Научная статья на тему 'Лермонтовские зачины: строфика, метрика и синтаксис'

Лермонтовские зачины: строфика, метрика и синтаксис Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
797
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЧИН / СТРОФИКА / МЕТРИКА / ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС / INTRODUCTION / STANZAIC PROSODY / METRICS / POETIC SYNTAX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Патроева Наталья Викторовна

В статье представлен анализ композиционных начал (зачинов) стихотворений М.Ю. Лермонтова с точки зрения их строфической либо астрофической организации, метрической схемы и синтаксического строения. Наблюдения над лермонтовскими интродукциями позволяют прийти к заключению о том, что наиболее частой формой зачина оказывается ямбический четырехстопный катрен, совпадающий по своим границам со сложным бессоюзным предложением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Lermontov’s introductions: stanzaic prosody, metrics and syntax

The article presents an analysis of compositional beginnings (introductions) of Mikhail Lermontov's poems in terms of their strophic or astrophic organization, metrical scheme and syntactic structure. Observations of Lermontov’s introductions allow concluding that the most common form of introduction is iambic tetrametric quatrain, which matches, in its borders, with an asyndetic compound sentence.

Текст научной работы на тему «Лермонтовские зачины: строфика, метрика и синтаксис»

7. ЛихачевД.С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве» (Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С. 5-22) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philology. ru/literature2/likhachov-80.htm. (дата обращения -27.07.2012)

8. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы: Слово о полку Игореве - памятник XII века. - М.; Л., 1962. - С. 300-320) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. philology.ru/literature/ literature2/likhachov-62,htm (дата обращения 27.07.2012)

9. Орлов А.С., Шамбинаго С.К. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/orlov-shambinago-41.htm (дата обращения 27.07.2012)

10. Сазонова Л.И. Средневековый мотив богородичного чуда в повести Н.В.Гоголя «Портрет» // Славяноведение. - 2010. - № 2. - С. 79-87 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.

imli.ru/PDF/Sazonova-Portret.pdf (дата обращения 27.07.2012)

11. Творогов О.В. Гоголь Николай Васильевич // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web. ru/feb/slovenc/es/es2/es2-0322.htm (дата обращения 27.07.2012)

12. Слово о полку Игореве // Хрестоматия по древней русской литературе Х-ХУ11 века / сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект - Пресс, 2002 - С. 58-71.

13. Список с челобитной Колязина монастыря // Хрестоматия по древней русской литературе Х1-ХУ11 века / сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект -Пресс, 2002 - С. 456-459.

14. Повесть о Горе и Злочастии // Хрестоматия по древней русской литературе Х-ХУП века / сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект - Пресс, 2002 -С. 386-396.

15. Повесть о Савве Грудцыне // Хрестоматия по древней русской литературе Х-ХУП века / сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект - Пресс, 2002 - С. 400-425.

УДК 821.161.1.09

Патроева Наталья Викторовна

доктор филологических наук, профессор Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

[email protected]

ЛЕРМОНТОВСКИЕ ЗАЧИНЫ: СТРОФИКА, МЕТРИКА И СИНТАКСИС

В статье представлен анализ композиционных начал (зачинов) стихотворений М.Ю. Лермонтова с точки зрения их строфической либо астрофической организации, метрической схемы и синтаксического строения. Наблюдения над лермонтовскими интродукциями позволяют прийти к заключению о том, что наиболее частой формой зачина оказывается ямбический четырехстопный катрен, совпадающий по своим границам со сложным бессоюзным предложением.

Ключевые слова: зачин, строфика, метрика, поэтический синтаксис.

Зачин (в других терминах: начало, интродукция, экспозиция, вступление, завязка) -первый элемент обычной для лирического текста трехчастной композиции, описанной в работах Б.В Томашевского [9] и В.Е. Холшевнико-ва [10]. Вопрос о границах зачина - проблема, пока не нашедшая решения в работах литературоведов (лирическая композиция - вообще мало разработанная область теоретической поэтики). В.С. Баев-ский, например, предлагает интерпретацию зачина в объеме только первой строки текста [1, с. 22], часто заменяющей в лирике отсутствующее заглавие. В.Е. Холшевников же настаивает, что при определении границ интродукции важно учитывать «не количество стихов», саму «функцию лирического зачина» [11, с. 10]. Р. А. Евсеева отмечает, что решающую роль в проблеме выделения зачина играет «содержательная, смысловая завершенность начальных строк стихотворения, определенная степень законченности начального образа, который, появляясь в зачине, дополняется, детализируется, обрастает новыми значениями в разработке и обоб-

щается в концовке посредством известных поэтических приемов и средств» [5, с. 47].

Безусловно, решение вопроса о протяженности и правой границе зачина нуждается в синтаксическом обосновании. Вполне очевидна опосре-дованность процедуры вычленения зачина также анализом синтаксического устройства, графики (пауз-пробелов), строфики и метрики лирического текста.

Цель предлагаемой вниманию уважаемого читателя работы - анализ зачинов в лирике М.Ю. Лермонтова с точки зрения их строфической, метрической и синтаксической организации. Материалом исследования служат тексты 253 стихотворений М.Ю. Лермонтова 1828-1841 гг.

Известный историк русского литературного языка Л.А. Булаховский отмечал, что «переход к «романтическим» размерам и новые излюбленные виды рифмовки единицей стихотворного выражения сделали строфу» [2, с. 276]. Строфически организованные стихотворения М.Ю. Лермонтова составляют немногим более половины его лири-

© Патроева Н.В., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

133

ческого наследия и в основном частью относятся, согласно нашим наблюдениям, ко второму периоду творчества (99 стихотворений 1828-1836 гг. и 52 стихотворения 1836-1841 гг. - соответственно 58% и 68%). Поэтической нормой и традицией, иногда только нарушаемым правилом, является синтаксически замкнутая строфа. В более чем 40 лермонтовских стихотворениях зачин совпадает по своей протяженности с катреном; за этим самым распространенным типом строфической конструкции следуют с большим отрывом: 7 октав («Дереву» [6, с. 58], «Ночь» [6, с. 67], «Романс к И...» [6, с. 80], «К Л.» [6, с. 89], «Арфа» [6, с. 105], «Поток» [6, с. 115], «Время сердцу быть в покое.» [6, с. 124]), 4 пятистишия («Черкешенка» [6, с. 29], «Кавказ» [6, с. 36], «Благодарю!» [6, с. 64], «Небо и звезды» [6, с. 92]), 4 секстины («Русская мелодия» [6, с. 24], «Перчатка» [6, с. 33], «Сосед» [6, с. 160]; «К***» [6, с. 227]), по 2 примера двенадцатистиший («Исповедь» [6, с. 86], «Свиданье» [6, с. 219]), децим («Когда б в покорности незнанья.» [6, с. 93], «Гляжу на будущность с боязнью.» [6, с. 166]) и двустиший («Баллада» [6, с. 32], «Морская царевна» [6, с. 223]), единственной репрезентацией представлены одиннадцати-(«Памяти А.И. О<доевско>го» [6, с. 182]) и шест-надцатистишие («Молитва» [6, с. 35]).

Интродукции могут занимать также несколько строф: 16-строчный зачин стихотворения «Оправдание» занимает 4 строфы-катрена ([6, с. 207]), в четырех произведениях начальные фразы занимают 2 строфы (2 начала из восьми стихов, охватывающие по 2 катрена («Молитва» [6, с. 162], «<М.А. Щербатовой>» [6, с. 186]), десятистрочное, размещенное в двух пятистишиях («Н.Ф. И.. .вой» [6, с. 38]) и двенадцатистрочное, равное двум секстинам («Как часто, пестрою толпою окружен.» [6, с. 184]). За пределы октавы выходит 11-строчное интродук-тивное предложение в стихотворении «К***», где междустрофная пауза одновременно является интонационной границей, разделяющей восходящую и нисходящую части в мелодической схеме периода: Когда к тебе молвы рассказ Мое названье принесет И моего рожденья час Перед полмиром проклянет, Когда мне пищей будет кровь И стану жить среди людей, Ничью не радуя любовь И злобы не боясь ничьей;

Тогда раскаянья кинжал Пронзит тебя; и вспомнишь ты Что при разлуке я сказал.. .[6, с. 68] Организация зачинов по законам периодической речи - один из излюбленных приемов Лермонтова, например:

Оправдание Когда одни воспоминанья О заблуждениях страстей,

Наместо славного названья Твой друг оставит меж людей, -

И будет спать в земле безгласно, То сердце, где кипела кровь, где так безумно, так напрасно С враждой боролася любовь, -

Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, -

Того, кто страстью и пороком Затмил твои младые дни, Молю язвительным упреком Ты в оный час не помяни [6, с. 207]. Поддерживаемая совпадением границ предложения, строки или строфы мелодическая плавность, напевность звучания классического стиха, однако, Лермонтовым часто нарушается, в стремлении разнообразить ритм, избежать монотонности идеально симметричных форм, наполнить поэтическую речь живыми разговорными интонации, «прозаизирующими» стих. Первые предложения, занимающие полустишия (подобные зачины встречаются только в произведениях первого этапа) либо одну и более строк с заключительным полустишием, когда первая фраза заканчивается в середине стиха, создают подобным «фразным сечением» (термин Л.А. Булаховского) дополнительный к анжамбману конфликт между стиховым и синтаксическим членением, тем самым сообщая стиху «разговорность; при определенном содержании, которое этого требовало, - даже опрощен-ность» [3; 277]:

Темно. Все спит. Лишь только жук ночной. [6, с. 54] Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала. Я любил. [6, с. 72] Я видел юношу: он был верхом На серой борзой лошади - и мчался Вдоль берега крутого Клязьмы. Вечер. [6, с. 86] Вчера до самой ночи просидел Я на кладбище, все смотрел, смотрел Вокруг себя; - полстертые слова Я разбирал. Невольно голова. [6, с. 56] В астрофических стихотворениях М.Ю. Лермонтова, доля которых снижается от 42 (70 из 170 ранних стихотворений) до 28% (22 из 77 поздних произведений) в направлении от первого ко второму этапу творчества, во многом сохраняется «инерция» построения инициальных конструкций по модели четырех-, дву- или восьмистишия: так, на композиционные начала длиной в 4 стиха приходится около трети всех репрезентаций в лишенных строфического членения произведениях. Таким образом, преобладающим строфическим типом зачина оказывается катрен - наиболее распространенный тип строфы в русской лирике.

Интересно проследить соответствие метрической организации зачина его синтаксическому

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

Таблица 1

Соотношение между метрической организацией лермонтовских стихотворений и синтаксическим построением зачина

Размер

Тип\ предлоЧ женин \ Я 2 Я 3 Я 4 Я 5 Я 6 Я 7 Х 3, Х 5 Х 4 Ам Ан Д

ПП 1 2 33 7 7 7 4 1

ССП 1 5 3 4 1

СПП 2 12 1 2 1

БСП 20 5 2 1 4 1 2

МСП 2 1 45 24 16 4 4 10 4 2

Условные сокращения: Я - ямб, Х - хорей, Ам - амфибрахий, Ан - анапест, Д - дактиль; цифры обозначают количество стоп в строк; ПП - простое предложение; ССП - бинарное сложносочиненное предложение; СПП - бинарное сложноподчиненное предложение; БСП - бинарное бессоюзное предложение; МСП - многокомпонентное сложное предложение из 3-х и более частей.

строению - вопрос о соотношении метрических и синтаксических характеристик стиха и пока специально не рассматривался с точки зрения типологии предложения, хотя попытки выявить морфологические основы рифмы и метра, а также соответствие ритма и компонентного состава предложения на материале русской лирики уже предпринимались (см. напр. [4], [8]).

В таблице 1 представлено соотношение между метрической организацией лермонтовских стихотворений и синтаксическим построением зачина:

Как следует из приведенных количественных показателей, размеры Я 2, Я 3 и жанрово-ней-тральный, в силу своей самой широкой употребительности в малых лирических жанрах, Я 4 в два раза чаще соотносятся с зачинами, построенными по модели сложного предложения. Метрические схемы Я 5 и Я 6, Д, Ам используются еще гораздо активнее именно в полипредикативных интродукциях, Я 7 и Ан - только в сложных структурах лермонтовских начал. Примерно в равных пропорциях моно- и полиметрические структуры встречаются в четырехстопных хореических зачинах, поскольку, очевидно, за данной метрической схемой закрепилась прочная традиция песенной и эпической фольклорной стилизации, а также анакреонтики в русской «легкой поэзии». Таким образом, длинные размеры (в частности, пяти-, шести- и семистопный ямбы - стихи с ореолом «высоких» жанров, по преимуществу эпических поэм, драм и трагедий, пятистопный хорей), как и вольные стихи, а также разностопные и полиметрические композиции (например, «Слышу ли голос твой...», Горе тебе, город Казань.», «Воля», «Песня» («Колокол стонет.»), «Песня» («Желтый лист о стебель бьется.»), «Русалка» и др.) предпочитают почти всегда усложненные структуры.

Инициальные фразы иногда могут занимать все пространство стихотворения, так что первое предложение текста вбирает в себя целостный лирический опыт поэта, поэтому затруднительным

и условным оказывается в этом случае членение подобного дискурса на традиционно выделяемые в типичной для стихотворения трехчастной композиции зачин, развитие темы, концовку. Подобное построение стихов, совпадающих по своим границам с одним пространным высказыванием, не только подчеркивает присущую именно поэзии грамматическую и смысловую сверхусложненность, но и позволяет заключить, что связь композиции с синтаксической структурой произведения в лирическом роде гораздо более тесная, жесткая, чем в иных жанровых формах: в стихотворном тексте в рамках нередко лишь одного вбирающего «бездну смысла» предложения умещаются несколько композиционных рубрик с не очень четкими, не столь очевидными (как, например, в структуре прозаической строфы - сверхфразового единства), размытыми границами:

Предсказание Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать. И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек. И ты его узнаешь - и поймешь. Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! - твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем. Как плащ его с возвышенным челом [6, с. 59] -первая строка, вводящая информацию о грядущем страшном событии, здесь, очевидно, является лаконичным зачином, предопределяющим развертывание антиутопии в придаточных частях со значением времени в рамках единого сложного целого; строки 12-16 содержат кульминацию - предска-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

135

зание явления безжалостного мессии, а заключительных два стиха в представляют собой концовку мысли, подтверждающую характеристику будущего, заявленного лирическим героем в самом начале. Таким образом, смысловая и синтаксическая сложность, усиленная, двойная (с одной стороны - стиховая, с другой - конструктивная, синтагматическая) сегментированность стихового пространства позволяет представить трехчастную (зачин + развитие темы + концовка) композиционную форму, соединить «начала и концы» даже в пределах текста, совпадающего по структуре с одним предложением (ср. также: «Я видел раз ее в веселом вихре бала.», «Когда волнуется желтеющая нива.», «Слышу ли голос твой.», «Она поет - и звуки тают.», «Когда твой друг с пророческой тоскою.», «Дай бог, чтоб ты не соблазнялся.» и др.).

Однако в целом только в менее чем 10% интродукций Лермонтова границы зачина и первого предложения не совпадают: первая композиционная часть соответствует части сложного целого (Страшись любви: она пройдет, Она мечтой твой ум встревожит. [6, с. 37]; Я зрел во сне, что будто умер я; Душа, не слыша на себе оков. [6, с. 39]; Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн. [6, с. 48]; Он спит последним сном давно, Он спит последним сном, Над ним бугор насыпан был. [6, с. 69]; Я видел юношу: он был верхом. [6, с. 86]; «Я видел раз ее в веселом вихре бала; Казалось, мне она понравиться желала.» [6, с. 104]; «Я видел сон: прохладный гаснул день.» [6, с. 107]; «Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель! пришлец из чуждых стран.» [6, с. 135]; и некоторые др.) или -гораздо реже - охватывает два-пять предложений (Погаснул день! - и тьма ночная своды Небесные, как саваном покрыла. Кой-где во тьме вертелись и мелькали светящиеся точки, И между них земля вертелась наша; На ней, спокойствием объятой тихим, Уснуло все - и я один лишь не спал. Один я не спал. [6, с. 42]; см. также: «Свиданье» и «Выхожу один я на дорогу.»).

Подводя итог нашим наблюдением над строфическим, метрическим и синтаксическим устройством лермонтовских интродукций, отметим, что наиболее часто используемой структурой оказы-

вается ямбический зачин-катрен, построенный по модели бессоюзного двучастного или многокомпонентного с разными видами синтаксической связи сложного предложения (подробнее о синтаксической организации начал лермонтовских стихотворений см. [7]). Вопрос о соответствии композиционного членения, синтаксиса и ритмо-метрической схемы стихотворного текста требует дальнейшего исследования на основе более широкой эмпирической базы и представляется одним из актуальных и перспективных аспектов будущих филологических разысканий в области «грамматики поэзии» и стиховедения.

Библиографический список

1. Баевский В.С. Стих русской советской поэзии. - Смоленск: Изд-во СГПИ, 1972. - 145 с.

2. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века: Фонетика. Морфология. Ударение. Синтаксис. - М.: Учпедгиз, 1954.

3. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. - М.: Наука, 1984. - 352 с.

4. Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Статьи о лингвистике стиха. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 288 с.

5. Евсеева Р.А. Трехчастность лирических стихотворений: к проблеме методики анализа композиции // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 61. - № 11. - С. 44-50.

6. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. стихотворений: в 2-х т. - Л.: Сов. писатель, 1988. - Т. 1. - 687 с.

7. Патроева Н.В. Интродуктивные предложения в лирике М.Ю. Лермонтова // Учен. зап. ПетрГУ Сер. Общественные и гуманитарные науки. - 2014. - № 5 (142). - С. 41-47.

8. Скулачева Т.В. Части речи в стихотворной строке: методы анализа // Корпусный анализ русского стиха: сб. науч. статей / отв. ред. В.А. Плун-гян, Л.Л. Шестакова. - М.: Изд.центр «Азбуковник», 2013.- С. 243-266.

9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 333 с.

10. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического произведения // Анализ одного стихотворения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - С. 5-49.

136

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.