песен, словно мягкий дождь, звенящий в молодой листве. За фонтаном вздымался огромный гладкий ствол. кора его мерцала, словно серый шелк, а первые ветви отходили от ствола высоко вверху, окутанные облаком листвы. Легкая лестница вилась вокруг дерева. Они неторопливо поднимались. но лестница вела все выше, пока не исчезла. Фродо оказался в зале с одной центральной колонной, образованной все тем же стволом. То ли настоящие, то ли лиственные, зеленые с серебром стены покрывал золотой потолок; в центре залы под пологом большой живой ветви в двух креслах чуть впереди ствола сидели Владыка. и Владычица» [11, с. 419-420].

Из описания видно, насколько трепетным отношением к Природе и лесу, в частности, отличается культура толкиновского Лориена. Природа не перестраивается под человека, напротив, человечество подстраивается под лес, фактически не изменяя его идентичности.

3. Фангорн (Fangom) - доминирование природы над человеком. В описании Толкина - это лес без человека, лес, предоставленный сам себе, чье могущество пока еще превосходит человеческое. «Воздух как будто растаял и перестал питать легкие. Деревья, сплошной стеной обступившие их со всех сторон. Между стволами стоял серый полумрак. Душно очень, и туман какой-то. Посмотри, как ветки обросли лишайником! А на деревьях полно старой листвы, похоже, она никогда и не опадает. Странно. Не могу себе представить, как здесь будет весной - если она когда-нибудь сюда придет. здесь просто душно. Деревья, что ли очень густо растут? По-моему, здесь никакой зверь долго не выживет. Боюсь, что солнце проглянуло ненадолго и скоро все опять затянет тучами. Как жаль! Этот старый запущенный лес при солнечном свете совсем другой. Я почти полюбил его!» [12, с. 62-65].

Толкин наделяет лес Фангорн наиболее мифическими чертами - его главные исполинские деревья не только разумны, но и способны передвигаться, отсюда их могущество и доминирование над людьми. По ходу повествования передвигающиеся деревья Фангорна дважды обрушивают свой праведный гнев

«Инновационные аспекты развития науки и техники» и устраивают расправу над антиподами эльфов - орками, жгущими и

вырубающими леса (чем не современные люди.). В границах Фангорна правит

только лес, он запущен, но хранит свою природную идентичность в полной

неприкосновенности.

Заключение

Итак, осуществленный анализ позволяет сделать следующие выводы. Очевидно, что наиболее благоприятным вариантом сосуществования леса и человека является именно второй, воплощенный в образе леса Лотлориен. Конечно, дикость леса должна в определенной мере оставаться нетронутой, такие девственные пространства обязаны присутствовать на планете. Но человеческого взаимодействия с лесом также не избежать. И здесь шаблоны Древлепущи (отвоевывание у леса территории или, что еще хуже, победа над лесом) и Фангорна (оставление леса в покое) не могут рассматриваться как действительно перспективные. Напротив, гармоничный образец Лотлориена, в котором человечество аккуратно вплетается в флору и фауну леса, заботится о нем, представляется наиболее удачным.

Именно поэтому мы довольно далеки от мысли о том, что лес Лотлориен является у Толкина своеобразным венцом «лесной» диалектической триады, позаимствованной у Гегеля. Противостояние и доминирование как аспекты архетипа отношений леса и человека не могут представать в виде тезиса и антитезиса и не породят в итоге синтетического взаимодействия человека и Природы. В такой ситуации, скорее согласно Кьеркегору необходимо оставить заранее неразрешимое не усредняемое противоречие и перейти к совершенно иной гармоничной культуре взаимодействия людей и лесных пространств.

Перспективы дальнейшего исследования могут заключаться в детальной проработке эко-философии Дж.Р.Р. Толкина на всем пространстве его работ и с учетом не только лесной тематики, но и его философии природы в принципе.

VIII Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Купер Ф. Следопыт, или На берегах Онтарио // Купер Фенимор. Зверобой; Последний из могикан; Следопыт; Пионеры; Прерия. Полное издание в одном томе. / Пер. с англ. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2017. С. 507791.

2. William G. Korver. Rural, Urban, and Wilderness Roads to Conscientious Living and Environmental Guardianship // Submitted to the Faculty of the Graduate College of the Oklahoma State University in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy May, 2019. 580 p. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://shareok.org/bitstream/handle/! 1244/321547/Korver_ okstate_0664D_16162.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 12.04.2021).

3. Matthew Dickerson and Jonathan Evans. The Environmental Vision of J.R.R. Tolkien. University Press of Kentucky, 2006. 316 p. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tolkien.su/texts/tolkienistica/ents-elves-eriador/?sphrase_id=8212 097 (дата обращения 12.04.2021).

4. Burkhart, Thad A., Ph.D. J.R.R. Tolkien, Ecology, and Education. A Dissertation Submitted to the Faculty of The Graduate School at The University of North Carolina at Greensboro in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Philosophy, Directed by Dr. Glenn M. Hudak, 2015. 214 p. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://libres.uncg.edu/ir/uncg/fZBurkhart_uncg _0154D_11739.pdf (дата обращения 12.04.2021).

5. Marcella Juhren. The Ecology of Middle Earth // Mythopoeic Society Muthlore: A Journal of J.R.R. Tolkien, C.S. Lewis, Charles Williams, and Mythopoeic Literature: Vol. 2, No. 1, Article 3, 1970. P. 4-6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dc.swosu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1455&context=mythlore (дата обращения 12.04.2021).

6. Liam Campbell (Author). The Ecological Augury in the Works of JRR Tolkien. Walking Tree Publishers // Paperback - July 17, 2011. 324 p. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.amazon.com/Ecological-Augury-Works-JRR Tolkien/dp/3905703181/ (дата обращения 12.04.2021).

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

7. Lili Liu. The Analysis of J.R.R.Toliken's Ecological Responsibility

Consciousness in The Lord of the Rings. Taishan University // China Theory and Practice in Language Studies, Vol. 9, No. 10, October 2019. p. 1337-1341 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.academypublication. com/oj s/index.php/tpls/article/view/tpls091013371341/2105 (дата обращения 12.04.2021).

8. Walt Contreras J.R.R. Tolkien: Saving the Ecosystems of Middle Earth // Posted Oct 30, 2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mronline.org/2007/10/30/j-r-r-tolkien-saving-the-ecosystems-of-middle-earth/ (дата обращения 12.04.2021).

9. Толкин Дж.Р.Р. Из письма Дж.Р.Р. Толкина к Мильтону Уолдману (1951) // Толкин, Джон Рональд Руэл. Сильмариллион. М.: Издательство АСТ, 2016. 1433.

10. Блаженный Августин. О граде Божьем. XIV-XXII. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. 592 с.

11. Толкин Дж.Р.Р. Властелин Колец. Первая часть. Братство Кольца. / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. н. Григорьевой, В. Грушецкого. М.: издательство АСТ, 2018. 480 с.

12. Толкин Дж.Р.Р. Властелин Колец. Часть вторая. Две крепости. / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. н. Григорьевой, В. Грушецкого. М.: издательство АСТ, 2020. 384 с.

© В.В. Останин, К.А. Кирилин, И.В. Григорьев, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.